Что такое абстракция в фотографии. Введение в абстрактную фотосъемку. Что снимать при абстрактной съемке

Пришло время повеселиться и выйти из повседневной рутины, о который вы может даже не догадываетесь. Пришло время создавать изображения, основанные на цвете, свете, эмоции, не беспокоясь о резкости и деталях.

Пришло время экспериментов с абстрактной фотографией.

В этом уроке по фотографии вы получите 6 дельных советов как делать абстрактные фото!

Абстрактный (прилагательное): выражение идей и эмоций с помощью таких элементов, как цвет и линии без намерения создать реалистичную картину.

У вас уже есть все необходимые для этого инструменты (камера или даже смартфон), так что давайте рассмотрим некоторые способы создания впечатляющих абстрактных изображений.

Техники съемки абстрактных фотографий

1. Перемещайте камеру

Самым простым способом создания изображения, наполненного цветом и линиями, является размытие всего. Для большинства из нас это прекрасный подход. Я слышу, как вы восклицаете: «Я могу перемещать камеру и не беспокоиться об ее устойчивости? О, небеса!».

Все эти техники выявляются опытным путем, но я могу дать некоторые советы о том, откуда начинать.


Первым делом замедлите выдержку до 1/10-й секунды или больше. Как и в случае с панорамным размытием, здесь начинается самое интересное. Вы можете использовать режим Приоритет выдержки, или, если вы знаете как настроить камеру в режим Приоритет диафрагмы или Программный режим, то используйте их для получения той же выдержки. Вам также поможет в этом низкое значения ISO, как, например, 100 или ниже.

Во-вторых, ищите предметы в тени. Такая длинная выдержка потребует малого количества света, иначе снимок будет переэкспонирован.

В-третьих, сделайте несколько пробных снимков, передвигая камеру то в одном, то в другом направлении. Я знаю, это звучит, как плохой совет и весьма упрощенный, но все начинается именно так. Вы должны увидеть, что происходит со сценой перед вами, когда вы двигаетесь в одну или другую сторону. Затем начинайте двигаться по кругу или в случайном порядке.


Иногда предметы с прямыми линиями выглядят наилучшим образом, когда вы работаете с их структурой и направлением. Порой круглые предметы (цветы, например) прекрасно выглядят в хаотичном вращении. Это ваше официальное разрешение на выход их каких-либо рамок в фотографии. Некоторые изображения будут, мягко говоря, неудачными. Но могут получится на самом деле привлекающие внимание кадры.


2. Перемещайте предмет

Мне не нравились метки на вагонах поезда до тех пор, пока я не понял магию случайных цветов, движущихся на скорости 40 миль в час (65 км/ч).

Теперь я часто ищу взглядом цветные предметы только ради их цвета. Форма, предмет или предназначение могут быть не теми, что мне нужно, но, если я могу использовать цвет и заставить его двигаться именно так, как я хочу…я смогу передать суть этого цвета.

Это в некоторой степени похоже на технику рисования светом, но без предмета, излучающего свет. Подумайте, какие предметы можно перемещать, и ищите смелые цвета.

ВНИМАНИЕ : будьте осторожны с белым, желтым и другими очень яркими цветами. Их свойства таковы, что они заполняют сенсор слишком большим количеством информации и вытесняют любой другой цвет на снимке.

3. Удалите контекст

Зум объектив будет вашим лучшим другом в данном случае. Широкоугольные снимки даже с достаточным количеством размытия часто позволяют нам определить сцену, а не сосредоточится на цветах и эмоции. Абстрактным же изображениям поможет то, что невозможно распознать.

Позвольте привести пример. Что вы видите здесь (ниже)?


Теперь я показу вам контекст.


Чем больше вы выбираете отдельные детали, тем более абстрактным получается изображение!

4. Снимайте через предметы

Я все еще серьезно экспериментирую со съемкой сквозь предметы, но здесь есть много интересного. Очень удобно, когда есть способ удерживания предметов или крепления их на стойку для студийного света. Или же начните с повседневных предметов и работайте через цветное стекло, стеклянный блок или даже нанесите различные гели или жидкости (вазелин, оливковое масло и пр.) на чистое стекло или органическое стекло.


5. Мультиэкспозиция для получения абстрактных фото

Использование техники мультиэкспозиции иногда оставляет слишком много оригинальных, узнаваемых предметов. Я определил средние настройки моего Canon для работы с комбинированными снимками. Если хотите испугаться, то начните с темных настроек и приготовьтесь делать много тестовых снимков.

Мой метод состоит в том, чтобы сделать один кадр в основном в фокусе. Затем я делаю еще два под разным углом вне фокуса. Иногда это приводит к просто мягкому фокусу, и поэтому такое изображение нельзя считать достаточно абстрактным. Вот почему я предпочитаю использовать зум и лишать предмет контекста.


6. Постобработка как площадка для экспериментов

Вы знаете, как люди склонны жаловаться на большое количество постобработки в работах некоторых фотографов? Пришло время расширить границы и развлечься. Вы можете смягчить сцену, чтобы сделать ее еще более воздушной.


Или можете попробовать различные версии того же изображения, но в совершенно разной цветовой подаче (в данном случае я просто изменил температуру Баланса белого и Оттенок в Lightroom).

Как только изображение попадает в компьютер, позвольте себе делать с ним все, что угодно!

Заключение

Что мне нравиться в абстрактной фотографии больше всего, так это то, что она играет на нерве каждого из нас «Мне это нравится, но я не знаю почему». Я могу проанализировать каждое из этих изображений и рассказать, почему я выбрал его, но в итоге это не имеет значения. Речь идет о создании искусства ради искусства. Речь идет о возвращении к основам привлечения к искусству. Речь идет об удивлении от увиденного на LCD мониторе, пока вы нарушаете несколько правил, которых привыкли так тщательно придерживаться.

В начале XX века возможностью проникнуть на территорию живописи для фотографии стало абстрактное искусство. Хотя и здесь возникла определенная двойственность: с одной стороны, фотография помогла западной живописи покончить с навязчивым стремлением к реализму и, возможно, спровоцировала возникновение беспредметной живописи, а с другой - сама постепенно стала устремляться в сторону абстракции. Исчерпывающее определение этому направлению в искусстве, вполне подходящее и для фотографии, дал Герберт Рид в работе «Современное искусство» 1948 года: «Мы называем абстрактными все те произведения искусства, которые, даже если они отталкиваются от представления художника о каком-либо предмете внешнего мира, в дальнейшем обретают независимую и самодостаточную эстетическую ценность, не опирающуюся ни на какую объективную реальность».

В самом широком смысле абстрактная фотография (Abstract Photography) - очень разнообразная категория изображений, созданных при помощи различных техник и приемов, но общим правилом для которых является уход от символической репрезентации. Абстрактная фотография отвергает идею того, что должно быть изображено нечто узнаваемое, предпочитая вместо этого взять в качестве объекта сам образ и процесс его создания. Поэтому к ранним примерам абстрактной фотографии можно отнести и фотогенные рисунки Генри Фокса Толбота, и хронографии Этьена-Жюля Марея, и городские пейзажи Альфреда Стиглица начала XX века.

Как течение абстрактное искусство окончательно сложилось в 1910–20 годах, охватив буквально все виды искусства, от живописи до фотографии. В его недрах родилось множество течений и так называемых «измов»: кубизм, футуризм, конструктивизм и другие.

В 1913 году Элвин Лэнгтон Коберн, спустя несколько лет после абстрактных экспериментов в живописи Василия Кандинского, включил в свою персональную выставку в Goupil Gallery в Лондоне серию из пяти фотографий под названием «Нью-Йорк с высоты». Это были виды города, снятые с высокой точки и вдобавок с искаженной перспективой, что создавало поистине абстрактный рисунок площадей и зданий.

Среди авторов - авангард тогдашней фотографии: Ласло Мохой-Надь, Эрих Мендельсон, Александр Родченко и другие. Но слава отца абстрактной фотографии досталась именно Коберну, а его «вортографиям» 1917 года - звание первых программно-абстрактных фотографий. Для их создания он направлял фотокамеру на различные объекты через трехгранную призму зеркал. Годом позже Критсиан Шад вовсе отказался от использования камеры при создании изображения - так был разработан способ, известный сегодня как фотограмма.

Свои произведения автор называл «шадографиями» и вслед за художниками-абстракционистами просто нумеровал изображения вместо названий. В основу изобретения Шада был положен принцип, используемый еще Толботом в его первых опытах фотогенного рисования: обрывки бумаги и плоские предметы помещаются на экспонируемую светочувствительную бумагу, в результате чего получаются силуэты, нередко напоминающие живописные коллажи кубистов. Своей технике фотограф оставался верен всю жизнь, создавая «шадографии» как в 1917-м, так и в 1977 году. Многие художники, включая Мэн Рея, Эль Лисицкого, Ласло Мохой-Надя, Франца Роха, подхватили появившуюся фотограмму как наиболее подходящую и выразительную технику для экспериментальных поисков в области абстрактных форм.

Соляризация, «рейография», множественная экспозиция, техника клише (cliché-verre), фотомонтаж стали инструментами для создания «внепредметных» изображений и нового понимания мира. Полученные непредсказуемые абстрактные узоры, стремящиеся к двухмерности, имели внешнее сходство с выстроенными и продуманными работами Василия Кандинского, Казимира Малевича и Макса Вебера. Вторая половина XX века продолжила перечень люминограммой Килиан Брейер и химиграммой Пьера Кордье.

Создание абстрактных образов, однако, не исчерпывается исключительно световыми и химическими манипуляциями в темной комнате. Другое «ответвление» абстрактной фотографии вполне можно было бы назвать «абстрактным реализмом». Первым его представителем, пожалуй, является Пол Стрэнд, идеолог движения «чистого» фотоискусства. Его работа «Абстракция стула» 1916 года словно декларирует основные приемы, реализующие устремление к абстракции и свойственные данному «ответвлению»: съемка крупным планом, необычные ракурсы, эффекты освещения и выразительные природные свойства самих фотографируемых объектов. Подобными способами можно было изменять привычный облик предметов. Моделью могли стать любые предметы окружающей действительности - от узора на листьях до стены дома.

Британец Джош Адамски (Josh Adamski) приобрел известность благодаря искусству концептуальной фотографии. Он родился и большую часть жизни прожил в Великобритании, но в настоящее время базируется в Израиле. Большая часть работ Адамски сосредоточена вокруг воды, так как он живет рядом с пляжем и черпает вдохновение из темы моря. В его работах важную роль играет абстракция. Свои снимки Джош обрабатывает в фоторедакторах, чтобы сделать их еще более абстрактными и выразительными. Город, побережье, парки и скверы — все то, что здесь и сейчас непременно находит свое отражение в удивительных, фантастических фотографиях этого автора. Они дарят не только восторг, но и вдохновение.

(Всего 29 фото)

1. Джош Адамски родился в 1948 году в Великобритании, где большую часть жизни он и прожил.

2. Фотографией Джош начал увлекаться ещё с детства, часто выпрашивая фотоаппарат у отца для своих первых экспериментов.

4. Сегодня имя Джоша Адамски называют в числе мэтров современной фотографии, фотохудожников, которые не только мастерски преподносят свои работы, улучшая их цифровой обработкой, но и вкладывают в них смысл, идею, душу.

5. Своим девизом он считает фразу Анселя Адамса "You don"t take a photograph, you make it", которую можно перевести как "Ты не должен фотографировать, ты должен делать фотографию", и специализируется на умопомрачительной, впечатляющей, концептуальной фотосъемке городского пейзажа.

6. Джош Адамски уверен, что правил создания хорошего снимка не существует: просто есть хорошие фотографы, чьи работы захватывают дух даже тогда, когда сделаны они с игнорированием всех существующих правил.

7. Джош Адамски захватывает в кадр потрясающие панорамы и превращает их в произведения изобразительного искусства в своей необычной, абстрактной манере.

8. Удалённые силуэты добавляют интригу, а плавные линии и размытие определённой части изображения несут собой таинственное спокойствие.

10. Мягкие линии и размытые силуэты придают работам атмосферу умиротворения, а мастерское использование цвета позволяет направить восприятие фотографии зрителем в нужное русло.

12. Снимки Адамски позволяют перенестись в другой мир, который полон не только мира и спокойствия, но и особой силы, которая захватывает дух и не позволяет отвести глаз от фантастических картинок.

Когда мы думаем об абстракции с точки зрения искусства, на ум приходят великие художники, такие как Джексон Поллок или Пит Мондриан, но живопись – не единственное художественное поле, в которое вступает абстракция. Начиная с первой фотографии в мире в XIX веке художественные фотографы экспериментировали с манипуляциями камерой – якобы используемой для захвата реальности, – чтобы дать другое представление о мире вокруг нас.

Но что именно делает фотографию абстрактной? Может показаться сложным дать точное определение, но есть множество характеристик, которые составляют абстрактную фотографию. Чаще всего абстракция происходит, когда фотограф фокусируется на фрагменте естественной сцены, изолируя ее от своего контекста.

Обнуляя по цвету, текстуре, линии, форме, геометрии, симметрии или отражению сцены, этот фотограф искажает наше восприятие реального мира и знакомых объектов. Например, если вы сделаете снимок зеленого яблока, но увеличите только каплю воды, стекающую по ярко-зеленой корке, таким образом, чтобы зритель не сразу узнавал объект, но в большей степени управлялся ощущением, то вы сделаете снимок абстракции.

История абстрактной фотографии

Жанр получил толчок благодаря сюрреалисту Ман Рэю и лидеру Баухауса Ласло Мохой-Надю, но в действительности вывел эту практику на новый уровень американский фотограф Альфред Стиглиц. Общепризнано, что его серия «Music – A Sequence of Ten Cloud Photographs» – это первый преднамеренный набор абстрактных фотографий. Созданный в 1922 году, он длился на протяжении двенадцати лет, во время которых Стиглиц сделал сотни фотографий облаков, которые в конечном итоге назвал «Эквиваленты» .


Альфред Стиглиц «Эквиваленты»

Введя практику в теорию, в своем эссе 1929 года об истории фотографии Уолтер Бенджамин проницательно заметил, что абстракция и фотография не являются взаимоисключающими. «Это другая природа, которая говорит с камерой, а не с глазом». Это дало еще одно разрешение художникам расширять границы фотографии, используя ее для других целей вне реализма.

Абстрактная фотография сегодня

В настоящее время – широко известный художественный жанр. Такие фотографы, как Аарон Сискинд и Майнор Уайт известны своими работами, граничащими с живописью. Фактически, Сискинд тесно сотрудничал с Поллоком в 1950-х и 1960-х годах.


Аарон Сискинд Майнор Уайт

На данный момент Tомас Руфф и Вольфганг Тильманс являются двумя ведущими именами в абстрактной фотографии. Руфф, в частности, исследует возможности манипулирования веб-изображениями в неузнаваемых формах. Он также часто берет материал из научных источников, например, в своей серии «Cassini» , которая возникла на основе снимков NASA.




Интересно, что Тильманс использует в своих работах непосредственно сам процесс создания, как например его серия «Silver » использует реакцию фотографической бумаги на свет, чтобы создавать абстрактные фотографии.


Ниже работы других известных фотографов абстракционистов.


Armand Dijcks
Brandon Mike Danae Falliers
David Johnson
Kevin Saint
Kevin Saint
Kim Keever Roland Fischer Roland Fischer
Simone Sbaraglia
Sylvie de Burrie Thomas Lohr
Thorsten Scheuermann
Thorsten Scheuermann
Zack Seckler
Zack Seckler

Будем рабы увидеть в комментариях имена ваших любимых фотографов абстракционистов, а еще лучше вместе с фотографиями! :)

И вам, и мне неоднократно приходилось слышать от людей, вполне сведущих если не в фотографии, то в культуре, что абстрактная фотография «не для них», что это противоречит природе фотографии, что абстракция бессмысленная, заумная, холодная и далее по списку отрицательных качеств, которыми мы обыкновенно наделяем то, что нам непонятно и неблизко.

Но случается, что произведение «абстракции» вдруг цепляет зрителя, открывается ему, привораживает собою. Как правило, люди, внезапно оценившие абстрактную фотографию, продолжают всматриваться и в другие произведения абстрактного искусства в ожидании возможности еще раз пережить тот острый и глубокий опыт открытия. Становятся ли они приверженцами абстракции? Те, кто обрел глубокое переживание, чаще всего не стремятся кричать о нем на каждом углу, подобно людям, получившим глубокий духовный опыт: внутри, глубоко внутри у человека происходит нечто, доселе ему неведомое, чему трудно подобрать определение и что трудно выразить словами, что остается как важное воспоминание, сокровище, о нем молчат, чтобы сберечь.

Энциклопедии в один голос утверждают, что абстракция (абстракционизм) в искусстве — это направление нефигуративное, не имеющее выраженного сюжета, формальное, отвлеченное (точный перевод с латыни), стилизующее реальность (некоторые идут дальше, называя процесс стилизации упрощением). Возможно ли это в фотографии? зачем это в фотографии? Как это связано с общими процессами в культуре в эпоху развития нашего медиа 1 ?

Абстрактная фотография - явление, осознанию которого в культуре только исполнится сто лет. Но как форма, как изображение, созданное с другими целями, при этом вполне укладывающееся в представления об абстракции, эта фотография гораздо старше, наверное, почти как все сюжеты (назовем абстрактный сюжет «непонятным»), она существует столько же или почти столько, сколько существует сама фотография. Что, как не абстракция, есть первые тени на соленых бумагах Тальбота 2 , где только сам изобретатель да зритель, которому подсказали, что там есть изображение (а) и что это изображение означает вид из окна дома (б), могут увидеть нечто? Но когда в культуре ХХ века появляется категория абстракции, когда ее начинают применять для определения характера изображений, тогда и старый снимок Тальбота, и многое другое, что было снято до «эпохи абстракции», начинает вписываться в новый контекст.

Абстракция (форма изображения) - древняя, как само изобразительное искусство. Но абстракция как определение для отвлеченных (и знаковых 3) изображений появляется только в 1910-х годах в связи с живописью и теоретическими работами Василия Кандинского 4 . С высоты сегодняшнего дня, вглядываясь в первые изображения человеческой руки в пещерах, в наскальные рисунки, где сюжеты охоты и шаманства перемежаются орнаментами и неупорядоченными (на первый взгляд) линиями, точками, мы восклицаем: абстракция! Но она не была таковой для первобытного человека. она была полна смыслом, утерянным в веках. древние изображения - протописьмо, попытка визуального рассказа, где соединяются пространство и время, уже произошедшее (сцена охоты) становится фактом настоящего для зрителя, «читающего» изображение, а линии, возможно, были способом уточнения места и времени, количества и проч.

Так же и искусство дальнего Востока, и монохромная живопись, и каллиграфия для европейского глаза, не обученного той, восточной системе «чтения» изображения, - абстракция. мы оцениваем ее в эстетических категориях формы, но останавливаемся, не в силах перешагнуть через порог этих визуальных текстов.

Для понимания абстрактного искусства ХХ века создано множество теорий восприятия: это искусство воздействует «чистой формой», она может влиять на зрителя (если он готов к тому в момент соприкосновения с изображением), на его эмоции, образную память, даже на физиологию. Ярчайший пример - живопись американского художника родом из Витебской губернии, классика модернизма марка Ротко. Некоторые виды абстракции (например, работы Казимира малевича - буквально изобразительное выражение его теорий) не иллюстрация (для понимания которой необходим сопроводительный текст, без него иллюстрация бессмысленна), но образ, в котором теория находит визуальное претворение. для глубокого понимания таких произведений важно знание теоретического наследия художника? да, но не только. Будучи образом, абстракции влияют на зрителя непосредственно всей своей формой, правда, как и в случае с искусством древних или искусством Востока, которые чужие по языку формы, они остаются предметами с закрытой глубиной значений. Исследователи творчества Кандинского (а вслед за ними и теоретики, генерализирующие теории абстракции в искусстве) подчеркивают, что абстрактное изображение изначально конкретно, художник, создавая его, опирается на свой опыт соприкосновения с реальностью, что абстракция - форма интерпретации реальности, не всегда видимой, подчас это - интерпретация внутренних образов художника, его реакции на реальность (факты биографии, литературные произведения, резюмирование бесед с другими людьми или прочитанных книг, реакции на природу, городские ландшафты, даже на свет). В этом смысле абстракция - закодированное послание. Ее код известен художнику, но далеко не всегда он считает важным передать ключ зрителю буквально, как, например, в названии картины Кандинского «Святой Георгий», или в виде дневниковых записей... Повторюсь, абстракция останется авторской скорописью, заметками для личного пользования, если не несет в себе образа. Это тончайшая материя, которую легко прорвать неверными словами. Когда от произведения абстракции в визуальных искусствах (живописи, графике, фотографии, кинематографе, скульптуре и т.д. 5) зритель требует однозначного ответа: что здесь изображено? - он лишает произведение глубины, подобно тому, как вопрос: о чем написано? о чем музыка? или о чем станцевано? - лишает смысла поэзию, музыку, современный балет.

В фотографии осознанное творение абстракции начинается после Первой мировой войны - когда в Европе и в России художники, уже освоившиеся на территории абстрактного искусства, начинают интересоваться медиа фотографии. Мохоли-Надь, Родченко, Ман Рэй - для них фотография становится одним из инструментов, с помощью которых художник претворяет опыт своего общения с современным миром. Т.е. находит те формы интерпретации, которые будут созвучны (вот он переход между изображением и музыкой, между разными видами искусств, синтез творчества ХХ века) современному человеку.

Недавно Чеховский фестиваль привозил в Москву произведение знаменитого французского балетмейстера Жозефа Наджа (он сам вышел на сцену в этом балете) «Sh-bo-gen-zo» 6 . В рецензиях было сказано, что это история взаимоотношений самурая и воспитанной в традициях японской дамы. На сцене в современных брючных костюмах, в угловатых исковерканных позах двигались, как в танце суфиев, две фигуры, мужская и женская. Там был сюжет, который трудно пересказать, - в любом слове рискуешь впасть в неточность; были главы (части балета); была пронзительная, как в японском традиционном театре, музыка. Но это было больше, чем история отношений самурая и японской дамы: мужское и женское? или сразу инь и ян, тем более что классический текст «Шо-бо-ген-зо» - собрание буддийских коанов, толкований термина «Шо-бо-ген-зо»: «видения умудренным Буддой глазом смысла вещей». В зале стояла тишина, такая, как бывает, когда впадают в транс, некоторые зрители также молча плакали. Было ли это свидетельством того, что их захватила экзотическая история? Или это была экстраполяция личного опыта на сведенный до предельной абстракции танец?

В конце 1920-х, когда абстракция стала привычным языком современного искусства, знаменитый американский фотограф Альфред Стиглиц создает серию, вошедшую в историю искусства под названием «Equivalence». Небо и ветки, просто облака, ни верха, ни низа, все части композиции равны по значению, отсюда «равнозначность» в названии, отсюда - мостик к послевоенной американской фотографии второй волны абстрактного искусства. И эта же серия Стиглица - утверждение ценности личного опыта, личных откровений: небо открывается художнику не как сюжет, но как бесконечность, которой художник равен. Незадолго до создания «Equivalence» фотограф открывает Intimate Gallery, личную галерею. Исследователи, зараженные практицизмом, объясняют странность названия размерами маленькой комнаты, выделенной под галерею. Но дело в другом: Стиглиц, галерист с 20-летним опытом (его прошлые детища - журнал и галерея Camera Work, позже 291 gallery в Нью-Йорке), представлявший самые свежие эксперименты современного искусства, совершенные по обе стороны Атлантики, приходит к новому пониманию: искусство - очень личная вещь, ей не надо много места, чтобы собеседовать со зрителем. По сути, новая галерея - комната для медитаций, как в японском доме, где можно сидеть напротив уникального произведения, смотреть, размышлять, жить с ним.

Абстракция в фотографии - путь личного, медленного или внезапного, как порыв бури, проникновения вглубь смысла. Это не просто сфотографированный фрагмент поверхности (предмета), не просто фиксация света. Это опыт. И сотрудничество фотографа и зрителя.

Даже опыты формальной композиции, например поиски «вращающейся композиции» (где ни верха, ни низа, настолько все сбалансировано, что работает и как вертикаль, и как горизонталь - некое идеальное композиционное решение для новой иллюстрированной прессы) классика советского фотоавангарда Елеазара Лангмана, требуют «искусности глаза», причем от обоих, того, кто композицию нашел, и того, для кого ее нашли. Об абстракциях Александра Александровича Слюсарева вообще надо говорить специально и неторопливо, столько он успел насобирать своих частиц «коанов».

Для разного зрителя - разное искусство. Безусловно, абстрактное искусство чаще всего подается как искусство интеллектуалов, зрителей, знающих идеи, а не только знакомых с опытами внешнего мира.

Можно сказать и по-другому: абстракция - удел людей письменности. Хочу подчеркнуть разницу между людьми письменности и литературоцентричности. Первые готовы к восприятию знаков, чтению отдельных знаков вплоть до их символической или исторической глубины и готовых к созданию новой письменности - чем, собственно, занимаются художники абстрактного искусства (абстрактной фотографии), каждый вырабатывая свою письменность. Вторые, литературоцентричные, воспринимают сюжет, понимают значения произведения в протяженном высказывании, для них знак - часть системы, но не «колодец смыслов». Это не значит, что между людьми письменности и литературы лежит непереходимая граница различий, как между психологическими типами личности. Все изменчиво, и человек, выросший на мыльных операх руин литературы, может быть поражен молнией абстракции и станет адептом учения, прежде ему чуждого.

1 Речь идет не о фотографии для СМИ (медиафотография), а о фотографическом медиа, или медиуме, - о совокупности понятия о фотографии как инструменте и о фотографии как способе выражения (и авторском, и целой эпохи).
2 Имеется в виду первое изображение из сохранившихся, полученное Генри Фоксом Тальботом в 1835 году («Зарешеченное окно в Аббатстве Лакок») и хранящееся сегодня в Национальном музее фотографии, кино и телевидения (Национальном медиамузее) Великобритании.
3 Знаковых - стремящихся к форме знака и к наполненности скрытым смыслом, которая знаку присуща.
4 Свидетельством того, что идея «абстракции» уже «витала в воздухе», не была «изобретена» Кандинским, но уловлена им, является тот факт, что во второй половине ХХ века шла баталия историков и наследников литовского художника Микалоюса Чюрлениса и Василия Кандинского за право первенства в употреблении термина «абстракция» в его художественном понимании.
5 Я имею в виду новые виды искусств, рождающиеся на платформе современных технологий в последние полстолетия.
6 «Дом истинного сокровища для глаза верно обученного», памятник китайской буддийской литературы, автор Эйхей Дохуи, XII век.