Компетентный учитель. Профессиональная компетентность учителя

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Не вступайте в конфликт интересов. Убедитесь, что специалисты по обучению в области специального образования имеют соответствующую подготовку для задач, которые они назначают. Назначьте только задачи, для которых подготовители параударов были надлежащим образом подготовлены.

Предоставлять текущую информацию разработчикам, отвечающим за принятие решений в отношении выполнения ими поставленных задач. Обеспечьте своевременную, поддерживающую и коллегиальную связь с парадекукаторами в отношении задач и ожиданий. Вступайте профессионально, когда поведение параэдуктора является незаконным, неэтичным или вредным для лиц с исключительными последствиями.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Используйте культурно соответствующее общение с родителями и семьями, которые уважительно и точно понимаются. Активно искать и использовать знания родителей и отдельных лиц с исключительными особенностями при планировании, проведении и оценке услуг специального образования и расширять их как партнеров в учебном процессе.

Содействовать возможностям обучения родителей, используя точные, культурно соответствующие информационные и профессиональные методы. Сообщите родителям о соответствующих образовательных правах и гарантиях. Признать и практиковать таким образом, чтобы продемонстрировать уважение к культурному разнообразию в школе и сообществе.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  6. Трансляция собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Уважайте профессиональные отношения со студентами и родителями, не ища каких-либо личных преимуществ, а также не вмешиваясь в ненадлежащие отношения. Не сознательно использовать исследования таким образом, чтобы вводить в заблуждение других. Активно поддерживать и участвовать в исследованиях, направленных на улучшение результатов обучения лиц с исключительными потребностями в обучении.

Защитите права и благополучие участников исследований. Понимать и публиковать результаты исследований с точностью. Мониторинг непреднамеренных последствий исследовательских проектов с участием лиц с исключительными последствиями и прекращение деятельности, которая может нанести ущерб, превышающий утвержденные уровни.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

Пропагандировать достаточные ресурсы для поддержки долгосрочных программ исследований в целях совершенствования практики специального образования и результатов обучения лиц с исключительными последствиями. Соблюдайте соответствующие процедурные гарантии и помогайте школе в обеспечении надлежащей правовой процедуры.

Предоставление точных данных о студентах и ​​программах администраторам, коллегам и родителям на основе эффективной и объективной практики ведения записей. Участвуйте в соответствующем планировании переходных последовательностей лиц с исключительными особенностями.

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Пункт 4 Стандарты подготовки персонала специального образования

Пропагандируйте, что специалисты по специальному образованию не должны регулярно принимать непрофессиональные задачи поддержки. Программы имеют концептуальную основу, которая устанавливает видение программ и их взаимосвязь с компонентами программ и учебными планами.

Контент кандидата, педагогические и профессиональные знания, навыки и распоряжения. Программы гарантируют, что будущие специальные преподаватели имеют прочную основу в либеральных учебных программах, обеспечивающих навыки чтения, письменной и устной коммуникации, расчета, решения проблем и мышления.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Обучение или совместное обучение академическому предмету содержания общей учебной программы для студентов с исключительными потребностями в обучении в широком диапазоне уровней производительности. Программы подготовки специальных преподавателей для практики среднего уровня и лицензирования, в которых учителя могут взять на себя исключительную ответственность за преподавание академических предметных классов, обеспечивают, чтобы у потенциальных специальных преподавателей была достаточная база знаний, достаточная для обеспечения того, чтобы их ученики могли соответствовать государственным стандартам учебной программы.

Вопрос о профессионализме учителя часто возникает в ряде ситуаций жизни школы. Первой и наиболее распространенной из них является текущая аттестация, особо эмоционально окрашенная в связи с возможным присвоением учителям категорий для дифференцированной оплаты их труда; аттестация связана также с выдвижением и расстановкой кадров в школе. Другая ситуация: обоснованное планирование индивидуального и коллективного профессионального самообразования учителей школы; здесь оказывается нужным возможно более точно определить уже достигнутые уровни и недостатки работы отдельных учителей, над которыми им предстоит работать. Еще одна ситуация: консультация учителям по поводу затруднений в их работе, определение причин и оказание квалифицированной помощи. Следующая ситуация: оценка работы передовых учителей, где возникает необходимость установить эффективность педагогического поиска учителя, его новизну. Новая ситуация: проведение конкурсов «Учитель года», также требующая анализа и сопоставления профессионализма учителей. В педагогическом институте также желательно показать студентам возможную перспективу их профессионального развития как будущих учителей.

Оценка системы и оценка программ. Программы имеют систему оценки для сбора и анализа данных о кандидатах, кандидатах и ​​работе выпускников, а также программных операций, достаточных для оценки и улучшения программы. Полевой опыт и клиническая практика. Программы со своими школьными партнерами разработали, внедрили и оценили полевой опыт и клиническую практику, достаточную для того, чтобы будущие специальные педагоги могли разрабатывать и применять знания, навыки и диспозиции, необходимые для ролей, которые они готовят.

Программа со своими школьными партнерами разработала, внедрила и оценила учебную программу и опыт, достаточные для того, чтобы потенциальные специальные преподаватели могли разрабатывать и применять свои знания, навыки и диспозиции, необходимые для обучения всех учащихся. Учебные программы и опыт включают работу с различными преподавателями, кандидатами и исключительными студентами класса С-12.

Во всех ситуациях жизненно нужны показатели, критерии для сопоставления эффективности, результативности учителей и в конечном счете оценки их компетентности. Объективная оценка труда учителя способствует установлению обстановки социальной справедливости в школе, предупреждает конфликты.

При анализе такой многомерной реальности, какой является труд учителя, мы будем использовать три базовые категории советской психологии - деятельность, общение, личность. Педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность - три основные стороны труда учителя.

Квалификация, эффективность и развитие факультета. Факультет программы является квалифицированным и моделирует лучшую профессиональную практику в своей стипендии, служении и обучении. Управление программами и ресурсы. Программа имеет соответствующее руководство, полномочия, бюджет, средства и ресурсы для решения профессиональных, институциональных и государственных стандартов.

Пункт 5 Стандарты вступления в профессиональную практику

Большинство программ подготовки специальных образовательных кадров являются университетскими. В течение последних нескольких лет государственные образовательные учреждения и школьные округа начали реализацию программ подготовки учителей специального образования. Имеются данные о том, что некоторые из этих программ имеют такие преимущества, как помощь в расширении разнообразия в этой области. По мере увеличения спроса на учителей специального образования, нетрадиционные программы, скорее всего, возрастут.

Личность учителя является стержневым фактором труда учителя, определяющим его профессиональную позицию в пе-

дагогической деятельности и педагогическом общении. В ходе труда учителя три его стороны вступают в сложные диалектические отношения друг с другом, когда каждая из них является то предпосылкой, то средством, то результатом развития другой (например, вначале личность является условием, приспосабливается к требованиям профессиональной деятельности и педагогического общения, а затем сама строит и развивает их). Несколько упрощая, можно сказать, что педагогическая деятельность - это «технология» труда учителя, педагогическое общение - климат и атмосфера этого труда, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя всех этих трех сторон.

У специальных педагогов, как и у других профессионалов, есть уникальное общественное доверие. В рамках этого доверия родители людей с исключительными особенностями и сообществом разумно ожидают, что специальные преподаватели будут готовы к безопасной и эффективной практике.

Эта демонстрация включает обзор программ на основе фактических данных, проводимых профессионалами в этой области. Во всех ситуациях специальные педагоги должны работать в рамках своих профессиональных знаний и навыков. Они должны знать, когда запрашивать консультации и поддержку коллег с дополнительными знаниями в конкретной области контента.

Соотношение рассмотренных сторон может быть представлено таким образом:

Осуществление педагогической деятельности, педагогического общения, самореализация личности учителя составляет процесс его труда. Но труд учителя определяется и его результатами: теми изменениями в психическом развитии учащихся, которые возникают под влиянием его труда. Таким образом, обученность (и обучаемость), воспитанность (и воспитуемость) школьников составляют еще две стороны труда учителя.

Все специальные педагоги должны иметь прочную основу в учебной программе по гуманитарным наукам, обеспечивающей владение чтением, письменными и устными сообщениями, вычислением, решением проблем и мышлением. Разработка подходящих учебных и служебных помещений и модификаций для студентов с исключительными потребностями в обучении в академическом предметном содержании общей учебной программы. Из-за той значительной роли, которую знания, связанные с конкретными предметными предметами, играют на среднем уровне, учителя специального образования должны регулярно преподавать учебные классы по предметным предметам среднего уровня в консультации или в сотрудничестве с одним или несколькими преподавателями общего образования, соответствующим образом лицензированными в соответствующей области контента.

Эти пять сторон труда учителя будут выступать в нашем анализе основой пяти блоков профессиональной компетентности учителя.

В каждой из сторон труда учителя мы будем вычленять следующие составляющие:

а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

Когда учитель специального образования берет на себя ответственность за преподавание учебного предмета на вторичном уровне, у специального педагога должна быть достаточная база знаний, достаточная для обеспечения того, чтобы учащиеся могли соответствовать государственным стандартам учебной программы.

Если школьный округ не может обеспечить специальное образование и связанные с ним услуги в соответствии с индивидуальной образовательной программой конкретного ребенка, тогда размещение может быть проведено в частной школе или учреждении бесплатно для родителей и оплачиваться с помощью государственного образования фонды.

в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

Эти качества являются как психологическими предпосылками (без них трудно начать работать учителем), так и новообразованиями (они сами развиваются и обогащаются в ходе работы) труда учителя.

По базовому определению, ваучерные программы предусматривают распределение государственных образовательных долларов в виде денежных ваучеров родителям детей школьного возраста, которые будут использоваться для оплаты обучения в частных школах, как сектантских, так и несекретных.

Государственные школы должны соблюдать требования к высококвалифицированному персоналу, но частные школы обычно не соблюдают эти требования. Частные школы не обязаны участвовать в регулярных оценках для измерения успеваемости учащихся и не связаны с требованием индивидуальной образовательной программы. Кроме того, постоянный общий надзор за образовательной программой не проводится государственным и местным образовательным агентством, поэтому не обеспечивается полная уверенность в том, что специальное образование и сопутствующие услуги полностью предоставляются.

Таким образом, знания и умения - это объективные характеристики труда учителя, а позиции и личностные особенности - субъективные характеристики учителя, необходимые для его соответствия требованиям профессии. Соотношение тех и других можно назвать «психологическим модулем» профессии учителя. В каждом из блоков профессиональной компетентности могут быть вычленены эти модули. Сведем сказанное в одну таблицу:

Доказательства указывают на то, что ваучерный подход не гарантирует бесплатное образование для студенческой семьи. Помимо первоначальной оплаты ваучера, частные школы платят родителям дополнительные суммы. Эта реальность в конечном итоге делает программы ваучеров весьма привлекательными для семей среднего и высшего среднего возраста, но в то же время эффективно устраняет семьи с более низким доходом и семьи с одним родителем.

Семьи отказываются от процедурной защиты: хотя они не могут сначала осознать это и на самом деле могут быть заявлены иначе, родители фактически откажутся от своего надлежащего процесса и других прав, приняв ваучеры. Поскольку частные школы не подчиняются этому принципу, потенциал для школьной сегрегации учащихся со специальными потребностями в обучении предсказуемо ускоряется.

учителя определяется также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества - с другой. Таким образом, складывается целостная картина профессиональной компетентности, которая может лечь в основу решения многих практических вопросов.

Отсутствие гарантии равного доступа: отличительной чертой государственного образования является его доступность для всех детей, независимо от их индивидуальных потребностей в обучении. Несмотря на некоторые первоначальные усилия по обеспечению полной доступности для всех детей, частным школам, получающим ваучеры, теперь разрешено выбирать и выбирать, кого они будут регистрировать, и какие дети они сохранят даже после первоначального зачисления. Например, данные свидетельствуют о том, что учащиеся с более тяжелыми формами инвалидности или люди с более высокими потребностями в стоимости или поведенческими проблемами обычно не регистрируются и, если они зарегистрированы, не сохраняются.

Раскроем подробнее содержание характеристик внутри модулей.

Профессиональные знания учителя - это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др. В профессиональных знаниях учитель черпает эталоны для своего индивидуального профессионального развития. Педагогические умения - это педагогические действия (воздействия) учителя. Как и всякие другие умения, педагогические умения - это действия, выполненные на достаточно высоком уровне. Педагогические умения образуют «техники» в труде учителя.

Профессиональные психологические позиции - это устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведение. Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень профессиональных притязаний учителя, его отношение к тому месту в системе общественных отношений в школе, которое он занимает, и то, на которое он претендует. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознанием смысла своего труда. Будем различать общую профессиональную позицию учителя (стремление быть и оставаться учителем) и конкретные профессиональные позиции в зависимости от видов предпочитаемой педагогической деятельности. Например, у учителя может преобладать позиция предметника либо позиция воспитателя и т. д.

Психологические особенности (качества) касаются как познавательной сферы учителя (его педагогического мышления, наблюдательности, рефлексии и самооценивания), так и мо-тивационной сферы (целеполагание, мотивационная направленность личности и др.).

Удельный вес отдельных составляющих профессиональной компетентности неодинаков. Одни из них являются приоритетными: к ним относятся результаты труда учителя с точки зрения психологического развития учащихся (главное не то, что дал учитель, а что взял ученик). Процессуальные характеристики труда учителя являются в этом плане средством достижения результата. Внутри процесса труда учителя при-

оритетная роль принадлежит личности учителя, его ценностным ориентациям, идеалам.

Внутри модулей (профессиональные знания, педагогические умения, профессиональные позиции, психологические качества) наиболее значимыми для анализа компетентности являются профессиональные позиции и психологические качества, которые дополняются, реализуются умениями, «техниками»: вначале необходимо для освоения профессии постигнуть ее предназначение, и лишь на этой основе возможно продуктивное овладение средствами их реализации.

Результативные показатели тоже не равноценны: среди них более важным является обучаемость (способность к самообучению), воспитуемость (способность к саморазвитию) и лишь их предпосылкой, основанием являются обученность и воспитанность школьников. Внутри обученности, как мы покажем ниже, приоритетными являются умение учиться, сформированная учебная деятельность, способность к самостоятельному добыванию знаний и меньшее значение имеют знания как таковые. Иными словами, психологическая цена, значимость отдельных сторон труда учителя не одинаковы. При анализе профессиональной компетентности важно обращать внимание прежде всего на основные, приоритетные характеристики. Их обоснованию будут посвящены последующие разделы книги.

У конкретного учителя характеристики профессиональной компетентности складываются также неравномерно в течение профессиональной жизни. Видеть эту внутреннюю динамику - это и означает оценить профессиональную компетентность учителя, сделать прогноз его профессионального роста.

Изложенные составляющие профессиональной компетентности позволяют наметить как пути их диагностики, так и развития. Становление учителя как субъекта педагогического труда осуществляется и в направлении развития его психических качеств с приближением к требованиям профессии, и как усложнение его субъективного мира - мотивации, самосознания, позиции и т. д. При оценке компетентности важно учитывать поэтому как степень приближения учителя к требованиям профессии (к стандартам), так и уникальность, неповторимость данного учителя как профессионала.

Литература

1. Все начинается с учителя / Под ред. 3. И. Равкина. - М., 1983.

2. Гаврилов В. Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях

профориентации / / Вопросы психологии. - 1987. - № 1.

3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986.

4. Забродин Ю. М., Зазыкин В. Г., Зотова О. И. и др. Проблемы психологии труда и профессии / / Психологический журнал. - 1981. - № 6.

5. 3инченко П. П., Мунипов В. М. Основы эргономики.-М., 1979.

6. Иванова Е. М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров / / Вестник МГУ. Психология. - 1989. - № 3.

7. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональней деятельности. - М., 1987.

8. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М., 1983.

9. Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда. - М., 1986.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

11. Ломов Б. В. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

12. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения. - М., 1985.

13. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976.

14. Стоунс Э. Психопедагогика. - М., 1984.

15. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.

Составляющие профессиональной компетентности учителя

При рассмотрении каждой составляющей мы будем придерживаться следующей схемы: профессиональные знания; педагогические умения, необходимые для осуществления, самодиагностики и самоформирования данной стороны труда учителя; профессиональные психологические позиции учителя; психологические качества, обеспечивающие выполнение этой стороны труда, и психологические новообразования, возникающие в ее ходе; психологическая карта состояния этой стороны труда учителя.

Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с. - (Психол. наука - школе) .