Карта индивидуальной работы со студентом инвалидом. Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего учебного заведения: социологический анализ. Общежития НИУ ВШЭ

В этом разделе ты узнаешь, какие возможности предоставляет Вышка для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В ходе изучения раздела ты можешь ознакомиться со следующими информационными блоками:

Маршрут, проложенный на карте возможностей, проходит через пять пунктов:

В первом из них ты узнаешь о доступной среде, которая создается в Вышке, и о том, кто такие учебные консультанты и как призвать их на помощь в случае затруднений.

Это психическое расстройство, которое может вызвать у человека трудности с повседневной жизнью и, возможно, заблуждениями, галлюцинациями и паранойей. Шизофренические индивидуумы обычно демонстрируют конкретную обработку мысли и ценят структуру и процедуры.

Это расстройства настроения, в которых человек реагирует на мысли, ситуации, среду или людей со страхом и беспокойством. Симптомы могут быть связаны с реальными или воображаемыми опасениями. Особые тревожные расстройства включают генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, паническое расстройство, социальные и специфические фобии, и посттравматическое стрессовое расстройство.

Второй пункт откроет тебе информацию об учебном процессе, контрольных и экзаменах всех видов и уровней. Ты узнаешь, что предпринять, если тебе требуются особые условия.

Наша третья остановка посвящена тому, как получить социальную и повышенную социальную стипендии, а также материальную, медицинскую или психологическую помощь.

Следующие функциональные ограничения, связанные с психическими расстройствами, могут повлиять на успеваемость и могут потребовать размещения. Сложность с побочными эффектами лечения: побочные эффекты психиатрических препаратов, которые влияют на успеваемость, включают сонливость, усталость, сухость во рту и жажду, помутнение зрения, дрожь руки, замедленное время отклика и трудности с началом межличностного контакта. Скрининг экологических стимулов: невозможность блокировать звуки, взгляды или запахи, которые мешают сосредоточению внимания на задачах. Поддержание концентрации: беспокойство, сокращение внимания, отвлечение внимания и понимание трудностей или запоминание вербальных направлений. Поддержание выносливости: сложность, обеспечивающая достаточную энергию, чтобы провести целый день на кампусе, посещающем занятия; борьба сонливость из-за лекарств. Обработка временных давлений и нескольких задач: затруднение управления заданиями, определение приоритетов задач и соблюдение сроков. Невозможно отделить человека от задачи. Реагирование на изменение: трудности с неожиданными изменениями в курсовой работе, такие как изменения заданий, сроки или инструкторы. Ограниченная способность переносить прерывания. Тяжелое тестовое беспокойство: индивидуум эмоционально и физически не может сдавать экзамен. Ограниченная способность терпеть шум и толпы. . Студенты с историей психических расстройств могут быть умными, чувствительными, творческими и интересными.

Четвертая точка на нашей карте позволит заглянуть в будущее и узнать про имеющуюся в университете поддержку в вопросах дальнейшего профессионального и карьерного развития.

Наконец, в финале мы подведем итоги модуля и расскажем, как оставаться на связи.

Поговорим о каждом пункте более подробно.

Доступная среда и учебные консультанты

Доступная среда

Вышка старается сделать образовательную среду максимально доступной и удобной для всех студентов. Территориальная доступность для маломобильных студентов — вопрос наиболее щепетильный и требующий тонких взвешенных решений со стороны администрации, так как многие здания являются архитектурными памятниками. Однако университет ищет оптимальные варианты реализации удобной среды и всегда открыт к диалогу.

Вы можете использовать стратегии, которые будут способствовать их успеху в вашем классе.

  • Обращайтесь к различным стилям обучения.
  • Внедрение эмпирической учебной деятельности.
  • Будьте готовы установить поведенческие ожидания для всех учащихся вашего класса.
  • Выразите разнообразие, чтобы включить людей с психическими расстройствами.
Некоторые учащиеся с психическими заболеваниями могут потребовать размещения, чтобы они имели равный доступ к занятиям, программам и курсовой работе. Размещение - это устранение барьера для полного участия и обучения.

Здания московского кампуса, доступные для маломобильных студентов:

Учебно-лабораторные здания НИУ ВШЭ
  • Мясницкая ул., д. 11.
  • Комплекс зданий «Шаболовка», Шаболовка ул., д. 26, стр. 2, 3, 4, 5, 9; д. 28/11, стр. 2; д. 31Б; 31Г; 31, стр. 23.
  • Большой Харитоньевский пер., д. 4, стр. 1 (частично).
  • Кирпичная ул., д. 33.
  • Кочновский пр., д. 3 (частично).
  • Лялин пер., д. 3 А (частично).
  • Таллинская ул., д. 34.
Общежития НИУ ВШЭ:
  • Общежитие «Студенческий городок «Дубки», МО, Одинцовский р-н, пос. ВНИИСОК, ул. Дениса Давыдова, д. 1.
  • Общежитие «Студенческий городок «Дубки», МО, Одинцовский р-н, пос. ВНИИСОК, ул. Дениса Давыдова, д. 3.
  • Общежитие «Студенческий городок «Дубки», МО, Одинцовский р-н, пос. ВНИИСОК, ул. Дениса Давыдова, д. 9.

Совет: если тебе потребуется узнать подробности, обратись в дирекцию нужного административно-учебного здания / комплекса или к менеджеру образовательной программы, интересующей тебя и расположенной в этом здании.

Акцент делается на доступе, а не на результатах. Это делается путем предоставления студенту инвалидности равного доступа к контенту и деятельности курса, но не обязательно обеспечения их успеха. Каждому учащемуся с инвалидностью рекомендуется зарегистрироваться в офисе, который поддерживает учащихся с ограниченными возможностями, чтобы получить жилье. Персонал из этого офиса обычно направляет инструкторам письмо, в котором указаны конкретные места, необходимые для учащегося с инвалидностью. Инструктор должен предоставить жилье.

Ответственность студента заключается в выполнении академических требований курса. Наилучшие решения возникают, когда профессиональная работа преподавателя, ученика и инвалидности осуществляется совместно. Встреча как группа может облегчить альтернативные варианты решения проблем. студент, не обсуждая его или ее инвалидность или проживание с другими людьми за пределами этой встречи, имеет важное значение. Периодически проверяйте проживание со студентом для оценки эффективности и адаптации к меняющимся потребностям.

Где описаны подробности: Список зданий и комплексов смотри на странице (список расположен справа на странице; нажав на название здания / комплекса, ты сможешь узнать контакты директора).

Стоит иметь в виду, что общежития и учебные корпуса зачастую удалены друг от друга, поэтому, выбирая ту или иную образовательную программу или курс, нужно заранее озаботиться вопросами, связанными с условиями проживания и территориальной доступностью

Ниже приведены типичные классы, экзамены и задания, которые могут быть рекомендованы профессионалом службы студент-инвалида для учащегося с психиатрической инвалидностью. Предпочтительные посадки, особенно возле двери, позволяющие оставлять класс для перерывов. Ранняя доступность учебного плана и учебников. Наличие материалов курса на диске. Повышенная частота экзаменов. Помощь при назначении при госпитализации. Расширенное время для выполнения заданий.

  • Назначенный одноклассник в качестве помощника добровольца.
  • Напитки разрешены в классе.
  • Предварительные или частые перерывы.
  • Магнитофон использовать.
  • Экзамены в альтернативном формате.
  • Использование вспомогательного компьютерного программного обеспечения.
  • Увеличенное время для взятия теста.
  • Экзамены индивидуально проконсультируются, в том числе в больнице.
  • Экзамен в отдельной, тихой и не отвлекающей комнате.
  • Заменить назначения в определенных обстоятельствах.
  • Предварительное уведомление об уступках.
  • Разрешение на отправку заданий, написанных вручную, а не набранных.
  • Письменные задания вместо устных выступлений или наоборот.
  • Задания завершены в драматических форматах.
Не все запрашиваемые помещения «разумны».

Совет: если тебе нужны особые условия проживания, стоит как можно раньше (желательно до поступления) сообщить о них ответственным за размещение; обсудить с ними все, что связано с доступностью учебных корпусов, общежитий, транспортной системы и т.п. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Контакты: для прояснения общих вопросов можно написать на или по корпоративной почте начальнику , а также директору по управлению общежитиями, гостиницами, учебно-оздоровительными комплексами .

Размещение не является разумным, если. Создание жилья или вовлечение лица в деятельность представляет прямую угрозу здоровью или безопасности других людей. Создание жилья означает существенное изменение существенного элемента учебной программы. Для создания жилья потребуется существенное изменение в способе предоставления образовательных возможностей, таких как изменение целей курса. Создание жилья будет налагать на учреждение неоправданное финансовое или административное бремя. Американская психиатрическая ассоциация.

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. Вы также можете найти следующие ресурсы, которые полезны при дальнейшем изучении этой темы. Центр универсального дизайна в образовании. Разрешается копировать эти материалы для образовательных, некоммерческих целей при условии подтверждения источника.

Если у тебя есть ограничения, связанные с передвижениями по корпусу, и тебе необходима дополнительная помощь, сообщи об этом менеджеру своей образовательной программы.

Доступ родителей (опекунов) в здания Вышки : Бывает такое, что твоим родителям / опекунам необходимо прийти в университет по какому-то вопросу (сопроводить тебя или отдать какие-то документы). В таком случае следует заказать разовый пропуск.

Потому что психическое заболевание было гораздо более табу, чем сегодня. Бок: Вы должны различать. Существует определенная доля студентов, которые психически больны. С другой стороны, цифры указывают на то, что от 30 до 40 процентов студентов страдают от выгорания. Нужно быть осторожным, насколько это не преходящие состояния возбуждения в фазах стресса.

Многие, с другой стороны, не осмеливаются учиться, хотя у них есть навыки для этого. Бок: Большинство предложений нацелены на людей с ограниченными физическими возможностями. Но даже психически больные студенты нуждаются в поддержке. Для всех участников университета важно понять, что инвалидность может повлиять не только на видение, слух и движение, но также и на психику.

Что нужно: позвонить в учебный офис (или иную структуру, куда необходимо попасть родителю), объяснить цель визита и попросить сделать пропуск на нужную фамилию и дату с указанием примерного диапазона времени посещения.

Понадобится: предъявить документ, удостоверяющий личность родителя / опекуна, работнику охраны на входе.

Томас Бок является руководителем специальной скорой помощи для психозов и биполярных расстройств в университетской больнице в Гамбурге. Он также является профессором клинической психологии и социальной психиатрии. Бок: Например, организуйте группы, чтобы вывести людей из изоляции. Кроме того, университеты имеют возможность адаптировать условия экзамена или продлить продолжительность учебы. Многое возможно, это просто нужно сделать.

Бок: Это другое. Там было создано учреждение, к которому могут обратиться студенты и преподаватели. Бок: К сожалению, таких проектов нет. В большинстве университетов есть инвалид, но им также нужен кто-то для решения психологических проблем. Психические болезни сложны и приобретают индивидуальную форму у каждого человека. Диагноз часто бывает долгим. Чаще всего они проявляются в подростковом возрасте или у молодых людей и могут появляться постепенно или внезапно.

Учебные консультанты

Если ты чувствуешь, что нуждаешься в помощи по предмету или иным учебным вопросам, попроси предоставить тебе учебного консультанта.

Учебный консультант — это такой же, как и ты, студент твоей образовательной программы, который готов добровольно тебе помочь.

Совет: для получения помощи учебного консультанта обратись с заявкой в учебный офис своей образовательной программы. Заявить о своем желании воспользоваться услугой учебного консультанта ты можешь в любой момент, когда почувствуешь такую необходимость.

Все они приводят к реляционным трудностям с риском исключения студентов и сопровождаются более или менее выраженным отрицанием, которое препятствует требованию о помощи. Даже не отрицающие студентов с психологическими расстройствами стараются остаться незамеченными и не спонтанно не сообщают о недостатках структур своего учреждения. Эти молодые люди часто имеют школьные пропуска, отмеченные многими отсутствием, и иногда они имеют недостатки в базовых знаниях. Наконец, сама болезнь и лечение, вызывают когнитивные нарушения или затрудняют связь идей.

Как общаться с учебным консультантом:

  • Дружелюбно:) Будь тактичен, но и не стесняйся обращаться за помощью.
  • Вы можете общаться лично, по электронной почте, по телефону. Заранее определи, какой способ тебе более удобен, спроси, насколько это удобно твоему помощнику.
  • Старайся заранее обдумать, какие конкретные действия учебного консультанта могут тебе помочь. Если ты не знаешь, постарайся кратко сформулировать свою проблему.
  • Старайся решать вопросы самостоятельно там, где это возможно. Не напугай своего помощника чрезмерным вниманием.
  • Учебный консультант — это не репетитор и не психолог. В идеале — товарищ, готовый прийти на помощь. Возможно, и ты сможешь ему чем-то помочь.

Что может сделать учебный консультант?

  • Проконсультировать по трудным для тебя дисциплинам.
  • Оказать помощь, если у тебя есть сложности с перемещением или навигацией по корпусу.
  • Объяснить принципы и правила университетской среды.
  • Помочь подготовиться к сессии.
  • Обратиться в случае необходимости к преподавателям дисциплин, академическим руководителям программы, менеджерам программы, куратору курса.
  • Помочь с конспектированием, а также сканированием, распознаванием и распечаткой учебно-методических материалов.
  • Содействовать в получении доступа к информационным ресурсам (например, помочь зарегистрироваться в библиотеке).
  • Поддержать в кризисных и конфликтных ситуациях.

Где описаны подробности: смотри Справочник учебного процесса, раздел

По их опыту, эти нарушения, которые бросают вызов возможности использования возможностей, контрастирующих с интеллектуальными способностями, сохраняются. Сосуществование этих факторов делает возможным причудливое, неадекватное, даже тревожное или агрессивное поведение и сильные тревоги. Все это делает их легко отсевающими.

Наконец, следует отметить, что эти расстройства сильно изменяются с течением времени и непредсказуемы. Первая необходимость после скрининга часто бывает слишком поздней, это адаптированная ориентация и корректировка учебного года, иногда принимая во внимание потерю студентских показателей, часто его отсутствие чувства собственного достоинства и его трудности в создании выбора и проектов. Ему нужно помочь не прекращать его лечение в стремлении избежать интеллектуального торможения, которое он вменяет в наркотики.

Заглянем в будущее и поговорим про те особые формы контроля, с которыми ты столкнешься на втором и четвертом курсе. Речь идет о независимом экзамене по английскому языку и государственной итоговой аттестации (ГИА). Регламент Вышки предусматривает их организацию с учетом индивидуальных возможностей и состояния здоровья студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Впоследствии следует учитывать его утомляемость, а его ритмы пробуждения и сна могут потребовать корректировки. Ему также необходимо, чтобы его реляционные трудности были признаны и что его когнитивные расстройства не следует путать с умственной недееспособностью. Учитывая непредсказуемость возникновения нарушений, которые могут быть вызваны окружающей средой, стрессом и беспокойством, можно рассмотреть присутствие близкого или заботливого помощника. Некоторым психиатрическим пациентам требуется структура ухода за больными, которые обеспечивают всесторонний уход за переменным периодом времени, способные совмещать медицинское обслуживание с поддержкой исследования.

Нужно заранее заявить о такой необходимости через учебный офис.

Независимый экзамен по английскому языку на втором курсе

Итак, для создания особых условий при проведении независимого экзамена по английскому языку, необходимо следующее:

Сроки : за 2 недели до проведения письменной части экзамена.

Что нужно : письменное заявление с описанием необходимых условий.

Возможные ответы. Медицинские службы университета, когда они информированы, и с согласия ученика, могут приблизиться к своим обычным опекунам. Мероприятия: адаптация учебных планов, корректировка расписаний, расписаний, мест отдыха или работы, посредничество в отношениях с учителями и с администрацией, поиск курсов, вербализация инструкций.

Сопровождение: репетиторство, социальная поддержка, студенческий биномиальный. Устройства и приспособления для экзаменов: перерывы, присутствие опекуна или «успокаивающего» третьего лица, отдельное помещение или специальное место, время. В течение 10 лет в Бразилии значительно возросло число студентов-инвалидов. Эти цифры также показывают недостаточное представление этой группы населения. Учащиеся с ограниченными возможностями составляют менее 1% всех учащихся, а 24% населения в целом живут с инвалидностью.

Кому: на имя проректора, координирующего деятельность НИУ ВШЭ по вопросу реализации основных образовательных программ высшего образования (если ты не знаешь, кто этим занимается, уточни в учебном офисе, на чье имя нужно писать документ).

Куда

Совет : заранее поинтересуйся в учебном офисе, как, когда и каким образом тебя оповестят об ответе и утвержденной процедуре.

Где описаны подробности проведения независимого экзамена по английскому: смотри Справочник учебного процесса (тебе нужен раздел ) и Приложение 10 «Регламент организации и проведения независимого экзамена по английскому языку по технологии, приближенной к международным экзаменам» к (тебе нужен пункт 4.11 Приложения).

Государственная итоговая аттестация на четвертом курсе

Если ты нуждаешься в индивидуальных возможностях проведения ГИА, необходимо следующее:

Сроки : не позднее чем за 3 месяца до начала проведения ГИА.

Что нужно: письменное заявление с описанием необходимых условий.

В заявлении указывается необходимость (при наличии таковой):

  • замены формы прохождения ГИА испытания (устная / письменная);
  • присутствия технического ассистента на гос. экзамене / защите диплома;
  • предоставления дополнительных технических средств или специального программного обеспечения;
  • увеличения продолжительности сдачи гос. экзамена / защиты диплома.

К заявлению нужно приложить ссылку на наличие медицинских документов, которые будут являться основанием для создания данных условий, в личном деле студента или сами медицинские документы, если их по какой-то причине еще нет в личном деле.

Кому : на имя академического руководителя образовательной программы.

Куда : предоставить в учебный офис своей образовательной программы.

Увеличение продолжительности

Что нужно: подать письменное заявление (смотри выше).

Продолжительность государственного аттестационного испытания может быть увеличена:

  • госэкзамен (в письменной форме) — не более чем на 90 минут;
  • подготовка к ответу на гос. экзамене (в устной форме) — не более чем на 20 минут;
  • выступление студента при защите ВКР — не более чем на 15 минут.

Где описаны подробности : смотри « (тебе нужен раздел 6).

Если по какой-то причине на твои запросы и просьбы не реагируют ни преподаватель, ни учебный офис, ты можешь обратиться к заместителю декана по учебной работе или декану (смотри сайт своего факультета). В экстренных случаях или конфликтных ситуациях следует обратиться напрямую в — к директору или курирующему проректору .

Социальные стипендии, материальная и иные виды помощи

Помимо государственной академической и социальной стипендий студент может участвовать во всех стипендиальных программах, которые существуют в университете. Все они открыты и не имеют ограничений.

Социальные стипендии

Ранее в курсе БЖД уже шла речь о социальных стипендиях. Напомним основные моменты, связанные с получением государственной социальной стипендии и повышенной государственной социальной стипендии детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, инвалидами вследствие военной травмы.

Сроки : в самом начале учебного года тебе нужно внимательно изучить информацию о размере государственных социальных стипендий и порядке их получения.

Cоциальные стипендии назначаются с того дня, когда ты подашь полный комплект документов (заявление + подтверждение льготы).

Что нужно: написать личное заявление и предоставить документы, подтверждающие льготу.

Куда : обратиться к сотруднику, курирующему социальные вопросы на твоем факультете / департаменте. Смотри актуальный (внизу страницы).

Совет : как правило, документы собираются организованно, и тебя об этом уведомляют. Если по какой-то причине ты пропустил этот момент, то необходимо самостоятельно обратиться к ответственным.

Где описаны подробности: смотри раздел на сайте Центра Стипендиальных и Благотворительных программ или (тебе нужен раздел 3.3).

Контакты : если у тебя возникнут вопросы, ты можешь обратиться с ними в к менеджеру .

На всякий случай проверь свои документы — уточни, нужно ли тебе проходить переосвидетельствование или же инвалидность установлена бессрочно. Напомним, что тем, кто входит в категорию «ребенок-инвалид» и кому эта категория была установлена до совершеннолетия, по достижении возраста 18 лет необходимо пройти переосвидетельствование и обновить документы, подтверждающие инвалидность.

Материальная помощь

Два раза в год дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды с детства могут получить материальную помощь.

Сроки : какого-то точного срока нет, так что действуй по обстоятельствам. Вопросы оказания материальной помощи рассматриваются не реже двух раз в учебный год (весной и осенью).

Что нужно : написать личное заявление, предоставить копию паспорта и документы, подтверждающие льготу.

Куда : предоставить в Факультетскую комиссию по работе со студентами (ФКРС).

Совет : есть и другие виды материальной помощи (в том числе помощь в экстренной ситуации), поэтому заранее внимательно прочитай подробности на сайте.

Где описаны подробности: смотри раздел на сайте Центра Стипендиальных и Благотворительных программ или

Медицинская помощь

Для получения своевременной медицинской помощи и реабилитационных мероприятий ты должен быть прикреплен к поликлинике. Текущее законодательство позволяет выбрать удобное учреждение и прикрепиться к нему самостоятельно. Для этого нужно обратиться в поликлинику по месту фактического пребывания в Москве, предварительно оформив СНИЛС и полис ОМС.

В случае экстренной ситуации, когда человеку требуется срочная медицинская помощь необходимо придерживаться такого алгоритма действий:
— Незамедлительно вызвать Скорую помощь(112 или 103).
— Если в здании есть медпункт, обратиться к медицинскому работнику.
— Попросить менеджеров в учебном офисе связаться с администрацией здания, чтобы Скорая помощь смогла быстро попасть в университет.

Дополнительную информацию о медпунктах и действиях в случае экстренных ситуаций смотри на сайте в разделе .

Психологическая помощь

Знай, что в сложной ситуации ты можешь рассчитывать на получение бесплатной и анонимной квалифицированной психологической помощи.

Что нужно: записаться на консультацию через форму на сайте Центра психологического консультирования.

Контакты : по вопросам обращайся в .

Будущая карьера

Любой студент может обратиться в Центр развития карьеры за помощью в вопросах дальнейшего профессионального и карьерного развития. В том числе Центр занимается содействием трудоустройству и предоставляет условия для раскрытия потенциала студентов с инвалидностью для их успешного старта на рынке труда.

Здесь можно:

  • обсудить возможности трудоустройства в компании по квотам для людей с инвалидностью;
  • получить бесплатные индивидуальные консультации по вопросам карьеры и составления резюме;
  • получить помощь в профориентации, выборе учебных программ, а также планировании карьеры;
  • посетить тренинги, мастер-классы и деловые игры.

В добрый путь

Твой путь в Вышке только начинается, а наш небольшой маршрут тем временем завершен. Подведем его итоги:

  • Наверное, ты уже понимаешь, что университет — это взрослая жизнь, поэтому здесь нужно быть ответственным, внимательным и последовательным. В Вышке дружелюбная среда, и мы надеемся, что ты тоже сумеешь быть тактичным при решении каких-то непростых вопросов.
  • Во всех случаях, когда тебе требуются специальные условия, не стесняйся поставить о них в известность менеджера своей образовательной программы, куратора курса и / или преподавателя. Помни, что предоставление таких условий носит заявительный порядок, так что проявляй инициативу.
  • Доступность учебной среды не исчерпывается установкой пандусов и лифтов, поэтому в Вышке реализуются и другие идеи организации удобного пространства для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Качество и скорость адаптации среды зависят и от самих студентов — от того, насколько активно они будут приобщаться к построению удобного пространства для жизни и учебы.

Создадим доступную среду вместе!

Обратная связь: если у тебя остались вопросы, ты можешь написать письмо ученому секретарю НИУ ВШЭ , отвечающей за координацию социальной сферы, либо обратиться к администрации университета через .