Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки

Права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы прописаны в статье 55 Закона РФ «Об образовании»

  • 1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
  • 2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и(или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.
  • 3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.
  • 4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников (в редакции Федерального закона от25 июня 2002 года № 71-ФЗ).
  • 5. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и(или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются Кодексом законов о труде Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный, отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и(или) уставом данного образовательного учреждения.

  • 6. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида.
  • 7. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.
  • 8. Педагогическим работникам образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей (в редакции Федерального закона от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ) - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей (в редакции Федерального закона от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ) - в других образовательных учреждениях. Сумма выплаченной денежной компенсации налогообложению не подлежит.
  • 9. На педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием, распространяются льготы, предусмотренные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.
  • 10. На выпускников педагогических образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, других специалистов, прибывших на работу в сельские образовательные учреждения, распространяются условия и порядок выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования.
  • 11. На работников учебных и научных лабораторий, учебно-производственных, производственных мастерских (цехов) и учебных хозяйств учреждений, предприятий и организаций системы образования распространяются льготы и преимущества, устанавливаемые для работников соответствующих производств.
  • 12. На занятых на работах с осужденными работников образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Права, обязанности и ответственность педагогических работников

Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах, распространяются на педагогических работников, в равной мере как на любого человека. Вместе с тем в связи со спецификой профессиональной деятельности у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников. Конституция Российской Федерации педагогическую работу относит к творческой деятельности, поэтому преподавание может совмещаться с работой на выборных должностях в представительных органах власти, судах, на муниципальной и государственной службе.

Педагогические работники образовательных учреждений имеют право:

· на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (перечень медицинских противопоказаний для занятия педагогической деятельностью утвержден постановлением Совета министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г.; перечень преступлений, за совершение которых запрещена педагогическая деятельность, еще не утвержден);

· создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учебными заведениями;

· иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;

· на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний;

· на защиту профессиональной чести и достоинства;

· на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

· на участие в управлении образовательным учреждением;

· на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учащихся;

· на сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;

· создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;

· на участие в забастовках;

· на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения;

· на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, в том числе совместителям;

· на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;

· на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

· на получение пенсии по выслуге лет;

· на повышение квалификационной категории;

· на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющих индивидуальный план.

Также они имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы. Должностные обязанности педагогических работников отражены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Работники образовательных учреждений обязаны:

· уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;

· соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;

· осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;

· реализовывать образовательные программы и обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

· способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;

· стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы;

· проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения.

Педагогические работники должны знать:

· Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, федеральные и региональные законы и подзаконные акты по вопросам образования;

· основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогика, психология, возрастная физиология, школьная гигиена, методика преподавания предмета и воспитательной работы);

· основы права, научной организации труда;

· основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

· программы и учебники, средства обучения и их дидактические возможности, требования к оснащению и оборудованию кабинетов;

· правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Ответственность работников образовательных учреждений.

За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя, на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:

· замечание;

· выговор;

· увольнение по соответствующим основаниям.

Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого, основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:

· повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

· применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.

педагогический образовательный работник

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, определение, типы и виды образовательных учреждений. Суть нормативно-правовой базы и Закона об образовании. Управление образовательным учреждением, его компетенция, права, ответственность учредителей. Школа - пример образовательного учреждения.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2009

    Разнообразие форм и типов образовательных учреждений. Государственная аккредитация образовательных учреждений. Обеспечение необходимого качества образования и система его контроля. Анализ подготовки к процедуре аккредитации образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2011

    Сущность понятия "педагогическая инновация". Классификация и критерии педагогических инноваций. Проблемы инновационного развития образовательных учреждений. Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2016

    Анализ причин и способов разрешения современных проблем системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров РК. Сущность, значение и особенности финансирования индивидуальной программы профессионального роста педагогического работника.

    статья , добавлен 16.11.2010

    Особенности понятия "педагогический труд". Специфика финансирования образования в Российской Федерации. Методы регулирования труда педагогических работников. Годовая учебная нагрузка для преподавателей различного уровня образовательных учреждений.

    реферат , добавлен 25.06.2013

    Исследование теоретических аспектов методов обучения в педагогических технологиях и особенности среднего профессионального образования. Компетенции как результат профессионально-образовательного развития личности при реализации педагогических технологий.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2013

    Принципы управления, регламентация деятельности и компетенция учредителей муниципального учреждения дополнительного образования детей, цель его образовательной деятельности, организация и участники образовательного процесса, их права и обязанности.

    методичка , добавлен 14.10.2009

    История дошкольного образования в России до 1917 года. Виды и основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Права, взаимоотношения и обязанности участников образовательного процесса. Управление дошкольным учреждением, его имущество и средства.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2009

    Основы информатизации дошкольного образовательного учреждения - процесса обеспечения методологией и практикой использования средств информационно-компьютерных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2012

    Виды деятельности педагога в соответствии с должностью, его права и должностные обязанности. Основные документы, организующие работу педагогического колледжа. Методы разрешения педагогических ситуаций. Методики-опросники по исследованию личных качеств.

1. Защита трудовых прав и свобод работников как правовая проблема.

2. Способы защиты трудовых прав и свобод:

Самозащита работником трудовых прав;

Защита профессиональными союзами;

Государственный контроль (надзор);

Судебная защита.

3. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства:

Правовая основа проведения контроля и надзора в сфере образования и трудовых отношений;

Органы контроля и надзора;

Основные задачи и принципы деятельности федеральной инспекции труда;

Полномочия федеральной инспекции труда;

Ведомственный контроль.

4. Ответственность руководителя за нарушения в сфере трудового законодательства.

Тема 3.1.2. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства в образовательных учреждениях

1. Специфика проведения мероприятий по контролю и надзору в сфере соблюдения трудового законодательства:

Основания проведения плановых и внеплановых проверок;

Полномочия и ограничения деятельности государственного инспектора труда;

Обжалование решений государственных инспекторов труда.

2. Основные направления контрольных мероприятий: социальное партнерство в сфере труда; оформление трудовых отношений; обеспечение дисциплины труда; оплата труда; рабочее время; время отдыха; организация охраны труда.

3. Ответственность за нарушение трудового законодательства в образовании.

Тема 3.2. Защита трудовых прав работников и законных интересов образовательных учреждений профессиональными союзами

1. Правовые основы деятельности профессиональных союзов. Федеральный законот 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

2. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства.

3. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов.

4. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.

5. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций.

6. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации.

Тема 3.3. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров

1. Понятие индивидуального трудового спора, его стороны, причины возникновения.

2. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, их компетенция, сроки обращения:

Комиссии по трудовым спорам;

3. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссией по трудовым спорам:

Процедуры и правила рассмотрения дел по трудовым спорам;

Порядок принятия решения и его содержание;

Исполнение решений комиссии по трудовым спорам.

4. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах:

Процедуры и правила рассмотрения дел;

Вынесение решения по трудовым спорам и их

5. Решения по индивидуальным трудовым спорам.

6. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров.

Темы для самостоятельного изучения (2 задания на выбор)

Вопросы для изучения

Форма отчетности

Система государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства в сфере образования.

1) Составить алгоритм деятельности контрольных (надзорных) органов.

2) Составить алгоритм деятельности руководителя ДОУ в ходе проверки.

3) Проанализировать судебную практику по делам о соблюдении трудового законодательства в образовательных учреждениях

Профессиональные союзы как субъекты защиты трудовых прав работников образовательных учреждений

Сформировать алгоритм участия профессиональных союзов в защите трудовых прав работников ДОУ

Порядок рассмотрения и разрешений индивидуальных трудовых споров

Подобрать ситуации из опыта работы ДОУ, связанные с разрешением индивидуальных трудовых споров.

Проанализировать ситуации, связанные с разрешением индивидуальных трудовых споров, дать правовую оценку поведения работников и работодателей

Статья 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (в ред. от 10.07.2012)
Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки

1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением , на защиту своей профессиональной чести и достоинства .

2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.

3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к , или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников .

4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания , учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой , утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.

5. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются Кодексом законов о труде Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года , порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

6.1. За работниками, привлекаемыми по решению уполномоченных органов исполнительной власти к проведению единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права актами. Работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена , может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

7. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.

8. Педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений - по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

9-11. Утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

12. На занятых на работах с осужденными работников образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов , которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста , на первоочередное предоставление жилой площади . Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.