Компетентный специалист определит возможно ли. Профессиональная компетентность руководителей и специалистов современных организаций. Список использованных источников

27.07.2019 Виды

Н.Л.Жмакина

Е.Г.Комолова

Кандидат педагогических наук, доцент НГГУ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

АННОТАЦИЯ. В статье представлены различные точки зрения на понятие «компетентность», виды и структура профессиональной (педагогической) компетентности, сделан вывод о необходимости ее формирования в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов.

The article presents the survey of the points of view concerning the concept of competence, types and the structure of professional (pedagogical) competence. The author concludes that the formation of the competence in the process offuture teachers’ training is of utter importance.

На современном этапе развития общества происходит ориентация на компетентностный подход в подготовке будущего специалиста, в том числе в области образования, где компе -тентность рассматривается как главный фактор системы подготовки специалиста - буду -щего педагога.

В настоящее время в научно-педагогических исследованиях «компетентность» трактуется по-разному, не противореча друг другу, педагоги-психологи раскрывают различные стороны данного понятия. Для того чтобы организация подготовки специалистов образовательных учреждений носила качественный характер, необходимо ясно представлять сущность данного понятия, как цели подготовки будущего специалиста. Это обязывает сопоставить и классифицировать всевозможные суждения по данному вопросу.

В различных источниках понятие «компетентность» раскрывается с различных позиций. Оно рассматривается как характеристика:

Личности;

Результата образования;

Профессионала (должностного лица).

В психолого-педагогической литературе представлены различные точки зрения на понятие «компетентность» как характеристику личности. Так, например, по мнению ТС.Зе-ленецкой, под компетентностью понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности .

Д.Ермаков рассматривает компетентность как целостное личностное образование, кото -рое характеризуется рядом признаков, таких, например, как :

Оперативность и мобильность знаний, способность применять и интегрировать их в каждой конкретной ситуации с учетом различных ее аспектов;

Способность и готовность принимать решения, выбирая при этом наиболее оптимальный в данной ситуации вариант;

Способность к организации социального действия и соорганизация всех необходимых для этого ресурсов;

Коммуникативные умения, позволяющие целесообразно выстраивать взаимодействия с другими людьми в рамках деятельности;

Наличие определенных ценностных ориентаций, мировоззренческой позиции, общей и этической культуры, мотивов деятельности;

Стремление и способность развивать свой творческий потенциал, осваивать новые способы действия.

Следующая точка зрения представляет компетентность как результат образования. А.Н.Дахин отмечает, что понятие «компетентность» отражает целостность и интегративную сущность результата образования на любом уровне и в любом аспекте .

Ряд исследователей в основе компетентности рассматривают знания, полученные в процессе образования (различного уровня), являющиеся основой оперативного использования в различных жизненных ситуациях. Так, М.А.Чошанов считает, что компетентность - это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, т. е. владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные .

Также компетентность определяется как характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем .

Можно сделать вывод, что компетентность как требование применяется к людям, независимо от возраста, как готовность мобильно применять знания и умения в решении всевозможных ежедневных задач. Но чаще всего в литературе понятие «компетентность» связывается с профессиональными качествами.

Компетентность любого специалиста представляет собой присвоенную, отрефлексиро-ванную им в ходе профессиональной деятельности систему социально значимых и лично-стно значимых компетенций .

Профессиональная компетентность характеризуется единством теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению профессиональной деятельности. Компетентность - личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков .

По мнению В.И.Волынкина, профессиональная компетентность - это сочетание психических и личностных (человеческих) качеств и такое психическое и личностное (душевное) состояние, которое позволяет действовать самостоятельно и ответственно. Это способность и умение выполнять определенные трудовые функции .

Как характеристика профессионала компетентность чаще используется в словосочетании «профессиональная компетентность», и более узко - как «педагогическая компетентность».

С.А.Дружилов профессиональную компетентность педагога представляет как качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) .

Н.В.Кузьмина, исследуя профессиональную деятельность учителя, отмечает, что профессионально-педагогическая компетентность характеризуется «специальной способностью превращать свой предмет в средство формирования личности, способностью структурировать научные и практические знания» .

Л.М.Митина, рассматривая психологию труда и профессионального развития учителя, определяет педагогическую компетентность как гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации .

Представленные точки зрения не противоречат друг другу, а дополняют, отражая содержание профессиональной компетентности практикующего педагога, но профессиональная компетентность как качество специалиста закладывается еще в процессе обучения. Так, например, Е. А. Тарханова, рассматривая профессиональную компетентность будущего педагога, представляет ее как интегративную характеристику, определяющую способность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей . Необходимо отметить, что данное определение не дает четких границ между характеристикой компетентности буду -щего педагога и педагога-практика. Следовательно, нельзя говорить о существенных отличиях компетентности будущего специалиста и педагога-практика. Правильнее говорить об уровнях профессиональной компетентности.

В качестве основных уровней профессиональной компетентности субъекта деятельности исследователями выделяются обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм . Обученность и профессиональная подготовленность формируются в процессе получения образования в вузе, где профессиональная подготовленность рассматривается как результат обучения. Профессиональный опыт и профессионализм складываются в процессе практической деятельности специалиста, что наглядно отражено на рис. 1.

профессионализм профессиональный опыт

профессиональная подготовленность

обученность

Рис. 1. Основные уровни профессиональной компетентности субъекта деятельности

Формирование профессиональной компетентности осуществляется через содержание образования, а также через профессиональные навыки и умения, формируемые в процессе овладения основами профессии. С.А.Нелюбов подчеркивает , что профессиональная компетентность определяется в первую очередь обучением и подготовкой конкретного специалиста, включающей целостно-концептуальный подход к профессии, признание ценности труда, оптимальную технологичность в выполнении функций, служебную этичность, владение приемами саморегуляции, самоорганизации и саморазвития.

Рассматривая профессиональную компетентность студентов как будущих педагогов, можно представить ее как (рис. 2):

Промежуточный результат, позволяющий сравнить на любом временном этапе профессионального образования качество подготовки с планируемым результатом;

Цель образования и профессиональной подготовки будущего педагога, что выражается в модели выпускника вуза.

Профессиональная компетентность студента как будущего педагога

промежуточный результат, цель образования,

характеризующим состояние профессиональной подготовки,

обучающегося качество образования

Рис. 2. Профессиональная компетентность студента

Качество образования, рассматриваемое в настоящее время как приоритетная позиция в социальном развитии общества, многими специалистами согласуется с профессиональной компетентностью как компонентом личности специалиста. Качество образования зависит от сформированности профессиональной компетентности и в то же время влияет на ее формирование.

Для всестороннего рассмотрения понятия «компетентность» необходимо рассмотреть структуру компетентности и ее виды.

Исследователями выделяются и разграничиваются такие понятия как «базовые», «ключевые компетентности» и «специальные профессиональные компетентности» (О.Б.Дауто-ва, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.В.Хуторской). Ключевые компетентности выделяются как универсальные способности успешной реализации индивидуального потенциала в любой сфере деятельности, в первую очередь в социальной (проявление личности). Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Специальные профессиональные компетентности отражают специализацию в профессиональной деятельности, преломляя базовые и ключевые компетентности в конкретных профессиональных задачах.

А.К.Маркова в своем исследовании выделяет четыре вида профессиональной компе -тентности :

1. Специальная, или деятельностная, профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Э.Ф.Зеером и О.Н.Шахматовой профессиональная компетентность выделяется как одна из составляющих обобщенной формы профессионально-психологического профиля педагога и подразделяется на педагогическую, психологическую и социально-коммуникативную компетентность .

В свою очередь Л.М.Митина представляет педагогическую компетентность через три подструктуры :

Деятельностную (знания, умения, навыки и индивидуальные способы самостоятельного и ответственного осуществления педагогической деятельности);

Коммуникативную (знания, умения, навыки и способы творческого осуществления педагогического общения);

Личностную (потребность в саморазвитии, а также знания, умения, навыки самосовершенствования).

B.В. Абашина в структуре педагогической компетентности выделяет три подструктуры: деятельностную (овладение педагогическими технологиями), коммуникативную (овладение навыками и способами педагогического общения) и рефлексивную (овладение умением адекватно оценивать и корректировать как деятельность детей, так и свою собственную) .

C.А.Дружилов выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности педагога :

1. Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

2. Функциональный (от лат. Шпсйо - исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

3. Коммуникативный (от лат. сошшишсо - связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

4. Рефлексивный (от позднелат. гейехю - обращение назад) компонент компетентно -сти включает умения сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.

Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога С.А.Дружило-вым рассматриваются не изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки.

В целом, структурные компоненты компетентности существуют и определяются вне зависимости от рода деятельности специалиста. Из представленных точек зрения можно увидеть, что структура компетентности, независимо от того как ее структурные единицы (подструктуры, уровни, элементы) обозначаются, в целом сводится к единой схеме, представленной на рис. 3. В исследованиях, посвященных вопросам компетентности, определяются структурные элементы компетентности как интегративного качества личности: когнитивный (совокупность знаний предметной сферы, на основе которых формируется компетентность); деятельностный (практический опыт); оперативно-технологический (совокупность умений и навыков практического решения задач); личностный (совокупность важных для предметной деятельности индивидуально-психологических качеств и способностей, направленность личности); ценностно-мотивационный (совокупность ценностных ориентаций, мотивов, адекватных целям и задачам деятельности, мировоззренческая позиция); рефлексивный (способность осмыслять, оценивать, прогнозировать деятельность и ее результаты, креативность).

Рис. 3. Структура компетентности как интегративного качества личности

На наш взгляд, профессиональная компетентность педагога определяется в первую очередь обучением и подготовкой конкретного специалиста образовательного учреждения. Подготовка такого специалиста требует включения целостно-концептуального подхода к профессии (четкое представление чему и как учить), признания ценности труда (мотивация учения), оптимальной технологичности процесса образования, владение приемами саморегуляции, самоорганизации и саморазвития (рефлексия деятельности). Формирование педагогической компетентности личности в вузе может осуществляться по трем основным направлениям: базовая подготовка (общепрофессиональные и предметно-профессиональные знания, умения и навыки); методологическая культура; педагогическое творчество (креативность). Все эти подходы эффективно реализуются при условии развития рефлексии как механизма личностного и профессионального роста.

Компетентность будущего педагога как цель должна формироваться систематично и последовательно в процессе аудиторных, самостоятельных занятий, различных видов практики, где должны быть созданы специальные условия, среда, применены разнообразные методы и приемы, учтены средства и факторы успешного обучения, объединенные в технологию образования будущего специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абашина В.В. К вопросу о профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений в условиях личностно ориентированной модели обучения детей // Мониторинг как условие реализации лич-ностно ориентированного педагогического процесса: Сб. науч. материалов Третьей окружной науч.-практ. конф. «Знаменские чтения»: В 2 ч. Сургут, 2004. Ч. 1.

2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др.; под ред. А.С.Роботовой. 2-е изд., стереотип. М., 2004.

3. Волынкин В.И. Педагогика в схемах: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2007.

4. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника // Народное образование. 2004. № 4.

5. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. 2005 (Вып. 8).

6. Ермаков Д. Компетентность в решении проблем // Народное образование. 2005. № 9.

7. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.

8. Зеленецкая Т. С. О формировании компетентности // Высшее образование в России. 2005. № 6.

9. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструментарий. Омск, 2003.

10. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

12. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2004.

13. Нелюбов С.А. Динамика профессионального становления руководителя образовательного учреждения // Интерактивное образование: Электронная газета: г. Новосибирск. 2006. № 6-7. [ИКЬ]: http://io.nios.ru

14. Тарханова Е.А. Компетентностный подход к обучению студентов в высшей школе // Компетентност-ный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской науч.-практ. заочной конф. (Нижневартовск, 21 мая 2006 г.). Нижневартовск, 2007.

«Компетенции - это характеристики, необходимые для успешной управленческой деятельности».

МакКлеланд.

При рассмотрении качеств человека, способствующих формированию определенных трудовых навыков и выполнению определенных служебных обязанностей, обычно выделяют профессиональные и индивидуальные (личные) компетенции. К профессиональным относят, как правило, те, которые касаются выполнения им работы, его служебной деятельности, усиливаются при профессиональной специализации человека, а также отражают преимущественно рациональное в поведении человека. В противоположность этому считается, что индивидуальные (личные) компетенции - те, которые проявляются и вне служебных отношений, в быту, в семье, в повседневном общении с друзьями, членами семьи, родственниками и другими людьми. В качестве важнейших личностных качеств руководителя рассматриваются: доброжелательность, справедливость, коллективизм, умение держать слово, отзывчивость, уравновешенность, скромность, внешняя привлекательность, жизнерадостность, широта кругозора. К числу деловых качеств менеджера относятся трудолюбие, инициативность, аккуратность, профессионализм, организованность, исполнительность, энергичность, ответственность, способности к работе, дисциплинированность.

Вместе с тем практика показывает, что указанное разделение не только условно, но зачастую не вполне отражает реальную действительность. Дело в том, что эффективность управления и успешность деятельности организации напрямую связаны не только с чисто профессиональными, но и со всеми иными качествами руководителя. В частности, существуют управленческие ситуации, успешное разрешение которых зависит, определяющим образом именно от нравственных качеств руководителя.

Не случайно целый ряд источников среди качеств руководителя, имеющих значение для эффективности управления организацией, не разделяет профессиональные и индивидуальные (личные) . Так, среди важнейших качеств лиц, принимающих решения в бизнесе, особое внимание уделяется следующим (рис. 1):

Качества лиц, принимающих решения в бизнесе:

мотивации самооценка

и уровень притязаний

В процессе своей деятельности руководитель неизбежно проецирует свой внутренний мир, свои качества, все свои достоинства и недостатки на возникающие управленческие ситуации, на деятельность коллектива и развитие организации. В зависимости от этих качеств ситуации гармонизируются и разрешаются позитивно, способствуют развитию и усилению возглавляемого им коллектива и в целом организации, или наоборот, усугубляются, способствуют возникновению новых проблем и ведут к разложению коллектива, деградации, разрушению и, в конечном счете, к ликвидации организации.

Таким образом, не менее важны для успешности работы менеджера общее отношение к жизни и деятельности и его нравственные качества, в том числе уважение к людям, чувство долга, верность слову и делу, честность перед собой и перед другими, энтузиазм по отношению к работе, оптимизм, открытость, любознательность, креативность, самостоятельность суждений, гибкость поведения, беспристрастие, способность к критике и самокритике, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, требовательность, великодушие, скромность, чувство нового.

Трудно переоценить значение для руководства и управления коммуникативных качеств менеджера, и, прежде всего, общительность, тактичность, умение слушать и понимать собеседника, умение ладить с людьми, вежливость, умение психологически корректно воздействовать на людей, умение сохранять дистанцию.

Весьма необходимы для менеджера его волевые качества - настойчивость, терпение, самообладание, способность к длительной концентрации внимания.

Большое значение для эффективности работы менеджера имеют также его эмоциональные проявления: естественность поведения, непринужденность, искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

Следует отметить и иные качества, нередко забываемые, такие как алертность (расслабленная собранность, мгновенная готовность к адекватному действию без суеты и перенапряжения) и трезвость (подход к жизни и ситуациям в ней, при котором происходит объективная, истинная оценка происходящих событий и действий всех участвующих в них лиц, в том числе самого себя).

С другой стороны, для различных сфер деятельности менеджера - научной, практической, консультационной - можно выделить некоторые качества, которые имеют для этих сфер особое значение (рис. 2).

Качества менеджера

Коммуникативные качества имеют исключительно важное значение для деятельности практического руководителя и консультанта в области управления, менее важны они для ученого, специализирующегося на проблемах науки управления.

Следует иметь в виду, что в профессиональной деятельности, особенно на первых ее этапах трудно быть успешным во всем. Не ко всем видам деятельности, присущим менеджеру, начинающий руководитель проявляет одинаковые склонности и способности. Далеко не все свойственные сфере управления формы и методы осваиваются одинаково успешно. В этой связи начинающему менеджеру важно целенаправленно формировать свой индивидуальный стиль руководства, который бы учитывал с одной стороны, его склонности и способности, различного рода индивидуальные особенности, а с другой - необходимость развития профессиональных качеств и самосовершенствования. В этой связи начинающему менеджеру важно иметь адекватную самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности, способности и склонности, сильные и слабые стороны характера, а также способы и методы компенсации собственных недостатков. Абсолютно недопустимы как исключающие эффективное социальное управление негативные качества менеджера: вероломство, зазнайство, косность (рабская приверженность отжившим привычкам и традициям, неспособность воспринимать и поддерживать новое, диктуемое потребностями жизни), догматизм, формализм, авторитаризм.

Такого рода знания своих качеств помогают менеджеру формировать индивидуальный стиль управления, способствуют повышению эффективности его деятельности, а значит успешности действий возглавляемого им коллектива, стабильному развитию организации.

Для самостоятельной оценки своих качеств, в частности мышления, менеджерских способностей, волевого фактора, нравственных качеств менеджера следует учитывать мнение окружающих, использовать самонаблюдение, а также психологические тесты.

Вместе с тем следует учитывать, что стремление заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми во многом зависит от содержания соответствующих форм активности и от особенностей самого человека. В значительной мере это стремление определяется субъективной ценностью и значимостью для конкретного человека будущих результатов его деятельности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере его включения в них становятся значимыми. Здесь весьма важны постановка человеком перед собой целей собственного развития, а также усилия, прилагаемые человеком в достижении поставленной цели.

Для эффективного руководства на любом уровне управления имеют значение две группы индивидуальных качеств менеджера :

1. качества, знания, навыки и умения, определяемые сферой деятельности организации (экономика, наука, культура, военное дело и т.д.). Здесь большое значение имеют образование по профилю деятельности, опыт работы в данной сфере, а также наличие личных связей в сфере деятельности организации;

2. качества и навыки, относящиеся к области руководства людьми и в своей сути не зависящие от сферы деятельности организации (лидерские качества и навыки, степень развития волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферы, нравственные качества человека). В этой связи важным является то обстоятельство, что знания приобретаются в результате возможно весьма интенсивных учебных занятий, полного погружения в служебные ситуации, приобретаются и закрепляются относительно быстро при наличии Учителя и источников информации (книг, документации и т.д.), а также практики работы в конкретных жизненных ситуациях.

В то же время воля, эмоциональная и интеллектуальная сферы, нравственные качества руководителя (как и любого человека) формируются в течение всей его жизни. Развитие этих качеств требует напряженной работы над собой, осознания и нравственной оценки жизненных ситуаций, конкретных событий, своей роли и места в них. Это длительный процесс, резкие скачки в нем чрезвычайно редки и маловероятны.

Сущность большинства проблем в деятельности любой организации, сложных управленческих ситуаций составляют различного рода этические конфликты. Подобного рода конфликты возникают вследствие различия в интересах различных подразделений организации, разных работников, интересов отдельного работника и трудового коллектива или всей организации, интересов организации и потребителя или общества в целом и т.д. Для адекватного реагирования на уникальные управленческие ситуации и успешного, гармоничного разрешения возникающих проблем в деятельности организации требуются, прежде всего, нравственные качества руководителя, а также развитые эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы.

Таким образом, структура личности менеджера проецируется на деятельность управляемой им организации, поэтому для успешности управления важны все качества менеджера. Их нельзя разделить на профессиональные и индивидуальные качества, имеющие значение для эффективности управления. В этом состоит одна из особенностей профессии менеджера.

Некоторые качества человека имеют особое значение для разных сфер деятельности менеджера (практическое руководство, управленческое консультирование, научная деятельность в области социального управления), в их числе: лидерство, организаторские способности, коммуникативные качества.

Профессия менеджера не только требует для эффективности управления некоторых качеств у человека, но и сама формирует со временем эти качества.

В условиях современного управления организацией менеджер должен обладать рядом необходимых ему качеств, как личных так и профессиональных.

К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей.

Такими качествами являются:

1. высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;

2. широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;

3. стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

4. поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;

5. умение рационально использовать время, планировать свою работу.

Личностные качества менеджера также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:

1. высокие моральные стандарты;

2. физическое и психологическое здоровье;

3. внутренняя и внешняя культура, справедливость, честность;

4. отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;

5. оптимизм, уверенность в себе.

Но обладание ими -- тоже всего лишь предпосылка успешного руководства, ибо менеджером делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

1. умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение;

2. доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;

3. контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80 процентов знаний менеджера должны составлять знания о человеке);

4. инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;

5. умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;

6. стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.

Требования к менеджерам в отношении этих качеств на различных уровнях управления неодинаковы.

На низких уровнях ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на средних - в большей степени умение общаться, отчасти концептуальные навыки; на высших уровнях на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.

Поскольку менеджер любого уровня не только организует и направляет работу сотрудников, но и при необходимости оказывает влияние на их поведение, в том числе и внеслужебное, он должен быть достаточно хорошо подготовлен педагогически.

Компетенция - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач.

А. В. Хуторской считает, что компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности

По мнению Т. М. Сорокиной, под профессиональной компетентностью педагога понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности.

Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя. Компетентность педагога трактуется как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.

Профессиональная компетентность представляет собой следующие сформированные позиции готовности специалиста:

  • - информационно-смысловая (Я знаю);
  • - эмоционально-мотивационная (Я хочу);
  • - деятельностно - технологическая (Я могу);
  • - нормативно - управленческая (Я должен).

Профессиональная компетентность - это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирования личности другого человека.

В структуру профессиональной компетентности входят:

  • - общественно-политическая осведомленность,
  • - психолого-педагогическая эрудиция,
  • - педагогическая техника,
  • - умения и навыки организации педагогической деятельности.

О. А. Акулова, Н. Ф. Радионова и А. П. Тряпицына видят следующие существенные признаки компетентности :

  • - компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях;
  • - компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации.

Ключевые компетентности . Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации и коммуникации.

Базовые компетентности. Для профессиональной социально-педагогической деятельности базовыми являются компетентности, необходимые для “построения” профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определённом этапе развития общества.

Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности.

Разумеется, все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль социально-педагогической деятельности, и, в конечном итоге, обеспечивает становление профессиональной компетентности.

Профессиональная компетенция как совокупность знаний по организации профессиональной деятельности будущего педагога-воспитателя.

Различают следующие виды компетенций:

  • Учебно-познавательная компетенция - это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
  • Информационная компетенция - это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
  • Коммуникативная компетенция - это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

профессионализма

В последнее время, практически в каждой дисциплине, в том числе и педагогике, предметом пристального внимания стали вопросы профессиональной компетентности и профессионализма (А.К.Маркова, С.А.Дружилов, В.Д.Симоненко, Ю.П.Поваренков и др).

«Профессиональная компетентность - интегральная характеристика деловых и личностных качествспециалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию».

Понятие профессиональная компетентность может быть описан как результат профессиональной подготовки, поскольку компетентность всегда проявляется в деятельности, при решении профессиональных задач, это границы определенной области действий специалиста.

«Компетенция - 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный - 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.

Компетенция - это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.

Другими словами, компетентность - это способность установить и реализовать связь между «знанием - умением» и ситуацией» .

Профессиональная компетентность способна к проявлению только в единстве с человеческими ценностями, при личностной заинтересованности в данном виде деятельности, что, в конечном счете, приводит к достижению необходимого результата.

«Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений» .

Трактовки термина «профессиональная компетентность» российских и зарубежных авторов довольно различны.

С точки зрения зарубежных ученых, сформировалось понятие компетентности в педагогике в 80-ых годах, а в 1988 году была опубликована статья В. Ландшеера «Концепция минимальной компетентности». В которой результат образования рассматривался как профессиональная компетентность личности. В работах G.K.Britell, R.M.Jueger, W.E.Blank и других, определяют термин «профессиональная компетентность», как «углубленность знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» .

Таким образом, компетентность является свойством личности с высокой мотивацией и направленностью действий, сформированность соответствующих знаний, умений и навыков, адекватность самосознания и готовность к рефлексии, самоконтролю и самооценке.

Проблема профессиональной компетентности в интерпретации российских авторов рассматривается в качестве выражения уровня квалификации и профессионализма, как необходимые элементы для успешного введения в практику различных инноваций и для реализации поставленных задач.

«Профессионализм - приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к конкретному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач» .

Профессионал должен хорошо знать и уметь делать свою работу, применяя полученные знания и умения на практике, а оценкой профессионализма выступает эффективность данной профессиональной деятельности.

«Профессионал - лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого занятия знаниями, пониманием дела и умениями».

Исходя из смысла термина «профессионализм», очевидно, что оно является более широким понятием, чем «профессиональная компетентность», но, тем не менее, одно без другого существовать не может, это две стороны одной медали.

Главными составляющими профессиональной компетентносии, по мнению В.Д. Симоненко являются:

    знания, умения и владение приемами профессионального общения и поведения;

    способность к профессиональному росту, повышению квалификации, реализации себя в выбранной деятельности;

    способность к самооценке и саморазвитию;

    адекватное восприятие своих профессиональных возможностей, владение навыками разрешения профессиональных разрушающих тенденций;

    способность к внезапному действию при сложившихся ситуациях .

Таким образом, что две части одного целого - это профессиональная компетентность и профессионализм, включают индивидуальные способности личности и профессиональные знания, между которыми существует связь, указывающая на их неразрывность и дополнение друг друга(рис.1).

Структуру профессиональной компетентности составляют - индивидуальные способности: ценности, личностный интерес, творчество, мастерство и др. А также, профессиональные знания: усвоение теоретических и практических умений и навыков, характеризующие умственную деятельность и степень подготовки.

Рис. 1. Структура профессиональной компетентности

«Квалификация - уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности».

Профессиональная компетентность есть круг полномочий и прав, предоставленных законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов, а также совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

В данном контексте можно представить выдержку из работы С.А.Дружилова «Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход». С.А.Дружилов выделяет четыре компонента профессиональной компетентности: мотивационно - волевой, функциональный, коммуникативный, и рефлекторный.

«Мотивационно - волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

Функциональный компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Коммуникативный компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы» .

Будучи стержнем профессиональной деятельности педагога, профессиональная компетентность позволяет характеризовать его как субъекта деятельности, определять качество этой деятельности, выраженное в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации.

Становится, очевидно, что профессиональная компетентность со всеми ее составляющими структурообразующими компонентами, является необходимым звеном для профессионализма.

Согласно требованиям к формированию нового типа специалиста, конкурентоспособного на рынке труда диктуют упорную потребность в изменении взгляда на проблему профессионализма. В настоящее время профессионализм педагога рассматривают как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем - профессионализма личности, т.е. личностный аспект и профессионализма деятельности, т.е. функциональный аспект.

По мнению А.А. Деркача, функциональный аспект - это качественна характеристика человека, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, в том числе основанных на творческом решении и стабильной продуктивностью.

Профессионализм деятельности определяет эффективность труда, профессиональную компетентность педагога, который должен на достаточно высоком уровне осуществлять свою деятельность, что и является, в свою очередь, целостной характеристикой профессиональной подготовки специалиста .

«Профессионализм человека представляет собой, таким образом, оптимальную производительность труда и непременное наличие личностных компонентов, таких как внутреннее отношение человека к труду и состояние его психических качеств».

Об уровне профессионализма могут говорить умения и навыки работы с печатными источниками, умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать, ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета. Важно учитывать уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст.

Исходя из этого, педагог должен логически правильно построить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно, применять технические средства, средства наглядности, выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков. И все это является только частью из возможных категорий профессионализма.

В данном случае, профессиональная компетентность рассматривается, как результат длительного теоретического обучения и переход к практическому обучению, для приобретения необходимого профессионального опыта - профессионализма.