публикация текста закона в официальном издании государства, территориальной единицы или соответствующего органа, осуществляемая компетентными органами и (или) должностными лицами. О.з. - одна из разновидностей (главная) обнародования закона. В сооответ-ствиисФЗРФот25мая 1994г.№5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" ФКЗ. ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Помимо этого, ФКЗ. ФЗ могут быть опубликованы в других печатных изданиях, переданы по телевидению, радио, разосланы соответствующим органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы в виде отдельного издания. Субъекты РФ предусматривают аналогичные правила для своих законов. ФКЗ, ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Обнародование закона в виде информации либо текста, передаваемых по телевидению, радио, вручаемых исполнителям и т.п., не заменяет собой О.з.. которое в любом случае является обязательным.
Аеакьян С.А.
Энциклопедия юриста . 2005 .
Доведение закона до всеобщего сведения путем напечатания его в определенном издании. Различают официальное и неофициальное О.з. Официальное О.з. самостоятельная стадия …
опубликование закона - (обнародование) закона доведение закона до всеобщего сведения путем публикации его в определенном издании. различают официальное и неофициальное о.з. официальное о.з. самостоятельная стадия законодательного процесса, необходимая для создания… … Большой юридический словарь
ОПУБЛИКОВАНИЕ ЗАКОНА - публикация текста закона в официальном издании государства, территориальной единицы или соответствующего органа, осуществляемая компетентными органами и(или) должностными лицами. О. з. одна из разновидностей (хотя и главная) обнародования закона … Энциклопедический словарь конституционного права
ОПУБЛИКОВАНИЕ ЗАКОНА - – доведение закона до всеобщего сведения путём напечатания его в официальном издании. В СССР О. з. производится Президиумом Верховного Совета СССР за подписями его Председателя и Секретаря на языках союзных республик (ст. 40 Конституции СССР).… … Советский юридический словарь
ОПУБЛИКОВАНИЕ (ОБНАРОДОВАНИЕ) ЗАКОНА - доведение закона до всеобщего сведения путем напечатания его в определенном издании. Различают официальное и неофициальное О.з. Официальное О.з. самостоятельная стадия законодательного процесса, необходимая для создания дубликатов официального… … Юридическая энциклопедия
- (обнародование) ЗАКОНА доведение закона до всеобщего сведения путем публикации его в определенном издании. Различают официальное и неофициальное О.з. Официальное О.з. самостоятельная стадия законодательного процесса, необходимая для создания… … Юридический словарь - (ОБНАРОДОВАНИЕ) ЗАКОНА доведение закона до всеобщего сведения путем напечатания его в определенном издании. Различают официальное и неофициальное О.з. Официальное О.з. самостоятельная стадия законодательного процесса, необходимая для создания… … Энциклопедический словарь экономики и права
Законы публикуются в Парламентской газете, Российской газете или в Собрании законодательства Российской Федерации. Указы Президента подлежат официальному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации имеют тот же источник официального опубликования - Российская газета и Собрании законодательства Российской Федерации. Ведомственные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в Российской газете, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Сохранилась и такая форма официального оглашения, как ведомственная рассылка. Она осуществляется в целях доведения ведомственных актов до их исполнителей и обычно нормативно регламентируется самими ведомствами. Неоднократно в юридической литературе высказывалось предложение о целесообразности установления единого печатного органа официального опубликования нормативных правовых актов разных уровней. Это позволило бы сконцентрировать нормативный материал и облегчить адресатам пользование им. Кроме того, можно было бы уменьшить расходы на их издание. Тем самым был бы облегчен процесс их учета и систематизации. Целесообразность создания единого органа официального опубликования подтверждает и положительный опыт его функционирования в целом ряде зарубежных государств - Италии, Франции, ФРГ и др. В принципе, «Собрание законодательства Российской Федерации» как официальный источник практически приближается к тому, чтобы быть единым источником опубликования федеральных нормативных актов. Но, пожалуй, один из самых сложных вопросов создания единого органа опубликования нормативных актов - следует ли помещать в него ведомственные акты. С одной стороны, это позволит достичь интеллектуального удобства в пользовании, но тогда объем Собрания законодательства Российской Федерации значительно возрастет, что, скорее всего, усложнит физическое пользование этим изданием. На федеральном уровне, равно как и на уровне отдельных субъектов Федерации, для оперативного доведения правовой информации до широких слоев населения практикуется опубликование нормативных правовых актов в массовых периодических изданиях, которым придается статус официального источника опубликования. В России, например, это «Российская газета». Следует, однако, учитывать, что в средствах массовой информации целесообразно публиковать не все, а лишь наиболее важные нормативные акты, требующие широкого обнародования. Помещение иных многочисленных актов со всеми их реквизитами в периодическом издании неизбежно приведет к его перегрузке обязательными публикациями.
Помимо официального опубликования нормативных правом актов существуют и другие формы их оглашения. Акты, требующие срочного и широкого обнародования, наряду с опубликованием в официальных изданиях могут быть обнародованы по радио и телевидению. Акты, не имеющие общего значения, подлежат рассылке определенному кругу органов и организаций. Все нормативные акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, распространены в машиночитаемой форме. Ничто не мешает их опубликовать и в виде отдельного издания. Однако эти варианты опубликования не признаются официальными.
Тексты законов и других федеральных актов должны быть опубликованы как на русском языке, признанном государственными всей территории России, так и на государственных языках республик в составе РФ.
Ограничительные грифы
Существует категория нормативных актов, на которые требование обязательного опубликования не распространяется. К ним относятзаконы, другие нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Это делается, как правило, в интересах
государственной безопасности страны. Очевидно, что какие-то нормативные правовые акты должны оставаться «закрытыми» даже в условиях демократического правового государства. Однако при этом важно не допускать необоснованного умножения ограничительных грифов. Результатом чрезмерной засекреченности правовых актов может стать такое нежелательное явление, как «отчуждение от права». Необходимо также учитывать, что присвоения ограничительного грифа в ряде случаев требует не весь акт, а лишь определенная его часть (статья, пункт, абзац).
Способы вступления нормативных актов в силу.
Способы вступления в силу
Первый способ. В законодательстве устанавливается следующее общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня их опубликования. Нет особой необходимости доказывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение. Однако сроки вступления в силу различаются в зависимости от того, о каком виде нормативного акта идет речь. На сей счет установлены следующие правила: законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования; указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования; постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования; ведомственные нормативные акты вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.
Второй способ. Чаще используется другое правило: нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной разрыв между днем опубликования закона и днем введения его в действие. Например, Уголовный кодекс был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г.; Семейный кодекс был принят 29 декабря 1995 г., введен в действие с 1 марта 1996 г. Бесспорно, такая регламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.
Третий способ - вступление закона в силу со дня его официального опубликования - стал приоритетным в последнее время. Но объяснить тенденцию объективными причинами, кроющимися в самой специфике принятых законов, весьма затруднительно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, которым они адресованы, и по характеру регулируемых отношений. В этой группе есть законы, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, которые насчитывают сто и более статей.
Четвертый способ. Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий. Отлагательное условие для вступления закона в силу - довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени. Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта. Например, в Законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» предусматривалось, что глава 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса. Прием отлагательных условий для определения даты вступления в силу используется иногда как своеобразная уловка, чтобы отсрочить на значительное время реализацию уже принятого закона. Если рассматривать данные способы вступления нормативных актов в силу с точки зрения простоты и точности определение момента вступления в силу закона, наиболее предпочтительным выглядит способ, при котором в законе указывается конкретная календарная дата, с которой закон вводится в действие. Однако даже он не во всех случаях является удобным. Это связано с многоэтапной процедурой принятия, согласования и одобрения законов.
и Федеральных законов в Российской Федерации являются:
· Собрание законодательства РФ;
· Парламентская газета;
· Российская газета;
· журнал «Государство и право»;
47. Дефинитивными нормами называются те, которые:
48. Санкция правовой нормы это:
· указание на юридические последствия соблюдения или несоблюдения предписаний диспозиции нормы;
Наличие карательных мер государственно-правового принуждения характерно
· охранительных норм;
Определите вид следующей правовой нормы: «Судьи независимы и подчиняются
только закону». Эта норма:
· декларативная;
51. Трехчленная структура характерна норме права, если она:
· является логически безупречным правилом поведения;
52. В юридическом языке слово «диспозиция» означает:
· структурный элемент нормы права;
53. Дефинитивная норма права – это:
· определение правового явления, зафиксированное в нормативно-правовом акте;
54.По роли в правовом регулировании нормы права делятся на:
· регулятивные;
· охранительные;
55. Норма права считается диспозитивной, если она;
· предоставляет участникам правового отношения самим определять юридические условия их соглашения;
· диспозитивные;
· императивные;
57. К принципам законности относятся:
· единство законности;
· всеобщность законности;
· юридическое равенство всех субъектов права;
58. Дееспособность физических лиц наступает:
· по достижении возраста, указанного в законе;
59. Правоспособность это:
· способность иметь юридические права и обязанности.
60. Если физическое лицо может самостоятельно и осознанно приобретать и реализовать субъективные права и юридические обязанности, то оно считается:
· дееспособным;
61. Пожар является абсолютным событием, если:
· он возник в результате удара молнии;
Предусмотренная правовыми нормами способность нести ответственность за
совершенное правонарушение:
· деликтоспособность;
63. Структурными элементами правоотношения являются:
· субъект, объект, содержание;
64. Юридические факты – это:
· реальные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий;
65. Субъектами права могут быть:
· иностранцы.
· отдельные члены общества.
· чиновники государственного аппарата.
66. Объектом правоотношения могут быть:
· личные неимущественные блага;
· действия, порождающие юридически значимый результат;
Юридическими фактами являются-
· стихийные силы природы;
· действия людей, не преследующие юридических целей;
· противоправные действия людей;
· действия животных, причинившие вред людям;
68. Юридические лица – это:
· организации – участники имущественных отношений и обладающие признаками предусмотренными гражданским законодательством.
69. Состав правонарушения включает в себя:
· четыре элемента;
Психологическое отношение правонарушителя к своему противоправному и
социально неприемлемому поведению является:
· субъективной стороной правонарушения;
71. Место, время и способ совершения правонарушения относятся к:
· объективной стороне правонарушения;
Какие виды правомерного поведения выделяются в зависимости от способов
(форм) реализации права:
· исполнение, использование, соблюдение;
Совокупность объективных и субъективных признаков, необходимых и
достаточных для характеристики деяния как правонарушения:
· состав правонарушения;
74. Объективную сторону состава правонарушения составляют (пометить3):
· противоправные действия нарушителя;
· наступившие вредные последствия;
· причинная связь между действиями виновного и их последствиями;
75. Укажите виды правонарушений:
· преступление;
· гражданско-правовой деликт;
76. Укажите виды юридической ответственности:
· лишение свободы;
· конфискация имущества;
77. Укажите признаки юридической ответственности:
· это мера государственно-правового принуждения;
· это реализация санкций карательных норм;
· это необходимое последствие совершённого правонарушения;
· разрешительного типа регулирования;
Система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое
регулирование, именуется:
· механизмом правового регулирования;
80. Разрешено всё, кроме прямо запрещённого законом". Это принцип:
· общедозволительного типа правового регулирования;
©2015-2017 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.