Распределение нормативно-правовых актов по юридической значимости. Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды

3.3.2.1. Используются следующие виды правовых актов:

Указ Губернатора Кировской области;

распоряжение Губернатора Кировской области;

постановление Правительства Кировской области;

распоряжение Правительства Кировской области;

распоряжение Председателя Правительства Кировской области,

распоряжения администрации Правительства Кировской области,

а также распоряжения органов исполнительной власти области.

Подготовка, оформление и принятие постановлений и распоряжений

Правительства Кировской области осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Положением (приложение № 18) .

3.3.2.2. Губернатор области в пределах своей компетенции издаёт
указы по вопросам, требующим нормативного регулирования, и указы о назначении на должности в соответствии с федеральными законами и законами Кировской области, по всем остальным вопросам – распоряжения , которые обязательны для исполнения на территории области.

3.3.2.3. Губернатор – Председатель Правительства Кировской облас-ти принимает акты, регулирующие внутренние текущие вопросы деятельности Правительства области, имеющие оперативно-распорядительный характер, в форме распоряжений Председателя Правительства Кировской области .

3.3.2.4. При подготовке проектов индивидуальных актов (указов и распоряжений) на бланке вместо реквизита «Наименование органа исполнительной власти» помещается реквизит «Должность лица, подписавшего документ» (ГУБЕРНАТОР КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ,ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ).

Данные реквизиты помещаются ниже герба Кировской области через междустрочный интервал 18 пт посередине текстового поля и печатаются прописными буквами полужирного начертания обычным шрифтом № 14.

Вид акта (указ, распоряжение) помещается ниже наименования должности лица – автора документа посередине текстового поля через междустрочный интервал 18 пт и печатается прописными буквами полужирного начертания обычным шрифтом № 16.

3.3.2.5. При оформлении реквизитов, используемых при подготовке, оформлении и принятии проектов указов Губернатора Кировской области и распоряжений Губернатора Кировской области, руководствуются требованиями, установленными Положением (приложение № 18) .

Заголовок печатается ниже реквизита «Место составления документа» через междустрочный интервал 24 пт, выделяется полужирным шрифтом размером № 14 и выравнивается по центру. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через одинарный междустрочный интервал.

Текст акта может подразделяться на констатирующую часть (преамбулу) и постановляющую часть (в распоряжении – распорядительную часть).

Преамбула (если имеется) в указах Губернатора Кировской области заканчивается (либо текст проекта указа начинается) словом ПОСТАНОВЛЯЮ без кавычек с двоеточием в конце, при этом оно печатается прописными буквами и без разрыва его знаком переноса.

В отличие от постановлений и распоряжений Правительства Кировской области в проектах указов Губернатора Кировской области и распоряжений Губернатора Кировской области реквизит «Подпись должностного лица» оформляется следующим образом:

Губернатор

3.3.2.6. Номер распоряжения Председателя Правительства Кировской области состоит из порядкового номера распоряжения в пределах календарного года и проставляемых через дефис букв «пр» (без кавычек).

3.3.2.7. При регистрации распоряжения Председателя Правительства Кировской области по личному составу к номеру акта через дефис добавляется буква «к» (без кавычек).

3.3.2.8. При регистрации в управлении делопроизводства распоряжений Председателя Правительства Кировской области о командировании сотрудника за пределы области и распоряжений администрации Правительства Кировской области о командировании сотрудника в пределах области к номеру акта через дефис добавляются буквы «вн» (без кавычек).

3.3.2.9. Подготовленные в установленном порядке проекты указов Губернатора Кировской области, распоряжений Губернатора Кировской области и распоряжений Председателя Правительства Кировской области должны быть согласованы с заинтересованными лицами, от деятельности которых зависит реализация акта. Лист согласований не оформляется.

3.3.2.10. Согласование, правовая и лингвистическая экспертизы, регистрация, рассылка и опубликование указов Губернатора Кировской области, распоряжений Губернатора Кировской области и распоряжений Председателя Правительства Кировской области производится в соответствии с требованиями Положения.

3.3.2.11. На проекты распоряжений Губернатора Кировской области и Председателя Правительства Кировской области отзыв прокуратуры Кировской области не требуется. Проекты указов Губернатора Кировской области, носящие нормативный характер, направляются в прокуратуру Кировской области для получения отзыва на проект.

Подготовленные в установленном порядке указы и распоряжения Губернатора Кировской области подписывает только Губернатор области.

3.3.2.12. Распоряжения администрации Правительства Кировской
области и руководителей органов исполнительной власти, являющихся юридическими лицами, оформляются аналогичным образом.

Приказы

3.3.3.1. Приказ – индивидуальный правовой акт, издаваемый (принимаемый) в целях решения внутриуправленческих вопросов.

В зависимости от содержания приказы делятся на три вида :
приказы по основной деятельности, приказы по хозяйственной деятельности и приказы по личному составу.

3.3.3.2. Приказ должен иметь наименование документа (заголовок к тексту) и печататься на бланке установленной формы с продольным расположением реквизитов (приложение № 9) .

3.3.3.3. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.

3.3.3.4. Констатирующую часть приказа следует начинать устойчивыми стандартными выражениями: «В соответствии...», «В целях...», «Во исполнение...» и т.д. Если основанием к изданию приказа является нормативный правовой акт или поручение вышестоящего органа (должностного лица), то в констатирующей части указывается название вида документа, наименование организации (должностного лица) – автора документа, его дата и номер, наименование документа. Констатирующая часть может отсутствовать, если распорядительная часть не нуждается в обосновании.

3.3.3.5. Распорядительная часть приказа излагается в повелительной форме и начинается со слова ПРИКАЗЫВАЮ, которое печатается прописными буквами без кавычек с двоеточием в конце. Если предшествующий слову ПРИКАЗЫВАЮ текст состоит из незаконченного предложения,
то это слово завершает данное предложение и печатается без разрыва его знаком переноса. При отсутствии констатирующей части слово ПРИКАЗЫВАЮ печатается с красной строки, а если ему предшествует текст, состоящий из законченного предложения с точкой в конце, то оно печатается с новой строки от левой границы текстового поля документа.

3.3.3.6. Пункты и подпункты в приказе нумеруются в соответствии
с требованиямиподпункта 3.2.8.12 настоящей Инструкции.

Каждый пункт печатается с красной строки, должен содержать законченную мысль и начинаться с указания должности, фамилии и инициалов исполнителя в дательном падеже (в качестве исполнителя могут быть указаны структурные подразделения, тогда фамилии руководителей
указываются в скобках в именительном падеже).

Затем указывается срок исполнения и предписываемое действие, которое выражается глаголом в неопределенной форме («… обеспечить...», «… организовать...», «… осуществить...», «… подготовить...» и т.д.).

3.3.3.7. Если приказ дополняет, отменяет или изменяет ранее изданные приказы или их отдельные пункты, это оговаривается в тексте издаваемого приказа.

3.3.3.8. В последнем пункте распорядительной части при необходимости указывается должностное лицо или подразделение, на которое
возлагается контроль за выполнением приказа.

3.3.3.9. Приложения к приказу печатаются на отдельных листах, должны иметь самостоятельную нумерацию и необходимые реквизиты (гриф утверждения, заголовок и т.д.). Ссылки на приложения указываются в тексте приказа.

3.3.3.10. Приказами администрации Правительства Кировской облас-ти (далее – приказы) оформляются решения руководителя администрации Правительства Кировской области по вопросам, входящим в его компетенцию.

3.3.3.11. Проекты приказов готовятся и вносятся структурными подразделениями на основании указаний руководителя администрации Правительства Кировской области либо по инициативе руководителей структурных подразделений.

Приказы по хозяйственной деятельности готовятся, регистрируются и хранятся в хозяйственном управлении.

Приказы по основной деятельности регистрируются и хранятся в управлении делопроизводства.

Приказы по отпускам и кадровым вопросам* (по премированию и ус-тановлению надбавок государственным гражданским служащим и персоналу, осуществляющему техническое обеспечение деятельности администрации Правительства Кировской области) готовятся, регистрируются и
хранятся в управлении по вопросам государственной гражданской служ-бы и кадров.

3.3.3.12. Подписанные руководителем администрации Правительст-ва Кировской области или замещающим его лицом приказы должны быть зарегистрированы (в том числе в электронной базе данных) в указанных структурных подразделениях.

3.3.3.13. Ответственность за подготовку проекта приказа и приложений к нему, их согласование (в форме визирования первого экземпляра подлинника документа) с руководителями подразделений, которым в про-
екте приказа даются поручения, несут руководители подразделений, которые готовят и вносят проект.

3.3.3.14. Проекты приказов и приложения к ним в обязательном
порядке визируются
руководителем структурного подразделения,
готовившим проект приказа, заинтересованными лицами и заместителем министра, начальником государственно- правового управления министерства юстиции Кировской области или замещающим его лицом.

3.3.3.15. Возражения или замечания по проекту приказа излагаются на отдельном листе и прилагаются к проекту.

Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения, меняющие его первоначальный смысл, то он подлежит повторному визированию.

3.3.3.16. Внесение исправлений и дополнений в подписанный приказ не допускается. В исключительных случаях внесение поправок возможно только по согласованию с руководителем, подписавшим приказ. При этом на документе в месте изменения текста ставится заверительная подпись.

3.3.3.17. Выпускаемым приказам присваиваются порядковые номера в соответствии с очередностью их регистрации в пределах календарного года, и на них проставляется дата издания приказа.

Нумерация приказов ведется отдельно по основной деятельности, хозяйственной деятельности и по личному составу .

К номеру приказа по основной деятельности через дефис добавляются буквы «од».

Приказы по личному составу, связанные с назначением и освобождением работников, нумеруются отдельно от приказов по личному составу, связанных с предоставлением отпусков работникам. При этом в первом случае к номеру приказа по личному составу через дефис добавляется буква «к», а в приказах, связанных с предоставлением отпусков работникам, к номеру приказа через дефис добавляется буква «О». При регистрации приказов по отпускам без сохранения денежного содержания и по уходу за ребёнком к их номерам через дефис добавляется буква «о».

3.3.3.18. Оформленные в установленном порядке копии приказов направляются адресатам согласно указанию о рассылке. Замена разосланного приказа производится по указанию руководителя, подписавшего приказ.

3.3.3.19. Приказы вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самом приказе.

3.3.3.20. Приказы руководителей органов исполнительной власти, являющихся юридическими лицами, оформляются аналогично.

3.3.3.21. Копия приказа

Копия приказа – экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа[*] .

В копиях приказов наименование должности лица, подписавшего его, печатается от левой границы текстового поля документа (размер самой длинной строки наименования должности не должен превышать 8 см). Инициалы и фамилия лица, подписавшего приказ, располагаются через четыре пробела на уровне последней строки наименования должности с пробелом между инициалами и фамилией. Например:

Руководитель

администрации Правительства

Кировской области И.О. Фамилия

И.о. руководителя

администрации Правительства

Кировской области И.О. Фамилия

Копия приказа заверяется печатью. Копии приказов по основной деятельности заверяются печатью отдела документирования, приказов по личному составу – печатью управления по вопросам государственной гра-жданской службы и кадров, приказов по хозяйственной деятельности – печатью хозяйственного управления.

3.3.3.22. Выписка из приказа

Выписка из документа – копия части документа, заверенная в установленном порядке* .

Выписка из приказа (как и из любого другого документа) готовится, если документ имеет большой объем, а требуемая информация занимает небольшую его часть, либо для соблюдения конфиденциальности. Во всех других случаях делается копия необходимого документа.

Выписку из приказа оформляют по следующему образцу:

полностью воспроизводят реквизиты бланка приказа, при этом вид документа «ПРИКАЗ» заменяют на «ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА», регист-рационный номер и дату приказа оформляют в печатном виде;

начальную часть (преамбулу) приказа повторяют полностью, если она отсутствует, то ограничиваются словом приказываю:;

из распорядительной части переносят только необходимую информацию или пункт(ы) приказа;

наименование должности лица, подписавшего приказ, и заверение выписки из приказа оформляется аналогично копии приказа.

Признаками подзаконных нормативных актов , которые отличают их от , является то, что они:

  • издаются в соответствии с законом;
  • регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Таким образом, подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

Рассмотрим их подробнее.

Указы и распоряжения Президента России

В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».

В советское время указы издавали Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:

  • не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;
  • содержат ;
  • регулируют разнообразные сферы общественной жизни;
  • имеют общеобязательный характер.

Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:

  • указы в границах собственных полномочий;
  • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
  • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

Акты Правительства РФ

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.

Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. с в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Распоряжения , как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Акты федеральных министерств и ведомств

Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.

Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.

Приказы могут быть нормативными и ненормативными.

Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.

Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции . Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Акты органов местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:

  • постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;
  • акты поселковых и сельских сходов (собраний);
  • акты представительных органов.

Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.

В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести:

  • приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. Сих помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;
  • решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.).

Названные виды нормативных правовых актов носят подзаконный характер. В системе источников экологического права они расположены в определенной иерархии и занимают значительное место. Следует отметить, что с учетом перспектив создания правового государства их удельный вес должен быть существенно уменьшен. Основное содержание правовых норм должно быть предусмотрено законом. Преимущественно законами должны устанавливаться первичные нормы права, конкретизируемые и развиваемые затем в подзаконных актах. В то же время роль подзаконных актов в механизме действия права существенна.

а) Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена ст. 90 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Источниками экологического права являются те из них, которые устанавливают нормы права, т.е. правила общего характера, модель поведения. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

В целом Президентом РФ принимается значительное число указов и распоряжений в сфере взаимодействия общества и природы. Круг отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Президента, весьма широк. Например:

Указ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»;

Указ от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»;

Указ от 30 ноября 1995 г. «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;

Указ от 23 декабря 1994 г. «О финансировании особо радиационно- и ядерно-опасных производств и объектов»;

Распоряжение от 16 сентября 1992 г. «О введении контроля за экспортом из РФ химикатов и технологий, которые имеют мирное значение, но могут быть использованы при создании химического оружия»;

Распоряжение от 26 июля 1995 г. «Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью».

Конституционное положение о соответствии актов Президента РФ положениям Конституции РФ и федеральных законов на практике иногда нарушается. Так, 25 января 1995 г. Президент РФ принял Указ «О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края», в котором предусмотрено проведение мероприятий, противоречащих требованиям федерального экологического законодательства и в силу этого – Конституции РФ. Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого Указа. Запрос был рассмотрен Судом в июне 1995 г. Представитель Президента РФ и другие эксперты с его стороны полагали, что данный Указ является не нормативным правовым актом, а актом, содержащим индивидуальные предписания, и потому рассмотрение вопросов, касающихся существа Указа, поставленных в запросе Думы, не относится к компетенции Конституционного Суда. Суд согласился с такой позицией и не стал рассматривать запрос Государственной Думы по существу.

Затем противоречащие федеральному законодательству положения Указа были обжалованы частными лицами в Верховном Суде РФ. Верховный Суд в апреле 1996 г. признал положение Указа, касающееся разрешения Горно-химическому комбинату в г. Железногорске Красноярского края принимать с целью последующей переработки отработавшее ядерное топливо с зарубежных атомных электростанций, построенных по проектам других стран, противоречащим ч. 3 ст. 50 Закона «Об охране окружающей природной среды». Согласно указанной норме, ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и материалов запрещаются. Поэтому обжалуемое положение Указа Президента было признано недействительным, за исключением приема отработавшего ядерного топлива с зарубежных атомных электростанций тех стран, с которыми заключены в установленном порядке по данному вопросу международные договоры.

б) В соответствии с Конституцией России нормотворческая компетенция Правительства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды существенным образом отличается от компетенции Президента. Согласно ст. 115 Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это положение, вытекающее из принципа разделения властей, означает, что правительство может создать норму права лишь в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Правительство принимает свои акты, создавая источники экологического права, если это предусмотрено в законе или указе Президента или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство функции. Так, в ст. 23 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусматривается, что порядок экологического страхования и использования экологических фондов устанавливается Правительством РФ.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115).

Правительство России весьма активно в регулировании отношений по природопользованию и охране окружающей среды. К примеру, им приняты постановления:

От 3 августа 1992 г. «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов»:

От 29 июня 1992 г. «О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации»;

От 3 августа 1992 г. «О повышении эффективности использования в народном хозяйстве гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей природной среды»;

От 28 августа 1992 г. «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;

От 25 ноября 1994 г. «О комплексной федеральной программе по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна» и многие другие.

Некоторые акты Правительства также нарушают правило ст. 15 Конституции РФ о необходимости их соответствия другим актам. Так, 21 марта 1996 г. Правительством РФ было принято постановление «Об утверждении Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», а затем в его развитие Президентом РФ был подписан Указ от 13 апреля 1996 г. «О присвоении Федеральной целевой программе «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» статуса президентской программы». При этом было проигнорировано требование Федерального закона «Об экологической экспертизе» об обязательном проведении государственной экологической экспертизы проекта данной программы, как и проектов самих постановления и указа.

С принятием нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» потерял силу прежний Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР знаменовал новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения. Его значение заключалось в том, что он заложил основы прогрессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных условий развития общества и государства на современном этапе.

Новый Закон в основном заимствовал структуру прежнего. В нем содержатся:

Глава I. Общие положения;

Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды;

Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;

Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды;

Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);

Глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды;

Глава XIII. Основы формирования экологической культуры;

Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды;

Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

Глава XVI. Заключительные положения.

Как говорится в преамбуле, этот Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Учитывая в основном негативные оценки специалистов по поводу этого Закона, назовем некоторые его достоинства. При этом важно подчеркнуть, что сами достоинства носят условный характер. К таким достоинствам можно отнести, в частности, претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регулирование отношений по охране окружающей среды. При этом имеется в виду попытка более широко, в сравнении с прежним Законом, предусмотреть механизм регулирования в данной сфере. Применительно к прежнему Закону высказывались обоснованные претензии по поводу отсутствия в нем требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, экологической сертификации, экологическом аудите. В новом Законе, хотя и с дефектами, некоторые положения об этих инструментах появились. Так, об экологическом аудите говорится лишь в статье, определяющей основные понятия. Предусмотрены общие положения об экологическом предпринимательстве.

В контексте концепции устойчивого развития важное значение имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объектов животного мира, в отношении недр в действующем законодательстве требования о нормировании не установлены.

Законом установлен юридический критерий уровня проектирования предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий. Под наилучшей существующей технологией понимается технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.

В виду дефектов практики введения в эксплуатацию предприятий и иных объектов, достоинством Закона является положение об административной и иной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию таких объектов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 38).

В условиях развития рыночной экономики вполне обоснованным является требование статьи 53 о том, что при приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

Новый Закон предусматривает установление зон экологического бедствия (ст. 57). Им исключены зоны чрезвычайной экологической ситуации, которые регулировались Законом 1991 г. наряду с зонами экологического бедствия. В прежнем Законе отсутствовали четкие критерии, разграничивающие эти две зоны. На практике эти положения не применялись.

Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).

Из нового Закона вполне обоснованно исключена статья о материальной ответственности за экологические правонарушения как не содержащая экологических характеристик.

правовой акт управления (административный акт), издаваемый Президентом РФ, президентами республик в составе Российской Федерации. В виде указов издаются акты, как правило, имеющие нормативный характер, однако существуют также указы по оперативным и другим вопросам, не имеющие нормативного характера.

Отличное определение

Неполное определение ↓

УКАЗ

в ряде стран юридический акт нормативного или индивидуального характера, издаваемый различными высшими государственными органами и высшими должностными лицами. В отдельных странах аналогичные акты называются декрет, декрет-закон, ордонанс и др. В бывших СССР, РСФСР У. назывались акты высших постоянно действующих органов государственной власти - например, президиумов верховных советов. Известны У. императоров в России, некоторых других высших органов государства. В РФ У. называются акты Президента РФ, У. издают президенты некоторых республик в составе РФ, президенты отдельных постсоциалистических государств, входящих в СНГ, и др. В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ издает У. нормативного характера. Некоторые ненормативные У. регулируют вопросы индивидуального характера (назначение отдельных должностных лиц). У. - подзаконный акт, он не должен противоречить Конституции РФ и федеральным законам. У. обязательны для исполнения на всей территории РФ. Президент РФ ввиду отсутствия достаточной законодательной базы для урегулирования каких-либо отношений издает большое количество У, которыми регулируются важнейшие общественные отношения и для регулирования которых в соответствии с принципами права необходим закон. У. Президента РФ в 1993 было приостановлено действие Конституции РСФСР 1978, деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета, утверждены положения о выборах в новый парламент, другими У. урегулированы некоторые вопросы приватизации государственных предприятий, права собственности на землю и др. Президент не может издавать У. по вопросам, уже урегулированным законом, он не может также издавать У. по вопросам, в отношении которых конституция содержит прямые указания о том, что они должны быть регламентированы федеральным (в т.ч. конституционным) законом. Если по тому или иному вопросу, предусматривающему законодательное регулирование, закон еще не принят, вопрос может быть урегулирован У. Президента РФ (так, например, до сих пор регулируются У., правда, изданными до принятия Конституции 1993, положения о государственном гербе, гимне, флаге, для которых по конституции необходим федеральный конституционный закон). П р и издании соответствующих законов У. Президента РФ по данному вопросу утрачивают силу, об этом издается специальный У, который перечисляет У, утрачивающие силу. В У. Президента РФ, издаваемых по вопросам, для регулирования которых нужен закон, обычно содержится формулировка «впредь до издания закона». В соответствии со ст. 125 Конституции РФ У. Президента, имеющие нормативный характер, могут быть предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ на предмет их соответствия Конституции РФ. Лит.: Лучин В.О. Указное право в России. М., 1996. В.Е. Чиркин

Отличное определение

Неполное определение ↓

Подзаконный нормативно-правовой акт – это разновидность нормативно-правовых актов, издаваемая в соответствии с законом и направленная на его исполнение (В.И. Цыганов).

Подзаконный нормативный акт – это нормативный юридический акт компетентного органа, который основан на законе и закону не противоречит (С.С. Алексеев).

Подзаконные акты издаются на основе законов и конкретизируют их нормы. По юридической силе они уступают законам. Тем не менее, их роль в регулировании общественных отношений очень велика. Они более многочисленны и разнообразны чем законы, обладают разными названиями, их юридическая сила зависит от места и роли принявшего их органа.

В Российской Федерации система подзаконных нормативно-правовых актов в общем виде закреплена в Конституции.

1) Указы и распоряжения Президента РФ. Для реализации своих властных полномочий Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Распоряжения в отличие от указов принимаются больше по процедурным текущим вопросам. Президент издает также многочисленные индивидуальные акты (указы Президента о награждении государственными наградами РФ, о присвоении почетных званий, о назначении или освобождении от должности и др.). Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

2) Постановления и распоряжения Правительства РФ. Они принимаются на основании и во исполнение Конституции и законов Российской Федерации, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения в Российской Федерации. Президент РФ может отменить их.

3) Приказы, инструкции, положения, нормативные письма, уставы министерств и иных федеральных органов исполнительной власти могут приниматься в случаях и пределах, предусмотренных законами Российской Федерации, указами Президента и постановлениями Правительства. Если они затрагивают права, свободы и иные законные интересы граждан или являются межведомственными, то подлежат государственной регистрации в министерстве юстиции и публикуются не позднее десяти дней после регистрации.

4) Нормативно – правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся постановления, распоряжения и т.п. глав субъектов, администраций, правительств субъектов, подзаконные решения представительных органов субъектов. Данные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта. Подзаконные нормативные акты субъектов Российской Федерации соотносятся с актами федерального уровня в соответствии со ст. 76 Конституции РФ.

5) Нормативно-правовые акты местных органов власти. Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

6) Локальные нормативные акты. Издаются учредителями и иными субъектами управления на предприятиях, учреждениях, организациях (уставы, приказы, положения). Во многих случаях данные акты должны быть зарегистрированы в муниципальном органе.