Как осуществляется социальный контроль.  Обществознание: Социальный контроль. Каковы основные функции социального контроля

Одним из наиболее сложных и многозначных понятий, применяемых в научной правовой, политологической и социологической литературе является широко используемое в названных науках понятие «социальный контроль» 1 .

Цель лекции: познакомить студентов с явлением социального контроля; проанализировать толкования данного понятия с точки зрения различных наук; изучить сущностные составляющие социального контроля с очки зрения социологической науки.

Без социального контроля общество и индивид не могут существовать. Поэтому необходимость социального контроля очень важна. Социальный контроль необходим по следующим причинам. Каждому обществу или группе необходимо поддерживать свой общественный порядок, и это возможно только тогда, когда его члены ведут себя в соответствии с этим социальным порядком. Важной задачей социального контроля является не поддержание старого порядка. Семья помогает в достижении этой цели. Престарелые члены семьи поддерживают свои идеи над детьми.

Без социального контроля социальное единство было бы просто мечтой. Социальный контроль регулирует поведение в соответствии с установленными нормами, что приводит к единообразию поведения и приводит к единству среди индивидов. Семья поддерживает свое единство, потому что ее члены ведут себя аналогичным образом в соответствии с семейными нормами.

В соответствии с поставленными целями, можно предложить следующий план для рассмотрения темы:

    Понятие социального контроля.

    Функции, участники, виды и формы социального контроля.

    Социальные нормы и социальные санкции.

1.Понятие социального контроля.

Понятие «социальный контроль» вошло в научный оборот исторически недавно. Так еще в дореволюционном словаре «Брокгауза и Ефрона» используется только термин «государственный контроль», причем трактуется он достаточно узко, как деятельность «учреждения, на обязанности которого лежало бы наблюдение за правильностью и законностью поступления государственных доходов и производства расходов».

Регулировать или контролировать индивидуальное поведение. Нет двух одинаковых людей в своих взглядах, идеях, интересах и привычках. Даже у детей тех же родителей нет одинакового отношения, привычек и интересов. Мужчины верят в разные религии, одеваются по-разному, едят разную пищу, вступают в брак по-разному и имеют разные идеологии. Есть так много различий в способах жизни людей, что при каждом движении существует вероятность столкновения между ними. В наше время эта возможность возрастает, потому что человек стал слишком эгоцентричным.

Социальный контроль необходим для защиты социальных интересов и удовлетворения общей потребности. Если социальный контроль удаляется, а человеку остается свободно вести себя, общество сводится к состоянию джунглей. Социальный контроль обеспечивает социальную защиту социальных путей поведения. В обществе много народных обычаев, режимов и обычаев. Каждый человек должен следовать им. Если индивидуум фиалкомы социальных норм, он вынужден через социальный контроль, чтобы наблюдать, чем. Таким образом, социальный контроль предусматривает санкции в отношении социальных норм.

Социальный контроль - термин, введенный в широкий научный оборот французским социологом и криминологом Г. Тардом, который первоначально рассматривал его как средство возвращения преступника к общественной деятельности. В дальнейшем, расширив объем понятия, Г. Тард стал понимать его как один из факторов «социализации» личности. Социальный контроль стал трактоваться как целенаправленное влияние общества на поведение индивида в целях обеспечения «здорового» социального порядка.

Агенты и инструменты социального контроля

Чтобы проверить культурную коррекцию. Новое изобретение, новые открытия и новые философии продолжают рождаться в обществе. Человек должен приспособить свое поведение к изменению в обществе. Но все люди не могут приспособиться к новым условиям. Некоторые становятся прогрессивными, другие остаются консервативными. Когда человек из деревни перемещается в город, он сталкивается с новыми культурными стандартами, и вполне возможно, что он может ошибочно приспособиться к новой культурной среде. Он может стать спасителем страстей, посетить бар и пропускать ночи в ночных клубах.

Развернутую теорию социального контроля в социологии создал Р.А. Лапьер, рассматривавший социальный контроль как средство, обеспечивающее процесс усвоения индивидом культуры и передачу ее от поколения к поколению. При этом Лапьер выделил три универсальных механизма социального контроля, действующих в различных обществах:

В течение этого переходного периода в его социальном контроле очень необходимо, чтобы он не стал девиантным. Международная энциклопедия социальных наук. Значительная часть стимула для развития и использования концепции социального контроля исходит из социологической адаптации дарвинистской традиции. Но там, однако, основная дихотомия была между организмом и природой; для различных теорий социального контроля это было между индивидом и обществом. В этих теориях предполагается, что общество должно контролировать животную природу человека: если порядок должен устанавливаться и поддерживаться, склонность человека преследовать его личный интерес к моменту войны всех против всех должна быть ограничена путем обучения или выбор или оба.

1) физические санкции (наказание индивида за нарушение групповых норм),

2) экономические санкции («провокация», «запугивание», «штраф»),

3) административные санкции.

Различные науки выработали подходы к проблеме социального контроля, отвечающие специфике их предмета.

Так, например, психология рассматривает проблему социального контроля сообразно проблеме психической жизни индивида 2 . Характерно, что в своем труде Т. Шибутани посвящает всю первую часть своей социальной психологии проблеме социального контроля. Здесь социальный контроль рассматривается в сопряжении с такими темами как «Структура организованных групп», «Самосознание и участие в группах», «Культурная матрица играния ролей» и, наконец, «Коммуникация и социальный контроль».

Таким образом, появление концепции социального контроля означало ослабление утилитарной концепции естественной гармонии собственных интересов. Хотя социальный контроль по сути является американским термином, он имеет свои функциональные эквиваленты в европейской социологии. Дюркгейм видел коллектив совести как сдерживающего человека с силой, прямо пропорциональной интенсивности взаимодействия вокруг своих конкретных представлений, вести себя определенным образом, независимо от их собственных корыстных интересов.

Таким образом, основная функция социальных институтов, таких как семья, брак и религиозные культы, заключалась в том, чтобы увеличить сдерживающую силу коллектива совести; институты были по существу учреждениями социального контроля. В результате Дюркгейм выступал в качестве средства социального контроля над аномалией, присущей экономической жизни, развитием профессиональных организаций, в которых интенсивное взаимодействие привело бы к созданию реалистичных кодексов поведения и их принуждения посредством ограничения на совесть каждый из участников.

В политологии проблема социального контроля исследуется в рамках соотношения государства и гражданского общества. При этом в ряде случаев исследователи пытаются свести ее к проблеме форм и методов включения индивида в политическую деятельность, рассматривая социальный контроль как воздействие индивидов через институты гражданского общества на институты государства в результате развития различных форм демократии, как в непосредственных, так и опосредованных формах участия.

Это по существу структурный подход к отклонению; в знаменитой статье Мертона, этот же подход был сформулирован в концепции отклонения как корректировка внутренних противоречий данной социальной системы, а не как выражение несмалых импульсов. Здесь, однако, результирующая концепция социального контроля была недостаточно развита, если мы не удовлетворены более или менее явным понятием социального контроля, который ограничивает его целенаправленными, рациональными социальными изменениями, направленными на устранение этих внутренних противоречий.

В юриспруденции проблема социального контроля присутствует не только в пограничной с социологией отрасли «социологии права», но и в теории правовой науки. Особенно ясно ощущается присутствие проблемы социального контроля в таких теориях как аналитическая юриспруденция Герберта Харта, концепциях «живого права» Е. Эрлиха и в американской социологической школе права.

Понятие социального государства, его структура и функции

Фактически, это уже давно является подходом американской социологии, особенно в ранние мелиористические дни. Во-первых, существовала концепция «естественного порядка», возникающая из спонтанной сетки мужских личностей с присущими им способностями к симпатии и общительности, с одной стороны, и от их чувства справедливости и способности к обиде, с другой. Некоторые из этих возможностей рассматривались как биологические пожертвования, но «чувство справедливости» считалось результатом раннего развития я не только посредством взаимодействия как такового, но и посредством последующей интернализации другой, что приводит к желанию вести себя по отношению к другим, как хотелось бы, чтобы другие вели себя к себе.

Известно, что социологическая юриспруденция наибольшее распространение получила в США, где она сосуществовала и конкурировала с аналитической юриспруденцией и естественно-правовым направлением. Роско Паунд, глава этой школы, начал разрабатывать новую проблематику еще в первой четверти века и в конце своего творческого пути сумел свести воедино свои разработки в пятитомной «Юриспруденции» (1959). Суть нового подхода в социологии права была охарактеризована самим Р. Паундом как «инструментальный прагматический подход» к изучению права, причем само право стало восприниматься преимущественно как «инструмент социального контроля». Поскольку контроль связан с урегулированием и координацией поведения и социального взаимодействия законопослушных граждан, то для самой юриспруденции наиболее подходящим названием стало название «юридическая социальная инженерия», авторство которого также принадлежит Р. Паунду.

В качестве примеров естественного порядка Росс цитировал примитивные общества и даже такие современные установки, как калифорнийский горный лагерь, где он считал, что социальное и экономическое равенство царило до прихода «авантюристов и сломленных людей со всех концов света».

Как отметил Мартиндейл, социальный контроль в работе Росса имеет много особенностей социального контракта, поскольку Росс определил его как «связанное с тем господством, которое предназначено и которое выполняет функцию в жизни общества». Тем не менее, когда он описал социальный контроль в действии, он отступил на все формы коллектива Дуркхаймского совести, которые ограничивают человека: общественное мнение, право, системы убеждений, образование, обычай, религия, личные идеи, церемония, искусство, личность, ценности, творческие элиты.

На трактовке анализируемого понятия сказывались особенности становления новой отрасли науки - социологии права. В XX в. сформировалось два подхода к социологии права. Если в континентальной Европе выделилось направление социологии, именующее себя юридической социологией, то в Соединенных Штатах, прагматически ориентированных на изучение практических проблем правопорядка, появилась социологическая юриспруденция.

Таким образом, дилемма социального поведения является очевидной из-за работы Росса: с одной стороны, существует пуританское утверждение о важности личности, особенно личности с правильными инстинктами, в отличие от «моральных идиотов» или «моральных» лунатики, которые больше не могут ставить себя на место другого, чем зверь, могут впадать в муку своей добычи. Эти люди могут и должны создать моральный рациональный порядок, чтобы заменить естественный порядок, который становится нежизнеспособным благодаря большей плотности и гетерогенности населения.

Первая из этих дисциплин связывала социологию с феноменом групповой жизни как влекущей за собой «право». Другая - связывала юриспруденцию с регулированием отношений и упорядочением поведения, что необходимо в рамках жизнедеятельности социальных групп. Первая трактовка оказалась ближе к общей социологии, вторая - ближе специальной науке о праве.

Но никогда не становится ясным, как мы переходим от непреднамеренного, но функционального ограничения обычая, религии и т.д. к «предполагаемой» и даже более функциональной форме социального контроля. Таким образом, в дискуссиях Росса о социальном контроле мы сталкиваемся либо с описанием элементов социального ограничения, как поле, равное всей социологии или благочестивым желаниям рационального действия, которые не особенно интересны для чтения.

Томас, как и следовало ожидать от того, кто видел социальную структуру как социальное определение ситуации, широко использовал концепцию социального контроля. Он согласился с Росс, что, как только общество отошло от основного группового контроля, проблема заключалась в разработке рационального контроля. Томас видел, как социальный контроль проявляется в действиях нового типа людей, обученных в соответствии с теориями философа Джона Дьюи и, следовательно, способных создавать новые модели по мере необходимости.

Известно, что если для европейской общественной мысли характерно строгое разделение различных отраслей науки и в том числе социологии и права, то для США больше характерен интеграционный подход. В частности, это проявляется в широком распространении социологической концепции права, когда, согласно классикам американской правовой мысли О.У. Холмсу и Р. Паунду, право трактуется как «совокупность реальных общественных отношений» (отсюда название одной из американских правовых школ - реализм) или же, как социальная инженерия. При этом само право рассматривается в большей степени инструментально, а именно как важнейшая форма социального контроля.

Парк и его коллеги также были обеспокоены переходом от основных средств социального контроля, таких как семья, район и общество, к средним средствам социального контроля, таким как полиция, пресса, политическая машина и суды. Парк отметил, что предполагаемый контроль не обязательно означает рациональный контроль с точки зрения полезности всего сообщества. Опираясь на другую традицию, Мангейм снова поставил вопрос о социальном контроле посредством планирования и противопоставил его классическому либерализму, который не мог обеспечить контроль над обычаями и законами рынка.

В рамках этого различия сформировались и несколько различные представления о функциях права. В европейской традиции для права основными являются регулятивная и охранительная функции. В американской правовой мысли - другая точка зрения. Так, по мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе 3 . Естественно, что сама правовая система рассматривается как часть системы социального контроля.

Для него существовал определенный фиксированный квант социального контроля: когда некоторые формы контроля уменьшались, это означало, что другие увеличивались в соответствии с тем, что он называл «законами трансмутации». Поскольку меры контроля были неизбежными, попытка отрицать рациональные, сознательный контроль означал отказ от нерационального, бессознательного контроля или манипуляции с интересами.

Такой подход к концепции исключает из него обычный нормативный компонент, состоящий из социальной структуры и, более конкретно, аспектов социальной структуры, которые связаны с социализацией. Еще более узкое определение - это социологические рефераты, которые резервируют рубрику социального контроля для пенологии и социологии проблем коррекции. Концепция социального контроля Парсонса особенно плодотворна, потому что это систематическая попытка получить последствия от конкретной теории отклонения.

Согласно общесоциологическому пониманию, социальный контроль есть способ саморегуляции любой социальной системы, регламентирующей и консолидирующей деятельность своих членов, стабилизирующей собственное функционирование и развитие посредством формирования личностных, групповых и институциональных стандартов деятельности (норм, ценностей, идеалов), а также оценки на их основе реальной деятельности людей и последующего приведения этой деятельности в соответствие со стандартами при помощи системы социальных санкций.

Во-первых, отклонение определяется его склонностью к изменению либо в изменении состояния интерактивной системы, либо при уравновешивании противодействующими силами, причем последние являются механизмами социального контроля. Оставив в стороне проблему ошибки как отклонения, Парсонс обращается к генезису девиантной мотивации, которая, по его мнению, не может быть найдена в «животном мире», а в результате обучения, полученного из прошлого взаимодействия, конкретных личностных факторов и давления и возможностей немедленного взаимодействия.

С точки зрения системного подхода социальный контроль определяется как механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в т.ч. правового) регулирования. Как часть общей системы согласования взаимодействия индивидов и общества, первичный социальный контроль задается наличием институциональной организации общества. Социальный институт контролирует поведение, устанавливая образцы, которые придают поведению одно из многих, теоретически возможных направлений. Контролирующий характер институционализации жестко не связан с системой санкций, поддерживающих институт: дополнительные, вторичные механизмы контроля требуются в том случае, если процессы институционализации не вполне успешны. Применение санкций обеспечивает совпадение или минимизирует расхождение между фактическим и ожидаемым поведением членов общества 4 .

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

совокупность процессов в социальной системе (обществе, социальной группе, организации и т. п.) , посредством которых обеспечивается определ. «образцам» деятельности, а также соблюдение ограничений в поведении, нарушение которых отрицательно сказывается на функционировании системы. Такими образцами и ограничениями являются системы ценностей, правовые и моральные нормы, адм. предписания, решения, обычаи, привычки и т. п. С. к. обеспечивает определ. организацию обществ. жизни, адекватность поведения членов общества взаимным ожиданиям; посредством С. к. реализуется обратной связи в управлении любыми социальными процессами или системами.

Принуждение к должному поведению наблюдается уже у животных, особенно живущих в стаях. Становление С. к. неразрывно связано с возникновением человеч. общества. По мере развития и усложнения всех обществ. отношений быстро развивается и С. к., совершенствуются его механизмы, растёт его в функционировании всех социальных систем. Возникают социальные институты, специально призванные осуществлять С. к.,- судебные и иные карательные органы. Вместе с тем в той или иной мере функции С. к. осуществляют любые социальные институты или группы, государственной или общественной организации.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, там же, т. 21; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, О государстве, там же, т. 29; Кон И. С., Позитивизм в социологии, [Л.], 1964; его же, Социология личности, М., 1967; Левада Ю. Α., Социальная религии, М., 1965; его же, Сознание и управление в обществ. процессах, "ВФ", 1966, No 5; Πопова И. М., Теории социального контроля в амер. социологии, "ВФ", 1965, No 6; Щепаньский Я., Элементарные понятия социологии, пер. с польск., Новосибирск, 1967; Беккер Г. и Босков А. [сост.], Совр. социологич. теория..., пер. с англ., М., 1961; Шибутани Т., Социальная , пер. с англ., М., 1969; Lumley F. Ε., Means of social control, N. Y.–L., ; Bernard L. L., Social control in its sociological aspects, N. Y., 1939; Hollingshead A. В., The concept of social control, "Amer. Sociological Review", 1941, v. 6, No2; Mannheim K., Man and society in an age of reconstruction, L., ; Gurviteh G., Social control, в кн.: Gurvitch G., Moore W. Ε. (ed.), Twentieth century sociology, N. Y., 1945; Segerstedt T. T., Social control as sociological concept, Uppsala, ; Nett R., Conformity deviation and the social control concept, "Ethics", 1953, v. 64, No1; Gerth H. and Mills C. W., Character and social structure, N. Y., ; La Piere R. T., A theory of social control, L., ; Rouček J. S., Social control, 2 ed., Princeton, ; Landis P. H., Social control, Phil.–N. Y.–Chi., ; Dahrendоrf R., Class and class conflict in industrial society, Stanford, 1959; Bogardus E. S., The development of social thought, 4 ed., N. Y.–L.–Toronto, ; Кatz D., Kahn R. L., The social psychology of organizations, Ν. Υ., 1967; Lemert Ε. Μ., Human deviance, social problems and social control, .

В. Ольшанский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ" в других словарях:

    Система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и… … Википедия

    Большой Энциклопедический словарь

    Механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение системы ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы; органический элемент управления. Основные… … Политология. Словарь.

    СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - Контроль, который общество осуществляет над индивидами внутри его. Формами такого контроля, прежде всего, являются процессы социализации и вытекающей из него интернапизации норм и ценностей общества. Этот термин обычно не используется для… … Толковый словарь по психологии

    Социальный контроль - Одна из дисциплин социальной психологии. изучающая воздействие социальной среды на человеческое поведеиие. Возможности (по крайней мере, теоретические) кажутся почти безграничными. Использование методов подкрешения, убеждения и пропаганды… … Большая психологическая энциклопедия

    Механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования. Как часть общей системы согласования взаимодействия индивидов и общества, первичный С.К. задается… … Новейший философский словарь

    Механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение системы ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы; органический элемент управления. Основные… … Энциклопедический словарь

    СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - (SOCIAL CONTROL) По мнению большинства социологов, социальный контроль достигается сочетанием послушания (compliance), принуждения и приверженности социальным ценностям. Например, Т. Парсонс (Parsons, 1951) определял социальный контроль как… … Социологический словарь

    Механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В качестве таких ограничений… … Большая советская энциклопедия

    Социальный контроль - (см. Контроль социальный) … Экология человека