Социальная норма: сущность понятия
Поведение человека или более широких социальных групп уже в течение достаточно долгого времени регулируется при помощи принятых в обществе социальных норм. Они необходимы, в первую очередь, для того, чтобы интересы и потребности одного индивида соответствовали потребностям и интересам более широких кругов и не нарушали их свободу, а также не посягали на безопасность.
Социальная норма – это один из аспектов, который исследуется социологической наукой. Термин «норма» имеет латинское происхождение (норма – руководящее начало, рациональное правило, образец поведения).
Определение 1
В социологии норма – это социально определяемые и санкционируемые способы действовать, быть или думать. Таким образом, норма – это некоторый образец, который выступает в качестве ключевого при выборе человеком его способа мышления или модели поведения.
Исследованиями социальных норм в социологии занимались такие ученые, как Ж. Пиаже, Г. Зиммель, А. Штутцер, Р. Лалив. Все они рассматривали социальную норму как очень сложное образование, которое обладает многоуровневостью и разнообразием, поскольку наше общество неоднородно, и зачастую каждому сообществу необходимо закрепление индивидуальных социальных норм.
Социальные нормы обладают своими свойствами, о которых неоднократно упоминает в своих трудах Й. Эльстер. Он группирует их следующим образом:
Социальные нормы выступают в качестве эталона действий и поведения человека в обществе. безусловно, обладая разнообразием направлений, а также достаточно разнообразной видовой структурой, социальные нормы обладают и своим уникальным функционалом. Различные исследователи сходятся во мнении о том, что социальные нормы выполняют следующие ключевые функции:
Эти три ключевые функции, которые выполняют социальные нормы любой разновидности. Существует четвертая функция социальной нормы – трансляционная. Она направлена не только на выявление социальной нормы, но и на ее дальнейшую передачу остальным членам общества. Также трансляционная функция заключается в передаче социальных норм (обычаев, норм морали, сакральных норм) по наследству, от старшего поколения младшему.
Таким образом происходит сохранение социальных норм, их ценности и значимости для конкретного общества. Безусловно, по прошествии определенного времени эти нормы будут меняться под влиянием разных внешних факторов, но их смысл и значимость останется прежней, что особо важно для функции трансляции.
Замечание 1
Социальные нормы – это неоднородное образование, в связи с чем многие исследователи данной области обнаружили их несколько основных видов, которые отличаются по тем или иным аспектам.
Но в социологической науке существует традиционное видовое подразделение. Таким образом, социальные нормы принято актуализировать по способам их формирования, а также дальнейшего обеспечения в социуме. Отсюда выделяются следующие социальные нормы: обычаи, нормы морали, нормы отдельных общественных организаций, а также непосредственно нормы права. Ниже мы охарактеризуем каждый вид отдельно и укажем на их ключевые особенности формирования и реализации.
Обычаи, которые формируются в широких общественных слоях благодаря их естественному происхождению, а также в результате многократного повторения наиболее рациональных действий. В каждом сообществе, даже на современном этапе, существуют уже устоявшиеся обычаи, которые считаются нормой (например, празднование какого-либо значимого события).
Нормы морали, формирующиеся благодаря естественным историческим факторам на основе представлений человека о нравственности. Реализация таких норм напрямую зависит от общественного воздействия. На сегодняшний день все еще существуют некоторые сообщества (в основном те, где правят традиционные нормы и ценности), и нормы морали сильно отличаются от тех, к которым привыкли мы.
Нормы отдельных общественных организаций, которые создаются этими же организациями. Ключевая цель таких норм заключается в упорядочении отношений между членами в пределах этой организации. Такие нормы реализуются благодаря уставу, а также своду правил поведения в организации, с коллективом и в условиях работы с внеорганизационными объектами (другими компаниями, клиентами и заказчиками из иных служб).
Нормы права, которые устанавливаются и санкционируются непосредственно высшими органами власти и государством. Их реализация исполняется благодаря выдвигаемым требованиям, а в случае неповиновения применяются средства государственного принуждения.
Социальная норма: сущность понятия
Поведение человека или более широких социальных групп уже в течение достаточно долгого времени регулируется при помощи принятых в обществе социальных норм. Они необходимы, в первую очередь, для того, чтобы интересы и потребности одного индивида соответствовали потребностям и интересам более широких кругов и не нарушали их свободу, а также не посягали на безопасность.
Социальная норма – это один из аспектов, который исследуется социологической наукой. Термин «норма» имеет латинское происхождение (норма – руководящее начало, рациональное правило, образец поведения).
Определение 1
В социологии норма – это социально определяемые и санкционируемые способы действовать, быть или думать. Таким образом, норма – это некоторый образец, который выступает в качестве ключевого при выборе человеком его способа мышления или модели поведения.
Исследованиями социальных норм в социологии занимались такие ученые, как Ж. Пиаже, Г. Зиммель, А. Штутцер, Р. Лалив. Все они рассматривали социальную норму как очень сложное образование, которое обладает многоуровневостью и разнообразием, поскольку наше общество неоднородно, и зачастую каждому сообществу необходимо закрепление индивидуальных социальных норм.
Социальные нормы обладают своими свойствами, о которых неоднократно упоминает в своих трудах Й. Эльстер. Он группирует их следующим образом:
Социальные нормы выступают в качестве эталона действий и поведения человека в обществе. безусловно, обладая разнообразием направлений, а также достаточно разнообразной видовой структурой, социальные нормы обладают и своим уникальным функционалом. Различные исследователи сходятся во мнении о том, что социальные нормы выполняют следующие ключевые функции:
Эти три ключевые функции, которые выполняют социальные нормы любой разновидности. Существует четвертая функция социальной нормы – трансляционная. Она направлена не только на выявление социальной нормы, но и на ее дальнейшую передачу остальным членам общества. Также трансляционная функция заключается в передаче социальных норм (обычаев, норм морали, сакральных норм) по наследству, от старшего поколения младшему.
Таким образом происходит сохранение социальных норм, их ценности и значимости для конкретного общества. Безусловно, по прошествии определенного времени эти нормы будут меняться под влиянием разных внешних факторов, но их смысл и значимость останется прежней, что особо важно для функции трансляции.
Замечание 1
Социальные нормы – это неоднородное образование, в связи с чем многие исследователи данной области обнаружили их несколько основных видов, которые отличаются по тем или иным аспектам.
Но в социологической науке существует традиционное видовое подразделение. Таким образом, социальные нормы принято актуализировать по способам их формирования, а также дальнейшего обеспечения в социуме. Отсюда выделяются следующие социальные нормы: обычаи, нормы морали, нормы отдельных общественных организаций, а также непосредственно нормы права. Ниже мы охарактеризуем каждый вид отдельно и укажем на их ключевые особенности формирования и реализации.
Обычаи, которые формируются в широких общественных слоях благодаря их естественному происхождению, а также в результате многократного повторения наиболее рациональных действий. В каждом сообществе, даже на современном этапе, существуют уже устоявшиеся обычаи, которые считаются нормой (например, празднование какого-либо значимого события).
Нормы морали, формирующиеся благодаря естественным историческим факторам на основе представлений человека о нравственности. Реализация таких норм напрямую зависит от общественного воздействия. На сегодняшний день все еще существуют некоторые сообщества (в основном те, где правят традиционные нормы и ценности), и нормы морали сильно отличаются от тех, к которым привыкли мы.
Нормы отдельных общественных организаций, которые создаются этими же организациями. Ключевая цель таких норм заключается в упорядочении отношений между членами в пределах этой организации. Такие нормы реализуются благодаря уставу, а также своду правил поведения в организации, с коллективом и в условиях работы с внеорганизационными объектами (другими компаниями, клиентами и заказчиками из иных служб).
Нормы права, которые устанавливаются и санкционируются непосредственно высшими органами власти и государством. Их реализация исполняется благодаря выдвигаемым требованиям, а в случае неповиновения применяются средства государственного принуждения.
В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс. Социальные нормы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений индивидов и их групп. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношении его членов. Социальные нормы, несомненно, выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.
1. Так называемые “стихийные” регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т. п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно.
2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.
3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.
Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.
Диапазон подходов к проблеме социального регулирования в гуманитарной литературе достаточно широк. Можно выделить наиболее древние религиозно-эзотерические представления, более знакомые в советской юридической мысли классовые концепции, ранее не использованные в большинстве отечественных источников кибернетические и синергетические подходы и т.д.
Например, религиозные представления о социальном регулировании варьируются от утверждений, что все в поведении человека предопределено божьей волей (роком, судьбой или волей предков и т.д.), до признания того, что человек, хотя, и создан божественным началом, тем не менее, наделен свободой воли и сам выбирает свои дороги, несет ответственность за свои действия и поступки (А. Августин).
Суть классового подхода заключается в том, что в основе социального регулирования лежат классовые интересы. Главенствующей является воля господствующего класса. В рамках данного подхода формируются соответствующие представления: оправдано все то, что полезно, выгодно для строительства коммунистического общества. Такой утилитарный подход активно пропагандировали в 20-е гг. “отцы-основатели” первого в мире социалистического государства (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин и др.). Подобная позиция, конечно же, расходилась с пониманием ценности права, морали, обычаев и традиций как социальных регуляторов, закреплявших тысячелетний общечеловеческий опыт.
В рамках кибернетического подхода социальное регулирование определяется как воздействие на общественные отношения и социальные процессы системы, которая придает объекту регулирования заданные характеристики или параметры. Кибернетический подход становится весьма полезным для понимания регулятивной роли права. Например, конкретное правовое правило, устанавливающее юридическую ответственность за нарушение трудовой дисциплины на производстве, имеет целью придать стабильность, определенный характер, определенное состояние системе трудовых отношений. Если выяснится, что соответствующий приказ руководителя предприятия или установленные правила внутреннего трудового распорядка не достигают цели и нарушения трудовой дисциплины продолжаются, то появляется необходимость, либо усилить юридическую ответственность, либо выяснить – можно ли вообще в данной ситуации укрепить трудовую дисциплину правовыми мерами или следует рассмотреть иные причины (например, низкую заработную плату, плохую работу транспорта и т.д.).
В последние годы весьма активно развивается синергетическое видение проблемы социального регулирования. Прежде всего, в его рамках речь идет о самоорганизующейся системе, в рамках которой все ее элементы находятся в определенном этой системой состоянии. К синергетическим методам регулирования, чаще всего, относят так называемые малые воздействия , переводящее систему в необходимое состояние. А.Б. Венгеров приводит такой пример: “В учебном процессе лектору-профессору достаточно сообщить студентам, что именно он – лектор – будет принимать экзамены у всего курса, чтобы резко увеличить посещаемость своих лекций” .
Изучение социального регулирования приводит к необходимости понимания того, почему один вид общественных отношений регулирует право, а другой – мораль, почему при воздействии права один вид общественных отношений регулирует закон, а другой – указ, постановление, инструкция. С другой стороны, не менее актуальна и такая проблема, как нормативный плюрализм . Известный современный правовед И.Ю. Козлихин справедливо заметил, что “нормативные системы существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер. Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из них является ведущей той, которая обеспечивает социальную солидарность, т.е. осуществляет интегративную функцию. Таковой может являться не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т.д.” .
Вообще, для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина “норма”. Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой - естественная норма. Во-вторых, норма - это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества - социальная норма.
Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы - сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.
1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.
2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами.
3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.
4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п.
Историческое развитие и смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаимосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных, религиозных, правовых, политических и т.д.). Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право . При всей своей относительной самостоятельности право, как и иные виды социальных норм, осуществляет свои регулятивные и охранительные функции в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.
При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества.
Социальным нормам присущи следующие признаки.
1. Социальность . Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя: а) людей, б) общественные отношения, в) поведение людей.
2. Объективность. Общество как сложный социальный организм объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Их возникновение конечно сопряжено с волевой и сознательной деятельностью людей. Тем не менее, одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними. Таким образом, следует учитывать значение субъективного фактора в становлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость тех или иных социальных норм должна быть осознана обществом.
3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не поименно, а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяемость, и др.). Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм: социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступелния в процесс регулирования. Социальные нормы всегда по содержанию определены, но в качестве общей модели поведения.
4. Социальные нормы есть мера свободы индивида , устанавливающие пределы его поведенческой активности. Способов удовлетворения интересов и потребностей.
5. Культурная обусловленность . Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. По мнению М. Вебера, именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей . Культура выражается, прежде всего, в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской.
6. Обязательность. Социальные нормы как нормативные выражения социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.
7. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Общество должно стремиться к формированию такой системы социального регулирования, налаживанию взаимодействия между разными видами социальных норм.
Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.
Из приведенного определения видно, что в юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать, по меньшей мере, три функции социальных норм:
- регулятивная . Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма;
- оценочная . Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное);
- трансляционная . Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и “транслируются” в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).
Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи, как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.
Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).
По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования.
По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения:
Процесс формирования норм;
Формы фиксации (существования);
Характер регулятивного воздействия;
Способы и методы обеспечения.
При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12
Социальные нормы, подобно другим ценностям, выполняют функции оценки и ориентации личности, общности. Вместе с тем они не ограничиваются этими функциями. Нормы осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер. Это не только выражение мысли, но и выражение воли. При этом, в отличие от индивидуального волеизъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует, подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.
Социальные нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.
Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения.
Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и конкретные его параметры, они могут давать более полные модели, эталоны должного, нежели другие ценности.
Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы с девиацией, средством обеспечения порядка, устойчивости общества.
Нормы возникают вследствие потребности в определенном поведении. Так, например, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в общественном труде. На заре человечества можно было выжить, только придерживаясь данной нормы. Она появилась в результате закрепления повторяющихся необходимых совместных действий. Интересно, что эта норма не потеряла своего значения и в настоящее время, хотя ее питают иные потребности, актуализируют другие факторы.
Многообразие социальной реальности, социальных потребностей порождает и многообразие норм. Классифицировать нормы можно по разным основаниям.
Для социолога имеет значение выделение норм по субъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные. В современном обществе наблюдается сложная коллизия, взаимопроникновение этих норм.
По объекту или сфере деятельности разграничиваются нормы, действующие в области определенных видов отношений: политические, экономические, эстетические, религиозные и т.д.
По масштабу: Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».
Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.
По месту в нормативно-ценностной иерархии: основополагающие и второстепенные, общие и конкретные.
По форме образования и фиксации: жестко фиксированные и гибкие.
По масштабам применения: общие и локальные.
По способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата.
По функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие.
По степени устойчивости: нормы, опирающиеся на социальною привычку, на обычай, традиции и не имеющие такого основания и др.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение.
За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.
За нарушение других норм жесткие санкции – тюремное заключение, даже смертная казнь.
Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказание.
В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги – пятикратным штрафом. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н.э. и советские партийные органы в XX веке.
Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид:
Нормы |
Санкции |
Привычки | |
Традиции | |
++++++++++++++++++ |
Санкции помечены крестиками, следовательно, чем их больше, тем строже наказание за нарушение нормы. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.
Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего – привычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, семейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).
Таким образом, социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.
Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:
Регулируют общий ход социализации,
Интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество,
Контролируют отклоняющееся поведение,
Служат образцами, эталонами поведения.
Каким образом удается достичь этого при помощи норм?
Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.
Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а идущие навстречу – по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.
Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:
Как стандарты поведения (обязанности, правила) или
Как ожидания поведения (реакция других людей).
Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южно-европейских народах. Итальянская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество.
Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?
Нормы – стражники ценностей. Честь и достоинство семьи – одна из важнейших ценностей человеческого сообщества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья – основная ячейка общества и забота о ней – его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Поскольку защита семьи – основа ее выживания, то выполнение этой важнейшей функции в традиционном обществе делает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает споров о том, кто первый – муж или жена. В результате укрепляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.
Как видим, социальные нормы действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.
Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы – правила поведения, ценности – абстрактные понятия о том, что есть добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.
Законодательство -- система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны.
Социальные нормы -- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. законодательство социальный нормативный акт
Групповые привычки -- нормы малых групп. Появляются и продолжают существовать только в малых группах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях).
Общие правила -- нормы больших групп (общества в целом). Это манеры поведения, традиции, этикет. Каждая социальная группа обладает своими обычаями, правилами поведения, традициями. Существуют манеры поведения пожилых людей, национальные обычаи.
Нормативность социального поведения напрямую связана с ролевыми функциями человека в обществе в целом, социальной группе. Эти функции определены его статусом в такой группе. Социальная норма, прививаемая человеку, группе и обществу, диктует поведение, которое будет ожидаемо. Формируются стереотипы, виденье человеком своего должного поведения.
интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;
регулирование общего хода социализации;
контролирование девиантного поведения;
формирование моделей, эталонов поведения.
Достижение этого при помощи социальных норм происходит следующим образом:
Социальные нормы -- это обязанности одного человека по отношению к другому или другим людям. Ограничение учеников общаться с директором школы чаще, чем со своими учителями, обязывает каждого ученика выполнять требуемые нормы поведения, определённые обязательства с другими учениками, учителями и директором школы. Следовательно, социальные нормы определяют формирование сети социальных отношений группы, общества.
Социальные нормы -- это ожидания малой группы, большой группы, общества в целом. От каждого человека, соблюдающего социальные нормы, окружающие ждут определенного поведения. Когда пассажиры общественного транспорта сначала выходят из него, а лишь затем другие входят, появляется организованное взаимодействие. При нарушении нормы возникают столкновения и беспорядок. Следовательно, социальные нормы определяют формирование системы социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, действие, ожидание, оценку и средства.
Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:
как стандарты поведения (правила, требования, обязанности);
как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей).
Социальные нормы имеют всеобщий характер. Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях. Для социальных норм характерны:
неопределённость адресата (тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных социальными нормами);
универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов);
многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития).
Социальная норма фиксирует акт деятельности, который на практике утвердился в жизни. Следовательно, совершённые поступки становятся негласным правилом. Социальная норма, определяет формирование целенаправленной деятельности каждого индивида, которая определена объективными факторами. Эти факторы придают социальным нормам, так называемую, «объективную властность».
Социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы и пренебречь ими. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.
При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.
На основе этого выделяются следующие виды социальных норм. Нормы права - это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются (признаются) государством и охраняются его принудительной силой. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле. справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением. Нормы общественных организаций (корпоративные) представляют собой правила поведения, содержащиеся а уставах, программах и других документах партий, профсоюзов, общественных объединений, массовых движений. Эти нормы обязательны только для членов данных общественных формирований и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных в уставных документах этих организаций. Нормы религии регулируют отношения между верующими людьми, их участие в отправлении культов, порядок богослужения и т.д. Религиозные нормы в течение тысячелетий регулировали отношения не только между членами религиозных общин, но использовались тж. в качестве правовых норм (в частности, при регулировании семейно-брачных отношений, землепользования, наследования и т.д.). Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.). Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в обществе при определенных условиях и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Реализация их осуществляется, как правило, без размышлений о том, каково происхождение нормы в силу эмоционального восприятия и определенного автоматизма. Нормы традиций - это правила поведения (особый гид обычаев), выступающие в виде наиболее общих и стабильных направлений деятельности человека, связанные с определенным духовным складом личности, его мировоззрением (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции). Поэтому искоренить традицию можно путем идейного воздействия на людей. Напротив, обычай может быть вытеснен только другим обычаем. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей и официальных приемов (банкетов). Особенность реализации ритуальных норм - их красочность и театрализованность. Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные, нормы культуры, религии и др. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.