Изучение особенностей влияния социальной среды на формирование личности. Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности. · складывается самокритичность, способность мотив

Нередко в педагогической литературе не дифференцируются понятия «человек» и «личность», т. е. говорят о развитии и воспитании человека или о развитии и воспитании личности, хотя это и не одно и то же.

Еще К. Маркс указывал, что в понятии «личность» раскрывается общественная сущность человека. Сущность человека, писал он, «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». В силу этого, когда специально рассматривается влияние среды на развитие человека, следует говорить о формировании его личности, поскольку речь должна идти о тех качествах, которые формируются у человека прежде всего под влиянием самых разнообразных средовых контактов, т. е. взаимоотношений с людьми и различными общественными институтами. Под средой в педагогике понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие человека, формирование его личности.

Рассматривая влияние среды на развитие человека, марксистско-ленинская педагогика указывает прежде всего на то, что для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков -- речи, мышления, хождения в вертикальном положении -- необходимо человеческое общество, социальное окружение. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.

Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную, т. е. определяемую экономическими и политическими условиями, свойственными данной общественно-экономической формации. Определенную роль играет среда географическая, большое значение придается домашней среде -- ближайшему окружению ребенка.

В понятие «социальная среда» входят материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных и общественных отношений и определяемый ими характер протекания социальных процессов и функционирования различных учреждений, создаваемых обществом.

Действительно, социальное лицо человека определяется прежде всего его государственной принадлежностью: человек рождается гражданином того или иного государства.

Еще в большей степени это влияние определяется той системой общественно-экономических отношений, которые установились в стране, в том обществе, в котором происходит развитие и формирование человека, что определяет классовое положение человека.

К социальным процессам, оказывающим наибольшее влияние на развитие человека, относятся в первую очередь изменения условий жизни в городе и на селе, миграционные процессы, т. е. перемещения населения в пределах территории страны, из города в деревню и обратно, демографические процессы -- изменения в рождаемости, продолжительности жизни, возрасте вступления в брак и т.п.

К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, массовые средства распространения информации.

Человек как продукт социальной среды подвергается ряду изменений в зависимости от изменения социальных условий жизни. В этом плане личность человека отражает и исторические особенности социальных условий его жизни, и его классовую принадлежность, и положение его класса в структуре общества. При коренном изменении социальных условий меняется и весь духовный облик человека.

Как отмечалось, развитие человека -- это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества. Хеккаузен М. Мотивация и деятельность В 2т.Т.1 - М.,1986

Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков. Развитие -- это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей.

В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.

Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Социальное и биологическое не два параллельных и независимых друг от друга фактора: воздействуя на развитие человека, они вступают между собой в разные взаимоотношения, причем соотношение их само зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.- М.1997 стр.15

Факторы социализации - это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Факторов социализации всего три – это макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) и микрофакторы (семья, группы сверстников, организации). Давайте рассмотрим каждый из них по подробнее.

Макрофакторы социализации

Макрофакторы влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах. Современный мир насыщен глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.

На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е годы XX века В. И. Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека). В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде.

На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола. Например, равенство полов в Европе и патриархат в ряде обществ Азии и Африки.

Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни. Верхний слой - политические и экономические элиты; верхний средний - собственники и менеджеры крупных предприятий; средний - предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый - интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший - неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно. Ценности и стиль жизни тех или иных слоев, в том числе и криминальных, могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья.

Государство можно рассматривать с трех сторон: как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.

Мезофакторы социализации

Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.).

Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру.

Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей - вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные, то есть духовные (менталитет - совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия).

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен социальный контроль за поведением человека, характерна открытость в общении; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.

Микрофакторы социализации

Это социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).

Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет социализацию через институты социализации и агентов социализации (общепринятые социальные нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации).

Ведущая роль в процессе социализации наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям - детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях. Учителя являются агентами социализации, ответственными за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

29. Деятельность - основа воспитательного процесса Именно в деятельности, вступая в общение с другими людь­ми, с предметами, явлениями окружающего мира, ребенок нака­пливает знания о мире, развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, которые помогают ему оценивать все окру­жающее и вступать с ним в определенные взаимоотношения. В психологии деятельность определяется как «способ сущест­вования и развития человека, всесторонний процесс преобразова­ния им окружающей природной и социальной реальности (в том числе и его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами». 2 Особенность деятельности человека заключается в ом, что она (в отличие от животных) носит сознательный харак­тер, связана с изготовлением, хранением, использованием орудий руда (наиболее совершенных!), носит общественный характер. Структура деятельности детей предусматривает: цель (зачем?) -> мотив (почему?) -> действия (какие?) -> результат (предметный и ценностный, то есть воспитательный). Для педагогов чрезвычайно важно понимание сути, назначения организуемой [ми разнообразной деятельности детей, ее педагогического смысла. Привели детей на выставку (технического творчества, - художников-импрессионистов, поделок из природного материала...) - зачем? Во время субботника сажаем аллею боевой славы - с какой целью? Проводим акцию милосердия - для чего и кому это нужно? Секция аэробики, карате или художественной гимнастики - что это дает развитию ребенка: физическому? нравственному? эстетическому? умственному?... В разнообразных видах организуемой а ходе воспитательного процесса деятельности ребенок познает окружающий мир: разо­брал игрушку - посмотреть, что там внутри; отвинтил крышку магнитофона - «как это там уместился дядя, который поет»; рас­сматривает картины - как будто побывал в местах, изображенных на них; сконструировал модель летающего самолета - «столько всего нового узнал и научился», прыгнул впервые с парашютом - "я и не думал, что такой смелый, хотя сначала страшно было»; по­работал летом в археологической экспедиции - «понял, что исто­рия и археология самые интересные науки»… В разнообразных видах деятельности ребенок (а позже - школьник) научается и приучается создавать материальные и ду­ховные ценности, постепенно переходя из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ (а это, как известно, стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека); своими руками сделал подарок маме, вместе с друзьями сделали игрушки и совочки для детского дома и пода­рили детям, ходили в поход-экспедицию по очистке родников и малых рек Подмосковья, в художественной школе рисовали кар­тину-панно для украшения интерьера детской больницы, подгото­вили и провели концерт художественной самодеятельности в доме престарелых, всем классом сочиняли стихи и песни к празднику Последнего звонка и т.п. И что особенно ценно с точки зрения воспитательной, включаясь в разнообразные виды деятельности, школьник преоб­разует самого себя. Преобразует и физически, и духовно (психи­чески), и с точки зрения социальной: многое узнает, многому научается, ко многому полезному приучается, преобразуя окру­жающую, материальную среду. Включаясь в деятельность по ос­воению культурных ценностей, вырабатывает потребность в ин­теллектуальном, физическом и духовном самопознании и само­усовершенствовании. Внеучебная деятельность учащихся в современной школе по­зволяет расширить диапазон образовательно-воспитательных возможностей школы и самих школьников. В настоящее время в различных типах учебных заведений создана разветвленная сис­тема дополнительного образования, отрабатывается система вне­классной и внешкольной работы с учащимися, на новой основе и в новых формах строится клубная деятельность. Основной акцент делается на многопрофильность, разнооб­разие, неформальность, на учет индивидуальных потребностей и интересов детей. Широкую популярность завоевывают детские творческие объединения различной ориентации: научные обще­ства учащихся, творческие мастерские, театральные студии, дет­ские центры, спортивные клубы, школьные мастерские... В основе всех разнообразных форм воспитательной работы с учащимися - различные виды воспитывающей деятельности. Каковы же они? Как необходимо их инструментовать, чтобы деятельность была воспитывающей, то есть формировала запла­нированные педагогом отношения, позволяла достигнуть постав­ленные цели и задачи? Наиболее целесообразно воспитателю-практику иметь для себя такую классификацию видов деятельно­сти 1 . основанием для которой служит их назначение и функции: Виды восп. Деятельности. Интеллектуально-познавательная деятельность имеет особую значимость в школьном возрасте, ибо интенсивно идет накопле­ние знаний о мире, развитие познавательных способностей. 2 В различных формах внеурочной деятельности, организуемых в школе, происходит расширение отношения к науке и людям, за­нимающимся ею, к собственной учебной деятельности; учащиеся вооружаются навыками самообразования и научной организации интеллектуального труда. Еще В. Гумбольдт писал о значении интеллектуально-познавательной деятельности для духовного развития: «Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согрева­ют. поднимают дух». Ценностно-ориентировочная деятельность в школьном возрас те позволяет выработать научные, этические и эстетические кри­терии оценки жизненных явлений, сформировать жизненную позицию растущего человека, ищущего ответ на извечные про­блемы: что есть истина? что есть добро и зло? что есть прекрас­ное и безобразное? Трудовая (ее назначение - преобразование окружающей ма­териальной действительности) и общественно полезная (имеет назначение воздействия на духовную сферу жизни окружающих людей) виды преобразовательной деятельности человека. Они приходят в жизнь нормального человека именно в школьном возрасте и выполняют существенную роль в процессе социализа­ции личности: выбор профессии, накопление определенных ду­ховных ценностей, усложнение взаимоотношений с людьми, ста­новление характера. Художественно-творческая деятельность, назначение которой в развитии человека очень важно: изучение, оценка и преобразо­вание окружающей действительности (то есть функции всех пре­дыдущих видов деятельности), но с позиций прекрасного - без­образного. Это очень важно в развитии взрослеющего челове­ка - приобщение его к произведениям прекрасного, выработка потребности в нем, желание жить по законам красоты. Физкультурно-спортивная деятельность, назначение кото­рой - развитие физической культуры «Я» каждого школьника, приобретение навыков и умений, формирование потребности в ней. Что дают занятия спортом в смысле воспитательного воз­действия на человека? Для его ориентации на самовоспитание, самоусовершенствование? Они, эти занятия, формируют опреде­ленную психологическую направленность личности на действия на основе мотивации. Есть еще один вид деятельности, значимость которого не­оценима в развитии индивидуальности школьника - это свобод­ное общение , содержание и круг участников которого определяет и характеризует результат воспитания: человек САМ выбирает себе образ жизни и круг близких людей в зависимости от приоб­ретенных к окончанию школы ценностей. Вот почему, организуя внеурочную деятельность, школьные педагоги заботятся о насы­щении ее различными формами свободного общения, которое вбирает в себя функции всех описанных выше видов деятельно­сти, но специфика их - в свободном выборе. Особое место в жизни и деятельности школьника занимает иг­ровая деятельность. Игра облегчает процесс передачи социально ценных отношений: делает эмоциональным, допускает избира­тельность, чаще всего непроизвольно возникает в детской среде, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуть­ся... По утверждению С.А. Шмакова, игра - это еще и сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей; это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых. И еще об одном виде деятельности следует сказать особо. Это общение широком смысле этого слова) - особый вид дея­тельности, которая как бы пронизывает, охватывает, реализует все описанные выше виды деятельности. В каждом из них при­сутствует общение: с книгой (героями и автором ее), с музыкой (и композитором), с природой (во всех ее проявлениях), с дру­гим человеком (в деятельности общественной), с собой (если речь идет о самовоспитании)... Да и сам процесс воспитания под этим углом зрения - процесс общения педагога и воспитанника, то есть процесс взаимоотношения двух субъектов деятельности. От успешности деловых и интимно-личностных взаимоотноше­ний педагога и воспитанников зависит как продуктивность лю­бого вида деятельности, так и его воспитательный потенциал В практике воспитание все описанные выше виды деятель­ности взаимосвязаны, нередко сопутствуют друг другу, взаимодополняют одна другую. А в некоторых, синтезирующих, формах внеурочной деятельности вообще сливаются воедино. И лишь организуя воспитательный процесс в данной логике включения школьников в разнообразные, целесообразно инструментован­ные виды деятельности, можно воздействовать на все сферы личности детей, стимулируя их полноценное развитие.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Требования к организации учебно-воспитательной деятельности представляют собой систему требований к подбору кадров, материально-техническому и информационному обеспечению.

2. Результатом реализации указанных требований должно быть создание развивающей учебно-воспитательной среды, пропитанной духом христианской любви, обеспечивающей:

а) высокий уровень православного образования и воспитания;

б) усвоение полученных знаний, их доступность и открытость для воспитанников и их родителей;

в) духовную взаимосвязь учебно-воспитательного процесса, приходской богослужебной жизни и личной жизни воспитанников и преподавателей;

г) охрану и укрепление духовного, физического, психологического и социального здоровья воспитанников;

3. В целях обеспечения реализации учебно-воспитательной деятельности в воскресной школе для участников учебно-воспитательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

а) достижения результатов учебно-воспитательной деятельности;

б) выявления и развития способностей воспитанников через дополнительную часть учебно-воспитательной деятельности (секции, студии, кружки), систему летних лагерей, организацию общественно-полезной деятельности;

в) участия родителей, педагогических работников и православной общественности в разработке программ учебно-воспитательной деятельности, проектировании и развитии внутришкольной среды;

г) эффективного использования времени, отведенного на реализацию учебно-воспитательной деятельности;

д) использования в учебно-воспитательном процессе современных технологий;

е) эффективной самостоятельной работы воспитанников при поддержке педагогических работников;

ж) включения воспитанников в социальное, миссионерское, молодежное служение на приходе, в благочинии и епархии;

з) обновление методик и технологий реализации программ в соответствии с динамикой развития системы религиозного образования, запросов детей и их родителей, а также с учетом региональных особенностей.

4. Требования к подбору кадров включают:

а) воцерковленность;

б) среднее или высшее богословское образование;

в) среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания;

г) начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

д) на работу, связанную с дополнительной частью учебно-воспитательного процесса, принимаются лица православного вероисповедования, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационных характеристик по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании (для центра духовно-нравственного воспитания), либо необходимые навыки для ведения данных занятий (для прочих воскресных школ).

е) соответствие уровня квалификации квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников - квалификационной категории;

ж) постоянное совершенствование профессиональных качеств;

з) создание условий для комплексного взаимодействия воскресной школы с педагогической общественностью региона с целью пополнения недостающих кадров и обмена опытом.

5. Финансирование учебно-воспитательной деятельности должно обеспечивать:

а) возможность выполнения требований Стандарта;

б) реализацию учебно-воспитательных программ вне зависимости от количества учебных дней;

6. Воскресная школа финансируется религиозной организации, создавшей её. Центр духовно-нравственного воспитания вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования, дополнительные финансовые средства за счет субвенций, предоставляемых бюджетами субъектов РФ, а также за счет предоставления платных образовательных услуг в системе дополнительного образования, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

7. Материально-техническое обеспечение программы учебно-воспитательной деятельности включает:

а) возможность достижения воспитанниками установленных Стандартом требований к результатам учебно-воспитательной деятельности;

б) соблюдение санитарно-гигиенических норм учебно-воспитательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

в) соблюдение санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

г) соблюдение социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской и т.д.);

д) пожарную и электробезопасность;

е) требования охраны труда;

ж) обеспечение учебными и учебно-методическими пособиями, имеющими гриф ОРОиК РПЦ или Издательского совета РПЦ;

з) обеспечение учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам Программы;

и) наличие библиотеки, укомплектованной книгами вероучительного содержания, книгами Священного Писания, святоотеческой литературой, литературой по православной педагогике, научно-популярной и детской православной художественной литературой, словарями и справочниками, библейскими атласами, исторической православной литературой, справочно-библиографической литературой, фондом дополнительной литературы и иной литературы в печатном и электронном виде, детской художественной и научно-популярной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями, сопровождающими учебно-воспитательный процесс.

8. Информационное оснащение учебно-воспитательного процесса должно обеспечивать возможность:

а) получения информации, необходимой для обеспечения учебного процесса (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);

б) создания и использования медиатек, аудио и видео-материалов.

9. Информационная среда в православном образовательном учреждении должна создаваться на принципах духовной безопасности.

10. Информационная среда может включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия.

11. Информационная среда воскресной школы должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

    планирование учебно-воспитательного процесса;

    размещение и сохранение материалов учебного процесса, в том числе - работ воспитанников и педагогов, используемых участниками учебно-воспитательного процесса, информационных ресурсов;

    фиксацию хода учебного процесса и результатов учебно-воспитательной деятельности;

    взаимодействие между участниками учебно-воспитательного процесса, в том числе - дистанционное посредством сети Интернет;

    контролируемый доступ участников учебно-воспитательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

    взаимодействие воскресной школы с епархиальным ОРОиК и ОРОиК РПЦ и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Функционирование информационной учебно-воспитательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

В чем же дело? Почему это так?

Единственный удовлетворительный ответ, по – моему, кроется в социальных условиях жизни человека. На протяжении тысячелетий эти условия довольно долго (большую часть истории) способствовали интеллектуальному и техническому развитию человека, однако полного развертывания тех задатков, на которые указывают вышеназванные авторы, не произошло.

Самый простой пример влияния внешних обстоятельств на личность – это прямое воздействие окружения на рост мозга. Сегодня, например, уже доказано, что развитие детского мозга сильно тормозится перееданием. И не только кормление, но и некоторые другие факторы (свобода движения, игра и т. д.) также существенно влияют на рост и развитие мозга. Это также доказано в результате экспериментов над животными. Исследователи разделили крыс на две группы; поместив одну группу в весьма просторное помещение, а другую – в слишком тесное. Первые животные свободно могли гулять по огромной клетке, играть с различными предметами, в то время как другие просто сидели взаперти, каждый в «одиночной» маленькой клеточке. Иными словами, у просторно живущих были более благоприятные условия, чем у запертых. Исследование показало, что серое вещество коры у «свободных» крыс оказалось плотнее, чем у «заключенных» (хотя по весу тела первых были легче, чем у вторых) (28, 1964).

В аналогичном эксперименте Альтман получил «исторические доказательства расширения коры у животных, оказавшихся в особо благоприятных условиях обитания, и даже получил авторадиографическое указание на усиленное размножение клеток мозга взрослых животных, живущих в таких условиях». Данные, полученные в институте Альтмана, «указывают на то, что поведение зависит от многих переменных. Например, от ухода за крысами в ранний период их жизни, а также от развитости разных корковых зон (особенно от массы клеток в таких структурах, как малый мозг, неокортекс, Girushippocampi и т. д.)».

Если перенести результаты этих исследований на человека, то уместно предположить, что усложнение строения коры больших полушарий зависит не только от такого внешнего фактора, как питание, но и от таких обстоятельств, как «тепло и нежность» при воспитании ребенка, от степени внимания и количества поощрений, от свободы передвижения и возможностей самовыражения в игре и других формах общения. Но развитие мозга не прекращается ни когда кончается детство, ни когда наступает юность, ни даже при достижении зрелого возраста. Ливингстон утверждает, что не существует такого момента, «после которого прекращалось бы развитие коры и исчезала способность мозга к самоорганизации или к восстановлению после тяжелой болезни или травмы». По всей видимости, такие факторы, как любовь, поощрение и одобрение со стороны окружающих, на протяжении всей жизни человека играют важную роль в формировании его нервной системы. Мы до сих пор слишком мало знаем о прямом влиянии среды на развитие мозга. К счастью, у нас гораздо больше данных о роли социальных факторов в формировании характера (хотя все аффекты, конечно, имеют свой источник в структурах и процессах, протекающих в мозгу).

Создается впечатление, что здесь мы имеем дело с главной концепцией общественных наук, согласно которой характер человека формируется обществом, в котором он живет, или, в терминах бихевиоризма, – определяется условиями воспитания. На самом деле между этими взглядами имеется одно существенное различие. Сторонники теории социальной среды в значительной степени стоят на релятивистских позициях; они утверждают, что человек – это чистый лист {tabula rasa), на котором культура пишет свои письмена. Общество направляет его формирование в хорошую или дурную сторону, причем категории «хорошо» или «плохо» рассматриваются как этические или религиозные ценностные суждения.

Выраженная здесь точка зрения исходит из того, что человек имеет имманентную цель, а его биологическое устройство (конституция) является источником нормальной жизни. У него есть возможность достигнуть полного роста и совершенного развития, если внешние условия будут благоприятствовать достижению этой цели. Это означает, что существуют какие‑то особые внешние условия, которые способствуют оптимальному росту человека и, если наша гипотеза корректна, развитию у него синдрома жизнелюбия. С другой стороны, если нет таких условий, то человек превращается в ограниченное существо, отличающееся синдромом враждебного отношения к жизни. Воистину странно, что подобный взгляд называют «ненаучным» или «идеалистическим» те, кому и во сне не снилось усомниться в том, что существует определенная связь между конституцией человека, его здоровьем и нормальным физическим развитием.

Нет нужды вдаваться в детали этого вопроса. У нас есть достаточно много данных в области питания, которые свидетельствуют, что одни виды пищи способствуют росту и физическому здоровью организма, в то время как другие продукты и способы питания могут стать причиной дисфункций, болезней и преждевременной смерти. Хорошо известно также, что здоровье зависит не только от питания, но и от двигательного режима, стрессов, положительных эмоций и многих других факторов. В этом отношении человек мало отличается от любого другого живого организма. Каждый крестьянин или садовод знает, что для правильного роста растения семя нуждается в определенной температуре, влажности и качестве грунта. Без этих условий семя сгниет и погибнет на корню. Растение будет обречено на смерть. При оптимальных условиях фруктовое дерево достигает максимального размера и дает замечательные плоды. При менее благоприятных условиях плоды будут менее удачными, а могут и засохнуть.

И поэтому нас интересует следующий вопрос: что мы должны включить в окружающие условия, необходимые для полного развития всех человеческих возможностей?

Этому вопросу посвящены тысячи книг, существуют сотни различных ответов. Я сам, разумеется, не буду даже пытаться ответить на этот вопрос в контексте данной книги. Хочу тем не менее сделать несколько общих замечаний.

Опыт истории, так же как изучение отдельных индивидов, показывает, что способ производства, основанный на отсутствии эксплуатации, активном интересе индивидов к труду и к жизни, способствует всестороннему развитию человека, в то время как отсутствие таких условий тормозит плодотворное формирование личности.

Кроме того, постепенно все большее число людей понимают, что разные общественные системы в разной мере способствуют развитию индивидов. Сегодня уже очевидно, что дело не в наличии или отсутствии каких‑то отдельных обстоятельств, а в целой системе факторов. Это означает, что только такое общество дает возможность для полного самовыражения личности, в котором на каждой стадии индивидуального развития человек находит условия для приложения своих способностей и удовлетворения своих потребностей.

Нетрудно понять, почему социальные науки никогда не ставили в центр своего внимания вопрос об оптимальных условиях, необходимых для развертывания личности. К сожалению, за редким исключением, обществоведы выступают как апологеты, а не как критики существующей социальной системы. Это связано с тем, что (в отличие от точных наук) результаты социальных исследований почти не имеют значения для функционирования общественной системы. Даже напротив, ошибочные результаты и поверхностные выводы часто бывают гораздо желательнее (для реализации идеологических задач), чем правда, которая всегда является своего рода «динамитом», угрозой существующему status quo .

Кроме того, задача адекватного исследования проблемы осложняется часто еще и тем, что существует предубеждение, что людям обязательно полезно то, на что направлены их желания. Мы очень часто упускаем из виду, что люди сплошь и рядом желают того, что несет им не пользу, а вред, и уже сами эти желания являются симптомом дисфункции (внушаемости, конформизма и т. п.). Например, сегодня каждый знает, что зависимость от пилюль – это дело дурное, хотя очень многие их принимают. Но поскольку вся наша экономика направлена на формирование ложных покупательских потребностей, которые стимулируют ажиотаж и приносят прибыль торговцам, то вряд ли можно ожидать, что кто‑то будет заинтересован в объективном критическом анализе неразумных потребностей.

Однако нас это не остановит. Почему, спрашивается, большинство людей не прибегают к доводам своего рассудка, чтобы осознать свои истинные человеческие потребности? Только потому, что они прошли через систему «промывания мозгов» и превратились в бессловесных конформистов? Кроме того, мы должны спросить, почему, например, политические лидеры не видят, что система, которую они отстаивают, не способствует их собственному благу как человеческих существ? Философы Просвещения объясняли это жадностью и хитростью власть имущих; однако сегодня такое объяснение явно недостаточно, ибо оно не вскрывает суть проблемы.

Как показал Маркс в своей теории исторического развития, человека в его стремлении изменить и улучшить социальные обстоятельства постоянно сдерживают материальные факторы: географическое расположение, экология, климат, техника, культурные традиции и т. д.

Как мы видели, первобытные охотники, собиратели и земледельцы жили в сравнительно благополучной среде обитания, которая больше способствовала формированию у людей созидательных, нежели разрушительных, наклонностей. Однако по мере цивилизационного развития человек меняется, как меняется и его окружение. Он совершенствуется интеллектуально, делает успехи в области техники и технологии. Вместе с тем этот прогресс приводит, к сожалению, к развитию вредных для жизни черт характера. Мы говорили об этом, хоть и схематично, в связи с описанием общественного развития от первобытных охотников до «революции городов». Чтобы обеспечить себе свободное время для создания культурных ценностей: для занятий наукой, философией или искусствами, человек вынужден был держать рабов, вести войны и завоевывать чужие территории. Чтобы достигнуть высоких результатов в известных областях (особенно в интеллектуальной деятельности, науках и искусствах), он должен был создать такие условия, которые калечили его самого, ибо препятствовали его совершенствованию в других областях (прежде всего в эмоциональной сфере). А главной причиной этого был недостаточный уровень творческого потенциала, который мог бы обеспечить непротиворечивость цивилизованного прогресса, сосуществование науки, техники, культуры, с одной стороны, и свободного развертывания творческих способностей каждого индивида – с другой. Но условия материальной жизни имеют свои законы, и для их изменения недостаточно одного лишь желания. Если бы Земля была подобна раю, то человек наверняка не был бы так скован условиями материального бытия, и ему бы, возможно, хватило разума обустроить этот мир себе во благо: чтобы все люди имели достаточно пищи и питья и при этом не утратили своей свободы. Но человек был изгнан из рая, и, согласно библейскому мифу, он не может туда вернуться. Он пострадал из‑ за своей собственной противоречивости, из‑за конфликта между самим собой и природой. Мир не создан для человека, это человек в него «заброшен» и вынужден разумом своим и деятельностью строить свой человеческий мир, свою родину, в которой он будет счастлив, ибо сможет полностью реализовать себя.

Следует отметить, что сильные мира сего (даже самые скверные из них) в основном все же шли на поводу у истории (исторической необходимости). Злодейство и иррациональность личности приобретали масштабный характер и могли сыграть решающую роль лишь в такие периоды истории, когда внешние обстоятельства были благоприятны и должны были бы способствовать человеческому прогрессу, однако неодолимым препятствием на пути этого прогресса становилась коррупция, как в верхних, так и в нижних слоях социальной лестницы.

Тем не менее во все времена существовали пророки, которые ясно видели цели индивидуального и общественного развития человека. Их «утопии» были «утопичны» не в том смысле, что они были праздными мечтами; правда, они «нигде» не были реализованы, но «нигде» не означает «никогда». Тем самым я хочу сказать, что эти идеи были утопичны постольку, поскольку в тот момент нигде не получили осуществления (да и не могли, вероятно, еще осуществиться), но при этом «утопическое» не означало, что они вообще неосуществимы по прошествии какого‑то времени. Марксова концепция социализма нигде пока не воплотилась в жизнь (уж во всяком случае, не в «социалистических странах»). Сам Маркс, однако, не считал ее утопией, ибо верил, что в тот момент истории уже созрели необходимые материальные предпосылки для ее реализации.

Экономическая деятельность людей осуществляется в определенных условиях, или СРЕДАХ. Главными из них являются две: социальная (общественная) и естественная (географическая). СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ жизни людей образуют:

1) отношения собственности;

2) социальное устройство общества.

1. От отношений собственности зависит:

Место человека в обществе;

Доля человека в общественном продукте;

Роль человека в общественной жизни и т. д.

Формы собственности по-разному влияют на деловую активность. Общественная «ничейная» собственность не стимулирует активную хозяйственную деятельность. Частная собственность, напротив, побуждает к инициативному, более результативному труду. Однако с точки зрения социальной она не во всем хороша. То, что попадает в руки одних, становится недоступным другим. Растет имущественное расслоение общества, которое часто приводит к социальной напряженности.

С целью создания благоприятной социальной среды государство часть благ должно оставлять общедоступными: природные богатства, леса, парки, зоны отдыха, заповедники, общественный транспорт, водные ресурсы и т. п.

2. Социальное устройство общества основано на социальном законодательстве, т. е. своде правовых норм, регулирующих положение работающих граждан, безработных, тех, кто по разным причинам не имеет возможности работать. От социального законодательства зависит состояние в стране социального страхования, предполагающего выплату пенсий, пособий, обслуживание инвалидов, стариков, больных и других категорий нетрудоспособного населения. Об уровне социальной среды общества судят по таким показателям, как жилищно-коммунальные и бытовые условия жизни и труда, возможности для использования свободного времени, уровень здравоохранения, образования, культуры и т. п.

К ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ относятся: природные и трудовые ресурсы и иные условия жизни. Дары природы образуют природные ресурсы. В мире лишь три государства - Россия, США и Китай - имеют практически все известные виды природных ресурсов. Большинство стран осуществляет свою экономическую деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов. Природные ресурсы, разведанные и добытые, становятся сырьем для разнообразных отраслей материального производства. В свою очередь, сырьевые материалы, вовлеченные в общественное производство и многократно в нем преобразованные, превращаются в экономические ресурсы.

1. Вторым важнейшим элементом естественной среды являются трудовые ресурсы. Их часть, занятая в материальной или непроизводственной сфере, образует экономически активное население. В развитых странах Запада его доля составляет 70% всех трудовых ресурсов, в развивающихся - 45-55%. Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими. Его называют демографической нагрузкой. В среднем в мире (в том числе и в России) 100 трудоспособных обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.

Все ресурсы обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.

Естественную ограниченность ресурсов следует отличать от экономической. Экономическая ограниченность заключается в том, что всех имеющихся в распоряжении общества ресурсов всегда недостаточно для полного удовлетворения всех потребностей людей. Например, экономическая ограниченность земли не означает ограниченность квадратных километров площади, на которых осуществляется жизнедеятельность общества, а свидетельствует о том, что общество не может, даже используя всю имеющуюся землю, произвести столько потребительских благ, чтобы удовлетворить все человеческие потребности.

Вывод. Каждое общество сталкивается с одной и той же проблемой - ограниченностью ресурсов, т. е. своих ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

А как обстоит дело с ПОТРЕБНОСТЯМИ?

ПОТРЕБНОСТЬ - ЭТО НУЖДА ЛИЧНОСТИ ИЛИ ОБЩЕСТВА В ЧЕМ-ЛИБО НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ РАЗВИТИЯ.

Потребности людей многообразны. В марксистской теории выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные. На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей - в пище, одежде, жилье и пр. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомобиля, консультация юриста или врача и т. п.). В состав материальных включаются также потребности фирм и учреждений в зданиях, сооружениях, транспорте и во многом другом.

Духовные потребности удовлетворяются в занятиях наукой, искусством, в получении образования, в нравственном совершенствовании и пр. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.

По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, таких, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.

В западной литературе распространена теория А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных (физиологические и в безопасности) до «высших» духовных (самоуважение, реализация способностей). До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Степень удовлетворения потребностей определяется уровнем развития двух сфер: к первой относится материальное производство, ко второй - нематериальное.

В сфере материального производства создаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) и оказываются материальные услуги (транспорт, торговля, бытовое обслуживание и т. д.).

В непроизводственной сфере создаются духовные, нравственные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образование, культура и др.).

Обе сферы находятся в состоянии постоянного взаимодействия, которое в современных условиях резко усилилось. Так, высокий уровень развития материального производства в ряде стран позволил им использовать в нематериальном производстве большую часть (50-70%) всех работающих в стране. В свою очередь, достижения в сфере нематериального производства в виде научных открытий, технических изобретений оказывают сильное воздействие на развитие производственной сферы.

Источником удовлетворения потребностей является благо - любая полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющая определенную человеческую потребность. В зависимости от критериев, положенных в ее основу, блага подразделяются на материальные и нематериальные, экономические и неэкономические, общественные и необщественные, настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные.

1. История экономической цивилизации предполагает удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей и формирование новых, количественно и качественно более адекватных обществу.

2. Потребности общества (индивидов и институтов) БЕЗГРАНИЧНЫ, полностью не утолимы.

3. Ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ОГРАНИЧЕННЫ или РЕДКИ.

4. Это противоречие разрешается путем выбора товаров и услуг, которые необходимо произвести, и тех, от которых в определенных условиях следует отказаться.

Социальное развитие личности. Ни один индивидуум в истории человечества еще не родился уже сформировавшейся личностью. Становление личности происходит в процессе развития в условиях социума. Между понятиями «личность» и «человек» нельзя поставить знак равенства.

Личность – это понятие, которое является социальной характеристикой человека.

Качества, определяющие своеобразие той или иной личности, формируются под влиянием отношений с окружающими людьми, под влиянием процессов, происходящих в обществе. Каждая социальная система формирует личность человека посредством воспитания — процесса с четко поставленными целями и продуманного до мелочей.

Чтобы стать личностью, человек должен усвоить общественный опыт и, с другой стороны, отдать обществу свой посильный вклад. При этом он раскрывает и проявляет свои качества, заложенные в нем природой и сформированные обществом путем воспитания. В процессе развития человека духовные, психические и физические его характеристики переходят из количественных изменений в качественные.

Между процессом социального развития личности и его результатом есть прямая связь – это развитие зависит от внешних и внутренних условий.

Внутренние условия – заложенные изначально психические и физические характеристики организма.

Внешние условия – социальная среда, окружающая человека.

Сущность человека, данная ему природой, способна изменяться в процессе взаимодействия с социумом. Вследствие этого начинается формирование новых взаимоотношений, а те, в свою очередь, приводят к новым изменениям.

Формирование личности как социальный процесс

Личность человека формируется не только под воздействием биологических особенностей, но и под влиянием социализации. Этот процесс происходит последовательно, он обязательно следует по определенным этапам, которые за минимальными расхождениями все-таки похожи у всех представителей рода человеческого. Наше восприятие мира зависит от того, какое воспитание мы получили в свое время.

Социализация – вхождение человека в общество, присоединение к его системам. Социальный процесс формирования личности начинается уже на первом году жизни индивидуума. Ребенок различает роли тех, кто его окружает: родных и чужих, родителей и посторонних, бабушек и дедушек и воспитателей. Он знакомится с нормами и порядками, принятыми в обществе, учится жить в соответствии с ними.

Значимый момент в этом социальном процессе – когда ребенок примеряет на себя роль, отведенную ему в социуме, идентифицирует себя с ней:

  • «Я – мальчик (девочка)»,
  • «Я – ученик (школьник, первоклассник)»,
  • «Я – дочка (сын, внук)», и т.д.

Дальнейшее развитие определяет отношение формирующейся личности к своему призванию, к миру, окружающему его, к определенному образу жизни. Главный акцент формирования личности подростка – , личности юношей и девушек и людей постарше – создание такой социальной ячейки, как собственная семья.

Хотя личность может формироваться в течение всей жизни, можно считать, что этот социальный процесс завершается, если индивидуум осознал свою роль в мире. Если по каким – то причинам пропущен один из этапов, это может грозить для личности неприятными последствиями. Так, например, игнорирование полового воспитания в раннем возрасте приносит проблемы с определением гендерной принадлежности.

На формирование личности влияют такие социальные институты, как:

  • семья,
  • детский сад, школа, ВУЗ, техникум,
  • кружки, клубы по интересам, спортивные секции,
  • коллектив сотрудников,
  • собственная семья,
  • средства массовой информации, интернет.

К ним присоединяются культура, политическая ситуация в стране, институт общественного мнения.

Социальное воспитание как процесс развития личности

Воспитание – изменение человека в заданном социумом направлении, удовлетворение с помощью этого процесса потребностей общества. С его помощью новому поколению передается общественно — исторический опыт социума, личность целенаправленно формируется для того, чтобы подготовить ее к жизни в обществе и к труду на пользу этого общества.

Социальное воспитание целенаправленная деятельность общества по формированию личности, которая имеет мировоззрение, жизненные устремления, нравственные, эстетические установки, укладывающиеся в принятые этим обществом рамки.

Сущность социального воспитания:

приобщение личности к ценностям культуры, искусства, литературы, морали;

Индивидуализация личности, развитие своего «Я», сознательных черт и принципов поведения.

Социальное развитие личности

Этот процесс не останавливается на протяжении всей человеческой жизни. «Все течет, все изменяется» — сказал классик, наш мир постоянно движется, и человеку для сохранения собственного комфорта приходится приспосабливаться к запросам общества. Сущность человека не может быть застывшей, она меняется с годами. Поскольку человек – существо социальное, то жизнь в социуме требует постоянной адаптации и непрерывных изменений.

Фазы социализации личности:

  • Личность усваивает социальные нормы и ценности.
  • Личность стремится к самоактуализации, к тому, чтобы воздействовать на других членов социума.
  • Личность интегрируется в социальную группу, в которой и происходит раскрытие его возможностей.

Этапы социального развития личности в современной интерпретации могут иметь несколько различных вариантов, в зависимости от того, какие параметры лежат в основе квалификации. Этапы социализации личности в зависимости от возраста:

  • Детство – здесь происходит закладка около 70% свойств и качеств личности, а так же основы социализации. Здесь естественным образом происходит понимание собственного «Я».
  • Подростковый возраст – становление личности сопровождают бурные изменения в физиологии, резко возрастает объем обязанностей, возложенных на человека.
  • Ранняя зрелость (молодость) – индивидуум стоит перед решающим выбором, решая к какому слою социума ему примкнуть, потому что он выбирает социальное общество на продолжительный срок.
  • Зрелость (период длится до кризиса 30 лет) – происходит становление таких сторон социализации, как трудовые отношения и личная жизнь, любовь, дружба. Человек составляет о себе собственное мнение на основе восприятия сексуальных сторон жизни и трудовых отношений.

Влияние социальной среды на процесс развития личности

Социальная среда действует на человека посредством различных факторов и агентов. Различают следующие группы факторов социализации:

  • Микрофакторы – родственники, семья, соседи, друзья;
  • Мезофакторы – материальные условия, в которых проходит социализация различных групп и сообществ, характер протекания процессов на производстве и в обществе;
  • Макрофакторы – государство, этнос, страна проживания, общественный строй.

Окружающие индивидуума люди — это агенты социализации. Их состав кардинально меняется на разных этапах жизни человека. У детей и у подростков – это родители, сестры, братья, другие родственники, соседи по дому, преподаватели школы. В этой среде происходят решающие для социального становления годы жизни человека.

Влияние социальных условий жизни на психическое развитие ребенка

Среди внешних факторов, которые влияют на развитие ребенка, важную роль играет окружающая среда, то есть общая ситуация, в которой она развивается, особенно социальные, экологические, культурные условия жизни. Иллюстрацией этого влияния могут быть описаны случаи (Бельгия, Венгрия, Германия, Голландия, Индия), когда развитие маленьких детей происходило не в человеческом обществе, а среди диких зверей. их поведение, несмотря на специфическую человеческую организацию, напоминала поведение животных. Они, как правило, прекрасно лазили и прыгали, лазали, выдавали невнятные звуки, ели, как звери. Далеко не все из них даже после длительных занятий научились говорить.

Социальная среда действует не только как обстоятельство, условие развития, а как его источник, поскольку в нем есть все, чем должен овладеть ребенок. Оно состоит не только из непосредственного окружения ребенка, а составляет единство макросреды (общество как определенная социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система), Стратегическое (национально-культурные, социальные особенности региона), микросреды (непосредственное среду жизнедеятельности: семья, соседи, группы сверстников, культурные, учебно-воспитательные заведения). В разные периоды детства компоненты социальной среды по-своему влияют на психическое развитие личности.

Макросреда влияет на развитие ребенка, и ощутимым влияние элементов среды, с которыми ребенок активно взаимодействует. Именно микросреда связывает ребенка с его макросредой. На выбор ближайшего среды влияют индивидуальные и возрастные особенности ребенка, отношение к ней взрослых, товарищей, их значение для ребенка, специфика воспитания. От того, какие люди образуют микросреду ребенка, как они с ней общаются и которые она имеет с ними отношения, зависит, какие свойства личности у нее будут преобладать.

Микросреда действует на ребенка с первых дней его жизни. Это значит, что от опеки взрослых во многом зависит его психическое развитие. Об этом свидетельствуют исследования, наблюдения за развитием детей в разных семьях.

Важным достижением младенческого периода является появление у ребенка потребности в общении в людьми, побуждает ее искать контакты с взрослыми, делает ее чувствительной к отношениям взрослых, готовой перестроить свое поведение в соответствии с их подсказок, овладеть специфическими человеческими действиями. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полусонном состоянии, пассивно реагируют на внешние первичные стимулы. В них запоздалый развитие движений, они отстают в овладении языком, пиддатливиши своих ровесников болезням. Эта патология детского развития охарактеризована как госпитализм.

Госпитализм - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита воспитания.

Причиной госпитализма является ограниченность микросреды, недостаточность общения детей со взрослыми. Как показали специальные исследования, этот дефицит можно преодолеть целенаправленными индивидуальными занятиями.

На формирование личностных качеств ребенка в значительной степени влияет атмосфера в ее семье: или занимают родители одинаковую позицию; проявляют к ней преимущественно строгость и требовательность или нежность и требовательность; насколько теплые дружеские отношения в семье и т. Жизненным опытом и наукой доказано, что дети, которые воспитываются в доброжелательной, демократичной атмосфере, имеют много преимуществ в своем психическом развитии.

Со вступлением в дошкольное учреждение в микросреду ребенка включается очень важный взрослый - воспитатель. От общения с ним, его поведения тоже зависит психическое развитие, отношения, формирование самосознания дошкольников.

В общем микросреда по своей социально-психологической сущности является контактной малой группой.

На старте жизненного пути личности находится генетически первичная диада: "мать (важные взрослые) - ребенок". Затем к ней подключается система "сверстник - сверстник", которая видоизменяется в процессе онтогенеза: группа дошкольного учреждения, школьный класс, внешкольное коллектив, студенческая группа, трудовой коллектив, семейное микросреду. Группы, в которые включен ребенок, по-разному влияют на ее эмоциональное самочувствие, развитие его личности. Однако ребенок не является пассивным объектом внешних воздействий, она тоже действует, влияет. В этом интерактивном процессе формируются ее специфические человеческие свойства. Важное значение при этом играют ее роль, функция в группе, активность в ней.