Нормативно правовое регулирование государственных органов социальной защиты. Нормативно-правовое регулирование права населения на социальную поддержку и социальное обслуживание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

1. Основные конституционные институты социального государства

2. Конституционно-правовые основы института социальной защиты населения в Российской Федерации.

3. Понятия социальной защиты и социального права в Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУТОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.

1. Социальная защита как институт реализации социального государства.

2. Правовые механизмы осуществления социальной защиты

3. Социально-экономические и правовые проблемы социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

по теме "Правовое регулирование социальной защиты населения"

Согласно Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека. С одной стороны, оно должно помочь человеку состояться, получить образование, профессию, найти работу и обёс-печить себя и семью, с другой, в случае каких-либо осложнений, социально защитить человека, предоставить ему определенный объем средств для существования.

Во многих государствах мира накоплен значительный опыт практической реализации сущности социального государства, отработаны правовые механизмы и.технологии социальной защиты людей, созданы организационные структуры, гарантирующие действие правовых норм. Для России в этой сфере функционирования государства многое ново, несмотря на длительность государственного патернализма в период социалистического строительства. Дело в том, что изменилась социально-экономическая природа общества и, соответственно, другими стали взаимосвязи между государством и гражданами.

В условиях рыночной экономики значительная часть людей оказалась за чертой бедности, социальная защита для них остается одним из основных источников выживания. В то же время в принципах и организации социальной защиты населения много неясного, несправедливого, формального. Нередко выделяемые ресурсы не доходят до адресата.

Нормативная неурегулированность, финансовая недостаточность, крайняя острота запросов населения и другие обстоятельства диктуют актуальность избранной темы исследования и ее направленность на теоретическое осмысление одной из сложных проблем современной российской действительности.

Состояние научной разработки темы. В отечественной научной мысли анализу данной проблемы внимание уделяется лишь в последние годы. Причем, она рассматривается в контексте разных отраслей научного знания социологами, экономистами, политологами, юристами, психологами и т.д. Из работ последнего времени могут быть названы печатные труды и диссертации В.И.Жукова,

A.Е.Сурикова, Г.С.Еськова, Н.М.Казанцева, Ю.М.Аверина,

B.М.Сафроновой, А.С.Сорвиной, Е.Н.Милюковой, В.Д.Горобец,

C.В.Гуторова, В.А.Гуляшко. В диссертации широко использованы публикации государственно-правового направления. Это, в частности, работы Г.В.Атаманчука, С.А.Авакьяна, И.Л.Бачило, Ю.Е.Волкова, В.Г.Вишнякова, Ю.А.Веденеева, Б.Н.Габричидзе, Н.И.Глазуновой, В.Н.Иванова, А.И.Ионовой, Р.В.Енгибаряна, Н.Г.Кобеца, Л.М.Колодкина, Г.В.Мальцева, О.О.Миронова, В.А.Прокошина, И.Н.Рожко, С.В.Соловьевой и других авторов. Использовано юридическое наследие русских правоведов Б.Н.Чичерина, Л.И.Новгородцева, И.А.Ильина. Учитывался и ряд диссертаций, защищенных в последние годы1.

1 Российская энциклопедия социальной работы. - М., 1995; Хрестоматия по теории и практике социальной работы.- М., 1995;.Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. - М., 1995; Он же. Потенциал человека: индекс социального развития россиян. - М., 1995;*Суриков А.Е. Социальные процессы и радикальная экономическая реформа в России. - М., 1993; уЕськов Г.С. Твои права, человек. - М., 1995; ПрокошинВ.А. Государственная власть: правовые технологии обеспечения экономической безопасности. -М., 1995; Аверин Ю.М. Социальные технологии местного управления. - М., 1995; Сафронова В.М. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. - М., 1992; Социальная защита человека: региональные модели. - М., 1995; Социальная работа с семьей.- М., 1995; Социальная сфера через призму прогноза.

Одновременно приходится констатировать, что в современных условиях разработка проблем правового регулирования социальной защиты населения находится в начальной стадии, является часто фрагментарной, освещающей в основном общетеоретические вопросы. Прикладных исследований очень мало. В диссертации сделана попытка осмыслить некоторые теоретические проблемы и дать анализ правового регулирования социальной защиты населения в современных условиях.

Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в социальном государстве в области социальной защиты населения на современном этапе развития Российской Федерации.

Предметом исследования избраны вопросы, относящиеся к правовому регулированию социальной защиты населения на федеральном и субъектном уровнях Российской Федерации.

Цели диссертации состоят в критическом и комплексном анализе состояния правового регулирования социальной защиты населения во взаимосвязи с его организационным, материальным и иным ресурсным обеспечением.

Для достижения данной темы решались следующие задачи теоретического и практического плана:

М., 1995; Сорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Российский журнал социальной работы. - М., 1995. N 2; Социальная работа. Вып. 1 и П. - М., 1992 др;/Милюкова Е.Н. Совершенствование организационно-правовых основ и практики социальной защиты населения РФ в условиях переходного общества. Диссертация к.и.н., 1996; Горобец В.Д. Правовая реформа в Российской Федерации. Диссертация к.ю.н. - М., 1992; Гуторов С.В. трансформация политической системы Российской Федерации: опыт и проблемы (конец 80-х - первая половина 90-х гг.). Диссертация к.и.н. - М., 1996; Гуляшко В.А. Российская государственность: становление и развитие (первая половина 90-х гг.). Диссертация к.и.н. -М., 1996 и др.

Анализ конституционного опыта правового регулирования, раскрытие правовой природы социального государства в России;

Определение сущности и роли институтов социальной защиты и социального права в реализации социальной природы государства;

Системное обоснование конституционно-правового обеспечения социальной защиты населения, анализ действующего социального законодательства;

Разработка направлений развития социального права, определение его предмета, метода, классификация его источников и составных частей;

Исследование механизма разрешения практических правовых проблем реализации социальной защиты на федеральном, региональном уровне, на уровне местного самоуправления;

Подготовка предложений к проектам законов и другим нормативным документам по социальной защите населения.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории государства и права, конституционного права, административного и муниципального права, социологии и политологии. Рассмотрение поставленных вопросов проводилось на основе современных методов анализа и описания общественных явлений. В частности, применялись системный анализ, социологические и сравнительно-правовые методы, конкретно-исторический подход. Многие проблемы пока только намечены, поскольку для их исследования нет достаточного нормативного материала, а также практики его реализации.

Нормативно-источниковая база диссертации включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы

Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

В работе использованы документы министерств и ведомств, прежде всего, Министерства труда и социального развития РФ, которое координирует деятельность государственных и негосударственных органов по реализации социальной политики: Министерства народного образования РФ, МВД, Федеральной службы занятости, Государственного Комитета РФ по делам молодежи и др.

Большую пользу в понимании происходящих процессов в области социальной защиты населения оказали материалы научных конференций, совещаний, "круглых столов" и других организационных форм обсуждения теоретических и практических вопросов.

Эмпирической основой диссертации явились статистические материалы, информационные записки, справочная литература, результаты социологических исследований, архивные данные, иные сведения из, практики работы органов государственной власти и местного самоуправления. В частности, это выводы, сделанные на основе проведенных в Ханты-Мансийском округе мониторинговых исследований уровня эффективности социальной защиты и факторов, детерминирующих ее недостаточность, экспертного анализа регионального законодательства, принятых нормативно-правовых документов в округе по проблемам социальной защиты, сравнительного изучения региональных, отечественных и зарубежных законодательных и иных нормативных правовых актов по социальной защите населения, системного анализа законодательных актов по социальной политике, их сопоставления, выявления динамики на уровне Российской Федерации и ее субъектов, экспертных опросов руководителей, государственных служащих об уровне нормативно-правового обеспечения социальной защиты населения округа, научно-практических конференций, "круглых столов" по правовым проблемам, управлению системой социальной защиты населения и прогнозированию основных тенденций в социальной сфере.

Научная новизна диссертации заключается в развитии в условиях перехода к рыночной экономике научных знаний о правовой природе социального государства и его конституционном регулировании, о реализации этой природы в институтах и механизме социальной защиты населения, об особенностях этих институтов и механизмов в условиях кризиса и специфики применения в районах Севера России.

На защиту выносятся следующие новые или содержащие элементы новизны научные результаты:

Особенности правовых институтов социальной защиты населения, установленных Конституциями и законами зарубежных стран на базе общих закономерностей государственно-правового регулирования социально-правовых институтов и процессов;

Закономерность для России как социального государства конституционных институтов социальной защиты, их обязательность для правовой системы и социальной практики государства;

Специфика правовой природы институтов социальной защиты в Российской Федерации, ее фундаментальная роль в реализации социальной политики Российской Федерации;

Конкретные законодательные формы реализации социальной защиты как конституционно-правового института: определение важнейших видов социальной защиты и правовых форм их осуществления;

Методы и технологии правового регулирования ряда конкретных субинститутов правовой защиты населения, в частности в области труда, занятости и защиты от безработицы, социального обеспечения, благотворительной деятельности, пенсионного обеспечения, управления социальной защитой, социального страхования;

Основные понятия и категории отрасли социального права, особенности ее предмета, метода, принципов и источников;

Постановка и обоснование проблемы преодоления преимущественно пассивного и уравнительного характера социальной защиты населения;

Правовые критерии выявления и оценки состояния нуждающихся в защите субъектов - личности, семьи, социоэтнической группы;

Особенности функционирования органов государственного управления в сфере социальной защиты по конкретным категориям населения; направлений развития социальной защиты и эффективных методов государственного управления в сфере социальной защиты населения на уровне субъектов федерации, в частности, в Ханты-Мансийском автономном округе с прогнозным видением до 2000 года.

Практическая значимость диссертации определяется ее направленностью на теоретическое и нормативное решение ряда принципиальных вопросов, связанных с раскрытием сущности социального государства и его проявлений в области социальной защиты населения. Оценки, выводы и предложения, изложенные в диссертации, могут использоваться органами государственной власти федерального и регионального уровней, органами мертного самоуправления. В диссертации подробно освещена практика социальной защиты в Ханты-Мансийском автономном округе, что также может представлять широкий интерес, особенно, если учитывать, что многие субъекты Российской Федерации, расположенные на севере, находятся в аналогичной ситуации.

Выводы и обобщения диссертации могут быть использованы при подготовке нормативных документов, научных трудов и публикаций по исследованию процесса формирования законодательной основы социальной защиты населения, в работе учебных заведений, практических социальных служб, управленческих кадров.

Апробация результатов исследования отражена в опубликованных работах, в нормативных материалах, подготовленных с участием автора. Этот процесс осуществлялся также через доклады и выступления диссертанта на конференциях и совещаниях, в том числе, на коллегии Минсоцзащиты Российской Федерации.

Основные положения диссертации, ее теоретические выводы и практические рекомендации получили одобрение Кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Ряд идей диссертации использовались при подготовке нормативных правовых актов органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ

по специальности "Конституционное право; муниципальное право", Соловьева, Софья Дмитриевна, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование, проведенное нами, позволяет сделать вывод о том, что социальная защита является одной из фундаментальных проблем правовой теории и практики Российской Федерации, которая формируется в настоящее время в комплексный правовой институт.

Как было показано в диссертации, институт социальной защиты взаимодействует с многими конституционно-правовыми институтами, получая от них правовую основу реализации. Основное внимание в работе было обращено на основные конституционные институты социального государства, которыми являются:

Институт социального и демократического государства;

Институт конституционного строя Российской Федерации;

Институт признания в Российской Федерации норм международного права по социальным правам граждан;

Институт общегосударственных социальных задач;

Институт гарантирования экономических прав граждан наравне с политическими и гражданскими правами и свободами;

Институт социального права;

Институт общегражданских обязанностей и долга верности граждан государству;

Институт судебной защиты прав граждан;

Институт социальной защиты.

Конституционно-правовыми основами института социальной защиты населения в Российской Федерации являются нормы, устанавливающие социальную государственность Российской Федерации, правовое равенство граждан, защиту Конституцией прав и свобод человека; прямое действие Российской конституции в отношении прав и свобод человека как непосредственно действующих, неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения; социальную направленность государственной политики, закрепление элементов социальной защиты, соответствующих нормам международного права в области прав и свобод человека, в т.ч. социальное страхование, социальное обеспечение, вспомоществование, здравоохранение, приро-доохранение, сохранение исторического и культурного наследия.

К выводам относится следующее:

Исходным моментом для правового регулирования социальной защиты является систематизация законодательства о социальной защите. Соответственно система социальной защиты и управления ей должна включать в себя разделы и подразделы систематизированных правовых актов и норм, которые могли бы быть упорядочены в рамках возможного Социального Кодекса Российской Федерации (собрания законодательства такого рода известны в мировой практике, в данном случае в ФРГ). Сюда могли бы войти:

1. Нормы общей правовой регуляции:

Федеральные конституционные нормы социальной защиты и социального обслуживания, включающие в себя установления Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов и федеральных законов в отношении всех граждан Российской Федерации и лиц, пребывающих на ее территории.

2. Нормы особенной правовой регуляции:

Конституционные (уставные) нормы социальной защиты и социального обслуживания соответствующих субъектов Российской Федерации, включающие в себя установления Конституции (Устава) и законов данного субъекта Российской Федерации в отношении проживающих на их территории граждан Российской Федерации.

3. Нормы специальной правовой регуляции:

Правовые нормы социальной защиты и социального обслуживания, включающие в себя установления Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов, действующие в отношении отдельных категорий граждан Российской Федерации и лиц, пребывающих на ее территории. Сюда же относятся и соответствующие акты субъектов Федерации.

4. Нормы индивидуальной правовой регуляции:

Индивидуальные (единичные) правовые акты Российской Федерации или соответствующего субъекта Российской Федерации, принятые в отношении отдельных конкретных лиц, имеющих или нет гражданство Российской Федерации.

Конечно, проблема правового регулирования социальной защиты населения, учитывая несовершенство, декларативность многих действующих законов, недостаточность нормативно-правового механизма реализации, должна быть решена прежде подготовки социального кодекса - он составляет сложную фундаментальную проблему. Необходимо принять федеральный закон о социальной защите населения, наработок для которого достаточно, особенное субъектном законодательстве, закон должен закрепить понятие социальной защиты (так как нет закона об этом) и основные ее институты, дать четкие признаки правовой квалификации лиц, нуждающихся в защите. Развитие в нем должна получить единая система социальной защиты граждан с ограниченными возможностями и нетрудоспособной части населения. На регионы возлагается все большая ответственность за социальную сферу и законодательство регионов, и законодательство регионов отличается.

Большое внимание в диссертации было уделено разработке понятийного аппарата. Можно отметить, что синонимом института социальной защиты, установленного в Конституции Российской Федерации, действующих федеральных законах является понятие "социальное обслуживание", использованное в ФЗ РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

Социальное право как отрасль российского права характеризуется постоянным значительным расширением и обновлением его источников в соответствии с реформированием социальной защиты и отличается от других отраслей права тем, что в литературе крайне мало анализа и комментариев источников. Законотворческая практика здесь существенно опережает процесс исследования этих источников, что, конечно, не может не сказаться отрицательно на качестве правовой реализации социальной защиты как таковой. Структурный экономический кризис, переживаемый современной Россией, отсутствие четких путей его преодоления, понятных и поддерживаемых основной массой населения, делают выход из него особенно мучительным и долгим. Не находит применения даже традиционная в таких случаях тактика создания многочисленных несложных рабочих мест (так называемых "общественных работ"), обеспечивающих высокую занятость населения, а следовательно, и минимальный жизненный уровень.

Положенный в основу этой меры принцип "помощь самому себе" формирует установки на оценку труда как средства выживания по сравнению с установкой на возмещение государством сокращаемых доходов, имеет важный социально-психологический резонанс, убеждает людей не занимать пассивную выжидательную позицию, а самостоятельно добиваться перелома в создавшейся трудной ситуации, энергично искать пути выхода из нее, полагаясь на свои силы, опыт, умение работать.

Как считают отечественные специалисты, это положение справедливо и в отношении слоев населения, которые на формирующемся рынке труда являются неконкурентоспособными (часть молодежи, женщины, особенно имеющие малолетних детей, инвалиды, в определенной мере - лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, а также демобилизованные из армейских рядов).

В диссертации говорилось о том, что еще в 1948 году в Рекомендации МОТ о службе занятости обращалось особое внимание на создание системы трудоустройства таких категорий населения, как подростки, инвалиды, женщины. В последующем МОТ разработала стратегию, в основе которой лежало проверенное временем убеждение в возможности сочетания структурных изменений со стабилизацией экономического роста, что приводит к увеличению занятости и уменьшению бедности. Основное положение этой стратегии сводится к мерам содействия оживлению производства, прежде всего, для противодействия потерям в доходах и сокращения занятости социально уязвимых групп населения.

Во-первых, во все времена были люди, они есть и сейчас, которые просто не хотят ничего делать. Такая категория людей может быть постоянной, а может и в силу тех или иных обстоятельств пополняться переменным составом.

Во-вторых, довольно значительную прослойку в трудоспособном населении составляют так называемые иждивенцы или люди, живущие на доход других. Это чаще всего члены семей, обычно женщины. Они материально обеспечены, или, во всяком случае, не претендуют на резкое увеличение дохода. Их основная функция - поддержание семейного очага.

В-третьих, в любое время какая-то часть трудовых ресурсов находится в мигрирующем состоянии или переоформляется на другую работу. Они также выпадают из категории занятых, хотя в уязвимом положении себя не считают, ибо пошли на перемену места, как правило, вполне осознанно.

Количественно эти три группы можно определить на основе экспертных оценок или социологических обследований. За вычетом этих групп населения получится общее количество трудоспособного населения, нуждающегося в работе или других видах общественно-полезной деятельности. Именно данную массу потенциальных работников следует соотносить с имеющимися рабочими местами (сюда принято относить не только конкретные места на производстве, но и всякого рода творческие работы, места в учебных заведениях, а для взрослого населения - в центрах по переподготовке кадров). Неотъемлемым свойством рыночной экономики является наличие безработицы, рассматриваемой как социальное зло, но, тем не менее, неизбежного спутника рынка. Классическая теория Кейнса предполагает уровень безработицы в пределах трех процентов от наличной массы труда, который колеблется в разных странах в зависимости от тех или иных особенностей и традиций. В США, например, озабоченность государства возникает при превышении им 5-ти процентной черты.

В работе было подчеркнуто, что введение рыночных отношений при использовании рабочей силы в Российской Федерации требует активной законодательной и нормативной работы как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это поле деятельности государственных органов, политических партий и движений, профсоюзов, предприятий, заинтересованных общественных объединений.

И только на базе активизации труда можно по деловому подходить к проблемам социальной защиты тех, кто действительно не способен трудиться. Надо изживать социалистический стереотип, при котором государство было и должно всем. Одни трудились и мало получали, другие, наоборот, не трудясь, жили хорошо. Ситуацию необходимо изменить, ибо социальное государство есть государство работающих. Между трудом и социальной защитой должна быть взаимосвязь. И все виды и формы социальной защиты должны быть справедливыми; учитывать реальный трудовой вклад каждого. Тогда, даже при небольших ресурсах, многие вопросы социальной защиты будут решаться лучше.

Таким образом, социальная защита населения реализует институт социального государства через конституционные установления по: предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросов социальной защиты населения; закреплению в ведение Российской Федерации "регулирования прав и свобод человека и гражданина; гражданства в Российской Федерации; регулирования и защиты прав национальных меньшинств"; полномочиям федеральной власти в сфере основ федеральной единой политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и также через законы, нормативно-правовые акты по обеспечению социальной защиты организации системы органов, учреждений, государственным стандартам (параметрам), принципов осуществления).

Правовые механизмы осуществления социальной защиты устанавливаются в отдельных федеральных законах таких как о труде, занятости, пенсионном обеспечении, социальном страховании, благотворительной деятельности. Важнейшим здесь является гарантиро-ванность социальной зашиты граждан законодательством Российской Федерации, определенный автоматизм применения социально-защитных норм для граждан, обеспечивая им тем самым субъективные социальные права.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ

«Правовое регулирование социальной защиты населения»

1.Конституция Российской Федерации. -М.: Юрид. лит., 1993.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

3. Международный пакт об экономических социальных и культурных правах 1966 г. // Национальные учреждения по правам человека. ООН. -Нью-Йорк Женева, 1995. - С.141-148.

4. Всеобщая декларация прав человека. -1948 г.

6. Комментарий к кодексу законов о труде Росийской Федерации. -М.: Проспект, 1997. С.527.

7. Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (1990 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. №27.

8. Закон РСФСР от 19.04.1991 г. "О занятости населения в РСФСР // Российская газета от 25 октября 1991 г.

9. Закон РФ "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан" от 24 октября 1991 г. №1799-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. -1991 -№45. Ст. 1488.

10. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей //Собрание законодательства Российской Федерации 1995, №21, ст. 1929.

11. Федеральный закон "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам имеющих детей" //Российская газета, 4 января 1997 года.

12. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственных пенсиях РСФСР"". Принят Государственной Думой 15 июля 1994 г. // Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов. Вып. 1. - М., 1995. - С.108.

13. Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1994 г." Принят Государственной Думой ФС 23 декабря 1994 г. // Сб. Федеральных конституционных законов и федеральных законов. Вып. 7 - М., 1995 - С.50.

14. Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1994 г. Принят Государственной Думой ФС 23 декабря 1994 г. // Сб. Федеральных конституционных законов и федеральных законов. Вып. 7. -М., 1995. - С.50.

15. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

16. Федеральный закон "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам имеющих детей //Российская газета, 4 января 1997 года.

17. Федеральный закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 4 апреля 1997 года. //Российская газета от 8 мая 1997 года.

18. Федеральный закон от 28 апреля 1997 года №75-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1997 год". //Российская газета от 30 апреля 1997 года.

19. Федеральный закон от 11 августа 1995 года №135-Ф3 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" //Российская газета от 17 августа 1995 года.

20. Федеральный закон Российской Федерации от 14 января 1997 г. №19-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" //Российская газета от 21 февраля 1997 г.

21. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г.№ 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" //Российская газета от 19 декабря 1995 года С.З.

22. Постановление Верховного Совета РСФСР "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990 - №30. - Ст.415. - С.594.

23. Постановление Верховного Совета РФ Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации /России/ 27 декабря 1991 г. №2122-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992 - №5. - Ст. 180. - С.235.

24. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию России от 6 марта 1997 года "Порядок во власти порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации). //Российская газета от 7 марта 1997 Г.-С.З-12.

25. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года №425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" //Российская газета от 7 мая 1997 г. -С.4-5.

26. Указ Президента РФ "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования 6 апреля 1994 г." №667 // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. -1994. -№15. Ст. 1174. - С. 1432.

27. Указ Президента РФ "О защите сбережений граждан РФ 27 марта 1993 г. №203-рп // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. - №13. - Ст.1199. - С.1332-1333.

28. Указ Президента РФ О единовременных компенсациях вкладчикам Сбербанка Российской Федерации, имевшим вклады на 1 января 1992 года 24 декабря 1993 г. №2297 // Собрание актов Президента РФ и Пра-ва РФ.- 1994.- №1.- Ст.7.-С.78.

29. Указ Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 3 апреля 1997 года №278 "Порядок во власти -порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики РФ)" /СЗРФ №14 Ст.1608.

30. Законы Ханты-Мансийского автономного округа. // Малочисленные коренные народы Севера,- Конгресс 1991.- 472с.

31. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в РФ. Одобр. Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. №790

32. О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ" II Собр.зак-ва РФ. 1995 - №33. - Ст.3388. - С.6245-6260.

33. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. №222 О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов //Собрание законодательства Российской Федерации №10. Ст. 1173.

34. Постановление Правительства РФ О компенсационных выплатах пенсионерам 8 февраля 1994 г. №86 // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1994. - №7. - Ст.510. - С.478.

35. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. №392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы."- "Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы.

36. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. -№965 "О порядке признания граждан инвалидами".

37. Инструктивное письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 4 марта 1997 г. №ЕВ 16-11/1662-ИН //Российская газета от 5 мая 1997 года. С.8.

38. План мероприятий по стабилизации финансового положения пенсионной системы в Российской Федерации, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации от 12.01.97 №ВЧ-П12-00766.

39. Положение о Фонде социального страхования РФ 12 февраля 1994 г. // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1994 -№38. - Ст.599. - С.655-656.

40. Конституция (Основной Закон) Союза Социалистических Республик. Принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. М., 1978. - С. 16-26.

41. Конституция Итальянской Республики.// В кн.: Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. -М.: Изд-во БЕК, 1996. -432c.-C.244.

42. Конституции государств Восточной Европы. /Институт законодательства и сравнительного правоведения. Учебное и справочное пособие. Отв. ред. д.ю.н. Д.А.Ковачев.-М.: Издательская группа ИН-ФРА-М-Норма 1996. -С.23.

43. Основой закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. //ФРГ. Конституция и законодательные акты: Пер. с нем. /Редкол. В.А. Туманов (пред.) и др.; Сост. Т.Г. Морщакова; Под ред. и вступит, ст. Ю.П.Урьяса. -М.: Прогресс, 1991.- 472с.- С.33.

44. Собрание законодательства РФ. 1995 - №33. - Ст.3388. -С.6245-6260.

45. Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов. Вып. 1 - М. 1995 - С.41.

46. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации 1992, №12, ст.925.

47. Собрание законодательства Российской Федерации 1995, №21, ст. 1929.

48. Аверин Ю.М. Социальные технологии местного управления. -М.,1995.

49. Актуальные проблемы государственной службы Российской Федерации. Аналитический доклад РАГС при Президенте Российской Федерации.- М.: РАГС, 1997. -61с. -С.6.

50. Алексеев С.С. Правовое государство судьба социализма. М.,1988.

51. Ансель М. Новая социальная защита. -М.-Прогресс, 1970. 20 с.

52. Аристотель. Афинская политика. М., 1937; его же. Политика. М., 1911.

53. Бутенко П. Власть народа посредством самого народа. М., 1988; Самоуправление: от теории к практике. М.: Юр. лит-ра, 1988.

54. Гасанов Г.А. Формирование российской многопартийности: истоки особенности тенденции (конец 80-х начало 90-х годов). Дис. к.и.н. -М.,1996.

55. Горобец В.Д. Правовая реформа в Российской Федерации. Дис. к.ю.н. -М., 1992.

56. Государственное право Германии /Сокр. пер. немец, семитомного изд-я. Том 1. М.: Институт государства и права РАН, 1994.-311с.-С.73-74.

57. Гуляшко В.А. Российская государственность: становление и развитие (первая половина 90-х гг.). Дис. к.и.н. М., 1996.

58. Гуторов С.В. Трансформация политической системы Российской Федерации: опыт и проблемы (конец 80-х первая половина 90-х гг.). Дис. к.и.н. -М., 1996.

59. ДмитриевЮ.А., ТокмаковК.К. Россия: становление многопартийности. М.,1992.

60. Дневник парламентских фракций. М., 1992.

61. Драго Р. Административная наука. М.: Прогресс, 1982.

62. Еськов Г.С. Твои права человек. М., 1995.

63. Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития россиян. М., 1995.

64. Живая книга. (Об опыте социальной работы Ханты-Мансийского автономного округа). Член рекол. Соловьева С.Д. М.:Икар, 1997. 114 с.

65. Жуков В.И. Россия: состояние перспективы противоречия развития. М., 1995.77.3аславский С.Е. Право и многопартийность в России. М.,1995.

66. Информатизация и технологизация социального пространства. Материалы к 1 Международному симпозиуму по социальным технологиям 24-25 ноября 1994 г. Москва-Н.Новгород, 1994.

67. История политических учений. М., 1994.

68. История философии в кратком изложении. М., 1994 С.119.

69. Йеринг Р. Борьба за право. Феникс, 1995.-23с.

70. Кант И. Соч. Т.4. 4.2. С.233.

72. Комментарий к Конституции Российской Федерации /Подгот. Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Председ. ред. коллегии Л.А.Окуньков. 1-е изд.- М.: Изд-во БЕК,1994. -458 с. -С.124.

73. Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред.Ю.В.Кудрявцева.- М.: Фонд Правовая культура, 1996.-552с. С.174.

74. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1993Т.1.

75. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах.Т.1. Отв. ред. Б.А.Страшун.- М.: Издательство БЕК,1993. 246 с. С. 174.

76. Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека // Государство и право. 1994, №10; Защита прав человека в условиях перехода к рынку // Там же. 1993, №3.

77. Конституция Российской Федерации. Комментарий /Под общей редакцией Б.Н.Топорнина Ю.М.Батурина Р.Г.Орехова.- М.: Юрид. лит., 1994. -624с. -С.217.

78. Конституция Российской Федерации: Энциклоп. словарь/ Авт. коллектив: В.А.Туманов В.Е.Чиркин Ю.А.Юдин и др.- М.: Большая Российская энциклпедия 1995. 416c.-C.226.

79. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в РФ. Одобр. Пост-ем Пра-ва РФ от 7 августа 1995 г. №790 О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ // Собр.зак-ва РФ. 1995 - №33. - Ст.3388. - С.6245-6260.

80. Краснов В.Н. Система многопартийности в современной России (Очерк истории). М., 1995.

81. Кудрявцев В. Лукашева Е. Социалистическое правовое государство.

82. Кудрявцев В.Н. Какое государство мы строим. М.,1990; Право и власть. М., 1990.

83. Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 1992.

84. Ю1.Лапаева В.В. Становление многопартийности в России. Социально-правовой анализ // Государство и право. 1995, №8.

85. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.37. и др.

86. Материалисты Древней Греции. М., 1955. С.217.

87. Международный конгресс по проблемам социальной реабилитации инвалидов 3-5 декабря. Тюмень, 1996.

88. Местное самоуправление в зарубежных странах. М.: Юр. литра,1994.

89. Юб.Милюкова Е.Н. Совершенствование организационно-правовых основ и практики социальной защиты населения РФ в условиях переходного общества. Дис. к.и.н. 1996.

90. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник //5-е изд.-е.- М.:Белые альвы, 1996. -400с.- С.67.

91. Многообразие форм федерализма в США. Гос-во и право1994.

92. Ю9.Нерсесянц B.C. Концепция советского правового государства в контексте учений о правовом государстве. М. 1989.

93. ПО.Нерсесянц B.C. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М. 1990.111 .Новогородцев П. Кризис современного правосознания. М., 1909. С.340.

94. Нормативно-правовые основы социальной защиты нселения в Ханты-Мансийском автономном округе. Составитель и ответственный редактор Соловьева С.Д. М.:Икар, 1997. 426 с.

95. З.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. Советская энцикло-пеция 1975. С.210-692.

96. Организация и действие социальной помощи во Франции (второе издание) Российско-Французская серия. Информационные и Учебные материалы. №17. -М., 1993. -116С.- СС.5 и дал.

97. Платон. Соч. Т.З. 4.2. М., 1972. С.188.116.Право и Закон. М., 1985.

98. Прокошин В.А. Государственная власть: правовые технологии обеспечения экономической безопасности. М., 1995.

99. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста // Российский журнал социальной работы. 1995, №1. С.79-82.

100. Поиск приводит к находкам (управление системой социальной защиты населения в Ханты-Мансийском округе). Отв. ред. Соловьева С.Д. М.:Икар, 1997. 104 с.

101. Российская энциклопедия социальной работы. М., 1995.

102. Сапожников С.С. Позиции политических партий России о путях социально-экономического развития страны (конец 80-х начало 90-х годов). Дис. к.и.н. - М., 1994.

103. Сафронова В.М. Теория и практика социальной работы: проблемы прогнозы технологии. М., 1992.

104. Семья в процессе развития. Материалы международной научно-практической конференции. Москва 18-20 ноября 1993 г. М. 1994; Заседание за круглым столом Института проблем занятости РАН Минтруда РФ Фонда нового поколения // Вопросы экономики. 1995.

105. Сорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения. Российский журнал социальной работы. - М. 1995 №2; Социальная работа. Вып.1 и II. - М., 1992 и др.

106. Соловьева С.Д. Об организационно-правовых аспектах социальной защиты нетрудоспособного и малообеспеченного населения // Бюллетень Минсоцзащиты России, 1996.

107. Соловьева С.Д. Формирование правовых основ социальной защиты населения. Нормативно-правовые основы социальной защиты населения в Ханты-Мансийском автономном округе. М., 1997.

108. Соловьева С.Д. Наша общая забота. Живая книга. М., 1997.

109. Соловьева С.Д. Региональная модель управления системы социальной защиты населения. Поиск приводит к находкам. М.:Икар, 1997.

110. Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В.Г.Бочаровой М.П.Гурьяновой. М., 1995.

111. Социальная защита человека: региональные модели. М.,1995.

112. Социальная защищенность в переходный период к рыночной экономике. Материалы Международной конференции. 20-23 сентября 1993 г. В 3-х частях. М., 1993.

113. Социальная история и социальная политика России и европейских стран. Международный симпозиум организованный Мин-соцзащитой России МГСУ Ассоциацией работников социальных служб. Москва 26-28 сентября 1994 г. // Вестник социальной работы. 1994, №3.

114. Социальная защита населения // Информационно-аналитический сборник по Ханты-Мансийскому автономному округу. Составитель Соловьева С.Д. Ханты-Мансийск, 1997. 104 с.

115. Социальная работа с семьей. М., 1995.

116. Социальная сфера через призму прогноза. М., 1995.

117. Социальное государство и защита прав человека/ Отв. ред. доктор юрид. наук Е.А.Лукашев.-М. Институт государства и права РАН. 1994.

118. Спиноза Б. Избр. соч. Т.2. М., 1957. С.261.

119. Становление новой государственности в России // Там же. 1992, №7 и др.

120. Статистический сборник. Социально-экономическое положение России. 1995 - №9.

122. Суриков А.Е. Социальные процессы и радикальная экономическая реформа в России. М., 1993.

123. Тихомиров Ю.А. Действия закона. М., 1992.

124. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты: Пер. с нем. /Редкол. В.А. Туманов (пред.) и др.; Сост. Т.Г. Морщакова; Под ред. и вступит, ст. Ю.П.Урьяса.- М.: Прогресс 1991,-472с.- С.63.

126. Фридмэн JI. Введение в американское право: Пер. с англ.- М.: Прогресс 1993.-286с. С.22.

127. Хрестоматия по теории и практике социальной работы. М.,1995.

128. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.

129. Цицерон. Диалоги. М., 1966.

130. Четвернин В.А. Концепция советского правового государства: право и власть. М., 1990.

131. Чичерин Б. Собственность и государство.- М.,1882.-С.267.

132. Шлезингер-младший A.M. Циклы американской истории.М.: Прогресс, 1992.-688c.-C.316.

133. Эрхард J1. Благосостояние для всех. Пер. с нем. М., 1991.

134. Эрхард JI. Планификация это не модель для Евро-пы.Шолвека размышлений: Речи и статьи.- М.: Руссико: Ордынка, 1993.- 608c.-C.474.

135. Эрхард JI. Свободная экономика и плановое хозяйство.// Там же, С.40-41.

136. Hesselberger D. unter Mitarbeit von Noerenberg H. Das Grundgesetz. Kommentarfuer die politische Bildung. Bonn:Bundeszentrale fuer politische Bildung 1990 S. 163 f.

  • Морозова Елена Алексеевна
  • Добрынина Арина Юрьевна

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / ПРАВОВЫЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Морозова Елена Алексеевна, Добрынина Арина Юрьевна

В статье раскрываются значение и сущность механизмов социальной защиты населения, описываются их правовые , экономические и организационные элементы. Механизмы социальной защиты являются важными элементами системы социальной защиты населения . Под механизмами социальной защиты следует понимать совокупность экономических, организационных и правовых мер, направленных на сглаживание социального неравенства. Правовые основы механизма социальной защиты населения заключаются в том, что защитная деятельность предполагает законодательное установление социальных обязательств государства и других субъектов социальной защиты, а также их строгую нормативную регламентацию. Роль экономической составляющей механизмов трудно переоценить, так как любая защитная деятельность требует материальных и финансовых затрат, экономического обеспечения. В принципе, источниками финансирования социальной защиты могут быть государство, предприятия и население, чьи доли и роль зависят от многих обстоятельств. Система социальной защиты не будет функционировать, если не обеспечить ее эффективную организацию. Организационная составляющая механизмов представляет собой комплекс действий по конкретному осуществлению мер социальной защиты и включает в себя управление, кадровое, организационное, информационное и прочее обеспечение защитных мер, их непосредственное осуществление. Теоретические положения статьи сопровождаются примерами из кузбасской практики, которые демонстрируют преимущественно программно-целевой подход к реализации защитных мероприятий в регионе и достаточно эффективные механизмы социальной защиты населения.

REGIONAL SOCIAL PROTECTION MECHANISMS

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Морозова Елена Алексеевна, Добрынина Арина Юрьевна,

  • Анализ социально-экономических механизмов обеспечения социальной защиты трудового населения

    2014 / Докторова Н. П.
  • Социально-экономические механизмы социальной защиты населения

    2013 / Расковалов А.А.
  • Сущность социальной защиты населения и механизмы ее формирования

    2012 / Расковалов А.А.
  • Условия и факторы смягчения различий в уровне доходов населения и потреблении продовольствия

    2008 / Заливчева О. В.

Текст научной работы на тему «Механизмы социальной защиты населения региона»

7. Doroshenko S. V. (2010). Region kak samorazvivayushchayasya sistema: adaptatsiya k innovatsionnomu tipu razvitiya . Ekaterinburg: IE UrO RAN .

8. Dubrovin P. I. (1959). Aglomeratsiya gorodov. Genezis, ekonomika, morfologiya . Voprosy geografii . Moscow, 23-36.

9. Ispol"zovanie sistemnogo podkhoda v proektirovanii i upravlenii razvitiem gorodov (1977). Moscow: Stroyizdat.

10. Kornai Ya. (2002). Sistemnaya paradigma . Voprosy ekonomiki , 4, 4-22.

11. Krupnye goroda i vyzovy globalizatsii (2003). Smolensk: Oykumena.

12. Kudryavtsev O. K. (1985). Rasselenie i planirovochnaya struktura krupnykh gorodov-aglomeratsiy . Moscow: Stroyizdat.

13. Lappo G. M. (1978). Razvitie gorodskikh aglomeratsiy v SSSR . Moscow: Nauka.

14. Lola A. M. (2005). Osnovy gradovedeniya i teorii goroda . Moscow: KomKniga.

15. Pertsik E. N. (2009). Krupnye gorodskie aglomeratsii. Razvitie, problem proektirovaniya . Problemy razvitiya aglomeratsiy Rossii . Moscow: Krasand, 34-46.

16. Pis"mennaya E., Kostenko N. (November 16, 2010). Peredel Rossii . Vedomosti.

17. Problemy i zucheniya gorodskikh aglomeratsiy (1988). Moscow: IGAN.

18. Lyubovnyy V. Ya. (Ed.), Pertsik E. N. (Ed.), Bondarenko I. A. (Ed.) et. al. (2009). Problemy razvitiya aglomeratsiy Rossii . Moscow: Krasand.

19. Tatarkin A. I. Tatarkin D. A. (2009). Samorazvivayushchiesya territorial"nye ekonomicheskie sistemy. Dialektika formirov-aniya i funktsionirovaniya . Ekonomika. Nalogi. Pravo , 5, 3-13.

20. Tatarkin A. I., Doroshenko S. V. (2011). Region kak samorazvivayushchayasya sistema: perekhod cherez krizis . Ekonomika regiona , 1, 5-23.

21. Filosofsko-metodologicheskie osnovaniya sistemnykh issledovaniy (1983). Moscow: Nauka.

22. Glazychev V., Starodubrovskaya I. et. al. (2008). Chelyabinskaya aglomeratsiya: potentsial razvitiya . Chelyabinsk.

Information about the author

Animitsa Evgeniy Georgievich (Yekaterinburg) - Doctor of Geography, Professor, head of the Chair for regional and municipal economy, Ural State University of Economics (620219, Yekaterinburg, 8 Marta st. 62, e-mail: [email protected]).

Е. А. Морозова, А. Ю. Добрынина

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА 1

В статье раскрываются значение и сущность механизмов социальной защиты населения, описываются их правовые, экономические и организационные элементы. Механизмы социальной защиты являются важными элементами системы социальной защиты населения. Под механизмами социальной защиты следует понимать совокупность экономических, организационных и правовых мер, направленных на сглаживание социального неравенства.

Правовые основы механизма социальной защиты населения заключаются в том, что защитная деятельность предполагает законодательное установление социальных обязательств государства и других субъектов социальной защиты, а также их строгую нормативную регламентацию.

Роль экономической составляющей механизмов трудно переоценить, так как любая защитная деятельность требует материальных и финансовых затрат, экономического обеспечения. В принципе, источниками финансирования социальной защиты могут быть государство, предприятия и население, чьи доли и роль зависят от многих обстоятельств.

1 . Статья подготовлена в рамках проекта № 11-13-42001а/Т РГНФ.

Система социальной защиты не будет функционировать, если не обеспечить ее эффективную организацию. Организационная составляющая механизмов представляет собой комплекс действий по конкретному осуществлению мер социальной защиты и включает в себя управление, кадровое, организационное, информационное и прочее обеспечение защитных мер, их непосредственное осуществление.

Теоретические положения статьи сопровождаются примерами из кузбасской практики, которые демонстрируют преимущественно программно-целевой подход к реализации защитных мероприятий в регионе и достаточно эффективные механизмы социальной защиты населения.

Ключевые слова: социальная защита населения, механизмы социальной защиты, правовые, экономические и организационные основы социальной защиты

Поступательное развитие России в целом и каждого отдельного региона - в частности невозможно без решения социальных проблем населения, без учета разнообразных потребностей людей, развития их способностей и творческого потенциала, создания условий для здорового образа жизни, стабильности в обществе, поскольку только в этом случае можно надеяться на дальнейший социальный прогресс. Важнейшим механизмом устойчивого функционирования и движения к лучшему будущему любого государства, его региональных подсистем является эффективная система социальной защиты населения.

Сказанное в общем не вызывает сомнений среди ученых, политиков или практиков, однако концептуальное понимание социальной защиты и соответствующей системы далеко не однозначно, что явно не способствует ее успешному развитию, поскольку «целостность и эффективность системы социальной защиты определяется органичным сочетанием выбранной концепции социальной защиты и адекватного ей механизма» . Авторы статьи являются сторонниками широкой трактовки социальной защиты и не сводят ее к социальному обеспечению, социальной помощи, социальному обслуживанию или социальной работе, подчеркивая емкость, сложность, многоуровневость соответствующей системы. Социальная защита должна касаться не только жизнеохранительных и потребительско-бытовых аспектов жизнедеятельности людей, но и трудовых, политико-правовых, морально-психологических.

Под системой социальной защиты населения мы понимаем совокупность разнообразных элементов (идеологических, материальных, экономических, организационно-управленческих и других), взаимосвязанных между собой и тем или иным образом участвующих в процессе

обеспечения членов общества некоторым набором социальных благ, сглаживая социальное неравенство. К основным элементам системы социальной защиты следует отнести саму социальную защиту (как комплекс мер, направленных на устранение или сглаживание социального неравенства, обеспечение всех членов определенным минимумом социальных благ), субъекты и объекты социальной защиты, механизмы и показатели, каждый из которых имеет собственную сложную структуру. В перечне основных элементов системы социальной защиты особое место занимают механизмы, с помощью которых осуществляются сами защитные процессы.

Научные и практические представления о механизмах системы социальной защиты (как и представления о ее иных элементах) неоднозначны в связи с их разнообразием. Мы солидарны с учеными, которые при определении механизмов социальной защиты выделяют правотворческую, финансово-экономическую и организационную деятельность. Итак, под механизмами социальной защиты будем понимать совокупность экономических, организационных и правовых мер, направленных на сглаживание социального неравенства. Следует подчеркнуть, что любой механизм социальной защиты содержит в себе три названные составляющие, но их представленность и удельный вес в механизме могут быть различными. Например, материальная помощь нуждающимся, на первый взгляд, выглядит как чисто экономическая форма защиты, но она предполагает и нормативное обеспечение, и организационные усилия, хотя экономическая составляющая, безусловно, в данном случае наиболее весома. Если группа граждан защищает свои политические права путем пикетирования с плакатом у здания администрации, экономическая составляющая малозаметна

(хотя, несомненно, она есть). В данном случае более солидно представлены правовая и организационная составляющие.

Характеристику трех основных составляющих механизма социальной защиты населения на региональном уровне предлагаем рассмотреть на примере Кемеровской области. При этом подчеркнем, что, во-первых, в рамках одной статьи невозможно описать все возможные механизмы социальной защиты, поэтому будут представлены лишь их некоторые фрагменты, отражающие состояние дел в одном из ведущих субъектов Российской Федерации в социоза-щитной практике, во-вторых, выделение трех составляющих механизма соцзащиты условно, поскольку они неразрывно связаны, вытекают один из другого и, как правило, на практике неразделимы.

Правовые основы механизма социальной защиты населения заключаются в том, что защитная деятельность предполагает законодательное установление социальных обязательств государства и их строгую нормативную регламентацию. Законодательство устанавливает цели, задачи, принципы, направления, программы социальной защиты граждан, порядок осуществления конкретных мер. Чем больше мер социальной поддержки предусмотрено законодательством, тем богаче социозащитная деятельность и выше уровень защищенности населения.

Главным гарантом социальной защиты граждан в России является Конституция Российской Федерации, в 7 статье которой провозглашается: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Также в Конституции Российской Федерации в статье 39 записано, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. На наш взгляд, и многие другие статьи (например, главы 2 «Права

и свободы человека и гражданина») непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности людей .

Основные положения Конституции РФ, касающиеся системы социальной защиты, подкрепляются целым рядом федеральных законов, подзаконных актов и других нормативно-правовых актов, образующих то правовое пространство, в котором и функционирует сегодня механизм социальной защиты граждан РФ.

Федеральный уровень нормативного регулирования социальной защиты дополняется региональным (а затем муниципальным и организационным). Так, уже в Уставе Кемеровской области, принятом Законодательным Собранием Кемеровской области 9 апреля 1997 г., в статье 19 «Право на социальную защиту» говорится, что социальная защита населения в Кемеровской области осуществляется на основе содействия обеспечению занятости трудоспособного населения; предотвращения снижения реальных доходов слабо защищенных групп населения за счет создания системы социальной адресной помощи; развития государственных и негосударственных форм социального страхования и пенсионного обеспечения; поддержки малообеспеченных групп населения в приобретении и содержании жилья; создания условий и развития социальной инфраструктуры; материального и финансового обеспечения законодательно закрепленных социальных льгот; поощрения благотворительной деятельности; установления пособий и пенсий в дополнение к государственным .

Для повышения конкурентоспособности и роста уровня жизни населения 8 октября 2007 г. в Кемеровской области была принята Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года , а также Программа социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 г., одной из главных задач которой является повышение эффективности системы социального обеспечения, социальной защиты населения области .

В настоящее время в Кемеровской области создана солидная законодательная база, касающаяся вопросов социальной защиты населения, которая насчитывает десятки региональных законов. Так, только в 2010 г. в рамках совершенствования законодательной базы по предоставлению мер социальной поддержки населению было разработано более 10 законодательных ак-

тов Кемеровской области, 20 административных регламентов, более 45 методических и инструктивных писем по применению нормативных документов.

С целью смягчения негативных последствий социальных проблем и повышения уровня социальной поддержки жителей региона путем совершенствования регионального законодательства в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, повышения качества и доступности социального обслуживания Департаментом социальной защиты населения области принята ведомственная целевая программа «Развитие системы социальной защиты населения Кемеровской области на 20102012 годы», которую также следует отнести к законодательной части механизма социальной защиты .

В соответствии с Законом Кемеровской области от 27.07.2005 № 99-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере социальной поддержки и социального обслуживания» с 2005 г. часть полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию передана на исполнение администрациям муниципальных образований

Вторая составляющая механизма социальной защиты - экономическая. Любая защитная деятельность требует материальных, финансовых затрат, экономического обеспечения. Роль экономической составляющей трудно переоценить, так как размеры социальной защиты ограничиваются экономическими возможностями общества выделять для этого необходимые средства. В принципе, источниками финансирования социальной защиты могут быть государство, предприятия и население, чьи доли и роль зависят от многих обстоятельств: принятой в стране экономической модели, принципиальных подходов к реализации социальной политики государства, уровня благосостояния населения, от национальных особенностей, традиций и т. д.

Многие ученые выделяют три основных принципа формирования финансовых ресурсов социальной защиты: принцип страхования (финансирование за счет взносов), принцип обеспечения (финансирование за счет налогов) и принцип попечительства (финансирование из специальных фондов). Правда, иногда они называются не принципами, а, например, орга-

низационно-правовыми формами образования денежных средств или направлениями финансового обеспечения социальной защиты.

Практически существует два вида финансовых ресурсов общества, используемых в социальных целях: государственные и муниципальные финансы (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов) - с одной стороны, и негосударственные финансовые ресурсы (кредитные ресурсы, привлечение средств фирм и домохозяйств, потенциал некоммерческого сектора, различных фондов) - с другой.

Финансирование защитных мероприятий обеспечивают все три уровня бюджета. В последние годы финансовое обеспечение принимаемых в стране законов социальной направленности возлагается на региональные бюджеты. Из-за различий в уровне экономического развития регионов, финансовое обеспечение социальных мер сильно отличается по субъектам Федерации.

В качестве примера экономической составляющей механизмов социальной защиты приведем финансовое обеспечение ведомственной целевой программы «Развитие системы социальной защиты населения Кемеровской области на 2010-2012 годы». В 2010 г. на ее реализацию из областного бюджета было направлено 1918,2 млн рублей. Эти средства решали две стратегические цели программы.

В рамках реализации стратегической цели, направленной на повышение эффективности системы социальной поддержки населения в Кемеровской области, на начало 2011 г. Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области были достигнуты следующие результаты и осуществлены следующие мероприятия:

Более 570 тыс. федеральных и региональных льготников получают льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а с учетом отдельных категорий граждан, льготы которых распространяются на членов их семей - более 750 тыс. чел., что составляет почти 27% населения Кузбасса (с 1.05.2010 г. все льготы стали предоставляться в денежной форме);

С 1 января 2011 г. минимальный размер Кузбасской пенсии составил 500 рублей в месяц (на 01.01.2009 г. - 300 руб.) и получает ее 121 тыс. жителей региона;

Более 501 тыс. чел. - льготников из числа ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и детей из многодетных семей в 2010 г. предоставлен бесплатный или льготный проезд;

В 2010 г. полностью удовлетворена очередь на получение жилья ветеранам ВОВ, вставшим на очередь до 1 января 2005 г., а также каждому ветерану и труженику тыла предоставлена адресная денежная или другие виды помощи;

В течение 2010 г. численность детей, на которых выплачивается ежемесячное пособие на ребенка (базовый размер которого составил 190 рублей), составила более 147,5 тыс.

В рамках достижения второй стратегической цели, предусматривающей повышение качества и доступности социальных услуг, в 2010 г. Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области была проведена большая работа по совершенствованию социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и детей, попавших в трудные жизненные ситуации:

В 2010 г. на полном стационарном обслуживании содержались более 6 тыс. чел., более 300 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов получали обслуживание на дому и в отделениях дневного пребывания, адресную помощь и реабилитацию получили 75 тыс. семей, в которых воспитываются более 130 тыс. детей;

В целях оптимизации сети, внедрения инновационных технологий и повышения качества социального обслуживания пациентов был перепрофилирован ряд государственных стационарных учреждений (дома милосердия, интернаты);

С целью роста профессионального уровня работников в 2010 г. 100 медицинских работников государственных стационарных учреждений социального обслуживания и педагогов повысили свою квалификацию .

Третья составляющая механизма социальной защиты - организационная. Даже при наличии совершенной нормативно-правовой базы и богатых экономических ресурсов система социальной защиты не будет функционировать, если не обеспечить ее эффективную организацию. В целом она представляет собой комплекс действий по конкретному осуществлению мер социальной защиты и включает в себя управление, поддержку функционирования инфраструктуры социальной защиты, кадровое, организационное, информационное и прочее обес-

печение защитных мер, их непосредственное осуществление.

Важнейшее значение в организационной составляющей механизма социальной защиты имеет управление ею, поскольку оно является координирующим началом. В целом под управлением системой социальной защиты населения будем понимать организационное воздействие на весь комплекс защитной деятельности от выработки концептуальных положений до конкретных практических мер, направленных на сглаживание социального неравенства в обществе. Управление социальной защитой имеет множество аспектов: субъектно-объектные отношения, целевые установки, принципиальные подходы, структуру подчинения, ресурсное, методико-инструментальное обеспечение и т. д. На всех этих аспектах и других составляющих организационного механизма соцзащиты остановиться не представляется возможным, поэтому обратимся к некоторым примерам по Кемеровской области.

Для реализации задачи повышения эффективности системы социальной защиты населения в рамках «Программы социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 года» предусмотрены (и реализуются) следующие организационные усилия:

Развитие инфраструктуры социальной защиты населения, в том числе через строительство новых, а также реконструкцию имеющихся интернатов, домов престарелых, детских домов-интернатов, реабилитационных центров, административно-хозяйственных зданий и пристроек к объектам социального обеспечения; социальная поддержка населения, в том числе посредством улучшения материального положения;

Увеличение объема и доступности предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам;

Социальная поддержка семей, имеющих детей, прежде всего через предоставление новых единовременных пособий при рождении второго и третьего ребенка, увеличение размеров ежемесячного пособия на ребенка;

Социальная поддержка и реабилитация инвалидов, в том числе через осуществление мероприятий по оборудованию квартир инвалидов, детей-инвалидов реабилитационными средствами для самообслуживания и ухода, приобретение технических средств реабилитации, спецавтотранспорта для инвалидов, поддержка

формирований самоорганизации инвалидов и выражения ими активной жизненной позиции;

Социальная защита ветеранов и инвалидов боевых действий, лиц, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы, которая выражается в приобретении оборудования, автотранспорта учреждений социального обслуживания ветеранов и инвалидов боевых действий, обновлении технологического оборудования отделений медико-социальной реабилитации граждан, уволенных с военной службы, принимавших участие в локальных войнах и вооруженных конфликтах, развитии сети спра-вочно-консультационных пунктов для оказания квалифицированной помощи по вопросам переподготовки, трудоустройства, экономики, управления инвестиционными программами, разработки и экспертизы бизнес-планов и инвестиционных проектов, финансовой поддержке переподготовки граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, учебных центрах переподготовки .

Уже только этот перечень организационных мероприятий из одного документа показывает, насколько широк их спектр в принципе.

В целом анализ состояния региональной системы социальной защиты демонстрирует преимущественно программно-целевой подход к реализации защитных мероприятий в регионе и достаточно эффективные соответствующие механизмы. Однако высвечивается и ряд проблем, которые мешают более успешному функционированию системы социальной защиты. В правовом аспекте это, например, нередкое запаздывание законодательной поддержки защитных мер; отсутствие или несоответствие требованиям времени многих социальных норм, без которых порой невозможно установить правила, механизмы оказания социальной поддержки.

С экономической точки зрения основная проблема - недостаточный объем финансирования системы социальной защиты. Однако есть и другие частные трудности. Так, при программно-целевом подходе трудно учесть истинные затраты на защитные мероприятии, поскольку, социальные программы в регионах обычно пересекаются по своим целевым установкам, мероприятиям и механизмам. Поэтому случаются, с одной стороны, недоучет направленных средств, с другой - двойной счет.

В организационно-управленческом плане следует отметить встречающиеся пробелы во взаимодействии различных структур, особенно на межведомственном уровне; трудности в оценке социальной и экономической эффективности социозащитных мероприятий, используемых механизмов и т. п. Но самая серьезная проблема, на наш взгляд, состоит в том, что органы управления слишком узко трактуют социальную защиту, как правило, ограничивая ее социальной помощью уязвимым слоям населения, и, как следствие, отражают в отчетности не все направления социальной защиты, оставляя без должного внимания такие, как правовая, политическая, трудовая, морально-психологическая защита и соответствующие механизмы.

В заключение отметим, что механизмы социальной защиты не только включают в себя три описанных выше основных составляющих, но и дифференцируются по степени универсальности (или конкретности): одни из них направлены на многоаспектную защиту (например, пенсионное обеспечение), а другие носят более узкий характер (профилактика наркомании). В любом случае, механизмы социальной защиты обеспечивают реализацию защитных мер, сглаживают социальное неравенство, улучшают жизнь людей, решают их социальные проблемы.

Список источников

1. Ведомственная целевая программа «Развитие системы социальной защиты населения Кемеровской области на 2010 - 2012 годы» // Департамент социальной защиты населения Кемеровской области. [Электронный ресурс]. URL: http:// ш^"^"^гпко.ш/ведомственная-целевая-программа^рх. (дата обращения 15.10.2011).

3. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.

4. О внесении изменения и дополнения в Закон Кемеровской области от 27.07.2005 № 99-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» // Администрация Кемеровской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ako.ru/ZAKON/viewzakon.asp?C36657=On. (дата обращения 15.10.2011).

5. Программа социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 года // Совет народных депутатов Кемеровской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sndko.ru/section/475.html. (дата обращения 15.10.2011).

6. Смирнов В. М. Социальная защита региона в условиях формирования рыночных отношений: дис. ... канд. экон. наук. М., 1995.

7. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года // Администрация Кемеровской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ako.ru/ZAKON/viewzakon.asp?C45793=On. (дата обращения 15.10.2011).

8. Устав Кемеровской области // Администрация Кемеровской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ako. ru/Kuzbass/ustav.asp?n=1. (дата обращения 15.10.2011).

Морозова Елена Алексеевна (Кемерово) - доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, Кемеровский государственный университет (650000, г. Кемерово, ул. Ермака, 7, e-mail: [email protected]).

Добрынина Арина Юрьевна (Кемерово) - старший преподаватель кафедры менеджмента, Кемеровский государственный университет (650000, г. Кемерово, ул. Ермака, 7, e-mail: [email protected]).

E. A. Morozova, A. Yu. Dobrynina Regional social protection mechanisms

This paperfocuses on the importance and essence of social protection mechanisms, describes their legal, economical and organizational components. Social protection mechanisms are important elements of the social protection system. Social protection mechanisms are understood as a complex of economical, organizational and legal measures aiming at smoothing social inequality of population.The legal foundations of the social protection mechanism consist in the fact that the protective activity supposes legislative establishment of social obligations of the state and other subjects of social protection, and their strict legislative regulation.The role of an economical component of the mechanisms can hardly be overestimated as any protective activity demands material, financial costs, economical support. In principle, the state, business and population can be the sources of social protection financing. Their role and shares depend on a lot of factors.Social protection system will not function if it is not effectively organized. The organizational component of the mechanisms is a complex of activities for carrying out social protection measures. This component includes management, personnel, organizational, informational and other support of protective measures, their direct realization.The theoretical propositions are supported with the examples of social protection practice in Kuzbass. These examples chiefly demonstrate programmatically targeted approach to carrying out protective events in the region and sufficiently effective mechanisms of social protection of the population.

Keywords: social protection of population, social protection mechanisms, legal, economical and organizational measures of social protection

1. Vedomstvennaya tselevaya programma «Razvitie sistemy sotsial"noy zashchity naseleniya Kemerovskoy oblastina 20102012 gody» . Departament sotsial"noy zashchity naseleniya Kemerovskoy oblasti . Available at: http:// www.dsznko.ru/vedomstvennaya-tselevaya-programma.aspx. (Accessed 15 October 2011).

2. Zabota o lyudyakh - eto po-kuzbasski (2011, January 21). Zemlyaki , 4.

3. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. Gosudarstvennye simvoly Rossii (2008). Novosibirsk: Sib. univ. izd-vo .

4. O vnesenii izmeneniya i dopolneniya v Zakon Kemerovskoy oblasti ot 27.07.2005 № 99-OZ «O nadelenii organov mestnogo samoupravleniya otdel"nymi gosudarstvennymi polnomochiyami Kemerovskoy oblasti v sfere sotsial"noy podderzhki i sotsial"nogo obsluzhivaniya naseleniya» . Administratsiya Kemerovskoy oblasti . Available at: http://www.ako.ru/ZAKON/ viewzakon.asp?C36657=On. (Accessed 15 October 2011).

5. Programma sotsial"no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoy oblasti do 2012 goda . Sovet narodnykh deputatov Kemerovskoy oblasti . Available at: http://www.sndko.ru/section/475.html. (Accessed 15 October 2011).

6. Smirnov V. M. (1995). Sotsial"naya zashchita regiona v usloviyakh formirovaniya rynochnykh otnosheniy .Ph.D. in Economics thesis. Moscow.

7. Strategiya sotsial"no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoy oblasti do 2025 goda . Administratsiya Kemerovskoy oblasti . Available at: http://www.ako.ru/ZAKON/viewzakon.asp?C45793=On. (Accessed 15 October 2011).

8. Ustav Kemerovskoy oblasti . Administratsiya Kemerovskoy oblasti . Available at: http://www.ako.ru/Kuzbass/ustav.asp?n=1. (Accessed 15 October 2011).

Information about the authors

Morozova Elena Alekseevna (Kemerovo) - Doctor of Economics, Professor, Dean of the Faculty of Economics, Kemerovo State University (650000, Kemerovo, Ermaka st. 7, e-mail: [email protected]).

Dobrynina Arina Yur"evna (Kemerovo) - Assistant Professor at the Chair for management, Kemerovo State University (650000, Kemerovo, Ermaka st. 7, e-mail: [email protected]).

А сколько
стоит написать твою работу?

Тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Контрольная работа Задачи Эссе Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Магистерский диплом Он-лайн помощь Отчёт по практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Часть дипломной работы Чертежи Срок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Сдачи Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь цену

Вместе с оценкой стоимости вы получите бесплатно
БОНУС: спец доступ к платной базе работ!

и получить бонус

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

Региональные системы управления социальной работой

Похожие рефераты:

Характеристика КМО МОИ "ТАЛАНТ". Проект "Правовой десант – защита прав инвалидов и малоимущего населения Красноярского края". Описание семинара, проходившего 15-16 мая в КГУ СОН "Красноярский дом интернат № 1 для ветеранов и инвалидов" г.Красноярск.

Правовое регулирование охраны здоровья населения Краснодарского края. Государственные гарантии по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи. Основные принципы охраны здоровья граждан, добровольное и обязательное медицинское страхование.

Анализ системы социальной защиты населения в Российской Федерации, ее понятие, содержание и компоненты. Приоритеты социальной политики и ее нормативно–правовые основы. Совершенствование региональной модели защиты населения российского государства.

Образование Межрегиональной ассоциации органов социальной защиты населения Сибирского Федерального округа. Основные направления деятельности Межрегиональной ассоциации. Обсуждение вопросов на заседаниях Ассоциации, планирование работы и решение проблем.

Историческое развитие социальной работы с молодежью, нормативно-правовые основы. Социальные проблемы и потребности молодежи. Социальные службы в решении молодежных проблем. Структура и задачи социальной службы для молодежи. Технологии социальной работы.

Сущность, особенности и принципы социальной защиты. Основные принципы государственной социальной политики. Особенности организации и функционирования социальной защиты в Российской Федерации. Система социального обеспечения и социального страхования.

Реализация государственной политики в области социальной помощи безработным гражданам и обеспечения им соответствующих гарантий. Основные услуги, оказываемые службой занятости. Финансовые затраты на реализацию мероприятий программы содействия занятости.

Понятие и принципы социального обслуживания. Характеристика и специфика социального обслуживания в специализированных медицинских учреждениях: описание полустационарного и стационарного обслуживания, условия его предоставления гражданам государства.

Защита прав, свобод и законных интересов инвалидов в Республике Беларусь. Реализация государственной политики социальной защиты. Порядок обеспечения инвалидов пенсиями и пособиями. Государственный реестр технических средств социальной реабилитации.

Социальная защита трудящихся: понятие, сущность и роль. Краткая история развития системы социального обеспечения в России. Анализ динамики системы социальной защиты населения Алтайского края. Цели и главные принципы социального обслуживания населения.

Изучение понятия "социальная защита", ее функций, принципов. Характеристика проблем, тенденций развития социальной защиты в РФ. Анализ новых технологий управления в сфере социальной помощи: потребительские субсидии, адресная социальная помощь малоимущим.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ознакомление со временем создания, организационной структурой, задачами, кадровым составом, правами, обязанностями и ответственностью учреждения. Определение числа инвалидов, состоящих на учете в филиале "Управления социальной защиты населения".

САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал) образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский университет потребительской кооперации

Государственные органы социальной защиты населения. Муниципальное законодательство в области социальной поддержки населения. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти, анализ ее реализации. Повышение эффективности системы социальной защиты.

Изучение принципов государственной молодежной политики - системы государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России.

Понятие и основные принципы правового регулирования, его определение и механизм. Особенности оказания медико-социальной помощи отдельным группам населения, его нормативно-правовое обоснование. Оказание медицинской помощи городскому и сельскому населению.

Актуальность проблемы употребления алкоголя подростками. Губительность злоупотребления алкоголем в молодежной среде. Развитие болезней при систематическом употреблении алкоголя, а также сохранение высокого уровеня заболеваемости алкогольными психозами.