Смотреть что такое "символический интеракционизм" в других словарях

Человек – существо общественное. Но, в отличие от других живых существ, которые также имеют свое общество (например, пчелы и муравьи) у людей нет врожденных моделей поведения. Мы как пластилин, из которого можно вылепить все что угодно. Тогда зачем нам нужно общество, как оно возникло, и какое место в обществе себе отводит каждый из нас? Этими вопросами задается теория символического интеракционизма.

Эмпирическая наука предполагает существование эмпирического мира. Риск полагать, что реальность эмпирического мира существует в постоянно фиксированной форме, приводит к тому, что естественное поведение выдвигает гипотезу о его знании, которое определяется раз и навсегда.

Правильное представление эмпирической науки - это коллективное исследование ответов на вопросы, направленные на резистивный характер исследуемого конкретного эмпирического мира. Методология относится к принципам, лежащим в основе и направляющим весь процесс изучения жесткого характера данного эмпирического мира.

Автор теории, американский социолог Джордж Герберт Мид, считал, что все дело в способности людей общаться при помощи символов. Без общения нет человеческого общества, мы просто не смогли бы договориться, не называя одну и ту же вещь одним и тем же словом. Помимо слов, человек активно использует язык жестов, мимику, которые тоже являются символами.

Владение и использование предыдущего представления или образец исследуемого эмпирического мира; задавать вопросы об эмпирическом мире и переводить вопросы на проблемы; определение подлежащих поиску данных и средств, которые будут использоваться в коллекции; Определение взаимосвязи между данными; интерпретация результатов; использование понятий. Что касается второго момента, каждая часть действия научных исследований и в целом подлежит проверке эмпирического мира и должна быть подтверждена с помощью такого теста.

Текущая методология подчеркивает другие способы попыток установить эмпирическую обоснованность закономерностей, проблем, данных, отношений, понятий и интерпретаций. Эти четыре средства не обеспечивают эмпирической валидации, необходимой для истинной эмпирической социальной науки. Они не дают уверенности, что помещения, проблемы, данные, отношения, понятия и интерпретации действительны эмпирически. Очень просто единственный способ получить это заверение - это сослаться на эмпирический социальный мир, увидеть его тщательное рассмотрение, если в помещении одного или его фундаментальных образов, вопросов одного и поставленных перед ним проблем данные о том, что один он выбирает из него понятия, через которые он видит и анализирует их, и интерпретация, которая применяется к нему, фактически подтверждается.

Последователи этой теории считают, что нашу реальность создаем мы сами, выбирая и интерпретируя факты из жизни так, как удобно нам. Например, почти все знают созвездие большой медведицы, но мало кто видит в этом скоплении звезд непосредственно медведицу, люди видят ковш. Они знают, что если на небе виден ковш – значит, это большая медведица, символ.

Этот мир состоит из жизни истинной группы людей. Эмпирический социальный мир - это повседневный опыт, чья высшая реальность мы видим в нашей жизни и признаем в жизни других. В связи с изучением этого мира необходимо провести несколько наблюдений: во-первых, исследователь, который проводит исследование, не имеет непосредственного знания о измерении социальной жизни, которое он намеревается изучать.

Первоначальная позиция ученого и психолога почти всегда основывается на незнании того, что действительно происходит в экзистенциальном измерении, выбранном для исследования. Другое наблюдение заключается в том, что, несмотря на это незнание первых данных, исследователь будет строить, даже не желая, некоторое представление в экзистенциальном поле, которое он намеревается изучить. Социальный ученый, который начинает изучать определенную сферу неопознанной общественной жизни, сначала построит представление, основанное на предопределенных изображениях.

Люди не роботы, они не всегда действуют предсказуемо, реагируя на какой-либо стимул. Из множества фактов человек выбирает определенные, значимые символы и «переваривает» их по-своему, делая дальше соответствующие выводы и поступки. Социологи считают, что невозможно понять ни отдельного человека, ни общества, не зная, как именно человек «переваривает» эти символы.

Нет никакого контраста с этой тенденцией и естественной привычкой, если конкретный исследовательский запрос определяется сознательным и непрерывным усилием проверки и модификации отдельных изображений. Почему важно или необходимо иметь непосредственное знание области изучаемой социальной жизни? Эмпирический социальный мир состоит из прогресса жизни группы и для понимания того, как она развивается, вы должны быть очень близки к этой жизни. Люди, продвигающие свою коллективную жизнь, определяют разные миры.

Чтобы изучить их разумно, они должны быть известны, и их знание должно быть тщательно проанализировано. Никакое теоретизирование, каким бы гениальным и безошибочным наблюдением научного протокола, каким бы тщательным оно ни было, может заменить развитие хорошего знания того, что на самом деле происходит в изучаемой сфере жизни. Прогресс групповой жизни в целом, как и в каждой из ее сфер, происходит на разных уровнях. Уровни событий скрыты для всех участников. Изучение жизни этой группы требует от нас расширения и углубления нашего восприятия.

Минусы теории символического интеракционизма

У любой теории есть свои достоинства и недостатки. Символический интеракционизм рассматривает человека свободного, делающего то, что он хочет. Однако у каждого из нас есть определенные рамки, обязательства и правила общества. Даже если сильно захотеть, вы не можете прийти на работу без одежды , конечно, если вы не работаете в стриптиз клубе. Обществу присущи рамки и ограничения, и мы сами их активно поддерживаем.

Это направление движения. Движение от невежества или от неосведомленного положения к высшему и более точному пониманию того, что происходит. Как вы приближаетесь к эмпирическому социальному миру и смотрите на него глубоко? Это требует высокого уровня тщательного и честного опроса, творческого воображения, хотя и дисциплинированного, огромного пожертвования гибкости и ресурсов в исследовании. Внимание к тому, что происходит, постоянная готовность проверять и перекомпоновать представления и изображения, составляющие область.

Метод анализа можно увидеть в двух его основных частях: «исследование» и «проверка». Прямое натуралистическое исследование эмпирического социального мира. С одной стороны, это способ, которым исследователь может сформировать интимное и исчерпывающее знание неизвестной ему сферы общественной жизни. С другой стороны, это средство для развития и углубления своих исследований, чтобы его проблема, направление ее исследования, данные, аналитические отношения и интерпретации, которые возникают, по-прежнему связаны с жизнью исследуемого эмпирического мира. Исследование является, по определению, гибкой процедурой, в которой исследователь перемещается из одной области в другую, принимая новые ранее невидимые точки наблюдения, и поскольку он приобретает более последовательную информацию, и более глубокое понимание меняет его признание тех, которые являются релевантными данными. Протокола не существует; исследовательские исследования должны адаптироваться к обстоятельствам, направленным только на оценку его уместности и творчества. Следует учитывать некоторые специальные пункты. Вы должны внимательно следить за тем, чтобы участники повседневной жизни были острыми и хорошо информированными наблюдателями. В исследовательских исследованиях особенно важно, чтобы исследователь постоянно проявлял бдительность в необходимости проверки и обзора своих образов, убеждений и концепций изучаемой области жизни. Цель исследовательских исследований - разработать и внедрить на комплексной и точной основе представление области исследования и его условий. Представленное полное описательное представление часто дает адекватное объяснение того, что проблематично, без необходимости прибегать к теории или предлагать аналитическую схему. Однако представление о сфере общественной жизни, сформированное посредством эффективного исследования, не уменьшает того, что требуется для прямого и тщательного изучения эмпирического социального мира. Это прямо рассматривает необходимость в другой процедуре: осмотр. Прямое обследование не ограничивается построением исчерпывающих и глубоких объяснений происходящего: оно также должно обеспечивать анализ. Эти аналитические элементы могут относиться к процессам, организации, отношениям, сетям отношений, состояниям бытия, тем, что происходит, и к факторам личной организации. Процедура инспекции должна предоставлять эти аналитические элементы для точного изучения посредством гибкого анализа, учитывающего вложенные эмпирические инстанции. В качестве процедуры инспекция включает в себя изучение конкретного аналитического элемента, приближаясь к нему разными способами, рассматривая его под разными углами, делая много неравных вопросов и возвращаясь к его анализу с точки зрения таких вопросов. Инспекция является гибкой, творческой, творческой и свободной для принятия новых направлений. Определенный фокус в начале постепенно углубляется в процесс поиска. . Исследование и проверка, представляющие описания и анализы, соответственно, составляют необходимую процедуру для непосредственного изучения эмпирического социального мира.

Теория символического интеракционизма очень эфемерна, ее сложно измерить или провести социологическое исследование. Она направлена на изучение отдельной личности, ее связи с обществом, без учета истории, культуры, трудовой деятельности. Социальное неравенство тоже никак не отражено в данной теории.

Большим минусом является и то, что она не рассматривает эмоции и их воздействие на поведение человека.

Они включают то, что иногда называют натуралистическим расследованием. Символическое взаимодействие - это реалистичный подход к научному изучению жизни человеческой группы и ее поведения. Его эмпирический мир является естественным из жизни и поведения этой группы. Его методологический подход предназначен для непосредственного изучения эмпирического социального мира.

Символические требования к взаимодействию. Люди, индивидуально и коллективно, готовы действовать на основе значений объектов, которые являются частью их мира; Объединение людей обязательно определяется в форме процесса, в котором они дают взаимные указания и интерпретации других; Социальные акты, как индивидуальные, так и коллективные, строятся посредством процесса, в котором субъекты наблюдают, интерпретируют и определяют ситуации, с которыми они сталкиваются; Комплексная взаимосвязь действий, связанных с организацией, созданием, разделением сетей труда и взаимозависимости, движется и не строится статическими элементами. Если исследователь хочет понять действия людей, он должен видеть свои объекты одинаково.

Гуру Пурнима – праздник, отмечаемый приверженцами буддизма и индуизма в полнолуние Ашадха, четвертого месяца индуистского календаря. Этот день связан с почитанием духовных наставников. Индуисты воздают почести мудрецу Вьясе, а буддисты отмечают годовщину первой проповеди Будды. В 2012 году Гуру Пурнима приходится на третье июля по григорианскому календарю.

Эта способность брать на себя роль других требует совершенствования, чтобы быть эффективными. Чтобы идентифицировать объекты центрального интереса, нужно также обладать множеством замечательных наблюдений, они представлены в виде описательных описаний, сделанных актерами о том, как они видят объекты по мере их действия по отношению к ним в краткости в разных ситуациях, поскольку они связаны с разговорами с членами их собственной группы. Представление ключевых объектов, выходящих из этих описаний, должно быть таким, чтобы создать коллективную критическую дискуссию.

Для индуистов Гуру Пурнима, или праздник, когда воздаются почести духовному наставнику, связан с именем родившегося в этот день легендарного мудреца Вьясы, который считается автором эпоса «Махабхарата», одним из действующих лиц которого он сам является. Вьясе приписывается разделение ведических текстов на четыре части, в результате которого появились «Риг-веда», представляющая собой собрание религиозных гимнов, «Яджур-веда», содержащая описание техники ритуалов, «Сама-веда», включающая в себя тексты, произносимые в процессе совершения ритуалов, и «Атхарва-веда», «Веда заклинаний». Существует версия, согласно которой было более двадцати мудрецов по имени Вьяса, которые, являясь воплощениями таких божеств индуистского пантеона, как Вишну и Брахма, должны были передавать людям ведическое знание в разные периоды мировой истории.

Исследователи вообще являются рабами своих предопределенных изображений. Им нужно защищаться от этой склонности, уделяя первоочередное внимание разумной проверке их изображений. Поиски символического взаимодействия связаны с идентификацией объектов и их значением.

Символический интеракционизм рассматривает жизнь группы как процесс, в котором люди, встречающиеся в разных ситуациях, указывают на взаимные линии действий и интерпретируют показания, выраженные другими. Методологические последствия. При построении исследований человеческой жизни и социальных исследований необходимо серьезно относиться к социальному взаимодействию, рассматривать конкретную сферу жизни, которая изучается как движущийся процесс, в котором участники определяют и интерпретируют действия других.

Во время праздника Гуру Пурнима вспоминают события из жизни великих духовных учителей. В этот день читают текст «Гуру-гиты», который представляет собой рассказ Шивы, одного из главных божеств индуистского пантеона, о том, как следует почитать духовного учителя. Авторство «Гуру-гиты» приписывается тому же Вьясе. В храмах в этот день проводится ритуал почитания Вьясы с подношением ему символических даров.

Для буддистов праздник Гуру Пурнима связан с годовщиной первой проповеди Будды Шакьямуни, которую он, достигнув просветления, произнес в парке Ришипатана для своих спутников. Впоследствии они стали его первыми учениками. Эта проповедь известна под названием «Первый поворот колеса Дхармы» и содержит основные положения буддистского учения.

В полнолуние месяца Ашадха последователи этого учения предаются медитации под руководством своих наставников, что должно способствовать очищению их ума и обретению внутренней гармонии.

Видео по теме

Источники:

  • Гуру Пурнима

В дословном переводе с китайского языка «фэн-шуй» означает «ветер и вода». В более общем смысле, это практика, основанная на древнекитайском учении, включающем элементы религии и философии. С помощью этой практики можно выбрать наилучшее место для постройки дома или захоронения, разместить деревья и кусты в саду, расставить предметы обихода в комнате и т.д.



В основе фэн-шуй лежит представление о потоках энергии ци, которые подобно ветру пронизывают все пространство, включая как одушевленные, так и неодушевленные предметы. Причем эти потоки бывают как благоприятными для человека и других живых существ (гармоничными), так и неблагоприятными (негармоничными). Защититься от проникновения негармоничного потока какой-либо преградой нельзя, но можно просто не оказаться на его пути. Например, разместить рабочий стол или кровать в другом месте, чтобы они попали в зону действия потока гармоничной энергии ци.

Во многих западных странах с недавних пор начался самый настоящий бум фэн-шуй. Это произошло после того как этнический китаец Томас Линь Юй, гражданин США, создал так называемый «символический фэн-шуй». Согласно его утверждениям, любое жилое пространство делится на зоны, наиболее благоприятные для какого-либо конкретного рода деятельности. Например, для работы, отдыха, занятий сексом, общения с детьми, деловых операций и т.д.

Линь Юй утверждал, что зайдя в какую-то зону, или даже просто поместив в нее какой-то амулет или талисман, человек ее активирует. Эти утверждения стали чрезвычайно популярны, владельцы многих фирм и частных домов начали пользоваться услугами специалистов этой школы, чтобы правильно расставить мебель, рассадить сотрудников и т.п. Разумеется, за подобные услуги приходилось платить, и символический фэн-шуй оказался очень прибыльным бизнесом.

Однако древний, классический фэн-шуй не имеет никакого отношения к такому упрощенно-материальному подходу. Он никогда не использовал и не использует понятий типа «зоны любви», «зоны богатства» и т.п. Тем более, не признает амулетов и талисманов. Специалист по классическому фэн-шую обязательно объяснит заказчику, что не существует и не может существовать двух совершенно одинаковых домов. А потому энергетику каждого конкретного жилища надо рассчитывать строго индивидуально. Ведь каждая точка на поверхности Земли имеет совершенно уникальные свойства. Главное же условие – не создавать мест застоя энергии ци, чтобы не притягивать негармоничные потоки. Поэтому рекомендуется не устраивать в жилых домах длинных проходов, не оставлять голых, не заставленных мебелью, углов, а также подбирать красивую, гармоничную мебель.


Создателем формальной логики считается древнегреческий философ Аристотель, ученик Платона и учитель Александра Македонского. Именно он придумал понятие категорического силлогизма: из двух элементарных предпосылок заключается третье. Оно является связующим атрибутивным звеном между исходными тезисами.

Абстрактные законы формальной логики можно рассматривать как конкретные методы мышления. Но следует учитывать, что содержание утверждений, их реальная истинность или ложность вычеркиваются формальной логикой из поля зрения. Итак, функционируют три основных закона: тождества, непротиворечия, исключения третьего.

Закон тождества постулирует тождественность всякого высказывания самому себе. Фактически, он заявляет о недопустимости подмены понятий в преобразовании высказываний, обеспечивая определенность мышления. Между нетождественными формулировками не должен стоять знак равенства.

Закон непротиворечия: среди двух противоположных высказываний хотя бы одно из них ложно. Оба они истинными быть не могут. Этим законом иллюстрируется несовместимость противоречивых суждений. Любопытно отметить, что со времен Аристотеля предпринимаются попытки оспорить закон непротиворечия. Как правило, в их основе лежит неверное толкование «логического отрицания»: оно имеет место тогда, когда высказывания идентичны во всем, кроме единственного пункта, относительно которого они расходятся по разным полюсам.

Закон исключенного третьего методически исключает возможность каких-либо отношений между противоречивыми высказываниями, кроме «соглашения» или «отрицания». Одно из утверждений необходимо истинно, другое – необходимо ложно, третьего нет и быть не может. Здесь работает формальная формула «или-или»: или одно, или другое. Для установления истинности важно, чтобы высказывания не были бессмысленными. Третий закон применим только к осмысленным формулировкам.

Видео по теме

Видео по теме

Теория символического интеракционизма была предложена Дж. Мидом. Люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения, т. е. «разгадывают» намерения других людей, анализируя их поступки, как бы «ставя себя на место другого человека», «принимая роль другого». С позиции символического интеракционизма, взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.
Интеракционисты подчеркивают, что язык, речь - главный фактор человеческого взаимодействия. Язык имеет символическую природу, любой языковой символ (слово) является частным значением, возникшим в результате частного взаимодействия и имеющим договорную природу, т. е. люди, стремясь к достижению практических результатов в кооперации друг с другом, договаривались о принятии определенного значения за определенным словом. Сходное понимание слов, жестов, других символов облегчает взаимодействие, позволяет интерпретировать поведение друг друга. Понимая поведение друг друга, люди меняют свое поведение, приспосабливая свои поступки к действиям другого, координируя свои действия с другими людьми, обучаясь видеть себя глазами группы, обучаясь учитывать ожидания других людей. Социальные ожидания - экспектации - влияют на поведение человека, он вынужден вести себя так, как требуют нормы поведения, как ожидают другие люди и общество в целом, реализуя те права и обязанности, которые присущи его социальной роли.

Социальная роль - относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), выработанный в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Социальный статус - это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений. Социальный статус связан с системой социальных ожиданий (от человека ждут определенных действий, человек ждет от других определенного отношения к себе). Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо выполняет свою роль, то окружающие люди, группа применяют к нему социальные санкции принуждения: насмешки, бойкот, угрозы, неодобрение, наказание и т. п.

Можно выделить 3 типа реализации ролей: «подражание», «исполнение», «выбор». Для раннего возраста присуще «подражание»- примеривание на себя позиций, экспектаций, шаблонов поведения разных социальных ролей. «Исполнение» - есть результат взаимодействия социального «Я» человека и ролевых экспектаций. Если к человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей, и тогда человек осуществляет «выбор» какой-то роли, игнорируя другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают и стремится сблизиться с теми, кто его ценит, с теми группами, которые становятся значимыми, важными, ценными, референтными для него.

В теории «управления впечатлениями» Э. Гоффман рассматривает взаимодействие людей как своеобразную театральную пьесу, где люди разыгрывают роли и представление, являясь одновременно и режиссером, и актером, тщательно охраняя места своих «частных кулис», где они могут расслабиться после представления. Эту концепцию Гоффмана называют драматургическим подходом или концепцией «управления впечатлениями», т. е. люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других, стараются «сохранить свое лицо», если по каким-то причинам произвели невыгодное впечатление. Гоффман писал: «Мы не считаем за людей тех, кто отмечен каким-нибудь позорным клеймом», поэтому люди стремятся скрыть свой позор любой ценой.

К символическому интеракционизму примыкает этнометодология (основоположник - Г. Гарфинкель). Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми. (Эти правила могут определять, когда уместно что-то сказать, или промолчать, или пошутить и т. п.) Эти правила могут быть специфичными при взаимодействии с людьми, которых очень хорошо знаем. Если человек нарушает эти правила, то взаимодействие с людьми резко затрудняется и последствия могут быть непредсказуемыми.

Правила и «само собой разумеющиеся положения, мнения, запасы знания», имеющиеся у людей, и составляют основу социального мира, т. е. идеи, ценности, правила, нормы видятся центром социальной жизни и взаимодействия. Этнометодология изучает методы, с помощью которых люди создают социальный порядок: ценности, нормы, верования - основа социального порядка, но они сами могут изменяться, отмирать, иметь свою внутреннюю структуру. Описывая ситуацию, устанавливая связи между значениями, проясняя их смысл, люди приходят к установлению каких-то правил, к согласию, к социальной стабильности. Социальная структура рассматривается как продукт взаимодействия, как следствие отношения между «поверхностными» и «глубокими» правилами, где «поверхностные правила» - это нормы социальной жизни, а «глубокие, интерпретационные правила» являются основой возникновения и существования любых значений, основой любого воспитания и обучения (А. Сикурел).

Выработка единых критериев, стандартов поведения людей по отношению друг к другу объединяет людей. Т. Парсонс назвал символическими посредниками эти единые критерии, которые понятны всем и все готовы ими пользоваться. К их числу он отнес систему ценностей, деньги, закон, власть, которые создают возможность регулировать социальные связи на основе социокультурных, экономических и политических критериев. Общество через нормы, ценности, стандарты поведения как бы устанавливает определенный набор социальных характеристик, которыми должен обладать любой участник общественной жизни, независимо от его индивидуальных особенностей. Система ценностей, возникшая для регулирования отношений в обществе в целом, во многом подчиняет себе социальные механизмы регуляции межличностных отношений на микроуровне.