Общество динамично: и отдельные люди и социальные группы постоянно. Вставьте пропущенные слова

«Развитие социальной сферы» - Молодежь. Разминка. Выводы. План должен содержать не менее трех пунктов. Социальные круги. Развернутый ответ. Это подсистема общества. Учителя. Сословия. Социальные роли - статусы. Решите кроссворд. План. Сущий ад. Лишний элемент. “Старые песни” о социальном. А. Суворов. Землячество. Положение человека в обществе.

«Понятие общества сферы общества» - Власть. Потребление. Обмен. Сферы общества. Президент, правительство. Группа людей, объединившихся вместе. Что такое мировое сообщество. Введение. Производство. Пополнение за счет детей объединения. Курс «Обществознания « в школе. Социальная сфера. Свое название и история. Своя культура, общие обычаи, юридические нормы, нравы.

«Управление социальной сферой» - Международная практика и отечественный опыт. Можно выделить основные принципы государственного регулирования. Управление социальной сферой. Государственная социальная политика. Социальная политика в области труда и занятости. 3 модели организации социального страхования. Социальная политика в области заработной платы.

«Понятие социальной сферы жизни общества» - Социальные конфликты. Острые социальные конфликты. Нормы поведения. Социальные группы. Социальная сфера жизни общества. Большие социальные группы. Становление достигаемого статуса. Социальная роль. Социальный статус. Основные типы социальных групп. Социальная структура.

«Сферы жизни общества» - В ы в о д: СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (продолжение). КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕСТВА (продолжение). Признаки общества как целостной сложной системы. ЭТАПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ(Д.Белл, А.Турен). Ц е л и: Сферы общественной жизни органически взаимосвязаны. Общество как сложная динамическая система. Сферы жизни общества.

«Социальная сфера общества» - Демографический фактор. Общество как объект познания. Допустимый предел населения Земли – 10-12 млрд. человек. Демократический. Итак, Тоталитарный. Цивилизация во взглядах различных мыслителей. Монархия. Например, античная, китайская, германская. Социальное развитие. Политическая сфера общества: формы территориального устройства государства.

Всего в теме 12 презентаций

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус. Это явление получило название социальной ________ (1). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (2) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (3).

________ (4) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (5): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

А. миграция Б. группа В. горизонтальная Г. вертикальная Д. институты Е. мобильность

Часть С.

Проанализируйте документ, ответив на вопросы

Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессий, исчезновение некоторых из них провоцирует не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание социокультурных ценностей и норм, ранее сплачивавших их и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.

В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а отдельные их представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды... Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший головокружительную карьеру, дослужившись до министерского портфеля или добившись избрания в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей профессиональной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.

Вопросы:

1. Как происходит вертикальная мобильность в стабильно развивающемся обществе? Приведите пример из текста.

2.Какой абзац описывает ситуацию в Российском обществе начала 90-х годов ХХ века. Почему?

3. Выпишите из текста пример восходящей и нисходящей индивидуальной социальной мобильности

Сделайте вывод по практическому занятию:

Чем важна рассматриваемая тема для вас, как будущего специалиста. Какой социальный лифт для вас наиболее важен в профессиональном и личностном росте?

Список литературы: Важенин А.Г. Обществознание, М., Академия, 2011 стр.190-197

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 11) B4 Найдите в приведенном списке конституционные обязанности граждан РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) сохранять природу и окружающую среду 2) получить специальное образование 3) платить законно установленные налоги и сборы 4) разрешать споры в судебном порядке 5) защищать Отечество Ответ:___________________________ Б B5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (4) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS сообщения по семь и более часов в день. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1 2 3 4 © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 12) B6 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ________ (1). Это явление получило название социальной ________ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (4). ________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.» Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) институт Д) статус Е) вертикальная Ж) группа З) стратификация И) маргинализация В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1 2 3 4 5 6 Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 13) Часть 3 Для ответов на задания этой части (С1–С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ. Прочитайте текст и выполните задания С1–С4 Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности… Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть, в конечном счете, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста. Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно- практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной. Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее, прежде всего и главным образом к духовным ценностям? (А. В. Захаров) © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 14) C1 Как, на взгляд автора, соотносятся социальная и духовная деятельность? На что, по мнению автора, направлена духовная деятельность и каков ее результат? C2 В тексте приводится ряд значений слов «дух», «духовный». Укажите четыре из них. C3 Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждения автора, что труд педагога, а также артиста, священника, журналиста олицетворяет духовную деятельность. C4 Автор рассматривает книгу в качестве примера предмета, в котором неразрывно соединены материальная и духовная стороны. Какие свойства позволяют относить книгу, прежде всего, к продуктам духовной культуры? Назовите три таких свойства C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе. C6 Назовите любые три экономические функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них. C7 Звезда телесериалов снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите два признака, по которым вы это определили. Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один признак этой формы культуры. C8 Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 15) Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний. C9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. C9.1 Философия «Природа не знает никаких прав, ей известны только законы» (Д. Адамс). C9.2 Социальная «Личностью не родятся, личностью становятся» психология (А. Н. Леонтьев). C9.3 Экономика «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров» (Ф. Бэкон). C9.4 Социология «Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И. Кон). C9.5 Политология «При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность» (Н. Казинс). C9.6 Правоведение «Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется» (Демокрит). В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ. © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 16) Инструкция по проверке и оценке работ экзаменуемых по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов. № задания Ответ № задания Ответ А1 2 А13 4 А2 1 А14 1 А3 3 А15 4 А4 4 А16 1 А5 2 А17 3 А6 3 А18 1 А7 4 А19 1 А8 3 А20 2 А9 2 А21 3 А10 2 А22 4 А11 3 А23 1 А12 2 А24 1 © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 17) Часть 2 Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются 1 баллом, В3 – B6 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок. № задания Ответ В1 Правительство ИЛИ ПравительствоРФ В2 Обоснованность В3 1212 В4 135 В5 АБАА В6 ДБВАЕГ © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 18) Часть 3 Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности… Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть, в конечном счете, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста. Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно- практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной. Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее, прежде всего и главным образом к духовным ценностям? (А. В. Захаров) © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 19) C1 Как, на взгляд автора, соотносятся социальная и духовная деятельность? На что, по мнению автора, направлена духовная деятельность и каков ее результат? Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) показано соотношение социальной и духовной деятельности: духовная деятельность – одна из сторон социальной деятельности; 2) указана направленность духовной деятельности: «обработка «людей людьми», то есть, в конечном счете, изменение качеств самих социальных субъектов»; 3) указан результат духовной деятельности: формирование духовных ценностей. Правильно показано соотношение, указаны цель и результат. 2 Правильно показано соотношение, указана цель ИЛИ показано 1 соотношение, указан результат ИЛИ указаны цель и результат. Показано только соотношение ИЛИ указана только цель ИЛИ 0 указан только результат ИЛИ ответ неправильный. Максимальный балл 2 C2 В тексте приводится ряд значений слов «дух», «духовный». Укажите четыре из них. Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) В правильном ответе должны быть указаны следующие значения: 1) духовное как связанное с религией, церковью; 2) духовное как способность к творчеству, творчество; 3) представления о высших целях и смысле человеческой жизни; 4) представления о нравственном облике личности Значения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. Указаны четыре значения. 2 Указаны два – три значения. 1 Указано одно любое значение ИЛИ ответ неправильный. 0 Максимальный балл 2 C3 Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждения автора, что труд педагога, а также артиста, священника, журналиста олицетворяет духовную деятельность. © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 20) Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) В правильном ответе должны быть приведены примеры, подтверждающие связь указанных профессий с духовной деятельностью, допустим: 1) учитель, рассказывая о героических страницах нашего прошлого, влияет на формирование патриотических чувств молодежи; 2) убедительная игра актеров в фильме по классическому произведению побуждает многих обратиться к первоисточнику; 3) проповедь священника способствует обращению паствы к нравственным ценностям, праведной жизни; 4) журналист, публикующий материалы о проблемах страны, воздействует на гражданское сознание читателей. Могут быть приведены другие уместные примеры. Приведены три примера. 3 Приведены два примера. 2 Приведен один пример. 1 Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания 0 ИЛИ ответ неправильный. Максимальный балл 3 C4 Автор рассматривает книгу в качестве примера предмета, в котором неразрывно соединены материальная и духовная стороны. Какие свойства позволяют относить книгу, прежде всего, к продуктам духовной культуры? Назовите три таких свойства. Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) В правильном ответе могут быть названы следующие свойства: 1) главное в книге – ее содержание, обращенное к личному опыту, запросам, интересам читателя, т.е. к его духовному миру; 2) художественная книга отражает внутренний мир, ценностную систему автора; 3) научная книга несет знания, сохраняет и передает опыт поколений; Могут быть названы другие свойства. Названы три свойства. 3 Названы два свойства. 2 Названо одно свойство. 1 Ответ неправильный. 0 Максимальный балл 3 © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.

2010/2011 учебный год

10- 11 классы

Задание 1.

По какому принципу образованы ряды: назовите понятие общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их

Сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение

Фондовый, валютный, труда, товарный

Доход, образование, профессия, отношение к власти

Элитарная, массовая, народная, экранная

За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 4 балла

Задание 2А.

Заполнить пропуск в ряду.

Институциональная, ………., нормативная, идеологическая

Вексель,……….., облигация, приватизационный чек

Анимизм, …………, фетишизм, магия

…., постановление Правительства, приказ министра, распоряжение.

Задание 2Б.

Вставьте слова вместо пропусков

« Общество динамично: и отдельные люди и социальные группы постоянно изменяют свой ….. (1). Это явление получило название социальной …..(2). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющее социального положения индивидов и групп, называют ….(3) мобильностью. Примерами являются: переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности в другую, то есть ….(4). ……(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в дворянском обществе, профессиональная карьера в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные …..(6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.п.»

^ 1 балл за каждое правильно вставленное слово. Максимальное количество баллов – 6.

Задание 3

Что является лишним в ряду? Объясните своё решение

Унитарное, конфедерация, монархия, федерация.

Пол, национальность, раса, профессия.

Аристотель, Сократ, Фома Аквинский, Платон.

За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 4 балла.

Задание 4

Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков

А…торитарный. К…нцессия. Дел…нквентность. Д…ффер…нциация. …л….гархия. С…пар…тизм. Идент….фикация.

^ За каждое правильно написанное слово -1 балл. Максимальное количество баллов – 7.

Задание 5.

Используя ВСЕ приведённые слова и словосочетания составить определения понятий, назовите эти понятия (союзы и предлоги вставить самостоятельно)

Политические, права, свободные, суверенные, общество, личности, активно, участвующие, наделённые, широкие, гражданские, управление, государство

Доход, человек, созданные, используемые, товар, услуги, приносящие, ресурсы, производство

^ За правильно составленное определение – 2 балла, за правильно названное понятие – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6 .

Задание 6.

Какие два направления теории познания сформулированы в данных высказываниях? Сформулируйте сущность их воззрений.

«Единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт».

«Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства».

По 2 балла за каждый элемент ответа, максимальное количество баллов – 6.

Задание 7.

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет».

Проведя сравнительный анализ мифологии различных народов, учащиеся пришли к выводу, что образ первоправителя для мифов не характерен. Этот вывод является верным.

Чтобы увеличить приток денег в страну, экономисты рекомендовали правительству отказаться от политики меркантилизма. Этот совет приведет к достижению желаемого результата.

В ходе обыска у задержанного по подозрению в разбое Д. были обнаружены различные сфальсифицированные материалы (видео, аудио, письменные тексты), с помощью которых он хотел оклеветать своего знакомого К. Теперь Д. будет привлекаться к уголовной ответственности также и за клевету.

Готовясь к предстоящим через год выборам в Государственную думу России, политическая партия приняла решение включить в список своих кандидатов очень перспективного 19 – летнего активиста. Несмотря на решение партии этот кандидат не будет включен в список.

Отправляясь в туристическую поездку по странам Юго – Восточной Азии, М. много времени посвятил изучению синтоизма, в надежде на месте лучше познакомиться с многочисленными памятниками этой религии. Его надежды будут оправданы.

Повышение котировок акций нефтяных компаний в связи с ростом цен на бензин характеризуют ситуацию на рынке сырья и материалов.

Судебная власть действует лишь тогда, когда есть конфликт или спор по поводу закона.

Депутаты Государственной думы РФ избираются по пропорциональной избирательной системе.

Подоходный налог относится к числу косвенных.

Правоспособность – способность самостоятельно, без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности.

За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов – 10.

Задание 8.

Заполните пустые графы в таблице.

Линии сравнения

Частное право

Интересы

Общественные, государственные

Предмет правового регулирования

Имущественные и неимущественные отношения

Метод правового регулирования

Соподчиненность и координация действий участников правовых отношений.

Отношения государственных органов между собой и частных лиц с государством.

Отношения частных лиц между собой.

Состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, трудового, семейного права.

Сущность

Нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

^ За каждый заполненный пропуск – 1 балл. Всего – 8 баллов.

Задание 9.

Составить схему, используя все предложенные понятия и термины.

Политические партии, правящие, отношение к власти, кадровые, левые, характер членства, оппозиционные, центристские, политический спектр, массовые, правые.

^ Максимальное количество баллов – 8, частично правильный ответ не оценивается.

Задание 10

Заполните таблицу, определив к каким философским течениям относятся данные высказывания.

Позитивизм

Экзистенциализм

Прагматизм

Подлинная действительность сосредоточена в отдельных людях.

Истина – то, что служит успеху, благополучию и процветанию жизни.

Основа философского учения – сосредоточение на частных науках, дающих положительный результат.

Это философское течение не признаёт абстрактных, умозрительных общих положений.

Значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать.

Жизнь в обществе - это иллюзорное, неподлинное, призрачное существование, потому что раствориться в массе людей невозможно. Свою жизнь не передать другому.

За каждое правильное соотнесение – 1 балл. Всего 6 баллов.

Задание 11.

Решите чайнворд, каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Культура группы

Вид налога

Нормативно – правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Обязательный платеж в пользу государства

Главный субъект политической системы

Коллектив коллективов

Фаза, связывающая производство с распределением и потреблением

С латинского «правило, образец»

Политический режим, основанный на личной власти.

Каждое правильно названное слово – 1 балл, всего 10 баллов.

Задание 12.

Перед вами высказывания отечественных и зарубежных мыслителей Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача –сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

«Молодость – это время для усвоения мудрости…» (Ж. – Ж. Руссо)

«Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев» (Э. Хаббард)

«Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников» (Лао – Цзы)

«Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования». (Лао – Цзы)

«Регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Г. Спенсер)

«Алкоголизм и преступление – это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом». (И. Мержевский)

«Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человечества и уменьшающего его страдания» (М. Складовская – Кюри)

«Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Ж. Вольфром)

Максимальное количество баллов – 21.

Критерии

Обоснование выбора темы, ее актуальность –5 баллов

Знание обществоведческого материала – 5 баллов

Логика построения эссе –5 баллов

Стиль, образность языка –3 балла

Поощрительные баллы (по тем позициям, которые считает нужным обозначить жюри) – 3 балла