Социальная роль и социальный статус.  Обществознание: Социальные статусы и социальные роли.

Введение............................................................................................................3

1.Социальный статус личности......................................................................4

2.Социальная роль личности..........................................................................5

Заключение.......................................................................................................7

Литература........................................................................................................7

Введение

Личность изучается комплексом наук. Социология - одна из решающих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности – личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.

Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека накладываются определенные функциональные обязанности. И вместе с тем он наделяется определенными правами, что является своеобразной формой фиксации принципа "платы" и "вознаграждения", лежащего в основе социальных связей наиболее значимые обязанности и права возникают, естественно в рамках социальных институтов. В этом случае обязательства и права достаточно четко регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролируется.

1. Социальный статус личности

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением 1 .

Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй – профессия, квалификация, образование и другие, социально значимые качества личности.

Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот. Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Так, например, существует престиж профессий. В 50-е-60-е годы в СССР престижными были профессии инженера, летчика, военного. В 70-е годы престижной становится профессия торгового работника. На современном этапе высокий престиж имеют профессии программиста, экономиста, юриста. На положение человека в обществе также влияет его авторитет. Авторитет – это признание обществом или общественной группой заслуг, личных и деловых качеств человека. Человек, занимающийся престижной профессией, имеющий престижную должность между тем может не обладать авторитетом.

В любом обществе существует некоторая иерархия социальных статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

На ранних этапах развития общества социальный статус личности определялся, главным образом, предписанными факторами – происхождением, местом рождения. Возможности изменения социального статуса были очень невелики, общество характеризовалось очень низкой социальной мобильностью. Превращение крестьянина в дворянина было исключением из правил. В России, например, дворянское достоинство было дарована потомкам Ивана Сусанина, получил дворянство за спасение Александра II от покушения Каракозова в 1866 году крестьянин Осип Комиссаров. Чем выше уровень цивилизованности общества, тем меньше влияют предписанные факторы на формирование социального статуса. В современном обществе человеку даны все права, дающие человеку возможность социальных перемещений. На первый план выдвигаются такие факторы как образование, квалификация, талант. В результате успешной борьбы чернокожего населения США за свои права в 60-е годы XX века, многие афро-американцы сумели существенно изменить свой социальный статус 2 .

2. Социальная роль личности

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе 3 .

Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1)описание типа поведения, соответствуещего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3)оценка выполнения предписанной роли;

4) санкция - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Ученые предлагают ряд классификаций социальных ролей и выделяют базисные (основные) социальные роли. К ним относятся: роль труженика, роль собственника, роль потребителя, роль гражданина, роль члена семьи. Общество выдвигает ролевые требования по отношению к человеку, которые закрепляются в предписаниях, правилах, законах, моральных и нравственных нормах, традициях. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Заключение

Несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения 4 .

Литература

1. Курс лекций по социологии. / Под ред. И.Н.Савенокова. – М.: МарТ, 1998.

2. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2002.

3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей, 2003

4.Эфендиев А.Г. Основы социологии. Курс лекций. - М.: Знание России, 1999

1Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей, 2003. – С. 67

2Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей, 2003. – С. 68-69

3Курс лекций по социологии. / Под ред. И.Н.Савенокова. – М.: МарТ, 1998. – С. 124

4Эфендиев А.Г. Основы социологии. Курс лекций. - М.: Знание России,1999. – С. 215.

Социальные статусы и роли.

Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция. В ней личность воспринимается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определœенное место и выполняющий в соответствии с ним набор социальных функций. Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида и Р. Минтона , Т. Парсонса . Согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определœенное место, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает наличие определœенных прав и обязанностей. Каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов. При этом при этом один из статусов всœегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.

Социальный статус интегральный показатель общественного положения личности, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

В социологии существует классификация статусов на предписанные и приобретенные.

Предписанный статус - ϶ᴛᴏ позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуᴦ. Он отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).

Приобретенный статус - ϶ᴛᴏ положение в обществе, достигнутое самим человеком.

Личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа. Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.

С понятием ʼʼсоциальный статусʼʼ тесно связано понятие ʼʼсоциальная рольʼʼ.

Социальная роль - ϶ᴛᴏ совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, принято называть ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.

Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон.

С одной стороны, это ролевое ожидание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ характеризуется определœенным поведением человека исходя из его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.

С другой стороны, это ролевое исполнение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ характеризуется реальным поведением человека, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он считает соотносящимся со своим статусом.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Любая роль не является ʼʼжесткойʼʼ моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида.

Социальные статусы и роли. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальные статусы и роли." 2014, 2015.

  • - Социальные статусы и роли. Предписанные и достигаемые статусы.

    Социальный статус (от лат. status - положение, состояние) обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем. Все социальные статусы... .


  • Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат высоким престижем своего положения. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется статусной ролью или просто ролью .

    От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему в соответствии с тем, как они видят исполнение данного статуса. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли. С нарушающим они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто стоит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям.

    Итак, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определенную роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное – наказывается, пусть это будет сделано в форме неодобрения или отказа голосовать за данную кандидатуру на выборах. Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в четком соответствии с набором норм и требований.

    Статусная роль включает совокупность точно определенных прав . Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. А вот офицер, согласно воинскому уставу, подвергается наказанию за нарушения, совершенные солдатами. Академический статус профессора дает ему такие возможности, которыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист, бизнесмен или священник. Таково право отвечать на какие-то вопросы словами: «Я не знаю этого». Подобное право объясняется природой академических знаний и состоянием науки, а не его некомпетентностью.

    Статусный образ. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ . Часто его называют имиджем. Имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

    Представление о том, каким должен быть юрист, врач или профессор, регулирует и направляет поведение тех, кто занимается судопроизводством, медицинской практикой и преподаванием. Выражение «не позволять себе лишнего» точно описывает имидж и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом. Иначе говоря, чтобы соответствовать образу своего социального или личного статуса.

    Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как «преподаватель», «исследователь», «наставник молодежи», «администратор», «клерк», «автор научных статей», «специалист в своей области знаний» и другие. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора – «преподаватель» и «наставник» – предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. Каждая роль в ролевом наборе предстает, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета – другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками – третьи. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений.

    Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – и соответствующая ей система социальных санкций - от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

    Социальные статусы и социальные роли

    В процессе взаимодействия с другими индивидами, каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальный статус - это положение индивида в обществе в соответствии с его полом, возрастом, образованием, семейным положением и родом занятий. Выделяют два типа социального статуса .: Выделяют также личный статус - это положение человека в малой группе (школьном классе, дворовой компании, спортивной команде и т.д.). Личный статус определяется отношением к человеку окружающих знакомых людей. В любом обществе существует иерархия статусов. Оценка, которое общество дает статусу личности или должностному статусу называется социальным престижем . Иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов :
      1) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; 2) системой ценностей, характерной для данного общества.
    Социальный статус оказывает непосредственное влияние на поведение личности. Каждой статусной позиции соответствует определенный образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения называется социальной ролью. Социальная роль - это те определенные действия, которые должен совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом. Эти ролевые действия в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами. Ряд норм закрепляется в различных документах (правилах, уставах, законах). Несоответствие между статусом и ролью называется статусно-ролевым конфликтом . В этом случае, общество применяет к нарушителям определенные санкции. Например, если женщина со статусом «матери» не выполняет по отношению к ребенку своих обязанностей, не заботится о нем должным образом, то к ней общество может применять такие санкции, как публичное осуждение и «лишение родительских прав». Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность этих социальных ролей называется ролевой системой . Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом, ведет к многообразию ролевого набора. Несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, личность, тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовывать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения. Видеолекция «Социальные статусы и социальные роли» :

    Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус - это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мер тон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств (Приложение, схема 6).

    Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

    Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:

    • когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;
    • когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

    Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли.

    Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

    • уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие — раскованны;
    • способом получения — предписанные или достигнутые;
    • масштабом проявления - строго ограниченные или размытые;
    • степенью формализации - строго установленные или произвольные;
    • мотивацией - на общую прибыль или на личное благо.

    Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

    • «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;
    • «разделениеролей» - предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;
    • «регулирование ролей» - представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

    Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

    Социальный статус

    Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в , взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

    — это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем . Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.

    В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это — потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.

    Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

    Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально -должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.

    Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуют статусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.

    В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости.

    В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором — реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора.

    Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека — в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одного статусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник — студент — молодой специалист — бизнесмен — президент компании — пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессе сохранения статусного набора.

    Адаптация человека к своему возрасту и меняющемуся социальному статусу — важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью.

    Социальная роль

    Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенного социального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли.

    Социальная роль — это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

    Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизм санкций - наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека.

    Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентен роли , хотя именно последний термин имеет более широкое хождение», — пишут английские социологи. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. и. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях.

    Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение — социализация — начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли.

    Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличать реальное ролевое поведение , т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение как правило отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т. п.

    Ролевое исполнение определяется прежде всего ролевыми требованиями , которые воплощены в социальных нормах , сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, — прежде всего, другие люди. Субъект моделирует ролевые ожидания - ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называет атрибутивным (аскриптив- ным). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называет достижительным. Атрибутавно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения.

    Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций. Дети играют разные роли, подражают повседневному поведению окружающих. Они сознают свои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.

    Характеристики социальной роли

    Одна их первых попыток систематизации социальных ролей предпринята Т. Парсонсом и его коллегами (1951). Они полагали, что любая социальная роль описывается четырьмя характеристиками:

    Эмоциональность . Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности. Таковыми являются роли врача, медсестры, командира и т. п. Другие эмоциональной сдержанности не требуют. Таковыми являются роли, например, землекопа, каменщика, солдата и т. п.

    Способ приобретения . В соответствии с этими признаками роли (как и статусы) делятся на предписанные и приобретенные (сдержанные — несдержанные). Первые роли (пол, возраст, национальность и т. п.) формируются в результате социализации, а вторые (школьника, студента, аспиранта, ученого и т. п.) — в результате собственной активности.

    Формализация . Роли делятся на неформальные и формальные. Первые возникают стихийно в процессе общения, на основе образования, воспитания, интересов (например, роль неформального лидера, «души компании» и т. п.); вторые — на основе административных и правовых норм (роли депутата, милиционера и т. п.).

    Мотивация . Разные роли обусловлены разными потребностями и интересами, так же как одинаковые роли — одинаковыми потребностями. Например, роль президента обусловлена исторической миссией, властолюбием, случайностью рождения. В то же время роли «олигарха», профессора, жены и т. п. могут определяться экономическими мотивами.