Авиация мфи вм 18 принципиальная схема. История и общие сведения. История и общая информация

В 1991 году с развалом Советского Союза, рухнул и огромный военно-промышленный комплекс и несмотря на то, что предприятия некуда не делись, их продукция вдруг стала некому не нужна. Военные предприятия выживали как могли в условиях рынка и даже умудрялись в таких условиях создавать уникальные аппараты, аналогов которым в мире практически нет, и одной из таких машин стал Миг 1.44, первый российский истребитель пятого поколения, так и не пошедший в серию.

История Миг 1.44

Если завершение проекта было быстрым и стремительным, то рождался самолет долго, можно сказать в муках, однако изначально ничего не предвещало подобного развития событий. В 1972 году в США был принят на вооружение F-15, фронтовой истребитель четвертого поколения, который задал высокую планку для истребителей и Америка на десять лет завоевала себе доминирование в воздухе. 21-ые и 23-ые МиГи не могли тягаться на равных с новыми самолетами, и в срочном порядке были развернуты программы по созданию СУ-27 и МиГ-29, однако уже на стадии создания в ОКБ Микояна понимали, что создавая истребитель четвертого поколения, сразу же нужно закладывать основу для истребителя следующего поколения. МиГ-29 пошел в серию в 1983 году и сразу после начала его серийного выпуска была принята «Комплексная целевая программа» по созданию истребителя следующего поколения. Над проектами работали сразу два КБ: Сухого и Микояна. ОКБ Сухого разрабатывало самолет с обратной стреловидностью крыла, а ОКБ Микояна было рекомендовано взять за основу аэродинамическую схему "Утка" (в передней части располагаются небольшие крылья). Оба проекта в перспективе имели возможность получить уникальные для своего времени аэродинамические возможности.

СССР наконец получил реальный шанс опередить США, однако работы шли медленно, ведь задача стояла очень сложная. В конце 80-ых начались испытания первых прототипов истребителей, созданных по схеме "Утка". Поначалу реализация проекта казалось невозможной - сделать самолет малозаметным, при это не ухудшить его аэродинамических свойств, однако с каждым новым вылетом оставалось все меньше недочетов, а реализация проекта становилась все ближе. Испытания проходили в режиме строжайшей секретности в степях полигона НИК ВВС под Актюбинском, даже специально подсчитывали время, когда над местностью пролетали американские спутники, и в это время самолеты закатывали в ангар.

В 1991 году все было готово для постройки первого опытного образца, с учетом всех недостатков и наработок выявленных на испытаниях, однако наступивший развал Союза, а вместе с ним и развал ВПК не позволил воплотить его в жизнь. Несмотря на все сложности, ОКБ Микояна удавалось двигать проект вперед, хоть и не по всем направлениям, но многое воплощалось в жизнь. Первый экземпляр по номером 1.42 был создан в 1994 году для статистических испытаний, спустя пять лет был создан экземпляр 1.44, на основе которого создавался следующий, который серьезно превосходил по ТТХ своих предшественников. 29 февраля 2000 году самолет под номером 1.42 наконец поднялся в воздух, однако в итоге он проиграл проекту С-37 ОКБ Сухого, в создании которого наблюдалось больше прогресса.

Технические характеристики

При создании проекта к нему были представлены три главных требования: сверхманевренность, малозаметность и способность к сверхзвуковому полету в бесфорсажном режиме. Для 80-ых годов требования были невероятно высокими, ведь с вместе с самолетом приходилось разрабатывать, новые материалы и новую начинку, новое вооружение. В итоге все три требования были достигнуты, однако на продолжение проекта МиГ 1.44 просто не было денег, и выбрали более готовый на тот момент С-37. Но если посмотреть на цифры, то возникает резонный вопрос, почему все-таки не продолжили доработку, хотя бы в урезанной форме, а тем более если посмотреть на новый китайский истребитель пятого поколения, то он очень похож на МИГ 1.44.

Первое, на что сразу следует обратить внимание, это скорость. Миг 1.44 летал в бесфорсажном режиме на сверхзвуке, а на большой высоте и вовсе мог развивать скорость 3150 км/ч (2,6 Маха). По сути 1.44 стала глубокой переработкой МиГ 25 и 31, к которому добавили возможности фронтового истребителя и получилось очень интересная модель, которая легко могла конкурировать с американским Ф-22, а высокая скорость должна была давать ему серьезное преимущество. Такую скорость самолету обеспечивали два двигателя ТРДДФ АЛ-41Ф, созданные на НПО Сатурн. Все его характеристики были подтверждены на летающей лаборатории МиГ-25, поэтому все данные взяты не просто так, а на основе реально подтвержденных данных.

Второй немаловажный показатель, а именно снижение радиолокационной заметности, достигалась всеми возможными способами. В первую очередь была применена необычная компоновка фюзеляжа. Однако по современным меркам решения эти были не самыми удачными, но по сравнению с предшественниками это давало преимущество. Так же максимально были защищены все части самолета, которые создавали больше всего заметности. Даже были попытки изменить форму сопел, с привычных круглых на плоские, однако нестабильное поведение двигателей не позволило реализовать новую концепцию. Так же при создании были применены новые материалы, которые так же помогли уменьшить заметность истребителя.

ТТХ В Цифрах

class="eliadunit">

Габариты

  • Длина - 21700
  • Размах крыла - 16300
  • Высота - 6000
  • Масса - 18 000
  • Максимальная взлетная масса - 28 000 (макс 35 000)

Летные характеристики

  • Скорость у земли- 1500 км/ч
  • Скорость на высоте - 3150 км/ч
  • Практическая дальность - 4000 км
  • Практический потолок - 20000 км
  • Двигатель - АЛ-41Ф
  • Тип двигателя - турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
  • Тяга - 2х18000 кгс

Вооружение

  • 30 мм встроенная пушка ГШ-30-1
  • Точки подвески: внутренние 12, внешние 8
  • Ракеты:
    • для воздушного боя, в отсеках вооружения: 12 × Р-77 или Р-73
    • против наземных целей, в отсеках вооружения: 2 × Х-55, Х-61, Х-41, или 8 × Х-29, Х-31, или 12 × КАБ-500, ОДАБ-500

Причины остановки проекта.

Несмотря на то, что самолет обладал очень высокими характеристиками, причины остановки проекта вовсе не из-за подковерных игр, как многие утверждают, а основные причины намного банальнее. Одна из главные причин это незавершенность проекта. Когда в 2000-ых годах в армию наконец пошли деньги, нам нужно было просто хотя бы обновлять парк истребителей. Нам нужно было быстро и недорого заменить старые истребители на новые. Для этого лучше всего подходили модернизированные модели МиГа 29 и 31, а так же Су-30 и другие глубокие модернизации Су-27. Все эти истребители можно было начать выпускать здесь и сейчас, и все они были дешевле чем новый МиГ, а вот для Миг 1.44 нужно было еще развернуть производство новых деталей и новых композитных материалов. Так же самолет был не очень то и дешев. На момент создания его стоимость равнялась 70 млн долларов, в то время американский Ф-22 стоил не намного дороже, однако в отличии от США, финансовые возможности нашей страны были на порядок меньше.

Так же важнейшим пунктом при принятии решения о сворачивании проекта сыграл роль тот факт, что необходимо было вложить большие деньги в создание и налаживание новых производств, так как многие вещи существовали только на МиГе 1.44 в единственным экземпляре. Проект оказывался очень дорогим, и при этом с каждым годом устаревал, так как многие решения были прорывными для конца 80-ых годов, однако для начала 21-го века, это уже не сказать что устарело, но и удивить уже мало кого могло.

Ну и третьим важным моментом был тот факт, что параллельно с 1.44 в КБ Сухого разрабатывался проект С-37 (Су-47), который взлетел на три года раньше чем новый МиГ, и при этом был доведен до полностью до ума, однако от проекта Сухого так же отказались, ввиду сложности реализации. Однако именно с учетом этих двух проектов и был в последствии реализован Т-50 (ПАК-ФА).

2000 года Статус Проект закрыт Единиц произведено 1 Изображения на Викискладе МиГ 1.44 МиГ 1.44

МиГ 1.44 МФИ (от многофункциональный фронтовой истребитель ; в серии должен был получить название МиГ-35 ) - опытно-экспериментальный российский прототип истребителя пятого поколения .

Самолёт, на котором планировалось установить двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф . Создавался как противовес американскому истребителю F-22 и по ряду характеристик превосходил своего американского соперника. Имел широкое применение стелс-технологий . Всё вооружение самолёта располагалось во внутренних отсеках. Покрывался специальным радиопоглощающим покрытием, кили у самолёта были спроектированы специальным способом кривых поверхностей, существенно снижающим ЭПР самолёта.

История и общие сведения

Предварительные работы по созданию тяжелого истребителя пятого поколения для ВВС и ПВО начались в конце 1979 года в рамках программы И-90 («истребитель 1990-х годов»). В 1981 г. ЦАГИ были выданы рекомендации по самолету, выполненному по схеме «утка » с треугольным адаптивным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах, а также полет на закритических углах атаки .

Разработка нового истребителя началась в ОКБ им. А. И. Микояна. В 1983 г. была утверждена «Комплексная целевая программа» работ по самолету, силовой установке, БРЭО и вооружению, а также тактико-техническое задание ВВС и ПВО. В 1987 г. состоялась защита аванпроекта, а в 1991 г. - эскизного проекта и макета самолета, получившего индекс «МФИ» - многофункциональный фронтовой истребитель. Основными его особенностями должны были стать:

  • способность к сверхзвуковому полету на бесфорсажном режиме;
  • малая радиолокационная и тепловая заметность;
  • улучшенные взлетно-посадочные характеристики;
  • значительное сокращение стоимости летного часа, количества технического состава, объема и веса нестандартного оборудования, требующегося для обслуживания самолета;
  • новая архитектура комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, структура информационно-управляющего поля кабины, высокая степень интеграции.

Параллельно с работами над многофункциональным фронтовым истребителем на основе базовой конструкции прорабатывались варианты самолета-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации.

Разразившийся кризис в 1991 поставил крест на дальнейшей судьбе самолета. МАПО-МИГ так и не смогло в новых условиях организовать финансирование проекта. 25 сентября 1997 поднялся в воздух прототип фронтового истребителя С-37 (ОКБ Сухого) - МиГ 1.42 к этому моменту так и не взлетел.

Работы над МФИ продолжались, и 29 февраля 2000 года первый прототип МиГ 1.42 всё же поднялся в воздух. Но череда финансовых скандалов, сотрясавших МАПО-МИГ, поставили точку в этом проекте. В итоге в 2002 году вышло постановление правительства о создании ПАК ФА , окончательно похоронившее и МФИ, и С-37.

На 2013 год единственный лётный экземпляр находится в в Жуковском, брошенный под открытым небом (координаты-55°34′28″ с. ш. 38°08′37″ в. д.  /  55.57444° с. ш. 38.14361° в. д.  / 55.57444; 38.14361 (G) (Я) ). Было принято решение об окончательной консервации экземпляра в ангаре.

Среди ряда экспертов существует мнение, что некоторые технологии и общие виды самолета были переданы Китаю, хотя скорее всего китайцы при создании своего J-20 использовали чертежи Проекта 1.46, купленные у РСК «МиГ».

В июне 2015 года российская авиакорпорация «МиГ» объявила о возобновлении работ по лёгкому перспективному истребителю. Авиационные эксперты предполагают, что в их основу будут положены наработки по проекту 1.44.

Модификации

Самолёт с шифром 1.42 является опытным образцом, на котором отрабатывались технологии КБ «МиГ» по проекту И-90. Построен 1 прототип (1994), который использовался для статических испытаний.

Самолёт с шифром 1.44 является доработанным 1.42. Он должен был пойти на серийное производство и поступить в войска. Построен 1 экземпляр (1999), ещё 4 находились на заводе «Сокол» в разной степени готовности на момент закрытия проекта.

Самолёт с шифром 1.46 является глубокой модернизацией 1.44, значительно превосходящей его по ТТХ. На момент закрытия проекта шла подготовка к постройке опытного экземпляра.

Технические характеристики


  • Экипаж : 1 человек
  • Длина : 17,3 м
  • Размах крыла : 11,99 м
  • Высота : 4,73 м
  • Масса :
    • пустого: 18000 кг
    • максимальная взлётная масса : 23500 кг
  • Двигатель:
    • Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
    • Модель: «АЛ-41Ф »
    • Тяга :
      • на форсаже : 2 × 18000 кгс
  • Максимальная скорость : до 2400 км/час

Лётные характеристики

  • Предельная скорость на высоте: 3180 км/ч
  • Максимальная скорость у земли: 1500 км/ч
  • Практическая дальность: 4000 км
  • Практический потолок : 20000 м
  • ЭПР: менее 0,3 м²

Вооружение

  • Пушечное: 30 мм встроенная пушка ГШ-30-1
  • до 12000 кг
    • для воздушного боя, в отсеках вооружения: 12 × Р-77 или Р-73
    • против наземных целей, в отсеках вооружения: 2 × Х-55 , Х-61 , Х-41 , или 8 × Х-29 , Х-31 , или 12 × КАБ-500 , ОДАБ-500
  • Точки подвески:
    • внутренние: 12
    • внешние: 8

МиГ ЛФИ

На базе МиГ 1.44 в начале 1990-х годов также создавался лёгкий истребитель с одним двигателем АЛ-41Ф , имеющий такую же аэродинамическую схему.

Проект был закрыт на этапе продувочных моделей в связи с выбором Минобороны СССР проекта С-37 КБ Сухого.

В массовой культуре

МиГ-МФИ присутствует в видеоиграх Jetfighter V: Homeland Protector , Jetfighter 2015 , Ace Combat 5: The Unsung War , Ace Combat X: Skies of Deception , Command & Conquer: Generals , Command & Conquer: Generals Zero Hour , Ace Combat X2: Joint Assault , Tom Clancy’s H.A.W.X. 2 , Ace Combat: Assault Horizon Legacy . Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик авиационной техники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности.

Российской компанией «Звезда » также выпускается сборная модель истребителя в масштабе 1/72.

Напишите отзыв о статье "МиГ 1.44"

Примечания

Ссылки

Внешние изображения

Отрывок, характеризующий МиГ 1.44

– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.

Зимой 2000-го в воздух впервые поднялся уникальный самолёт, который имел все шансы стать первым полноценным российским истребителем пятого поколения. Самолёт, воплотивший все передовые наработки в области авиационной промышленности, которые на тот момент времени были доступны в стране. «Изделие 1.44» - именно такое обозначение получило экспериментальное творение компании «МиГ».

Истребитель успешно сделал два круга над аэродромом, совершил посадку и полностью выполнил все поставленные перед испытательным полётом задачи. Однако событие, которое так ожидало руководство самолётостроительной компании, фактически прошло совершенно незамеченным и оказалось последним в истории «МиГа»……

Разработка уникального по своим характеристикам истребителя берёт своё начало ещё с конца 70-годов прошлого века. Уже тогда руководство «МиГ-а» задумывалось над созданием машины, которая должна была заменить только ещё испытываемые новейшие МиГ-29 и Су-27. К началу 80-х общие черты нового самолёта, также получившего обозначение МФИ (многофункциональный истребитель), были сформированы.

К «изделию 1.44» прежде всего выдвигалось три основных требования: сверхзвуковая крейсерская скорость, сверхманевренность, скрытность. Именно из-за них во внешнем виде МФИ можно разглядеть один самых совершенных советских самолётов того времени - , который, образно говоря, эволюционировал в истребитель следующего, пятого поколения….

Тот самый МиГ-25, который имел все шансы воплотиться в самолёте пятого поколения.

Для выполнения всех поставленных условий «Изделию 1.44» были приданы характерные формы, которые до этого не формировались ещё ни на одном советском истребителе. В качестве аэродинамической схемы была выбрана так называемая «утка» с дополнительным передним горизонтальным оперением, обладающая преимуществом в плане маневренности. Для крыла была выбрана треугольная форма с углом стреловидности порядка 45 градусов.

Воздухозаборники по причине снижения радиолокационной заметности и достижения оптимальных условий полёта на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях разместили под фюзеляжем самолёта. Также аэродинамическая схема МФИ предусматривала использование двух двигателей АЛ-41Ф с управляемыми векторами тяги и внутреннее размещение вооружения (не исключалась и возможность подвеса ракетно-бомбовой нагрузки на внешние пилоны).

В качестве основного материала для создания планера МиГ-1.44 были выбраны алюминиево-литиевые сплавы, высокопрочная сталь и титан. Что вкупе с доведённой всего до 30 % долей композитов, использовавшихся для создания истребителя, роднило его с ближайшим западным конкурентом, разрабатываемым приблизительно в то же время - американским истребителем .

Все эти технические решения по расчётам конструкторов должны были обеспечить «Изделию 1.44» максимальную скорость практически в 3 Махa, потолок в 20 000 метров, дальность полёта в 4000 километров, фантастическую маневренность и ЭПР на уровне того же F-22 (порядка 0,3 квадратного метра). Кроме того, самолёт мог нести до 12-ти управляемых ракет различного класса (воздух-земля, воздух-поверхность) или корректируемых авиабомб. Говоря своими словами, построенный МФИ представлял бы из себя своеобразный гибрид МиГ-25 и МиГ-29, выполненный по требованиям, которые предъявлялись для истребителей пятого поколения.

Также к главным особенностям МиГ-1.44 следует отнести возможность дозаправки в воздухе (а значит - практически неограниченную дальность полёта), сниженную тепловую заметность и новейшую авионику (РЛС пятого поколения с фазированной антенной решеткой, РЛС заднего обзора и бортовую станцию наведения помех). Благодаря последней истребитель мог отслеживать до 20-ти целей одновременно, обстреливать сразу 6 из них, в том числе находящихся в задней полусфере, и запускать ракеты против направления движения самолёта, что фактически позволяло перекрыть направления атаки на все 360 градусов вокруг «изделия 1.44»….

Эскиз и ориентировочное изображение МиГ 1.44 в трёх проекциях.

Первые, строго засекреченные испытания объёмных, дистанционно-управляемых моделей истребителя прошли уже в конце 80-х. В то время, когда над полигоном в Актюбинске открывались окна между пролетами западных разведывательных спутников, со специальной вертолётной площадки запускались уменьшенные в несколько раз копии «МиГа». Подобные модели позволяли проследить поведение самолёта на критических режимах полёта, а также опытным путём отработать методики выхода из них. В итоге, к 1994 году первый опытный прототип МФИ был реализован в металле. Однако тяжёлая экономическая ситуация, воцарившаяся в стране сразу после развала СССР, внесла свою лепту в создание истребителя. Как оказалась позднее, весьма значительную.

Резкое сокращение расходов на оборонную промышленность могло привести только к одному: на доработку самолёта стало банально не хватать денег. Дошло до того, что в середине 90-х, когда МФИ совершал свою первую рулёжку с отрывом от посадочной полосы носовой стойки, на нём отсутствовала значительная часть оборудования. Проект, на который было затрачено миллионы рублей, буквально завис на последней стадии испытаний, которые тем временем активно проходил «Раптор». Привлечь заграничных зарубежных спонсоров к достройке истребителя компания не могла по причине высокой секретности проекта, которая сохраняется до сих пор.

В итоге после практически пятилетнего простоя в законсервированном состоянии МиГ 1.44 в 1999 году всё-таки показали высшим чинам Министерства Обороны. Всё также остающийся недоукомплектованным самолёт не был способен оторваться от земли, но произвёл весйьма благоприятное впечатление на военных, под действием которого компания менее чем за год доработала и подняла МФИ на крыло. Но, как уже говорилось в начале статьи, практически безрезультатно. Проект так и остался без финансирования и был заморожен. Построенный лётный прототип самолёта в итоге был окончательно законсервирован. Впоследствии МиГ 1.44 несколько раз демонстрировался на российских авиасалонах….

МиГ 1.44 на МАКС-2015.

Несмотря на свои выдающиеся характеристики, МиГ 1.44 по причине крайне затянувшихся испытаний отстал от «Раптора» почти что на десять лет. В дальнейшем, на доводку всего проекта до логического завершения за кратчайшие сроки, во-первых, потребовались поистине колоссальные затраты, а, во-вторых, гарантий того, что за это время на Западе не разработают более совершенный самолёт, естественно, дать никто не мог. Поэтому, решение отказаться от МФИ в пользу абсолютно нового истребителя пятого поколения, которым стал Т-50, выглядит весьма логичным.

Опытно-экспериментальный российский прототип истребителя пятого поколения.

Самолёт, на котором планировалось установить двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф. Проектировался как противовес американскому истребителю F-22 и по целому ряду характеристик превосходил своего американского соперника. Имел обширное применение стелс-технологий. Всё вооружение самолёта размещалось внутри машины. Покрывался специальным радиопоглощающим покрытием, кили у самолёта были созданы специальным способом кривых поверхностей, существенно снижающим ЭПР (эффективная площадь рассеяния) самолёта.

История и общая информация

Предварительные работы по проектированию тяжелого истребителя пятого поколения для ВВС и ПВО стартовали в конце 1979 года в рамках программы И-90 («истребитель 1990-х годов»). В 1981 г. ЦАГИ были выданы рекомендации по самолету, выполненному по схеме «утка» с треугольным адаптивным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах, а также полет на закритических углах атаки.

Работа по созданию нового истребителя началась в ОКБ им. А. И. Микояна. В 1983 г. была утверждена «Комплексная целевая программа» работ по самолету, силовой установке, БРЭО и вооружению, а также тактико-техническое задание ВВС и ПВО. В 1987 г. состоялась защита аванпроекта, а в 1991 г. - эскизного проекта и макета самолета, получившего индекс «МФИ» - многофункциональный фронтовой истребитель. Главными его особенностями должны были стать:

Сверхманевренность;
-способность к сверхзвуковому полету на бесфорсажном режиме;
-малая радиолокационная и тепловая заметность;
-улучшенные взлетно-посадочные характеристики;
-значительное сокращение стоимости летного часа, количества технического состава, объема и веса нестандартного оборудования, требующегося для обслуживания самолета;
-новая архитектура комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, структура информационно-управляющего поля кабины, высокая степень интеграции.
Совместно с работами над многофункциональным фронтовым истребителем на базе основной конструкции прорабатывались варианты самолета-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации.

Случившийся в 1991 году кризис поставил крест на дальнейшей судьбе самолета. МАПО-МИГ так и не смогло в новых сложившихся условиях профинансировать проект. 25 сентября 1997 поднялся в воздух прототип фронтового истребителя С-37 (ОКБ Сухого) - МиГ 1.42 к этому моменту так и не взлетел.

Работы над МФИ продолжались, и 29 февраля 2000 года первый прототип МиГ 1.42 всё же совершил первый полёт. Но череда финансовых скандалов, сотрясавших МАПО-МИГ, поставили точку в этом проекте.В итоге в 2002 году вышло постановление правительства о создании ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), окончательно похоронившее и МФИ, и С-37.

На 2013 год единственный лётный экземпляр находится в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском, брошенный под открытым небом. Было принято решение об окончательной консервации экземпляра в ангаре.

Среди ряда экспертов существует мнение, что некоторые технологии и общие виды самолета были проданы Китаю, хотя скорее всего, китайцы при создании своего J-20 использовали чертежи Проекта 1.46, купленные у РСК "МиГ".

В августе 2015 года российская авиакорпорация "МиГ" объявила о возобновлении работ по лёгкому перспективному истребителю. Авиационные эксперты предполагают, что в их основу будут положены наработки по проекту 1.44.

Модификации

Самолёт с шифром 1.42 является опытным образцом, на котором прорабатывались технологии КБ «МиГ» по проекту И-90. Собран 1 прототип (1994), который использовался для статических испытаний.

Самолёт с шифром 1.44 является доработанным 1.42. Он должен был пойти на серийное производство и поступить в войска. Собран 1 экземпляр (1999), ещё 4 находились на заводе «Сокол» в разной степени готовности на момент закрытия проекта.

Самолёт с шифром 1.46 является глубокой модернизацией 1.44, значительно превосходящим его по ТТХ. На момент закрытия проекта шла подготовка к постройке опытного экземпляра.

ТТХ

Технические характеристики

Экипаж: 1 человек
-Длина: 17,3 м
-Размах крыла: 11,99 м
-Высота: 4,73 м
-Масса:
-пустого: 18000 кг
-максимальная взлётная масса: 23500 кг
-Двигатель:
-Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
-Модель: «АЛ-41Ф»
-Тяга:
-на форсаже: 2 х 18000 кгс
-Максимальная скорость: до 2400 км/час

Лётные характеристики

Предельная скорость на высоте: 3180 км/ч
-Максимальная скорость у земли: 1500 км/ч
-Практическая дальность: 4000 км
-Практический потолок: 20000 м
-ЭПР: менее 0,3 м2

Вооружение

Пушечное: 30 мм встроенная пушка ГШ-30-1
-Боевая нагрузка: до 12000 кг
-для воздушного боя, в отсеках вооружения: 12 х Р-77 или Р-73
-против наземных целей, в отсеках вооружения: 2 х Х-55, Х-61, Х-41, или 8 х Х-29, Х-31, или 12 х КАБ-500, ОДАБ-500
-Точки подвески:
-внутренние: 12
-внешние: 8

Удалось добиться превосходных параметров и в радиолокации, что позволило видеть цели в сложных условиях (на фоне земли, в горах, в условиях помех, а также малозаметных целей) лучше, чем это могут американские бортовые РЛС. Ведь общепризнанное отставание в элементной базе, а попросту говоря, в радиодеталях, вовсе не означало отставания в радиоэлектронике, особенно там, где кроме собственно электроники нужна была и серьёзная наука, например, вопросы обработки радиолокационных сигналов, выделение целей в условиях помех и т.п. Тут мы всегда были впереди.

Удалось внедрить в серию нашлемную систему прицеливания и высокоманёвренные ракеты в комплекте с ней, которые обладали поворотным соплом и могли развернуться на цель буквально на пятачке. Именно из-за отсутствия таких ракет американцы отказались от внедрения подобной системы на F-16 и F-15, сочтя её неэффективной. Удалось увеличить и дальность полёта. Перегоночная дальность истребителя без подвесных баков в 4000 километров - это впечатляет. Ну и так далее.

Вот что рассказывает об этом начальник Липецкого авиацентра генерал Харчевский, тогда ещё полковник (да, да, тот самый Харчевский, который возил Путина в Чечню на Су-27):

Разумеется, не всё удалось сразу внедрить на серийных машинах, но работа продолжалась. Останавливаться и почивать на лаврах было нельзя, ведь американцы - не тот народ, чтобы смириться с превосходством потенциального противника в воздухе. И уступать позиции на оружейном рынке - тем более.

Предварительные работы по созданию многофункционального фронтового истребителя пятого поколения (МФИ) начались ещё в 1979 году. Называлось тогда это И-90 - истребитель 90-х годов. То есть, работа шла параллельно с американцами. Предусмотрен был и конкурс - в КБ Сухого разрабатывали свою версию.

С учётом необходимости защиты огромных территорий Союза, микояновцы разработали два самолёта - тяжёлый многофункциональный истребитель и лёгкий фронтовой (ЛФИ), как это было и в четвёртом поколении истребителей, причём проекты эти должны были быть максимально унифицированы. Они и выиграли конкурс у КБ Сухого, в 1986 году дальнейшую работу поручили им.

С учётом того, что возможности совершенствования лёгкого МиГ-29 были далеко не исчерпаны, Заказчик решил сосредоточить усилия только на МФИ. Требования Заказчика, то есть ВВС, к нему были весьма жёсткими.

Обратите внимание, конструкторы не творят что бог на душу положил: Заказчик формулирует то, что ему необходимо и желательно, конструкторы говорят, что могут сделать они (иногда похуже, чем хочет Заказчик, а иногда и получше), промышленность добавляет, что за это мы берёмся, а стОить оно будет столько-то, и любой проект финансируется лишь после того, как Заказчик подпишет согласованное со всеми техническое задание. А в нём, кроме ориентировочной массы и габаритов, есть ещё множество требований. Запомним это.

Самолёт должен был обладать всеми признаками пятого поколения, которые мы уже упоминали:

Сверхзвуковая крейсерская скорость;

Высокая маневренность, как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скорости;

Малозаметность;

Многофункциональность, то бишь, способность работы и по воздушным, и по наземным, и по морским целям;

Улучшенные взлётно-посадочные характеристики;

Сокращение стоимости лётного часа и наземного обслуживания;

Интеграция бортового оборудования в единый информационно-управляющий комплекс с элементами искусственного интеллекта (т.н. экспертные системы), которые в числе прочего не только давали бы рекомендации лётчику, но и «прощали» начинающим грубые ошибки пилотирования;

Индикация тактической обстановки с возможностью микширования информации, т.е. одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе картинок от различных датчиков (вспоминаем ), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками (это, в частности, позволяет объединить РЛС несколько самолётов в одну как бы виртуальную, но более мощную РЛС. Не буду грузить читателей терминами типа "апертура антенны", очень упрощённо, если, например, вражеский стелс «блеснёт» случайно хотя бы одному самолёту - увидят все. Подобная система реализована на МиГ-31, а потом она же была внедрена и на МиГ-29, и на Су-27).

Планировалось внедрить и устройство оценки физического состояния лётчика: при потере сознания оно автоматически выводило бы самолёт в безопасный режим.

Предусматривался и быстросборный трамплин, который позволял взлетать с коротких участков полосы, уцелевших после бомбёжки.

И даже доступ в кабину осуществляется по выдвижному трапу шириной 250 мм, а не с традиционной переносной стремянкой.

Было и ещё множество требований, более специфических, часть которых и сейчас, спустя много лет, поражает воображение.

Работа над созданием отечественных процессоров для самолёта велась в Зеленограде, двигатели АЛ-41Ф с управляемым вектором тяги разрабатывало КБ Люльки, аэродинамика проектировалась с участием ЦАГИ, новый способ снижения заметности в радиодиапазоне (на два порядка!) - плазменный - был разработан в исследовательском центре им. М.В. Келдыша, новое катапультное кресло и противоперегрузочный костюм - в КБ «Звезда», и т.д.

Обратите внимание , малозаметность обеспечивалась всеми тремя способами: не поступаясь аэродинамикой и сверхманёвренностью, где-то применяли формы, характерные для стелсов (наклонные кили, воздухозаборники S-образной формы, чтоб локаторам не были видны прекрасно отражающие лопатки двигателей); где-то - поглощающую мастику, а где-то - и плазму. Почему плазму не везде? Тот же парадокс «слепоты» стелса: ведь плазма поглощает не только вражеское излучение. Ну и прожорливый это способ... Эти три способа должны были обеспечить приемлемую малозаметность без ухудшения других параметров.

Лирическое отступление. Кстати, в статье о забыл упомянуть ещё один: во время выполнения боевого задания, или "миссии", как говорят американцы, необходимо отключать систему государственного опознавания "свой - чужой". Зачем? Летите вы над вражеской территорией, и кто-то "свой" запросил вас. Ваш ответчик, разумеется, сообщил: "Я свой". И этот кодированный ответ хоть и не поняли, но прекрасно увидели и враги. Сконцентрировали всю мощь своих локаторов на вас, и... Скажете, маловероятно? Вовсе нет, особенно если вы демократизируете очередную ближневосточную страну совместно с французами или англичанами. Ведь в целях секретности их не всегда нужно уведомлять об очередной миссии. Выходит, если их не предупредить и выключить систему, рискуешь быть сбитым "друзьями", а если не выключить - врагом.

Истребитель должен был превосходить разрабатываемый в то же время американский F-22A “Рэптор”, сведения о котором уже тогда просачивались по разным каналам нашим конструкторам.

Самолёт получил рабочий индекс МиГ-1.42, а первая, несколько упрощённая его версия для испытаний - МиГ-1.44. Была проработана и готовилась к постройке значительно улучшенная по характеристикам версия 1.46. Эти три версии не должны никого удивлять: ведь и некоторые конкретные решения принимаются только по результатам испытаний первых образцов, и лучшие мысли могут появиться позже, а иной раз и какой-то смежник может разработать нужный узел только через несколько лет, а пока приходится обходиться тем, что есть. Ф-22 до сих пор дорабатывается, как, впрочем, и любой другой, даже находящийся в серии, самолёт.

Первый опытный самолёт был готов в начале 90-х годов, а самое необходимое оборудование для первого вылета (двигатели, например) смежники поставили в начале 1994 года. Не забываем, что так называемая "перестройка" с "конверсией" привела к тому, что многие смежники больше озадачены были кастрюлями, сковородками и прочим выживанием, чем прямыми обязанностями. А куда деваться, если первое лицо страны и КПСС рассуждает об "общечеловеческих" ценностях и разоружении? В ОКБ МиГ роль "кастрюлей и сковородок" играли газонокосилки, наречённые заводскими острословами, как это и принято в авиации, по фамилиям авторов: ШиЗа, т.е. Шифрин-Залеев. Уж не знаю, как у них было со сверхманёвренностью... Это во второй половине 80-х. В 90-х ширпотреб в стране уже никого не интересовал, а "выживание" осуществлялось сдачей внаём, а то и распродажей производственных площадей, загородных баз отдыха и пионерлагерей, принадлежавших предприятиям оборонки.

А в результате первый полёт состоялся лишь в мае 1999 года. Это несмотря на то, что китайцы предлагали своё участие в программе, при условии передачи лицензии на его производство.

Травля

Началась она ещё в 80-х годах. Помнится, я с удивлением читал многочисленные публикации в прессе, в основном той, которую сейчас называют либеральной: сплошь негодующие, обвинительные, истеричные... Сейчас эти подлые приёмы подтасовок, полуправды и откровенного вранья с называнием чёрного белым и наоборот, уже хорошо известны, взять хотя бы похожую нынешнюю травлю «Суперджета», а тогда такое было впервые, и оказалось весьма неожиданным. Ведь дело конструкторов - от рядового до генерального - создавать самолёты, а не «сраться в каментах».

Удалось разыскать в архивах одну статью. Александр Жилин, «Блеф», в «Московских новостях»: http://datarhiv.ru/73/131 . Он, в отличие от остальных журналистов, имеет некоторое отношение к авиации, но, тем не менее, приёмы не блещут оригинальностью - обвинительный тон и подтасовки:

«с помпой был представлен новый российский "самолет-истребитель двадцать первого века". На самом деле этого самолета не существует».

Ну да, пока не существует. Всё когда-то бывает первый раз, а Жилин не знал? Может, надо было представлять МиГ-3, которого уже не существует, или МиГ-29, который пока существует? Далее он разочаровывается тем, что вместо 1.42 ему показали 1.44:

«как рассказали мне летчики и инженеры ЛИИ, этот "истребитель" принципиально не может подняться в воздух».

Статейка написана в январе 1999 года, самолёт взлетел через 4 месяца. Кто и чего ему «рассказал» - не знаю.

«настоящий истребитель 1/42 должен иметь совершенно иное крыло с изменяемой стреловидностью»

Если не имеет КИС - значит, царь не настоящий! не пятое поколение! Железная логика. Такой вариант прорабатывался, конструкторы от него отказались, поскольку вихревая аэродинамика, которая там была задействована в ещё бОльшей степени, чем в четвёртом поколении, была эффективнее КИС. Кому виднее: им или журналисту? У нас традиционно все разбираются в футболе, рыбалке и женщинах. Ах, да, и в автомобилях ещё. Журналисты "разбираются" вообще во всём, и имеют наглость поучать кого угодно. Мы уже знаем из самой , что КИС - это признак третьего поколения, но никак не пятого. Опыт показывает, что и весь мир отказался от него. А прорабатывалось и даже продувалось в трубе множество вариантов, вот часть из них:

«Эти двигатели, кстати, по словам сотрудников МАПО МИГ, только разрабатываются»

Так может, надо было какое-то старьё взамен перспективных ставить? Вот сейчас ПАК ФА тоже испытывается не с «родными» двигателями. Даём запрос «+Жилин +ПАК ФА» и убеждаемся, что Жилин почему-то не возмущается по этому поводу.

«показанный в Жуковском самолет взлетит в феврале».

Так ты ж чуть выше писал, что он принципиально не может подняться в воздух! Где логика?

«Спрашивается: а зачем, если это не "СТЕЛС", а всего лишь опытный экземпляр для облета двигателей АЛ41Ф, которых еще нет».

Покрытия на нём, видите ли, нет, значит - не стелс. Тут уже в логике не откажешь:) А нафига тратить деньги, за которые ты так переживаешь, на покрытие, если самолёт пока надо испытывать, а не супостата лететь бомбить? От собственных локаторов прятаться, чтоб в случае если лётчику придётся катапультироваться, его труднее найти было? Вон, как мы на фото видели, и ничего:) Повторюсь, ехали бы лучше Жилин вместе с Навальным туда, с тамошними пильщиками бюджета разбираться:)

Что касается "создавался для облёта двигателей", то такую дурь мог написать только дилетант. Никто в здравом уме не создаёт новый самолёт для облёта новых же двигателей - зачем рисковать? Движки для ПАК ФА, например, преспокойно облётывались на проверенном Су-27, причём новый двигатель был только один, второй - старый, проверенный. Если что - можно и на одном домой вернуться, и посмотреть, что случилось с новым двигателем. В Сети есть фото этой летающей лаборатории. То же самое и в случае движков для МиГ-31, которые облётывались на МиГ-25. И так далее. Так что 1.44 - это один из реальных вариантов МФИ.

Слегка проболтался он в конце статьи: «будем ждать презентации другой новой российской боевой техники двадцать первого века ». И далее, хоть и косноязычно:

«определенные круги в правительстве (Минфин), авиастроении буквально в штыки восприняли предложение Евгения Шапошникова о создании некоего органа, который должен управлять и контролировать деятельность авиапрома».

А потом появилась ОАК (объединённая авиастроительная корпорация), и все последующие генеральные конструкторы МиГа были почему-то (!) представителями фирмы Сухого…

Кто же такой Жилин, и кому была выгодна эта травля? Информацию о нём нашёл на сайте «Эхо Москвы» . Само присутствие человека на этом сайте уже о чём-то говорит, правда? Там написано:

«обозреватель газеты Московские Новости, руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности»

Не знаю такого центра, но, как правило, такие трескучие названия любят грантоеды, работающие на деньги США, и которые как раз сейчас впали в истерику по поводу нового закона об НКО. Забиваю в Гугль запрос «Центр изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности». Первая же строчка в выдаче - "Компроматная Информация": Жилин Александр Иванович. Досье.

Кликаю по ней. Гугль, вместо открытия страницы, пишет: «Warning - visiting this web site may harm your computer!» Что интересно, Яндекс открывает эту ссылку без проблем и предупреждений. Странно, да? Ведь он тоже сообщает о подозрительных сайтах.

И разрабатывался 19-й ещё при Сталине, когда халтура, мягко говоря, не поощрялась…

И ещё раз обращаю ваше внимание: любой проект, кроме тех, что КБ инициирует самостоятельно, за свои деньги, утверждается Заказчиком, в данном случае - министерством обороны. Это касается и МиГ-29, и МФИ. Те же два двигателя на МиГ-29 были оговорены Заказчиком в ТЗ, из соображений надёжности. Выходит, что критики поливают грязью не столько КБ, сколько МО СССР, хотя сами не понимают этого.

Кроме того, что составляет львиную долю цены в современном истребителе? Как ни странно, это не сам самолёт («планер», как это называют авиаторы), и даже не двигатели, а так называемый «борт», бортовое оборудование в сумме. А это ведь не МиГ разрабатывает, это покупные изделия. Так что влиять на цену конструкторы КБ могли мало.

«Тем не менее, новый глава КБ не был заинтересован в дальнейшей разработке чужого проекта , невзирая на неудачи собственного С-37 и высокий уровень готовности МФИ, который уже мог быть запущен в серийное производство на «Соколе». В итоге в 2002 году вышло постановление правительства о создании ПАК ФА, окончательно похоронившее и МФИ, и С-37».

Результат? ПАК ФА создан, успешно испытывается, обещает быть хорошим самолётом, но… на четверть века позже… А КБ МиГ за всё время существования под управлением представителей КБ Сухого не запустило в серию практически ничего нового, кроме совершенствования МиГ-29. Даже учебно-боевой МиГ-АТ проиграл конкурс более дорогому Як-130. Ребят, вам "учебник" нужен, или дешёвый штурмовик? Я понимаю, что для какой-нибудь Колумбии Як-130 может и идеальный штурмовик с наркомафией бороться, но нужен ли он в России?

Невольно возникает вопрос: что сделало КБ Микояна под руководством Погосяна?

Почему я сказал, что Жилин слегка проболтался, и выделил жирным часть цитаты из Википедии? Кроме тех, кто платит грантоедам, была ещё одна заинтересованная сторона: конкуренты. А именно - руководство КБ Сухого в лице тогдашнего генерального конструктора Михаила Петровича Симонова (далее - МПС). Тот, кто читал книгу лётчика-испытателя Валеpия Меницкого "Моя небесная жизнь", главу " Противостояние ", знает, о чём речь. (Вроде бы неприлично отзываться о покойных плохо, но если речь идёт о людях столь высокого ранга, то из песни слова не выкинешь, простите, Михаил Петрович). Там же, в той же главе, хорошо рассказано об учебных боях между МиГ-29 и Су-27, а соображения Меницкого о соотношении лёгких и тяжёлых истребителей хорошо совпадают с тем, что академик Георгий Сергеевич Бюшгенс: «Странно, что мы линкоров делаем больше, чем крейсеров».

Вот совпадающее со словами Меницкого мнение инженера-испытателя МиГа http://fan-d-or.livejournal.com/ на эту тему, полученное при личном общении и публикуемое с разрешения автора:

История такова - схватившись за проваленный проект Т-10 и полностью проигрывая конкуренту, МПС стал вытаскивать Т-10 не столько переработкой техники, сколько созданием своего карманного лобби в верхушке ВВС и соответствующих отделах ЦК. С помощью этого лобби он стал очень методично и грамотно давить конкурента по всему полю - с целью перехватить госзаказы и замкнуть финансирование на себя.

Деньги удалось сохранить - и провести цикл проектирования благодаря амбициям сибиряков (СибНИА - В.З.) - поскольку тут в центре никто не должен был знать о фактически подпольной работе (если б узнали - наказали бы очень сильно за растранжиривание госсредств). Потому всё убрали с глаз долой - внутри КБ утечку удержать было несложно, а вот из науки кто-нибудь бы вякнул, если б это делалось в ЦАГИ.

Эта грязная игра началась задолго до перестройки - с начала 80-х. Естественно, с развалом страны, потерей управления отраслью и отсутствием денег у Заказчика возможности для грязной игры многократно возросли - а созданное лобби получило возможность прорваться к власти в новом правительстве. Это оказалось смертельным для МиГа - который, между прочим, первым в отрасли перешёл к созданию холдинга и вложил немалые средства от зарубежной деятельности (ремонт и модификация МиГов в забугорье) в создание совершенно нового авиазавода на площадке в Луховицах: ещё в начале 90-х РСК МиГ сделал ставку на производство чрезвычайно востребованных ближнемагистральников, а чтоб не изобретать велосипед - взялся поставить на крыло Ту-334, который в тот период был весьма в соку по ТТХ и перспективен для рынка.

Вот под 334 и строился Луховицкий гигант - для которого было закуплено оборудование, и пока строились корпуса, оборудование в ящиках складировалось на площадках.

Если бы эти планы осуществились - то сухим была б крышка: конкурент получил бы экономическую независимость и не нуждался бы больше в госфинансировании, которое у него даже в те годы имелось, пусть и по капле.

Потому была начата беспрецедентная рейдерская атака - именно, классический рейдерский захват: сначала - дискредитация в глазах общества (для чего использовались абсолютная ложь - например, про МФИ и про бюджетное воровство), атаки через управляемое лобби в правительстве - насыл прокурорских проверок, парализующих работу по определению.

Параллельно с добыванием финансирования, МПС начал атаку на концепцию "маленьких" - мол, над ближним приводом только воевать способны. Хотя на самом деле по стратегическому раскладу МиГ был для ЗГВ оптимален - там же в Европе аэродромы на каждом перекрёстке были, автобаны мгновенно превращались в ВПП, горючка везде под рукой - а целью фронтовому истребителю ставилось прикрытие своих танков от атак штурмовиков супостата.

Но МПС купил вояк дальностью - и те стали настаивать, что такая машина жизненно необходима.

Когда Т-10С стал на крыло - началась вторая фаза: тут настойчиво проводилась мысль, что МиГ надлежит немедленно отправить в резерв и срочно перевооружить всю ВВС "правильным" сухарём - это при том, что реально Су-27 кроме пары типов ракет ВВ применять не умел, а МиГ был полноценным бойцом, не только в воздухе, но и по земле.

Была введена в оборот легенда о том, что нужен "большой" истребитель, а не "маленькие" - при том, что Т-10С ничего, кроме смутно понимаемых функций ПВО не умел.

Травля "маленьких" велась именно с прицелом на грядущий конкурс по перспективному истребителю 90-х - и 29-й намеренно из этой ниши изымался - что б увеличить шансы сухих, имевших в разработке именно "большой" самолёт. По этой причине и само ТЗ в конкурсе оказалось переразмеренным - намеренно подогнано под существующие сушки. ..

Сама идея демонстрации МФИ - результат нападок на микоянов в авиатусовке! И эти нападки - многолетние - и заставили выставить практически готовую с самого начала 90-х машину пред очи политического руководства...

Первый полёт состоялся исключительно в результате гнусной травли - когда купленные журнашлюхи стали распространять легенду о "фанерном МиГе". И никакие контр-доводы не могли это мнение в тусовке развеять: "МиГ - это чёрная дыра, сосущая бюджет для распила".

Сам факт поднятия машины в тех условиях - это подвиг. Ну, допустим, движки Люльки довели до рабочего состояния сами - у них был для этого резон, поскольку это была единственная перспективная программа, и если и её закрыть - то вообще надо ложиться и умирать. А вот как рулевые машины - совершенно нового типа, для ЭДСУ - смогли уговорить закончить, это просто фантастика.

Жилинская статья - это фактически истерика от ПРОИГРАВШЕЙ раунд команды лоббистов. И цель её - давление на правительство с целью обрубить остатки финансирования по теме и тем окончательно свалить соперника на ковёр обескровленным. В предыдущем раунде повергнуть не удалось - несмотря на все инсинуации, проект оказался скорей жив, чем мёртв, и после обнародования экспериментального образца становилось ясно, что задел определённо существует, и значит, если тему перспективного истребителя финансировать - то именно её, а не бойкие обещания сухих. Вот его и попытались офанерить - зная те трудности, которые имели микояны с субподрядчиками.

Через то же лобби началось передёргивание верховного управления в фирме - генеральных стали менять, как перчатки - и все они были выходцами (и марионетками) сухих (можешь поднять интернет-архивы и убедиться в этом).

Через то же лобби, а так же и напрямую - через подкупы заказчиков - стали срываться контракты по поставке МиГ-29СМТ за бугор. Именно на этой почве сухие состыковались с Боингами - которые на тот период были изгнаны из своей страны за грязную игру против конкурентов на военных заказах (тоже отыскивается в сети).

Потеряв рынок оборонных заказов у себя, Боинг подался за океан - и ещё в 90-е отгрохал здесь ИЦ (исследовательский центр, - В.З. ), собрав в него все сливки разрушенного авиапрома. Представляешь, что за шпионское гнездо было создано?! Там не надо было никого подкупать - достаточно слушать, что в курилках болтают: ведь народ, перейдя в ИЦ Боинга, не утратил связи с родными КБ и институтами:((((((

Естественно, сухие тут очень помогали Боингам - из чего и родился проект бухого, ака RRJ. Он же - SSJ. Для гарантированного успеха SSJ необходимо было прикончить Ту-334 - что и было сделано, благо, уже помешать никто и не мог.

Ну, а чем всё закончилось - мы видим сейчас: в кресле Генерального МиГа приземлился сам Погосян. Что означало окончательное подчинение конкурента.

Понятно, что теперь РСК не сделает ничего, идущего во вред сухим: противник повержен и беспомощен...

Основные проекты - истребительная "пятёрка" и регионалка полностью убиты. Это произошло ещё на переломе десятилетий - и позволило выйти на Т-50 и SSJ.

И Путин тут, как сам видишь - ну никаким боком: ему досталось в правительстве просуховское лобби уже в совершенно готовом виде, а как премьеру - ему всё равно с кем работать. Голова у него болела в те времена очень о других проблемах...

В результате изрядная часть конструкторов МиГа с голодухи 90-х подались в Китай на заработки. Надо ли говорить, что там их приняли с распростёртыми объятиями, а мы в очередной раз подарили множество ценнейших знаний опасным конкурентам? И не только в авиации, но и в космосе, и...

В Китае работала конструкторская бригада МиГ - вахтовым методом. Это, к слову, очень помогло в самые смутные годы сохранить интеллектуальный костяк ОКБ - народ выезжал в Поднебесную командой в сотню человек (конструкторской бригадой полного профиля - от общего вида до технологов) и получали там от китайцев финансирование на уровне мировых стандартов, а потом через полгода их сменяли другие.

Мой одноклассник - Лёня Сутугин [Леонид Георгиевич Сутугин - сконч. 2002, сын Зам.Генерального конструктора ОКБ им Микояна по наземной технике Георгия Сергеевича Сутугина] - в субперестроечные времена оказавшийся в кресле руководителя бригады общих видов, порассказал мне, как там было и что...

Только J-20 тут никаким боком - поскольку строили наши хлопцы "супер-семь".


Фото dogswar.ru

Понятно, что в подмастерьях у них ходили китайские конструктора, набиравшиеся бесценного опыта - вот они-то и сделали пресловутую квази-пятёрку (ессно, как смогли и чего поняли).

…Я вот только недавно стал врубаться, что технология рейдерства в Штатах отработана до виртуозности и расписана в книгах по бизнесу весьма детально.

Раньше я считал, что симоновские наезды на микояновцев были гениальной импровизацией - но сейчас всё больше склоняюсь к тому, что они просто-напросто взяты из литературы, которая по понятным причинам у нас была абсолютно неизвестна.

Смысл создания лобби и перехват СМИ ещё во доперестроечном СССР в том и заключался, что б создать неблагоприятный общественный фон - для микояновцев это было абсолютной неожиданностью, и они были не готовы катастрофично: до того практика подковёрной борьбы ограничивалась кабинетами и кулуарами министерств на уровне руководителей отрасли - а тут выход на широкую массу мелких чинов в ВВС и вообще вне системы (слив в общедоступную прессу сказок, о том, какие сухие хорошие и какие они гениальные, придумав то, придумав сё).

И этот мифический монстр, созданный в ментальности тусовки, непобедим по определению. Это как худая слава про деревенскую девчушку - мол, спала со всеми, все парни про то друг другу рассказывают, и ни у кого нет и тени мысли, что она ни с кем в жизни не поцеловалась, а не то, что б на сеновал забралась. Пущенная однажды в оборот ложь обрастает фантастическими подробностями в самоподдерживающемся режиме...

Вот такая версия. Разумеется, ни подтвердить, ни опровергнуть её я не берусь, за неимением фактов. К сожалению, не могу никого спросить об этом из КБ Сухого, а не предоставить слова другой стороне как-то не комильфо. Но комментарии открыты для всех, пожалуйста. И оговорюсь, что конструкторы КБ Сухого тут, разумеется, никаким боком, свою работу они делают, и делают хорошо…

При подготовке статьи мне советовали не вспоминать всю эту грязь, а то, дескать, и Микояну припомнят грязные делишки с конкуренцией. Но как тогда объяснить, почему проект МиГ МФИ закрыли? Ответ: «Причины отказа от МФИ - это его избыточность для России, как по финансовым, так и по техническим меркам

Вот такая печальная история с первым советским истребителем пятого поколения…

Послесловие. Я хоть и неверующий, но иной раз невольно думаешь, а может, нынешняя травля Суперджета - это возмездие свыше за ту травлю? Оговорюсь, что я ни в коем случае не противник Суперджета: на него потрачено множество труда и средств, и летать он должен и будет. Тем более что Ту-334 разрабатывался в Союзе, с расчётом на рынок в виде огромного СССР и стран СЭВ (общее население около 495 миллионов человек), и в таком рынке он запросто окупился бы, чего не скажешь о нынешних 145 миллионах. Суперджет потому и сделан в изрядной доле из импортного оборудования, поскольку этим удаётся без лишних трат использовать мировую логистику аэропортов (поставки запчастей по всему миру и т.п.). А Тушка в нынешних условиях к экспорту не приспособлена, а стало быть - вряд ли окупится...

Кроме того, я не знаю, какие из станков, указанных , и которые используются в том числе для производства и боевых Су-35 и ПАК ФА (только программу замени на станке) подпадают под запрещённую для России "продукцию двойного назначения". А может, не только Боинг нас использовал, но и мы у него выдурили какое-то уникальное оборудование для производства не только Суперджета, но и ПАК ФА?

В следующей статье попробую рассказать об С-37, он же Су-47 «Беркут».

==========================================================================