Организация тендера – это бизнес-мероприятие, на котором заказчик сможет выбрать самое качественное из нескольких предложений и заключить контракт на выгодных условиях. Стоит отметить, что выбирают не самый дешевый вариант, а наиболее подходящий для реализации данного проекта. Давайте рассмотрим, как провести тендер успешно и правильно.
Компания участников должна отвечать следующим требованиям:
Проведение тендеров проходит следующие этапы:
Здесь происходит предварительный отбор на выбор поставщика. Каждая компания должна представить свое решение вопроса. Основываясь на своих критериях, заказчик выбирает, как правило, три лучшие компании, которые будут дальше соревноваться в следующем туре конкурса. На данном этапе процедура проведения требует, чтобы предприятие, организовавшее торги, предоставило участникам такую информацию:
Завершается этап оглашением победителей первого тура конкурса.
Во втором туре определяется победитель, с которым подписывают контракт на закупку и поставку определенных товаров и услуг. При этом у всех конкурсантов тендера должны быть равные условия для победы.
После того как будет выбран победитель тендера, остальным участникам отправляют в вежливой форме письма-отказы, составленные по всем правилам деловой переписки, и предложения участвовать в дальнейших тендерах, которые в будущем будет организовывать компания.
Для того чтобы правильно организовать торги, нужно учесть детали и с уважением относиться к участникам тендера, чтобы сохранить с ними хорошие отношения для дальнейшего сотрудничества по разным деловым проектам.
Найти надежного поставщика на тендере не сложнее, чем замэтчиться в Tinder. Ошибок, которые вы можете допустить, не так уж много. Я перечислю основные и объясню, как их избежать.
Пример: Закупщик из крупной производственной компании проводит тендеры вручную. Он звонит партнёрам, чтобы узнать актуальные цены, находит несколько новых поставщиков в интернете и отправляет им запросы по почте. Через несколько дней закупщик выбирает пять лучших предложений и снова звонит поставщикам, чтобы поторговаться. А потом ещё раз и ещё - пока не получит желаемую цену.
Что не так: У такого подхода сразу три минуса. Во-первых, закупщик охватил далеко не всех поставщиков, которые есть на рынке. Во-вторых, он не создал конкурентную среду - поставщики не видят лучшее предложение и торгуются неохотно. В-третьих, при таком подходе не может быть общего понимания правил игры.
Как правильно: Чтобы систематизировать закупки, нужно выбрать тендерную площадку и собирать предложения через один канал связи - личный кабинет.
Пример: Директор по закупкам сети ресторанов из Екатеринбурга зарегистрировался на федеральной тендерной площадке для проведения еженедельной закупки овощей и фруктов на сумму 100 000 рублей. Вместо шквала заявок от региональных и локальных поставщиков получил две.
Что не так: Во-первых, в тендерах на федеральных площадках обычно участвуют крупные поставщики. Поэтому им либо оказался неинтересен объём закупки, либо у них нет производства в Свердловской области. Во-вторых, очень часто на таких площадках просто нет локальных поставщиков - присутствие на них стоит достаточно дорого.
Как правильно: Чтобы выбрать тендерную площадку, нужно изучить список поставщиков и убедиться, что на ней есть подходящие. Также нужно сопоставить объём своих закупок со стоимостью присутствия поставщика на этой площадке. Если сумма расходов составит более 1% суммы потенциальной сделки, вряд ли стоит регистрироваться.
Пример: Закупщик производственной компании разместил тендер на одной из крупных торговых площадок. Предварительно обзвонил текущих поставщиков, предложил им зарегистрироваться и принять участие в аукционе. Ожидал получить предложения минимум от семи компаний, а получил от двух.
Что не так: Во-первых, закупщик не предусмотрел, что поставщики не захотят предлагать свои товары через тендеры. Для них это означает гарантированное снижение цены и, возможно, дохода. Во-вторых, он не сообщил, что закупать теперь будет только у тех, кто участвует в онлайн-торгах. А значит, скоро поставщики снова начнут названивать с предложениями.
Как правильно: Чтобы перевести поставщиков на тендерную площадку, закупщик должен разослать официальные письма руководителям компаний-партнеров, описать в них новые условия закупок, несколько раз позвонить с напоминанием об онлайн-торгах, а также найти резервные варианты поставки товара, если в первых торгах никто не примет участие.
Пример: Специалист по закупкам на заводе объявил тендер на поставку сливочного масла и получил заявки от текущих и новых поставщиков. Лучшую стоимость предложила компания, с которой ранее завод не сотрудничал. Он сразу же заключил с ней договор. В итоге прождал поставку два месяца, а она так и не пришла.
Что не так: Закупщик совершил большую ошибку - отошёл от внутренних правил завода по работе с поставщиками. А значит не учёл, что может закупать товары только у тех, кто уже предоставлял документы, подтверждающие финансовую стабильность, и привозил партию товара для оценки.
Как правильно: Следовало назначить победителем тендера одного из текущих партнёров, предложившего лучшую цену. После этого закупщик должен был запросить у потенциального поставщика документы и образцы. Если бы он прошёл внутреннюю проверку, можно было бы начать закупать у него товары со следующих торгов.
Пример: Генеральный директор крупного торгового холдинга принял решение закупать продукцию через тендеры. Насмотревшись на коллег из госкорпораций, где организация этой процедуры требует подготовки большого количества документов, он вводит такие же. В том числе просит закупщика формировать письмо-извещение, аналитическую записку и сводную таблицу персонально для каждого потенциального поставщика и согласовать все этапы закупки с финансовым и юридическим отделами.
Что не так: У закупщика нет никакого желания проводить тендер. Ему проще позвонить одному из текущих поставщиков и договориться о подходящей цене. А когда придёт время объяснять, почему торги не проводятся, он обязательно что-то придумает. Например, скажет что товар на складе заканчивался, сообщили об этом поздно, а купить нужно было срочно.
Как правильно: Чтобы этого избежать, генеральный директор должен определить, для чего именно компания проводит тендеры. Если для снижения цены, то большое количество документов вовсе необязательно. Важно фиксировать в них всего три пункта: условия поставки, полученные заявки и критерии выбора победителя.
Новости и лучшие статьи «Секрета фирмы» - в нашем Telegram-канале : @businesssecrets. Подписывайтесь!
Что такое тендер – суть проведения. Классификация по 3 типам + 5 сфер для проведения тендеров. Как принять участие в торгах – список документов + 5 государственных + 10 коммерческих онлайн-сервисов.
Само по себе, такое понятие как «тендер»никогда не обозначалось в законодательстве РФ.
Поскольку это слово имеет иностранное происхождение (а переводится оно как «предложение «), есть повод предположить, что сама идея его проведения пришла на территорию России с запада.
На сегодня, тендер – это возможность нескольким предприятиям, побороться за право предоставлять товар, либо же услуги, как частным, так и государственным предприятиям.
Также, в законодательных документах, данный процесс часто обозначается, как торги.
Весь процесс проведения тендера можно свести к 3-м последовательным шагам:
Он подписывает с ней договор о сотрудничестве.
В основном, тендеры бывают двух типов – это закрытые и открытые.
Также некоторые специалисты выделяют и третий тип – особенные тендеры, участвовать в которых могут только определенные заявки.
Разберем подробнее каждый формат.
Закрытые тендеры состоят только из определенных компаний, которые приглашены организатором данных торгов.
«Пропуск» к участию может зависеть от таких характеристик:
Также особенностью является то, что список участников не разглашается.
Он известен исключительно заказчику (в идеале), чтобы исключить возможность сговора между собой этих компаний.
Обычно в закрытом тендере участвуют от 4 до 6 компаний.
Еще одним плюсом закрытости такого рода мероприятий, является то, что ни одна из конкурирующих фирм не подозревает, какие условия может предложить другая.
Исходя из фактора неизвестности, предприятия порой сами выставляют более выгодные условия, чем те, которые они могли бы предложить, проанализировав конкурентов.
Открытые тендеры
– это тот случай, когда заказчик объявляет конкурс, и каждый желающий может принять в нем участие.
Уведомление о проведение торгов распространяется через разные источники:
Со всеми требованиями для участия может ознакомиться любой желающий.
Основным достоинством такого формата является то, что участники могут ознакомиться с материалами конкурса и оценить, какие у них шансы на победу.
Для заказчика положительным является то, что он получит большое количество заявок. Это дает возможность выбрать самые выгодные условия среди предложенных.
Важно то, что потенциальный исполнитель заказа обязан дать гарантию, которая будет подтверждена банком.
Специализированные тендеры с ограниченным участием – так официально называют торги, где конкретный список участников не определен, как в закрытых.
Но, в то же время, участвовать в них могут не все компании.
Участие в этих торгах ограничено особыми правилами. Например, допускаются только те участники, которые являются гражданами той страны, где проводиться этот тендер.
Тендеры проводятся как частными компаниями, так и государственными учреждениями, поэтому спектр сфер настолько огромный, что и не сосчитать.
Можно привести самые распространенные из них, к примеру:
Теплоэнергетика.
В данной сфере чаще всего возникает необходимость в выборе поставщика материала.
Медицина.
В этой деятельности есть возможность проводить тендер, как на закупку фармакологии, так и на закупку и обслуживание медицинского оборудования.
Сфера гражданской обороны.
Обслуживание.
В нем нуждаются все: начиная от выбора , заканчивая охранными предприятиями.
Каждый участник тендера, обязан заполнить заявку. Она составляется в свободной форме, установленных образцов нет (кроме случаев, когда этого требуют условия конкретного тендера).
Но есть другое важное правило: вся информация должна быть подтверждена необходимыми документами, согласно.
Также в случае с государственными заказами, прилагаются дополнительные требования, которые регламентированы законодательством…
В том случае, если не все требования и условия понятны, любой участник торгов может заполнить запрос в свободной форме, на который ему обязаны дать ответ.
Немалую роль играет тендерная документация – то есть бумаги, которые со своей стороны обязаны предоставить заказчики (вспомните схему тендеров, приведенную выше).
В список тендерной документации входят акты, которые обязательно прикрепляются к приглашению на участие. Без данных документов проведение торгов не будет являться полноценным тендером
Необходимые документы при составлении приглашения на участие в тендерном аукционе:
Потенциальный исполнитель тоже должен предоставить документацию о предприятии:
Точные требования к приложенной документации выдвигаются в соответствии со сферой и типом услуг/товаров.
Потому список участник должен обязательно уточнить в каждом конкретном случае.
Наиболее выгодными и не затратными являются электронные торги.
По сути, система остается та же, но сам процесс переходит в онлайн-пространство.
Такой формат имеет большой плюс для начинающих предпринимателей, так как дает возможность принять участие в аукционе, отыскав его при помощи поисковой системы.
Процентное соотношение поиска исполнителя (поставщика) при помощи электронных аукционов:
5 наиболее известных электронных площадок для проведения торгов:
Механизм проведения тендера с помощью интернета значительно упрощается. Однако это утверждение актуально только для государственных аукционов.
В случае с частными фирмами, того чтобы найти нужные торги, нужно пролистать не один сайт.
К сожалению, не существует специальных сетевых площадок для проведения коммерческих тендеров.
Но найти такой, при желании, не составит большой проблемы. Параметры поиска при этом зависят непосредственно от цели, сферы предоставляемых услуг или товара.
Для примера приводим перечень нескольких коммерческих сервисов онлайн-аукционов. К их числу, в основном, можно отнести закупочные тендеры, такие как:
Сама идея кажется интересной и прогрессивной. За рубежом об этой практике уже давным-давно всем известно. Большинство предприятий России, как частных, так и государственных, тоже перешли на эту систему.
О преимуществах проведения тендера в общих чертах можно долго рассказывать. Однако есть много нюансов, которые связаны непосредственно с менталитетом России.
Стоит учитывать тот фактор, что большинство таких торгов не получается назвать объективными. Более того, компания, которая в итоге выполнит заказ, при детальном рассмотрении, оказывается далеко не самым выгодным предложением.
Тем не менее, тендер выигрывают они. В случае с проведением государственных аукционов, предпринимателю, чтобы стать победителем в тендере, достаточно просто обозначить выгоду для лиц, ответственных за выбор.
Интересно то, что когда речь заходит о частном предпринимателе, он редко станет выказывать такую же политику. Ведь он является владельцем данной организации, и лично заинтересован в получении качества за умеренную цену.
В отличие от стандартного способа проведения торгов, онлайн-тендер, относится к наиболее прозрачному, ведь основная часть информации о заказе отображается при обычном поиске в интернете.
И только в особых случаях для этого нужен определенный доступ.
Для того, чтобы участвовать в тендере, нужно подать заявку.
Как её правильно подготовить, смотрите в видеоролике:
Естественно, в данном процессе есть много плюсов.
Но все они реальны лишь при условии честного проведения торгов, наличии прозрачных условий, а также желании представителя или управляющего предприятием, выбрать действительно самые выгодные условия.
Что такое тендер , и как извлечь из этого выгоду, каждый понимает по-своему.
Но изначально – это один из самых удобных механизмов предпринимателей для того, чтобы найти друг друга в целях дальнейшего сотрудничества.
Переход подобных процессов в электронную форму упрощает решение многих предпринимательских проблем. Ведь для того, чтобы участвовать в онлайн-тендере, необязательно «крутиться» в определенных кругах.
Достаточно знать парочку сервисов с электронными аукционами, и уметь пользоваться поисковыми системами.
Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту