Ежегодный рынок в переводе с немецкого. Из истории русских ярмарок. Отраслевые и специализированные

регулярные торги; рынки, которые собирались в определенном месте и в определенное время. На Руси появились в XII веке. Особенно большое развитие получили в XVII веке, когда в стране начал формироваться национальный рынок. Наиболее известные ярмарки в XVII - 1-й пол. XIX вв.- Макарьевская, Ирбитская, Контрактовая (у Киева), Кяхтинская, Харьковские

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЯРМАРКИ

ОТ нем. Jahrmarkt - ежегодный рынок) - регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно организуемый в определенном месте; место периодич. торговли; сезонная распродажа товаров одного или мн. видов. Я. возникли в Европе в раннее средневековье, в период господства натурального х-ва и экономич. разобщенности, когда торговля носила нерегулярный характер и обслуживала по преимуществу состоятельные слои общества, снабжая их гл. обр. редкими и дорогостоящими привозными товарами; господствовал "интернациональный" тип торговли с далеким привозом и сбытом, а гл. фигурой в торговле являлись бродячие купцы. Узость рынка и небезопасность торговли побуждала торговцев объединяться в торг. караваны, торговать совместно, концентрируясь в специально избранных и хорошо защищенных пунктах (у стен замка или монастыря и т. п.), там, где собирались значит, массы людей: на пересечении торг. путей и в местах, где проходили нар. собрания, большие церк. праздники и др. публичные события (об обычае приурочивать Я. к большим религ. или др. праздникам свидетельствуют назв. Я. на ряде яз.- messe - от мессы; франц. foire, итал. fiera, англ. fair - от позднелат. feria - день религ. праздника). В раннее средневековье, особенно там, где еще не сложились города как центры ремесла и торговли, Я. играли большую роль как единственные значит, пункты сосредоточения обмена. Еще более возросло значение Я. с 10-11 вв., с возникновением и развитием городов, ростом гор. ремесл. производства, зарождением внутр. рынка и усилением междунар. торг. связей, развитием сухопутных путей и средств сообщения. Значительно расширился ассортимент ярмарочной торговли, увеличилось число Я., их продолжительность. Наряду с большими Я.- центрами оптовой торговли, где все большее место занимали т. н. тяжелые товары (хлеб, вино, руда и металлы, соль, сукна), существовали областные (региональные) и мелкие местные Я., где сбывалась сезонная продукция (в нек-рых случаях эти формы совмещались). Необходимость торг. регулирования, обеспечения ярмарочного мира привела к возникновению особого ярмарочного права; правонарушения, совершенные во время и на терр. Я., наказывались по нормам высш. юрисдикции. Я. давали владельцу терр., на к-рой они располагались, большие доходы (в виде торг. пошлин и поборов). Поэтому право иметь или разрешать Я. стало одной из важных феод. привилегий. Привилегии иметь Я. получали (обычно от короля) отд. города, духовные или светские сеньоры. В каждой стране было по неск. наиболее крупных Я. Самыми известными были: в Италии - Я. в Ферраре, Павии, Милане, Венеции, Пьяченце, Флоренции, Генуе; в Германии - во Франкфурте-на-Майне (первое известие о Я. от 1240), Лейпциге (известны прибл. с 1165, охранительные привилегии и право на оптовую торговлю - с 1268), Кельне, Брауншвейге, Франкфурте-на-Одере и др.; в Англии - Стаурбриджская (близ Кембриджа), Сент-Джайлсская (с 11 в.), Бостонская, Винчестерская (в юж. Англии, пожалованная королем епископу Винчестера), Бристольская; во Франции - Шампанские Я. (получили значение в 12 в.), Я. под Парижем - Сен-Денийская, или Ланди (Lendit) (считалась старейшей в ср.-век. Европе - ее основание приурочивалось к 7 в., но, по-видимому, она возникла не раньше сер. 11 в.), Сен-Лоранская и Сен-Жерменская, Я. средиземноморской торговли в Бокере (на Роне), в 12-13 вв.- Я. в Безоне, Шалоне (с кон. 12 в.), Реймсе, Лионе и др.; в Венгрии - в Пеште и Дебрецене; в Польше - Познанские, в Кракове и др. Нередко Я. имели определенную специализацию. Так, итал. Я. особенно славились дорогими тканями и вост. товарами, французские - вином и сукнами, английские - шерстью, грубым сукном, свинцом, оловом, углем, южногерманские - вином, датские (особенно в обл. Сконе) - сельдью, шведские - железом и медью и т. д. Крупнейшие Я. были центрами междунар. торговли того времени. В 13 - сер. 14 вв. такими Я., фокусировавшими торговлю и ден. операции Европы, стали Шампанские Я. Во франц. обл. Шампань благоприятно сочетались политич. и географич. условия, пересекались важнейшие торг. пути (из Англии, Франции, Италии, Фландрии, Германии, Балт., Северноморского и Средиземноморского побережий). Всего Шампанских Я. было 6 (по 6 недель каждая). Они проходили в 4 городах почти в течение целого года (Труа, Провен, снова Труа, Ланьи, Бар, снова Провен). Каждая Я. проходила в соответствии с выработанным общим стандартом. В течение первой недели - распаковка и раскладка товара, оплата пошлин, с 9-го дня - "суконная" Я. (продажа шелка, полотна и др. тканей, а также ковров и гобеленов), затем - распродажа кожи и меховых товаров и т. д. В течение всего срока Я. продавались т. н. весовые товары: "легкие" веса (коренья, благовония, пряности, красители, аптекарские товары и др.), "тяжелые" веса (соль, руда, металлы, изделия из них), сырье для пряжи, а также скот. На Шампанские Я. съезжались торговцы и скупщики со всей Европы, купцы каждой страны и города объединялись в землячества. Я. имела свой постоянный суд, полицию и администрацию, печать, к-рой удостоверялись сделки и договоры. Особые чиновники надзирали за мерами, весами, качеством монеты и проч., собирали торг. пошлины, оформляли сделки. К сер. 14 в. междунар. значение Шампанских Я. стало ослабевать. Большую известность в Европе стали приобретать Я. в Сев. Франции, в Нидерландах. В кон. 14 и в 15 вв. крупнейшим ярмарочным и складским центром стал Брюгге (Фландрия). В нач. 15 в. общеевроп. значение получили Я. Женевы (первое упоминание - 1262), в 15-16 вв.- Я. в Лионе (куда из Женевы переместился центр европ. ден. рынка; установлены в 1420, пользовались покровительством франц. короля). В 16 в. междунар. ярмарочным и кредитным центром (особенно для южноевроп. стран) стал исп. г. Медина-дель-Кампо. В 16 в. начались Я. в Антверпене. Постепенно большое значение получили Лейпцигские Я. С кон. 15-16 вв. в Лейпциге собирались т. н. имперские Я. (три раза в год: новогодние, весенние - пасхальные и осенние, по одной неделе каждая). Там торговали мехами, тканями (полотно, холст, шелк, сукна), скотом, прод. товарами (вино, рыба, хлеб, мед). В 18 в. Лейпцигские Я. приобрели междунар. значение, на них все большее место стали занимать пром. товары и местное сырье. Я. сыграли крупную роль в развитии ср.-век. торговли, а также ден. обращения, ден. рынка и кредита. На Я. располагались конторы менял, осуществлявших обмен монет согласно последнему курсу (что имело большое значение ввиду большого разнообразия ср.-век. монеты) и производивших также ссудные и кредитные операции. В связи с неудобством и опасностью перевозки больших сумм денег, заинтересованностью купцов в торг. кредите и оптовым характером ярмарочной торговли на Я. все чаще производились безналичные торг. операции, возникли ден. заемные и доверенные письма, постепенно превратившиеся в векселя. Я. играли большую роль в налаживании не только экономич., но и культурных связей, в развитии ср.-век. народной культуры: на Я. съезжались певцы, жонглеры, нар. бродячие театры и цирки (было положено начало возникновению т. н. ярмарочного театра - балагана). В период генезиса и развития капитализма ярмарочная торговля потеряла прежнее значение и подверглась изменениям. Сбыт наличного товара сменился продажей по образцам, а затем и по стандартам. В 19 в. крупные оптовые Я. превратились в выставки товарных образцов, где торговля производилась, как на товарной бирже. В новейшее время по мере распространения непосредственного оптового сбыта и расширения регулярной торг. сети ярмарочная торговля подверглась дальнейшему сокращению и изменению. Сохранились сезонные распродажи (для закупки местных, гл. обр. с.-х. товаров) и местные регулярные торжки. Крупные региональные Я. почти исчезли. Среди совр. междунар. Я. (сделки совершаются по выставленным образцам) - Я. в Милане, Париже, Лионе, Бордо, Марселе, Вене, Стокгольме, Брюсселе, Генте, Измире, Токио и др.; популярны междунар. Я. социалистич. стран: Лейпцигская, Познанская, Загребская, Пловдивская. Междунар. Я. способствуют развитию мировой торговли, укреплению экономич. связей между разл. странами. С 1925 существует Союз междунар. Я. Лит.: La foire, Brux., 1954; Coornaert E., Caracteres et mouvement des foires internationales au moyen ?ge et au XVI si?cle, в кн.: Studi in onore di Armando Sapori, Milano, 1957; Gachelin J. P., Le Landy et les foires de Saint-Denis en France, Lyon, 1958; Bautier R. H., Les foires de Champagne, Brux., 1954; Lipson E., The economic history of England, v. 1, 8 ed., L., 1945; D?ring W., Handbuch der Messen und Ausstellungen, Darmstadt, 1958. См. также лит. при ст. Торговля. А. А. Сванидзе. Москва. Ярмарки в России и СССР. В дореволюц. России обычно были связаны с тем или иным храмовым или монастырским праздником. Первоначально торги производились у монастырей Троице-Сергиева, Кирилло- Белозерского и др. Наиболее древняя из Я.- Арская (ок. Казани), известна с сер. 13 в. В связи с грабежами рус. купцов татарами Василий III запретил поездки на эту Я. и основал в Васильсурске в 1524 новую Я. Позднее она была переведена к Желтоводскому (Макарьевскому) монастырю (см. Макарьевская ярмарка). С развитием торг. связей и образованием Рус. централизованного гос-ва число Я. и их обороты увеличиваются. Я. были центрами складывания всеросс. рынка. Продолжительность Я. была различна (от 1 дня до неск. месяцев); гл. предметы торговли: с.-х. продукты, скот, лошади, кустарные и пром. изделия, пушнина, кожи и т. д. В 1865 в России действовало 6,5 тыс. Я. Из них с оборотом св. 1 млн. р. было 35, от 0,5 млн. до 1 млн.- 27, от 0,1 до 0,5 млн.- 182. Сложились 2 группы крупнейших Я.: уральская (Ирбит, Мензелинск и др.), где рус. и европ. товары обменивались на сибирские и азиатские, и украинская (Харьков, Полтава, Ромны и др.), где продукция ремесленного и пром. произ-ва центральной и сев.-вост. России обменивалась на сырье и с.-х. продукты черноземных и степных р-нов. С началом широкого ж.-д. строительства во 2-й пол. 19 в. значение Я. во внутр. торговле России начинает падать. Особенно проявляется это на Украине и в Центр.-черноземном р-не. Так, прекращает свое существование в Ромнах Ильинская Я. Падают обороты. Коренная Я. в Курске, продававшая различных товаров в 1834 на сумму св. 22 млн. р., в 1911 имела оборот только на 800 тыс. р. Но в целом по России число Я. росло. В нач. 20 в. (на 1 июля 1904, по данным Мин-ва финансов) на терр. Росс. империи числилось 18 452 Я. По экономич. р-нам они распределялись след. образом: Центральный - 2162, Восточный - 2758, Украинский - 2597, Южный - 1071, Средний земледельч.- 2308, Польский - 2000, Балтийский - 1484, Северный - 378, Северо-Западный - 1661, Кавказский - 196, Сибирский - 629, Среднеазиатский - 130. По данным Центр. статистич. к-та, на 1911 число Я. равнялось 16 тыс. с общим оборотом в 1 млрд. р. Большинство Я. (ок. 87%) составляли мелкие однодневные, устраиваемые в селах в день престольных праздников. Здесь крестьяне продавали с.-х. продукты и покупали пром. изделия. 12% приходилось на Я. среднего размера (с оборотом от 10 до 100 тыс. р.). 1% составляли крупные оптовые Я. (оборот от 100 тыс. р. до 200 млн. р.). Наиболее крупных Я. с оборотом св. 1 млн. р. было 23. На 1-м месте стоит Нижегородская ярмарка. Предметами торговли гл. обр. были меха, хлопчатобумажные товары, кожевенные, скобяные изделия, икра, чай и т. д. 2-й по величине оборота была Ирбитская Я. (см. Ирбит) в Пермской губ. Осн. товары - хлопчатобумажные, шерстяные, кожевенные изделия, кожа, пушнина, чай; обороты по данным 1911 - 30 млн. р., 1914 - ок. 25 млн. р. 3-й была Меновническая Я. ок. Оренбурга. На ней торговали преим. рогатым скотом, лошадьми, верблюдами, хлопком, азиатскими товарами; обороты по данным 1911 - 8 млн. р., 1913 - 14 млн. р. В этой губернии происходили в это же время еще 2 подобные Я.- в Орске и Троицке. Обороты первой по данным 1911 - 3 млн. р., второй - 1 млн. р. Большое значение, особенно в 19 в., имели укр. Я. Среди них наиболее крупные - харьковские: Крещенская, Троицкая, Успенская и Покровская, продолжавшиеся 3-4 недели. Предметы торговли: мануфактурные товары, металлич. и скобяные изделия, бакалейные, колониальные товары, кожи, овчина, шерсть. Уже по сведениям 1834, общий оборот их - более 22 млн. р. (по-видимому, ассигнациями); в 1913 - ок. 36 млн. р. Значительной была Ильинская Я. в Полтаве (оборот св. 1 млн. р. в 1911). Предметы торговли: лошади, скот, овчины и мануфактурные товары. На севере крупной Я. являлась Маргаритинская в Архангельске с оборотом ок. 2 млн. р. (1911). Предметы торга: рыба, мануфактура, предметы промыслов и хоз. обихода. Кроме Я., на к-рых производилась торговля разл. товарами, существовали специальные конные Я. Таких Я. в 1911 было более 5 тыс. Наиболее крупная из них - Мензелинская (Уфимская губ.). Были скотские Я. (в Харьковской, Воронежской губ. и Донской обл.). Действовали и лесные Я. Наиболее крупные: Козьмодемьянская (Казанская губ.), в 1911 - оборот до 4 млн. р.; Гомельская (Могилевская губ.), в 1900 - оборот 3 млн. р., в 1910 - 2 млн. р. Особый характер имела в Киеве Контрактовая Я., существовавшая уже в нач. 19 в. Здесь не продавались товары в розницу, а заключались сделки (контракты) на оптовую куплю-продажу (сахар, хлеб, металлы, уголь и др.). Я. в период их действия становились не только торг., но и своеобразными культурно-просветит. и общественными центрами того или иного города или села. На терр. Я. проводились нар. гуляния. Существовало спец. ярмарочное законодательство, а также традиции и ритуал открытия и закрытия Я. Для руководства торговлей, установлення правил и порядка на крупных Я. создавались ярмарочные комитеты. Для поддержания общественного порядка на Я. отправлялись большие наряды полиции и подразделения казачьих войск. С началом Гражд. войны в условиях военного коммунизма Я. в Сов. России не проводились. С переходом к новой экономической политике Я. начинают возрождаться. В 1922-23 в РСФСР действовало ок. 600 Я., к 1927 число их достигало почти 7,5 тыс. По данным 1926, в УССР было 15 202, в БССР - 417 Я. В др. сов. республиках численность Я. была незначительна. Большинство Я. были мелкими, продолжительностью в 1-5 дней. Они делились на всесоюзные, республиканские, областные и местные. К всесоюзным относились Нижегородская и Бакинская. Основной оборот Нижегородской Я. составляли продажа по образцам и контрактовые сделки. Бакинская играла большую роль в торговле со странами Востока. Продажа за наличные на этих Я. не превышала 1/3 оборота. В нач. 1930-х гг. Я. в СССР были упразднены. В послевоен. период Я. в СССР появляются как одна из форм гос. и кооперативной торговли. С 1958 периодически устраиваются межрайонные и межресп. Я. с оптовой продажей и заключением торг. сделок по образцам. СССР широко участвует в работе междунар. Я. -***-***-***- Таблица Крупнейшие ярмарки России 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. [s]ЯРМАРКИ.JPG Лит.: Чулков М. Д., Словарь учрежденных в России ярмарок, изданный для обращающихся в торговле, М., 1788; Список существующих в Российской империи ярмарок, СПБ, 1834; Аксаков И. С., Исследование о торговле на украинских ярмарках, СПБ, 1858; Воен.-статистич. сборник на 1868 г., в. 4, Россия, СПБ, 1871; Мердер И. К., Конская торговля в России. (Ярмарки), СПБ, 1880; Денисов В. И., Ярмарки. (К вопросу о подъеме экономических сил России), М., 1911; Канделаки И., Роль ярмарок в рус. торговле, СПБ, 1914; Всесоюзные ярмарки и их значение во внутренней торговле и в торговле с Востоком, М., 1926; Справочник Бакинской ярмарки 1924 и путеводитель по Баку с планом ярмарки и г. Баку, Баку, 1924; Самсонов В. И., Курская коренная ярмарка, "Уч. зап. Курск, гос. пед. ин-та", 1949, No 2; Новицкий К. П., Ярмарки и их роль во внешней торговле России в первой пол. XIX в., в кн.: Сб. науч. работ Моск. ин-та нар. х-ва, в. 4, М., 1954; Кафенгауз Б. Б., Очерки внутр. рынка России первой пол. XVIII в., М., 1958; Дихтяр G. A., Внутренняя торговля в дореволюционной России, М., 1960; Остроухов П. A., Нижегородская ярмарка в 1817-1867 гг., "ИЗ", т. 90, М., 1972; Александров В. A., Начало Ирбитской ярмарки, "ИСССР", 1974, No 6; Участие Сов. Союза в международных ярмарках и выставках, М., 1957. П. А. Зайончковский. Москва.

По мнению историков, ярмарки - это самые древние формы общения между продавцом и покупателем. Когда точно появились ярмарки, доподлинно неизвестно. В исторических документах упоминания о них можно встретить с XVI в., однако многие исследователи приводят доказательства существования ярмарок и в период Киевской Руси. Правдивость последнего утверждения можно также соотнести со следующей поговоркой, известной русскому народу издревле: «Где двое, там рынок, трое - базар, а семеро - ярмарка».

Где и когда проводились ярмарки

Как правило, места для ярмарок носили центральный характер. Так, в XI-XII вв. на северо-западе Древней Руси торговля велась на погостах. Погостом в то время назывался центр сельской общины. Также излюбленными местами проведения ярмарок служили монастырские торжки. Кстати, чаще всего проведение подобных мероприятий было приурочено к церковным праздникам. Безусловно, это не уберегало купцов от грабежей, хотя в такие дни они случались и реже, однако придавало ярмарке торжественность и пышность. Поначалу подобные съезды привлекали ремесленников и купцов из соседних деревень, но впоследствии стали местом сбора торгового люда со всей России. Были и особенно популярные ярмарки, о чём можно прочитать в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона»: «Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки - Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская». Также на слуху были Крещенская (в Киеве), Пермская, Оренбургская, Покровская (в Харькове), Макарьевская (в Костроме), Верхнеудинская, Минусинская, Козьмодемьянская, Барнаульская, Ишимская ярмарки.

Какие цели были у ярмарок

Поскольку ярмарка прежде всего ассоциируется с товарно-денежными отношениями, то главная её цель - это, конечно, продажа и покупка товаров. Тем не менее, на протяжении всей истории своего развития ярмарки служили информационным и культурным центром: здесь происходил обмен новостями, знаниями и опытом среди людей, приехавших из разных регионов страны, проходили разнообразные представления и концерты. Также, если снова возвращаться к древности, когда споры между конфликтующими сторонами разрешались не иначе как военным путём, ярмарки играли миротворческую роль. Известно, что в период проведения данных мероприятий между враждующими сторонами устанавливался так называемый ярмарочный мир, нарушение которого влекло за собой строгое наказание. Действовал даже специальный ярмарочный суд, приводящий приговор в исполнение.

Развитие ярмарок

Изначально на ярмарках торговали продуктами и изделиями ручной работы. С развитием в XVII-XVII вв. мануфактурного производства ассортимент ярмарок значительно расширился. Также несколькими веками раньше такие торговые съезды стали играть большую роль не только во внутренней, но и во внешней торговле. Иностранные купцы доставляли в Россию товары из Восточной и Западной Европы, что положительно влияло на развитие торговых отношений между странами. Чаще всего сшитые одежды, сукно, кожи, топоры и посуду обменивали на ремесленные изделия, пушнину, сырье, мед.

К началу XIX в. ярмарки в России продолжали развиваться, однако уже во 2-й его половине обороты торговли на подобных торговых съездах стали снижаться. Причиной тому стало железнодорожное строительство. С началом революции история ярмарок в России практически закончилась: темпы и товарообороты неумолимо сокращались. В начале 1930-х гг. XX века ярмарки в СССР были упразднены. Как говорится в первом издании Большой Советской Энциклопедии, «по мере усиления планового начала в торговле и с развитием торгового аппарата обобществленного сектора, всесоюзные и республиканские ярмарки утратили свое значение как центры сбыта и закупки товаров». И только лишь в послевоенное время ярмарки постепенно снова стали развиваться.

Ярмарки сегодня

На сегодняшний день на территории России как в больших городах, так и в небольших населённых пунктах проводится множество ярмарок самого различного направления. Есть ярмарки, торгующие всем, а есть узкоспециализированные, например, только ремесленные или продуктовые. 2-го октября вторая «Воскресная ярмарка долины Лефкадия», которая пройдёт в селе Молдаванское Крымского района Краснодарского края, соберёт самых лучших фермеров, производителей высококачественной продукции и handmade-мастеров Кубани в одном месте.

"ярмарка" - это форма торговли. Издревле купцы везли свой товар в наиболее безопасные для торговли места. Туда, где торговые пошлины и поборы были наименьшими. Периодические съезды торговцев со своим товаром для оптовой распродажи в Европе известны с десятого века. Так возникли и существуют известные на весь мир ярмарки в Кракове, Вене, Лионе, Бристоле, Магдебурге, Кельне, Франкфурте-на-Майне, Гале, Лейпциге и других городах. Что такое ярмарка для России?

Это не просто способ организации торговли, это традиции, это история, это праздник.

Цель проведения

На первый взгляд, цель ярмарки та же что и у торгового рынка. Чтобы увидеть различия, нужно оценить масштабы. Зона обслуживания рынка локальная. Зоны охвата ярмарки обширны. Это может быть не один город или область, а регионы, федерации, международная зона.

В зависимости от статуса участников и организаторов различны и цели ярмарок. Это и расширение торговли, совершенствование ценовой политики, продвижение и распределение товара, ознакомление со своей деятельностью и достижениями как можно большего числа участников и обеспечение в дальнейшем эффективности своей предпринимательской работы. Что такое ярмарка? Это еще и очень удобный, а главное, перспективный способ налаживания многосторонних коммуникационных связей, заключения долгосрочных договоров между солидными участниками и целыми странами. Одной глобальной цели всей ярмарки подчинены все цели ее участников. Начиная с краткосрочных и завершая долгосрочными.

Частота проведения

Торговля на оптовых рынках проводится практически ежедневно с показом любой имеющейся в наличии у продавца и на основе открытого торга с покупателем. Ярмарки же организуют периодически. Они могут быть сезонные. Например, если это модная ярмарка продажи верхней одежды, то логично, что меховая ярмарка шуб проводится в зимний период. Ярмарки сельскохозяйственных проводят ближе к осени в определенные даты или один-два раза в год. Например, медовые ярмарки организуют после сбора меда в конце июня и в начале августа. Важно, что товар на ярмарке должен иметь повышенный потребительский интерес у покупателя. А вот для продукции производственного назначения выставки-ярмарки проводят иногда с интервалом до пяти лет. Товар на них может отсутствовать в полном объеме продаж. Но должен быть представлен экспонат (действующий образец) и каталог с полным описанием, с техническими и эксплуатационными данными. Что такое ярмарка услуг, можно оценить по перечню этих услуг в презентации ярмарки. Такие ярмарки организованы в основном в виде стендов и экспозиций фирм-экспонентов.

Объемы продаж

На оптовом рынке возможна торговля единичным товаром или небольшими партиями товара и услуг, которые сразу попадают к покупателю в результате устной сделки с продавцом. На ярмарках-продажах в основном заключаются договоры купли-продажи на оптовую поставку товаров или услуг. Собственник этой партии товара какое-то время формально может не меняться. Правила, нормы и требования по торговле на рынках регламентируются специальными органами власти той местности, где данный рынок находится. Чтобы понять, что такое ярмарка, и оценить ее масштабы и объемы, важно отметить, что для ведения торговли на ярмарке разрабатываются специальные правила для торговцев и покупателей. Для разрешения спорных вопросов создаются специальные органы и принимаются нормативно-правовые акты.

Человеческий фактор

Для любой ярмарки важен От работы организаторов выставки, представителей экспонентов, обученного персонала зависит, будет ли достигнута поставленная цель ярмарки, качество ее проведения. Это своего рода реклама, которая привлекает посетителей, будущих потенциальных участников ярмарки. Итоги прошедшей ярмарки - это фундамент будущей.

Отраслевые и специализированные

Кроме названых классификаций, ярмарки бывают функциональные и отраслевые, универсальные и специализированные. Типичная отраслевая ярмарка - это меховая ярмарка. Для России это не новое явление. Мехами и изделиями из них Россия торговала издревле.

На современном меховом рынке предприятие «Новоторжская ярмарка» - это возобновление традиций. Начиная с названия, в котором заложено общеславянское название рынка - торг. Слово "новый" - подчеркивает современность ярмарки и методов торговли. Здесь предприятия со всей России представляют современные модели дубленок и шуб из меха норки, бобра, каракуля, енота, овчины, нутрии. На выставке всегда организовываются показы новейших разработок. А это, как известно, самый простой и наименее затратный способ оценить потребительский спрос, и запустить новое изделие в производство. Работает Санкт-Петербурге и других крупнейших городах России в самых удобных и современных торговых зданиях. Ярмарка всегда поражает огромнейшим ассортиментом. Потому что напрямую и эксклюзивно работает со многими меховыми предприятиями России и мира. И не каждому под силу сотрудничать с Новоторжской ярмаркой, соответствовать предъявляемым к качеству продукции требованиям. Сотрудники компании следят за всеми технологическими процессами каждого предприятия, чью продукцию они представляют на ярмарке. Специалисты технического контроля компании проверяют каждое изделие на соответствие ГОСТам России и требованиям принятого в Таможенном союзе. У Новоторжской ярмарки крепкие позиции. Быть ее партнером престижно, потому что главной целью создателей и руководителей выставки является: «Счастливый покупатель в новой шубе».

Для огромной армии поклонников изделий из натурального меха это праздник, к которому готовятся и ждут с нетерпением.

День Микеля или Маттиса отмечается 29 сентября, как праздник завершения сельскохозяйственных работ, а так же, как день базаров и торговли.

Микель – архангел Михаил, сражающийся против всех тёмные сил зла. На иконах он чаще всего изображён, как воин-защитник, покровитель Божьего народа в его борьбе за свободу.

Все, кто читал и просто рассказы восточных авторов, конечно, помнят завораживающее описание восточных базаров. Разноязычный говор, ослепительно яркие краски, немыслимые ароматы, витающие в воздухе, просто врываются в реальность, сходя со страниц книг.

Интересно и то, что часто были центром культурной, политической и социальной жизни. Располагался базар на центральной городской площади. Рядом мог находиться не только дворец правителя, но и мечеть.

Например, а «Истории Бухары» Мухаммеда Наршахи – 899-959 мы читаем: «Там, где теперь находится мечеть Моха, была равнина на берегу реки, где было очень много деревьев, так что торговля происходила в их тени. Царь выходил на базар и садился на трон на том месте, где теперь находится мечеть Моха, чтобы поощрять людей к покупке идолов… Впоследствии на этом месте было капище огнепоклонников: в дни, назначенные для торга, люди собирались сюда, все входили в капище и поклонялись огню. Это капище существовало до водворения здесь ислама, когда мусульмане, усилившись, построили на этом месте свою мечеть, и теперь это одна из главных мечетей Бухары».

Но базары и Ярмарки появились задолго до христианства и ислама. Ещё до нашей эры с возникновением первых государств, таких как Месопотамия… Были они и в Древней Греции и в Древнем Риме.

И уже рыночные площади считались священным местом. На рынках устанавливали алтари различных божеств: Зевса, Гермеса, Афины и считалось, что рынки находятся под покровительством этих божеств.

Первой известной ярмаркой в Западной Европе считается прошедшая в 629 году ярмарка в Сен-Дени под Парижем. Ярмарки стали наиболее распространённой формой торговли в Европе во времена Средневековья.

В XIII - XIV веках одно из самых оживлённых мест торговли находилось во Франции в графстве Шампань, где ярмарки проходили круглый год. Во второй половине XIV века большая часть ярмарочной торговли переместилась в Лион и Женеву.

А в XV веке, центром ярмарочной торговли в Европе стал город Брюгге во Фландрии.

Ярмарки проводились так же в Германии во Франкфурте-на-Майне и в Лейпциге.

Многие , зародившиеся в глубине веков, продолжают здравствовать и ныне.

На Руси испокон веков были свои ярмарки.

Прабабушка рассказывала мне, как отец до революции возил всю семью на ярмарки. Перед этим мать наряжала детей во всё самое лучшее, наряжалась сама, подбирала для отца самую красивую рубаху, брюки, головной убор и сапоги.

Детям ярмарка в те времена представлялась ожившей сказкой. Их вели на кукольное представление, покупали различные сладости, воздушные шары, они любовались медведями, наряженными в национальные русские костюмы – те били в бубен и танцевали под присмотром цыган и их одобрительные крики.

Судя по тому, с каким восхищением и азартом прабабушка предавалась воспоминаниям, как зажигались и молодели её глаза и розовели щёки, ярмарки подарили ей в детстве много счастливых часов.

На Руси ярмарки появились в глубокой древности, и располагались сначала на пересечении торговых путей. Проезжающие мимо со своим товаром купцы не могли удержаться от соблазна, останавливались и начинали торговать. Свои товары на ярмарках продавали так же крестьяне и ремесленники живущие неподалёку. Транспортом первых ярмарок были лошади, на которых привозили и увозили товар.

Правительство на Руси с глубокой древности не только не препятствовало ярмаркам, но и способствовало их появлению. Например, ещё княгиня Ольга организовала погосты, где люди могли торговать своими товарами. А царь Пётр I считал, что ярмарки способствуют внутреннему товарообороту и налаживают торговые связи с иностранцами.

Когда-то ярмарки называли – торжки, торги, и лишь много позже, когда они расцвели в таких крупных городах, как Москва, Новгород, Псков, Рязань, их назвали ярмарками.

Может быть, именно с ярмарок пошёл так называемый русский размах, так поражающий иностранцев и в наше время. Восхищённые воспоминания о московских торгах оставили венецианский посол Контарини, побывавший в Москве в 70-х годах XV века и купец Иосафато Барбаро.

Само слово «ярмарка» скорее всего, пришло к нам с Запада. Так, например, путешествовавший по России в начале XVI века и побывавший на одном из торгов, на реке Мологе при городке Холопьем, немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн потом писал в своих «Записках о московских делах», называя русский торг привычным для себя словом «jahrmarkt» – «ярмарка».

В. И. Даль объяснял, что «ярмарка – большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями».

Любая ярмарка, как правило, представляла собой огромную многоликую и шумящую толпу из торгующих, покупающих и просто любопытствующих. Потом торговец Фурье предложил ввести торговые «ряды», расположив торговцев в линию. Теперь покупатели и продавцы не смешивались друг с другом, и появился относительный порядок.

Первая крупная ярмарка в Нижнем Новгороде прошла уже во второй половине XIV века.

Самой большой ярмаркой в России была Нижегородская, которую сначала называли Макарьевской, так как располагалась она у стен Макарьевского монастыря, стоявшего в 90 км от Нижнего Новгорода вниз по реке Волге в 1641 году.

В 1817 году после пожара ярмарка была перенесена в Нижний Новгород, однако ещё долгое время продолжала называться по имени своей предшественницы Макарьевской.

На ярмарку в Нижний Новгород везли хлеб из Самары и Саратова, рыбу из Астрахани, кожу и пушнину из Сибири, железо с Урала. На ярмарку ехали и иностранцы, которые называли Нижегородскую ярмарку русским караван-сараем. Торговля на ней шла, как оптовая, так и розничная.
К середине XIX века общее число торгующих превысило 15000 тысяч.

Ещё ярмарка была под Курском, первое упоминание о ней относится к 1708 году. С 1824 года она стала называться Коренской, и на неё стали съезжаться купцы со всех уголков России.

Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет, называл курскую ярмарку «выставкой невест». И писал: «Все проходы застилались свежею травою, по которой, подъезжая в многочисленных экипажах, разгуливали разодетые дамы. То и дело мелькали кавалерийские офицеры в полной форме с волочащимися саблями».

На Курской ярмарке, по словам писателя Гиляровского, продавали соловьёв. По тем временам стоили они недёшево – 100 рублей за одного певца в клетке.

Позднее появилась Уральская ярмарка.

Интересно, что на ярмарках большим спросом пользовались различные снадобья всевозможных знахарей, презервативы из бычьих пузырей, лубки с яркими картинками, которые заменяли беднякам книги. Но именно ярмарки способствовали развитию народных промыслов.

На ярмарках продавали практически всё! Лошадей и другой скот, зерно, муку, мёд, сахар, пряники печатные и непечатные, галантерею, всевозможные ткани, шапки, расшитые душегрейки, шали, шубы, валенки и многое другое.

В старину на ярмарках обвешивать и обсчитывать покупателя было не только грешно, но и пятнало честное имя продавца.

Всенепременными участниками ярмарок были скоморохи, купцы, цыгане с медведями, гадалки.

В 1894 г. в России было проведено более 18000 ярмарок с оборотом 1100 млн. рублей. Ярмарки были, как однодневные, так и длившиеся неделю и даже не один месяц.

Я очень люблю, когда ярмарки начинаются в нашем городе. Ярмарка на центральной площади города работает три раза в неделю – по пятницам, субботам и воскресеньям. Начинается она в середине августа и длится до 1 ноября. Приезжают на неё продавцы из разных мест, как правило, из городов Поволжья. Но больше всего, конечно, местных фермеров, продающих экологически чистую сельскохозяйственную продукцию.

Деревенские продукты охотно раскупаются горожанами, а туристы с удовольствием покупают сувениры и поделки, созданные руками местных умельцев.

Приюты на нашей ярмарке пристраивают в хорошие руки котят, собачек и даже попугаев и обезьян. Все животные выглядят ухоженными, желающие получают визитки и могут посетить приют, разыгрывается беспроигрышная лотерея в пользу животных, которые не могут найти хозяев и остаются в приюте. Это немного грустная нотка… Во всём остальном ярмарка только радует.

Например, мы, мёд покупаем только на этой ярмарке. Там же приобретаем астраханскую рыбу, вологодское масло и другие товары.

И ещё одной из моих личных радостей является то, что на этой ярмарке можно купить с рук недорого книги в хорошем состоянии.

И, наверное, не будет ничего плохого, если поблагодарить за ярмарки их покровителя святого Михаила или Микеля, ведь ярмарка на самом деле тот самых праздник, что сближает людей самых разных национальностей и взглядов.

Публикации раздела Традиции

История ярмарок в России

С егодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О том, как менялись развлечения - от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина, - в материале портала «Культура.РФ».

Старинные ярмарки: от балагана до культурного центра

Александр Чередниченко. Ярмарка (фрагмент). 2009. Частное собрание

Борис Кустодиев. Балаганы (фрагмент). 1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr - год, markt - рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы.

За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.

Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик - спелых дочерей,
А дочки - прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.

Благодаря Нижегородской ярмарке изменился даже архитектурный облик города, когда туда перенесли торги от Макарьевского монастыря - после крупного пожара. Для обустройства торговой артели здесь развернули крупное строительство. Главное здание возводил Августин Бетанкур - автор Московского манежа . Ярмарочный дом состоял из 60 корпусов больше чем на две тысячи лавок. При обустройстве торговых рядов учитывали специфику торговли: к примеру, для азиатов, торгующих чаем, построили отдельные Китайские ряды, оформленные в национальной стилистике. На территории ярмарки возвели Спасский Староярмарочный собор по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, который построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Устроители ярмарки позаботились и о представителях других конфессий: здесь также появились Армяно-григорианская церковь и мечеть.

В центре торгового городка была площадь, в разных частях располагались не только лавки и магазины, но и аптеки, трактиры, харчевни, кузницы, цирюльни, театры, банк. В Нижнем Новгороде работала уникальная для тех лет подземная канализация, благодаря чему в городе поддерживалась чистота.

Веселая жизнь «великого торжища»

Александр Пушнин. На ярмарке (фрагмент). 1960. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Анна Чередниченко. На базар (фрагмент). 1947. Частное собрание

Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами. В небольших городах за развлечения по-прежнему отвечали балаганы, дрессировщики и кукольные театры. Один из их героев - веселый Петрушка - стал любимцем публики. Народ веселили и с помощью райков: так называли коробку, оснащенную увеличительными стеклами и лубочными картинками с бытовыми сюжетами. Раешники передвигали картинки и дополняли представление короткими забавными присказками. Например, такими: «А это река Висла, водичка в ней кисла, кто этой водички изопьет, тот сто лет проживет» .

Зона развлечений в ярмарочном городке Нижнего Новгорода называлась «Веселая самокатная» - там располагались балаганы, сады, фотосалон и развлекательные павильоны. В одном из них даже показывали кино. В главном доме Нижегородской ярмарки проводили концерты..

Еще одним гастролером был певец Федор Шаляпин . Он так вспоминал о ярмарке в своей книге «Маска и душа»: «Ярмарка гудела всевозможнейшими звуками, какие только мог представить себе человек до изобретения радио. На ярмарке яркие краски России смешались с пестрыми красками мусульманского Востока. Просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища» .

С ярмарочных представлений началась и история Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского . Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк рассказывал о культурной жизни Ирбита в романе «Приваловские миллионы».

Спектакли были так популярны, что театр «был битком набит ярмарочной публикой». «На креслах и стульях разместилось все, что было именитого на десятки верст: московские тузы по коммерции, сибирские промышленники, фабриканты, водочные короли, скупщики хлеба и сала, торговцы пушниной» , - писал Мамин-Сибиряк. Ярмарка повлияла и на архитектуру Ирбита: в XIX веке в городе построили несколько каменных зданий, торговых и зрелищных заведений.