Закон предоставляет работникам широкий инструментарий для отстаивания своих интересов. Наиболее жестким методом давления по ТК РФ служит забастовка. Решаясь на такой шаг, коллектив должен соблюдать все предусмотренные правила ее организации.
Защита трудовых прав
Забастовка является только одним средством защиты прав сотрудников от неправомерных действий работодателя. также обратиться с жалобой в Государственную инспекцию труда или подать заявление в прокуратуру или в суд. В любую из этих инстанций можно подавать коллективную жалобу, в этом случае рассмотрение будет быстрее.
Право на организацию этого мероприятия предоставлено сотрудникам или их представителям ст. 409 ТК РФ. Ее допускается проводить при наличии одного из перечисленных ниже условий:
Решение о проведении забастовки не обязывает каждого сотрудника участвовать в ней. Присоединение к организаторам является добровольным, а за принуждение приостанавливать работу предусматривается ответственность.
Закон устанавливает запрет на ряд действий администрации предприятия. Ее представители не имеют право на организацию забастовки и участие в ней.
Порядок объявления забастовки урегулирован ст. 410 ТК РФ. Предусматривается следующий алгоритм.
Стоит отметить: работники могут не придерживаться порядка объявления забастовки в том случае, если было принято решение провести часовую предупредительную забастовку. Данное мероприятие призвано продемонстрировать готовность сотрудников добиться удовлетворения своих требований. Эту забастовку можно провести после 3 дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя за 2 дня (в случае рассмотрения спора на локальном уровне) и после 4 дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя за 3 дня (в случае рассмотрения спора на других уровнях соцпартнерства).
К решению о проведении предъявляется ряд требований:
В ряде случаев забастовка может быть признана незаконной. Такие ситуации перечислены в ст. 413 ТК РФ:
Действующие нормы устанавливают обязательность судебной процедуры. Забастовка будет признана незаконной с даты вступления в силу соответствующего судебного решения. Процесс может инициировать работодатель или прокурор. Разбирательство будет проходить в краевом, областном или республиканском суде. Бастующие должны обязаны прекратить свою акцию не позднее следующих суток после вручения организатором копии вступившего в силу документа.
Решение о незаконности забастовки
Признание судом незаконности забастовки не является единственным правовым решением. По своим правовым последствиям к нему могут быть приравнены судебное решение о приостановке либо отсрочке забастовки на срок до 15 дней по ч.7 статьи 413 ТК и решение Правительства РФ о ее приостановке не более чем на 10 дней (до вынесения решения суда) по ч.8 статьи 413 ТК. Такие решения принимаются в особых случаях.
Работодатель вправе наказать протестующих сотрудников только в случае их неповиновения решению суда. Он вправе использовать в отношении незаконно бастующих меры дисциплинарной ответственности: от выговора до увольнения. Больше о видах дисциплинарных взысканий можно узнать .
Незаконные забастовки повлекут и дополнительную ответственность за них. Работников-организаторов, входящих в представительный орган протестующих, могут обязать возместить убытки предприятия. Речь идет об ущербе, который был понесен в связи с действиями коллектива. О порядке взыскания ущерба, причиненного работодателю, читайте в статье . При этом работодатель обязан подтвердить его размер соответствующими доказательствами в рамках судебного разбирательства.
Чтобы получить ответ специалиста, задавайте вопросы в комментариях
Забастовка - это временный добровольный отказ работников от исполнения полностью или частично своих трудовых обязанностей для разрешения коллективного трудового спора. Такое понятие забастовки приведено в ТК РФ (ч. 4 ст. 398 ТК РФ). Подробнее о том, чем гарантировано право на забастовку и как оно реализуется, расскажем в нашей консультации.
Право работников на забастовку для разрешения трудового спора гарантировано Конституцией РФ (ст. 37) и Трудовым кодексом РФ (ст. ст. , , ). Работники могут начать забастовку в случае, если (ст. 409 ТК РФ):
Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (или ее обособленного подразделения) по предложению представительного органа работников, уполномоченного ими ранее на разрешение спора (ч. 1 ст. 410 ТК РФ). Чтобы такое решение было правомочно, на собрании работников должно присутствовать более 50% от общего числа работников, а конференция должна пройти в составе не менее 2/3 делегатов. И за проведение забастовки должны проголосовать не менее 50% участников собрания (конференции). Если провести собрание или созвать конференцию невозможно, решение об объявлении забастовки представительный орган работников может утвердить, если соберет подписи более 50% работников.
О начале предстоящей забастовки необходимо предупредить работодателя в письменной форме не позднее чем за 5 рабочих дней.
Работодатель, в свою очередь, должен предупредить о предстоящей забастовке органы Роструда (п. 1 Постановления Правительства от 06.04.2004 № 156).
Если объявленная забастовка так и не была начата в срок, указанный в решении о ее проведении, работники должны вернуться к примирительным процедурам (ст. 410 ТК РФ).
В отдельных случаях проведение забастовок не допускается.
Так, к примеру, забастовки по ТК РФ являются незаконными (ст. 413 ТК РФ):
Право на забастовку может быть дополнительно ограничено Федеральными законами. Так, например, забастовки запрещены для муниципальных служащих (
Ю. МОИСЕЕВА
Ю. Моисеева, Тверской
государственный университет.
В нашей
стране право на забастовку как способ
разрешения коллективного трудового спора
закреплено в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ.
В
соответствии с Федеральным законом от 23
ноября 1995 г. "О порядке разрешения
коллективных трудовых споров", если
примирительные процедуры не привели к
разрешению коллективного трудового спора
либо работодатель уклоняется от
примирительных процедур, не выполняет
соглашение, достигнутое в ходе разрешения
коллективного трудового спора, работники
вправе использовать такие формы, как
собрание, митинг, демонстрация,
пикетирование, а также забастовка.
Забастовка согласно ст. 2 Закона от 23 ноября
1995 г. - это временный добровольный отказ
работников от выполнения трудовых
обязанностей (полностью или частично) в
целях разрешения коллективного трудового
спора.
Особого внимания заслуживают
вопросы, связанные с общими чертами и
видами забастовок.
Забастовка является
временной остановкой работы: рабочие
должны после ее завершения возвратиться на
свои места. Это коллективный акт,
предпринятый группой работников. Тот факт,
что группа состоит из работников, позволяет
отделить забастовку от таких действий, как
отказ студентов посещать лекции, митинги
пенсионеров (эти действия могут быть
названы забастовкой только по аналогии).
Наконец, забастовка почти всегда является
рассчитанным действием, цель которого -
выражение недовольства или реализация
требований. Она есть не что иное, как одна из
форм общения между работодателями и
работниками, посредством которой работники
высказывают в крайней по закону форме свое
несогласие с действиями администрации, и ее
в этом плане можно рассматривать как
ультимативную форму протеста.
Закон
устанавливает, что участие в забастовке
является добровольным. Никто не может быть
принужден к участию или отказу от участия в
забастовке.
Участие в забастовках не
может рассматриваться как нарушение
трудовой дисциплины и основание
расторжения трудового договора (кроме
случаев, когда забастовка, признанная судом
незаконной, не прекращена, или начата
забастовка, отсроченная или
приостановленная судом). За участниками
забастовок сохраняется на время забастовки
место работы и должность.
В
соответствии со ст. 13 Закона от 23 ноября 1995
г. представители работодателя не вправе
организовать забастовку и принимать
участие в ней.
Наиболее
распространенный вид - это обычная
забастовка, когда работники прекращают
производство и покидают свои рабочие места.
Именно он является предметом внимания
законодателя.
Интересной в плане формы
проведения представляется так называемая
"итальянская забастовка", или работа по
правилам. Работники в этом случае не
прекращают работу, а начинают выполнять
свои трудовые обязанности строго в
соответствии с установленными
технологическими правилами, следствием
чего является блокирование нормального
производственного процесса. Суть этого
вида забастовки - в существующих
противоречиях между формальной и
неформальной организацией работы на
предприятии. Особенность заключается еще и
в том, что забастовка практически не
регулируется законом, ибо для предъявления
претензий к работающим нет оснований.
В
Российской Федерации Законом
предусмотрена возможность проведения двух
видов забастовок: обычной и
предупредительной. Отличие
предупредительной забастовки от обычной
состоит в том, что она: может быть объявлена
в период прохождения примирительных
процедур - после пяти календарных дней
работы примирительной комиссии; может быть
проведена однократно (в данном конкретном
споре); ее продолжительность не может быть
более одного часа; о предупредительной
забастовке работодателя необходимо
известить в письменной форме не позднее чем
за три рабочих дня.
Закон четко
урегулировал порядок объявления
забастовки. Решение об этом принимается
собранием (конференцией) работников
организации, филиала, представительства
или профсоюзной организацией, объединением
профсоюзов. Собрание (конференция)
считается правомочным, если на нем
присутствовало не менее двух третей от
общего числа работников, членов
профсоюзной организации (делегатов
конференции). Решение считается принятым,
если за него проголосовало не менее
половины присутствующих на собрании
(конференции).
О начале предстоящей
забастовки работодатель должен быть
предупрежден в письменной форме не позднее
чем за десять календарных дней.
Самое
серьезное внимание при вынесении и
оформлении решения о забастовке необходимо
обратить на его содержание. В нем должны
быть указаны: перечень разногласий сторон,
являющихся основанием для объявления и
проведения забастовки; дата и время начала
забастовки, ее продолжительность и
предполагаемое количество участников;
наименование органа, возглавляющего
забастовку, состав представителей
работников, уполномоченных на участие в
примирительных процедурах; предложения по
минимуму необходимых работ, выполняемых в
период проведения забастовки.
Минимум
определяется соглашением сторон совместно
с органом исполнительной власти или
органом местного самоуправления в
пятидневный срок с момента принятия
решения об объявлении забастовки. В случае
недостижения соглашения минимум
необходимых работ (услуг) устанавливается
органом исполнительной власти или местного
самоуправления. При необеспечении минимума
забастовка может быть признана
незаконной.
Практика показала
необходимость и целесообразность
установления такого минимума
заблаговременно для всех однопрофильных
организаций (предприятий, учреждений).
Целесообразно закрепить рекомендуемый
минимум в трехсторонних соглашениях в
зависимости от вида деятельности. Минимум
работ (услуг) нужно определять исходя из
необходимости охраны жизни и здоровья
людей, прав и законных интересов граждан.
Перечень таких работ не может быть
предельно широким, иначе он станет
непреодолимым препятствием для реализации
права на забастовку.
Анализируя
зарубежные критерии ограничения права на
забастовку, нельзя не прийти к выводу о том,
что сложившаяся за последние годы
законодательная практика в большинстве
стран имеет явную тенденцию к сочетанию
абстрактных (обобщенных) формулировок с
конкретным перечислением тех областей
человеческой деятельности, которые принято
относить к жизненно важным для страны и где,
следовательно, право на забастовку в полном
объеме отсутствует.
Это такие службы,
остановка работы которых угрожает жизни,
свободе, безопасности или здоровью людей,
что обязывает обеспечивать выполнение
служебного минимума работ с целью
избежания подобного риска.
Как правило,
к их числу относят следующие службы: почта,
телеграф, телефон; дежурные больницы и
аптеки; похоронные службы; банковская
деятельность; некоторые виды транспорта;
судебные органы; вооруженные силы; пожарные
службы; автодиспетчерская служба и
некоторые другие (Александров М.А. О праве
на забастовку в жизненно важных отраслях и
службах зарубежных стран // Труд за рубежом.
1993. N 1. С. 35 - 43).
Такое обобщенное
определение жизненно важных отраслей и
служб позволяет правительству вмешиваться
в коллективный трудовой спор под тем
предлогом, что он угрожает экономике и
национальным интересам страны в целом.
К числу вопросов, решение которых имеет не
только теоретическое, но и важное
практическое значение, относится вопрос о
признании забастовок незаконными.
Во-первых, забастовка является незаконной,
если она была объявлена без учета сроков,
процедур и требований, предусмотренных
законом. Так, забастовка, проведенная
докерами - механизаторами Морского
торгового порта Магаданской области в
феврале 1992 г., решением Верховного Суда РФ
была признана незаконной, так как ее
провели без предварительного
урегулирования трудового спора в
примирительной комиссии и трудовом
арбитраже и без соответствующего
предупреждения администрации (Бюллетень
Верховного Суда РФ. 1992. N 12).
При этом, как
указал в своем Постановлении Пленум
Верховного Суда РФ, сам по себе факт
несоблюдения до начала забастовки
примирительной процедуры не может служить
основанием признания забастовки
незаконной, если будет установлено, что
трудовой коллектив предпринимал все меры к
ее выполнению, а администрация уклонялась
(Постановление Пленума Верховного Суда РФ
"О некоторых вопросах судебной практики по
гражданским делам Верховного Суда РФ" //
Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 10).
Кроме того, являются незаконными
забастовки, создающие реальную угрозу
основам конституционного строя и здоровью
граждан.
Являются незаконными
забастовки в Вооруженных Силах РФ,
правоохранительных органах, органах
Федеральной службы безопасности, если при
этом создается угроза обороне страны и
безопасности государства.
Решением
Верховного Суда РФ забастовка, проведенная
коллективом летного состава Вологодского
авиапредприятия, признана незаконной, так
как на предприятиях гражданской авиации
забастовка как средство разрешения
коллективного трудового спора не
допускается (Бюллетень Верховного Суда РФ.
1994. N 10).
Профсоюз летного состава
Вологодского авиапредприятия обратился в
Конституционный Суд РФ с жалобой. Последний
принял постановление, согласно которому
запрет забастовок на предприятиях и в
организациях гражданской авиации
соответствует Конституции в той мере, в
какой это право на забастовку отдельных
категорий работников может быть ограничено
в целях защиты конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства.
В
своем Постановлении от 17 мая 1995 г.
Конституционный Суд РФ отметил, что запрет
забастовок на предприятиях и в
организациях гражданской авиации на
основании одной лишь их принадлежности к
определенной отрасли не соответствует
Конституции РФ. В связи с этим
Конституционный Суд РФ обратился к
Федеральному Собранию РФ с указанием о том,
что ему надлежит определить условия и
основания ограничения права на забастовку
и связанные с этим необходимые
компенсационные механизмы и процедуры
разрешения коллективных трудовых споров,
руководствуясь при этом Конституцией и
общепризнанными принципами и нормами
международного права (Российская газета.
1995. 25 мая).
Не так давно, 8 июля 1999 г., был
принят Федеральный закон "О внесении
дополнения в статью 52 Воздушного кодекса
Российской Федерации". Установлено, что в
целях защиты прав и законных интересов
граждан, обеспечения обороны страны и
безопасности государства не допускаются
забастовки или иное прекращение работы (как
средство разрешения коллективных и
индивидуальных трудовых споров и иных
конфликтных ситуаций) авиационным
персоналом гражданской авиации,
осуществляющим обслуживание (управление)
воздушного движения.
Федеральный закон
от 23 ноября 1995 г. оставил вне своих рамок
возможность ограничения права на
забастовку в той мере, в какой это
необходимо для защиты нравственности, прав
и законных интересов других лиц. Среди прав,
подлежащих защите, Закон называет лишь
здоровье человека, хотя незаконная
забастовка может причинить существенный
вред ряду иных определенных Законом прав и
интересов других лиц. Необходимость
закрепления такого положения основывается
на содержании ст. 55 Конституции РФ, которая
провозглашает возможность ограничения
прав и свобод человека федеральным законом
в целях защиты основ конституционного
строя, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
Закон устанавливает
возможность ограничения права на
забастовку в соответствии с Законом о
чрезвычайном положении.
Представляется, что законодательная
формулировка о возможности ограничения
права на забастовку является не совсем
верной и точной. Было бы правильнее
говорить о признании забастовок
незаконными в силу того, что их проведение в
отдельных случаях прямо запрещено
законом.
Речь идет о лишении права
использовать такой способ разрешения
коллективных трудовых споров, как
забастовка, неисполнение чего влечет
применение к его нарушителям
предусмотренных законом мер юридической
ответственности. Ограничение же
предполагает не полное лишение права, а
лишь устанавливает пределы его
осуществления.
Немало проблем
возникает и во время проведения забастовок.
В пакетах выдвигаемых требований нередко
встречаются требования политического
характера, что обусловлено чрезмерной
политизацией сложившейся в стране
социально - экономической ситуации.
Закон СССР от 22 мая 1991 г. "О порядке
разрешения коллективных трудовых споров
(конфликтов)" запрещал все забастовки по
политическим мотивам, в том числе с
требованиями об изменении
конституционного строя, границ, а также
забастовки с требованиями о созыве,
роспуске или изменении порядка
деятельности высших органов
государственной власти, об отставке их
руководителей или руководителей
государства.
Политические требования
должны быть либо узаконены, либо запрещены.
При этом необходимо отметить, что на
практике достаточно трудно провести грань
между политической забастовкой и
забастовкой, обусловленной социально -
экономическими потребностями работников,
хотя и приобретшей политическую окраску.
Забастовка оканчивается подписанием
соглашения спорящими сторонами. Кроме того,
ее прекращение может быть связано с
вынесением судом решения о признании
забастовки незаконной, после чего
работники обязаны прекратить забастовку и
приступить к работе не позднее следующего
дня после вручения копии указанного
решения суда органу, возглавляющему
забастовку.
Как социальное явление
забастовка представляет собой довольно
сложный многоплановый процесс. Поэтому
проблемы, связанные с осуществлением права
на забастовку, требуют углубленного
изучения и исследования с анализом не
только действующего российского
законодательства, но и соответствующего
зарубежного правового материала и
накопленного опыта в этой области.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РФ от 17.05.1991 N 1253-1
"О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ
ПОЛОЖЕНИИ"
ЗАКОН СССР от 20.05.1991 N 2179-1
"О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ
ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.11.1995 N 175-ФЗ
"О
ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ
СПОРОВ"
(принят ГД ФС РФ 20.10.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.07.1999 N 150-ФЗ
"О
ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 52 ВОЗДУШНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 16.06.1999)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Конституционного Суда РФ от 17.05.1995 N 5-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
СТАТЬИ 12 ЗАКОНА СССР ОТ 9
ОКТЯБРЯ 1989
ГОДА "О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ
ТРУДОВЫХ
СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)" (В
РЕДАКЦИИ ОТ 20 МАЯ 1991 ГОДА) В ЧАСТИ,
ЗАПРЕЩАЮЩЕЙ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАБАСТОВОК
РАБОТНИКАМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ,
В
СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ПРОФСОЮЗА ЛЕТНОГО СОСТАВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда
РФ от 01.08.1994
Российская юстиция, N 9, 1999
Забастовка - это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
В отличие от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора забастовка - ультимативное действие работников, давление на работодателя, чтобы путем прекращения работы добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах. Она - крайняя, исключительная мера разрешения трудового спора.
Забастовки имели большое значение для появления трудового законодательства во всех странах, в том числе и в царской России. Ни один закон о труде ни в царской России, ни в зарубежных странах в конце XIX - начале XX в. не издавался без стачечной борьбы трудящихся. И в настоящее время рабочий класс развитых стран путем стачечной борьбы, забастовок в различных формах (замедленный темп работы, предупредительные - кратковременные, 24- или 28-часовые, ступенчатые - прекращение работы на несколько часов в день или неделю, перемежающие - по очереди останавливается работа каждого цеха, до объявленного полного прекращения работы и др.) не только вынуждает собственников и правительства идти на социальные реформы, улучшающие определенным образом условия труда, но и борется против антирабочих законов, ущемляющих, отнимающих завоеванные уступки. Право на забастовку закреплялось в законодательстве также под напором рабочего движения.
Советский Союз в 1974 году ратифицировал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ООН 1966 года, согласно которому принявшие его государства обязываются обеспечить право на забастовку в соответствии с регламентирующим ее законодательством страны. Но закон, регламентирующий забастовки, был принят у нас лишь через 15 лет после ратификации указанного пакта, поскольку до 1989 года в стране забастовок не было.
Право на забастовку является правом трудового коллектива или нескольких трудовых коллективов, поскольку сама забастовка - это коллективные действия, форма коллективного ультиматума для удовлетворения требований работников, не получивших разрешения мирным путем. И никто другой не подпадает под определение понятия «забастовка», данного вст. 398 ТК.
Трудовой кодекс указывает, что право работников на забастовку в соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается способом разрешения коллективного трудового спора. Кодекс ограничивает право на забастовку в некоторых случаях. Так, в ст. 413 ТК указывается, что в соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:
а) в период введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в связи с этим; в органах и организациях Вооруженных Сил Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных и поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Следовательно, Трудовой кодекс расширил как безусловный (п. «а»), так и условный (п. «б») запрет забастовок и конкретизировал его. Запрещено участие в забастовках федеральным государственным служащим законодательством о них.
В случаях, когда забастовка не может быть проведена, окончательное решение по коллективному трудовому спору (после примирительных процедур) принимает в 10-дневный срок Правительство РФ (ст. 413 ТК).
Реализация работниками, их трудовыми коллективами права на забастовку возможна лишь после прохождения примирительных процедур или при уклонении работодателя от примирительных процедур, или когда он не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора. В этих трех случаях работники могут использовать такие формы, как собрания, митинги, демонстрации, пикетирование (эти формы могут использоваться и в ходе забастовки для поддержания требований).
Участие в забастовке является добровольным, и никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке, иначе принуждающие лица несут дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность. Работодатели и их представители не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.
Порядок объявления забастовки. Решение об объявлении забастовки принимается общим собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профсоюзом (объединением профсоюзов), утверждается собранием (конференцией) работников. Собрание (конференция) работников считается правомочным принять решение об объявлении забастовки, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников (членов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки (ч. 4 ст. 410 ТК). Закон предусмотрел возможность проведения однократной часовой предупредительной забастовки после пяти календарных дней работы примирительной комиссии. О ней работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня, а орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).
Права и обязанности спорящих сторон при забастовке. Работодатель должен быть предупрежден второй спорящей стороной в письменной форме о начале предстоящей забастовки не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала. В решении об объявлении забастовки указываются:
дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников;
наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах во время забастовки;
предложения (перечень) по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому на производстве в период проведения забастовки. Это разного уровня перечни необходимых работ и их составление определены ст. 412 ТК.
Работодатель о предстоящей забастовке предупреждает Службу по урегулированию коллективных трудовых споров, информирует поставщиков и потребителей, принимает меры к сохранению работоспособности производства, машин, оборудования и т. д., используя указанный 10-дневный предупредительный срок до начала забастовки.
Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией) работников орган или соответствующий орган профсоюзов. Он вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать соответствующих специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам, а также приостановить забастовку и возобновить ее после приостановления без повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. О таком возобновлении забастовки он должен предупредить работодателя и Службу не позднее чем за три рабочих дня до забастовки.
В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения различных примирительных процедур. Для обеспечения в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества производства и физических лиц, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, работодатель, органы исполнительной власти и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять для этого зависящие от них меры. В тех организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (например, скорая помощь, больницы, водоснабжение, транспорт) при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых для населения работ (услуг), который определяется соглашением сторон совместно с органами исполнительной власти или органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. Если такое соглашение не достигнуто, то он устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. В случае необеспечения минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.
Закон предусмотрел обязательное ведение документации при разрешении коллективного трудового спора. Все действия сторон оформляются протоколами представителями сторон, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.
Забастовки стали реальностью нашего времени. Если восемь-десять лет назад забастовка казалась событием экстраординарным, то последние несколько лет сообщения об этих акциях звучат едва ли не каждый день, а число людей, участвующих в их проведении, все возрастает.
Определение понятия забастовки приведено в двух нормативных актах: Трудовом кодексе и в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Забастовка - это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей, полностью или частично, в целях разрешения коллективного трудового спора.
Понятие забастовки в обоих законодательных документах одинаково. Право работников на забастовку признается как способ разрешения коллективного трудового спора и в основном законе Российской Федерации - Конституции РФ. Это закреплено в статье 37.
Забастовка - это весьма радикальное средство борьбы работников за свои права, и закон в связи с этим регулирует условия, при которых использование забастовки как способа разрешения возникшего трудового конфликта является правомерным.
Забастовку так же можно определить как групповое, организованное, гласное, в отличие от саботажа, и целенаправленное воздействие на производственный процесс путём временного отказа субъекта от участия в регламентированной деятельности с целью удовлетворения выдвинутых им требований. Субъектом забастовки может быть отдельная группа, рабочий коллектив или отрасль в целом.
В нашей стране право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора закреплено в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ. В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать такие формы, как собрание, митинг, демонстрация, пикетирование, а также забастовка.
Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с общими чертами и видами забастовок.
Забастовка является временной остановкой работы, а это значит, что рабочие должны после ее завершения возвратиться на свои места. Это коллективный акт, предпринятый группой работников. Тот факт, что группа состоит из работников, позволяет отделить забастовку от таких действий, как отказ студентов посещать лекции, митинги пенсионеров - эти действия могут быть названы забастовкой только по аналогии. Наконец, забастовка почти всегда является рассчитанным действием, цель которого - выражение недовольства или реализация требований. Она есть не что иное, как одна из форм общения между работодателями и работниками, посредством которой работники высказывают в крайней по закону форме свое несогласие с действиями администрации, и ее в этом плане можно рассматривать как ультимативную форму протеста.
Закон устанавливает, что участие в забастовке является добровольным.
Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Участие в забастовках не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и основание расторжения трудового договора, кроме случаев, когда забастовка, признанная судом незаконной, не прекращена, или начата забастовка, отсроченная или приостановленная судом. За участниками забастовок сохраняется на время забастовки место работы и должность.
В соответствии со ст. 13 Закона от 23 ноября 1995 г. представители работодателя не вправе организовать забастовку и принимать участие в ней.
Наиболее распространенный вид - это обычная забастовка, когда работники прекращают производство и покидают свои рабочие места. Именно он является предметом внимания законодателя.
Интересной в плане формы проведения представляется так называемая "итальянская забастовка", или работа по правилам. Работники в этом случае не прекращают работу, а начинают выполнять свои трудовые обязанности строго в соответствии с установленными технологическими правилами, следствием чего является блокирование нормального производственного процесса. Суть этого вида забастовки - в существующих противоречиях между формальной и неформальной организацией работы на предприятии. Особенность заключается еще и в том, что забастовка практически не регулируется законом, ибо для предъявления претензий к работающим нет оснований.
В Российской Федерации Законом предусмотрена возможность проведения двух видов забастовок:
Предупредительная забастовка представляет собой особую акцию, демонстрирующую готовность работников добиться удовлетворения своих требований. Она может быть объявлена в ходе проведения примирительных процедур, но не ранее чем после пяти календарных дней работы примирительной комиссии. Прибегнуть к такой забастовке можно лишь один раз за все время рассмотрения коллективного трудового спора. При этом ее продолжительность не должна превышать одного часа.
Принять решение об объявлении предупредительной забастовки может представитель работников, участвующий в примирительных процедурах, - орган общественной самодеятельности, орган профсоюза или единый представительный орган. Он же возглавляет забастовку.
Забастовки могут иметь разную напряженность: они либо содействуют сохранению существующей социально-экономической системы, либо разрушают ее.
Забастовка имеет экономический, социально-психологический и политический аспекты.
В экономическом аспекте ее сущность определяет взаимоотношение рынка труда и капитала. Известно три типа трудовых отношений. В первом прибыль достигается за счет интереса работников и относительного или абсолютного их обнищания. Второй тип трудовых отношений характеризуется тем, что прибыль формируется и за счет вложения в работников, т. е. здесь уже наблюдается сочетание интересов работника и нанимателя. При третьем типе трудовых отношений прибыль получается за счет гармонизации интересов собственника, средств производства и собственника рабочей силы, которое достигается с помощью системы участия в прибылях и принятия решения, т.е. самоуправления.
Социальный аспект трудовых конфликтов - это, прежде всего взаимоотношение социальных групп и отдельных лиц. Со стороны собственника в нем участвуют слои предпринимателей и управляющих, каждый из которых имеет сложную социальную структуру. Со стороны работников в конфликтах также участвуют далеко не однородная масса, их субъектом являются и отдельный работник, и трудовой коллектив - профсоюз. Социально-психологический аспект забастовки выражается в поведении людей в кризисной ситуации. Для одного, собственник, предприниматель - это стремление сохранить свою социальную позицию даже путем потери определенных ценностей, в том числе потери рабочего времени и продукции в результате приостановки работы, для других - работников - изменить свой социальный статус.
Политический аспект заключается во взаимоотношениях рабочего движения, государства и различных политических партий. Если государство выступает одновременно и в роли собственника - нанимателя и в роли посредника, и в роли защитника интересов, то конфликт с рабочими может перерасти в глобальный, что, по сути, и происходит сейчас. Взаимоотношения рабочего движения с политическими партиями могут осуществляться по двум сценариям. В первом случае партии контролируют рабочих и используют их в своих целях. Но, этот вариант носит больше теоретический характер, чем прикладной. В большинстве же случаев происходит другое. Партии манипулируют профсоюзными лидерами, а через них и рабочим движением посредством денег, либо политического шантажа.
Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.
Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие по ст. 409 Трудового кодекса.
Если сравнить текст ст. 409 Трудового кодекса и аналогичную статью Федерального закона от 23 ноября 1995 г. ст. 13, то можно обратить внимание, что текст ст. 409 не предусматривает права работников в ходе разрешения коллективного трудового спора использовать такие средства воздействия или давления на работодателя, как собрания, митинги, демонстрации и пикетирование, хотя все это и не запрещено Конституцией РФ ст. 31 и 37.
Исходя из Закона, можно выделить следующие общие черты любой забастовки:
Отсутствие в действиях работников хотя бы одного из признаков, указанных в ч. 1 ст. 388, не даёт основания считать эти действия забастовкой.