Как ликвидировать кредитный потребительский кооператив. Правовые последствия ликвидации сельскохозяйственного кооператива. Что такое потребительский кооператив

С чего начать ликвидацию кредитного потребительского кооператива?

Прцедура ликвидации

1. Ликвидация кредитного потребительского кооператива начинается с принятие решения об этом общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков). Решением этого же собрания назначается ликвидационная комиссия, которая будет заниматься процедурой закрытия и ее председатель.

2. В течение трех дней о принятых решениях необходимо уведомить регистрирующий орган. Для этого в ИФНС подается пакт документов: решение о ликвидации, о назначении ликвидационной комиссии и заявление по форме № Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица», заверенное нотариально. Получив от вас документы и заявление, инспектор внесет в ЕГРЮЛ запись, что ваше юридическое лицо находится в стадии ликвидации.

3. В журнале «Вестнике государственной регистрации» необходимо опубликовать извещение о ликвидации. Подать заявку на публикацию нужно по правилам, которые предусматривает сайт журнала «Вестник государственной регистрации».

  • выбрать тип уведомления «Сообщение о ликвидации ЮЛ»;
  • заполнить обязательные поля (со знаком «*»);
  • в графе «Текст публикации» применить автоматическую генерацию и внимательно проверить сгенерированный текст;
  • указать сведения о заявителе.

Остальные поля заполняют по усмотрению заявителя.

Когда вся необходимая информация указана, нужно выбрать способ подачи заявки:

  • с электронной подписью (если у общества есть ключ такой подписи и соответствующий сертификат) или
  • без электронной подписи через региональное представительство журнала.

Подача заявки через региональное представительство

Из предложенного на сайте списка нужно выбрать представительство, в которое заявитель намерен подать документы для публикации. Это может быть любое удобное представительство независимо от места нахождения ООО.

Затем необходимо нажать на кнопку «Продолжить» и отправить web-заявку на проверку. Редакция журнала должна проверить правильность заполнения в течение одного рабочего дня.

Если заявка заполнена правильно, в личный кабинет пользователя поступит счет на оплату публикации. Стоимость публикации определяют из расчета за см 2 текста.

Счет можно оплатить любым удобным способом, включая электронные платежи.

После оплаты счета в выбранное региональное представительство необходимо представить ряд документов.

1. Бланк-заявку и сопроводительное письмо. Образцы этих документов можно скачать с сайта после оплаты счета. Каждый из них нужно подать в двух экземплярах (в отличие от перечисленных ниже документов, которые представляют в одном экземпляре).

2. Копию решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.

3. Платежный документ: копию платежного поручения с отметкой банка об исполнении либо оригинал банковской квитанции, приходного ордера или чека.

4. Доверенность (оригинал или нотариально заверенную копию) – в случае если документы подает лицо, которое не имеет права действовать от имени ООО без доверенности.

Представить перечисленные документы можно любым из двух способов:

  • непосредственно в региональном представительстве журнала;
  • по почте.

В результате редакция журнала должна включить сообщение о ликвидации в ближайший номер издания. Информацию о дате публикации и номере журнала можно получить в личном кабинете пользователя. Для этого надо нажать на статус заявки.

4. О принятии решения прекратить деятельность следует сообщить не только посредством публикации, но и разослать письма кредиторам и организациям, с которыми у вас были взаиморасчеты, с просьбой обменяться актами сверки. Также для оценки стоимости имущества должен быть вызван оценщик, который пропишет в ведомости цену всего, что числится на балансе у кооператива. На основании этих документов вы будете создавать ликвидационный баланс.

  • о составе имущества ликвидируемого общества;
  • о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • о результатах рассмотрения требований;
  • о перечне требований кредиторов, которые удовлетворил суд, причем независимо от того, приняла ли их ликвидационная комиссия. Сведения о таких требованиях необходимо включить в промежуточный ликвидационный баланс, если решение суда в отношении них вступило в законную силу.

О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию . Для этого руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен направить уведомление по форме № Р15001 . В качестве причины подачи такого документа нужно указать факт составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3 формы № Р15001).

6. Ликвидируемая организация обязана рассчитаться по долгам с кредиторами. Для этого ликвидационная комиссия должна выплатить кредиторам денежные суммы в порядке очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ).

7. После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс (п. 6 ст. 63 ГК РФ) и утвердить его на собрании. У нотариуса заверяется форма № Р16001 , оплачивается госпошлина на ликвидацию, и вместе с ведомостью ликвидационного баланса и Протоколом о его утверждении эти документы передаются в регистрирующий орган.

После того, как процесс ликвидации будет завершен, на основании окончательной ведомости баланса оставшееся имущество подлежит распределению между его членами кооператива (пайщиками) пропорционально сумме их паенакоплений (паев).

Ликвидация кредитного кооператива считается завершенной, а кредитный кооператив - прекратившим существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

Обоснование

Закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»

Статья 10. Ликвидация кредитного кооператива

1. Кредитный кооператив может быть ликвидирован:

1) по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков);

2) по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации , настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.2

2. Ликвидация кредитного кооператива и удовлетворение требований его кредиторов осуществляются в порядке, определенном федеральными законами.

3. В случае, если в течение шести месяцев количество членов кредитного кооператива (пайщиков) меньше минимального количества, установленного частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона , кредитный кооператив должен принять решение о ликвидации и ликвидироваться в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке. В случае невыполнения данного требования кредитным кооперативом его ликвидация осуществляется по решению суда.

4. При принятии решения о ликвидации кредитного кооператива назначается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого кредитного кооператива, проводится обязательная оценка рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Ликвидационная комиссия по требованию членов ликвидируемого кредитного кооператива (пайщиков) обязана предоставить им для ознакомления отчет об оценке имущества такого кредитного кооператива.

5. После принятия решения о ликвидации кредитного кооператива этот кредитный кооператив не вправе осуществлять прием новых членов, привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлять займы. Члены кредитного кооператива (пайщики) обязаны исполнить свои обязательства перед кредитным кооперативом в сроки, установленные общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков), а в случае ликвидации кредитного кооператива по решению суда - в срок, установленный судом.

Не всегда результаты деятельности предприятия соответствуют ожиданиям учредителей, и в этом случае организацию чаще всего ликвидируют. Обычно закрыть фирму несложно, но если речь идет о сельскохозяйственном кооперативе, могут возникнуть дополнительные трудности. Ликвидация сельскохозяйственного кооператива – достаточно сложная правовая процедура, и к ней нужно тщательно подготовиться. В данной статье мы рассмотрим, как ликвидировать сельскохозяйственной кооператив, к каким последствиям это приведет и в каких ситуациях это в принципе возможно.

Условия для ликвидации сельскохозяйственного кооператива

Производственный или потребительский кооператив может быть ликвидирован на таких основаниях:

  • согласно решению членов объединения – если участники кооператива примут решение ликвидировать организацию (например, по причине достижения поставленных целей или истечения оговоренного срока работы), они имеют право инициировать процедуру ликвидации;
  • по решению суда – если кооператив в ходе ведения хозяйственной деятельности нарушил действующее законодательство (например, велись работы без лицензий и разрешений, когда это было необходимо), или нарушения были допущены при его создании/регистрации, суд имеет право вынести решение о ликвидации кооператива;
  • при банкротстве – если сельскохозяйственный кооператив не может обслуживать кредиторов и инициирует процедуру банкротства, в ее ходе юридическое лицо, т.е., сам кооператив, будет ликвидировано. Это происходит автоматически при признании судом кооператива банкротом.

В первом случае от учредителей и участников требуется определенный порядок действий, в остальных двух процедура ликвидации происходит без их участия.

Инструкция по ликвидации сельскохозяйственного кооператива: документы и порядок действий

Если вы хотите ликвидировать кооператив по собственному желанию (или по решению коллектива), существует определённый механизм, которого нужно придерживаться. Но прежде, чем начинать процедуру, требуется подготовить пакет документов для ликвидации сельскохозяйственного кооператива , а именно:

  • доказательства того, что решение было принято на основании консенсуса – все члены или большинство (в зависимости от требований устава кооператива) из них проголосовали за ликвидацию. Для этого организовываются сборы, поднимается соответствующий вопрос, и решение фиксируется протоколом;
  • учредительный договор о создании кооператива;
  • свидетельство о постановке организации на учет как налогоплательщика – выписка из налогового органа;
  • выписка из ЕГРЮЛ о регистрации объединения как юридического лица;
  • состав ликвидационной комиссии (создается при принятии решения о ликвидации на сборах участников кооператива) и документы, подтверждающие личность ее членов;
  • заявление по форме Р-16001.

В целом же порядок ликвидации сельскохозяйственного производственного кооператива включает такие этапы:

Общие сборы участников объединения и приятие решения о закрытии

Вместе с решением о закрытии создается ликвидационная комиссия, которая и будет заниматься всеми вопросами, связанными с закрытием юрлица. Все принятые решения вносятся в протокол и подписываются присутствующими.

Информирование налоговой службы о начале процедуры ликвидации юрлица

В течение 3 дней с момента принятия решения необходимо в письменном виде уведомить данные службы о том, что предприятие будет закрыто.

Передача документов регистратору

Собранный пакет документов передаётся представителем кооператива в ФНС на рассмотрение вместе с заполненной стандартной формой Р-16001.

Внесение изменений в ЕГРЮЛ

Сотрудник налоговой службы, получив заявление, вносит в реестр запись о том, что данное юридическое лицо находится в стадии ликвидации. Информирование партнеров и кредиторов. Всем контрагентам, кредиторам и другим лицам, с которыми велась хозяйственная деятельность, направляются письма с информацией о будущем закрытии и просьбой сверки текущего баланса. Если возникают спорные ситуации, их необходимо разрешить до получения окончательного решения о ликвидации.

Формирование и проверка ликвидационного баланса

Имущество, принадлежащее кооперативу, оценивается и вносится в ликвидационный баланс. Из него вычитаются долги предприятия и формируется окончательная цифра. Выездная комиссия налоговой сверяет полученные цифры

Окончательно сведенный и проверенный баланс утверждается ликвидационной комиссией и подается в налоговую

Если там вопросов не возникает, юридическое лицо ликвидируется, о чем выдается заключение, и вносятся изменения в ЕГРЮЛ. Информация об этом также публикуется в «Вестнике государственной регистрации» – специальном издании для подобных сообщений.

Если порядок будет нарушен, или пропущены отдельные пункты. Это может привести к отказу, и процедуру придется выполнять сначала. Потому рекомендуется доверить это дело опытному юристу , знакомому с нюансами и особенностями ликвидации сельскохозяйственных кооперативов.

Членство в сельскохозяйственном кооперативе: что происходит после ликвидации

При ликвидации хозяйства членство в сельскохозяйственном кооперативе автоматически прекращается. При этом каждый член объединения может претендовать на свою долю в общем капитале организации (за вычетом средств на погашения долгов перед кредиторами, если таковые есть). Если в уставе был прописан отдельный механизм распределения средств и имущества при ликвидации, придерживаются его, если нет – материальные ценности разделяются пропорционально вкладу каждого из членов.

Правовые последствия ликвидации сельскохозяйственного кооператива

Главным последствием ликвидации кооператива является полная остановка его деятельности и последующее удаление из реестра юридических лиц. Все имущество, находящееся в общей собственности, должно быть распределено между членами кооператива (это касается земель, техники, хозяйственных построек и т.д.), земли, находящиеся в аренде, возвращаются владельцам, все действующие договоры расторгаются. Ликвидационная комиссия выплачивает долги кредиторам, а если средств недостаточно, имущество продается с молотка для погашения всех задолженностей.

Заключение

Ликвидация сельскохозяйственного кооператива – задача непростая и требующая много времени и сил. Нужно подготовить пакет документов, провести собрание членов кооператива, принять решение о ликвидации, после чего передать документы в налоговую службу и дождаться положительного ответа. Чтобы упростить и ускорить процесс, рекомендуется воспользоваться .

Судья Кузнецова Н.Е.

Докладчик Плотникова М.В. Дело № 33-3581/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Плотниковой М.В.,

судей Плужникова Н.П., Крейса В.Р.,

при секретаре Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 28 апреля 2015 года гражданское дело по частной жалобе представителя Главного управления Центрального банка РФ по Новосибирской области А.М.В. на определение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 15 декабря 2014 года, которым в удовлетворении заявления Центрального Банка России в лице ГУ Центрального банка Российской Федерации по Новосибирской области об изменении порядка исполнения решения и назначении арбитражного управляющего для осуществления принудительной ликвидации кредитного потребительского кооператива граждан «Капитал+» по делу № отказано.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Плотниковой М.В., объяснения представителя ЦБ РФ – Я.Я.С., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Центральный Банк России в лице ГУ Центрального банка Российской Федерации по Новосибирской области обратился в суд с заявлением о назначении КПКГ «Капитал+» ликвидатора.

В обоснование указано, что 13.11.2013 г. Заельцовским районным судом г. Новосибирска принято решение о ликвидации кредитного потребительского кооператива граждан «Капитал+» по иску Центрального банка Российской Федерации.

Согласно сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ о КПКГ «Капитал+», в настоящий момент членами кредитного потребительского кооператива (пайщиками) добровольно в шестимесячный срок решение суда не исполнено, ликвидационная комиссия не назначена, кредитный потребительский кооператив продолжает свою деятельность.

Ссылаясь на положения п.5 ст. , п.2, п.3, п.4, п.5 ст. , п.24 Постановления Пленума ВС РФ № 6 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ч.1 ст. ФЗ РФ «О кредитной кооперации» просят суд назначить арбитражного управляющего для осуществления принудительной ликвидации кредитного кооператива граждан «Капитал+».

Судом принято вышеуказанное определение, которое обжалует представитель Главного управления Центрального банка РФ по Новосибирской области, в частной жалобе просит определение отменить, разрешить вопрос по существу: назначить ликвидатором кредитного потребительского кооператива граждан «Капитал+» С.И.Г. (ИНН №).

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неверно применена норма статьи ФЗ «О банках и банковской деятельности», так как Кредитный потребительский кооператив граждан «Капитал+» в силу прямого указания статьи 76.1 ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" относится к некредитным финансовым организациям и не является кредитной организацией. При этом положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не подлежат применению при банкротстве кредитного потребительского кооператива, поскольку регулирование данной процедуры предусмотрено § 4 «Банкротство финансовых организаций» главы IX Федерального закона от 26.10.2002 г. N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Автор жалобы не согласен с выводом суда о том, что требование заявителя о назначении арбитражного управляющего не подлежат удовлетворению, данное требование подведомственно арбитражному суду. Указывает, что потребительский кооператив как некоммерческая корпоративная организация не относится к числу юридических лиц, поименованных прямо в статье . Положения статей 23.1 - 23.4 Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", определяющие подведомственность требования Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации арбитражному суду, в настоящем деле не применимы.

Указывает, что судом уже принято решение о принудительной ликвидации КПКГ «Капитал+», при этом требования Банка России удовлетворены в полном объеме, т.е. на его учредителей (пайщиков) возложена обязанность по осуществлению принудительной ликвидации, поскольку решение суда о ликвидации юридического лица не означает его автоматического исключения из единого государственного реестра юридических лиц, оно является лишь основанием для начала ликвидационных процедур.

В связи с тем, что решение суда от 13.11.2013 г. не исполнено, Банк России полагает необходимым изменить способ и порядок исполнения судебного решения в отсутствии иных возможных путей побуждения учредителей (пайщиков) кредитного потребительского кооператива к его исполнению.

Полагает, что назначение арбитражного управляющего в качестве ликвидатора кредитного потребительского кооператива возможно только в рамках того же судебного процесса о принудительной ликвидации путем вынесения определения суда об изменении способа и порядка исполнения решения.

В суд апелляционной инстанции не явились представитель КПКГ «Капитал+», ИФНС РФ по Заельцовскому району г. Новосибирска, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

ИФНС РФ по Заельцовскому району г. Новосибирска направил письменное ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Оценив установленные обстоятельства в контексте приведенных правовых норм, судебная коллегия, находит доводы частной жалобы заслуживающими внимания, и считает возможным изменить порядок и способ исполнения решения суда, назначив ликвидатора С.И.Г. (ИНН №, адрес для почтовой корреспонденции, моб.), арбитражным управляющим для осуществления принудительной ликвидации Кредитного потребительского кооператива граждан «Капитал+».

Руководствуясь статьями , судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Определение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 15 декабря 2014 года отменить, принять по делу новое определение, которым удовлетворить заявление Центрального Банка России в лице ГУ Центрального Банка Российской Федерации по Новосибирской области.

Назначить С.И.Г. (ИНН №, адрес для почтовой корреспонденции, моб. Т.), арбитражным управляющим для осуществления принудительной ликвидации Кредитного потребительского кооператива граждан «Капитал+».

Частную жалобу представителя Главного управления Центрального банка РФ по Новосибирской области А.М.В. – удовлетворить.

Председательствующий

Суд:

Новосибирский областной суд (Новосибирская область)

Истцы:

Центральный Банк РФ- (Банк России) Главное управление Центрального банка РФ по НСО

Порядок реорганизации и ликвидации кооператива оговаривается в уставе в соответствии с пп.12, п.1, СТ. 8 Закона № 190-ФЗ. Условия реорганизации и ликвидации кооператива установлены также ст. 9 и 10 Закона.

Примерная редакция условия о порядке реорганизации кооператива.

1. Реорганизация Кооператива в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования осуществляется на основании решения общего собрания в установленном законодательством порядке. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, реорганизация Кооператива в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких кредитных кооперативов осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Кооператив может преобразоваться в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство.

Возможна реорганизация кооператива с одновременным сочетанием нескольких форм реорганизации и с участием двух и более юридических лиц, созданных в организационно-правовых формах, в которые может быть преобразован кооператив.

2. При реорганизации Кооператива его права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с разделительным балансом или передаточным актом. Разделительный баланс или передаточный акт включает положения о правопреемстве по всем обязательствам Кооператива, в том числе по оспариваемым обязательствам в отношении его кредиторов и должников, порядок определения правопреемства в связи с изменением состава и стоимости имущества Кооператива, а также в связи с возможным возникновением, изменением и прекращением его прав и обязанностей после даты, на которую составлен разделительный баланс или передаточный акт. Если разделительный баланс не позволяет определить его правопреемника, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по всем обязательствам Кооператива перед его кредиторами. Разделительный баланс или передаточный акт, утверждается Общим собранием и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или для внесения изменений в устав Кооператива (в случае реорганизации Кооператива в форме присоединения).

3. Реорганизация Кооператива осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания, а если решение о реорганизации принято судом – в порядке, установленном решением суда.

При реорганизации Кооператива в форме разделения его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом. Пайщики кооператива становятся пайщиками одного из вновь возникших Кооперативов, если разделение произошло без изменения организационно-правовой формы. Если в результате разделения образовались юридические лица иных организационно правовых форм, перешедшие в о вновь возникшие организации пайщики становятся соответственно пайщиками производственного кооператива, членами некоммерческого партнерства, участниками хозяйственного общества или товарищества.

При реорганизации Кооператива в форме слияния, все права и обязанности кооператива переходят к вновь созданному юридическому лицу. Если слияние произошло с кредитным кооперативом, пайщики кооператива становятся пайщиками вновь созданного кооператива. Если слияние произошло с производственным кооперативом или некоммерческим партнерством, пайщики кооператива становятся пайщиками производственного кооператива или членами некоммерческого партнерства. При слиянии Кооператива с хозяйственным обществом или товариществом, его пайщики становятся участниками хозяйственного общества или товарищества.

При реорганизации Кооператива в форме присоединения к другому юридическому лицу, к последнему переходят все права и обязанности кооператива. Если присоединения осуществляется к кооперативу, пайщики реорганизуемого кооператива становятся пайщиками того кооператива, к которому присоединился реорганизуемый кооператив. Если кооператив присоединяется к производственному кооперативу, некоммерческому партнерству, хозяйственному обществу или товариществу, пайщики реорганизуемого кооператива становятся соответственно пайщиками производственного кооператива, членами некоммерческого партнерства, участниками хозяйственного общества или товарищества.

При реорганизации Кооператива в форме выделения в одно или нескольких юридических лиц, к каждому из них переходят права и обязанности реорганизуемого кооператива в соответствии с передаточным актом. Если выделяемые юридические лица создаются в форме кооперативов, их пайщиками становятся соответствующие части пайщиков реорганизуемого кооператива. Если выделяемые юридические лица создаются в иных организационно-правовых формах, переходящие в эти лица группы пайщиков становятся пайщиками производственного кооператива или членами некоммерческого партнерства или участниками хозяйственного общества или товарищества.

4. При преобразовании кооператива в юридическое лицо иной организационно-правовой формы, его права и обязанности в отношении других юридических лиц не изменяются, а изменяются только права и обязанности в отношении пайщиков, которые изменили свой статус в связи с реорганизацией.

5. Реорганизация кооператива в форме преобразования осуществляется на основании решения общего собрания пайщиков, содержащего:

    • наименование, сведения о месте нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования Кооператива;
    • порядок и условия преобразования Кооператива;
    • порядок обмена паенакоплений пайщиков на акции, доли участников в уставном капитале хозяйственного общества, складочном капитале товарищества или на паи членов производственного кооператива в случае, если осуществляется преобразование кредитного кооператива в хозяйственное общество, товарищество или в производственный кооператив, либо порядок определения состава имущества или стоимости имущества кооператива, которое вправе получить пайщик кооператива, преобразованного в некоммерческое партнерство, при прекращении его членства в некоммерческом партнерстве;
    • список членов контрольно-ревизионного органа создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами и уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие контрольно-ревизионного органа и образование такого органа отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица;
    • список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами и уставом такого юридического лица предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа этого юридического лица и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления такого юридического лица;
    • указание о лице, назначенном (избранном) единоличным исполнительным органом создаваемого юридического лица;
    • список членов иного органа создаваемого юридического лица (за исключением общего собрания участников хозяйственного общества или товарищества, членов производственного кооператива или членов некоммерческого партнерства), если в соответствии с федеральными законами и уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие этого органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица;
    • указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта;
    • указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов;
    • иные не противоречащие федеральным законам положения о реорганизации кредитного кооператива в форме преобразования.

6. Кооператив в течение трех рабочих дней после принятия решения о его реорганизации в письменной форме сообщает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более кредитных кооперативов такое уведомление направляется кредитным кооперативом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решениях кредитных кооперативов о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитный кооператив (кредитные кооперативы) находится (находятся) в процессе реорганизации.

7. Реорганизуемый кооператив после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более кредитных кооперативов уведомление о реорганизации кредитных кооперативов опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации кредитных кооперативов кооперативом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решениях о реорганизации реорганизуемых кредитных кооперативов. В публикуемом уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации кооперативе, форма реорганизации, порядок и условия заявления кредиторами кооператива своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами.

8. Кредитор кооператива, если его требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации кредитного кооператива, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства Кооперативом, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица. В случае, если кредитор уже имеет достаточное обеспечение, он не может потребовать досрочного исполнения обязательства. Кредитор также не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления им этих требований ему будет предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным в соответствии с п. 4, ст. 60 ГК РФ.

9. В случае, если требование о досрочном исполнении или прекращении обязательств и требования о возмещении убытков удовлетворяются после завершения реорганизации кооператива, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) кооперативы несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного кредитного кооператива.

10. Кредитный кооператив считается реорганизованным со дня государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случая реорганизации в форме присоединения. При реорганизации кредитного кооператива в форме присоединения к нему другого кредитного кооператива первый из них считается реорганизованным со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного кредитного кооператива.

Примерная редакция условия о порядке ликвидации кооператива.

1. Ликвидация кооператива влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Органом Кооператива, правомочным принять решение о добровольной ликвидации, является Общее собрание пайщиков. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, Кооператив может быть ликвидирован по решению суда.

2. При принятии решения о ликвидации кооператива Общим собранием назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор), к которой переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого кооператива. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах кредиторов и пайщиков ликвидируемого кооператива. Ликвидационная комиссия выступает в суде от имени ликвидируемого кооператива, проводит оценку рыночной стоимости его имущества и по требованию пайщиков предоставляет им для ознакомления отчет о проведенной оценке.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества кооператива для удовлетворения всех требований кредиторов, его дальнейшая ликвидация может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

3. В течение трех дней после принятия общим собранием решения о ликвидации Кооператива ликвидационная комиссия направляет письменное сообщение об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что кооператив находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о ликвидации кооператива и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации кооператива.

4. С момента принятия решения о ликвидации Кооператива, срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим. Кооператив прекращает прием новых пайщиков, привлечение от них денежных средств и предоставление займов. Выплаты паенакоплений прекращающим членство пайщикам приостанавливаются до полного исполнения Кооперативом обязательств перед кредиторами. Общее собрание устанавливает срок, в течение которого пайщики обязаны исполнить свои обязательства перед Кооперативом.

В случае ликвидации Кооператива по решению суда, такой срок устанавливается судом. При неисполнении пайщиком своих обязательств перед Кооперативом в установленный срок, ликвидационная комиссия вправе потребовать их исполнения в судебном порядке.

5. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества кооператива, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием пайщиков или органом, принявшим решение о ликвидации кооператива.

6. При недостаточности имущества ликвидируемого кооператива для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков его банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о его банкротстве.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) кооператива его ликвидация прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации кооператива при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

7. Если имеющиеся у ликвидируемого кооператива денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества кооператива, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

При недостаточности денежных средств и иного имущества кооператива для удовлетворения требований всех кредиторов, неисполненные обязательства кооператива покрываются дополнительными взносами пайщиков солидарно, в порядке исполнения субсидиарной ответственности.

В случае, если решение о внесении дополнительных взносов не будет принято общим собранием, кредиторы кооператива вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет пайщиков кооператива.

8. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого кооператива производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

9. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием пайщиков или органом, принявшим решение о ликвидации кооператива.

10. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество кооператива распределяется между пайщиками пропорционально доле паенакопления каждого пайщика в паевом фонде.

11. Ликвидация кооператива считается завершенной, а кооператив - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц.

12. Пайщики кооператива, независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения его деятельности, совершают все действия по ликвидации кооператива за счет его имущества. При недостаточности имущества кооператива его пайщики совершают действия по ликвидации кооператива солидарно за свой счет.

Решением суда о ликвидации кооператива, обязанности по осуществлению ликвидации могут быть возложены на орган, уполномоченный уставом на ликвидацию кооператива либо на пайщиков. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации кооператива арбитражным управляющим за счет имущества кооператива. При недостаточности у кооператива средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы солидарно возлагаются на пайщиков .

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения пайщиками обязанностей по его ликвидации кооператива, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации кооператива и назначения для этого арбитражного управляющего.

При невозможности ликвидации кооператива ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его пайщиков, кооператив подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

1. Комментируемая статья посвящена ликвидации кредитного кооператива. Как определено в п. 1 ст. 61 части первой ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Как предусмотрено в общих положениях п. 2 ст. 61 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ*(59)), юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в т.ч. в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в т.ч. общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Соответственно данным положениям о добровольной и принудительной ликвидации юридического лица в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что кредитный кооператив может быть ликвидирован: 1) по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков); 2) по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, комментируемым Законом и иными федеральными законами.

Принятие решения о ликвидации кредитного кооператива отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков) положением п. 5 ч. 3 ст. 17 комментируемого Закона. Согласно ч. 14 ст. 18 данного Закона решение по такому вопросу принимается двумя третями голосов членов кредитного кооператива (пайщиков), присутствующих на общем собрании членов кредитного кооператива (пайщиков).

В отношении предусмотренных в п. 2 ст. 61 ГК РФ оснований для принудительной ликвидации юридического лица необходимо отметить следующее. В п. 23 постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных ГК РФ (п. 2 ст. 61); следовательно, неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

КС России постановлением от 18 июля 2003 г. N 14-П*(60) признал положение п. 2 ст. 61 части первой ГК РФ, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, не противоречащим Конституции РФ, поскольку, по конституционно-правовому смыслу данного положения, предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Как указал КС России, исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в т.ч. наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Как разъяснено п. 3 информационного письма Президиума ВАС России от 13 августа 2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации"*(61), при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица; юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

В п. 7 приложения к информационному письму Президиума ВАС России от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)"*(62) разъяснено, что наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК РФ. При этом согласно п. 8 этого же письма невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждения иска о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов.

Следует, однако, учитывать, что Президиумом ВАС России разъяснения даны арбитражным судам, а не судам общей юрисдикции, которым подведомственны дела по заявлениям о ликвидации садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. В п. 1 названного выше информационного письма Президиума ВАС России от 13 августа 2004 г. N 84 при определении подведомственности дел о ликвидации юридических лиц по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, арбитражным судам предписано учитывать, что в соответствии с п. 5 постановления Пленума ВАС России от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"*(63) дела по спорам о ликвидации некоммерческих организаций, в т.ч. общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и других, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 данной статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Право уполномоченного федерального органа исполнительной власти на обращение в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива предусмотрено в положениях п. 8 ч. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье). Согласно ч. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

2. Как установлено в ч. 2 комментируемой статьи, ликвидация кредитного кооператива и удовлетворение требований его кредиторов осуществляются в порядке, определенном федеральными законами.

Согласно общей норме п. 3 ст. 63 части первой ГК РФ в случае, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Указанный порядок установлен положениями ст. 447-449 части первой ГК РФ и гл. 9 "Реализация имущества должника на торгах" Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"*(64).

В п. 4 ст. 63 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 3 января 2006 г. N 6-ФЗ*(65)) предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 данного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ) при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Согласно п. 2 указанной статьи:

требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога;

не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

Статьей 64 ГК РФ также установлено следующее:

при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (п. 3);

в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (п. 4);

требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5);

требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (п. 6).

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи в случае, если в течение шести месяцев количество членов кредитного кооператива (пайщиков) меньше минимального количества, установленного ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона, то кредитный кооператив должен принять решение о ликвидации и ликвидироваться в предусмотренном данным Законом порядке. Аналогичная норма ранее содержалась в п. 1 ст. 13 Закона о КПКГ, но в этой норме ничего не говорилось о сроке, в течение которого количество членов КПКГ должно быть меньше минимального количества для того чтобы возникло основание для ликвидации кредитного кооператива.

В ч. 3 комментируемой статьи также предусмотрено, что в случае невыполнения данного требования кредитным кооперативом его ликвидация осуществляется по решению суда. Правом на обращение в суд с соответствующим заявлением о ликвидации кредитного кооператива согласно п. 8 ч. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона обладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (см. комментарий к указанной статье).

4. Как предусмотрено в ч. 4 комментируемой статьи, при принятии решения о ликвидации кредитного кооператива назначается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого кредитного кооператива. Данное положение основано на общих нормах п. 2 и 3 ст. 62 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ), согласно которым: учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с данным Кодексом, другими законами (п. 2); с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п. 3). Согласно разъяснению, данному в п. 12 информационного письма Президиума ВАС России от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)", исходя из содержания норм п. 3 ст. 62 и ст. 63 ГК РФ следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

Приведенное положение п. 2 ст. 62 ГК РФ не является единственной предусмотренной в данной статье обязанностью лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица. В соответствии с п. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Уведомление о ликвидации юридического лица регламентировано положениями ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ):

учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в 3-х дневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица (п. 1);

регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2);

учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3).

Форма Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (форма N Р15001) утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. последующих изменений). Порядок заполнения данной формы приведен в ч. VIII Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@.

Форма Уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) (форма N Р15002) утверждена также названным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. Порядок заполнения данной формы приведен в ч. IX названных Методических разъяснений, утв. приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@, однако, этот порядок не учитывает изменений, внесенных в указанное постановление Правительства РФ.

Следует обратить внимание на то, что в приведенных выше положениях речь идет об обязанностях учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица, но не об обязанностях суда, принявшего решение о ликвидации юридического лица. При ликвидации юридического лица в судебном порядке соответствующие вопросы решаются следующим образом. В п. 3 ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Согласно разъяснениям, данным в п. 24 постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае, если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица; при решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК (аналогия закона). В п. 11 приложения к информационному письму Президиума ВАС России от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендовано направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 23 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать о ликвидации организации в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения в налоговый орган по месту своего нахождения. Форма N С-09-4 "Сообщение о реорганизации или ликвидации организации" утверждена приказом ФНС России от 21 апреля 2009 г. N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации".

Как установлено общими положениями п. 1 ст. 63 части первой ГК РФ: ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Указанным органом печати является журнал "Вестник государственной регистрации" (см. комментарий к ст. 7 Закона).

Наряду с прочим в ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что при принятии решения о ликвидации кредитного кооператива проводится обязательная оценка рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность. Подобная общая норма в части первой ГК РФ не содержится. В ч. 4 комментируемой статьи также установлено, что ликвидационная комиссия по требованию членов ликвидируемого кредитного кооператива (пайщиков) обязана предоставить им для ознакомления отчет об оценке имущества такого кредитного кооператива. Правовые основы регулирования оценочной деятельности определяет Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"*(66), что и закреплено в его ст. 2.

5-6. Часть 5 комментируемой статьи запрещает кредитному кооперативу после принятия решения о его ликвидации осуществлять прием новых членов, привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлять займы.

Наряду с этим в данной норме предусмотрено, что члены кредитного кооператива (пайщики) обязаны исполнить свои обязательства перед кредитным кооперативом. Сроки исполнения этих обязательств устанавливаются общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков), а в случае ликвидации кредитного кооператива по решению суда - судом. Обязанность члена кредитного кооператива (пайщика) при прекращении членства в кредитном кооперативе досрочно возвратить полученные от кредитного кооператива займы установлена в п. 4 ч. 2 ст. 13 комментируемого Закона. То, что членство в кредитном кооперативе прекращается в случае ликвидации кредитного кооператива, закреплено в п. 7 ч. 1 ст. 14 данного Закона (см. комментарии к указанным статьям).

В случае неисполнения членом кредитного кооператива (пайщиком) своих обязательств перед кредитным кооперативом в установленный в указанном порядке срок кредитный кооператив (ликвидационная комиссия) в соответствии с ч. 6 комментируемой статьи вправе в судебном порядке потребовать исполнения указанных обязательств.

7. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество кредитного кооператива подлежит распределению между его членами (пайщиками) пропорционально сумме их паенакоплений (паев). Аналогичная норма ранее содержалась в п. 2 ст. 13 Закона о КПКГ. Данное регулирование основано на общей норме п. 7 ст. 63 части первой ГК РФ, согласно которой оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Право члена кредитного кооператива (пайщика) получить сумму паенакопления (пая) в случае прекращения членства в кредитном кооперативе предусмотрено в п. 5 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона. То, что членство в кредитном кооперативе прекращается в случае ликвидации кредитного кооператива, закреплено в п. 7 ч. 1 ст. 14 данного Закона (см. комментарии к указанным статьям).

Необходимо также отметить следующий момент. В приведенной норме п. 7 ст. 63 ГК РФ содержится оговорка "если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами". В качестве примеров такого иного регулирования можно указать на положения об ответственности за осуществление экстремистской деятельности и за причастность к терроризму:

в соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"*(67) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения либо иной организации, ликвидируемых по основаниям, предусмотренным названным Законом, подлежит обращению в собственность России. Там же предусмотрено, что решение об обращении указанного имущества в собственность России выносится судом одновременно с решением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации;

согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"*(68) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации, ликвидируемой по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, подлежит конфискации и обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством РФ. Там же аналогично предусмотрено, что решение о конфискации указанного имущества и его обращении в доход государства выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации.

8. В ч. 8 комментируемой статьи установлено, что промежуточный ликвидационный баланс и окончательный ликвидационный баланс ликвидируемого кредитного кооператива утверждаются общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) или органом, принявшим решение о ликвидации кредитного кооператива.

В основе данного регулирования лежат общие нормы п. 2 и 5 ст. 63 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ):

после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2);

после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 5).

Следует отметить, что случаи для утверждения промежуточного или окончательного ликвидационного баланса при ликвидации кредитного кооператива ни комментируемым Законом, ни другими законами не установлены.

Как говорилось выше, в п. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны уведомлять регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Форма Уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (форма N Р15003) утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. последующих изменений). Порядок заполнения данной формы приведен в ч. X Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@, однако, этот порядок не учитывает изменений, внесенных в указанное постановление Правительства РФ.

9. Часть 9 комментируемой статьи применительно к завершению ликвидации кредитного кооператива воспроизводит общую норму п. 8 ст. 63 части первой ГК РФ и п. 6 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ), в соответствии с которой ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Соответственно приведенной норме п. 8 ст. 63 ГК РФ в первоначальной редакции п. 3 ст. 49 данного Кодекса предусматривалось, что в момент завершения ликвидации юридического лица прекращается его правоспособность. В действующей же редакции п. 3 ст. 49 ГК РФ (т.е. в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ*(69)) установлено, что правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ. Тем самым учтены внесенные тем же Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" изменения, предусматривающие такую процедуру, как исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Как установлено в п. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 21 названного Закона (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Форма Заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма N Р16001) утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. последующих изменений). Порядок заполнения данной формы приведен в ч. VI Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ (однако, этот порядок не учитывает изменений, внесенных в указанное постановление Правительства РФ).

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй НК РФ (глава введена Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ) за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, уплачивается государственная пошлина в размере 20% размера, установленного подп. 1 п. 1 этой же статьи (т.е. от 2 тыс. руб.). Соответственно, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица государственная пошлина уплачивается в размере 400 руб.

Процедура исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа регламентирована следующими положениями ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":

юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Законом (п. 1). Приказом Минфина России от 28 февраля 2006 г. N 32н утверждены форма справки налогового органа, подтверждающей непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и форма справки налогового органа, подтверждающей отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающей отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов*(70);

при наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (решение о предстоящем исключении) (п. 2);

решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение 3 дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3). Указанным органом печати является журнал "Вестник государственной регистрации" (см. комментарий к ст. 7 Закона);

заявления могут быть направлены в срок не позднее чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (п. 4).

Порядок государственной регистрации при исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ определен в п. 7-8 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":

если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 названного Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (п. 7);

исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8);

споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с АПК РФ (п. 9).

Разъяснения о применении приведенных положений даны в постановлении Пленума ВАС России от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц"*(71), а также в информационном письме Президиума ВАС России от 17 января 2006 г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 211 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(72). Письмом ФНС России от 9 августа 2005 г. N ЧД-6-09/668@ направлены Методические рекомендации по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации"*(73) (в последующем вносились изменения).

10. В ч. 1 п. 4 ст. 61 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 3 января 2006 г. N 6-ФЗ) предусмотрено, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 данного Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Соответственно, кредитный кооператив может быть ликвидирован вследствие признания его несостоятельным (банкротом). В ч. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ также установлено, что в случае, если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 данного Кодекса.

В п. 1 ст. 65 ГК РФ так же, как и в п. 4 ст. 61 данного Кодекса предусмотрено, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Как установлено в п. 1 ст. 65 ГК РФ, признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Согласно п. 3 указанной статьи основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве). Таким актом является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(74), который согласно п. 1 его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ*(75)) в соответствии с ГК РФ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.