Космический корабль спираль. «Спираль» развития авиационно-космических систем. Акулы в Балтийском море

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (греч, hygieinos здоровый, полезный для здоровья) - совокупность гигиенических правил поведения человека, способствующих сохранению и укреплению его здоровья и увеличению срока активной жизни.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА является неотъемлемой частью гигиены и включает правила гиг. содержания тела, полости рта, половых органов, а также пользования одеждой, обувью, жилищем.

Исходя из того, что человек всегда находится в коллективе, а жизнь и здоровье неотделимы от трудовой деятельности и общения людей на производстве и в других условиях человеческого существования, многие гигиенисты и практические врачи расширяют понятие «личная гигиена». Как элементы Л. г. рассматриваются вопросы труда (см.) и отдыха (см.), режима питания (см.), сна (см.). Придается значение психогигиене (см.) в аспекте возможного обучения человека волевым приемам управления собственным психическим состоянием, эмоциями и настроением с целью предотвращения нервно-психических перегрузок, что является профилактикой нервных и сердечно-сосудистых заболеваний.

Приспособление человека к окружающей среде, повышение резистентности организма к различным неблагоприятным факторам может быть достигнуто путем закаливания (см.), правильным физ. воспитанием (см. Физическая культура), регулярным занятием зарядкой (см.) с учетом возраста и другими гигиеническими мерами.

Все указанные вопросы тесно связаны между собой и составляют единый комплекс. Однако в настоящей статье условно выделены, наиболее подробно изложены особенности гигиены женщины и мужчины, а также гиг. требования к содержанию тела.

Л. г. неотделима от гигиены общественной. Любой коллектив - производственный, школьный, воинский, семейный - заинтересован в соблюдении каждым членом коллектива основных гиг. правил. В сан.-эпид, практике немало примеров, когда несоблюдение правил Л. г. в учреждениях и на предприятиях общественного питания и водоснабжения было причиной вспышек инфекционных болезней.

Решающее значение в приобретении навыков Л. г. принадлежит санитарному просвещению (см.), осуществление к-рого возложено на всех медицинских работников и санитарный актив.

Соблюдение гиг. правил поведения является одним из условий, определяющих культуру человека; при невыполнении их могут оставаться недостаточно эффективными государственные мероприятия по гигиене труда (см.), гигиене детей и подростков (см.), коммунальной гигиене (см.), по профилактике болезней и т. п. Г. В. Хлопин (1921) подчеркивал, что основная задача гигиены вообще заключается в том, чтобы сделать «развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни наименее быстрым, жизнь наиболее сильной и смерть наиболее отдаленной».

Правила Л. г. являются древнейшими мерами по сохранению здоровья. Описание гиг. правил поведения, пользования водой, одеждой, жилищем и др. обнаруживаются в документах, песенных сборниках, поэмах великих древних поэтов, в религиозных книгах, трактатах ученых медиков древности - Гиппократа, К. Галена и многих других. Этот период в развитии Л. г. основывался на наблюдениях и эмпирических заключениях о том, что прогулки и игры на открытом воздухе, купание и солнечные ванны, чистота тела и жилища укрепляют здоровье, препятствуют возникновению и распространению болезней (прежде всего инфекционных), придают бодрость, развивают силу и выносливость.

С развитием мед. знаний, особенно в связи с достижениями микробиологии и эпидемиологии, выявлением путей передачи возбудителей заразных болезней, барьерных функций кожи и т. д., меры Л. г. получили научное обоснование. Л. г. стала рассматриваться как научный метод профилактики различных болезней.

Меры Л. г. осуществляются с учетом возрастных, а также анатомо-физиол. особенностей женского и мужского организма. Основные правила гиг. ухода за мальчиком и девочкой в младенческом возрасте общие (см. Грудной ребенок , Новорожденный). Навыки Л. г. нужно прививать детям с раннего возраста; в этом большая роль принадлежит участковым педиатрам и мед. сестрам, инструктирующим родителей, врачам детских яслей и садов, педагогам. Навыкам Л. г. дети должны быть обучены уже к 6-7 годам жизни.

В школьном возрасте навыки Л. г. нередко ослабевают, т. к. дети больше предоставлены себе. В задачи мед. работников и санитарного актива школы входит всемерное укрепление этих навыков и обеспечение условий для соблюдения личной гигиены.

В пожилом возрасте соблюдение правил Л. г. приобретает особое значение. Общегигиенические мероприятия, рациональное (по возрасту) питание, активный отдых, зарядка стимулируют компенсаторные процессы стареющего организма, повышая его устойчивость к заболеваниям.

Неукоснительное соблюдение правил Л. г. особенно важно в случае заболевания; если больной заразен, то Л. г. становится одним из основных мероприятий по профилактике распространения болезни в семье, студенческом или рабочем общежитии (см. Уход).

Гигиена тела

Первоочередным правилом Л. г. является соблюдение чистоты тела. В среднем в течение недели сальные железы выделяют от 100 до 300 г кожного сала, а потовые - от 3,5 до 7 л пота. Накопление на коже кожного сала, выделенных с потом продуктов обмена веществ, загрязнение кожи пылью и различными веществами окружающей среды приводит к снижению ее защитной и дыхательной функций и созданию условий для размножения на коже патогенных микроорганизмов. Особенно важна чистота рук. Установлено, что при нанесении на кожу чисто вымытых рук культуры бактерий количество их через 10 мин. уменьшается на 85%, а на коже немытых рук их количество через 20 мин. уменьшается только на 5%. Под ногтями обнаруживается примерно 95% общего количества микроорганизмов, находящихся на коже рук. Поэтому важен правильный уход за ногтями и тщательное мытье рук после пользования туалетом, перед едой и перед приготовлением пищи, при уходе за грудным ребенком и т. п.

Чистота тела, одежды и особенно рук работников общественного питания, воспитателей яслей и детских садов, а также медперсонала является обязательным условием их работы. Сан.-гиг. и противоэпидемические мероприятия на предприятиях общественного питания, пищевой промышленности, среди работников системы водоснабжения, в дошкольных, школьных и других учреждениях проводятся под контролем санитарно-эпидемиологических станций (см.). Однако вопросы Л. г. сотрудников этих предприятий и учреждений должны непрестанно контролироваться их руководителями, врачом, проводящим периодические медосмотры, а также лечащим врачом.

Каждому человеку необходимо знать особенности своей кожи и волос, чтобы учитывать это при уходе за ними. Так, напр., при очень тонкой и подверженной раздражению коже нельзя применять постоянно мыло, не всегда следует мыть мылом тонкие и сухие волосы и т.д. После мытья полезно протирать складки кожи туалетным уксусом или лосьоном (см. Косметические средства). Людям, страдающим повышенной потливостью, рабочим производств, связанных с загрязнением кожи, сельскохозяйственным рабочим, особенно в условиях полевых работ, необходимо по окончании трудового дня тщательно вымыться или принять душ. В общественных банях и душевых целесообразно надевать собственные резиновые тапочки для купания во избежание заражения грибковыми заболеваниями кожи (см.). Рекомендации по уходу за кожей тела, волосами, кожей рук и ног - см. Кожа, гигиена кожи .

После мытья в бане, ванне следует сменить белье. Рекомендуется ежедневно менять белье людям с повышенной потливостью, в жаркое время года, людям, работающим в условиях жарких цехов и повышенной запыленности воздуха, т. к. поглотительные и воздухопроницаемые качества белья в этих условиях быстро теряются, под одеждой скапливается влага, кожа мацерируется, особенно в складках. Необходимо менять белье перед сном - надевать ночную сорочку, пижаму; всегда надо пользоваться индивидуальным полотенцем для лица и простыней - для вытирания тела; для рук и ног также нужны отдельные полотенца. Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель. Сроки смены и стирки белья, а также гиг. требования к белью - см. Белье .

Основным правилом пользования одеждой и обувью является выбор их в соответствии с климатом и сезоном года во избежание переохлаждения или перегревания (особенно это относится к детям). Рекомендуется всегда, придя домой, сменить одежду и обувь на домашнюю во избежание переноса возбудителей инфекции, особенно если в доме живут маленькие дети; в здании школы дети должны надевать так наз. сменную (домашнюю) обувь. Рабочую одежду на пром. предприятиях оставляют в специальных шкафах, переодеваясь после принятия душа в одежду для улицы; дома эту одежду и обувь надо сменить на домашнюю. Гиг. требования к одежде и обуви - см. Обувь , Одежда , Одежда защитная .

Гигиена полости рта включает индивидуальный уход за зубами и санацию полости рта (см.). Уход за полостью рта заключается в тщательном удалении зубной щеткой мягкого зубного налета, постоянно образующегося и содержащего большое количество микроорганизмов, участвующих в разрушении поверхностного слоя эмали зубов; если зубной налет не удалять, он довольно быстро превращается в зубной камень (см.), который вызывает и поддерживает заболевание десен (см. Гингивит). Индивидуальный уход за зубами - см. Кариес зуба, профилактика . Санация полости рта должна проводиться два раза в год стоматологом; она является обязательным мероприятием для ряда возрастных групп (дошкольный и школьный возраст), для беременных женщин и рабочих некоторых промышленных предприятий.

Личная гигиена женщины

Половые органы девочки необходимо содержать в особой чистоте, т. к. кожа их очень нежна, легко ранима и обладает сравнительно низкой сопротивляемостью к инфекционным агентам; без надлежащего ухода легко может возникнуть вульвит (см. Вульвовагинит). После мочеиспускания и дефекации половые органы детей младшего возраста надо обмыть теплой кипяченой водой с помощью ватного тампона осторожными движениями в направлении от лобка к копчику, чтобы остатки испражнений не попадали на половые органы. После этого следует осушить кожу, прикладывая мягкую гигроскопичную ткань или чистую пеленку; при малейших признаках раздражения или опрелости кожу после высушивания смазать стерильным растительным маслом и припудрить тонким слоем детской присыпки. При отсутствии раздражения в смазывании или припудривании особой необходимости нет. С раннего возраста девочек надо приучать к ежедневному опорожнению кишечника в определенное время и регулярному мочеиспусканию (постоянное переполнение прямой кишки и мочевого пузыря может привести в последующем к неправильному положению матки).

Начиная с 5-6 лет девочек нужно приучать к самостоятельному уходу за половыми органами. Ежедневные обмывания половых органов, если они делаются осторожно, не вызывают у детей пробуждения полового чувства, чего опасаются некоторые родители. Наоборот, моча, остатки каловых масс могут вызвать раздражение и зуд половых органов. Девочки должны носить удобные закрытые трусы, не стесняющие движений, не прилегающие плотно к половым органам, позволяющие избежать переохлаждения, попадания пыли, грязи на область вульвы. Трусы нужно менять ежедневно, т. к. влагалищные выделения, которые имеются и у маленьких девочек, и моча затвердевают на трусах и раздражают вульву, что может вызвать расчесы, вульвовагинит.

В подростковом возрасте ко времени полового созревания (см.) девочка должна уже приобрести все необходимые навыки ухода за собой. К появлению менструации девочку необходимо заранее психологически подготовить. Мать или старшая сестра, школьные медработники или учительница должны рассказать девочкам в доступной форме об анатомо-физиологич. особенностях женского организма, уделив внимание вопросам полового воспитания (см.). При нормальном течении менструации образ жизни не должен меняться. Занятия физкультурой разрешаются, но при этом следует предупредить девочку, чтобы она воздерживалась от прыжков и тяжелых физич. упражнений, а также некоторых видов спорта (езда на велосипеде, плавание); от участия в соревнованиях девочка освобождается.

Девочек следует научить правилам, которые следует соблюдать во время менструации. Важно остерегаться переохлаждения тела, особенно ног и нижней части живота. Во время менструации половые органы становятся более восприимчивыми к инфекции в связи с нек-рым понижением защитных сил организма и наличием раневой поверхности матки. Поэтому в эти дни следует ежедневно принимать душ или делать водные гиг. процедуры. Можно принимать ванну, но вода не должна быть горячей (лучше t° 37-39 °). Не менее двух раз в день наружные половые органы обмывают теплой водой с мылом, предварительно тщательно вымыв руки. Сначала обмывают наружные половые органы, потом кожу бедер и в последнюю очередь - область заднего прохода; садиться при подмывании в тазик недопустимо.

Для собирания менструальной крови рекомендуется пользоваться специальными гиг. подкладками, изготовленными из бинта и ваты или сшитыми из двойного слоя марли с прокладкой из ваты. Повязку менять несколько раз в сутки по мере ее пропитывания, не допуская высыхания крови. Необходимо иметь несколько специальных трусов-плавок (лучше из хлопчатобумажной ткани), которые также менять, не допуская засыхания на них крови; после стирки трусы проглаживать утюгом.

С началом половой жизни следует выполнять дополнительные гиг. правила. Так, после первого полового сношения в течение 2-3 дней необходимо половое воздержание, чтобы разрывы девственной плевы могли зажить; надо воздерживаться от полового контакта и в дни менструации, чтобы в половые пути не попали возбудители инфекции и чтобы не вызвать кровотечения. Во время беременности и после родов Л. г. и весь режим жизни женщины приобретают некоторые особенности (см. Беременность , Послеродовой период).

В климактерическом периоде (см.) часто развиваются нейроэндокринные нарушения, связанные с перестройкой организма. Поэтому, кроме общегигиенических мероприятий, рекомендуются ежедневное обтирание тела водой (t ° 36-22 °), зарядка, пребывание на свежем воздухе, прогулка перед сном.

Личная гигиена мужчины

В подростковом возрасте мальчик, как и девочка, должен приобрести навыки Л. г.- соблюдать чистоту тела, волос и одежды. О появляющихся у подростков в период полового созревания поллюциях (см.), обычно происходящих во время сна, взрослые, лучше школьный врач, должны предупредить мальчиков, а также рассказать подросткам об особенностях мужского и женского организма, развивать правильный взгляд на взаимоотношение полов. Основная цель полового воспитания - научить мальчика управлять своими чувствами, подготовить к будущей половой жизни как в нравственном, так и в гигиеническом отношении, предостеречь от случайной половой связи, деликатно предупредить о возможности заражения венерической болезнью.

Мальчик и взрослый мужчина должны содержать в чистоте половые органы, ежедневно мыть их теплой водой с мылом, раскрывая при этом препуциальный мешок и смывая накапливающуюся смегму (см.). После полового акта половые органы надо обмыть теплой водой. Следует предупредить молодых людей о том, что половой акт в перл од менструации у женщины может привести не только к отклонениям в женской половой сфере, но и к воспалению мужского мочеиспускательного канала, что связано с попаданием в него сгустков крови и микроорганизмов.

Библиография: Беляев И. И. Очерки психогигиены, М., 1973, библиогр.; Hовикова Е.Ч. Здоровье матери - здоровье ребенка, М., 1971; Пап А. Г., Школьник Б. И. и Сольский Я. П. Гигиена женщины, Киев, 1966; Персианинов Л. С. Здоровье женщины и материнство, М., 1969; Родителям о детях, под ред. А. Ф. Тура, Л., 1975; Bragg Р. С. The miracle of fasting for agelessness-physical, mental a spiritual rejuvenation, Santa Barbara, 1977; F e г-t i g В. u. a. Gesundheit fur die Familie, Lpz., 1976.

В. В. Злобина.

Приветствуем вас, наши дорогие читатели. Снова с вами Ирина и Игорь. «Мойте руки перед едой!», — думаем, всем знакома эта фраза. Собственно на этой фразе у многих заканчивается представление о личной гигиене. Однако понятие «гигиены» намного шире и включает в себя не только чистоту тела, но и правила смены труда отдыхом, гигиену сна, гигиену одежды и обуви, и даже психологическую гигиену.

Соблюдение правил личной гигиены поможет вам сохранить свое здоровье и работоспособность. Итак, сегодня мы расскажем вам какие правила личной гигиены необходимо соблюдать.

Следование правилам личной гигиены отличает нас от «дикарей», поэтому культура чистоты должна прививаться с самого детства. А самый лучший способ научить детей – это показать на собственном примере. Давайте разберем по порядку все составляющие личной гигиены.

Гигиена тела

Помните, как у Чуковского К. И.:

Ты один не умывался, и грязнулею остался, и сбежали от грязнули, и чулки и башмаки!

«Мойдодыр» с детства прививал нам любовь к воде и водным процедурам. А ведь не зря, поскольку это является важным правилом гигиены нашего тела.

Каждодневное принятие душа поможет вам не только сохранить свежесть, но и уничтожит лишние микроорганизмы, а также бактерии на вашей коже. А в случае лучше принимать душ 2 раза в день.

При борьбе с обильным потоотделением предпочтение стоит отдавать антиперспирантам нежели, дезодорантам. Поскольку вторые только маскируют неприятный запах, в то время как первые борются с его выделением.

Большое внимание стоит уделять уходу за руками и ногами. Руки нужно мыть как можно чаще, ведь именно на них скапливается больше всего болезнетворных бактерий, способных вызвать различного рода инфекции в организме. Поэтому обязательно нужно мыть руки перед тем, как приступить к приему пищи.

При отсутствии воды можно воспользоваться различными антисептическими гелями или антибактериальными влажными салфетками. При мытье рук также стоит не забывать о ногтях, особенно когда моете руки своему ребенку, поскольку под ногтями скапливается больше всего различных микроорганизмов.

Ноги тоже следует мыть каждый день, а также своевременно увлажнять их и следить за пятками, чтобы на них не появлялось трещин и ссадин, которые могут привести к появлению грибковых инфекций.


В , поскольку неправильный уход за этими частями тела может привести не только к проблемам с самими зубами, но и к проблемам со всей системой пищеварения.

Зубы необходимо чистить хотя бы 2 раза в сутки – в утреннее и вечернее время, а полоскать рот после каждого приема пищи. Стоит также регулярно обращаться к зубному врачу, чтобы не допустить развития кариеса.

Длинные волосы – это гордость женщины. Но даже если вы мужчина и у вас совсем короткая длина волос, следует обеспечить должный уход за волосами, дабы избежать таких проблем, как или педикулез. Волосы следует мыть по необходимости, но не реже одного раза в неделю.

Также следует регулярно уделять время сеансам щадящего массажа для улучшения кровообращения и лучшего роста волос. По возможности следует отказаться от высушивания волос с помощью фена, поскольку такая тепловая обработка приводит к нарушению структуры волоса, он может стать ломким или начать сечься.

Интимная гигиена или гигиена половых органов – важная составляющая соблюдения чистоты тела в целом. Как мужчинам, так и женщинам рекомендуется каждодневное мытье своих половых органов с помощью мыла или специальных гелей.

Девушкам стоит уделять особое внимание интимной гигиене в дни менструаций. В настоящее время существует множество гелей для интимной гигиены, которые обеспечат должный уход в этой деликатной области. Например, гель «Richenna» , который содержит в своем составе уникальную формулу с восточными травами, что позволяет улучшить кровообращение и укрепить местный иммунитет кожи. Кроме того, его мягкая формула не вызовет у вас раздражения и подарит ощущение чистоты и комфорта.

Гигиена сна

Основным условием является тишина, поэтому не желательно размещение в той комнате, где вы спите предметов, создающих лишний шум, например, не стоит размещать в спальне громкие часы. Воздух для комфортного сна должен быть достаточно увлажнен, поэтому рекомендуется своевременно проводить влажную уборку в спальне.

Кровать, постельное белье, постель в целом должны быть удобными, особенно матрац, который не должен быть чересчур жестким или мягким. Подушку рекомендуется использовать более пологую, чтобы не перегружать шейные отделы позвоночника.

Стирать постельное белье желательно один раз в неделю или чаще.

Гигиена одежды, обуви и нижнего белья

Вы должны различать одежду. Так, например, не стоит ложиться спать в той одежде, в которой вы проходили почти весь день, поскольку это может вызвать раздражение кожи. Ваш гардероб должны составлять следующие виды одежды:

  • повседневная одежда должна учесть все изменения погоды
  • одежда для работы
  • спортивная форма
  • нижнее белье

При этом нательное белье стоит менять ежедневно, поскольку оно вбирает в себя весь пот за день. Что касается нижнего белья и носков, менять их лучше после каждого приема ванны.

Гигиена питания

Готовить еду стоит в чистоте, чистыми руками, а также перед приготовлением все фрукты и овощи необходимо хорошо промыть.

Мясо и рыба должны проходить тепловую обработку перед употреблением. Не стоит заниматься употреблением просроченных или несвежих продуктов. Не рекомендуется злоупотреблять жирной, острой и жареной пищей. Также не стоит есть менее, чем за 2 часа до сна.

Психологическая гигиена

Главным правилом психологической гигиены является – избежание . Или изменение своего отношения к ним. Помочь в этом вам могут восточные практики йоги, ушу или медитативные практики.

Помните, что ваше настроение отражается на вашем здоровье и состоянии вашего тела в целом.

Широкий ассортимент товаров для вашей личной гигиены можно посмотреть и купить в интернет-магазине OZON.ru в каталоге «Товары для гигиены — от известных брендов» . Здесь всегда найдется средство, подходящее именно вам.

Мы рассмотрели с вами основные правила личной гигиены, но не стоит также забывать и о гигиене собственного жилья. Своевременная уборка способна принести в вашу жизнь чистоту и комфорт, а также избавить вас от различного рода болезней.

Расскажите нам, какое внимание вы уделяете личной гигиене? Все ли правила выполняете или есть еще над чем работать? Может, у вас сложились какие-то свои правила гигиены?

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на обновления блога, и тогда вы не пропустите новые интересные темы. До скорых встреч!

С уважением, Ирина и Игорь

Примерно в 1964-м группа учёных и специалистов ВВС разработала концепцию создания принципиально новой ВКС, которая наиболее рационально интегрировала в себе идеи самолёта, ракетоплана и космического объекта и удовлетворяла бы вышеуказанным требованиям.

В середине 1965-го министр авиационной промышленности П. В. Дементьев поручил ОКБ А. И. Микояна разработку проекта этой системы, получившей название «Спираль». Главным конструктором системы назначили Г. Е. Лозино-Лозинского . От ВВС руководство работами осуществлял С. Г. Фролов, военно-техническое сопровождение поручили начальнику ЦНИИ 30 - З. А. Иоффе, а также его заместителю по науке В. И. Семёнову и начальникам управлений - В. А. Матвееву и О. Б. Рукосуеву - основным идеологам концепции ВКС.

Разработка системы «Спираль» и её орбитального самолёта начались в конструкторском бюро ОКБ-155 А. И. Микояна летом 1966 года . Готовность системы к эксплуатации предполагалась в середине 1970-х годов. И в США , и в СССР эти программы были свёрнуты на разных стадиях разработки.

Руководителем проекта «Спираль» был Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Мощный воздушный корабль-разгонщик (вес 52 т, длина 38 м, размах крыла 16,5 м) должен был разгоняться до шестикратной скорости звука (6), затем с его «спины» на высоте 28-30 км должен был стартовать 10-тонный пилотируемый орбитальный самолёт длиной 8 м и размахом 7,4 м.

    «Самолёт-разгонщик до 6 махов предполагалось возможным использовать и как пассажирский самолёт-авиалайнер , что, безусловно, было рационально: его высокие скоростные характеристики позволили бы поднять скорости гражданской авиации ».

    Самолёт-разгонщик был первым технологически-революционным детальным проектом гиперзвукового летательного аппарата с воздушно-реактивными двигателями. На 40-м конгрессе Международной авиационной федерации (FAI), проходившей в 1989 году в Малаге (Испания) представители американского Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) дали самолёту-разгонщику высокую оценку, отметив, что он «проектировался в соответствии с современными требованиями».

    Ввиду требования больших средств для принципиально новых двигательных, аэродинамических и материаловедческих технологий для создания такого гиперзвукового самолёта-разгонщика, в последних вариантах проекта рассматривалась менее затратная и более быстро достижимая возможность создания не гиперзвукового, а сверхзвукового разгонщика, в качестве которого рассматривался модифицированный ударно-разведывательный самолёт Т-4 («100») , однако и он не был реализован.

    Орбитальный самолёт

    БОР-1 первый и единственный запуск (как и все последующие, с полигона Капустин Яр) 15 июля 1969 года.
    БОР-2 первый запуск в декабре 1969, всего 4 запуска.
    БОР-3 первый запуск в мае 1973, всего 2 запуска.

    Работы по созданию «Спирали», в том числе аналогов её орбитального самолёта, прерванные в 1969 году , были возобновлены в 1974 году . В -1978 годах было проведено 7 испытательных полётов Миг-105.11.

    На дозвуковом аналоге орбитального самолёта 105.11 проводили испытания лётчики Пётр Остапенко , Игорь Волк , Валерий Меницкий , Александр Федотов . На 105.11 стартовал из-под фюзеляжа тяжёлого бомбардировщика Ту-95 К Авиард Фастовец , окончательный этап испытаний аналога проводил Василий Урядов.

    Также «на базе БОРа-4 разрабатывались маневрирующие боевые блоки космического базирования, основной задачей которых была бомбардировка Америки из космоса с минимальным подлётным временем до целей (5…7 минут) ». Лукашевич В. П., финансовый директор ОАО «Международный консорциум Многоцелевые авиационно-космические системы».

    December 9th, 2012

    ... Судьбы гениальных конструкторов складывались по-разному. Некоторые из них, "отметившиеся" в гражданской тематике, были широко известны еще при жизни. И любой мальчишка, собирающий модель самолета, мечтал быть "как Туполев, Ильюшин или Яковлев".

    Другие, всегда работавшие только на оборону страны, были засекречены до конца жизни. Только после их ухода мы узнали фамилии Королева, Глушко, Янгеля, Челомея и многих других, воздавая им посмертные почести.

    Но есть особенные, сложные и удивительные судьбы - это конструкторы, сотворившие в своей жизни нечто настолько уникальное, что их имя, прорвав барьеры секретности, стало широко известно еще при их жизни. И это эпохальное, видимое всеми творение вкупе с тотальной закрытостью "оборонки" затмило другие, по настоящему знаменательные мысли, идеи, труды, проекты и свершения конструкторского таланта . Именно такой была судьба Главного конструктора многоразового орбитального корабля "Буран" Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, столетний юбилей со дня рождения которого мы отмечаем 25 декабря 2009 г.

    Казалось бы, сегодня мы знаем о нем много - создатель "Бурана", главный конструктор "Спирали", Генеральный конструктор авиационно-космической системы 9А-10485, более известной как МАКС...

    На самом деле, гораздо больше мы о нем не знаем - помимо "Бурана" и МАКС, под руководством Г.Е.Лозино-Лозинского в НПО "Молния" была проработана почти сотня (!) проектов, засекреченных до сих пор...

    Можно утверждать, что и сегодня он почти также "закрыт", как и при жизни - именно поэтому так ценна любая информация об этом выдающемся Конструкторе.


    Начало 60-х годов. Холодная война в разгаре. В США идут работы по программе Dyna Soar - гиперзвукового орбитального ракетоплана Х20. Как ответ на эту программу, работы по разработке собственных ракетопланов проводятся и в нашей стране многими институтами и КБ, как по заказу правительства, в виде НИОКР, так и в инициативном порядке. Но разработка аэрокосмической системы "Спираль" явилась первой официальной крупномасштабной темой, поддержанной руководством страны после ряда событий, ставших предысторией проекта.

    В соответствии с пятилетним Тематическим планом ВВС по орбитальным и гиперзвуковым самолетам практические работы по авиационной космонавтике в нашей стране в 1965 г. были поручены ОКБ-155 А.И.Микояна, где их возглавил 55-летний Главный конструктор ОКБ Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Тема по созданию двухступенчатого воздушно-орбитального самолета (в современной терминологии - авиационно-космической системы - АКС) получила индекс "Спираль". Советский Союз серьезно готовился к масштабной войне в космосе и из космоса.

    В соответствии с требованиями заказчика конструкторы взялись за разработку многоразового двухступенчатого комплекса, состоящего из гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) и военного орбитального самолета (ОС) с ракетным ускорителем. Старт системы предусматривался горизонтальный, с использованием разгонной тележки, отрыв происходил на скорости 380-400 км/ч. После набора с помощью двигателей ГСР необходимых скорости и высоты происходило отделение ОС и дальнейший разгон происходил с помощью ракетных двигателей двухступенчатого ускорителя, работающих на фтороводородном топливе.

    Боевой пилотируемый одноместный ОС многоразового применения предусматривал использование в вариантах дневного фоторазведчика, радиолокационного разведчика, перехватчика космических целей или ударного самолета с ракетой класса "космос-Земля" и мог применяться для инспекции космических объектов. Вес самолета во всех вариантах составлял 8800 кг, включая 500 кг боевой нагрузки в вариантах разведчика и перехватчика и 2000 кг у ударного самолета. Диапазон опорных орбит составлял 130...150 км по высоте и 450...1350 по наклонению в северном и южном направлениях при стартах с территории СССР, причем задача полета должна была выполняться в течение 2-3 витков (третий виток посадочный). Маневренные возможности ОС с использованием бортовой ракетной двигательной установки, работающей на высокоэнергетических компонентах топлива - фтор F2 + амидол (50% N2H4 + 50% BH3N2H4), должны были обеспечивать изменение наклонения орбиты для разведчика и перехватчика на 170, для ударного самолета с ракетой на борту (и уменьшенном запасе топлива) - 70...80. Перехватчик также был способен выполнить комбинированный маневр - одновременное изменение наклона орбиты на 120 с подъемом на высоту до 1000 км.

    После выполнения орбитального полета и включения тормозных двигателей ОС должен входить в атмосферу с большим углом атаки, управление на этапе спуска предусматривалось изменением крена при постоянном угле атаки. На траектории планирующего спуска в атмосфере задавалась способность совершения аэродинамического маневра по дальности 4000...6000 км с боковым отклонением плюс/минус 1100...1500 км.

    В район посадки ОС должен был выводиться с выбором вектора скорости вдоль оси взлетно-посадочной полосы, что достигалось выбором программы изменения крена. Маневренность самолета позволяла обеспечить посадку в ночных и сложных метеоусловиях на один из запасных аэродромов территории Советского Союза с любого из 3-х витков. Посадка совершалась с использованием турбореактивного двигателя ("36-35" разработки ОКБ-36), на грунтовой аэродром II класса со скоростью не более 250 км/ч.

    Согласно утвержденному Г.Е.Лозино-Лозинским 29 июня 1966 года аванпроекту "Спирали", АКС с расчетной массой 115 тонн представляла собой состыкованные воедино крылатые широкофюзеляжные многоразовые аппараты горизонтального взлета-посадки - 52-тонный гиперзвуковой самолет-разгонщик (получивший индекс "50-50"), и расположенный на нем пилотируемый ОС (индекс "50") с двухступенчатым ракетным ускорителем - блоком выведения.

    Из-за неосвоенности в качестве окислителя жидкого фтора для ускорения работ по АКС в целом в качестве промежуточного шага предлагалась альтернативная разработка двухступенчатого ракетного ускорителя на кислородно-водородном топливе и поэтапное освоение фторного топлива на ОС - сначала использование высококипящего топлива на азотном тетраксиде и несимметричном диметилгидразине (АТ+НДМГ), затем фторо-аммиачное топливо (F2+NH3), и только после накопления опыта планировалось заменить аммиак на амидол.

    Благодаря особенностям заложенных конструктивных решений и выбранной схеме самолетного старта позволял реализовать принципиально новые свойства для средств выведения военных нагрузок в космос:

    Вывод на орбиту полезного груза, составляющего по весу 9% и более от взлетного веса системы;

    Уменьшение стоимости вывода на орбиту одного килограмма полезного груза в 3-3,5 раза по сравнению с ракетными комплексами на тех же компонентах топлива;

    Вывод космических аппаратов в широком диапазоне направлений и возможность быстрого перенацеливания старта со сменой необходимого параллакса за счет самолетной дальности;

    Самостоятельное перебазирование самолета-разгонщика;

    Сведение к минимуму потребного количества аэродромов;
    - быстрый вывод боевого орбитального самолета в любой пункт земного шара;

    Эффективное маневрирование орбитального самолета не только в космосе, но и на этапе спуска и посадки;

    Самолетная посадка ночью и в сложных метеоусловиях на заданный или выбранный экипажем аэродром с любого из трех витков.

    СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ АКС СПИРАЛЬ.

    Гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГСР) "50-50".

    ГСР представлял собой самолет-бесхвостку длиной 38 м с треугольным крылом большой переменной стреловидности по передней кромке типа "двойная дельта" (стреловидность 800 в зоне носового наплыва и передней части и 600 в концевой части крыла) размахом 16,5 м и площадью 240,0 м2 с вертикальными стабилизирующими поверхностями - килями (площадью по 18,5 м2) - на концах крыла.

    Управление ГСР осуществлялось с помощью рулей направления на килях, элевонов и посадочных щитков. Самолет-разгонщик был оборудован 2-местной герметичной кабиной экипажа с катапультируемыми креслами.

    Взлетая с разгонной тележки, для посадки ГСР использует трехопорное шасси с носовой стойкой, оборудованной спаренными пневматиками размером 850x250, и выпускаемой в поток в направлении "против полета". Основная стойка оснащена двухколесной тележкой с тандемным расположением колес размером 1300x350 для уменьшения требуемого объема в нише шасси в убранном положении. Колея основных стоек шасси 5,75 м.

    В верхней части ГСР в специальном ложе крепился собственно орбитальный самолет и ракетный ускоритель, носовая и хвостовая части которых закрывались обтекателями.

    На ГСР в качестве топлива использовался сжиженный водород, двигательная установка - в виде блока четырех турбореактивных двигателей (ТРД) разработки А.М.Люлька тягой на взлете по 17,5 т каждый, имеющих общий воздухозаборник и работающих на единое сверхзвуковое сопло внешнего расширения. При пустой массе 36 т ГСР мог принять на борт 16 т жидкого водорода (213 м3), для размещения которого отводилось 260 м3 внутреннего объема

    Двигатель получил индекс АЛ-51 (в это же время в ОКБ-165 разрабатывался ТРДФ третьего поколения АЛ-21Ф, и для нового двигателя индекс выбрали "с запасом", начав с круглого числа "50", тем более что это же число фигурировало в индексе темы). Техническое задание на его создание получило ОКБ-165 А.М.Люльки (ныне - НТЦ имени А.М.Люльки в составе НПО "Сатурн").

    Преодоление теплового барьера для ГСР обеспечивалось соответствующим подбором конструкционных и теплозащитных материалов.

    Самолет-разгонщик.

    В ходе работ проект постоянно дорабатывался. Можно сказать, что он находился в состоянии "перманентной разработки": постоянно вылезали какие-то неувязки - и все приходилось "доувязывать". В расчеты вмешивались реалии - существующие конструкционные материалы, технологии, возможности заводов и т.д. В принципе, на любом этапе проектирования двигатель был работоспособен, но не давал тех характеристик, которые хотели получить от него конструкторы. "Дотягивание" шло в течение еще пяти-шести лет, до начала 1970-х, когда работы по проекту "Спираль" были закрыты.

    Двухступенчатый ракетный ускоритель.

    Блок выведения представляет собой одноразовую двухступенчатую ракету-носитель, расположенную в "полуутопленном" положении в ложементе "на спине" ГСР. Для ускорения разработки аванпроектом предусматривалась разработка промежуточного (на топливе водород-кислород, H2+O2) и основного (на топливе водород-фтор, H2+F2) вариантов ракетного ускорителя.

    При выборе топливных компонентов проектировщики исходили из условия обеспечения вывода на орбиту возможно большего полезного груза. Жидкий водород (H2) рассматривался как единственный перспективный вид горючего для гиперзвуковых воздушных аппаратов и как один из перспективных горючих для ЖРД, несмотря на его существенный недостаток - малый удельный вес (0,075 г/см3). Керосин в качестве топлива для ракетного ускорителя не рассматривался.

    В качестве окислителей для водорода могут быть кислород и фтор. С точки зрения технологичности и безопасности кислород более предпочтителен, но его применение в качестве окислителя для водородного топлива приводит к значительно большим потребным объемам баков (101 м3 против 72,12 м3), то есть к увеличению миделя, а следовательно, лобового сопротивления самолета-разгонщика, что уменьшает его максимальную скорость расцепки до М=5,5 вместо М=6 при фторе.

    Ускоритель.

    Общая длина ракетного ускорителя (на фтороводородном топливе) 27,75 м, включая 18,0 м первой ступени с донным стекателем и 9,75 м второй ступени с полезной нагрузкой - орбитальным самолетом. Вариант кислородно-водородного ракетного ускорителя получился на 96 см длиннее и на 50 см толще.

    Предполагалось, что фтороводородный ЖРД тягой 25 т для оснащения обеих ступеней ракетного ускорителя будет разрабатываться в ОКБ-456 В.П.Глушко на базе отработанного ЖРД тягой 10 т на фтороаммиачном (F2+NH3) топливе

    Орбитальный самолет.

    Орбитальный самолет (ОС) представлял собой летательный длиной 8 м и шириной плоского фюзеляжа 4 м, выполненный по схеме "несущий корпус", имеющий сильно затупленную оперенную треугольную форму в плане.

    Основой конструкции являлась сварная ферма, на которую снизу крепился силовой теплозащитный экран (ТЗЭ), выполненный из пластин плакированного ниобиевого сплава ВН5АП с покрытием дисилицидом молибдена, расположенных по принципу "рыбной чешуи". Экран подвешивался на керамических подшипниках, выполнявших роль тепловых барьеров, снимая температурные напряжения за счет подвижности ТЗЭ относительно корпуса с сохранением внешней формы аппарата.

    Верхняя поверхность находилась в затененной зоне и нагревалась не более 500 С, поэтому сверху корпус закрывался панелями обшивки из кобальт-никелевого сплава ЭП-99 и сталей ВНС.

    Двигательная установка включала в себя:

    ЖРД орбитального маневрирования тягой 1,5 тс (удельный импульс 320 сек, расход топлива 4,7 кг/сек) для выполнения маневра по изменению плоскости орбиты и выдачи тормозного импульса для схода с орбиты; впоследствии предусматривалась установка более мощного ЖРД с тягой в пустоте 5 тс с плавной регулировкой тяги до 1,5 тс для выполнения точных коррекций орбиты;

    Два аварийных тормозных ЖРД с тягой в пустоте по 16 кгс, работающие от топливной системы основного ЖРД с вытеснительной системой подачи компонентов на сжатом гелии;

    Блок ЖРД ориентации, состоящий из 6 двигателей грубой ориентации с тягой по 16 кгс и 10 двигателей точной ориентации с тягой 1 кгс;

    ТРД со стендовой тягой 2 тс и удельным расходом топлива 1,38 кг/кг в час для полета на дозвуке и посадки, топливо - керосин. В основании киля расположен регулируемый воздухозаборник ковшового типа, открываемый только перед запуском ТРД.

    В качестве промежуточного этапа на первых образцах боевых маневренных ОС предусматривалось применение для ЖРД топлива фтор+аммиак.

    Для аварийного спасения пилота на любом участке полета в конструкции предусматривалась отделяемая кабина-капсула фарообразной формы, имеющая собственные пороховые двигатели для отстрела от самолета на всех этапах его движения от старта до посадки. Капсула была снабжена управляющими двигателями для входа в плотные слои атмосферы, радиомаяком, аккумулятором и аварийным блоком навигации. Приземление осуществлялось с помощью парашюта со скоростью 8 м/сек, поглощение энергии при этой скорости производится за счет остаточной деформации специальной сотовой конструкции угла капсулы.

    Вес отделяемой снаряженной кабины с оборудованием, системой жизнеобеспечения, системой спасения кабины и пилотом 930 кг, вес кабины при приземлении 705 кг.

    Система навигации и автоматического управления состояла из автономной астроинерциальной системы навигации, бортовой цифровой вычислительной машины, ЖРД ориентации, астрокорректора, оптического визира и радиовертикали-высотомера.

    Для управления траекторией самолета при спуске помимо основной автоматической системы управления предусматривается резервная упрощенная система ручного управления по директорным сигналам.

    Спасательная капсула.

    Варианты использования.

    Дневной фоторазведчик.

    Дневной фоторазведчик предназначался для детальной оперативной разведки малогабаритных наземных и подвижных морских предварительно заданных целей. Размещенная на борту фотоаппаратура обеспечивала разрешение на местности 1,2 м при съемке с орбиты высотой 130 плюс/минус 5 км.

    Предполагалось, что поиск цели и визуальные наблюдения за земной поверхностью летчик будет вести через расположенный в кабине оптический визир с плавно изменяющейся кратностью увеличения от 3х до 50х. Визир был оснащен управляемым отражающим зеркалом для отслеживания цели с дистанции до 300 км. Съемка должна была производится автоматически после ручного совмещения летчиком плоскости оптической оси фотоаппарата и визира с целью; размер снимка на местности 20х20 км при дистанции фотографирования вдоль трассы до 100 км. За один виток летчик должен успеть сфотографировать 3-4 цели.

    Фоторазведчик оснащен станциями КВ и УКВ диапазонов для передачи информации на землю. При необходимости повторного прохода над целью по команде летчика автоматически выполняется маневр поворота плоскости орбиты.

    Радиолокационный разведчик.

    Отличительной чертой радиолокационного разведчика являлось наличие внешней разворачиваемой одноразовой антенны размером 12х1,5 м. Предполагаемая разрешающая способность при этом должна была быть в пределах 20-30 м, что достаточно при разведке авианосных морских соединений и крупных наземных объектов, при ширине полосы обзора по наземным объектам - 25 км и до 200 км при разведке над морем.

    Ударный орбитальный самолет.

    Для поражения подвижных морских целей предназначался ударный орбитальный самолет. Предполагалось, что пуск ракеты "космос-Земля" с ядерной БЧ будет производиться из-за горизонта при наличии целеуказания от другого ОС-разведчика или спутника. Уточненные координаты цели определяются локатором, сбрасываемым перед сходом с орбиты, и средствами навигации самолета. Наведение ракеты по радиоканалу на начальных участках полета позволяло проводить коррекцию с повышением точности наведения ракеты на цель.

    Ракета со стартовой массой 1700 кг при точности целеуказания плюс/минус 90 км обеспечивала поражение морской цели (типа авианосец), движущейся со скоростью до 32 узлов, с вероятностью 0,9 (круговое вероятное отклонение боеголовки 250 м).

    Перехватчик космических целей "50-22".

    Последним проработанным вариантом боевого ОС был перехватчик космических целей, разрабатывавшийся в двух модификациях:

    Инспектор-перехватчик с выходом на орбиту цели, сближением с ней на расстояние 3-5 км и уравниванием скорости между перехватчиком и целью. После этого летчик мог провести инспекцию цели с помощью 50х-кратного оптического визира (разрешение на цели 1,5-2,5 см) с последующим фотографированием.

    В случае решения пилота уничтожить цель в его распоряжении имелось шесть самонаводящихся ракет разработки СКБ МОП весом по 25 кг, обеспечивающих поражение целей на дальности до 30 км при относительных скоростях до 0,5 км/сек. Запаса топлива перехватчика хватает на перехват двух целей, расположенных на высотах до 1000 км при углах некомпланарности орбит целей до 100;

    Дальний перехватчик, оснащенный самонаводящимися ракетами разработки СКБ МОП с оптическим координатором для перехвата космических целей на пересекающихся курсах при промахе перехватчика до 40 км, компенсируемым ракетой. Максимальная дальность пуска ракеты составляет 350 км. Вес ракеты с контейнером 170 кг. Поиск и обнаружение заранее заданной цели, а также наведение ракеты на цель производится летчиком вручную с помощью оптического визира. Энергетика этого варианта перехватчика также обеспечивает перехват 2-х целей, находящихся на высотах до 1000 км.

    Космонавты "Спирали".

    В 1966 году в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) была сформирована группа для подготовки к полету на "изделии-50" - так в ЦПК зашифровывался орбитальный самолет по программе "Спираль". В состав группы вошли пять космонавтов, имеющих хорошую летную подготовку, в том числе космонавт N2 Герман Степанович Титов (1966-70 гг), и еще не летавшие в космос Анатолий Петрович Куклин (1966-67 гг), Василий Григорьевич Лазарев (1966-67 гг) и Анатолий Васильевич Филипченко (1966-67 гг).

    Кадровый состав 4 отдела со временем менялся - подготовку к полету на "Спирали" в разное время прошли Леонид Денисович Кизим (1969-73 гг), Анатолий Николаевич Березовой (1972-74 гг), Анатолий Иванович Дедков (1972-74 гг), Владимир Александрович Джанибеков (июль-декабрь 1972 г), Владимир Сергеевич Козельский (август 1969 - октябрь 1971 г), Владимир Афанасьевич Ляхов (1969-73 гг), Юрий Васильевич Малышев (1969-73 гг), Александр Яковлевич Петрушенко (1970-73 гг) и Юрий Викторович Романенко (1972 г).

    Наметившаяся тенденция к закрытию программы "Спираль" привела в 1972 году к численному сокращению 4 отдела до трех человек и к снижению интенсивности тренировок. В 1973 году группа космонавтов темы "Спираль" стала так и называться ВОС - Воздушно-орбитальный самолет (иногда встречается и другое наименование - Военный орбитальный самолет).

    11 апреля 1973 года заместителем начальника 4 отдела 1 управления был назначен инструктор-космонавт-испытатель Лев Васильевич Воробьев. 1973 год стал последним годом 4 отдела 1 управления ЦПК - дальнейшая история отряда космонавтов ВОС сошла на нет..

    Закрытие проекта.

    С технической точки зрения работы шли успешно. По календарному плану разработки проекта "Спираль" предусматривалось создание дозвукового ОС начать в 1967 г, гиперзвукового аналога в 1968 г. Экспериментальный аппарат должен был впервые выводиться на орбиту в беспилотном варианте в 1970 г. Первый пилотируемый полет его намечался на 1977 г. Работы по ГСР должны были начаться в 1970 г, если его 4 многорежимных ТРД будут работать на керосине. В случае принятия перспективного варианта, т.е. топливом для двигателей является - водород, то постройку его предполагалось развернуть в 1972 г. Во 2-й половине 70-х гг. могли начаться полеты полностью укомплектованной АКС "Спираль".

    Но, несмотря на строгое технико-экономическое обоснование проекта, руководство страны интерес к теме "Спираль" потеряло. Вмешательство Д.Ф.Устинова, бывшего в ту пору секретарем ЦК КПСС, курировавшим оборонную промышленность и ратовавшего за ракеты, отрицательно сказывалось на ходе программы. А когда ставший министром обороны А.А.Гречко, ознакомился в начале 70-х гг. со "Спиралью", он выразился ясно и однозначно: "Фантазиями мы заниматься не будем". Дальнейшее выполнение программы прекратили.

    Но благодаря сделанному большому научно-техническому заделу, важности затронутых тем, выполнение проекта "Спираль" трансформировалось в различные научно-исследовательские работы и связанные с ними конструкторские разработки. Постепенно программа была переориентирована на летные испытания аппаратов-аналогов без перспектив создания на их базе реальной системы (программа БОР (Беспилотный Орбитальный Ракетоплан)).

    Такова история проекта, который даже не будучи осуществленным, сыграл значительную роль в космической программе страны.

    У проекта "Спираль", по большому счету, были две проблемы - техническая и человеческая.

    Техническая касается гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР). На самом деле в то время проблема гиперзвука так и не была решена. На ГСР стояли мощные ТРД, которые никак не могли обеспечить проектные 5-6М. Необходимых для гиперзвука ПВРД нет до сих пор. И мы, и амеры, только на пути создания устойчивого и надежного двигателя для гиперзвуковых скоростей. Не случайно дальнейшее развитие проекта "Спираль" пошло по пути использования дозвуковых самолетов-носителей большой грузоподъемности (проект "МАКС").

    "Человеческий фактор" - это больное место не только "Спирали", но и всех космических программ СССР 70-80-х годов. Было большое число ярких, сильных и амбициозных конструкторов, не желавших ужиться вместе. Конфликт Сергея Павловича Королева и Валентина Петровича Глушко, дело доходило до мата в адрес друг друга. Противостояние "двигателистов" В.Н. Челомея и Н.Д.Кузнецова, и др.

    Каждый из них под свои программы и проекты заручался поддержкой членов ЦК КПСС, выбивал финансы и ресурсы, выходили соответствующие постановления, которые затем корректировались по содержанию и срокам... Получался не скоординированный удар кулаком, а тычок в небо растопыренными пальцами.

    Об этой подковерной борьбе очень хорошо пишет Борис Евсеевич Черток в серии книг "Ракеты и люди" . Рекомендую всем, кто действительно интересуется историей отечественной космонавтики без прикрас: http://flibusta.net/a/20774

    Генерал звездных войн: Глеб Лозино-Лозинский.