Результат: что это такое и к каким результатам мы стремимся в жизни? Результат не всегда справедлив

Привет, пространство! Если вы здесь и читаете эти строки, то вам приходилось, применяя или используя различные продукты и услуги, недоумевать и задаваться вопросом, почему результат бывает не всегда, или бывает, но не такой, каким мы хотели бы его видеть. Об этом сегодня и пойдет речь.

Я расскажу о своих размышлениях по этому поводу, а также поделюсь недавней, открытой трансляцией от руководителей проекта «Обретение Мастерства».

Духовный прототип

Когда мы приходим со своими вопросами и задачами в какие-то методы, посещаем курсы, могущие, по заверениям их создателей, помочь нам решить наши насущные задачи мы не всегда четко понимаем, что именно нам нужно решить.

Я говорю о том, что под каждый узким вопросом, кроется более обширная тема, увидев которую, более мелкие вопросы отлетают, как шелуха.

Духовный прототип - одно из ключевых понятий Технологии, потому что понимание большого духовного за маленьким материальным дает нам масштабное и полное видение картины в целом. По этой теме на нашем сайте масса информации.

«Когда я смотрела свой вопрос с деньгами, для меня деньги оказались равны безопасности. Деньги давали мне безопасность и из-за этого я всю жизнь вкалывала, как лошадь, без выходных, потому что пыталась обеспечить себе ту безопасность, которую не дополучила в детстве. Пока я не решила этот вопрос этот вопрос внутри себя, деньги не приходили»

Елена Болгова

Возьмите ваш вопрос и посмотрите его истинный образ , используя . Что «ваш вопрос» для ВАС?

Я вспоминаю (вот уж не думала, что пригодятся), слова моего преподавателя по литературе. Она часто повторяла: «Чтобы понять суть - смотрите шире».

На трансляции вам предложат пройти небольшой тест, в результате которого вы наглядно убедитесь в этом.

«Видеть подарки, а не искать причины»

В каждом вопросе, ситуации или задаче, которые нас тревожат есть для нас «бонусы и плюшки». Осознав это и приняв, мы понимаем, насколько ценными являются наши условно негативные опыты («проблемы»).

Сконцентрировавшись на том, чтобы увидеть их мы решим большую долю волнующих нас ситуаций.

Благодарите! Благодарите себя за все!

Знаете, я человек, который прям косячит! Честное слово. Я все делаю настолько уникально (тут фейспалм), что долгое время не могла получить ответов на свои вопросы, сравнивая себя с другими.

Это давало мне еще больше связанного «веселья». Фраза: «Какая неожиданность!» - стала моим верным и неизменным спутником по жизни. Ничего глобального, но мне, чтобы как следует удивиться, многого и не нужно.

Я задумалась, за что мне можно себя благодарить, если я «вот такая»? С тех пор я всегда благодарю себя за силу . Силу сотворять все события и ситуации, сражаться, сдаваться, просить помощи, уступать, не упускать своего, защищать личные границы, прощать, не прощать, беспокоиться, отпускать и т.д.

Все, что я делаю (и чего не делаю) - ведет меня все глубже внутрь.

Читайте также : . В течение жизни мы проходим уровень, который ранее не смогли пройти, и либо проходим его, либо нет, и снова рождаемся в том же мире, в похожих условиях.

Уровень сознания

Также нужно понимать, на каком уровне сознания вы находитесь в данный отрезок вашей жизни и научиться соизмерять это с масштабностью ваших амбиций.

Вечная неудовлетворенность homo sapiens - это, бесспорно, чудесный двигатель прогресса. Однако если источник ваших стремлений питается откуда-то извне - он обмелеет.

Сегодня я говорю о себе: я бизнес-тренер, который профессионально занимается повышением продуктивности компании. Почему именно «продуктивность»? Принято считать, что основным показателем успешности управления бизнесом является результат. Однако результат - не всегда синоним успеха. Можно получить желаемый результат, но при этом затратить слишком много средств. Можно привлечь максимальное количество ресурсов, но к финалу люди настолько вымотаются, что никакого повторения результата уже не захочется. На первый взгляд, продуктивность - это описание процесса. Однако в управлении бизнесом она становится критерием успешности. Можно ли научиться продуктивности? Если понимать продуктивность как ведущий управленческий навык, то, безусловно, можно.

Я много лет работаю с руководителями. И начинаю с того, что говорю им: управление - это профессия. Не все относятся к управлению именно так. Между тем для управления нужны знания, понимание, «зачем я это делаю», и постоянное самосовершенствование. Этот путь самопознания руководителя и приводит к продуктивности.

С одной стороны, мы имеем индикаторы, помогающие определить, профессиональный перед нами управленец или нет, с другой - каких-то общих правил, формул, дающих стопроцентный эффект, в управлении нет. Это не наука, но профессия. Отсюда мы имеем множество парадоксов. Например, нельзя скопировать чью-то модель управления и стать столь же классным руководителем. К слову, это наиболее распространенная ошибка начинающих управленцев. Они стараются воспроизвести чужие модели поведения и сталкиваются с тем, что это не работает. Допустим, авторитарная, жесткая модель, свойственная «красным директорам», помогала им прийти к намеченным результатам. Но, повторяя ее, начинающие руководители могут добиться обратного, вплоть до потери команды. То же самое происходит с копированием модели, построенной на чужой харизме, способности влюблять в себя людей. Это тоже может не сработать. Лишь потому, что вы - другой человек, и ваша профессиональная история - уникальна.

Начинать свой путь в управлении я советую с понимания себя. Стоит ответить на вопрос: надо ли мне в принципе заниматься управлением? Я много занималась с людьми, входящими в кадровые резервы, то есть с теми, кто решил вырасти в управленца, построить карьеру. Зачастую выяснялось, что намерение «стать начальником» - это, скорее, желание избавиться от скучной работы. Но это ложный мотив. Став управленцем, такой человек не испытает драйва, не получит той энергии, которую дает руководящая должность тем, кто действительно к ней стремится. Предостерегу, у тех, кто попал в управленцы, обратной дороги нет. Это как волчонок, попробовавший мяса. Хищник в нем активирован, и травоядным он никогда не станет.

У меня есть действенная шкала оценки управленческой продуктивности, которая помогает руководителю точно просканировать себя и понять, что происходит. В ней три параметра, по которым продуктивный руководитель должен получить максимальные баллы.

Первый параметр - управление собой. Нужно четко понимать, кто ты, куда ты попал, и иметь высокий уровень эмоционального интеллекта. Уметь управлять всеми своими чувствами и состояниями, в том числе гневом. Тот руководитель, который умеет понимать свой гнев и не впадать в него, но умело им пользоваться, имеет в своем арсенале мощнейшее оружие.

Второй параметр, казалось бы, входит в противоречие с первым. Тем не менее, это очень важно. Нужно уметь подчиняться, принимать чужое мнение в том случае, если не хватает аргументов отстоять и доказать свое. Умеешь хорошо управлять, лишь справляясь со своей гордыней. Приведу пример. Однажды я общалась человеком, который всю жизнь работал в найме, однако на встрече со мной сказал, что никогда не работал в найме. «Как же так?» - спросила я и получила феерический ответ: «Я всегда знал, чего хочу, и сам нанимал компанию». Казалось бы, все прекрасно. Человек знает, чего хочет, он приходит в компанию и достигает целей, рвет вперед. Но! Скорее всего, он никого не слышит, потому что слышит только себя.

И третий параметр оценки - быть полезным тем людям, которые работают под вашим началом, и получать максимальный результат. Да, самое сложное в управлении - приходится работать с живыми людьми. Нельзя купить рабочие руки, нужно нанимать человека целиком. Постановка задачи, делегирование, контроль… Все это было бы очень просто, если бы каждый человек, который с вами работает, не был бы индивидуальностью со своими особенностями, характером, чувствами. Именно поэтому управлению нужно учиться всю жизнь. Это беспрерывный процесс профессионального и .

Вы определяете цель для других. Выбор определённой цели даёт людям четкое представление о том, к чему надо стремиться. При этом возникает один вопрос: как высоки должны быть требования?

Когда мы ставим перед собой какую-либо задачу (например, сэкономить 10000 долларов для очередного вклада), мы вправе ставить такие задачи для себя, потому что знаем, сможем их выполнить или нет.

Таким образом, мы ставим перед собой цели, которые заставляют нас тянуться вверх, но при этом мы знаем также, что результат для нас достижим. Когда же мы определяем задачи для других, мы не всегда располагаем полной информацией о том, как высоки (или низки) должны быть требования.

Чтобы лучше понять проблему определения конкретных задач для других людей, сделайте 10-минутный перерыв и попробуйте выполнить следующее упражнение. Возьмите чистый листок бумаги. На верхней строчке напишите «Роуд Айленд». Ваша задача будет заключаться в том, чтобы составить из комбинации этих букв 30 слов. Вам даётся на это задание 10 минут, так что не теряйте времени и приступайте к выполнению. Что у вас получилось? Мы надеемся, что 30 слов вам удалось написать, потому что с этим справляются почти все. Если вам тоже это удалось, то вы должны ощущать приятное чувство удовлетворения от достижения этой конкретной поставленной перед вами цели. Чувство удовлетворения от выполненной работы является самой важной Отдачей, которую люди хотят получить от своей работы; посмотрите список - этот результат деятельности стоит на первом месте по значимости.

Результат достижения поставленной перед вами конкретной цели:

1. Чувство удовлетворения от достижения цели

2. Ощущение собственной значимости

3. Положение

4. Чувство компетентности

5. Гордость

6. Достижения

В нашей практике встречались люди, которым удавалось составить 30 слов менее чем за 4 минуты. После чего они прекращали работу. Если бы мы поставили перед ними задачу составить 40 слов, вероятно, они продолжали бы это занятие до достижения конечного результата, т. е. увеличивая объём выполненной работы на 33%! Этот пример, вероятно, показал вам, что происходит в результате выбора слишком лёгких задач.

Слишком трудные задачи могут привести к растерянности и отказу от их выполнения. Иногда, используя вышеуказанное упражнение в наших занятиях и программах, мы давали слушателям задание составить 60 слов. Одному из 40 удавалось его выполнить. Другие же останавливались после 15-20 слов. Они быстро понимали, что не смогут выполнить задание целиком и сдавались. И ничто из приведённого нами списка (Отдачи от достижения поставленной цели) не было для них доступно.

Ректор одного из университетов рассказала, какой стимул использовал её отец, чтобы поощрить её успехи в начальной школе. Она (ректор) до сих пор вспоминает, как встречала отца после работы, держа в руке результаты контрольной. «Папа, посмотри, у меня 98-й результат!» Папа посмотрел на её оценку, помолчал, а затем спросил: «А у кого сотый?» Подобная стратегия до сих пор применяется в американском руководстве. Во время недавнего экономического спада руководство одного универсального магазина решило для улучшения положения ввести «целевую» программу. Когда продавцы открыли в конце недели свои конверты с заработной платой, они обнаружили в них распечатанные с компьютера листки. Например: «За этот последний период объём продаж по вашему участку составил 7000 долларов. Ваша квота на следующий период - 10500 долларов».

Первые отчёты были весьма положительными: объём продаж возрос на 50%. Но после четырёх недель осуществления этой «целевой» программы продавцы поняли, что поставленные перед ними задачи всегда будут для них недостижимы. И под сильнейшим давлением обиженного коллектива, освободившегося от иллюзий, администрация была вынуждена прекратить свой эксперимент. Объём продаж тут же упал до уровня, предшествующего введению программы. Хуже всего было то, что в дальнейшем все попытки введения других программ рассматривались как манипуляции администрации.

Таким образом, постановка задачи определяет цель, к которой необходимо стремиться. Однако задача окажется выполнимой только в том случае, если вам известен уровень, достижимый для данного человека. Может быть, вам знаком клуб «100%» фирмы ИБМ. Членом клуба может быть любой продавец фирмы ИБМ, выполнивший на 100% свою квоту за предыдущий год. Довольно интересно, что почти 80% всей армии продавцов фирмы состоят в этом клубе. Заслуга администрации в том, что она установила хоть и высокие, но вполне достижимые цели. В результате 80% работников торговой сети ИБМ выполняют квоту, являются членами клуба и пользуются всеми преимуществами таких взаимоотношений.

Но если вы не знаете точно возможности конкретного человека, то вы можете поставить перед ним слишком трудные задачи, что вызовет чувство обиды, особенно у тех, кто считает себя недооцененными. Вы можете поставить перед человеком слишком легкие задачи, предоставляя ему возможность достигнуть результата за счёт потерь в производстве и производительности. Если существует хоть одна из указанных опасностей, тогда для вас будет наилучшим выходом из положения придерживаться, особенно в семье, третьего варианта выбора цели - участия.

Еще по теме ПОЧЕМУ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ЗА ДРУГОГО НЕ ВСЕГДА ПРИВОДИТ К ОЖИДАЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ:

  1. ПОЧЕМУ СОВМЕСТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ВСЕГДА ПРИВОДИТ К ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ
  2. Очерк 1: Гленда «Для себя и для организации я хочу, чтобы все делалось правильно и приводило к нужным результатам»

Из толкового словаря: результат — это заключительное последствие определённых действий или событий, которое имеет качественный или количественный показатель.

Почему мы бываем довольны или не довольны каким-то результатом? Особенно когда это касается собственной работы или любой нашей деятельности, проведённой с определённой целью. Как раз по причине имевшейся цели! Что есть цель? Цель — это ожидаемый результат. А ожидания часто не оправдываются по одной простой причине — на результат влияют не только наши действия, но ещё и масса факторов, объективных и субъективных, тех, которые мы не могли предусмотреть заранее. Тем более, если результат, которого мы ждём, зависит напрямую не только от нас самих, а ещё и от участия других людей. Выходит — не нужно ставить цели? Нужно. Но желательно постараться учесть возможные "коррективы", которые внесёт в конечное последствие всё, что не зависит от нас лично. Тогда цель будет представлять собой не наши ожидания в чистом виде, а более менее продуманную стратегию. Но вообще-то мне хотелось написать не о стратегическом планировании, а немного о другом — как научиться понимать, что результат всё же имел место? И почему мы думаем, что результат обязательно должен приносить нам удовлетворение?

Недавно общалась с подругой, и она сказала, что не всегда бывает удовлетворена результатом своей работы. Её представление о результате выглядит как изменение поведения другого человека после проведённой ею работы. Однако она не всегда видит ожидаемое поведение и расстраивается, считая, что поработала недостаточно или плохо, если результат не похож на ожидаемый ею.

Я понимаю её чувства, ведь если нет удовлетворения от результатов своего труда, человеку трудно жить, в плане последующих вдохновений и свершений. Но тут я задумалась не только о том, из чего складывается результат, а о том, каким образом я сама поняла, что результат бывает, только мы не всегда умеем увидеть его, из-за собственных ожиданий. Например, я всегда связывала с результатом именно свои представления о том, каким он "должен быть", и предъявляла к себе высокие требования, и ругала себя, если результат не совпадал с моими ожиданиями. Позже поняла, что результат и удовлетворение от него не всегда приходят такими, какими я предполагаю их увидеть. По уже описанным выше причинам: участие в деятельности другого человека, с которым я работаю по достижению определённого результата. Вот и именно, что "определённого"! Но — кем определённого? Мной? Им? Я знаю, как должно быть "в идеале". Но — нужен ли этот, мой, "идеал" данному человеку? А вдруг, придя ко мне с одним запросом, внутри себя он имеет ввиду совсем другое, чего не может сформулировать и сам? А может быть, в процессе нашей работы человек решил не идти к тому результату, за которым пришёл изначально? Или вдруг он подумал, что ещё не готов к этому движению? Почему же, в таком случае, из-за этого испытывать неудовлетворённость своим трудом мне? Ведь решения и мысли другого человека — не в моей власти. Было бы просто неумно и самонадеянно полагать, что я могу влиять на результат полностью, если речь идёт об участии другого человека. Ведь тогда выходит, что я отказываюсь признавать свободу его волеизъявления! Нет, удовлетворение результатом работы должно складываться не из соответствия его ожидаемому, ни в коем случае.

А кроме того, результат есть всегда. Особенно если человек, с которым я работаю, просто начал задаваться вопросами, которые не возникали у него самостоятельно, до встречи со мной. Результат есть, потому что в любом случае я сдвигаю человека с "мёртвой точки". А уж если он решил дальше идти без меня, или не идти, или сделать что-то ещё, то это — его выбор. Я несу ответственность за то, насколько стараюсь понять другого человека, за то, как и что говорю и делаю. Он несёт ответственность за своё восприятие и свой выбор. Всё вместе и даёт результат, который нужен не мне, а именно этому человеку. Каждый берёт нужное для себя и в том объёме, в котором может взять на данном этапе. Ведь каждый идёт в жизни своим путём и получает свои уроки сообразно той степени возможностей и желаний, которые имеет в этот момент своей жизни. В конце концов, если я работаю для другого человека, почему результат должен удовлетворить меня?

Но если говорить не обо мне как психологе, а вообще о результатах, которых мы ждём и связываем с получением от них удовлетворения. Почему вообще результат должен принести удовлетворение? Тем более немедленное. Порой результат — дело не дней, а месяцев или даже лет. И если он остаётся для нас не очевидным — не факт, что результата нет. Он есть, если Вы предприняли хоть какое-то действие для его достижения. Важно только понять, что мы получили по итогу, чего не учли, в чём ошиблись, и постараться действовать в следующий раз иначе. А кроме того, не нужно связывать получение удовлетворения с результатом какой-то деятельности. Скорее, неудовлетворённость — это очень неплохой результат, позволяющий продолжать движение и развитие. Тут я хочу оговориться — пределов совершенству нет, поэтому постарайтесь не впадать в перфекционистский ступор, иначе просто изведётесь, но никуда не продвинетесь. Удовлетворение от результатов своего труда мы можем наверняка получить лишь в случае, если будем делать то, что зависит только от нас, и что будет сделано благодаря имеющимся и отработанным навыкам: мы можем красиво сервировать стол и полюбоваться этим результатом, мы можем аккуратно забить гвоздик в нужное место и порадоваться своей точности, мы можем проникновенно слушать любимую музыку и получать удовлетворение как от самой музыки, так и от своей способности слушать и эмоционально откликаться. Вот какому удовлетворению не забывайте оставлять место в своей жизни! В остальном — не делайте поспешных выводов и знайте, если Вы сделали хоть что-то, то результат будет всегда. А ценность его для Вас и степень полученного удовлетворения Вы можете ощутить тогда, когда уже начнёте забывать о самом сделанном. Ибо всё относительно. Главное — не вешать нос, ну и руки не опускать. Вера в то, что Вы делаете доброе дело, пусть помогает Вам. Не связывайте между собой понятия "результат" и "успех" (или "удовлетворение"), они не равны друг другу. Разорвите в своей голове эту ложную цепочку, и всё встанет на свои места. Кроме того, не забывайте получать удовольствие от процесса, оно порой гораздо важнее удовлетворения, которое даёт результат.


Билет № 1

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

2. Духовный мир личности. Мировоззрение.

3. Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф. Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположным предвидению»? Аргументируйте свой ответ. Чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью?

1. Глобалъные проблемы - это совокупность проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего разрешения согласованных действий всего мирового сообщества.

Важнейшей из глобальных проблем является пре одоление экологического кризиса и его послед ствий. В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатировал ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми.

Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, прежде всего энергетических. Человечество обеспокоено и проблемой обеспечения безопасности атомных станций. Что же касается других распространенных энергоносителей - нефти, газа, торфа, угля, - то опасность их истощения в самое ближайшее время весьма велика. А потому человечество, видимо, должно прислу шаться к мнению, что ему необходимо добровольное самоограничение как в добыче, так и в потреблении энергии.

Вторым аспектом данной проблемы является за грязнение окружающей среды (атмосферы, воды, почвы и др.)- Мощные скопления вредных веществ приводят к появлению так называемых озоновых дыр, что оказывает негативное влияние на здоровье населения планеты и ведет к глобальному потеплению климата.

Возникает проблема общей деградации окружающей среды. Решить ее человечество может только сообща. В 1982г. ООН приняла документ- Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию. Кроме ООН, болыную роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играют такие неправительственные организации, как «Гринпис», Римский клуб и др.

Еще одной глобальной проблемой является рост населения земного шара (демографическая проблема). Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения. Эта проблема порождена двумя глобальными демографическими процессами: так называемым демографическим взрывом в развивающихся странах и недовоспроизводством населения в развитых странах. Однако, очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены, и уже сегодня ряду развивающихся стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости. Решать демографическую проблему следует уже сейчас, ибо наша планета не в состоянии обеспечить подобное количество людей необхо-димым для выживания продовольствием.

С демографической проблемой тесно переплетается и проблема сокращения разрыва в уровне эко номического развитпия между развитыми страна-ми Запада и развивающимися странами «третьего мира» (так называемая проблема «Север-Юг»). Суть этой проблемы заключается в том , что большинство из освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, преодолеть разрыв с разви-тыми странами по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВВП на душу населения).

Еще одной глобальной проблемой, которая долгое время считалась важнейшей, является проблема предотпвращения новой - тпретпъей - мирдвой войны. На сегодняшний день вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в распоряжение авторитарных режимов или в руки международных террористических организаций. Велика опасность перерастания отдельных локальных конфликтов в региональные и даже международные (с возможным использованием одной стороной ядерного оружия).

Угроза мирового тперроризма стала глобальной проблемой современности относительно недавно. Террор (лат. tоггог - ужас, страх) - применение насилия, включая физическое уничтожение людей, для достижения каких-либо политических целей. Насильственные акции должны вселять в людей чувство страха. Терроризм представляет собой одну из крайних форм политического экстремизма Неотъемлемое свойство терроризма - систематическое применение насилия, используемого при соответствующем социально-политическом и идеологическом обосновании.

К глобальным проблемам относят и принявшую угрожающие размеры эпидемию СПИДа и разви тие наркоманииблезн, алкоголизма, табакокурния,а также болезни – рак, сердечно-сосудистые заболевания.

Все глобальные пробдемы объединяет ряд общих признаков:

1) они возникли во второй половине XX в. и являются следствием негативных последствий научно-технической революции;

2) глобальные проблемы создают угрозу существованию человечества в целом;

3) все они взаимосвязаны - невозможно решить каждую из них по отдельности;

4) наличие глобальных проблем является показателем единства и целостности современного мира;

5) их решение требует объединения усилий всего человечества, побуждает к поиску взаимопонимания и согласованию интересов различных стран и народов , способствует становлению единой цивилизации.

2. Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление, представляющее собой сложную систему.

Ее элементами являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и т. д.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности какого-то положения);

5) способность к тем или иным формам социальной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека к природе и обществу;

7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеалыго предвосхищая результаты своей деяте л ьности;

8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социалъные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личности , служащие одним из источников мотивации ее поведения.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей действителыюсти и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое (о нем говорят скорее как о це-ли, чем как о реальности), объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

3 . С утверждением Ф. Р. Шатобриана можно согласиться. Политика, по своей сути, является целеполагающей деятельностью. Это означает, что она возникает и осуществляется ради определенных целей. Цель, средства и результат - основные компоненты политической и любой другой деятельности. Целъ представляет собой выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом. В политической деятелыюсти она выполняет организующую и мотивационную функции. Средства политики - это инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных мотивов в реальные действия.

Вопрос о влиянии целей и средств на результаты и нравственную оценку политики издавна является предметом споров.

Среди различных воззрений на этот счет можно выделить три основных:

1) нравственный характер политики определяется ее целью;

2) приоритетное влияиие на нравственную значимость политики оказывают используемые средства;

3) как цель, так и средства одинаково важны для придания политике гуманного характера, и они должны быть соизмеримы друт с другом и с конкретной ситуацией.

Билет№2

1. Правовое государство.

2. Свобода в деятельности человека.

3. Сформулируйте линии сопоставления различных экономических систем и заполните соответствуюшую графу таблицы. Опираясь на данные таблицы , дайте развернутую характеристику различных систем хозяйствования.

1. К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье.

Правовым государством называют такое, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства:

1) верховенство закона, «связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятелыюсти обязаны подчиняться требованиям закона.

2) соблюдение и охрана прав и свобод человека - государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике;

3) последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

4) взаимная ответственность государства и гражданина - за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией данного принципа выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:

1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходимы экономическая независимость и самостоятельность индивида.

4) отсутствие прямого государственного вмешательства в экономические процесеы.

Вообще, под рынком понимают совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Существует несколько видов рынков: рынок потребительских товаров, рынок капитала (средств производства, инвестиций), рынок рабочей силы, валютный рынок, рынок ценных бумаг (фондовый рынок), рынок информации. Однако рыночная экономика - это идеальная модель.

В болынинстве стран реально функционирует" смешанная экономика -- тип экономической системы, в которой наряду с частными предприятиями действует болыное число государственных предприятий и значительная часть решений в сфере инвестиций принимается государством.

Билет № 3

1. Системное строение общества: элементы и подсистемы.