Виды и функции государственного управления. Управленческие функции органов государственной власти уфогв. Соотнесение государственной и муниципальной службы

30.06.2019 Виды

Государственное управление :

а) в широком понимании - деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий,

б) в узком понимании - подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признаки государственного управления:

Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

Обеспечивается посредством системы гарантий ;

Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Принципы государственного управления - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые ) и организационные .

Общие (социально-правовые) принципы:

. демократизм - народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

Законность - деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

Объективность - при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

Научность - применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

Конкретность - осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

Разделение властей - подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;


. федерализм - деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

Эффективность - достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы:

Отраслевой - осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

Территориальный - формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

Линейный - тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

Функциональный - органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

Двойного подчинения - сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

Сочетание единоначалия и коллегиальности - наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

Функции государственного управления:

К общим функциям относятся:

1. Планирование - начальный этап процесса управления. То есть, кто-то должен решить, что, как, когда и кем должно быть выполнено. Для осуществления этой функции необходимо определить состояние той или иной проблемы, цели и порядок их достижения. Планирование бывает стратегическим (высший уровень), на долгосрочную перспективу, тактическим - т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач (средний уровень), и оперативным (нижний уровень).

2. Организация - установление постоянных и временных взаимоотношений между различными подразделениями государственных органов, определение порядка и условий ее функционирования. Т.е. это процесс объединения людей для поставленных целей.

3. Прогнозирование - научное предвидение, систематическое исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов;

4. Контроль - (направлен на обеспечение законности, дисциплины).

Специальные функции характеризуют особенности конкретного субъекта или объекта управления (экономическая, социально-культурная, административно-политическая сферы).

Вспомогательные функции способствуют процессам реализации общих и специальных функций. К ним можно отнести: стратегическое и текущее планирование ; финансирование, стимулирование, кадровое обеспечение, управление, диагностика и др.

Достижение целей и решение поставленных задач в сфере государственного управления непосредственно связано с выполнением функций государственного управления. Как отмечает Н. И. Глазунова, функция - это производная, вторичная категория по отношению к целям и задачам. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция - на процесс достижения цели и решения задач .

Законодатель нс даст определения понятия «функции органов государственного управления». Перечня функций органов государственного управления нет ни в Конституции Российской Федерации, ни в законах, регламентирующих деятельность федеральных органов государственного управления. Вместе с тем этот термин широко используется в нормативных правовых актах и многими специалистами в области государственного и муниципального управления.

Слово «функция» в переводе с латинского языка означает «совершение», «исполнение».

Функция государственного управления - властное и регулирующее воздействие государства и его органов на общественные процессы. Функции государственного управления отражают суть государства, выражают управленческое и социальное назначение государства. Деятельность государственных органов и должностных лиц можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций.

К функциям государственного управления относятся конкретные виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы. Функции объективны, так как исходят из сущности государства и выражают его управленческое воздействие. Различают функции государственного управления по предмету (что), содержанию (зачем), способу хранения или преобразования управленческих компонентов (как).

  • 1) анализа состояния системы, контроля ее основных параметров, количественного определения тех факторов, которые выводят систему из состояния равновесия, и причин их появления;
  • 2) определения состава мероприятий, направленных на оптимизацию процесса управления.

Одним из первых исследователей функций управления является А. Файоль. Он писал, что управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать:

  • 1) предвидеть, т. е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;
  • 2) организовывать, т. е. строить двойной - материальный и социальный - организм предприятия;
  • 3) распоряжаться, т. с. заставлять персонал надлежаще работать;
  • 4) координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;
  • 5) контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям .

В научной и учебной литературе по государственному управлению единой точки зрения на состав функций государственного управления нс сложилось.

В американской школе управления наиболее распространено признание четырех основных функций управления, к которым относятся: планирование, организация, стимулирование, контроль.

Российская школа управления выделяет следующие основные функции: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, мотивацию, учет и контроль, коммуникацию, принятие решений ".

Б. В. Российский и Ю. Н. Старилов считают, что к функциям государственного управления относится: исполнительная; правозащитная; социально-экономическая; обеспечение законности и соблюдение конституционного порядка в стране; регулирующая, охранительная .

По критерию содержания, характера и объема воздействия функции государственного управления можно разделить на общие и специфические.

Общие функции государственного управления отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение, контроль.

Кроме того, к общим функциям государственного управления традиционно относятся:

  • 1) общеполитическая - обеспечение целостности всех государственных институтов, целостности территории государства, целостности и сохранности общества и общественных институтов;
  • 2) социальная - обеспечение на территории государства всех социальных нрав граждан;
  • 3) экономическая - обеспечение экономических условий для воспроизводства товаров и услуг;
  • 4) международная - внешняя защита государства, поддержание суверенитета, исторически сложившихся границ государства.

Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование и др. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации.

А. И. Радченко в качестве частных функций государственного управления называет управление здравоохранением, управление образованием, управление социальной защитой населения и т. д. 77 .

Интерес представляет точка зрения Ю. М. Доровских, который считает, что деятельность государственных служащих проявляется (осуществляется) в следующих функциях:

  • 1) правоприменительная функция - реализация полномочий регулятивного и распорядительного характера; осуществление государственных полномочий от имени государства либо государственного органа при исполнении служебных обязанностей;
  • 2) правотворческая функция - разработка и принятие нормативных правовых актов, выдача юридически-властных предписаний для различных субъектов права в системе государственноуправленческой иерархии, законопроектная деятельность, издание
  • 11 Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М, 2007. С. 115.

приказов и распоряжений; их подготовка, принятие и исполнение; дача указаний и т. п.;

  • 3) регулирующая функция - разработка и реализация государственной политики во всех сферах общества, реализация юрисдикционных полномочий и действий, т. е. применение мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам; обеспечение согласования различных интересов;
  • 4) организационная функция - обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, совершение организационных действий и материально-технических операций (проведение различного рода совещаний, оперативок, конференций, заседаний, экспертиз, проверок и т. д.);
  • 5) правозащитная функция - осуществление мер по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению ими обязанностей перед государством; государственных и иных органов - перед гражданами .

К ключевым основным функциям государственного управления обычно относят: анализ, цслеполагание, прогнозирование, планирование, программирование, организация, мотивация, координация, регулирование, регламентация, распорядительство, мониторинг, контроль, управленческое решение.

Кратко охарактеризуем содержание этих функций.

Анализ (англ, analysis) - непременное условие принятия оптимального государственного управленческого решения и достижения желаемого результата. Нормально управлять, опираясь на домыслы, предположения и ощущения, невозможно. В основе анализа должны лежать научные знания и учет реальных условий общественного развития, достоверная информация о состоянии управляемого объекта и наличии в распоряжении управляющего субъекта необходимых ресурсов.

Целеполагание - процесс обоснования целей государства и субъектов государственного управления.

Прогнозирование (англ. Prognosis - предвидение, предсказание) - представление субъекта государственного управления о возможном состоянии и изменениях управляемого объекта в процессе реализации управленческого решения. Чтобы предвидеть, говорил Огюст Конт, надо знать, а чтобы грамотно управлять - надо предвидеть и соответствующим образом планировать. Поэтому каждый прогноз должен опираться на достоверные знания и учитывать материально-экономические, правовые, интеллектуально-кадровые, социокультурные, национально-психологические и другие возможности общества.

Планирование (англ, planning) - важнейшее средство проведения в жизнь социально-экономической политики. Дело не только в постановке целей, формулировке задач и показателей, а, прежде всего, в определении необходимых для их достижения ресурсов, максимально конкретном определении сроков и исполнителей, форм и методов организации исполнения, поэтапного контроля деятельности управляющего субъекта и всех тех, силами которых обеспечивается выполнение плановых заданий;

Программирование (англ, programme) - процесс определения конкретных ориентиров социально-политического и экономического развития, осуществляемых путем разработки и утверждения соответствующих концепций и программ.

Программирование позволяет мобилизовать имеющиеся материальные, финансовые, кадровые и организационные ресурсы, сконцентрировать внимание на достижении стратегически привлекательных целей общественной значимости.

Принятие управленческого решения (англ, decision, solution). Управленческое решение - это идеальная модель будущего состояния объекта, воля управленца, реализуемая в пределах предоставленных ему полномочий. И неважно, каково это решение по форме - закон или подзаконный акт, документ, выражающий единоличную или коллегиальную волю; общегосударственное или локальное; стратегическое или оперативное; долгосрочного или краткосрочного действия.

В каждом из них получают официальное закрепление миссия, замыслы, цели и задачи управляющего воздействия, определяются пути, способы и ресурсы решения поставленных задач, устанавливается порядок согласования усилий взаимодействующих структурных элементов, определяются условия, наличие которых гарантирует возможность раскрыться таланту и профессиональному потенциалу каждого исполнителя.

Организация (англ, organization) - формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности. Цель - обеспечение разумного разделения и кооперации труда, строгое разграничение прав и обязанностей работников, гарантированность должной исполнительской дисциплины и персональной ответственности каждого. Организация включает в себя регламентацию, координацию, субординацию, регулирование, мотивацию, инструктирование и немало других составляющих.

Мотивация - побуждение участников государственно-управленческих для достижения поставленных целей. При этом следует обратить внимание на мнение тех специалистов, которые считают, что определенные силы рассчитывают на установление мирового господства путем «манипуляционного контроля над всеми субъектами военного противостояния. В отличие от прежних моделей такого рода под управленческий контроль берутся не сами объекты, а их мотивации. Боевые операции с традиционными для прежних эпох вводом войск и оккупацией территорий теряют актуальность. Вес решаемые посредством них задачи могут быть достигнуты теперь в ином, нс силовом формате» .

Регламентация - упорядочение, распоряжение, предписание, отвечает на вопросы: в каких пределах, где, когда и чем должен заниматься каждый, начиная с руководителя и заканчивая рядовым исполнителем. Реализуется посредством административных и должностных регламентов, инструкций, уставов, положений.

Учет (англ, registration) и контрольно-надзорная деятельность (англ, control-supervision activity) - важнейшая функция государственного управления и оценки его результатов, процесс накопления, анализа и обобщения управленческой информации и использования ее для регулирования управленческих отношений.

Представляется, что в современных условиях государственный контроль и надзор необходимо сконцентрировать на следующих основных, проблемных показателях развития страны:

  • 1) численность населения;
  • 2) индекс развития человеческого потенциала;
  • 3) объем и темпы роста ВВП»;
  • 4) уровень развития промышленности, в первую очередь машиностроения и станкостроения;
  • 5) уровень развития сельского хозяйства;
  • 6) уровень и качество развития образования и науки;
  • 7) уровень и качество медицинского обслуживания;
  • 8) уровень развития культуры;
  • 9) уровень безопасности личности, общества и государства.

По справедливому мнению О. Богомолова, «российские власти предпочитают судить о ходе реформ по показателям, не отражающим действительное состояние общества. К достижениям относится снижение инфляции, увеличение золотовалютных резервов, бездефицитный бюджет, темпы роста ВВП и средних доходов населения.

Между тем, к таким последствиям реформ, как обнищание населения, сокращение продолжительности жизни людей, ухудшение их психического и физического здоровья, качества питания, жилищных условий, деградация науки, культуры, общественной морали, рост преступности, стараются не привлекать внимания, избегать конкретных показателей. А это как раз то, что говорит о реальном качестве жизни, об истинном состоянии социального капитала» .

Координация - обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере.

В нормативных правовых актах хорошо представлена функция координации. Так, в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» несколько раз упоминает функцию координации в деятельности Правительства Российской Федерации.

Применительно к координации органов государственного управления федерального уровня утвержден Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти .

Что касается координации деятельности органов государственного управления субъектов Российской Федерации и органов муниципального управления, то здесь действуют «Правила взаимодействия...», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 г. № 410 .

Кроме того, действует «Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных

органов исполнительной власти» .

Распорядительство - властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере.

Регулирование - установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления.

Мониторинг - это особое состояние (вид) контроля, когда объектом специального систематического наблюдения (отслеживания) и анализа становятся динамика и качество деятельности субъектов, ее нормативное регулирование. В некоторых ситуациях, когда мониторинг в значительной степени институционализирован

(формализован), служит для реализации особых задач, его считают самостоятельным видом контрольной деятельности. Действует, например, Росфинмониторинг (Федеральная служба по финансовому мониторингу). Он является надзорным органом, постоянно отслеживающим финансовые потоки на основании правового и нормативно-методического регулирования.

В соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации утвердило Правила формирования и ведения федеральной государственной информационной системы «Мониторинг деятельности контрольно- надзорных органов».

Для успешной реализации функций государственного управления требуется высокий уровень интеллекта, гак как они носят преимущественно интеллектуальный характер. Неспособность высшего эшелона государственной власти выполнять государственные функции на надлежащем интеллектуальном уровне ведет к деградации общества и государства. Именно этот период переживает современная Россия. Как справедливо отмечает Г. В. Атаманчук, «Союз ССР как государственно-правовое образование разрушили некомпетентность или, мягко говоря, дилетантство, властолюбие и безнравственность тех, кто составлял так называемую номенклатуру и входивших в ее руководяще звено» .

В этой связи следует отбросить как ущербную, с точки зрения национальных интересов страны, установку бывшего министра финансов России А. Кудрина: «Ближайшие 50 лет, а, может быть, и все сто, уж точно в нашем экспорте будут превалировать природные богатства» .

Ведь, как показал анализ экономического развития почти 100 стран за период 1970-1990 гг., предпринятый американцами

Саксом и Уорнером в 1995 г., чем выше доля природно-ресурсного, добывающего сектора экономики в ВВП либо в экспорте региона, тем ниже темпы экономического роста .

Более того, высшие государственные чиновники иногда не знают, что делать с нефтяными доходами. Например, первый вице- премьер Правительства России в интервью американскому журналу Newsweek заявил буквально следующее: «Нам не нужно таких доходов, ведь экономика реально этих денег не заработала» . Странно слышать подобные речи в условиях недофинансирования многих сфер общественной жизни. Ничего подобного автор настоящего пособия не слышал из уст высших чиновников стран- лидеров.

Очевидно и то, что российское государство не выживет в такой финансово-экономической системе, когда природная рента, по закону принадлежащая государству, вопреки закону отдается олигархическим кланам. Нельзя не согласиться с С. Меньшиковым в том, что начать демонтаж олигархического капитализма «можно было бы с принятия законодательного акта о налоге на сверхприбыль, т. е. на всякий излишек прибыли, превышающей, скажем, 20% стоимости продаж. ...Второй логичный шаг - пересмотр итогов всех аукционов по продаже в частные руки крупнейших государственных компаний в сфере добычи и экспорта топлива и сырья, прежде всего, нефтяных концернов» .

Речь не идет о переделе собственности, о чем нередко говорят российские олигархи и их слуги. Как справедливо подчеркивает В. О. Лучин, «речь идет о возвращении преступно схваченной крупной собственности, ключевых отраслей экономики ее истинным хозяевам: трудовым коллективам и государству - это не передел собственности, а исторический акт социальной справедливости. И можно не сомневаться, что будет получена активная поддержка большинства народа. Тогда, и только тогда в обществе установится согласие большинства, столь необходимое для стра-

Заслуживает внимания идея академика Д. Львова: «Не нужно отнимать. Никакого передела. За сколько олигархи купили у государства нынешние компании? За мизерную долю от реальной цены. Вот на эту разницу, которую они не доплатили, выпустить дополнительные акции этих компаний и отдать государству. Обычная эмиссия, а никакая деприватизация»

Любое государство обладает характерными только ему природными ресурсами, финансовыми капиталами, а также интеллектуальным потенциалом. От умелой управления напрямую зависит уровень его экономического и социального развития. Другими словами, организация управления состоит из состава социальных действующих институтов, представителей государственной власти и территориального устройства.

Управление государством может включать в себя деятельность по осуществлению законодательных, судебных и исполнительных функций.

Основной целью государственного управления является достижение оптимальности в создаваемых условиях для обеспечения достойного уровня общественного состояния. При рассмотрении данного вопроса в экономической призме, можно сказать, что управленческая деятельность соответствующих органов должна быть направлена на определение стратегий долгосрочного экономического развития и создания подходящих условий для его реализации с целью улучшения жизненного уровня населения.

Реализация обозначенных целей должна быть основана на следующих общих, раскрывающих содержание и управленческой деятельности, организационно-технологических и частных, которые заключаются в непосредственном руководстве деятельностью людей.

Общественная сущность любого государства познается через функции государственного управления, так как любая страна без взаимодействия с социумом теряет свою суть.

Эти функции имеют достаточную многогранность и зависят от конкретной цели на определенном участке управленческой деятельности.

Основные функции государственного управления:

Политическая - функция, обеспечивающая целостность и сохранность общества в форме государства;

Социальная - функция, направленная на обеспечение прав и свобод граждан на всей его территории;

Экономическая - составляющая функции государственного управления, отвечающая за создание необходимых предпосылок для эффективной и упорядоченной деятельности общества в сфере экономики;

Поддержание суверенитета и свободы государства в пределах мирового сообщества.

Существуют и другие функции государственного управления, отражающие взаимодействие субъета и (функции организации, прогнозирования, планирования, мотивации и контроля).

Виды государственного управления достаточно широко отражены в научной литературе. В зависимости от структуры центральной власти и органов административных единиц можно выделить координационное и субординационное управление. Первый вид является характерной чертой для федераций, в рамках данного управления достаточно широкие полномочия предоставляются регионам. Субординационное управление характеризует унитарные государства, в которых функции государственного управления на всех уровнях реализуются в виде единых стандартов, при этом можно отметить и жесткое подчинение регионов центру.

Следующим критерием для выделения видов государственного управления является его воздействие на объект. В указанном спектре можно выделить:

Отраслевое управление, предполагающее наличие вертикальной подчиненности от центра к любому субъекту хозяйствования;

Функциональное управление, которое осуществляется исполнительной властью по таким важнейшим направлениям, как экономика, оборона, социальное развитие и безопасность. Благодаря данной управленческой деятельности обеспечивается эффективная внешняя и внутренняя политики государства.

Вся система государственного управления состоит из постоянного осуществления определенных функций. Термин «функция» применяется для того, чтобы обозначить деятельность любых государственных органов независимо от цели их деятельности. В понятие функции входят: и обязанность, и круг деятельности, и назначение. Функция управления как понятие - это определенное направление специализированной деятельности исполнительной власти, содержание которой характеризуется однородностью и целевой направленностью.

Характер управленческих задач влияет на сущность функций, связанных с управлением. Задачи, осуществляющиеся органами государственного управления, довольно разнообразны. Каждое действие, связанное с управлением, предусматривает наличие определенной цели и использование для того чтобы ее достичь соответствующих способов. Назначение и сущность управленческих функций обусловлены системой социально-экономических, социально-политических и иных факторов, существующих в стране.

Функции управления - это относительно самостоятельные и однородные части содержания управленческой деятельности, в которых выражается властно организующее влияние субъекта управления на объект.

Таким образом, функцию государственного управления можно определить как часть управленческой деятельности государства, осуществляющаяся на основании закона или иного правового акта, органами исполнительной власти присущими им методами для выполнения задач государственного управления.

Функции государственного управления являются довольно самостоятельными и универсальными. Существуют разные методы относительно их классификации. Они делятся на политические и технические функции, или функции общего управления и специализированные функции, функции осуществления суверенитета (внешнего и внутреннего), экономические, социальные, социально-воспитательные функции и т. п.

Наиболее распространенной является классификация функций государственного управления на общие, специальные и вспомогательные.

Общие функции оказывают влияние на определенные процессы, происходящие в хозяйственной, политической, социально-культурной и иных сферах. Эти функции являются основными, которые присущи любому управлению, независимо от того, на каком уровне и в каких отраслях они осуществляются. Общие функции государственного управления, какими являются: прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет, контроль, построены на внутренних основах управленческой деятельности.

Функция прогнозирования. Необходимость в прогнозировании вытекает из назначения государственного управления, ибо оно должно решать как каждодневные проблемы, так и перспективные задачи. Прогнозирование - это научное предвидение, систематическое исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов, присущих субъекту и объекту управления. Прогнозирование обусловлено также характером объекта управления, отличающегося значительной динамичностью. Нельзя осуществлять управленческую деятельность, не имея представлений об их грядущих последствиях. По этой причине управленческая система должна быть прогнозируемой. Государственное управление сталкивается с долгосрочными, перспективными проблемами. Не имея прогнозов, управленческая деятельность, связанная с такими проблемами будет осуществляться в условиях неопределенности. В процессе управления прогнозирование используется и как функция, и как принцип, и как метод управления. Поэтому органы исполнительной власти должны разрабатывать прогнозы, управлять ими, решать на их основании свои задачи.

Функция планирования находится на всех уровнях иерархии управления. Она состоит в определении цели, направлений, задач, методик реализации тех либо других действий (соц., экономических, политических, культурных и др.), разработке программ, с поддержкой которых достигается цель. Путь реализации функции планирования имеет такой вид: надобность - задачи - функции - заключение(цель). Способ планирования базируется на принципах научности, комплексности, многовариантности решений, выборе рационального варианта, нормативности и др.

Функция организации связана с созданием организационного механизма, целью которой является образование управляющей и управляемой системы, а еще связи и отношения меж ними. Изюминка функции организации по сравнению с другими самостоятельными функциями состоит в том, что это единичная функция, которая гарантирует взаимозависимость и эффективность всех других функций управления.

Благодаря функции регулирования достигается нужное положение упорядочения и стойкости системы управления. Регулирование обхватывает основным образом текущие мероприятия по отклонениям от задач и данных программ. С поддержкой регулирования исполняются конкретное управление, регулируется поведение управляемых объектов. Под воздействием регулирования управленческие процессы проистекают в запланированном направленности и в согласовании с поставленной целью. Надобность оперативного регулирования обусловлена только мобильностью самого управления. Способность управленческой системы самостоятельно сохранять равновесие относительно возбуждающих влияний (отклонений) является результатом осуществления функции регулирования.

Координация как функция обеспечивает согласование деятельности систем управления. Благодаря координированию согласовываются действия не только руководителей внутри управленческого звена, но и действия руководителей иных управленческих структур.

Функция учета связана со сбором, передачей, хранением и обработкой данных, регистрацией и группированием сведений о деятельности системы управления, наличии и затратах ресурсов и т. п. Учет является предпосылкой контроля.

Функция контроля имеет свои индивидуальности по сравнению с всеми другими функциями. Этак, если планирование ставит задачи, организация приводит систему управления в положение способности исполнения данной задачи, то контроль характеризуется универсальностью. Контроль призван непрерывно изображать информацию о реальном состояния дела относительно исполнения задач.

Контроль начинается с получения информации о реальном состояния управляемого объекта и кончается принятием решений, какие предугадывают подобающую коррекцию в системе управления для достижения запланированной цели. Контроль базируется на принципе обратных связей, какие есть при всяком взаимодействии субъекта и объекта в системе управления. Любая общественная функция управления взаимосвязана с другими.

Осмотренные общие функции управления нужны для воплощения государственного управления как на общегосударственном, этак и на региональных, местных, отраслевых уровнях.

Специальные функции охарактеризовывают индивидуальности конкретного субъекта либо объекта управления. К главным специальным функциям муниципального управления, исполняющимся на высшем уровне верховным органом в системе органов исправной власти, относятся:

обеспечение суверенитета и экономической самостоятельности страны, воплощение внутренней и внешней политики страны;

Особые управленческие функции исполняет Президент страны как глава государства. Разделение функций есть и на низших уровнях государственной власти. Местные власти на соответственной местности обеспечивают воплощение таких главных функций: соблюдение законодательства и конституции, актов главы страны, поддержание законности и правопорядка; воплощение прав и свобод людей; исполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития; программ охраны окружающей среды; взаимодействие с органами местного самоуправления; осуществление остальных предоставленных государством, а еще делегированных надлежащими советами возможностей. Список главных специальных функций исполнительной власти свидетельствует о том, что они являются бессчетными и различными, однако совместно с тем взаимосвязанными как задачи, которые решаются органами управления. Сопоставление общих функций со специальными приводит к выводу о том, что 1-ые соединены с действиями государственного управления, т. е. появляются в всех взаимодействиях соответственных правящих и управляемых систем. Содержание же специальных функций представляет не общие закономерности, а индивидуальности взаимодействия конкретных субъектов и объектов государственного управления.

Специальные функции можно сгруппировать по типам задач (в особенности на высшем уровне): это отбор сотрудников и их постановка, проблемы бюджета, достижение долговременных целей и преодоление кризисных обстановок. В особенности огромный смысл в деятельности исполнительной власти уделяется принятию и осуществлению долговременных целей, тогда как кадровая и экономическая политика относится к категории методик, но не целей. Такая направленность деятельности исполнительной власти, как преодоление кризисных обстановок, является специальным. Имеются в виду всевозможные кризисы - общенациональные либо местные, от стихийного бедствия (землетрясения, наводнения), трудности и действия, которые имеют все шансы сорвать публичный распорядок, общественную сохранность.

Процесс государственного управления неизменно связан с функциями государства. Управление, как деятельное проявления, и само представляет собою основную (главную) функцию государства.

В теории государства и права под функциями государства принято понимать основные направления внутренней и внешней деятельности государства , в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение . Так, под функцией, согласно толкованию философского словаря, понимается роль, которую выполняет определенный социальный институт, или процесс по отношению к целому. Функция – это так же и систематическая деятельность, обязанность кого-либо.

Категория "функция" в латинском языке обозначает "исполнение", "соответствие", "совершение", "отображение" . В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности

Ответ2 (начало). Под функцией государственного управления понимается правомочная, организующая повседневная деятельность органов государственного управления, направленная на обеспечение целей и решение задач, стоящих перед государством на определенном историческом этапе его развития.

Функции государственного управления проявляются в деятельности системы публичной власти, обеспечивающей реализацию целевых программ социального, экономического и культурного развития общества. Управление субъектов публичной власти связано с руководством общественными процессами во всех сферах и отраслях социальной жизни общества. Управление осуществляется посредством применения различных средств, методов, способов и приемов воздействия субъектов управления на общественные отношения в целях достижения рациональных результатов от объектов управления.

Классификация функций государства может быть определена по различным критериям. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни - внутренней или внешней - осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат - внутриполи­тических или внешнеполитических - они подразделяются на внут­ренние и внешние . Внутренние функции государства - это деятельность государства, реализуемая через его специальные властные структуры (органы), направленная на удовлетворение внутренних общественных потребностей. Например: защита конституционного и общественного строя от внутренних деструктивных сил; обеспечение безопасности юридических и физических лиц от противоправных посягательств и угроз природного и техногенного характера; охрана общественного порядка; обеспечение реализации социальных прав граждан; функция развития культуры науки и образования; воспитательная функция и т.п.. К внешним функциям относится деятельность государства, связанная с укреплением основ самого государства, его суверенитета и целостности, поддержанием авторитета государства в международном сообществе: оборона страны; обеспечение мира и поддержание мирового порядка; развитие межгосударственного культурного, научного сотрудничества и т.п.



В свою очередь внутренние и внешние функции государства мы предлагаем классифицировать по характеру государственной и общественной значимости как основные и вспомогательные . К основным функциям относится такая деятельность государства, которая связана с жизненно необходимыми потребностями общественного строя, без осуществления которой просто невозможно само существование определенного типа государства. Иными словами, основные функции - это наиболее общие, важнейшие направ­ления деятельности государства, ориентированные на решение коренных стратегических задач и осуществление целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основным функциям государства присущ ряд общих черт .

-во-первых, в них наиболее ярко проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение и обязательства по отношению к его населению;

-во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т. д.), основные функции относятся к государственно-властной деятельности и выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата;

в-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основные функции носят комплексный, собирательный характер, т.е. включают в себя ряд вспомогательных функций и требуют системного анализа. Они воплощают сосредоточение усилий государства на каких-либо решающих, генеральных направлениях его внутренней или внешней деятельности. Объектом воздействия основных функций государства является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то важной для государства сфере (например: проведение внешней политики государства, поддержание конституционного строя государства и т.п.). Сообразно с этим, основные функции государства следует группировать по наиболее важным направлениям государственного воздействия.

Таким образом, под основной функцией государства следует понимать законодательно закрепленный вид государственной деятельности, в котором наиболее полно реализуются основные обязательства государства перед населением и мировым сообществом, проявляется сущность и назначение государства конкретного типа, и разрешаются главные стратегические цели государства. Таких функций у государства значительно меньше, чем функций вспомогательных, в их числе такие функции как: обеспечения внутренней и внешней безопасности; социально-экономического развития общества; развития и укрепления международных отношений; военно-технического сотрудничества России; обеспечения социальной защиты населения, законотворческая функция; управления делами государства – организационно-координационная, распорядительная функция. Характерной особенностью для таких функций является их устойчивое историческое постоянство. Иначе говоря, основные функции представляют собою устойчивую связь с государством. Другие же функции государства, условно можно назвать вспомогательными, эти функции входят в круг постоянных обязанностей конкретных государственных органов, государственных служащих и должностных лиц, (например: обеспечение общественной безопасности, охрана общественного порядка, лицензионная деятельность, паспортизация населения, прокурорский надзор, судебная деятельность и т.п.). Таких функций у государства значительно больше, чем основных, они носят хотя и второстепенный, но необходимый для жизнедеятельности государства характер, в целом их можно называть вспомогательными, т.к. они осуществляются в целях обеспечения основных функций государства.

Вспомогательные функции государства представляют собою опосредованную деятельность государственных органов, направленную на обеспечение реализации основных функций государства и удовлетворение развивающихся общественных потребностей. Число таких функций, при определенных жизненных условиях может расти (появляться новые виды) или наоборот упраздняться вместе с осуществляющими их субъектами.

Основные функции, включая государственную функцию управления, возникают и совершенствуются одновременно с возникновением государства и прекращают свое существование с прекращением его существования. Особого внимания, на наш взгляд, требует государственная функция управления, как основная функция государства, возникшая и развивающаяся одновременно с возникновением самого государства, которой практически отводится недостаточное внимание в научной и учебной литературе по административному праву и теории государства и права. Данная функция представляет собою оперативную, организационно-координационную, регулятивную деятельность аппарата государственной власти, осуществляемую при помощи широких слоев общественности, направленную на урегулирование многообразных общественных отношений, происходящих в различных сферах государственной жизни.

Г.В. Атаманчук, определяя сущность государственного управления как направляющее, организующее и регулирующее воздействие на общественные отношения, подчеркивает возрастающее значение таких функций, как согласование, координация и интеграция на общей правовой и организационной основе. Отмеченные функции, на наш взгляд, имеют второстепенное, вспомогательное значение. Применительно к понятию «государственное управление», для нас представляют определенный интерес как основные, так и вспомогательные функции государства.

Функциями государственного управления признаются три группы, категории: общие, обеспечивающие и специальные. В свою очередь, к общим функциям относятся: организация, координация, планирование, прогнозирование, информация, регулирование и контроль. К обеспечивающим функциям государственного управления следует, прежде всего, отнести те из них, которые не прямо, а опосредованно способствуют достижению целей и решению задач, преследуемых и ставящихся перед ним (материально-техническое снабжение; доставка и распределение ресурсов; множительные, редакционные работы; различные виды обслуживания; подготовки и переподготовки кадров и т.д.). Специальными функциями государственного управления, с нашей точки зрения, следует считать: правотворческую; регулятивно-управленческую; обеспечивающую социально-правовую защиту прав и свобод граждан и государственных служащих; охранную (поддержание общественного порядка); оперативно-исполнительскую и административно-процессуальную (юрисдикционную).

Из функций государства некоторые авторы выделяют функции органов государства , то есть реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества. Представляется, что данное отграничение не вполне оправдано, т.к. не увязывается с содержанием понятия «Государство». Термин «государство» является понятием обобщенным, безраздельно включающим такой обязательный элемент как «организация публичной власти» - система органов публичной власти, которая является механизмом реализации государственных функций, без чего государство существовать не может, не может и реализовать не одну из своих функций.

В нормативных правовых актах не содержится понятия «государство», а в теории государства и права существует множество, иногда не согласующихся понятий. Позволим себе представить понятие государства, включив в него обязательные, на наш взгляд, определяющие его содержание элементы, без которых само понятие – «государство», утрачивает свое смысловое содержание.

Государство (авт.) – социально организованная общность людей, именуемых - народ, объединенная границами суверенного, территориально-пространственного образования, имеющаяй единую экономическую, политическую и правовую системы и управляемую органами публичной власти.

Организация публичной, административной власти представляет собою систему специальных юрисдикционных и полномочных органов государства, которые и осуществляют разнообразные виды государственной деятельности. Никакой самостоятельной деятельности (функций), не свойственных именно государству, или не прописанных в нормах государственного права, государственные органы осуществлять самостоятельно не могут, они обязаны строго руководствоваться в своей деятельности законом, применяемым к определенным общественным отношениям. Именно поэтому функции органов государства не следует однозначно отделять от понятия функции государства, ибо они являются фактором обеспечения основного предназначения государства. Ответ3 (начало). Как нами уже и отмечалось, все государственные функции целесообразнее подразделять наосновные и вспомогательные. Так, например: правотворчество и управление , как виды государственной деятельности, без сомнения следует отнести к основным функциям государства. В свою очередь не правотворческая не управленческая деятельность не может осуществляться без ряда вспомогательных функций: сбора и анализа необходимой информации, планирования, программирования, принятия организационного решения, и др., которые осуществляются специальными органами, создаваемыми законодательной и исполнительной властью государства для реализации их основных функций.

Для того, чтобы любая основная функция государства могла быть реализована, необходимо создание механизма управления, в лице государственно-властных органов, т.е. специальных субъектов, деятельность которых направлена на урегулирование общественных отношений, но и этого еще не вполне достаточно, так же необходимо наделить данные субъекты (органы публичной власти) специальным правовым статусом и определить их функции, которые мы и называем вспомогательными обеспечивающими функциями государства, при помощи которых и реализуются основные функции государства. Например, для того, чтобы реализовать экономическую функцию государства, необходимо создание экономических институтов в виде банков, иных кредитных учреждений, собственно государственного характера или позволить образование частных финансово-кредитных организаций, создание которых связано с рядом формальностей, обусловленных реализацией функций иных органов государства (налоговых органов, органов внутренних дел, органов противопожарного надзора и др.) В виде второстепенной функции здесь будет выступать лицензионно-регистрационная и разрешительная деятельность государства, проводимая субъектами исполнительной власти. Иными словами, без реализации вспомогательных функций, через органы публичной власти, государство не может приступить к реализации своей основной экономической функции.

Здесь необходимо отметить, что все основные и вспомогательные функции государства имеют тесную взаимосвязь и взаимозависимость и не могут существовать изолированно, ибо и само предназначение государства как организации публичной власти потеряет всякое смысловое содержание. Из всего сказанного следует сделать однозначный вывод, что каждая из основных функций государства обеспечивается совокупностью вспомогательных функций имеющих специфический отраслевой характер. Таким образом, осуществление основных функций государства по своему со­держанию есть непрерывный процесс реализации отдельными госу­дарственными органами многочисленных вспомогательных функций.

Процесс государственного управления, как и все иные основные функции государства, включает в себя ряд специфических вспомогательных функций, которые целесообразно именовать управленческими функциями, так как и они составляют определенный вид деятельности отдельных звеньев системы государственного управления и установлены, как правило, в законах, или подзаконных актах: - сбор и анализ информации. Вопросы сбора и анализа информации регулируются Федеральным законом от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля над деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов. В пункте 2 ст. 12 указанного Закона предусмотрен перечень документов, которые возлагают на тех или иных лиц обязанность по обеспечению доступа к информации. К таким документам относятся: законодательство, учредительные документы организаций, договоры на услуги по информационному обеспечению и т.п.. Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам, согласно с указанным законом, владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно. Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствие с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций.

Порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются органами государственной власти, ответственными за определенные вид и массивы информации, в соответствии с их компетенцией либо непосредственно ее собственником в соответствии с законодательством;

Многие нормативные правовые акты одновременно содержат в себе не одну, а несколько функций управления. Например, Федеральным Законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , установлены такие функции как:

- прогнозирование (научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных);

- планирование (определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения);

- организацию (формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между управляющим и управляемым субъектами управления);

- координацию и взаимодействие, представляющих ориентацию субъектов управления на наиболее эффективное достижение требуемых результатов, осуществляемых для достижения общих целей управления;

- контроль, над осуществлением определенной деятельности и учет ее результатов;

- распорядительство, (установление режима деятельности по достижению целей и задач управления в соответствие с заданной программой).

По содержанию управление сводится к совокупности циклически повторяющихся стадий по осуществлению функций управления, так называемый управленческий цикл. Он может детализироваться с разной степенью в зависимости от задач исследования, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права.

Итак, управленческий цикл представляет собой повторяющуюся совокупность последовательно

осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов (промежуточных или конечных).

О количестве стадий управленческого цикла в литературе нет единого мнения.

Цикл управления можно представить в следующем виде:

1) выявление и осмысление актуальной проблемы управления;

2) формулирование целей и постановка задач;

3) подготовка и принятие управленческих решений и их правовое закрепление;

4) организация исполнения управленческих решений;

5) коррегирование управленческого решения и регулирование системы управления.

В основе реализации государственно-властных функций управления лежат принципы законности, гласности, доступности и др. В государствах, осуществляющих принцип законности, властные полномочия государственных органов и иных субъектов публичной власти регулируются правовыми нормами, закрепляющими их компетенцию. Заслуженный деятель науки, доктор юридических наук, профессор Д.Н.Бахрах отмечает, что эффективность деятельности аппарата публичной власти, ее слаженность во многом зависят от правильного определения компетенции органов, их структурных подразделений, должностных лиц. Урегулированность осуществления публичной власти системой правовых норм о компетенции, реализация и строгое следование этим нормам - важнейшие условия соблюдения законности.

Соблюдение же законности, как основной принцип, относящийся к деятельности субъектов управления, должен являться одновременно и основным принципом их правосознания и правовой культуры, о чем мы будем говорить во второй главе нашего исследования.

Процесс управления, как функция в собственном смысле, всегда представляет собою ряд определённых самостоятельных и последовательных стадий: изучение объекта управленческой деятельности; определение средств, методов и способов управленческого воздействия на требующие урегулирования общественные отношения; выработка и принятие решения; организация его исполнения; контроль исполнения решения; анализ и подведение итогов. Все основные функции государства: социально-культурная, социально-политическая, экономическая и др., реализуются только посредством функции государственного управления.

Вопросы внутренней и внешней организации управления в обществе находят свое социально-правовое разрешение в определении правового статуса, предмета ведения и компетенции конкретного органа управления.