Российский вертолетоносец прибой. Взлет с "Прибоя": какими будут российские вертолетоносцы. Этот военно-морской проект станет самым крупным для России

В последнее время история с "Мистралями" тихо сошла с новостных полос. В целом, оно понятно. Читать подробности судебных тяжб скучно и малоинтересно. Но чем больше проходит времени тем чаще всплывают разные детали, как фрагменты пазла, складывающиеся в чрезвычайно любопытную картину.

Вот и сейчас появился еще один новый фрагмент. Помощник президента России по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин заявил об успехе в переговорах с Францией. Обещает завершить подготовку соглашения к подписанию в течение месяца. Точная сумма компенсации не озвучена, но судя по всему она составит около миллиарда евро. Французы пытаются сбить ее ниже миллиарда. Мол, такой цифрой будет "легче оперировать". Видимо это как цифра на ценнике, девяносто девять копеек выглядит как-то комфортнее, чем один рубль. Впрочем, вряд ли Россия согласится на что-либо меньшее, чем девятьсот миллионов. Это уже понесенных нами расходов, также подлежащих возврату. Так что деньги на ветер мы не выкинули. И это хорошо.

А еще лучше, что наконец стали появляться подтверждения тому, что история с "Мистралями" была начата вовсе не по пустому капризу. Даже если оставить в стороне все, что Россия этим контрактом выиграла геополитически (а там и само по себе не мало), мы сумели получить доступ к остро необходимым нам современным технологиям кораблестроения. В том числе - военного. Только очень наивные и технически безграмотные люди могут считать, что построить большой корабль есть дело плевое, которое одной левой кто угодно сможет. Что-то типа, прочитал книжку "Программирование для чайников" и на утро написал собственную операционную систему, круче, чем "винда". В действительности все обстоит сильно иначе. Мало купить лицензионный ACAD, требуется еще научиться им полноценно пользоваться. Лучше всего это делать у признанного мастера. Оно не дешево, за учебу мастер берет дорого. Но в целом на круг результат того стоит, ибо обходится в разы дешевле, чем самостоятельный путь проб и ошибок. Слишком велика потом цена ошибки. Так что заказ двух ДВК как раз является той самой платой за право поучиться.

УДК типа "Мистраль" в порту Сент-Назар

Судя по всему учеба России явно пошла впрок. Во-первых, свой проект универсального десантного корабля разработало Невское проектно-конструкторское бюро. УДК "Прибой" имеет водоизмещение 14 тыс. т., длину - 165 м, ширину - 25 м., скорость хода - до 20 узлов, дальность плавания - до 6 тыс. морских миль, автономность - до 60 суток. Способен нести на борту до 500 десантников и 40 - 60 единиц боевой техники, а также 8 вертолетов Ка-52 и Ка-27. Хотя по водоизмещению "Прибой" меньше "Мистраля" (14 тыс. т. против 21,3 тыс. т.), он не уступает ему ни по дальности хода, ни по десантовместимости, а по автономности даже превосходит.

В общем, нормальная такая площадка для экспедиционной роты морской пехоты. Никакой ошибки, именно роты. Так как при действии в отрыве от тыловой базы, мало иметь только солдата с автоматом. Кто-то должен чинить его оружие, подвозить патроны, обеспечивать связь и разведку. Потому на одного непосредственно солдата обычно приходится не менее двух "вспомогательных" человек. А их тоже необходимо где-то размещать. Потому и выходит, что 500 десантников не означает пять сотен именно пехоты.

Макет УДК "Прибой", Невское проектно-конструкторское бюро

Но это еще не все. Во-вторых, кроме "Прибоя", французский ветер пустыни вызвал к жизни еще и "Лавину". На военно-техническом форуме "Армия-2015" в Кубинке ЦНИИ им. академика Крылова представили свой проект универсального десантного корабля. Водоизмещение 24 тыс. т., на 3 тысячи т. больше, чем у "Мистраля". Подробностей о УДК "Лавина" пока известно меньше. Вооружение: морские зенитные комплексы "Панцирь-МЕ" и артустановки АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт". 16 вертолетов: боевые Ка-27, транспортно-боевые Ка-29 и ударные Ка-52К. 6 десантно-штурмовых катеров типа 03160 "Раптор". Десантовместимость до 500 человек или 50 единиц бронетехники. В сущности, это практически полный аналог "Мистраля" с поправками на различия в подходах к составу десантной группы.

Так что, судя по всему, вопрос освоения опыта можно с повестки дня снимать, и у французов, что называется, "забирать деньгами". Если у "Мистралей" Россия на своих верфях строила только кормовые секции, то тут мы все сделаем полностью сами. Остается только найти ответ - зачем российскому флоту вообще нужны корабли такого класса. И вот тут есть о чем подумать.

Макет УДК "Лавина", ЦНИИ им. академика Крылова

Если исходить из текущего положения вещей российские ВМФ не имеют сейчас и не будут иметь в ближайшем будущем задач, решение которых требует универсальных десантных кораблей. УДК вообще представляют собой нечто вроде большой плавучей казармы, способной привезти автономное десантной подразделение хоть к черту на кулички и обеспечить там его высадку и ведение им полномасштабных боевых действий. Десантные силы России создавались и затачивались на задачи куда меньшего размера. Потому и десантный флот строился по совершенно другими принципам. Главный из которых - схема десанта "с берега на берег". Т.е. десантники грузятся на корабль, которые привозит их к месту высадки и доставляет прямо к берегу. В то время как схема УДК подразумевает, что с борта корабля до берега десант доставляется промежуточным звеном - десантными катерами, вмещающими обычно до взвода пехоты. Или пару БТР. Или один танк. Различие в схемах ведут к принципиально разной тактике самой высадки и совершенно разной организации всей операции в целом. Потому просто так взять и встроить в нашу привычную систему корабль иного класса нельзя.

Высадка на берег бронетранспортера морской пехоты с борта десантного корабля ВМФ РФ

Однако тот факт, что за освоение технологий крупного кораблестроения "заплачены" такие суммы, и на стендах появились полностью отечественные проекты на первый взгляд нам вообще совсем не нужных кораблей, заставляет задуматься. Работы подобного рода не проводятся с бухты-барахты. Это частные компании, которые могут позволить себе любые эксперименты по собственной прихоти. Стало быть руководство страны уже сейчас задумывается над созданием полноценного океанского флота. Надо полагать, тот факт, что мы сейчас не видим для него никакой необходимости, вовсе не означает, что она не появится в среднесрочной перспективе. А что должно произойти, чтобы России потребовались десанты на очень-очень дальних берегах?

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", ВМФ РФ

На мой взгляд, такое возможно лишь в одном случае, когда из Океана исчезает его нынешний гегемон - флот США. Конечно, свой как бы флот как бы есть еще у стран НАТО, но они даже в самом лучшем случае способны выставить лишь вспомогательную группировку с ограниченными возможностями. Так что "держат море" только ВМС США. В смысле - контролируют в настоящее время. Но если допустить на минуту, предположим, разорение Америки, или какой-нибудь другой серьезный кризис, чреватый ее ослаблением (хотя бы в виде выхода отдельных штатов из общей федерации), то картинка складывается... Американский флот неизбежно уйдет из Океана, а природа не терпит пустоты...

Как и следовало ожидать, международный военно-технический форум «Армия-2018» в подмосковной Кубинке и на полигоне Алабино вызвал противоречивые чувства. С одной стороны — действительно замечательные образцы новой техники и оружия, которые или уже идут в войска или вот-вот начнут туда поступать. С другой — весьма противоречивые рассказы высоких чиновников о ближайших и перспективных планах российской оборонки.

Вот, допустим, в понедельник, 20 августа, глава Минпромторга Денис Мантуров достаточно неожиданно заявил , что Росси даже в обозримом будущем отказывается от строительства вертолетоносцев «в чистом понимании этого слова». А вот универсальные десантные корабли, подтвердил министр, строить будем.

Оставим в стороне недоумение, почему довести это решение до граждан было доверено не министру обороны, не начальнику Генштаба или главкому ВМФ РФ, а совершенно штатскому должностному лицу. И что такое в понимании Мантурова вертолетоносец в «чистом виде»? Аналог противолодочных крейсеров проекта 1123 типа «Москва» и «Ленинград» до 1965 года — кораблей противолодочной обороны дальней морской зоны, входивших в состав Черноморского флота в 60−80 годах прошлого века?

Да, их основным оружием были по 14 вертолетов Ка-25ПЛ и Ка-25ПС на борту каждого крейсера. Но всем понятно, что время противолодочных крейсеров истекло, появились другие, более эффективные средства борьбы с атомными подводными лодками. Поэтому если «Москва» и «Ленинград» — вертолетоносцы «в чистом виде» по Мантурову, то вопрос об их реинкарнации никто в России никогда и не поднимал.

Но эта не слишком удачная фраза глубоко штатского министра мгновенно породила просто бурю комментариев в российских СМИ. Поскольку была сочтена за свидетельство отказа руководства страны вообще от создания любых крупных боевых кораблей с серьезной группой вертолетов на борту. Прежде всего — от строительства давно анонсированного универсального десантного корабля (УДК) типа «Прибой», макет которого был представлен еще на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015».

Нет, судя по всему, и — по словам Мантурова в том числе, «Прибои» мы строить все еще намерены. Во всяком случае — будем пытаться. Создание первых двух таких УДК вошло в программу вооружений на 2018−2025 годы. Как конструкторы рассказывали ранее, это будет достойная замена так и не купленным нами у Франции «Мистралям». И даже некоторые характеристики у «Прибоев» и «Мистралей» планируются похожими (водоизмещение — 14000 и 21000 тонн соответственно, на борту — авиакрыло из 8 и 16 вертолетов различного назначения).

Но вот автономность «Прибоев», как обещают, вдвое превзойдет заложенную в проект «Мистраля». Да и постоять за себя наш корабль будет готов значительно лучше — «Мистраль» практически безоружен, а на «Прибоях» собираются устанавливать морские аналоги ставшего знаменитым в Сирии зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-1С», который идет на смену корабельным зенитно-ракетным комплексам «Кортик».

Другое дело, что если всерьез рассчитывать на получение флотом первых двух «Прибоев» к 2025 году, то закладывать их нужно было еще вчера. С учетом хилых возможностей отечественного кораблестроения, которое боевые единицы куда меньшего водоизмещения не в состоянии сдать нашему ВМФ по полтора десятка лет (желающим — смотреть грустные биографии головного фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков» и головного большого десантного корабля проекта 11711 «Иван Грен»).

Впрочем, очень похоже, что проект УДК «Прибой» еще не принял окончательного вида, поэтому на верфи тащить его сильно преждевременно. Это, как представляется, следует из другого заметного высказывания в рамках «Армии-2018» вице-премьера Юрия Борисова . 21 августа он заявил, что по поручению президента страны начата концептуальная разработка прототипа нового российского самолета вертикального взлета и посадки (СВВП). Неплохие наработки в этой области у нас в советское время были.

Сначала на авианесущих крейсерах типа «Киев» стояли на вооружении довольно примитивные палубные штурмовики Як-38, обладавшие очень малым радиусом действия и очень скромной бомбовой нагрузкой. Потом им на смену в СССР почти создали уже куда более совершенный сверхзвуковой палубный многоцелевой самолет Як-141. В апреле 1991 года лётчик-испытатель Андрей Синицын подтвердил уникальные возможности этой машины, поставив на ней 12 мировых рекордов по скороподъёмности, максимальной нагрузке и высоте полёта с грузом. Тем самым было подтверждено полное превосходство нашего СВВП над считавшимся лучшим в то время в мире британским аналогом GR.7/9 «Харриер».

Но Союз рухнул, а вместе с ним и надежды флота на Як-141. Эта программа к нескрываемому удовольствию американцев была закрыта в 1992 году. И вот теперь, спустя более четверти века, проект, видимо, достали с пыльных полок. Понятно, что полной реанимации он не подлежит — слишком далеко ушли военные технологии. Но многие идеи советских инженеров и конструкторов и опыт многих летных испытаний Як-141 наверняка бесценны и помогут в работе.

Есть подозрения, что часть проектной документации нищенствовавшего в те годы ОКБ имени Яковлева попала в руки американской кампании Lockheed Martin. И, судя по всему, сильно помогла нашим заокеанским конкурентам в работе над истребителем пятого поколения F-35. В частности, поворотное сопло двигателя F135−600 оказалось практически «один — в один» с тем, что имелось на нашем Як-141. Конструкции планеров обоих самолетов тоже удивительно схожи. Но что теперь об этом толковать?

Понятно, что один из самых вероятных вариантов использования нового СВВП — как раз мощное усиление авиагруппы перспективных универсальных десантных кораблей типа «Прибой». Появление на их палубах наряду с ударными вертолетами типа Ка-52К «Катран» нового сверхзвукового универсального самолета точно добавило бы нашим будущим кораблям боевой эффективности.

Но дальше идет арифметика. По словам Борисова, «сроки (создания СВВП — „СП“) определяются технологическим циклом создания, как правило, это 7−10 лет, если выходить в серию». Не будем мелочиться — если принципиально новая машина у России и появится, то наверняка не ранее 2030 года. Однако к тому времени, согласно госпрограмме вооружений, первые два «Прибоя» уже пять лет как должны быть на плаву. Что, тогда сразу же отправлять их на модернизацию под СВВП? Если, конечно, хотя бы самолеты удастся поднять в небо в разумные сроки, указанные вице-премьером?

Это полная глупость. Значит, размещение таких машин на УДК следует предусматривать уже сегодня. А это — неизбежные серьезные изменения в проекте. Поэтому, думаю, за русские «Мистрали» наши кораблестроительные заводы возьмутся еще не скоро. Может быть, лет на пять и запоздают. Тогда, если все пойдет по планам вице-премьера Борисова, выйдет даже и неплохо: уже первый российский УДК типа «Прибой» выйдет на государственные испытания не только с «Катранами», а и с СВВП на борту.

Но и обещанное создание нового СВВП в России за 7−10 лет тоже, кстати говоря, не факт, учитывая сложности фирмы-разработчика Як-141 — ОКБ им. А.С. Яковлева. Последней крупной программой, реализованной в стенах этого прославленного ОКБ, стал учебно-боевой самолет Як-130. Государственные испытания самолета были завершены еще в декабре 2009 года. И с той поры ни за что столь же крупное яковлевцы больше не брались. Бесчисленные сокращения оставили на предприятии всего менее полутысячи человек, включая уборщиц. Те, что уцелели, участвуют вместе с другими фирмами в разработке перспективного пассажирского лайнера МС-21, беспилотных аппаратов. Но все это, конечно, не идет ни в какое сравнение с очень масштабной программой создания нового современного самолета с вертикальным взлетом и посадкой.

А без опыта и знаний конструкторов ОКБ им. Яковлева здесь нам, конечно, не обойтись. Но каков сегодня, после многих лет работы фактически на подхвате, их творческий потенциал — загадка, наверное, даже для вице-премьера Борисова.

Прозвучавшие недавно в российских СМИ заявления представителей Минобороны и Объединенной судостроительной корпорации о том, что наш флот заказал проектирование и постройку 2 универсальных десантных кораблей (УДК) нового проекта «Прибой» говорят о том, что Россия начала самостоятельное создание авианесущих кораблей.

Изначально, в период довольно непродуманного расходования бюджетных средств и их обилия из-за нефтяных сверхдоходов, ВМФ России заказал два универсальных десантных корабля во Франции (проект «Мистраль»). В 2015 году поставка уже готового первого «Мистраля» была сорвана в связи с проблемами внешней политики французской стороны - европейские судостроители вернули уплаченные деньги, а российские специалисты демонтировали установленные приборы и системы отечественного производства. Также под новый тип УДК был разработан палубный вариант боевого вертолета Ка-52К «Катран» - сейчас машина проходит испытания и будет серийно строиться с 2019 года. Только базироваться в итоге новый вертолет будет на новых авианесущих кораблях уже российского проекта - «Прибой». Плюс на их палубе появится еще одна перспективная машина, которая заменит семейство Ка-27/29/31 (одно из ранее фигурировавших названий Ка-65) - ее проектирование также уже ведется.

Что будет из себя представлять новый авианесущий корабль водоизмещением около 24000 тонн? Согласно имеющимся открытым данным, проект «Прибой» - разработка Невского проектно-конструкторского бюро. 180-метровый корабль с летной палубой шириной до 30 метров оснастят новой российской газотурбинной силовой установкой. Он будет способен перебрасывать до 500 десантников (до 50 единиц боевой техники) на расстояние до 5000 морских миль (более 9200 км). Максимальная проектная скорость «прибоев» - 22 узла. Кроме авиагруппы корабля из 16 боевых, противолодочных и десантных вертолетов корабль сможет высаживать морской десант при помощи 6 катеров проекта проекта 11770 и/или проекта 02510. Собственное вооружение нового российского УДК составит 1 универсальная 100-мм артиллерийская установка А-190, 3 зенитно-ракетных комплекса «Палаш», 2 зенитно-ракетных комплекса «Панцирь-М».

Показанный впервые публично в 2015 году макет УДК (НА ФОТО) выглядит в целом стандартно для кораблей данного типа. Военные рассчитывают получить первый «Прибой» в 2024 году, второй - в 2025 или 2026 году. Реализация данного проекта полностью укладывается в уже ранее пройденную в советское время логику создания собственного авианосного флота: вначале строились вертолетоносцы, затем уже авианосцы (правда с крейсерским вооружением - авиация «дополняла» главный калибр кораблей проекта 1143/11435 - противокорабельные ракеты). Как видно из многочисленных публикаций в специализированных СМИ, в России сейчас осуществляется «заход» на строительство авианосцев через создание десантных вертолетоносцев. Строительство полноценных авианосцев прогнозируется именно на период после 2025 года (когда оба «Прибоя» будут уже в составе флота, и будет получен реальный опыт разработки и постройки новых отечественных больших авианесущих кораблей).

В любом случае, после разрушения СССР в нашей стране наконец-то (без ирреальных заявлений на публику) разумно подошли к развитию такого компонента ВМФ как авианесущие корабли. Сроки озвучены реальные, и главное - обеспечить их выполнение. Тем более, что проект «Прибой» серьезно подтянет в плане технологий и качества нынешнее оживающее после многолетнего кризиса и застоя российское судостроение.

Военно-морской флот России к 2025 году планирует получить два перспективных десантных корабля в рамках новой госпрограммы вооружений 30 Июнь 2017, 14:58

Проектирование и строительство двух вертолетоносцев, основу авиагруппы которых составят морские вертолеты Ка-52К "Катран", уже включено в проект новой госпрограммы вооружения до 2025 года. Планируется, что первый появится примерно к 2022 году и будет стоить около 40 млрд рублей (с учетом всех этапов разработки, постройки и проведения испытаний).

Новые десантные корабли будут иметь дизель-газотурбинную установку, в которой дизель - главный двигатель, а турбина необходима для форсирования мощности. Кроме "Катранов" на кораблях будут базироваться Ка-27, Ка-29 и Ка-31 (вертолет радиолокационного дозора, другое обозначение - Ка-35. - Прим. ТАСС).

Как рассказал на VIII Международном военно-морском салоне (МВМС-2017) в Санкт-Петербурге генеральный директор Невского ПКБ Сергей Власов, десантный корабль нового поколения, создаваемый для Военно-морского флота РФ, находится на стадии предпроектной проработки и уже создано несколько вариантов таких кораблей.

"Десантники" есть разные. Может быть вертолетоносец, может быть универсальный десантный корабль, десантный вертолетоносный корабль-док. Полагаю, что, скорее всего, это будет универсальный десантный корабль - что-то похожее на "Мистраль", но немного другого вида Сергей Власов

гендиректор Невского ПКБ

Облик перспективного "десантника" выберет заказчик. Внешний вид будет совершенно новым по сравнению с традициями классического военного кораблестроения. Также, согласно годовому отчету Невского ПКБ, проработан вариант перспективного десантного корабля, предназначенного для Арктики.

По словам начальника отделения перспективного строительства кораблей Крыловского государственного научного центра (КГНЦ) Владимира Пепеляева, "если в ближайшее время будет принято решение о строительстве, то до конца года центр совместно с Невским ПКБ смогут завершить работу над аванпроектом, и бюро может начать проектирование корабля".

Потенциал судостроения

По словам советника начальника Генерального штаба ВС РФ адмирала Игоря Касатонова, вертолетоносцы будут универсальными кораблями, для которых имеются задачи.

Они нужны флоту. Сейчас вот развивается инфраструктура на острове Котельном, на Тихоокеанском флоте ближе к северу. Поэтому задач для вертолетоносцев будет больше чем достаточно Игорь Касатонов

советник начальника Генштаба ВС РФ, адмирал

Касатонов рассказывает, что решение по водоизмещению этих кораблей еще не принято, будет несколько вариантов проектов. Из них, по словам адмирала, выберут оптимальный вариант для дальнейшей проработки.

Предприятия ОСК приступили к проработке этого проекта: есть задел с точки зрения проектов, есть понимание всех базовых технологий. У ОСК имеются площадки, на которых готовы построить такой корабль: "Северная верфь" после модернизации, а также Балтийский завод и "Севмаш", который имеет богатый опыт строительства больших надводных кораблей Игорь Пономарев

вице-президент ОСК

Военный эксперт Александр Мозговой считает, что в отличие от авианосцев вертолетоносцы построить нашей современной судостроительной промышленности под силу.

Это можно сделать и на Балтийском заводе, который еще дополнительный опыт получил, строя кормовые части "Мистраля". Поэтому это посильная задача для отечественного судостроения. Другое дело, сколько на это уйдет времени и денег Александр Мозговой

военный эксперт


Модель универсального десантного корабля "Прибой"

При этом эксперт говорит о другой проблеме - приоритеты. "Мы сейчас стоим, как говорится, на краю - практически все корабли советской постройки в ближайшие годы надо будет списывать как устаревшие. Они не просто морально, а физически устарели. Их опасно будет выпускать в море ", - делает вывод он.

И конечно, хотелось бы, чтобы в первую очередь строились боевые корабли класса фрегат из надводных, увеличивалось строительство подводных лодок - их явно недостаточно Александр Мозговой

военный эксперт

Универсальный "Прибой"

Впервые модель универсального десантного корабля (УДК) "Прибой" водоизмещением 14 тыс. тонн была продемонстрирована еще в 2015 году на международном форуме "Армия". Концептуальный проект этого корабля разработал Крыловский научный центр. Его специалисты заверяют, что их концепция превосходит французские корабли типа "Мистраль".

В ходе работы над проектом мы применили нетрадиционные технические решения для наиболее оптимального выполнения задач по высадке десанта с этого корабля. Они относятся и к форме корпуса, и к радиоэлектронному оборудованию. В нашем проекте предусмотрены, например, иные, чем у "Мистраля", движители, с другими возможностями Владимир Никитин

генеральный директор КГНЦ, доктор технических наук

Про "Мистраль"

Россия и Франция в 2011 году заключили соглашение о строительстве двух вертолетоносцев типа "Мистраль" для ВМФ России. Первый корабль должен был быть передан Москве в 2014 году, но в 2015 году на фоне ухудшения отношений с Западом и введения антироссийских санкций Париж отказался передавать корабли. Позднее вертолетоносцы были куплены Египтом, а Париж вернул российской стороне порядка €1 млрд.

В Крыловском научном центре отмечают, что "Прибой" создан с учетом особенностей российских условий эксплуатации подобных кораблей на флоте. Концепция не претерпела изменений с момента первого представления в 2015 году, но по желанию заказчика в конструкцию корабля могут быть внесены определенные дополнения. По словам гендиректора КГНЦ, это касается применения носовой аппарели или размещения ракетных комплексов.

Перспективный "Прибой" предназначен для приема, перевозки морем и высадки во взаимодействии с другими силами флота войск и техники на необорудованное побережье в ходе морской десантной операции.

Кроме того, он сможет обеспечивать морские войсковые перевозки, участвовать в постановке оборонительных минных и сетевых заграждений, а также гидроакустических буев для позиционных систем подводного наблюдения. Корабль предполагается оснастить газотурбинной главной энергетической установкой.

Он будет вооружен зенитными комплексами "Клинок" и "Панцирь-МЕ", а также артиллерийской установкой А-190 калибра 100 мм. В его составе два катера типа "Серна" или четыре типа "Дюгонь".


Морской зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Панцирь-МЕ"

Как на МВМС-2017, морская версия "Панциря" сможет поражать цели на расстоянии до 20 км. Он сможет сбивать различные объекты, включая беспилотники и самолеты, а также ракеты данного комплекса могут применяться против кораблей. Как отмечают разработчики, главная особенность комплексов в том, что возможен обстрел цели сначала ракетным вооружением, затем в мертвой зоне зенитной управляемой ракеты, если по каким-то причинам цель не поражена или недостаточно поражена, возможно поражение противокорабельной ракетой.

Кроме того, на "Прибои" установят универсальную артиллерийскую установку калибра 76 мм, РЛС общего обнаружения, навигационный комплекс, подсистему РЭБ, интегрированный комплекс связи и станцию обнаружения подводных диверсионных сил и средств.

На корабле могут быть размещены 12 вертолетов различного назначения. Совершенным оружием для кораблей станут вертолеты Ка-52К "Катран". Они "адаптированы" к базированию на кораблях ВМФ. Для этого на них установлены укороченное крыло, система складывания лопастей и система кондиционирования воздуха, предназначенная для использования во влажной морской среде.

Про "Прибой"

Водоизмещение - 23 000 т, длина - 200 м, ширина - 34 м. Скорость полного хода - 20 узлов, экономического - 14 узлов, дальность плавания - 6000 миль, автономность - 30 суток. Экипаж корабля - 400 человек, при этом он сможет вместить еще от 500 до 900 морских пехотинцев, 50 боевых машин пехоты и 10 танков. Срок службы корабля рассчитан на 50 лет

Вопрос с поставками в Россию двух десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» обернулся интересом к отечественным разработкам в этой области. В настоящее время практически со 100%-ной вероятностью можно говорить о том, что Франция не передаст России уже построенные «Мистрали». В этих условиях Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) создало проект десантного корабля, который сможет стать альтернативой французским кораблям. В частности, на стенде главного командования ВМФ России в рамках проводимого в стране форума «Армия-2015» в виде макета был представлен новый универсальный десантный корабль проекта «Прибой», разработанного специалистами Невского ПКБ.

Данный корабль обладает водоизмещением около 14 тысяч тонн при осадке 5 метров и в состоянии нести на борту до 8 вертолетов Ка-52К и Ка-27(29). Десантный корабль сможет развивать скорость до 20 узлов, а дальность его плавания составит 6 тысяч миль, автономность похода - 60 суток. Длина корабля составит 165 метров, ширина - 25 метров. Универсальный десантный корабль проекта «Прибой» сможет перевозить на борту до 40-60 единиц различной техники и до 500 десантников. УДК сможет взять на борт четыре десантных катера проекта 11770М или два катера проекта 12061М. При этом его противовоздушная оборона будет построена на базе ЗРПК морского базирования «Панцирь-М».


Строительство первого корабля серии планируется начать уже в 2016 году, сообщает РИА « » со ссылкой на свой источник. В то же время ранее появлялась информация о том, что российский флот получит новый десантный корабль нового поколения к 2020 году. Об этом в июне 2015 года говорил Владимир Тряпичников, начальник управления кораблестроения ВМФ России. По его словам, новый корабль в разы превзойдет по водоизмещению БДК «Иван Грен» (водоизмещение около 5 тысяч тонн), по всей видимости, Тряпичников говорил тогда именно об УДК проекта «Прибой». Предположительно для нужд ВМФ России будет построено 4 корабля данного типа.

Макет УДК "Прибой".

Стоит отметить, что УДК проекта «Прибой» вполне вписывается в облик современного десантного судна. По своим основным характеристикам он будет приблизительно соответствовать основным параметрам универсальных десантных кораблей Голландии типа «Роттердам» или «Йохан де Витт», которые и были выбраны в качестве образцов. Данные боевые корабли также обладают водоизмещением 14-16 тысяч тонн, в состоянии перевозить до 500-600 морских пехотинцев и несут на своем борту 6 вертолетов и необходимый набор плавучих десантно-высадочных средств.

Однако корабль проекта «Прибой» - это будущее российского флота, данный проект дошел лишь до стадии макета и до момента его постройки и принятия на вооружение может пройти достаточно долгое время. Ниже мы рассмотрим большие десантные корабли, которыми реально располагает или совсем скоро будет располагать (БДК «Иван Грен» должны принять до конца 2015 года) российский военно-морской флот.

БДК проекта 1171 «Тапир»

Большой десантный корабль (БДК) океанской зоны проекта 1171 (шифр «Тапир», по натовской кодификации «Alligator») предназначен для высадки морских десантов с боевой техникой на необорудованное побережье с малым уклоном дна, а также переброски морем грузов и войск. Корабль в состоянии производить высадку десантных подразделений непосредственно на берег, а плавающую технику может спустить на воду. Головной корабль данного проекта «Воронежский комсомолец» был заложен 5 февраля 1964 года на стапеле Прибалтийского судостроительного завода №820 «Янтарь» в Калининграде. Корабль был спущен на воду 1 июля 1964 года. При всех своих недостатках это был первый в Советском Союзе БДК, который мог с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту некоторое время нести службу в удаленных районах мирового океана. За десять лет с 1964 по 1974 год в СССР было построено 14 кораблей данного проекта, которые выпускались в четырех разных вариантах. В течение почти 20 лет корабли проекта 1171 составляли основу стратегических десантных сил СССР.

Корабль обладал полным водоизмещением 4650 тонн, осадка составляла 4,5 метра, длина - 113,1 метра, ширина - 15,6 метра. Скорость полного хода БДК проекта «Тапир» составляла 16,5 узлов. Дальность плавания равнялась 4,8 тысячам миль (примерно 8,9 тысяч километров). Автономность плавания большого десантного корабля по запасам провизии и топлива (без их пополнения в походе) у первых кораблей серии составляла 10 суток, у последующих кораблей - 20 суток.

Высадочное устройство корабля включает в себя носовые ворота с аппарелью, а также откидной герметичный лацпорт, расположенный на корме. Погрузка на корабль техники может производиться своим ходом через кормовое или носовое высадочное устройство. Для погрузки грузов на верхней палубе либо через люки в твиндек на корабле имеются специальные краны. Высадка десанта с корабля может осуществлять на плаву, а неплавающая техника высаживается непосредственно на побережье, при этом минимальный уклон дна должен составлять 2-3 градуса (в зависимости от массы принятых на борт корабля грузов). Помимо всего прочего БДК проекта 1171 могли использоваться для транспортировки боеприпасов, а также для перевозки ракет в контейнерах.

Силовая установка корабля дизельная, представляет собой два силовых агрегата мощностью по 4,5 тысячи лошадиных сил каждый (модели двигателей отличались в зависимости от модификации корабля). Вооружение также могло быть различным и состояло из спаренной универсальной корабельной артиллерийской установки ЗИФ-31Б калибра 57-мм и двух спаренных 25-мм орудий 2М-3. Также на корабле были смонтированы две установки реактивной системы залпового огня «Град-М», предназначенные для поддержки десанта. Для противовоздушной обороны должны были использоваться ПЗРК «Стрела-3».

БДК проекта 1171 мог взять на борт до 20 основных боевых танков, около 45 БТРов, либо 50 грузовых машин и от 300 до 400 человек десанта. Члены десанта размещались в двух кубриках под первым и четвертым твиндеками. Помимо этого корабль мог использоваться для транспортировки грузов, взяв на борт до 1000 тонн различных грузов. В носовой части корабля располагался отсек для бронетехники, здесь же имелась аппарель, закрытая раздвижными воротами. В корме корабля для погрузочно-разгрузочных операций был оборудован откидной лацпорт. Экипаж корабля состоял из 69 человек, в том числе 5 офицеров (Экипаж 83 человека из них 7 офицеров и 11 мичманов для БДК "Николай Вилков", ТОФ, 1990-е годы). По информации из открытых источников, в настоящее время в строю ВМФ России находятся 4 БДК проекта 1171: 3 корабля в составе Черноморского флота и один корабль на Тихоокеанском флоте.

БДК проекта 1174 «Носорог»

БДК океанской зоны проекта 1174 (шифр «Носорог», по натовской кодификации Ivan Rogov) был предназначен для транспортировки и высадки сил десанта и боевой техники как на оборудованное, так и на необорудованное побережье с малым уклоном дна. Корабль в состоянии осуществлять высадку войск непосредственно на побережье, плавающую технику - на воду, неплавающую военную технику - при помощи специальных десантно-высадочных плавательных средств, личный состав десанта с носимым также может десантироваться на берег на вертолетах.

В процессе работ по проектированию корабля по указанию Главкома ВМФ Советского Союза С. Г. Горшкова в проект вносились изменения, которые в конечном итоге привели к созданию весьма оригинального универсального десантного корабля, обладающего сравнительно небольшим водоизмещением. В результате внесения изменений в проект на корабле появилась доковая камера, а состав размещенной на борту авиагруппы был увеличен. Изменения в проект по ходу работ вносились под впечатлением от идущей полным ходом программы ВМС США по постройке УДК типа «Тарава». В ходе всех улучшений доступность берегов для БДК проекта 1174 стала: для носовой сходни - 17%, для десантных катеров - более 40%, для вертолетов - 100%.

Корабли данного проекта строились в СССР с 1973 по 1988 годы, всего было построено три таких корабля. Корабли были заложены и построены в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе №820 «Янтарь». По причине постоянных изменений проекта головной корабль серии «Иван Рогов» был готов только в 1978 году, через 14 лет после выдачи технического задания на его проектирование. Всего в Калининграде построили три таких судна: «Иван Рогов» (1978 год), «Александр Николаев» (1982 год) и «Мтрофан Москаленко» (1990 год). Первый корабль был списан из состава флота в 1996 году. Два других были отправлены в резерв в 1997 и 2002 годах соответственно. После с «Мистралями» в пресс появилась информация о проработке вопроса восстановления кораблей и возвращения их в состав ВМФ России.

Длина корабля проекта 1174 шифра «Носорог» составляла 157,5 метра, ширина - 23,8 метра, осадка - 5 метров. Полное водоизмещение корабля составляло 14 060 тонн. Скорость полного хода - 21 узел, дальность плавания при скорости 18 узлов и нормальном запасе топлива 4 тысячи миль, при максимальном запасе топлива 7500 миль. Силовая установка корабля была газотурбинной и включала в себя два силовых агрегата мощностью по 18 тысяч л.с. каждый. Автономность плавания по запасам провизии составляла 15 суток при нахождении на борту 500 десантников или 30 суток при нахождении на борту 250 человек десанта. Экипаж корабля составлял 239 человек, в том числе 37 офицеров. Для приема в море жидких и твердых грузов корабль был оснащен специальными системами.

Вооружение кораблей изменялось в зависимости от модификации и состояло из артиллерийской установки АК-726 калибра 76,2-мм, двух артустановок АК-630 6х30-мм, двух установок реактивных систем залпового огня «Град-М», одного ЗРК «Оса-М» (боезапас 20 ракет) и четырех ПЗРК «Стрела-3». На борту корабля могли базироваться до 4-х транспортно-боевых вертолетов Ка-29.

В танковый трюм БДК и доковую камеру при отсутствии в ней плавательных средств можно было погрузить до 50 танков ПТ-76, 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. При этом техника могла быть погружена на борт в различных сочетаниях. Также на борту можно было разместить до 500 человек десанта в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах, либо разместить 1700 тонн различных грузов. Для выгрузки на берег неплавающей боевой техники в доковую камеру корабля можно было принять до 6 десантных катеров проекта 1785 или проекта 1176. Либо три десантных судна на воздушной подушке проекта 1206 или десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна».

БДК проекта 775

БДК проекта 775 для нужд советского флота строились в Польше на судостроительной верфи Stocznia Polnocna (Сточня Полночна), в городе Гданьске. Корабли строились с 1974 по 1991 годы, всего здесь было построено 28 кораблей данного проекта в трех различных модификациях. Изначально они классифицировались, как средние десантные корабли (СДК), но в 1977 году их переквалифицировали в БДК. В настоящее время корабли этого проекта являются самыми массовыми БДК российского флота, составляя основу российского десантного флота. На вооружении остается 15 кораблей данного типа, а с учетом захваченного в 2014 году российскими военнослужащими украинского БДК «Константин Ольшанский» - 16.

Десантные корабли проекта 775 создавались для замены БДК проекта 1171. Новый корабль должен был получить более мощное вооружение и улучшенную живучесть в отличие от проекта 1171, который был сделан на основе сухогруза. Корабли проекта 775 изначально проектировались, как специально предназначенные для десантных операций судно. Они должны были занять промежуточное положение между «Носорогами» и СДК. БДК проекта 775 имеют длину 112,5 метра, ширину - 15 метров, осадку - 4,26 метра, полное водоизмещение корабля составляет 4400 тонн. Скорость полного хода - 17,6 узлов, дальность плавания до 4 тысяч миль (около 7,4 тысяч километров), автономность плавания - до 30 суток. В качестве силовой установки использовались два дизельных двигателя Zgoda-Sulzer, развивающие мощность по 9,6 тыс. л.с. каждый.

Вооружение кораблей данного проекта было различным в зависимости от модификаций. Изначально предусматривалась установка двух спаренных артиллерийских установок калибра 57-мм АК-725 с дистанционным наведением. Для повышения огневой мощи и средств ПВО на корабли проекта 775М устанавливалась 76,2-мм артиллерийская установка АК-176 и две АК-630М 6х30-мм. Для подавления береговой обороны противника и уничтожения его живой силы на десантные корабли проекта 775 устанавливались две пусковых установки РСЗО «Град-М». В качестве средств ПВО могли использоваться ПЗРК «Стрела-3» и «Игла».

Корабли проекта 775 изначально рассчитывались на перевозку морем усиленной роты морской пехоты или 225 десантников и 10 танков. Размеры грузового отсека 95х4,5х4,5 метра, также корабль мог взять на борт до 480 тонн различных грузов. Десантники размещались в нескольких кубриках, а офицеры в четырехместных каютах. Экипаж корабля составлял 98 человек, в том числе 8 офицеров.

БДК проекта 11711 «Иван Грен»

Большие десантные корабли проекта 11711 (по натовской кодификации Ivan Gren) - это проект новых БДК российского флота, предназначенных для высадки десанта, перевозки грузов, боевой техники и оборудования. Данный десантный корабль является дальнейшим развитием кораблей проекта 1171 «Тапир», при этом большая часть конструкции корабля претерпела серьезные изменения. 11 июня 2015 года на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде состоялась церемония закладки второго БДК проекта 11711 «Пётр Моргунов». Головной корабль серии «Иван Грен» был заложен на калининградском заводе в декабре 2004 года, корабль был спущен на воду в мае 2012 года, передача корабля военным запланирована на 2015 год. Всего до 2020 года ВМФ России должны были получить 6 кораблей данного типа.

При создании корабля большое внимание уделялось условиям обитания на нем экипажа и десанта. Погрузка боевой техники на корабль возможна двумя способами: самостоятельно при помощи аппарелей, либо при помощи портовых или палубных грузовых кранов через четырехстворчатый грузовой люк, расположенный в верхней палубе. Данные люки позволяют также вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед высадкой десанта боевые машины запускают двигатели, работающие на холостых оборотах, что приводит к заполнению десантного пространства выхлопными газами. Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ в районе грузового люка на судне имеется кран грузоподъемностью 16 тонн и два шлюпочных крана, предназначенных для работы с моторными лодками и шлюпками.

Полное водоизмещение БДК «Иван Грен» составляет 5000 тонн, что делает его крупнейшим среди всех БДК российского флота, находящихся в строю на данный момент времени. Скорость полного хода составляет 18 узлов, дальность плавания - до 3500 морских миль при скорости хода 16 узлов. Автономность плавания - до 30 суток. Экипаж корабля состоит из 100 человек. Боевая техника располагается на танковой палубе внутри БДК, это могут быть как основные боевые танки массой до 60 тонн (13 танков), так и БМП и БТР (до 36 единиц), либо 300 человек десанта.

Из оружия на борту корабля установлены две пусковых установки РСЗО «Град-М», две артиллерийских установки АК-630М 6х30-мм, а также универсальная артиллерийская установка АК-176 калибра 76,2 мм. Помимо этого, на корабле предусмотрено базирование одного транспортно-боевого вертолета Ка-29. По некоторой информации, в качестве средства ПВО может использоваться комплекс «Игла-В».

Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk/2028399
http://lenta.ru/news/2015/06/16/priboy
http://www.rg.ru/2015/06/16/analog-site.html
http://navalcadet.narod.ru
http://www.shipyard-yantar.ru/ru/press/265-zalozhitbdk.html