Миг скат ударный боевой беспилотный летательный аппарат. Бпла "скат": устройство, предназначение и летно-технические характеристики. Миг скат ударный бпла

Одной из наиболее интересных и неожиданных новинок авиасалона МАКС-2007 стал перспективный малозаметный реактивный боевой беспилотный летательный аппарат (ББЛА) Скат, разрабатываемый Российской самолетостроительной корпорацией МиГ. Показ полноразмерного макета Ската в третий день салона группе журналистов в одном из ангаров РСК МиГ на территории аэродрома ЛИИ в подмосковном Жуковском стал подлинной сенсацией выставки: до сих пор никаких подробностей о ведущейся МиГом разработке ББЛА известно не было, и демонстрация Ската на МАКС-2007, хоть и планировалась разработчиком, нигде заранее открыто не афишировалась. Официальное разрешение показать ББЛА Скат было получено только 21 августа специальным распоряжением Президента России Владимира Путина. В результате полноразмерный макет Ската демонстрировался не на территории выставочной экспозиции, а в одном из ангаров РСК МиГ на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова, и на презентацию было приглашено только ограниченное количество представителей телеканалов и печатных СМИ. В их числе посчастливилось быть и автору этого материала.

Сразу оговоримся: беспилотных аппаратов такого класса в России до сих пор еще не было. Разработкой тяжелых - массой более тонны - реактивных БЛА многократного применения (а именно эта возможность отличает беспилотные летательные аппараты от разного рода крылатых ракет) у нас в стране с конца 60-х гг. занимаюсь ОКБ А.Н. Туполева, спроектировавшее околозвуковые оперативно-тактический беспилотный разведчик ВР-2 Стриж (141 или Ту-141, взлетная масса 5,4 т) и тактический беспилотный разведчик ВР-3 Рейс (143 или Ту-143, взлетная масса 1,4 т). Оба выпускались серийно и состояли на вооружении Советской Армии. Кроме того, в серийном производстве и на вооружении находился дозвуковой тактический беспилотный разведчик Ла-17Р (взлетная масса около 3 т), разработанный на базе самолета-мишени Ла-17 в ОКБ С.А. Лавочкина. Сфера применения всех этих БЛА ограничивалась только ведением воздушной разведки, а по способу взлета и посадки они мало походили на традиционные самолеты: старт их осуществлялся со специальных пусковых установок с использованием пороховых ускорителей, а приземление - на посадочных парашютах. Для решения боевых задач советские реактивные беспилотники. несмотря на ряд проектных проработок, приспособлены не были.

Вместе с тем опыт вооруженных конфликтов 80-х и 90-х гг., развитие средств ПВО и РЭБ, возрастание стоимости подготовки летного состава поставил к началу нового тысячелетия на повестку дня вопрос создания нового класса тяжелых реактивных беспилотных аппаратов, способных вести полноценные автономные и групповые боевые действия, в т.ч. поражать высокоточным оружием наземные и морские цели противника, обладая при этом характеристиками и системами бортового оборудования, подобными имеющимся у современных пилотируемых тактических самолетов.

Активные исследования по этому вопросу на рубеже нового века начались в США, а затем и в странах Западной Европы. При этом в Соединенных Штатах поспешили даже объявить боевые беспилотники "шестым поколением" боевых самолетов, которое придет на смену нынешним пилотируемым многофункциональным истребителям (в т.ч. самолетам пятого поколения F-22 и F-35), со временем едва ли не полностью их потеснив. Ведущие американские самолетостроительные компании - Боинг и Нортроп-Грумман - в 1998-2000 гг. приступили к проектированию экспериментальных прототипов-демонстраторов таких беспилотных аппаратов, названных Х-45 и Х-47, а в 2002-2003 гг. - к их оценочным летным испытаниям. Основные слагаемые концепции этих БЛА: летно-технические характеристики, близкие к характеристикам современных тактических боевых самолетов; возможность многократного применения с базированием на аэродромах тактической авиации; высокая выживаемость в условиях современного боя, реализуемая малой заметностью, специальными конструктивными решениями И наличием бортовых оборонительных систем; возможность самостоятельного распознавания целей и применения по ним высокоточного оружия, размещаемого во внутренних отсеках; ведение боевых действий как автономного, так и в составе групп, в т.ч. взаимодействуя с пилотируемыми летательными аппаратами.

В окончательной конфигурации максимальная взлетная масса демонстрационных образцов американских беспилотников достигла 16,6 т (Х-45С) и даже 19 т (Х-47В), что ставит их по сути в один размерный ряд с тактическими истребителями типа F-16. Экспериментальные БЛА Х-45 и Х-47 разрабатывались на конкурсной основе по программе J-UCAS, предусматривавшей создание единого для ВВС и ВМС США перспективного боевого беспилотника. Правда, от идеи единого ББЛА для двух видов вооруженных сил в Соединенных Штатах решено было отказаться, и разработка была продолжена пока только в интересах флота (программа UCAS-D). Несмотря на то, что произошло некоторое отрезвление умов, и беспилотники уже не рассматриваются в США как полноценная замена пилотируемым боевым самолетам, а лишь как дополнение к ним, особенно эффективное в боевых действиях в сложной тактической обстановке конфликтов высокой интенсивности, нет сомнения, что программы их создания будут продолжены в интересах как ВМС, так и ВВС.


Помимо США работы по перспективным боевым БЛА ведутся в последние годы в ряде стран Европы. Уже созданы и поступили на испытания экспериментальные демонстрационные образцы подобных аппаратов во Франции (Петит Дюк, 2000 г.). Великобритании (Рэйвен, 2003 г.).Италии(Скай-Х, 2005 г.),Швеции (Филур. 2005 г.). Германии и Испании (Барракуда, 2006 г.). Французский проект постепенно перерос в общеевропейский и получил наименование Нейрон (nEUROn). к нему уже присоединились Швеция, Италия и Испания, решившие использовать собственный опыт по БЛА в интересах общего дела, а также Греция И Швейцария. Британцы пока идут своим путем, осуществляя собственную программу Таранис, являющуюся развитием программы экспериментального БЛА Рэйвен. Как Нейрон, так и Таранис выполняются по концепции, близкой к реализуемой на американских Х-45 и Х-47, но их взлетная масса пока оценивается в 6-8 т. Совсем недавно стало известно, что после прошлогодней потери опытного образца в Германии решено отказаться от дальнейшего развития программы ББЛА Барракуда, дебютировавшего в мае 2006 г. на авиасалоне в Берлине - теперь здесь рассматривают возможность присоединения к общеевропейской программе перспективного боевого беспилотника (скорее всего - к программе Нейрон).

А что же в нашей стране? Одними из первых к идее создания БЛА, пригодного для боевого использования, обратились в компании Туполев, которая с 80-х гг. вела работы по беспилотнику нового поколения, известного под индексами 300 и Ту-300 (Коршун). Этот проект развивал концепцию предыдущих туполевских БЛА Рейс и Стриж (в т.ч. по способу старта и посадки) и по размерности должен был занять промежуточное положение между ними, имея взлетную массу 3-3,5 т. Аппарат предполагалось использовать в рамках фронтового беспилотного комплекса Строй-Ф в нескольких вариантах, в т.ч. и в ударном: боевая нагрузка могла размещаться как на внешней подвеске под фюзеляжем, так и во внутреннем отсеке. К середине 90-х гг. было построено шесть опытных образцов, проходивших испытания. Ту-300 в 90-е гг. несколько раз демонстрировался на авиасалонах МАКС, в т.ч. в варианте с боевой нагрузкой. Затем о Коршуне подзабыли, но вот совсем недавно, в июле этого года, по каналам информационных агентств прошли сообщения, что Туполев намерен реанимировать проект, проведя его модернизацию в части повышения характеристик и применения нового оборудования. Однако, судя по всему, если программа и будет продолжена, то, скорее всего, только в традиционном для туполевских беспилотников Рейс и Стриж качестве воздушного разведчика - по своей концепции (в т.ч. по способу старта с пусковой установки и посадки на парашюте) Ту-300 далек от нынешних мировых тенденций создания перспективных ББЛА.


Гораздо ближе к ним проект ОКБ им. А.С. Яковлева, известный под названием Прорыв. Впервые об идее Яковлева, имеющего богатый опыт создания малоразмерных БЛА (например, несколько типов аппаратов серии Пчела прошли испытания, в т.ч. в боевых условиях, выпускались серийно и состоят на вооружении), разработать перспективный боевой беспилотник в классе взлетной массы около 10 т стало известно несколько лет назад. Ударный БЛА Прорыв-У планировалось создать в рамках унифицированного семейства беспилотных аппаратов, которое включало бы также БЛА разведки Прорыв-Р и радиолокационного дозора Прорыв-РЛД. Для снижения стоимости и сроков разработки для этого планировалось использовать отработанные на учебно-боевом самолете Як-130 системы и агрегаты, в первую очередь двигатель, систему дистанционного управления, другие самолетные системы, специальное бортовое оборудование и т.п. Согласно иллюстрации на официальном сайте ОКБ им. А.С. Яковлева, степень унификации БЛА Прорыв и Я к-130 может достигнуть 40%. Достаточно подробные сведения и схемы БЛА семейства Прорыв были опубликованы главным конструктором ОКБ им. А.С. Яковлева Юрием Янкевичем в специальном юбилейном выпуске общероссийского научно-технического журнала Полет к 100-летию А.С. Яковлева в марте 2006 г.

В ударном варианте аппарат планируется выполнять по малозаметной схеме летающего крыла без хвостового оперения, с внутренним размещением боевой нагрузки и одним двигателем с воздухозаборником вверху головной части фюзеляжа. Взлетная масса ББЛА оценивается в Ют, масса полезной нагрузки (целевое оборудование и вооружение) - в 1-3 т, максимальная скорость может составить 1100 км/ч, потолок - 16 км, а продолжительность полета - 6 ч. Унифицированные на 60-70% с боевым вариантом модификации разведчика и аппарата РЛД отличаются от него, помимо использования других комплексов оборудования, применением консолей крыла большого удлинения и модуля хвостового оперения.

Летом 2005 г. стало известно, что входящее в корпорацию Иркут ОКБ им. А.С. Яковлева предложило вести совместные работы по перспективным беспилотным системам своему давнему партнеру по программе Як-130 - итальянской компании Алениа Эрмакки (входит в группу компаний Финмекканика), Соответствующее российско-итальянское соглашение было подписано на МАКС-2005. А на недавней выставке в Ле-Бурже в июне этого года президент корпорации Иркут и генеральный директор ОКБ им. А.С. Яковлева Олег Демченко официально заявил, что стороны уже приступают к практическим работам в этом направлении. Два года назад мы с итальянскими компаниями Финмекканика и Алениа подписали соглашение о создании на базе Як-130 беспилотного летательного аппарата. На сегодняшний день уже получены все разрешительные документы от министерств обороны России и Италии. Сейчас начинается практическая работа по реализации этого проекта, - сообщил журналистам в Париже Олег Демченко.

Разработкой беспилотных летательных аппаратов в России сейчас занимаются во многих авиастроительных компаниях. Определенных успехов в этой области в последние годы добились в корпорации Иркут, группе компаний ZALA, г. Ижевск, казанском ОКБ Сокол, на фирме Эникс, в подразделении компании Транзас из Санкт-Петербурга и ряде других организаций. Однако все создаваемые ими БЛА имеют размерность от считанных килограммов до нескольких сотен и предназначаются, главным образом, для решения задач воздушного наблюдения и разведки. В 2005 г. модели трех своих БЛА семейства Зонд взлетной массой от 2 до 12 т, предназначенных для решения задач многоспектрального мониторинга, управления воздушным движением и ретрансляции связи, представило на авиасалоне в Ле-Бурже и ОКБ Сухого. Известно, что Сухой работает и по тематике боевых БЛА, но подробности этих исследований пока не публикуются.

О том, что перспективным беспилотником занимаются в РСК МиГ, стало известно около двух лет назад. Эти работы начались вскоре после назначения генеральным директором и генеральным конструктором корпорации Алексея Федорова, тонко чувствующего конъюнктуру рынка и инициировавшего перед этим несколько программ БЛА в возглавлявшейся им корпорации Иркут. Однако все эти два года официальные представители МиГа ограничивались лишь констатацией факта о ведущихся работах, без какой бы то ни было конкретики. Вскоре проект миговского беспилотника был доведен до такой стадии, что руководители компании решили, что пора представить некоторые результаты своих исследований публично.

К созданию Ската компания подошла, уже имея в своем портфеле богатый опыт работ по беспилотной технике. С конца 40-х гг. конструкторы ОКБ вели разработку первых в стране крылатых противокорабельных ракет КС и КСС (своего рода уменьшенный беспилотный истребитель МиГ-15), затем сверхзвуковых крылатых ракет К-10 и Х-20 для вооружения ракетоносцев Дальней авиации Ту-16 и Ту-95, участвовали в создании скоростной крылатой ракеты Х-22, до сих пор состоящей на вооружении самолетов Ту-22МЗ. Кроме того, в 60-е гг. велись работы по разведывательным и ударным ДПЛА (Х-155ДР, Кречет), беспилотным перехватчикам (К-155, Гюрза) и др. Работы по беспилотной тематике продолжались в ОКБ и в последующие годы.

Итак, что же представляет собой перспективный боевой беспилотник МиГа? В соответствии с современными мировыми тенденциями аппарат выполняется по малозаметной схеме летающее крыло без хвостового оперения. Конструкция машины в значительной степени выполняется из композиционных материалов.

Несущий корпус аппарата в плане представляет собой треугольник с углом стреловидности по передним кромкам около 54. Такую же стреловидность имеют выполненные с нулевым сужением консоли крыла со срезанными под 90 к передней и задним кромкам законцовками. Вообще, во всем облике Ската на виде сверху и снизу прослеживается тенденция строить все внешние обводы планера, стыки панелей, створки ниш и люков вдоль всего нескольких параллельных осей, что отвечает требованиям снижения радиолокационной заметности. Основные аэродинамические управляющие органы аппарата - многофункциональные отклоняемые поверхности по задней кромке консолей крыла, с помощью которых осуществляется управление как по крену, так и по тангажу и по курсу, а также аэродинамическое торможение. Дополнительные управляющие поверхности имеются также на прифюзеляжных частях центроплана, имеющих обратную стреловидность по задней кромке (те же самые примерно 54, но со знаком минус).


Силовая установка Ската - один бесфорсажный двухконтурный турбореактивный двигатель РД-5000Б тягой 5040 кгс, представляющий собой модификацию ТРДДФ РД-93 (вариант применяемого на истребителях МиГ-29 двигателя РД-33 для однодвигательных зарубежных боевых самолетов) и комплектуемый для снижения заметности плоским соплом. На первом этапе испытаний Ската двигатель может комплектоваться традиционным осесимметричным соплом. Лобовой нерегулируемый воздухозаборник двигателя размешен вверху носовой части аппарата.

Внутри корпуса БЛА. по бокам воздушного канала двигателя и самой силовой установки, оборудованы два отсека боевой нагрузки длиной 4,4 м и сечением 0,65x0,75 м, внутри каждого из которых может размешаться по одной ракете класса воздух-поверхность или воздух-РЛС, либо по корректируемой бомбе калибра 250-500 кг. Во время презентации Скат демонстрировался с противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми бомбами КАБ-500Кр. Сообщается, что максимальная масса боевой нагрузки аппарата составляет 2000 кг.

Шасси аппарата - традиционное самолетное, обеспечивающее его взлет и посадку на обычных аэродромах. Шасси выполнено по трехопорной схеме, убирающимся. На каждой стойке имеется по одному колесу. Передняя опора с рычажной стойкой убирается назад по полету в отсек корпуса под воздушным каналом двигателя, основные, также с рычажными стойками, - в оси самолета в ниши центроплана.

Основное назначение ББЛА Скат - уничтожение в условиях сильного противодействия зенитных средств противника заранее разведанных стационарных наземных целей, в первую очередь средств ПВО, а также уничтожение мобильных наземных и морских целей при ведении как автономных, так и групповых действии совместно с пилотируемыми летательными аппаратами.

О составе бортового оборудования Ската пока не сообщается. Однако можно предположить, что помимо комплексной системы управления и системы навигации он будет оснащаться автономными прицельными системами для обнаружения и распознавания целей и применения по ним оружия, а также средствами разведки и радиоэлектронного противодействия для обеспечения собственной выживаемости в бою.

Аппарат имеет максимальную скорость полета у земли около 800 км/ч и максимальное число М полета около 0,8. Практический потолок его, согласно расчетам, составит более 12 000 км, а дальность полета - до 4000 км. По размерам Скат сопоставим с истребителем МиГ-29: его длина составляет 10,25 м, размах крыла - 11,5 м, а высота - 2,7 м. Максимальная взлетная масса аппарата оценивается в 10 000 кг.

Разработка ББЛА Скат ведется РСК МиГ с 2005 г. на инициативных началах. В кооперации с рядом предприятий российской промышленности и научных центров уже проведен широкий круг исследований, в ходе которых определен рациональный облик и характеристики аппарата и принята программа отработки необходимых технологий. Аэродинамическая компоновка ББЛА прошла проверку в ходе продувок в ЦАГИ, которые подтвердили правильность выбранных конструктивно-компоновочных решений.

Среди участников кооперации по программе Скат (их логотипы нанесены на створку отсека боевой нагрузки макета ББЛА, продемонстрированного журналистам 23 августа) - 2 ЦНИИ Минобороны, традиционно отвечающий в отечественных вооруженных силах за научно-методическое обеспечение войск ПВО, концерн радиостроения Вега, недавно определенный правительством страны головной организацией по разработке беспилотных авиационных комплексов, ГосНИИАС - ведущий Государственный научный центр отрасли по разработке концепций развития боевой авиации, комплексов вооружения и интеграции комплексов бортового оборудования. Силовая установка для Ската разработана санкт-петербургским ОАО Климов в содружестве с Тушинским МКБ Союз, а в случае запуска в серию будет выпускаться на ММП им. В.В. Чернышева. Входящее в корпорацию Иркут ОКБ Русская авионика отвечает за разработку систем бортового оборудования. Еще один участник кооперации - ЗАО Хиус из Тверской области, пока еще не известное широко в авиационной отрасли, но, по словам директора Инженерного центра им. А.И. Микояна Владимира Барковского, имеющее большой опыт разработки и изготовления изделий из композиционных материалов. Хиус создает для Ската композиционные конструкции планера.


Показанный журналистам во время МАКС-2007 полноразмерный макет ББЛА Скат построен в опытном производстве PCК МиГ летом 2007 г. Он предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений и оптимизации характеристик аппарата.

Следующие этапы программы предусматривают изготовление опытных летных образцов-демонстраторов - в пилотируемом (Скат-ПД) и беспилотном вариантах (Скат-Д) - и проведение их летных испытаний для окончательной доводки и демонстраций всех технологий ББЛА Скат, включая применение оружия. Необходимость изготовления на первом этапе пилотируемого варианта Ската Владимир Барковский объясняет особенностями российского законодательства, которое накладывает серьезные ограничения на полеты БЛА. Нормативные акты в этой области требуют совершенствования, и такая работа уже ведется.

Руководители PCК МиГ пока не называют сроков начала летных испытаний прототипов Ската. Очевидно, что это случится не в ближайшие месяцы, однако приоритет и внимание, который отдают на фирме программе, позволяют надеяться на то, что первый полет Ската не за горами.

В случае успеха, в котором не сомневаются разработчики аппарата, ожидается, что проект получит поддержку российского министерства обороны и сможет быть включен в государственную программу вооружений. С учетом современных тенденций развития военной авиационной техники немалые перспективы у Ската имеются и на мировом рынке. Не исключено, что к работам по Скату (или его дальнейшему развитию) могут подключиться в перспективе и зарубежные партнеры: в последнее время на Западе такие масштабные программы принято вести сообща, яркий пример тому - упоминавшийся проект Нейрон. Так что с учетом нынешних мировых тенденций развития боевой авиации будущее у Ската может быть самым многообещающим.

ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе)

"Скат"

Проект ударного беспилотного летального аппарата (БПЛА) / перспективного малозаметного боевого БПЛА. Разработка БПЛА начата РСК "МиГ" в инициативном порядке в 2005 г. БПЛА "Скат" предназначен для нанесения ударов по заранее разведанным целям, например, по средствам ПВО, а также в условиях сильного противодействия зенитных средств противника. В кооперации по разработке БПЛА "Скат" участвовали ЦАГИ, 2-й ЦНИИ Министерства обороны России, концерн радиостроения "Вега", ГосНИИАС. Полноразмерный макет БПЛА "Скат" построен на опытном производстве РСК "МиГ" летом 2007 г. и впервые показан группе журналистов в рамках авиасалона МАКС-2007 в Раменском в одном из ангаров РСК "МиГ". Официальное разрешение показать макет БПЛА "Скат" было получено 21 августа 2007 г. специальным распоряжением Президента России.

В дальнейшем программа создания БПЛА предполагает создание пилотируемого "Скат-ПД" и затем беспилотного прототипа БПЛА "Скат-Д". В 2007 г. оценка сроков создания прототипов и начала летных испытаний БПЛА "Скат" была весьма оптимистичной (2-3 года). Предполагалось так же, что БПЛА может быть предложен иностранным заказчикам. По состоянию на 2012 г. разработка БПЛА "Скат" уже прекращена, но результаты работ могут быть использованы при проектировании новых моделей ударных и не только БПЛА.

Конструкция аппарата - аэродинамическая схема "летающее крыло" - хвостовое оперение отсутствует. В конструкции планера широко использованы композиционные материалы. Конструкция аппарата так же разработана с учетом снижения радиолокационной заметности за счет форм элементов планера и мест их сопряжения. управление по крену и тангажу, торможение осуществляется с помощью управляющих поверхностей на крыле БПЛА. На центроплане так же имеются дополнительные аэродинамические поверхности. Конструкции планера, выполненные из композиционных материалов, созданы ЗАО "Хиус" (Тверская область).

Шасси классическое трехопорное с управляемой носовой стойкой. На каждой стойке шасси по одному колесу.

Двигатели - 1 х ТРДД РД-5000Б тягой 5040 кг (модификация ТРДДФ РД-93 для экспортных и зарубежных однодвигательных самолетов). Двигатель оборудован плоским соплом. Воздухозаборник лобовой нерегулируемый. Суловая установка разработана ОАО "Климов" (г.Санкт-Петербург) совместно с Тушинским МКБ "Союз". Серийное производство предполагается на ММП им. В.В.Чернышева.

ТТХ БПЛА :
Длина - 10.25 м
Размах крыла - 11.50 м
Высота - 2.70 м
Стреловидность крыла по передней кромке - 54 град.
Габариты отсека для полезной нагрузки (два отсека на БПЛА) - 4400 х 650 х 750 мм

Масса максимальная взлетная - 10000 кг
Масса полезной нагрузки максимальная - 2000 кг

Скорость максимальная - 800 / 850 км/м (0.8М)
Дальность практическая - 4000 км
Потолок практический - 12000 м

Вооружение - размещается в двух отсеках ля подвесного вооружения в фюзеляже БПЛА. Может нести до 2-х КАБ или ракет калибром по 250-500 кг.
- противорадиолокационные ракеты типа Х-31П (демонстрировалась на МАКС-2007 вместе с БПЛА)
- корректируемые авиабамбы типа КАБ-500Кр (демонстрировалась на МАКС-2007 вместе с БПЛА)

Оборудование : в работах по проекту "Скат" участвовали концерн радиостроения "Вега", а так же ОКБ "Русская авионика" (НПК "Иркут").

Модификации :
"Скат-ПД" - пилотируемый летный прототип БПЛА.

"Скат-Д" - беспилотный летный прототип БПЛА "Скат".

Статус : Россия
- 2007 г. - создан полноразмерный макет БПЛА "Скат", который показан в рамках авиасалона МАКС-2007 в августе 2007 г. в Раменском.

Источники :
"Скат". Сайт

Одной из наиболее интересных и неожиданных новинок авиасалона МАКС-2007 стал перспективный малозаметный реактивный боевой беспилотный летательный аппарат (ББЛА) Скат, разрабатываемый Российской самолетостроительной корпорацией МиГ. Показ полноразмерного макета Ската в третий день салона группе журналистов в одном из ангаров РСК МиГ на территории аэродрома ЛИИ в подмосковном Жуковском стал подлинной сенсацией выставки: до сих пор никаких подробностей о ведущейся МиГом разработке ББЛА известно не было, и демонстрация Ската на МАКС-2007, хоть и планировалась разработчиком, нигде заранее открыто не афишировалась. Официальное разрешение показать ББЛА Скат было получено только 21 августа специальным распоряжением Президента России Владимира Путина. В результате полноразмерный макет Ската демонстрировался не на территории выставочной экспозиции, а в одном из ангаров РСК МиГ на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова, и на презентацию было приглашено только ограниченное количество представителей телеканалов и печатных СМИ. В их числе посчастливилось быть и автору этого материала.

Сразу оговоримся: беспилотных аппаратов такого класса в России до сих пор еще не было. Разработкой тяжелых - массой более тонны - реактивных БЛА многократного применения (а именно эта возможность отличает беспилотные летательные аппараты от разного рода крылатых ракет) у нас в стране с конца 60-х гг. занимаюсь ОКБ А.Н. Туполева, спроектировавшее околозвуковые оперативно-тактический беспилотный разведчик ВР-2 Стриж (141 или Ту-141, взлетная масса 5,4 т) и тактический беспилотный разведчик ВР-3 Рейс (143 или Ту-143, взлетная масса 1,4 т). Оба выпускались серийно и состояли на вооружении Советской Армии. Кроме того, в серийном производстве и на вооружении находился дозвуковой тактический беспилотный разведчик Ла-17Р (взлетная масса около 3 т), разработанный на базе самолета-мишени Ла-17 в ОКБ С.А. Лавочкина. Сфера применения всех этих БЛА ограничивалась только ведением воздушной разведки, а по способу взлета и посадки они мало походили на традиционные самолеты: старт их осуществлялся со специальных пусковых установок с использованием пороховых ускорителей, а приземление - на посадочных парашютах. Для решения боевых задач советские реактивные беспилотники. несмотря на ряд проектных проработок, приспособлены не были.

Вместе с тем опыт вооруженных конфликтов 80-х и 90-х гг., развитие средств ПВО и РЭБ, возрастание стоимости подготовки летного состава поставил к началу нового тысячелетия на повестку дня вопрос создания нового класса тяжелых реактивных беспилотных аппаратов, способных вести полноценные автономные и групповые боевые действия, в т.ч. поражать высокоточным оружием наземные и морские цели противника, обладая при этом характеристиками и системами бортового оборудования, подобными имеющимся у современных пилотируемых тактических самолетов.

Активные исследования по этому вопросу на рубеже нового века начались в США, а затем и в странах Западной Европы. При этом в Соединенных Штатах поспешили даже объявить боевые беспилотники "шестым поколением" боевых самолетов, которое придет на смену нынешним пилотируемым многофункциональным истребителям (в т.ч. самолетам пятого поколения F-22 и F-35), со временем едва ли не полностью их потеснив. Ведущие американские самолетостроительные компании - Боинг и Нортроп-Грумман - в 1998-2000 гг. приступили к проектированию экспериментальных прототипов-демонстраторов таких беспилотных аппаратов, названных Х-45 и Х-47, а в 2002-2003 гг. - к их оценочным летным испытаниям. Основные слагаемые концепции этих БЛА: летно-технические характеристики, близкие к характеристикам современных тактических боевых самолетов; возможность многократного применения с базированием на аэродромах тактической авиации; высокая выживаемость в условиях современного боя, реализуемая малой заметностью, специальными конструктивными решениями И наличием бортовых оборонительных систем; возможность самостоятельного распознавания целей и применения по ним высокоточного оружия, размещаемого во внутренних отсеках; ведение боевых действий как автономного, так и в составе групп, в т.ч. взаимодействуя с пилотируемыми летательными аппаратами.

В окончательной конфигурации максимальная взлетная масса демонстрационных образцов американских беспилотников достигла 16,6 т (Х-45С) и даже 19 т (Х-47В), что ставит их по сути в один размерный ряд с тактическими истребителями типа F-16. Экспериментальные БЛА Х-45 и Х-47 разрабатывались на конкурсной основе по программе J-UCAS, предусматривавшей создание единого для ВВС и ВМС США перспективного боевого беспилотника. В прошлом году, правда, от идеи единого ББЛА для двух видов вооруженных сил в Соединенных Штатах решено было отказаться, и разработка была продолжена пока только в интересах флота (программа UCAS-D). Несмотря на то, что произошло некоторое отрезвление умов, и беспилотники уже не рассматриваются в США как полноценная замена пилотируемым боевым самолетам, а лишь как дополнение к ним, особенно эффективное в боевых действиях в сложной тактической обстановке конфликтов высокой интенсивности, нет сомнения, что программы их создания будут продолжены в интересах как ВМС, так и ВВС.

Помимо США работы по перспективным боевым БЛА ведутся в последние годы в ряде стран Европы. Уже созданы и поступили на испытания экспериментальные демонстрационные образцы подобных аппаратов во Франции (Петит Дюк, 2000 г.). Великобритании (Рэйвен, 2003 г.).Италии(Скай-Х, 2005 г.),Швеции (Филур. 2005 г.). Германии и Испании (Барракуда, 2006 г.). Французский проект постепенно перерос в общеевропейский и получил наименование Нейрон (nEUROn). к нему уже присоединились Швеция, Италия и Испания, решившие использовать собственный опыт по БЛА в интересах общего дела, а также Греция И Швейцария. Британцы пока идут своим путем, осуществляя собственную программу Таранис, являющуюся развитием программы экспериментального БЛА Рэйвен. Как Нейрон, так и Таранис выполняются по концепции, близкой к реализуемой на американских Х-45 и Х-47, но их взлетная масса пока оценивается в 6-8 т. Совсем недавно стало известно, что после прошлогодней потери опытного образца в Германии решено отказаться от дальнейшего развития программы ББЛА Барракуда, дебютировавшего в мае 2006 г. на авиасалоне в Берлине - теперь здесь рассматривают возможность присоединения к общеевропейской программе перспективного боевого беспилотника (скорее всего - к программе Нейрон).

А что же в нашей стране? Одними из первых к идее создания БЛА, пригодного для боевого использования, обратились в компании Туполев, которая с 80-х гг. вела работы по беспилотнику нового поколения, известного под индексами 300 и Ту-300 (Коршун). Этот проект развивал концепцию предыдущих туполевских БЛА Рейс и Стриж (в т.ч. по способу старта и посадки) и по размерности должен был занять промежуточное положение между ними, имея взлетную массу 3-3,5 т. Аппарат предполагалось использовать в рамках фронтового беспилотного комплекса Строй-Ф в нескольких вариантах, в т.ч. и в ударном: боевая нагрузка могла размещаться как на внешней подвеске под фюзеляжем, так и во внутреннем отсеке. К середине 90-х гг. было построено шесть опытных образцов, проходивших испытания. Ту-300 в 90-е гг. несколько раз демонстрировался на авиасалонах МАКС, в т.ч. в варианте с боевой нагрузкой. Затем о Коршуне подзабыли, но вот совсем недавно, в июле этого года, по каналам информационных агентств прошли сообщения, что Туполев намерен реанимировать проект, проведя его модернизацию в части повышения характеристик и применения нового оборудования. Однако, судя по всему, если программа и будет продолжена, то, скорее всего, только в традиционном для туполевских беспилотников Рейс и Стриж качестве воздушного разведчика - по своей концепции (в т.ч. по способу старта с пусковой установки и посадки на парашюте) Ту-300 далек от нынешних мировых тенденций создания перспективных ББЛА.

Гораздо ближе к ним проект ОКБ им. А.С. Яковлева, известный под названием Прорыв. Впервые об идее Яковлева, имеющего богатый опыт создания малоразмерных БЛА (например, несколько типов аппаратов серии Пчела прошли испытания, в т.ч. в боевых условиях, выпускались серийно и состоят на вооружении), разработать перспективный боевой беспилотник в классе взлетной массы около 10 т стало известно несколько лет назад. Ударный БЛА Прорыв-У планировалось создать в рамках унифицированного семейства беспилотных аппаратов, которое включало бы также БЛА разведки Прорыв-Р и радиолокационного дозора Прорыв-РЛД. Для снижения стоимости и сроков разработки для этого планировалось использовать отработанные на учебно-боевом самолете Як-130 системы и агрегаты, в первую очередь двигатель, систему дистанционного управления, другие самолетные системы, специальное бортовое оборудование и т.п. Согласно иллюстрации на официальном сайте ОКБ им. А.С. Яковлева, степень унификации БЛА Прорыв и Я к-130 может достигнуть 40%. Достаточно подробные сведения и схемы БЛА семейства Прорыв были опубликованы главным конструктором ОКБ им. А.С. Яковлева Юрием Янкевичем в специальном юбилейном выпуске общероссийского научно-технического журнала Полет к 100-летию А.С. Яковлева в марте 2006 г.

В ударном варианте аппарат планируется выполнять по малозаметной схеме летающего крыла без хвостового оперения, с внутренним размещением боевой нагрузки и одним двигателем с воздухозаборником вверху головной части фюзеляжа. Взлетная масса ББЛА оценивается в Ют, масса полезной нагрузки (целевое оборудование и вооружение) - в 1-3 т, максимальная скорость может составить 1100 км/ч, потолок - 16 км, а продолжительность полета - 6 ч. Унифицированные на 60-70% с боевым вариантом модификации разведчика и аппарата РЛД отличаются от него, помимо использования других комплексов оборудования, применением консолей крыла большого удлинения и модуля хвостового оперения.

Летом 2005 г. стало известно, что входящее в корпорацию Иркут ОКБ им. А.С. Яковлева предложило вести совместные работы по перспективным беспилотным системам своему давнему партнеру по программе Як-130 - итальянской компании Алениа Эрмакки (входит в группу компаний Финмекканика), Соответствующее российско-итальянское соглашение было подписано на МАКС-2005. А на недавней выставке в Ле-Бурже в июне этого года президент корпорации Иркут и генеральный директор ОКБ им. А.С. Яковлева Олег Демченко официально заявил, что стороны уже приступают к практическим работам в этом направлении. Два года назад мы с итальянскими компаниями Финмекканика и Алениа подписали соглашение о создании на базе Як-130 беспилотного летательного аппарата. На сегодняшний день уже получены все разрешительные документы от министерств обороны России и Италии. Сейчас начинается практическая работа по реализации этого проекта, - сообщил журналистам в Париже Олег Демченко.

Разработкой беспилотных летательных аппаратов в России сейчас занимаются во многих авиастроительных компаниях. Определенных успехов в этой области в последние годы добились в корпорации Иркут, казанском ОКБ Сокол, на фирме Эникс, компании Новик-ХХI век и ряде других организаций. Однако все создаваемые ими БЛА имеют размерность от считанных килограммов до нескольких сотен и предназначаются, главным образом, для решения задач воздушного наблюдения и разведки (об одном из немногих пока отечественных боевых проектов - разработке ОКБ Сокол беспилотного разведывательно-ударного комплекса Дань-БАРУК взлетной массой около 500 кг - можно прочесть в отдельном материале этого номера). В 2005 г. модели трех своих БЛА семейства Зонд взлетной массой от 2 до 12 т, предназначенных для решения задач многоспектрального мониторинга, управления воздушным движением и ретрансляции связи, представило на авиасалоне в Ле-Бурже и ОКБ Сухого. Известно, что Сухой работает и по тематике боевых БЛА, но подробности этих исследований пока не публикуются.

О том, что перспективным беспилотником занимаются в РСК МиГ, стало известно около двух лет назад. Эти работы начались вскоре после назначения генеральным директором и генеральным конструктором корпорации Алексея Федорова (ныне - председателя правления и президента OAK), тонко чувствующего конъюнктуру рынка и инициировавшего перед этим несколько программ БЛА в возглавлявшейся им корпорации Иркут. Однако все эти два года официальные представители МиГа ограничивались лишь констатацией факта о ведущихся работах, без какой бы то ни было конкретики. И вот к августу этого года проект миговского беспилотника был доведен до такой стадии, что руководители компании решили, что пора представить некоторые результаты своих исследований публично.

К созданию Ската компания подошла, уже имея в своем портфеле богатый опыт работ по беспилотной технике. С конца 40-х гг. конструкторы ОКБ вели разработку первых в стране крылатых противокорабельных ракет КС и КСС (своего рода уменьшенный беспилотный истребитель МиГ-15), затем сверхзвуковых крылатых ракет К-10 и Х-20 для вооружения ракетоносцев Дальней авиации Ту-16 и Ту-95, участвовали в создании скоростной крылатой ракеты Х-22, до сих пор состоящей на вооружении самолетов Ту-22МЗ. Кроме того, в 60-е гг. велись работы по разведывательным и ударным ДПЛА (Х-155ДР, Кречет), беспилотным перехватчикам (К-155, Гюрза) и др. Работы по беспилотной тематике продолжались в ОКБ и в последующие годы.

Итак, что же представляет собой перспективный боевой беспилотник МиГа? В соответствии с современными мировыми тенденциями аппарат выполняется по малозаметной схеме летающее крыло без хвостового оперения. Конструкция машины в значительной степени выполняется из композиционных материалов.

Несущий корпус аппарата в плане представляет собой треугольник с углом стреловидности по передним кромкам около 54. Такую же стреловидность имеют выполненные с нулевым сужением консоли крыла со срезанными под 90 к передней и задним кромкам законцовками. Вообще, во всем облике Ската на виде сверху и снизу прослеживается тенденция строить все внешние обводы планера, стыки панелей, створки ниш и люков вдоль всего нескольких параллельных осей, что отвечает требованиям снижения радиолокационной заметности. Основные аэродинамические управляющие органы аппарата - многофункциональные отклоняемые поверхности по задней кромке консолей крыла, с помощью которых осуществляется управление как по крену, так и по тангажу и по курсу, а также аэродинамическое торможение. Дополнительные управляющие поверхности имеются также на прифюзеляжных частях центроплана, имеющих обратную стреловидность по задней кромке (те же самые примерно 54, но со знаком минус).

Силовая установка Ската - один бесфорсажный двухконтурный турбореактивный двигатель РД-5000Б тягой 5040 кгс, представляющий собой модификацию ТРДДФ РД-93 (вариант применяемого на истребителях МиГ-29 двигателя РД-33 для однодвигательных зарубежных боевых самолетов) и комплектуемый для снижения заметности плоским соплом. На первом этапе испытаний Ската двигатель может комплектоваться традиционным осесимметричным соплом (на презентации 23 августа были представлены оба варианта). Лобовой нерегулируемый воздухозаборник двигателя размешен вверху носовой части аппарата.

Внутри корпуса БЛА. по бокам воздушного канала двигателя и самой силовой установки, оборудованы два отсека боевой нагрузки длиной 4,4 м и сечением 0,65x0,75 м, внутри каждого из которых может размешаться по одной ракете класса воздух-поверхность или воздух-РЛС, либо по корректируемой бомбе калибра 250-500 кг. Во время презентации Скат демонстрировался с противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми бомбами КАБ-500Кр. Сообщается, что максимальная масса боевой нагрузки аппарата составляет 2000 кг.

Шасси аппарата - традиционное самолетное, обеспечивающее его взлет и посадку на обычных аэродромах. Шасси выполнено по трехопорной схеме, убирающимся. На каждой стойке имеется по одному колесу. Передняя опора с рычажной стойкой убирается назад по полету в отсек корпуса под воздушным каналом двигателя, основные, также с рычажными стойками, - в оси самолета в ниши центроплана.

Основное назначение ББЛА Скат - уничтожение в условиях сильного противодействия зенитных средств противника заранее разведанных стационарных наземных целей, в первую очередь средств ПВО, а также уничтожение мобильных наземных и морских целей при ведении как автономных, так и групповых действии совместно с пилотируемыми летательными аппаратами.

О составе бортового оборудования Ската пока не сообщается. Однако можно предположить, что помимо комплексной системы управления и системы навигации он будет оснащаться автономными прицельными системами для обнаружения и распознавания целей и применения по ним оружия, а также средствами разведки и радиоэлектронного противодействия для обеспечения собственной выживаемости в бою.

Аппарат имеет максимальную скорость полета у земли около 800 км/ч и максимальное число М полета около 0,8. Практический потолок его, согласно расчетам, составит более 12 000 км, а дальность полета - до 4000 км. По размерам Скат сопоставим с истребителем МиГ-29: его длина составляет 10,25 м, размах крыла - 11,5 м, а высота - 2,7 м. Максимальная взлетная масса аппарата оценивается в 10 000 кг.

Разработка ББЛА Скат ведется РСК МиГ с 2005 г. на инициативных началах. В кооперации с рядом предприятий российской промышленности и научных центров уже проведен широкий круг исследований, в ходе которых определен рациональный облик и характеристики аппарата и принята программа отработки необходимых технологий. Аэродинамическая компоновка ББЛА прошла проверку в ходе продувок в ЦАГИ, которые подтвердили правильность выбранных конструктивно-компоновочных решений.

Среди участников кооперации по программе Скат (их логотипы нанесены на створку отсека боевой нагрузки макета ББЛА, продемонстрированного журналистам 23 августа) - 2 ЦНИИ Минобороны, традиционно отвечающий в отечественных вооруженных силах за научно-методическое обеспечение войск ПВО, концерн радиостроения Вега, недавно определенный правительством страны головной организацией по разработке беспилотных авиационных комплексов, ГосНИИАС - ведущий Государственный научный центр отрасли по разработке концепций развития боевой авиации, комплексов вооружения и интеграции комплексов бортового оборудования. Силовая установка для Ската разработана санкт-петербургским ОАО Климов в содружестве с Тушинским МКБ Союз, а в случае запуска в серию будет выпускаться на ММП им. В.В. Чернышева. Входящее в корпорацию Иркут ОКБ Русская авионика отвечает за разработку систем бортового оборудования. Еще один участник кооперации - ЗАО Хиус из Тверской области, пока еще не известное широко в авиационной отрасли, но, по словам директора Инженерного центра им. А.И. Микояна Владимира Барковского, имеющее большой опыт разработки и изготовления изделий из композиционных материалов. Хиус создает для Ската композиционные конструкции планера.

Показанный журналистам во время МАКС-2007 полноразмерный макет ББЛА Скат построен в опытном производстве PCК МиГ летом 2007 г. Он предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений и оптимизации характеристик аппарата.

Следующие этапы программы предусматривают изготовление опытных летных образцов-демонстраторов - в пилотируемом (Скат-ПД) и беспилотном вариантах (Скат-Д) - и проведение их летных испытаний для окончательной доводки и демонстраций всех технологий ББЛА Скат, включая применение оружия. Необходимость изготовления на первом этапе пилотируемого варианта Ската Владимир Барковский объясняет особенностями российского законодательства, которое накладывает серьезные ограничения на полеты БЛА. Нормативные акты в этой области требуют совершенствования, и такая работа уже ведется.

Руководители PCК МиГ пока не называют сроков начала летных испытаний прототипов Ската. Очевидно, что это случится не в ближайшие месяцы, однако приоритет и внимание, который отдают на фирме программе, позволяют надеяться на то, что первый полет Ската не за горами.

В случае успеха, в котором не сомневаются разработчики аппарата, ожидается, что проект получит поддержку российского министерства обороны и сможет быть включен в государственную программу вооружений. С учетом современных тенденций развития военной авиационной техники немалые перспективы у Ската имеются и на мировом рынке. Не исключено, что к работам по Скату (или его дальнейшему развитию) могут подключиться в перспективе и зарубежные партнеры: в последнее время на Западе такие масштабные программы принято вести сообща, яркий пример тому - упоминавшийся проект Нейрон. Так что с учетом нынешних мировых тенденций развития боевой авиации будущее у Ската может быть самым многообещающим.

Всех тех кто хочет иметь у себя на кухне по-настоящему стильный стол обеденный . Приглашаю вас посетить сайт «GlassMarket.com.ua». Именно на его страницах вы найдёте то что вам нужно.

А эта ссылка будет особенно интересна всем женщинам живущим в Москве в районе мичуринского проспекта и метро «Университет».По ней вы найдёте салон красоты на Мичуринском . А точнее его сайт. Так что не пропустите.

Эта ссылка будет интересна всем предпринимателям имеющим торговые точки по продаже хозтоваров и товаров для бани. По ней вы найдёте сайт, на котором сможете купить мочалки оптом и другую банную продукцию. Так что не пропустите.

ББЛА «Скат» стал одной из наиболее неожиданных и интересных новинок на авиасалоне МАКС-2007. Реактивный боевой беспилотник разрабатывался конструкторами российской корпорации «МиГ».

Аппарат выполнен по малоизвестной схеме «летающее крыло» и не имеет хвостового

оперения. В значительной степени конструкция сложена из композиционных материалов.

Корпус ББЛА выполнен в виде треугольника с углом стреловидности 54 градуса по передней кромке и срезанными под прямым углом законцовками. При виде снизу и сверху в аппарате наблюдается использование элементов, предназначенных для понижения его радиолокационной заметности, а именно: использование внешних обводов планера, створок люков и ниш, стыков панелей. Основными аэродинамическими управляющими органами аппарата являются многофункциональные отклоняемые поверхности, которые расположены по задней кромке крыльевых консолей. С их помощью выполняется управление как по тангажу, так и по крену, а также производится аэродинамическое торможение. На прифюзеляжных частях центроплана с обратной стреловидностью по задней кромке расположены дополнительные управляющие поверхности.

Силовая установка ББЛА «Скат» представлена бесфорсажным двухконтурным турбореактивным двигателем РД-5000Б, который является модификацией ТРДДФ РД-93 (используется на истребителях МиГ-29) и комплектуется для уменьшения радиолокационной заметности плоским соплом.

Вверху носовой части ББЛА находится нерегулируемый воздухозаборник двигателя.

Внутри корпуса беспилотника по бокам силовой установки и воздушного канала мотора находятся 2 отсека по 4,4 м длиной для размещения боевой нагрузки. В каждом из этих отсеков можно разместить по одной ракете класса «воздух-РЛС» или «воздух-поверхность» либо по одной бомбе массой заряда до 500 кг.

На презентации ББЛА «Скат» был укомплектован бомбами КАБ-500Кр и ракетами класса «воздух-РЛС» Х-31П. Разработчики заявляют, что максимально в аппарат можно загрузить 2000 кг боевой нагрузки.

«Скат» оборудован традиционным шасси самолетного типа, благодаря которому выполняется его посадка и взлет на аэродромных дорожках. Шасси сделано убирающимся, по трехопорной схеме. К каждой стойке крепится по одному колесу. Убирание передней опоры с рычажной стойкой происходит в отсек корпуса назад по полету, остальные опоры тоже рычажного типа и убираются в ниши центроплана.

ББЛА «Скат» предназначен для уничтожения сил противника в условиях сильного сосредоточения вражеских зенитных орудий, средств ПВО, морских и наземных движущихся и стационарных целей. Может действовать как автономно, так и в группе с другими самолетами.

Точных данных о составе бортового оборудования ББЛА «Скат» пока нет, но предположительно в его составе имеются автономные прицельные системы для определения и распознавания целей и дальнейшего применения по ним оружия, а также средства радиоэлектронного противодействия и разведки для обеспечения собственной выживаемости в сражениях.

Максимальная скорость аппарата на приземной высоте составляет 800 км/ч.

МиГ СКАТ Ударный БПЛА. Характеристики:

Модификация Скат
Размах крыла, м 11.50
Длина, м 10.25
Высота, м 2.70
Максимальная взлетная 10000
Тип двигателя 1 ТРДДФ РД-5000Б
Тяга, кгс 1 х 5040
Максимальная скорость, км/ч 800 (М=0.8)
Практическая дальность, км 4000
Практический потолок, м 12000

В 2007 году на авиасалоне МАКС был впервые показан ударный беспилотный летательный аппарат (БЛА) "Скат", в конструкции которого применялась технология "стелс". Его полноразмерный макет российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" продемонстрировала за пределами территории салона - в ангаре летно-испытательной и доводочной базы предприятия. Этот дрон тогда вызвал небывалый интерес как среди журналистов, так и среди специалистов авиационной отрасли и самих военных. Но в 2012 году работы по этой программе были приостановлены, как отмечалось, из-за отсутствия интереса со стороны Минобороны России.

Однако этот ударный беспилотник не ушел в прошлое, как многие военные проекты, создающиеся предприятиями в инициативном порядке. "Компания (РСК "МиГ" - прим. ТАСС) возобновила работы по "Скату". Опытный образец этого реактивного БЛА планируется создать в ближайшие несколько лет", - сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе, при этом уточнив, что "российское военное ведомство заинтересовалось этим аппаратом". В корпорации "МиГ" отметили, что уже на протяжении нескольких лет ведут работы по созданию БЛА различного типажа и размерности, однако не подтвердили информацию, касающуюся конкретных разработок, сославшись на закрытость данных.

В 2017 году на выставке Dubai Airshow официальный представитель корпорации Анастасия Кравченко сообщила , что работы ведутся по созданию ударных и разведывательных беспилотников массой от 1 т до 15 т. На них будут устанавливать двигатели отечественного производства, над созданием которых уже трудятся специалисты. В августе этого года глава РСК "МиГ" Илья Тарасенко подтвердил информацию о том, что в ближайшее время предприятие продемонстрирует свои разработки в беспилотной тематике.

"Скат" против "Хищника"

Разработкой БЛА в мире начали заниматься еще с конца 1950-х годов, однако средством для ведения боевых действий они стали лишь спустя 30 лет. "Полем триумфа" стал военный конфликт 1991 года в Персидском заливе, где США применили против Ирака сразу несколько типов беспилотных разведчиков. Использование ADM-141 (ложная цель-имитатор крылатой ракеты - прим. ТАСС) и других, по данным из открытых источников, позволило американцам обнаружить, а затем и уничтожить около десяти зенитно-ракетных батарей, около 70 автомашин и 300 танков иракской армии. И для этого потребовалось всего порядка 20 вылетов.

Конечно, на этом фоне наша страна выглядела достаточно скромно. В 80-х годах прошлого века было выпущено около 950 советских разведчиков Ту-143, и на них беспилотная тема почти закрылась.

В настоящее время большим числом ударных БЛА, оснащенных различными системами вооружения, обладают США. Уже многие годы они используют такие дроны для решения оперативных задач в любой точке мира. В частности, беспилотники MQ-1 Predator ("Хищник"), способные нести управляемые ракеты, активно применялись для ударов по наземным целям в Афганистане и Ираке.

Это только с виду "Хищник" похож на обычный планер, а в реальности его возможности велики: он может находиться в воздухе порядка 40 часов и на высоте до 4,5 км вести радиоэлектронную разведку, быть "глазами и ушами" пехоты и бронетехники, а также корректировать применение высокоточного оружия. Пролетая над территорией противника, по приказу оператора с земли он может уничтожать как отдельные объекты (здания и укрепления), так и бронеавтомобили и даже группы людей.

В последнее десятилетие Пентагон часто использовал в военных операциях в Афганистане, Ираке и Ливии один из самых больших БЛА в мире - RQ-4 Global Hawk, который производит корпорация Northrop Grumman. Также известно, что с разрешения властей Украины беспилотники совершали, в частности, в 2016, 2017 и 2018 годах разведывательные полеты вдоль полуострова Крым и линии разграничения в Донбассе. RQ-4 способен вести наблюдение с высоты до 18 км при любых погодных условиях и передавать информацию в режиме реального времени. Его максимальная взлетная масса - 15 т. Он может на протяжении 40 часов лететь со скоростью 570 км/ч и обнаруживать цели на удалении примерно 550 км.

Таким летающим ударным роботам на Западе давно "открыли" небо. И тут все дело в финансовой составляющей. При цене, сопоставимой с обычным боевым истребителем, беспилотник все же дешевле и в чем-то даже эффективнее. Обучение военного летчика стоит огромных денег, а уровень его подготовки и профессионализма порой зависит от различных факторов. Проще оставить человека на земле, чем посылать в бой. При этом боевой дрон готов работать в любое время и в любую погоду, сутками находиться в воздухе и не требовать к себе повышенного внимания.

Специалисты отмечают, что "Скат" призван восполнить отсутствие в составе беспилотной авиации России тяжелых стратегических аппаратов. Они могли бы находиться в воздухе по несколько суток, передавать разведданные и наносить точечные удары по противнику. "Такие БЛА, летающие на предельные дальности, крайне нужны российской армии для борьбы с террористами, - говорит военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. - Эта борьба предполагает охоту за экстремистами не только в районах их сосредоточения, в лагерях подготовки, мастерских по ремонту боевой техники, на узлах связи и пунктах управления, но и во время перемещения по дорогам на той или иной территории".

Часто требуется немедленно реализовать данные агентурной или технической (спутниковой) разведки, а поисково-десантных подразделений или групп в этом регионе нет, и главари бандитских формирований остаются неуязвимыми. Если в этом районе будет барражировать беспилотник с подвешенными под его фюзеляжем ракетами "воздух - поверхность", эту задачу можно решить в считаные минуты

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

По мнению эксперта, БЛА может в данный момент быть и разведчиком, который обнаружит цель и сообщит о ней оператору, находящемуся от места действия за тысячи километров, и по его команде наведет на объект ракету и нанесет разящий удар.

Также такие беспилотники можно применять для нанесения ударов по пунктам управления и узлам связи, базам хранения оружия и боеприпасов в глубоком тылу противника. "Правда, во время работы там БЛА может быть обнаружен радиолокационными станциями и уничтожен зенитными ракетами. Чтобы этого не произошло, он должен иметь на своем борту и комплексы радиоэлектронной борьбы, подавляющие радиолокационный сигнал РЛС или отводящий его в сторону от себя", - считает Литовкин.

Кстати, летом этого года стало известно , что в сентябре впервые должен подняться в воздух другой тяжелый ударный БЛА - "Охотник" - разработки КБ Сухого, который станет прототипом истребителя шестого поколения. "Основное назначение "Ската" такое же, как и у "Охотника", равно как и у большинства создаваемых в мире аналогов, - разведывательно-ударные задачи в условиях активно работающей современной системы ПВО противника, когда применение широко используемых сегодня систем БЛА, таких как американские Predator и Reaper, неэффективно", - считает главный редактор журнала "Беспилотная авиация" Денис Федутинов.

БПЛА "Охотник"

Контракт на разработку был подписан между Минобороны РФ и компанией "Сухой" в 2011 году, макет для наземных испытаний был создан в 2014-м. В настоящее время на Новосибирском заводе создан опытный образец. По открытым данным, "Охотник" выполнен с применением технологии "стелс", имеет аэродинамическую схему "летающее крыло", взлетная масса аппарата достигает 20 т. По неподтвержденной информации, беспилотник имеет реактивный двигатель и сможет развивать скорость около 1000 км/ч.

Продолжение

По мнению эксперта в области беспилотной авиации, интерес военных к "Скату" "связан с желанием иметь одновременно с тяжелым БЛА более легкий вариант, что позволит составить более оптимальный парк соответствующих систем". При этом, по словам Федутинова, "вероятнее всего, в России будут разработаны технологии группового взаимодействия для этих двух аппаратов, чтобы обеспечить их "стайное применение". Однако, добавил специалист, "это только один из возможных сценариев применения этих беспилотников, и использование принципа "стаи" или "роя" будет более характерно для малоразмерных БПЛА".

Секретный "Скат"

Наиболее распространенным в российских войсках аппаратом является многоцелевой БЛА "Орлан-10" (дальность полета - 600 км), а самым крупным - "Форпост". Дрон массой около 500 кг производится на Уральском заводе гражданской авиации по израильской лицензии. Известно, что он способен осуществлять разведку с высоты 5 км в течение 16 часов на удалении до 400 км.

В Минобороны России неоднократно заявляли, что военные испытывают огромную потребность в различных типах беспилотников, несмотря на то, что за последние пять лет их количество в армии заметно увеличилось. "Сегодня ни один военный конфликт не проходит без применения беспилотной авиации. Вся информативность, вся разведка сегодня идет с помощью этих средств. В ближайшие 10–15 лет - это один из основных трендов в области развития систем вооружения", - говорил в 2016 году Юрий Борисов, занимавший тогда пост замминистра обороны РФ.

Летно-технические характеристики "Ската" официальные источники не разглашают. О нем известно мало. СМИ писали, что его разработка началась в РСК "МиГ" в инициативном порядке в 2005 году. Спустя семь лет работы по аппарату были приостановлены из-за отсутствия интереса со стороны военных.

Однако в 2015 году в интервью газете "Ведомости" Сергей Коротков (в то время - генеральный директор РСК "МиГ", ныне - вице-президент по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации - прим. ТАСС) рассказал, что в корпорации всегда занимались такими комплексами и "есть запатентованные компоновки и схемы ударных БЛА, которые мы разработали совместно с ЦАГИ, и эта работа продолжается". На вопрос журналиста, инициативно ли ведутся такие работы, он ответил: "Нет, эти опытно-конструкторские разработки финансирует Минпромторг, часть работы уже сдали, часть заканчиваем".

Впервые "Скат" был представлен группе журналистов на МАКС-2007, причем демонстрировался за пределами территории салона. Отмечалось, что макет был предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений, а также для проведения оценок и оптимизации характеристик аппарата.

Компоновка аппарата была выполнена по аэродинамической схеме "летающее крыло" (отсутствует хвостовое оперение) треугольной формы и имела в носовой части воздухозаборник двигательной установки. Именно такие аппараты менее заметны для радаров противника. Как поясняли на МАКС-2007 руководители корпорации "МиГ", предусматривалась постройка летающей лаборатории-демонстратора для отработки технологий. Причем планировалось его испытать как в пилотируемом, так и беспилотном вариантах. В ходе испытаний должна была быть проведена окончательная доводка и демонстрация всех технологий БЛА, включая применение оружия.

Планировалось, что максимальная взлетная масса аппарата составит 10 тонн, скорость - 850 км/ч, дальность полета - 4000 км. БЛА может нести как ракетное, так и бомбовое вооружение во внутрифюзеляжном отсеке. Перед макетом на МАКС-2007 было выложено ударное оружие - противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, а также управляемые ракеты с телевизионной системой наведения.

В 2008 году СМИ писали , что ОАО "Климов" для "Ската" начал разработку двигателей на базе бесфорсажной модификации турбореактивного двигателя РД-33. Отмечалось, что этот мотор тягой около 5000 кгс позволит БЛА развивать скорость более 800 км/ч у земли и нести боевую нагрузку до 2 т. Практический потолок составит в этом случае более 12 км.

Кстати, "Скат" - практически внешняя копия американского Х-47В компании Northrop Grumman. Он предназначался для выполнения задач непрерывного сбора информации, наблюдения, разведки и осуществления ударных операций с борта авианосцев. Сообщалось, что его боевой радиус действия - более 2700 км, вес внутренней полезной нагрузки - 2 т. Было изготовлено всего два опытных образца только для испытаний. В 2013 году была выполнена первая посадка на палубу авианосца "Джордж Буш", который находился в водах Атлантического океана. Шума вокруг БЛА Х-47В тогда было много, но проект так и не был реализован окончательно. Как писали американские издания, от беспилотника отказались после того, как ВМС США изменили свои требования, предъявляемые к ударной платформе.

По данным разработчиков, российский "Скат" сможет наносить удары как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь - средствам ПВО, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми самолетами, действий.

В любом случае ударные беспилотники, как и разведывательные, должны работать в тесной связи и на связи с оператором и под его контролем. Решение на применение оружия по разведанным или заданным (запланированным) целям принимает человек. Никакой самодеятельности или автоматизма от БПЛА быть не может

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

На выставке ArmHiTec 2018 в Ереване заместитель генерального директора НПК "Техмаш" (входит в Ростех) Александр Кочкин сообщил , что компания начала разработку оружия для таких дронов. "Еще одно наше новое направление - боевая нагрузка к ударным беспилотникам, уже отдельные работы ведутся, создаем образцы", - сказал он.

Пока поступление в армию ударных беспилотников официально не подтверждалось, однако осенью 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявлял, что такие БЛА поступят в Вооруженные силы уже в ближайшее время.

Роман Азанов