Tigercat – Канадские лесные машины для самых тяжелых условий. Интересно, но все познается в сравнении…

Потерпев неудачу с истребителями ХР-50 и XF5F-1, которые были отвергнуты не столько из-за технических проблем, сколько из-за низкого приоритета всей программы, фирма Grumman не впала в отчаяние и взялась за разработку его модернизированной версии в инициативном порядке. В конце 1940 года был подготовлен проект под фирменным индексом G-65 , который был представлен армейской комиссии, и уже в мае 1941 года был заключен контракт на постройку двух прототипов. Несколько ранее начали прорабатывать его палубный вариант, который оказался более удачливым, поскольку G-65 (XP-65) также был отвергнут в пользу Lockheed P-38.

Судьба будущего «палубника» оставалась недостаточно ясной вплоть до появления одного весомого аргумента – в 1941-1942 гг. ожидался ввод в строй авианосцев класса «Midaway» водоизмещением 45000 тонн. Для них-то и был предложен двухмоторный истребитель, который получил обозначение XF7F-1 . Контракт на постройку двух прототипов был заключен 30-го июня 1941 года, которые предстояло поставить заказчику началу осени 1942 года.

Конструкция XF7F-1 сохраняла общую концепцию XF5F-1, но была в значительной мере переработана под новые требования, в которых указывались следующие характеристики: максимальная скорость 700 км/ч, потолок 10670 м, дальность полета 1600 км и максимальный взлетный вес 7560 кг. Истребитель представлял собой свободнонесущий моноплан с однокилевым оперением. Консоли крыла складывались при помощи гидропривода. Шасси трехстоечное, с носовым колесом убираемым в нишу передней части фюзеляжа и основными стойками, которые вместе с колесами убирались в ниши мотогондол. На прототип решили установить радиальные двигатели Wright XR-2600, мощностью по 1800 л.с., вращавших в противоположных направлениях винты изменяемого шага Curtiss-Electric. Вооружение включало четыре 12,7-мм пулемета в корневой части крыла и двух пулеметов такого же калибра в носовой части фюзеляжа с боезапасом по 400 выстрелов на ствол.

Из-за начавшейся войны приоритет программы XF7F-1 был несколько снижен, поэтому в 1942 году удалось провести только продувки натурной модели, после которых истребители переделали в высокоплан с осями мотогондол опущенными ниже крыла. Также был поднят вопрос о замене двигателей XR-2600 на более мощные Pratt & Whitney R-2800-22W “Double Wasp” с винтами одностороннего вращения – данный вопрос удалось решить положительно, однако очередные доработки привели к очередным задержкам и первый прототип был предъявлен на испытания лишь в конце октября 1943 года.

Сравнительно с проектом вооружение XF7F-1 было усилено: в носовой части теперь располагалось четыре (по два с каждой стороны) 12,7-мм пулемета Colt-Browning с боезапасом по 400 патронов, а в корне крыла установили четыре 20-мм пушки с боекомплектом по 200 выстрелов на ствол. Топливо общим объемом 1590 л размещалось в трех протектированных баках в фюзеляже, а, кроме того, под крылом могли подвешиваться два сбрасываемых бака по 568 литров. Также стоит отметить, что обзор из кабины пилота был отличным, а трехсекционный фонарь полностью изготавливался из бронестекла.

Испытания прототипа XF7F-1 проходили без особых накладок, но среди основных проблем отметили сильный перегрев двигателей, а также неудачную конструкцию Y-образного тормозного крюка и гидроусилителей руля направления. Тем не менее, изменившаяся концепция авиации палубного базирования благоприятно сказалась на дальнейшей судьбе этого самолёта. В 1943 году был сделан вывод, что авианосцам понадобятся как «легкие» истребители непосредственного прикрытия, так и двухмоторные тяжелые истребители-перехватчики – на эти роли были выбраны F8F И F7F соответственно. Кроме того, заинтересованность в приобретении F7F высказал Корпус Морской Пехоты США, который потребовал самолёт непосредственной поддержки наземных войск с большой дальностью полета. Таким образом, истребитель XF7F-1, которому присвоили собственное название “Tigercat”, неожиданно оказался весьма востребованным. В конечном итоге решили, что морской пехоте этот самолёт более необходим, в связи с чем на 1944-1945 гг. было запланировано перевооружение с F4U на F7F.

Первые серийные F7F-1 получила эскадрилья VMF-911 в Шерри Поинт. Это соединение отвечало за подготовку пилотов, а сам процесс сильно затянулся, в результате чего в боевых действиях 2-й мировой войны эти истребители участия принять не успели. Более того, проблемы с перегревом двигателя привели к значительному сокращению контракта – было собрано всего 35 F7F-1.

На этом история проекта F7F могла бы скоропостижно завершиться, если бы не новые обстоятельства – флот всю войну страдал отсутствием специализированного ночного истребителя, поскольку вариации на тему F6F оказались не слишком успешными. Фирма Grumman переделала для этой цели третий серийный F7F-1, оснастив его радаром AN/APS-6 в носовой части фюзеляжа, соответственно демонтировав носовые пулеметы, и кабиной оператора. Ночной истребитель получил обозначение F7F-2N и впервые поднялся в воздух 29 июля 1944 года. Флот заказа 66 самолётов, поставки которых начали в октябре того же года и завершили в мае 1945 года. Впрочем, некоторое количество истребителей были собраны в одноместном варианте и обозначались как F7F-2 . Обе модификации могли нести на внешней подвеске весьма внушительное ударное вооружение, которое могло состоять из восьми 127 мм НУРС HVAR или трех 300 мм ракет «Tiny Tim», а также бомбы в различных комбинациях, торпеду или мины. Кроме них существовала модификация F7F-2D – это были самолёты управления переделанные в 1947 году из серийных F7F-2N и служившие до осени 1957 года.

Наиболее многочисленной стала модификация F7F-3 , выпускавшаяся с марта 1945-го по июнь 1946-го года. Это были истребители бомбардировщики, оснащенные двигателями Pratt & Whitney R-2800-34W, увеличенным до 1720 литров запасом топлива и усиленной конструкцией крыла, под которым можно было монтировать пилоны для различной боевой нагрузки – теперь самолет мог нести под крылом 453-кг бомбы (или 1135-литровые топливные баки), а под фюзеляжем — 907-кг бомбу.

На базе истребителя-бомбардировщика было собрано ещё 60 самолётов в варианте фоторазведчика, который обозначались как F7F-3P . В единичных экземплярах были построены модификации F7F-3E и F7F-3K . Первый являлся ночным бомбардировщиком оснащавшимся радаром, а второй стал дистанционно управляемым беспилотным самолетом.

Служба F7F-3 протекала спокойно до августа 1950 года, когда первые самолёты из состава VMF(N)-542 корпуса морской пехоты прибыли в Корею. Впоследствии к ней присоединилась эскадрилья VMF(N)-513, на которую легла основная тяжесть боевой работы. Главными целями для американцев, как это ни странно, стали По-2 и Як-18 ВВС КНДР, сильно досаждавшие «друзьям» Южной Кореи ночными налётами. Несмотря на присутствие значительного количества F7F-3 ночные победы над «кукурузниками» были скорее редкостью, но всё же свою роль они сыграли.

По возращению в США истребители F7F-3 использовались по прямому назначению крайне недолго – уже в начале лета VMF(N)-513 сменила их на реактивные Douglas F-10 «Skyknight». Списанные самолёты отправили во вторую линию, а полностью их сняли с вооружения в середине 1950-х гг. Позднее несколько самолетов были переоборудованы для тушения лесных пожаров (они использовались до 1980-х гг.). В настоящее время существует, как минимум, один летный F7F-3 восстановленный энтузиастами из Окленда, который постоянно участвует в различных авиашоу.

Источники:
Д.Дональд “Американские военные самолёты Второй Мировой Войны” (перевод М.С.Виноградова и М.В.Коновалова). АСТ\Астрель. 2002
И.Сеидов «Ночной заслон» («Мир Авиации» 1993-01)
И.Сеидов «Ночные сражения в небе Кореи» («Авиация и Время» 2003-01)
В.Катков «Котяра фирмы Грумман» («Авиация и Космонавтика» 1999-12)
А.Хаустов «Ночной «кот» корейского неба» («Авиация и Время» 2003-01)
«F7F Tigercat» In Action, Squadron/Signal Publication

Тактико-технические данные истребителя Grumman F7F-1 “Tigercat” :

Длина – 13,85 м
Размах крыла – 15,70 м
Площадь крыла – 42,27 м.кв.
Высота — 5,05 м
Вес пустого – 7238 кг
Вес взлётный (норм.) – 10730 кг
Скорость максимальная – 687 км\ч
Скорость крейсерская – 350 км\ч
Скороподъёмность — 1280 м\мин
Дальность – 2880 км
Потолок – 11000
Экипаж – 1 человек
Двигатель – два Pratt & Whitney R-2800-22W “Double Wasp”, мощностью 2100 л.с. каждый
Вооружение – четыре 20-мм пушки в корневой части крыла и четыре 12,7-мм пулемета в носовой части фюзеляж

Канадская компания Tigercat является одним из лидеров среди производителей лесозаготовительных машин, занимая до 50% мирового рынка ВПМ и скиддеров. Вся техника ориентирована на работу в самых тяжелых условиях, когда 30 или 40 градусные морозы являются нормой.

Сердце канадского хлыстового комплекса — валочно-пакетирующая машина, которая способна срезать, удерживать и укладывать нужным образом пакеты хлыстов. Такие машины позволяют за один цикл спиливать, захватывать и укладывать сразу несколько деревьев пачку.

Далее - скиддер, который осуществляет транспортировку хлыстов на место раскряжевки. Все модификации трелевочных машин Tigercat высокоэкономичны и справляются с работой в любых условиях. Это машины с самым большим в мире объемом захвата хлыстов до 2,2 м3.

И в завершении — гусеничный процессор: он обрезает сучки и, в зависимости от задачи, нарезает сортимент или оставляет хлысты. Производительность всего комплекса зависит от условий заготовки, продолжительности заготовок, качества леса, навыка оператора. При объеме хлыста 0,3 кубометра, расчетной лесосеке 180–200 кубометров с гектара и работе операторов в 2–3 смены производительность составляет, в среднем, 30 000 м3 в месяц.

Простое и точное управление

Техника Tigercat имеет простое и точное управление, а главное минимум электроники. На машины установлен компьютер, который следит за выполнением различных функций и контролирует их. Если что-либо неисправно в системе управления, это не влияет на работу двигателя или на гидравлическое управление стрелы, машина сможет выйти на площадку для ремонта. И это отличает ее от применяемой другими производителями системы полного электронного контроля машины, когда выход из строя какой-то одной системы приводит к полной остановке всей машины.

При использовании стандартной конструкции стрелы управление осуществляется двумя джойстиками, каждый из которых управляет только одной частью стрелы. При этом оператор машины должен иметь развитый глазомер и координировать действие обеих рук. Система управления стрелы Tigercat ER позволяет передвигать валочную головку в двух плоскостях вперед-назад и вверх-вниз движением одного джойстика и таким образом исключает необходимость дополнительной координации движения стрелы. Производительность повышается на 15% за счет экономии ресурсов машины и меньшего напряжения оператора.

Трелевщики Tigercat управляются посредством гидростатической односкоростной коробки передач. Это означает, что переключение передач не требуется. Есть педаль переднего хода, надавливание на которую приводит машину в действие, причем сила нажатия на педаль пропорциональна скорости машины. Переключение направления движения производится кнопкой на джойстике управления. Гидростатический привод в машине Tigercat обеспечивает постоянную и плавную оборотность вращения колес без необходимости переключения скоростей. Это обеспечивает оптимальную скорость в любых условиях заготовок и повышает производительность.

Вращающееся сиденье с технологией TurnAround, установленное в скиддерах Tigercat, позволяет оператору всегда смотреть в сторону движения машины. Ранее на скиддерах устанавливался руль, и если оператор ехал задним ходом, он был вынужден смотреть на дорогу через плечо, что приводило к травмам и профессиональным заболеваниям. С поворотным сиденьем оператор может развернуться по ходу движения машины, что в значительной степени снижает его усталость. Кроме того, с появлением вращающегося сидения оператору не нужно осуществлять развороты, движение машины равноценно в обоих направлениях.

Долговечность и прочность

В конструкции рамы и узловых компонентов машин Tigercat используется сталь толще и прочнее, чем у других производителей. Канадская компания проектирует свою технику, используя технические вычисления и учитывая реальный опыт эксплуатации. Tigercat идет по пути изначального усиления конструкции машины, с тем, чтобы покупатель не тратил время и деньги на последующее укрепление структурных компонентов. Прочность и долговечность машин Tigercat превосходят аналогичные показатели конкурентов, кроме того, у техники Tigercat высокая ремонтная пригодность: именно поэтому их сложно купить на вторичном рынке, который за годы работы машин в России до сих пор не сформировался.

С появлением техники Tigercat на рынке Красноярского края начались качественные изменения в области лесозаготовки. Лесозаготовители разных уровней все больше отдают предпочтение Tigercat, понимая эффективность этой техники. Машины пригодны как для выборочных, так и для сплошных рубок, при этом отлично сохраняют подрост. Минимум электроники и относительная простота компьютерного управления выгодно отличает Tigercat от других компьютеризированных лесозаготовительных марок. По своим качествам канадская техника намного опережает и российскую.

В 2006 году начались поставки в Россию лесозаготовительных машин канадской компании TIGERCAT. Приход канадской техники коренным образом изменил российский рынок лесозаготовительной техники. На наши вопросы ответил генеральный директор компании «Канадские лесные машины» Юрий Торохов.

Сегодня в России преобладает лесозаготовительная техника европейских производителей. Ваша компания представляет канадские машины: в чем их отличие и как сделать правильный выбор?

Очень просто: затраты на заготовку должны быть определяющими при выборе любого лесозаготовительного оборудования. Принимая решение о покупке лесозаготовительного оборудования, трудно не обратить внимание на начальную стоимость машин. Но затраты на приобретение техники - это только одна из ряда переменных, используемых для определения общей суммы затрат на заготовку кубометра леса. Другими важными факторами являются:
. производительность;
. время безотказной работы;
. эффективность потребления топлива;
. долговечность, так как уровень прибыли напрямую будет зависеть от работы техники и от срока ее работы;
. период обучения оператора;
. возможность доступа к узлам, требующим систематического технического обслуживания;
. ремонтопригодность;
. наличие и размер склада запасных частей;
. стоимость оборудования при перепродаже.
Эти факторы могут оказаться куда более значимыми, чем разница в начальной стоимости лесозаготовительного оборудования, но не менее важно правильно подобрать технологию лесозаготовки, учитывая:
. несущую способность почв; . средний объем делянки;
. рельеф местности; . расстояния между делянками;
. объем хлыста; . среднее расстояние трелевки
. породный состав;

Известно, что в России преобладает скандинавская технология, включающая в себя один колесный харвестер и один форвардер. Данная таблица отражает показатели эффективности скандинавской технологии:
Скандинавская технология
Харвестерный колесный заготовительный комплекс:

Харвестер-процессор на колесном ходу «Tigercat» Форвардер «Tigercat» 20 тонн

*при наличии снежного покрова свыше 1 метра со второй половины февраля - по первую половину апреля)

Канадская компания Tigercat предлагает технологию аналогичную скандинавской. Комплекс включает один гусеничный харвестер и один форвардер.


Харвестерный гусеничный заготовительный комплекс:

Харвестер-процессор «Tigercat» Форвардер «Tigercat» 20 тонн

Да, разница в производительности очевидна. Как и за счет чего достигается такая эффективность?

Опыт эксплуатации в России показал, что харвестерный комплекс Tigercat при эксплуатации на заболоченных и суглинистых почвах при среднем объеме хлыста 0,2 м3 с тремя перебазировками в месяц, рубка с сохранением подроста стабильно обеспечивает ежемесячную производительность более 7500 м3. Компания «Кочёво-Лес» (Пермский край), которая эксплуатирует данный комплекс, заготавливает 80 000 м3 в год. Примечательно, что никакой подготовки операторов на тренажерах в данном случае также не проводилось, а ранее никто из них опыта работы с подобной техникой не имел. Канадские харвестеры имеют гусеничный, а не колесный движитель, поэтому они не тонут в самом высоком снежном покрове и не вязнут на мягких грунтах в межсезонье, лучшая проходимость гусеницы обеспечивает ровное прямолинейное разбитие волоков, а вылет стрелы на 11 м - более широкие пасеки. С экологической точки зрения, гусеница является наиболее предпочтительным вариантом. Характерно, что такой гусеничный комплекс не останавливается на период межсезонья даже на суглинистых почвах, а успешно работает, не испытывая проблем в проходимости. Кроме того, скандинавский харвестер в состоянии удержать в вытянутом положении стрелы не более 800 кг. Канадский харвестер удерживает 2 500 кг. Очевидно, что канадский харвестер более устойчив и стабилен, соответственно время подхода и скорость обработки дерева происходит быстрее, что и дает существенное преимущество.

Но наиболее эффективно в России показал себя канадский комплекс, работающий по канадской технологии. Такой комплекс включает в себя 3 машины:

Канадская сортиментная технология

Валочно-пакетирующая Трелевочник «Tigercat» Процессор «Tigercat»
машина «Tigercat»

Главной машиной такого комплекса является валочно-пакетирующая машина , которая способна срезать, удерживать и укладывать нужным образом пакеты хлыстов. Такие машины позволяют за один цикл спиливать, захватывать и укладывать сразу несколько деревьев - пачку. Харвестер же полного цикла работает только с одним деревом. По производительности, разница между скандинавским и канадским способами лесозаготовки составляет 4-5 раз.

Второе звено - трелёвщик . Это машина, которая осуществляет транспортировку хлыстов на место раскряжёвки. Расстояние трелёвки составляет от 300 до 500 метров. Все модификации трелевочных машины Tigercat высокоэкономичны и справляются с работой в любых условиях. Это машины с объемом захвата хлыстов, не имеющие аналогов в мире.

Процессор обрезает сучки и, в зависимости от задачи, нарезает сортимент или оставляет хлысты.

Как показала практика, при использовании такого комплекса на северо-западе Пермского края (заболоченные и суглинистые почвы, многоярусный лес, средний объем хлыста - 0,3 м3) реально достижимый в таких условиях годовой объем заготовки составляет 200 000 м3 . Уже на третий месяц с момента запуска комплекса операторы смогли заготовить 20 000 м3 за месяц. Отмечу, что люди, набранные в состав операторов, раньше на подобной технике не работали. К управлению машинами были допущены операторы манипуляторов, трактористы отечественных тракторов и люди, ранее работавшие с пилой на эстакаде, никакой предварительной подготовки на тренажерах также не потребовалось. Эти результаты были достигнуты при жестком сохранении подроста.

Где еще в России работает Ваша техника сегодня?

Иркутск, Красноярск, Томск, Ханты-Мансийск, Пермский край, Киров, Вологда. Появление канадской техники в этих регионах коренным образом меняет рынок лесозаготовительной техники, и показывает, что канадская техника наиболее эффективна и надежна, так как ориентирована не на садово-парковые западноевропейские условия.

Вы считаете, что канадская техника более пригодна для России?

В России, как и в Канаде, заготовка ведется в тяжелых природно-производственных условиях лесосырьевых территорий, где промышленная заготовка ведется в больших объемах. Условия эксплуатации техники, температурные режимы, снежный покров, преобладание заболоченных участков или глиняных грунтов, с учетом этих особенностей в конструкциях машин спроектированы и реализованы решения по совершенствованию, прежде всего, механической части узлов и агрегатов, обеспечивающие высокие показатели долговечности и простоту обслуживания, и только затем по оснащению их электронной системой управления и контроля. Надо отметить, что линейка машин компании Tigercat, как, наверное, и надлежит мировому лидеру отрасли, предельно широка и обеспечивает формирование комплексов машин для различных технологий заготовки. Модельный ряд включает 30 моделей машин. Из этого числа 11 моделей машин - для сортиментного метода и 19 моделей предусмотрены для хлыстового метода заготовки. Это позволяет точно выбрать нужную машину для сибирского леса или более компактную для центральных и северо-западных районов России.

А для канадского лесозаготовителя какие еще факторы являются определяющими при выборе техники?

Если Вы спросите канадского заготовителя: почему он строит работу на базе валочно-пакетирующей машины, а не харвестера, то услышите простое объяснение: с харвестерами он ничего бы не смог заработать. Харвестеры нужны на процессерных операциях, но не на валке. Кроме того, канадский заготовитель не возьмет европейскую технику, так как для нее требуется более высокая квалификация оператора. Машины, которые перенасыщены электроникой - это частые простои, простои в лесу - это убытки. Техника должна быть простой и надежной. На протяжение многих лет в России за неимением альтернативы преобладала скандинавская технология, поэтому еще сегодня даже продвинутому российскому лесозаготовителю трудно понять и оценить каким образом канадский комплекс заготавливает в четыре раза больше.

Да, но в России нет таких делянок как в Канаде…

Это ошибочное мнение, что в Канаде большие делянки. Средние размеры делянок: 3 000-5 000 м3, количество перебросов 5-7 в месяц. Экономический эффект достигается максимальной производительностью. Основной объем заготовок ведется в зимний период. Нет необходимости работать круглый год и «убивать» технику в межсезонье. Таким образом, увеличивается моторесурс и продлевается срок службы машин. Меньше поломок - меньшие затраты на ремонт, меньше простоев. Летом людей надо занимать строительством дорог, мостов, обустройством делянок: максимально готовить будущий фронт зимних заготовок.

Интересно, но все познается в сравнении…

Согласен…и на собственном опыте. В России этот опыт уже приобретается. Сравним: стоимость минимального канадского комплекса из 3 машин будет равноценна стоимости европейского комплекса из 2 машин. Канадский комплекс в состоянии заготовить 180-200 000 м3 в год. Европейский комплекс - 30-35 000 м3 в год, значит, чтобы заготовить 180-200 000 м3 в год необходимо минимум 4 европейских комплекса (8 машин), а значит заплатить в четыре раза больше за машины, потратить в четыре раза больше топлива, нанять в четыре раза больше операторов, причем квалифицированных. Нет необходимости быть экономистом, чтобы произвести элементарные расчеты. Люди, которые работают в лесу, считать умеют. Прогорают дилетанты. Ошибка многих заготовителей в том, что они считают, что канадская технология представляет собой сплошную рубку и заготовку в хлыстах. Когда говорят о том, что в России маленькие делянки, много перебросов и данная техника при этом неэффективна - это ошибка. Давайте посчитаем: возьмем объем заготовляемого леса 180-200 000 м3 в год, умножим на стоимость леса - получим оборот. Вычтем затраты (стоимость техники, проценты по кредитам, топливо, зарплату, налоги) - остается прибыль. Очевидно, что купить трал и грейдер для поддержания дорог и оперативной переброски техники гораздо дешевле, чем покупать 4 заготовительных европейских комплекса.
Кроме того, существует ряд других технологий соотносимых с процессом заготовки. В первую очередь я говорю о проблеме строительства лесных дорог, которая успешно решается в Канаде, и которую России еще только предстоит решить.

Компания «Канадские лесные машины», представляющая на российском рынке компанию Tigercat, ставит перед собой более широкие задачи и работает над комплексными лесными проектами. Мы решаем задачи не только лесозаготовок, предлагая наиболее удобные и выгодные лесозаготовительные машины и эффективные технологии, которые позволяют производить заготовки в труднодоступных местах (болота, овраги, гористая местность), но также и решения проблем вывозки, доставки и переработки лесоматериалов. До момента захода в лес мы имеем четкую программу и понимание того, что с этим лесом делать. В Канаде не существует понятия «дрова», весь лес имеет ценность. Поэтому сегодня мы приступили к внедрению компактных лесопильных систем прямо в лесу. Переносные дизельные круглопильные процессоры с производительностью до 100 000 м3 в год. Заводы по производству высококачественных плит с широчайшим спектром применения из низкосортной или, так называемой, «неликвидной» лиственной древесины. Эти программы интересны лесозаготовителям, прежде всего, с точки зрения экономики.

Мы считаем, что при таком комплексном подходе работа приобретенной высокопроизводительной техники может иметь максимальный экономически выгодный долгосрочный положительный эффект.

Как известно, в России и в других странах традиционно сложились и уже длительное время практически остаются неизменными различные технологии заготовки древесины: хлыстовая и сортиментная. В России и Северной Америке (США, Канада) преобладает хлыстовая технология, доля которой составляет 85…92% от общего объема лесозаготовок.

Сегодня в лесопромышленном комплексе России по хлыстовой технологии заготовки древесины работает примерно 20 тыс. ед. отечественной и около 3 тыс. ед. импортной техники. Из общего объема импортных поставок техники 70% машин предназначены для сортиментного и 30% для хлыстового метода заготовки древесины, что дает основание говорить об активизации зарубежных фирм в продвижении скандинавской сортиментной технологии.
По какому пути будут в дальнейшем в России развиваться технологии заготовки древесины и комплексы машин для их выполнения – стратегический вопрос. Переход с традиционной технологии на другую нежелателен, поскольку будет связан с огромными материальными затратами и организационными издержками при формировании парка машин.
В настоящее время рынок лесозаготовительной техники в России практически сформировался. Более того, он стал по-настоящему плотным и разнообразным по номенклатуре и массо-мощностным параметрам машин для различных методов заготовки древесины. Количественный объем продаж отечественной техники в этом сегменте рынка в последние годы сопоставим с поставками по импорту. Появление на российском рынке новой крупной компании, предлагающей машины для хлыстовой технологии, может положительно повлиять на ситуацию в борьбе обеих технологий.
Формирование модельных рядов лесозаготовительных тракторов и машин в России, США и Канаде осуществляется с учетом тяжелых природно-производственных условий лесосырьевых территорий и больших объемов промышленной заготовки древесины. Условия эксплуатации техники США и Канаде в близки к российским: сплошная рубка, температуры воздуха от +45 до –45 °С, большие уклоны, снежный покров до 1,5 м, каменистый грунт или заболоченные участки. Поэтому можно ожидать, что машины канадской компании Tigercat хорошо приспособлены для российских условий.
Tigrtcat поставляет лесозаготовительную технику на северо- и южноамериканский рынки. Компания предлагает широкую номенклатуру специальных и универсальных машин для лесозаготовительного производства, фокусируясь на создании многофункциональных машин. Модельный ряд включает 30 моделей массой от 11,2 до 37,9 т с двигателями мощностью 129…223 кВт. Из этого числа 19 моделей машин предназначены для хлыстового и 11 моделей для сортиментного метода заготовки древесины. Машины для лесозаготовительного производства, созданные на гусеничной экскаваторной базе, отличаются от стандартных строительных экскаваторов компонентами ходовой части: она выполнена длиннее и шире, что обеспечивает устойчивость машины при работе с большими нагрузками на максимальном вылете стрелы. Упрочненная ходовая тележка, рассчитанная на работу в тяжелом режиме, тракового типа с одиночным или двойным грунтозацепом и опорными тракторными катками обеспечивает высокую проходимость в условиях лесосеки. Поворотная платформа установлена на упорный подшипник большого диаметра, поэтому передача мощного вращающего момента происходит плавно. Для защиты оператора и узлов машины от повреждений при падении дерева или порубочных остатков в процессе валки усилена конструкция кабины и корпуса машины. Управление функциями стрелы, механизмами хода и поворота гидравлическое; функциями захватно-срезающего устройства, тормоза поворотного устройства и регулировки скорости – электрическое.
В гусеничных машинах Tigercat применяется запатентованная система, координирующая движения стрелы с валочной или харвестерной головкой в двух плоскостях: управление движениями вперед-назад и вверх-вниз осуществляется одним джойстиком. Оператор может движением одной руки подвести головку к точке спила, что существенно облегчает управление и повышает производительность. Электронная система обеспечивает независимое выполнение системами машины своих функций, т. е. при неисправности в системе управления, например, стрелы машина сможет самостоятельно выйти из леса для ремонта. Система диагностики укажет, где надо искать неисправность. Электронная система контроля не позволяет машине выходить на максимальный режим нагрузки, если температура рабочих жидкостей не достигла требуемого значения.
Для улучшения технического обслуживания обеспечен удобный доступ в моторный отсек. Масляные насосы вынесены отдельно, чтобы исключить попадание масла на горячие части двигателя. Гидравлические магистрали изолированы от двигателя и защищены от механических воздействий.
Все несущие элементы машин – рама, ходовая часть, кабина и технологическое оборудование, а также особенно нагруженные соединения узлов изготовлены из высокопрочных сталей и имеют увеличенные сечения. Фирма считает, что дополнительные затраты на усиление конструкции машины окупятся за счет повышения надежности в эксплуатации.
Для транспортировки хлыстов или сортиментов предлагаются колесные машины классической компоновки с гидростатическим приводом, в том числе 7 моделей скиддеров с тросочокерным оборудованием, пачковым захватом, с гидроманипулятором и коником для трелевки пачек деревьев объемом от 5 до 18,5 м 3 , и 4 модели форвардеров на шасси 8х8 грузоподъемностью от 11 до 20 т для транспортировки сортиментов. Эти машины также созданы с расчетом на долгую эксплуатацию в тяжелых природно-производственных условиях лесозаготовок: усилены особо нагруженные узловые соединения. Машины также оборудованы электронными системами диагностики и контроля. Конструкторы много внимания уделили облегчению технического обслуживания.
Следует отметить, что скиддеры оборудованы системой гидростатического привода разработки Tigercat, в которой сочетаются преимущества электронного управления и гидростатики с одноступенчатым редуктором. Частота вращения двигателя меняется автоматически, скорость вращения колес изменяется бесступенчато. Управление осуществляется педалью переднего хода и педалью заднего хода. Устойчивое и постоянное тяговое усилие скиддера позволяет работать с минимальной пробуксовкой колес, в результате уменьшаются вредное воздействие движителя на грунт, нагрузка на механизм привода и, как следствие, обеспечивается надежная работа машины на мягких грунтах и крутых склонах. На скиддерах предусмотрены захваты пяти типоразмеров для трелевки пачек деревьев объемом от 7,5 до 12 м 3 .
Форвардеры оснащаются усиленными рамами и мостами задних тележек.
Конструкторы машин Tigercat сосредоточились прежде всего на совершенствовании механической части агрегатов, повышении долговечности и упрощении обслуживания, а уже во вторую очередь – на оснащении их электронной системой управления.
Линейка лесозаготовительных машин Tigercat очень широкая и позволяет формировать комплексы машин для различных технологий лесозаготовок. Многолетний опыт работы на американском и канадском рынках определил приоритетность по совершенствованию валочно-пакетирующих машин, способных срезать деревья и формировать пачки максимально возможного объема для трелевки скиддерами, что обеспечивает максимальную загрузку и, следовательно, повышение производительности комплекса при минимальном числе единиц техники.
Машины Tigercat могут эффективного применяться при комбинированной хлыстово-сортиментной заготовке древесины. Более того, они способны заменять друг друга. Например, харвестер может заменить валочно-пакетирующую машину на период ее ремонта. Такая взаимозаменяемость позволяет минимизировать затраты на заготовку древесины.
Поставки в Россию лесозаготовительных машин компании Tigercat начались в 2006 г. Этому предшествовала большая организационная работа по исследованию потенциальных потребителей техники: изучались таксационные характеристики лесонасаждений, производственные и климатические условия лесозаготовительных районов. Исследования позволили выделить две основные группы покупателей техники. Первая – формирующиеся крупные предприятия по заготовке и переработке древесины, вторая – это уже успешно работающие предприятия, планирующие увеличение объемов заготовок, сокращение затрат и повышение рентабельности всего комплекса работ. Не оставлены без внимания мелкие предприятия с недостаточными экономическими возможностями для применения единичных машин разного назначения. Компания может предложить им конкретную машину, способную эффективно работать с машинами, уже имеющимися у предприятия в технологическом процессе.

В конце 1930-х гг. в США началась закладка авианосцев, способных обеспечивать эксплуатацию летательных аппаратов со взлетной массой 5-6 т, а в перспективе вырисовывались корабли для еще более тяжелых самолетов. В этих условиях фирма «Грумман» предложила в 1938 г. революционный по концепции проект скоростного двухмоторного палубного истребителя XF5F Skyrocket. Самолет поднялся в воздух 1 апреля 1940 г., летал до декабря 1944 г. и, хотя не был доведен до серийного производства, принес своим создателям бесценный опыт. На основе отработанной на нем концепции «Грумман» в начале 1941 г. предложила флоту более мощную машину «Проект 51». Предполагалось, что самолет со взлетной массой 6800 кг сможет развивать скорость около 700 км/ч, будет иметь дальность порядка 1600 км и практический потолок 10600 м. Истребитель планировалось оснастить шестью 12,7-мм пулеметами или четырьмя такими же пулеметами и двумя 20-мм пушками. В силовой установке собирались использовать два мотора Wright Cyclone GR-2600 мощностью по 1800 л.с.

Командование флота контрактом от 30 июня 1941 г. заказало два опытных истребителя, получивших обозначение XF7F-1. Их постройка растянулась на несколько лет. Сначала, как это часто бывает, сроки отодвигались из-за постоянных изменений военными требований к самолету. В частности, по их настоянию заменили двигатели на Pratt & Whitney R-2800-22 несколько большей мощности, внесли коррективы в состав вооружения и оборудования. Затем, после вступления США во Вторую мировую войну, основные финансовые потоки были перенаправлены на более приоритетные программы, и в результате первый XF7F-1 поднялся в воздух только 3 ноября 1943 г. Машина имела взлетную массу 8740 кг и была вооружена четырьмя крыльевыми 20-мм пушками, а также четырьмя 12,7-мм пулеметами, установленными в фюзеляже. Во время ее испытаний удалось получить: максимальную скорость 690 км/ч, дальность 1870 км, потолок 12900 м. 2 марта 1944 г. к испытаниям подключили вторую опытную машину, но работы на двух прототипах продолжались недолго, т.к. 1 мая первый был потерян в летном происшествии.

Модификации самолета. При запуске в серию самолет получил название Tigercat. Первый серийный F7F-1 поднялся в воздух 29 апреля 1944 г. Проблемы с тормозным гаком, выявленные на испытаниях, не позволили сразу начать палубную эксплуатацию истребителя. Зато авиация морской пехоты США, работающая, в основном, с наземных аэродромов, под впечатлением огневой мощи машины оформила заказ на 500 таких самолетов, чтобы использовать их в качестве ударных. Однако и эти планы перечеркнуло очередное изменение взглядов на самолет со стороны военного руководства. Теперь первые 200 машин планировали оснастить РЛС и использовать в роли ночных истребителей F7F-1N. Однако одноместная машина плохо подходила для такого применения, поэтому построили только 34 «единички», лишь часть из которых снабдили РЛС.

Следующей модификацией стал истребитель F7F-2, имевший два варианта. В ночном за кабиной пилота размещалась кабина оператора РЛС, вместо которой в дневном варианте монтировался дополнительный топливный бак. Обе версии оснащались крыльевыми пусковыми для НАР. С октября 1944 г. по март 1945 г. было построено 66 «двоек». Впоследствии часть из них переоборудовали в F7F-2D - носители дистанционно пилотируемых мишеней.

С марта 1945 г. по июль 1946 г. были выпущены 250 экземпляров F7F-3, которые отличались усиленной конструкцией крыла, увеличенной площадью и высотой киля, а также форсированными двигателями P&W R-2800-34W. Взлетная масса машины возросла до 8960 кг. Самолет имел ряд вариантов: одноместный дневной истребитель (построено около 80 экземпляров); ночной бомбардировщик F7F-3E, оснащенный РЛС (3 экземпляра); невооруженный двухместный разведчик F7F-3P с фотокамерами в хвостовой части фюзеляжа (61 экземпляр); носитель радиоуправляемых мишеней F7F-3K (переоборудован, как минимум, один самолет). Самым массовым из «троек» и наиболее многочисленным из всего семейства «Тайгеркэтов» стал ночной истребитель F7F-3N (106 машин). В его носовой части размещалась РЛС, экипаж состоял из двух человек, а вооружение - только из крыльевых пушек.

Последним серийным «Тайгеркэтом» стал ночной истребитель F7F-4N (до ноября 1946 г. выпустили 12 машин). Самолет оснащался новой РЛС и имел более плавные обводы носовой части фюзеляжа. Этот вариант стал самым тяжелым из всего семейства, его взлетная масса достигла 9035 кг. В общей сложности построили 364 «Тайгеркэта» различных модификаций.

Боевое применение. В середине 1944 года поступила на вооружение авиации корпуса морской пехоты VMF-911 модификация F7F-1 с двигателями R-2800-22W (с впрыском воды) мощностью 2100 л.с. После выпуска тридцати пяти F7F-1 перешли к сборке следующего варианта - ночного истребителя F7F-2N с моторами R-2800-34W (такой же мощностью 2100 л.с). На нем добавился второй член экипажа - оператор (пришлось пожертвовать одним из топливных баков за кабиной летчика), который обслуживал радар ANN/APS-6, размещенный в носовой части. Этот вариант «Тайгеркэта» предназначался в основном для ночных операций по перехвату вражеских самолетов, однако имел очень сильное оружие класса «воздух-земля». На наружных узлах можно было установить восемь ракет HVAR (калибр 12,7 мм) или три крупных «Tini Tim» (калибр 29,85 мм). Предлагался и большой выбор бомб: пара по 453 кг вешалась под крылом, а одна, весом 907 кг - под фюзеляж. В комплект подвесного вооружения входила торпеда Мк13-3, а также морские мины.

С октября 1944 г. по август 1945 г. выпустили шестьдесят шесть F7F-2N, и все они поступили на вооружение эскадрильи ночных истребителей морской пехоты VMF(N)-533 в Техасе. Этот вариант прошел цикл испытаний на авианосце «Антиетам» («Antietam»), где команда из шести летчиков выполнила в апреле 1945 г. 32 ночные посадки. «Палубники» вновь с сомнением отозвались об эксплуатации «Тайгеркэта», и на вооружение авианосцев самолет не приняли.

Однако это не повлияло на дальнейший выпуск F7F, как и то, что война уже завершилась. Главным заказчиком продолжала оставаться авиация морской пехоты, и вскоре ее летчики получили 250 новых F7F-3.B июне 1946 г. заложили небольшую серию из двадцати F7F-4N. Самолет F7F-3 был почти идентичен F7F-1, отличаясь лишь более высоким килем. Шестьдесят машин из 250 выпустили в варианте двухместного ночного истребителя F7F-3N, который имел характерную носовую часть с выступом из-за нового радара SCR-720. F7F-4N отличался от него усиленной конструкцией крыла и шасси, более современным радаром той же модификации. В дальнейшем выпускались небольшие партии следующих вариантов: F7F-3E с улучшенным радиоэлектронным оборудованием и разведчик F7F-3P с фотокамерами. Разрабатывались беспилотные летающие бомбы F7F-3K и F7F-3D.

Англичане ознакомились с новым представителем семейства кошачьих фирмы «Грумман», когда два F7F-1 приземлились в апреле 1946 г. в Фарнборо. Британским летчикам понравились взлетно-посадочные характеристики и удобная схема шасси с передней стойкой. Но для вооружения авиации Королевских ВМС «Тайгеркэт» не планировался - Англия имела свои неплохие двухмоторные «Си Москито» и «Си Хорнет».

«Тайгеркэтам» так и не довелось попробовать свое мощное вооружение во Второй мировой войне. Первая эскадрилья морской пехоты VMF(N)-533, вооруженная этими самолетами, прибыла на Окинаву лишь 14 августа 1945 г. - за день до капитуляции Японии. Перелетев в октябре в Китай, летчики части патрулировали железную дорогу, по которой шли эшелоны с пленными японскими войсками. В начале 1946 г. эскадрилья заменила F7F-2N на более совершенные F7F-3N и оставалась в Китае до начала 1947 г., а затем перебазировалась на Гавайи.

Не успев повоевать с японцами, «Тайгеркэты» получили шанс отличиться в Корейской войне. В августе 1950 г. на борту авианосца «Кэйп Эсперанс» («Саре Esperance») в Японию прибыла эскадрилья ночных истребителей морской пехоты VMF(M)-542. Вскоре ее F7F-3N переправились в Инчхон для боевых вылетов. В октябре к ней добавилась VMF(N)-513, в которой кроме «Тайгеркэтов» имелись и истребители F4U «Корсар». VMF(N)-542 недолго пробыла на полуострове и в начале 1951 г. вернулась в США. А «Корсары» и «Тайгеркэты» VMF(N)-513 задержались в Корее до конца 1952 г.

Кроме вылетов на поддержку своих войск в качестве штурмовика, одной из задач F7F-3N стала борьба с легкими бомбардировщиками По-2. Ночные налеты северокорейских По-2 не только наносили материальный урон, но и держали в постоянном напряжении американские войска, что явно не способствовало поднятию морального духа. Американцы называли наш самолетик «Bed Chenk Charlie» («Королек, который поднимает с кровати» - то есть не дает спать), и на ловлю этих опасных «птичек» выпустили «Тигровую кошку». Первый «королек» попался 1 июля 1951 г. когда повезло экипажу F7F-3N в составе летчика капитана Лонга и оператора Бакинтхема. Это была первая воздушная победа на «Тайгеркэте» и первая победа авиации морской пехоты в Корее. Очередной По-2 сбил в ночь на 23 сентября экипаж майора Ван-Ганди и сержанта Уоллома…

Были у «Тайгеркэтов» в Корее и другие задания. Так, несколько F7F-3P из 1-го воздушного крыла морской пехоты выполняли фоторазведку над Пусаном. А с июля 1952 г. F7F-3N и VMF(N)-513 стали поддерживать «суперкрепости» В-29 в ночных полетах. «Тайгеркэты» появлялись в районе цели чуть раньше бомбардировщиков, стараясь обеспечить их охрану.

Но поршневые истребители в небе Корее уже выглядели устаревшими. При встрече с Миг-15 у «Тайгеркэта» шансов уцелеть практически не было. Поэтому в ноябре 1952 г. эскадрилья VMF(N)-513 перевооружилась на реактивные F3D-2 «Скайнайт» («Skyknight» - небесный рыцарь). Вскоре заменили свои F7F и части авиации морской пехоты, оставшиеся в США. На смену «Тайгеркэтам» пришли следующие представители семейства кошачьих фирмы «Грумман» - реактивные «Пантеры» («Panther») и «Кугуары» («Соидаг»).

«Тайгеркеты» были сняты с вооружения в феврале 1956 г. Однако несколько переоборудованных F7F-3 для тушения лесных пожаров использовали в пожарной охране западного побережья США до середины 1980-х годов.