Какие черты отличают социальную группу. Смотреть что такое "социальная группа" в других словарях. Социальная группа. формирование социальных групп

  1. Понятие и виды социальных групп
  2. Большие группы, их социальное значение и основные характеристики
  3. Малая группа, ее свойства и особенности

I

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, является важным вопросом социологии и социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому необходимо знать все аспекты существования этих образований. Прежде всего важно знать что такое социальная группа. Относительно этого вопроса в науке существуют разные позиции. Так, демография, статистика, психология используют понятие условные группы, т.е. произвольное объединение исследователем людей по какому-либо изучаемому признаку.

Развитие интернет-сообществ

Многие средства используются в социальном программном обеспечении отдельно или в сочетании, включая текстовые чаты и форумы, в которых используются голос, видео текст или аватары. Идея сообщества - не новая концепция. Но что нового, это передача его в онлайн-мире. Сообщество ранее было определено как группа из одного места. Если вы живете в назначенной зоне, вы стали частью этого сообщества. Взаимодействие между членами сообщества осуществлялось в первую очередь лицом к лицу и в социальной среде.

Это определение для сообщества больше не применяется. В онлайн-мире социальное взаимодействие больше не должно быть лицом к лицу или основано на близости. Вместо этого они могут быть буквально с кем угодно, где угодно. При разработке онлайн-сообщества необходимо учитывать ряд ценностей. Некоторые из этих ценностей включают: возможность, образование, культуру, демократию, человеческие услуги, равенство в экономике, информацию, устойчивость и коммуникацию.

В рамках общественных наук под социальной группой понимается реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены совместной деятельностью или находятся в сходных условиях жизни и поэтому осознают свою принадлежность к данной общности. Для социологии важно выделить объективный критерий различения групп. На основе этого критерия социология и исследует каждую группу, ее отношения с обществом и с личностями, в нее включенными. Для социальной психологии характерен иной подход, а именно – исследовать влияние группы на сознание и поведение человека. Группа здесь изучается как реальная ячейка общества, в которой формируется личность. В общей психологии исследуются прежде всего особенности поведения данной личности в присутствие других людей.

Из-за дерегулирования и расширения доступа в Интернет популярность интернет-сообществ обострилась. Онлайн-сообщества обеспечивают мгновенное удовлетворение, развлечения и обучение. У каждого онлайн-сообщества есть четкий набор членов, которые участвуют по-разному. Луркер наблюдает за сообществом и просматривает контент, но не добавляет к сообществу содержание или обсуждение. Новичок занимается сообществом, начинает предоставлять контент и предварительно взаимодействует в нескольких дискуссиях. Регулярно последовательно добавляет к обсуждению и содержанию сообщества и взаимодействует с другими пользователями.

Для отечественной социологии и социальной психологии характерна традиция рассматривать социальную группу как субъекта деятельности. Общность содержания деятельности порождает и общность ее черт. Так, к психологическим характеристикам группы могут быть отнесены такие групповые образования как интересы, потребности, нормы, ценнности, групповое мнение и групповые цели . Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней (социальная идентификация) происходит прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психологической общности с другими членами данной группы.

Лидер признан участником-ветераном, который связывается с завсегдатаями, чтобы высшие идеи и идеи. Наконец, старейшина покидает сообщество по разным причинам. Например, у старшего может возникнуть изменение интересов или у него нет времени оставаться на связи.

Виды социальных групп

Напротив, 60% новых пользователей онлайновых сообществ начали использовать и посещать сайты регулярно после их первого опыта. Онлайн-сообщества изменили игру для розничных фирм, поскольку они заставили их изменить свои бизнес-стратегии. Самым большим вкладом Анри Таджфеля в психологию была теория социальной идентичности.

При анализе развития социальной группы и роли ее в истории человеческого общества было установлено, что главной характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства ». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для членов группы некоторого образования «мы» в отличие от иного образования – «они». «Мы-чувство» выражает потребность отделить одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности именно к данной группе.

Социальная идентичность - это чувство человека, на котором они основаны на членстве в группе. Тайфель предложил, чтобы группы, к которым принадлежали люди, были важным источником гордости и самоуважения. Группы дают нам чувство социальной идентичности: чувство принадлежности к социальному миру.

Чтобы увеличить наш имидж, мы улучшаем статус группы, к которой мы принадлежим. Например, Англия - лучшая страна в мире! Мы также можем увеличить свой имидж, дискриминируя и удерживая предрассудки против группы. Например, американцы, французы и т.д. - кучка проигравших!

Классификация социальных групп может быть осуществлена по многообразным основаниям. Выделяют условные и реальные группы. Реальные группы подразделяют на большие и малые. Большие группы делятся на неорганизованные, стихийно возникшие и организованные, длительно существующие. Эту классификацию можно представит следующим образом:

Классификация социальных групп

Поэтому мы разделили мир на «их» и «нас» на основе процесса социальной категоризации. Это известно как внутригрупповая и внегрупповая. Теория социальной идентичности утверждает, что внутригрупповая система будет дискриминировать аутгруппу для повышения их самооценки.

Центральная гипотеза теории социальной идентичности состоит в том, что члены группы внутригруппы будут искать отрицательные аспекты внегруппы, тем самым повышая их самооценку. Предвзятые взгляды между культурами могут привести к расизму; в его крайних формах расизм может привести к геноциду, например, в Германии с евреями, в Руанде между хуту и ​​тутси, а в последнее время в бывшей Югославии между боснийцами и сербами.

ГРУППЫ

  • УСЛОВНЫЕ
  • РЕАЛЬНЫЕ
  • ЛАБОРАТОРНЫЕ
  • ЕСТЕСТВЕННЫЕ
  • БОЛЬШИЕ
  • МАЛЫЕ

СТИХИЙНЫЕ УСТОЙЧИВЫЕ СТАНОВЯЩИЕСЯ РАЗВИТЫЕ

Особо выделяют группы членства и референтные группы. Референтная группа определяется как значимый круг общения, на который ориентируется определенный индивид. Группа членства и референтная группа могут не совпадать, тогда возникают проблемы рассогласования поведения индивида с нормами его группы. Использование теории референтной группы позволяет понять механизм противоправного повеления подростков.

Генри Тайфель предположил, что стереотипирование основано на нормальном когнитивном процессе: тенденция группировать вещи вместе. При этом мы склонны преувеличивать. Различия между группами сходства вещей в одной группе. . Мы классифицируем людей одинаково. Мы видим группу, к которой мы принадлежим, как отличающиеся от других, и члены той же группы, что и более похожие, чем они. Социальная классификация является одним из объяснений предрассудков, которые приводят к группам и группам.

Теория социальной идентичности

Северная Ирландия: католики? . Это происходит в определенном порядке. Мы классифицируем объекты, чтобы их понять и идентифицировать. Подобным же образом мы классифицируем людей, чтобы понять социальную среду. Мы используем социальные категории, такие как черный, белый, австралийский, христианский, мусульманский, ученик и водитель автобуса, потому что они полезны.

Наряду с этим выделяют такие понятия как «ин-группа» и «аут- группа». К первым относят те группы, к которым индивид относит себя и идентифицирует себя с ними, расценивая членов этих групп как «мы». Ко вторым относят все те группы, к которым индивид не принадлежит. Другие семьи, другие профессиональные, этнические группы будут для него «аут-группами». Члены «аут-группы» могут обладать теми же чертами, что и члены «ин-группы», однако при сравнении акцент будет сделан именно на тех чертах, которые отличают чужих от своих. Попадая в новую обстановку, человек стремится выяснить, кто здесь «свой» и налаживает отношения именно с ним.

Если мы можем назначить людей категории, то это говорит нам об этих людях, и, как мы видели с примером драйвера шины, мы не могли нормально функционировать без использования этих категорий, то есть в контексте шины. Точно так же мы узнаем о себе, зная, к каким категориям мы принадлежим. Мы определяем соответствующее поведение, ссылаясь на нормы групп, к которым мы принадлежим, но вы можете сделать это только в том случае, если сможете узнать, кто принадлежит вашей группе. Человек может принадлежать многим различным группам.

На втором этапе, социальной идентификации, мы принимаем идентичность группы, которую мы классифицировали как принадлежащую. Если, например, вы классифицировали себя как ученика, есть вероятность, что вы примете личность ученика и начнете действовать так, как вы считаете, что учащиеся действуют. Будет эмоциональное значение для вашей идентификации с группой, и ваша самооценка будет связана с членством в группе.

Ин-групповая идентификация каждой личности существенно сказывается на поведении. От соратников по группе ожидают участия, признания, помощи. Ожидаемое поведение представителя «аутгруппы» зависит от вида этой группы, опыта прошлых отношений с ней самого индивида и его «ин-группы». В отношениях между группами возникает такое явление как социальный стереотип . Это – упрощенное представление о свойствах группы, позволяющее быстро ориентироваться в окружении. Не надо долго общаться с каждым новым человеком, достаточно перенести на него свойства той группы, к которой тот принадлежит. Стереотипы могут постепенно изменяться, но сохраняются длительное время, поскольку в них фиксируются в лаконичной, яркой форме именно различия между своими и чужими. Как уже было отмечено, в представителях «аут-группы» замечаются прежде всего их особенности. В качестве референтной группы, «ин-группы» и «аут-группы» могут выступать как малые, так и большие группы.

Формальные и неформальные социальные группы

Заключительным этапом является социальное сравнение. После того, как мы классифицировали себя как часть группы и идентифицировали эту группу, мы склонны сравнивать эту группу с другими группами. Если наша самооценка должна поддерживаться, наша группа должна выгодно сравнивать с другими группами.

Какие исследования были сделаны в отношении таких вмешательств? Обратите внимание: эти выводы являются предварительными. Анализы, представленные здесь Интерактивной сетью аутизма, являются предварительными. Они основаны на информации, представленной через Интернет родителями детей с расстройствами спектра аутизма из Соединенных Штатов, которые хотят участвовать. Они не могут обобщать более широкую популяцию детей с расстройствами аутистического спектра. Данные не были проверены экспертами, то есть подвергнуты оценке экспертами-исследователями в определенной области, или были представлены для публикации.

В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко

многим группам, поэтому большое число ин-групповых и аут-групповых связей пересекается. Однако ин-групповые идентификации не снижают интенсивности самоопределения различий. Это особенно проявляется при возникновении противоречий между различными социальными группами и нередко используется для целей политической спекуляции. История свидетельствует, что конфликтующие стороны считают своих противников «людьми второго сорта», что позволяет каждой стороне проявлять к ним нечеловеческое отношение. Так, в межклассовых столкновениях одна сторона считает другую «быдлом», а противостоящая сторона – эксплуататорами и т.п.

Социальные вмешательства в аутизм Неспособность обрабатывать социальный мир является ключевой особенностью аутизма. Исследователи работали над тем, чтобы описать и понять широкий спектр социальных дефицитов, проявляемых людьми в спектре аутизма, в том числе необычный глазный взгляд, нарушение совместного внимания и отсутствие теории разума, то есть способность приписывать убеждения, намерения, желания или других психических состояний к себе и другим, и понять, что они могут быть разными в других людях.

Как «типичные» люди естественным образом устанавливают зрительный контакт, изучают «правила разговора» или интуитивно понимают, что другие знают, чувствуют или намерены? Зная это, это первый шаг к разработке вмешательств, которые помогут им компенсировать то, чего им не хватает: естественная социальная взаимосвязь и понимание.

Большие социальные группы . Большие группы разделяются на два вида. К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности:

толпа, публика, аудитория . Ко второму виду относятся социальные группы в собственном смысле слова, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К таким группам можно отнести

Малые и большие социальные группы

Многие общественные вмешательства были разработаны в окопах, так сказать, врачами, терапевтами и педагогами, которые пытаются найти способ помочь своим клиентам и учащимся в спектре. В конце концов, решение социальных проблем может иметь решающее значение для успеха в школе, на работе или в более широком мире.

Список программ и инструментов социальных навыков, предлагаемых в школах и клиниках, является длинным, в том числе. Многие из описанных инструментов могут быть использованы в контексте группы социальных навыков. Нет единой формулы, из которой состоит такая группа, но общая идея состоит в том, чтобы объединить людей, чтобы изучать социальные навыки и практиковать их вместе в реальном времени. То, что узнано, во многом зависит от потребностей группы. Младшие дети могут сосредоточиться на социальных правилах, которые они встречали бы на вечеринке по случаю дня рождения, например, в то время как пожилые люди могут сосредоточиться на знакомствах и отношениях или ситуациях на рабочем месте.

классы и социальные слои, различные этнические, профессиональные и половозрастные группы.

Для всех долговременных больших групп характерны такие общие признаки, как нравы, обычаи, традиции, язык . Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, которая воспроизводится на протяжении длительного исторического развития, передаваясь от поколения к поколению. На этой основе возникает такая важная характеристика большой группы как образ жизни, включающий

Группы социальных навыков: что исследования говорят нам до сих пор? Исследования эффективности групп социальных навыков, как и исследования в области социальных навыков в целом, были довольно ограниченными. 17 Исследования до сих пор состояли в основном из исследований, посвященных одной группе социальных навыков. Другими словами, те, кто работает с индивидуумами по спектру аутизма, описали, как была организована определенная группа социальных навыков, и предоставили оценки участникам навыков до и после вмешательства.

Такие исследования дают первый взгляд на то, какие методы пытаются судить, и если они, похоже, сработали. Если они обнадеживают, они могут указать путь к более высокому уровню, более сложным и более убедительным исследованиям. Исследователи предложили изучить эффективность группы амбулаторных социальных навыков для детей в возрасте от 6 до 9 лет с высокоэффективным аутизмом. Участвовали только четверо детей. После каждой из восьми сеансов дети с аутизмом наблюдались на игровых сеансах с типичными сверстниками, которые получили некоторую инструкцию о способах взаимодействия с детьми в спектре аутизма.

особую систему потребностей, интересов, ценностей, социальных стереотипов , а также специфических форм общения, быта. Благодаря этому формируется так называемая групповая психология , которая выступает по отношению к отдельному индивиду как некая социальная реальность, выходящая за пределы его сознания и воздействующая на него вместе с остальными объективными условиями жизни.

К сожалению, даже с учетом типичных сверстников в рамках вмешательства родители сообщили, что только улучшенные навыки общения улучшались в социальных ситуациях вне лечения. Сравнение двух типов групп социальных навыков - более сложная форма исследований, чем просмотр одной группы, и может обеспечить более глубокое понимание. Приняв такой подход, Крёгер и его коллеги попытались оценить две совершенно разные группы социальных навыков. Один из них касался неструктурированной игры; то есть дети имели запланированное время, чтобы собраться вместе и просто поиграть.

Влияние сходных условий существования большой группы на сознание и поведение ее представителей осуществляется посредством личного опыта каждого человека и через общение, которое происходит в особой социальной среде с четко выраженными чертами данной группы. В результате формируется социальный тип личности , т.е. типичный представитель данной социальной группы.

В социологии используют такое понятие как социальные представления, которое обозначает обыденные представления какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ общества, его институтов, системы власти, законов и иных норм. Это происходит следующим образом: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, формирует отношение к нему, а на основе этой оценки уже происходит интеграция членов группы и закрепление этой оценки в каждом индивидуальном сознании. Тем самым формируется одновременно и такое явление как групповая идентичность. Посредством исследования социальных представлений можно изучать психологию большой социальной группы.

Классы и социальные слои представляют в социологии большой интерес, так как классовая принадлежность часто связана с определением политической принадлежности. В традиционном для марксистского подхода понимании классов изучаются такие характеристики, как специфика образа жизни и политического поведения, традиции и обычаи, а также психологические особенности разных классов. Согласно этому подходу, социальное положение определяет объем и состав материальных и духовных благ представителей данного класса, что и задает определенную структуру их потребностей и соответственно интересов.

Типичный устоявшийся образ поведения представителей данного класса нередко определяют как социальный характер. Социальный характер проявляется в привычках и социальных стереотипах, которые в разной степени влияют на индивидуальное поведение представителей разных классов и социальных слоев. Наиболее устойчивы привычки и стереотипы поведения у такого класса как крестьянство. Большой город с разнообразной системой общения способствует, напротив, известному смешению обычаев, привычек и традиций разных социальных групп. Радикальные преобразования в современной России привели к исчезновению старых и формированию новых классов и социальных групп: «новые русские», средний класс и т.п.

Этнические группы (нация, народность и собственно этническая группа) представляют собой еще одну исторически сложившуюся устойчивую группу, весьма значимую в общественных процессах. Традиция исследования данного вида больших групп заложена работами В. Вундта, который интерпретировал понятие «народ» как этническую группу и считал, что методом изучения народной жизни должно быть исследование мифов, обычаев и языка.

Национальная принадлежность индивида является для социологии и социальной психологии весьма значимым фактором, ибо фиксирует специфические характеристики той социальной среды, в которой формируется личность. Этнические особенности концентрируются в историческом опыте народа и через процесс социализации становятся достоянием каждого индивида. Способ осознания этнической принадлежности зависит от конкретных условий существования данной этнической группы.

Наиболее распространенной характеристикой этнической группы является национальный характер, под которым одни авторы подразумевают темперамент, другие – личностные черты, третьи – ценностные ориентации. Но, конечно, речь должна идти не о каких-то наборах психологических свойств, а о специфике их проявления и степени выраженности той или иной черты у представителей различных этносов. Ведь нельзя сказать, что храбрость, трудолюбие свойственны одному народу и напрочь отсутствуют у другого (тогда как же он выжил в исторической борьбе с другими группами?).

В исследовании национального характера особую роль играет изучение

национального языка , поскольку передача черт данного характера осуществляется прежде всего посредством языка. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость исторических условий, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая передачей историко-культурного опыта от поколения к поколению.

Еще одной значимой характеристикой этнической группы выступают

этническая идентичность и этническое самосознание . Присущая всякой группе психологическая общность выражается, как уже было сказано, в формировании определенного «мы-чувства», которое у ее представителей фиксирует осознание особенностей этой группы, ее отличие от других. Образ других групп при этом обычно упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если этот опыт носил враждебный характер, то это переносится и на каждого нового представителя этой группы. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения.

Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий и антипатий. Психологически же при этом возникает явление этноцентризма, т.е. предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. Этнические стереотипы, приобретая форму предубеждения, легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. Однако, при изучении межэтнических различий, как и межклассовых, следует помнить, что различия не могут быть абсолютизированы и должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий.

Демографические группы можно разделить: по принципу пола – мужчины и женщины, по принципу возраста – молодежь, лица среднего возраста, пожилые. Наиболее изучены гендерные группы (феномены гендерной идентификации, гендерных стереотипов, гендерных ролей). Как правило, различие социальных ролей мужчины и женщины порождает проблему гендерных стереотипов, которые сказываются при решении проблемы равноправия полов. Изучение возрастных групп привлекает внимание к таким проблемам как проблема пенсионеров, проблема молодежи, конфликт поколений и т.п.

Стихийные группы и массовые движения – это сравнительно кратковременные объединения большого числа лиц, собравшихся вместе по какому-то определенному поводу и демонстрирующие совместные действия. Участниками такого объединения являются представители таких социальных групп, как классы и социальные слои, этнические, профессиональные и демографические группы. В современном обществе от действий таких образований часто зависят принимаемые политические и социальные решения.

Прежде чем перейти к характеристике этого типа групп следует сказать об одном важном факторе их формирования, а именно общественном мнении . Во всяком обществе идеи, убеждения и социальные представления существуют не изолированно друг от друга, а образуют под влиянием сходной общественной ситуации нечто общее, что можно назвать массовым сознанием. Выразителем его и является общественное мнение. Оно представляет собой публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку того или иного события, представляющего интерес для массы людей.

Характерной чертой общественного мнения является то, что любое событие, попавшее в его фокус, рассматривается с точки зрения одобрения или осуждения, т.е. отражение действительности в общественном мнении носит оценочный характер. Практика показывает, что на формирование и выражение мнений, помимо коренных, групповых интересов, оказывают существенное влияние и такие факторы, как степень осознания этих интересов отдельными представителями больших групп, уровень информированности людей, деятельность органов управления по изучению и использованию общественного мнения.

Общественное мнение возникает достаточно быстро и так же быстро может изменяться, строится по принципу сходства отдельных взглядов. Исследование общественного мнения – это ключ к пониманию конкретного состояния общества. Поскольку одной из особенностей общественного мнения выступает направленность на практические действия, то в его структуре содержится элемент, ориентирующий людей на определенную активность. Это социальная установка, связанная с оценкой ситуации и соответствующими социальными стереотипами. Общественное мнение может формироваться стихийно, но чаще всего создается определенными политическими силами намеренно. Под влиянием общественного мнения в определенной ситуации может возникнуть такое опасное явление, как толпа.

Толпа – стихийная неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она способна оказывать на индивида сильное психологическое воздействие. Выделяют следующие социально-психологические характеристики толпы:

  • повышенная групповая внушаемость и снижение эффективности действия индивидуальных механизмов сопротивления внушению;
  • повышение эмоциональности восприятия действительности;
  • подавление чувства ответственности индивида за свои поступки;
  • возникновение _______чувства общей силы и анонимности.

В качестве механизма возникновения толпы может служить массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на индивида. Психологическое воздействие включает такие механизмы, как эмоциональное заражение, подражание, внушение, убеждение и т.п. Это сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов. Для образования толпы прибегают к различным зрелищным, эффектным приемам: самосожжение, приковывание себя цепями, блокирование общественного транспорта, групповые голодовки. Участники толпы могут использовать в качестве способов психологического воздействия пикетирование, штурм общественных зданий, ультиматум, захват заложников и т.п. Что касается чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий, то в данном случае массовое общение строится стихийно. Эффект толпы можно сравнить с эффектом «снежного кома», цепной реакцией.

Толпы можно подразделить на простые, экспрессивные, конвенциональные и действующие, но эти виды могут переходить друг в друга по мере развития событий. Простая толпа представляет собой скопище людей, желающих получить информацию о происходящем на их глазах событии. Обычно такую толпу образуют лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. Как правило, простая толпа не представляет опасности, хотя создает помехи и неудобство для посторонних.

Экспрессивная толпа – это группа людей, совместно выражающих свои общие чувства. Так, поклонники эстрадных звезд, зрители спортивных мероприятий, участники праздничных шествий или похоронных церемоний отличаются высокой экзальтированностью поведения.

Конвенциональную толпу составляют болельщики спортивных состязаний, поведение этих людей в данной ситуации совершенно не свойственно им в обычной жизни. Но «фанаты» представляют реальную угрозу для общественной безопасности.

Действующая толпа бывает спасающейся и агрессивной.

Спасающаяся толпа объединяет людей находящихся в состоянии паники (реакции страха при возникновении реальной или мнимой угрозы).

Агрессивная толпа отличается высокой степенью эмоционального возбуждения и особо тяжким характером противоправных действий. К таким группам относят участников социального протеста, враждующие группировки и пр.

Социальное движение – особый вид большой группы, представляющий достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с выражением коллективного недовольства, поддержки или сопротивления каким-либо социальным изменениям. Это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение) или локальные движения (на территории какого-либо региона или в рамках социальных меньшинств.

Всякое социальное движение основано на определенном общественном мнении, имеет в качестве цели изменение ситуации, опирается на представление о средствах ее достижения, формирует свою программу. Важнейшей характеристикой социального движения является то, что оно реализуется в различных формах массового поведения: манифестации, митинги, демонстрации и т.п. Включение людей в социальное движение может быть через объединение пострадавших от какого-то действия по призыву инициативной группы, но чаще всего – это сознательная деятельность профессионалов, например, экологов.

Малая группа, ее свойства и особенности. Проблема малой группы является традиционной для социологии и социальной психологии. Каждый человек с первых дней своей жизни связан с определенными малыми группами, в которых он получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

Существует большое количество определений малой группы. Согласно одному из них, под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Определение фиксирует основные признаки малой группы и выделяет специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: непосредственные личные контакты между всеми членами группы.

Относительно количественных признаков малой группы в науке нет единого мнения. Одни считают ее нижней границей двух человек, другие полагают, что малая группа возникает только при наличии трех человек. То же самое наблюдается относительно верхней границы: она варьируется от семи до сорока участников. В действительности эти разногласия не существенны, ибо исследование малой группы осуществляется на основе реально сложившихся непосредственных отношений на основе совместной деятельности, и поэтому изучается именно эта общность, независимо от ее количественных границ.

При изучении реальной малой группы большое значение имеет композиция и структура.

Композиция малой группы, ее реальный состав, может быть описана в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. То же самое можно сказать и относительно структуры группы. Выделяют несколько моделей структуры: структуру межличностных отношений, структуру власти, структуру коммуникаций и т.п. Структура межличностных отношений предполагает выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена: его статус, т.е. позиция в системе групповых отношений; его роль в соответствие с этим статусом; а также система групповых ожиданий относительно поведения данного члена группы. Это последнее означает, что каждый участник группы не просто выполняет свои функции, его поведение оценивается остальными участниками группы. Через систему ожидаемых образцов поведения группа контролирует деятельность каждого своего члена. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями относительно конкретного члена группы и его реальным поведением. Для уменьшения этого расхождения в группе формируются важные образования: групповые нормы и групповые санкции.

Групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой установления, модели, эталоны должного поведения с точки зрения общества в целом и его отдельных групп. В более узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой и которым должно соответствовать поведение ее участников, чтобы их пребывание в группе было возможным. Нормы группы основываются на определенной системе

групповых ценностей , т.е. должны получить обоснование как значимые для группы и для ее отдельных участников. Групповые ценности складываются благодаря выработке определенного отношения к социальным явлениям, обусловленного реальным местом этой группы в обществе, ее опытом и целями.

Групповые санкции выступают как механизм поддержания поведения членов группы в рамках соответствующих групповых норм. Они могут быть поощрительными и запретительными. Существует определенная зависимость между статусом индивида в группе и соблюдением групповых норм. Как правило, люди с высоким статусом в большей степени стремятся соответствовать нормам, но им легче прощаются и нарушения.

Структура власти в малой группе означает не формы политической власти, а чисто психологическое распределение отношений руководства и подчинения. Существуют различные формы групповой власти: награждающая, принуждающая, экспертная (опирающаяся на особые знания).

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой С.Г. воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста. Внешние отличительные признаки С.Г.: 1) статика существования С.Г. проявляется в непрерывной динамизации групповых процессов в латентной или явной форме; 2) С.Г. характеризуется определенным набором социальных норм, институционали-зацией ценностей, репродуцируемых групповым контекстом; 3) С.Г. имеет свою ролевую структуру с достаточно выраженными функциональными нагрузками. Существует значительное число критериев, характеризующих специфический способ действия каждой С.Г.: их разделяют по числу входящих в них индивидов (большие, средние, малые), по индивидуальным признакам входящих в них индивидов, по характеру внутренней структуры, по статусу в обществе, по уровню сплоченности, по степени взаимодействия членов, по ее культурологическим признакам. История изучения С.Г. имеет давнюю традицию. Еще Гоббс попытался дать определение С.Г. как «...известного числа людей, объединенных общими интересом и делом», и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политические, частные и другие. В дальнейшем этот термин приобрел более глубокую социальную окраску. Одним из основоположников теории С.Г. является Зиммель, рассмотревший целый спектр закономерностей и аспектов взаимодействия микро- и макроструктур. Значительный вклад в изучение С.Г. внес Куля, рассмотревший влияние на социализацию индивида первичных групп. Дальнейшее развитие теория С.Г. получила в работах Э. Мэйо, акцентировавшем свое внимание на изучении оптимальных условий сотрудничества в производственных групповых образованиях, и Морено, который ввел в оборот методику измерения характера и уровня межличностного взаимодействия, известного в практике как социометрия. Общие проблемы взаимодействия С.Г. с обществом в рамках функционального анализа изучались Парсонсом. Наибольшее развитие теория С.Г. получила в рамках психологии, где акцентировались именно интрогрупповые характеристики, через призму которых далее проецировался внешний мир. Именно в таком контексте получили жизнь три общепсихологических подхода к изучению группы в целом и межгруппового взаимодействия: 1) мотивационный (Фрейд, Берковитц, Адор-но), где постулатом являлся момент образования группы на основе общей выгоды и целей с позиций аутгрупповой враждебности и внутригрупповой сплоченности; 2) ситуационный (А. Тэджфел, М. Шириф), где единственным основанием для образования группы являются цели: «...индивиды, стремящиеся к цели посредством взаимозависимых действий, становятся группой, они развивают социальную иерархию и специфические нормы; 3) когнитивный (Фергюссон, Келли, Горовитц и др.), когда формирование группы имеет место там, где два или более человека начинают воспринимать себя с позиции ингрупповой-аутгрупповой категоризации. Любая совокупность людей с большей вероятностью будет характеризовать себя как группу, когда субъективно воспринимаемая разница между ними меньше, чем разница между ними и другими людьми в данных условиях. В социологических теориях вопрос изучения С.Г. имел некоторый функциональный оттенок в контексте выхода не на атмосферу существования группы, а на процессы ее взаимодействия с другими социальными образованиями в обществе. С этой точки зрения имеют место также онтологические подходы, как холизм (теории социальных систем, структурно-функциональный анализ и т.д.), культурологические концепции (антропологические, концепции гуманитарного толка и т.д.), биологизм. В каждом из направлений понятие С.Г. имеет свою специфику в интерпретации.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА" в других словарях:

    Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. … Википедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - совокупность индивидов, объединенных по какому либо признаку. Деление общества на С.г. или выделение в обществе какой либо группы произвольно, и осуществляется на усмотрение социолога или любого другого эксперта в зависимости от целей, которые… … Юридическая энциклопедия

    См. ГРУППА Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    социальная группа - Совокупность людей, объединяемых общими признаками или отношениями: по возрасту, образованию, социальному положению и пр … Словарь по географии

    Социальная группа - Относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающаяся в рамках исторически определенного общества. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов… … Словарь социолингвистических терминов

    социальная группа - socialinė grupė statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmonių, kuriuos buria bendri interesai, vertybės, elgesio normos, santykiškai pastovi visuma. Skiriamos didelės (pvz., sporto draugijos, klubo nariai) ir mažos (sporto mokyklos… … Sporto terminų žodynas

    социальная группа - ▲ группа людей социальный класс. прослойка. страта. каста обособленная часть общества. курия. контингент. корпус (дипломатический #). круг (# лиц). сферы. мир (театральный #). лагерь (# сторонников). стан. слои (# общества). пласты. ряды.… … Идеографический словарь русского языка

    Социальная группа - группа людей, объединенных по каким либо психологическим или социально демографическим признакам … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Совокупность людей, составляющая единицу социальной структуры общества. В целом С. г. можно разделить на два рода групп. К первому относятся совокупности людей, выделяемых по тому или иному существенному признаку или признакам, напр. социально… … Философская энциклопедия

    Социальная группа - (см. Группа социальная) … Экология человека

Книги

  • Социальная группа , Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Социальная группа - объединение людей, имеющих общий…