Корсар гак пятого поколения. F4u corsair на службе

21.06.2019 Виды

Первые годы войны во Вьетнаме показали, что в палубной авиации США нет самолета, способного эффективно решать задачи, связанные с нанесением ударов по наземным целям и поддержкой войск. Штурмовик А-4 «Скайхок», более десятка лет состоявший на вооружении, отличался маленьким радиусом действия и низкой боевой нагрузкой; потери машин этого типа оказались слишком большими. В 1963 году был объявлен конкурс на создание (в кратчайшие сроки) нового палубного штурмовика по программе VAL: легкий ударный самолет. Принятие его на вооружение планировалось в 1967 году. Итоги ноннурса объявлены в 1964 году; победителем стала фирма LTV. Ее проект признали наиболее подходящим, в том числе по срокам проектирования и постройки опытных образцов. Сокращение времени было достигнуто за счет использования в качестве прототипа истребителя F-8 «Крусейдер». Пришлось, правда, основательно поработать, превращая эту довольно большую машину в компактный штурмовик. Длину самолета уменьшили за счет отказа от форсажной камеры двигателя, высоту - срезав законцовку киля. Взлетный вес самолета снизился после отказа от механизма изменения угла установки крыла, четырех пушек (оставили тольно две) и выдвижной пусковой установки НУР. Новое усиленное и норотное нрыло позволило разместить на нем шесть пилонов для под-весни вооружения (на F-8 было тольно два). По бонам фюзеляжа оставили два узла подвески, сохранив возможность нести на них УР нласса «воздух-воздух».

Для штурмовика выбрали новейший по тем временам двухконтурный турбореактивный двигатель TF-30, точнее, его бесфорсажную модификацию TF30-P-6. Использование силовой установки такого типа гарантировало минимальный расход топлива. Летчика прикрыли броней из алюминиевого сплава снизу и стальным листом спереди.

Контракт на постройку семи опытных экземпляров штурмовина был подписан в марте 1964 года; новому самолету присвоили обозначение А-7А «Корсар-2». Первый из них взлетел 27 сентября 1965 года. Через нескольно дней после этого фирма LTV получила заказ на 140 серийных машин. Параллельно с летными испытаниями началось серийное производство. Уже через год сформировали первые две эскадрильи - VA-147 и VA-1 22. После обучения летного и технического состава VA-147 перебазировалась на авианосец «Рейнжер», и 4 декабря 1967 года самолеты этого подразделения совершили первые боевые вылеты во Вьетнаме.

Опыт боевого применения показал высокую эффективность нового самолета, но одновременно выявил и некоторые недостатки. Летчики А-7 старались производить бомбометание или с горизонтального полета, или с пологого пинирования, избегая летать на высотах ниже 1500 м, где можно было пострадать от огня малокалиберных зенитных средств. Чаще всего отмечались повреждения силовой установки и топливной системы. Проявила себя и скрытая особенность двигателя: с ростом скорости самолета его тяга сильно уменьшалась. Так, на снорости 860 км/ч она равна всего 3200 кг, что почти на 2000 кг меньше статического показателя. Низкая тяговоору-женность самолета отрицательно сказывалась на расходе топлива и скороподъемности - на уровне моря она составляла всего 29 м/с. При взлете с палубы вес штурмовика ограничивали величиной 14 700 нг. Скорость его считалась тоже недостаточной, тем более что при выполнении противозенитного маневра она падала с 920 до 550 нм/ч. И тогда пришлось вспомнить о форсажной намере. Она могла повысить тяговооруженность и позволить достигать звуковой снорости. Начиная с 199-го самолета на нем устанавливался двигатель TF30-P-8 с укороченной форсажной намерой, ноторая увеличивала тягу на 30%. Новому варианту штурмовина присвоили обозначение А-7В. Благодаря улучшенному оборудованию он мог использовать управляемые бомбы «Уоллай» и ракеты «Мейверин». Скороподъемность возросла до 38 м/с, потолон увеличился на 1000 м. Правда, дальность полета снизилась на 100 км.

Почти с первых дней существования самолета «Корсар-2» им заинтересовались ВВС. Появление такой машины позволило бы частично разгрузить экипажи свмолетов F-4, используя «Фантомы» для более ответственных заданий, и заменить никуда не годящиеся истребители-бомбардировщики «сотой серии» (F-100,105). Испытания опытного образца А-7 (второй экземпляр) в интересах ВВС начались с 1966 года. На одном из полигонов провели сравнительную оценку «Корсара» и «Фантома» при выполнении ими ударных операций. Штурмовик превзошел истребитель-бомбардировщик по большинству показателей, но недостатки А-7А потребовали его дальнейшей модернизации. В конце 1968 года ВВС приняли его на вооружение (с улучшенным бронированием и новым двигателем «Спей-25» фирмы «Роллс-Ройс» - американское обозначение TF41). Новая модификация для ВВС получила обозначение A-7D, а для ВМС А-7Е. Силовая установка этих самолетов была прикрыта керамической броней.

Первый полет А-7Е состоялся 25 ноября 1968 года. Летом 1969 года первые серийные машины были включены в состав эснадрильи VA-1 22. С 1978 года на самолет стали устанавливать систему FLIR на правом внутреннем пилоне. «Корсар» мог использоваться и как заправщик, передавая топливо из подвесных баков. Имелась и учебно-тренировочная модификация ТА-7С (60 самолетов). Серийное производство А-7Е продолжалось до 1981 года. Самолеты типа A-7D состояли на вооружении ВВС до появления более мощного штурмовика А-10 «Тандерболт-2», а затем были переданы в ВВС национальной гвардии.

В 1987 году фирма LTV предложила усовершенствованный образец самолета под обозначение А-7+ (Плас). Турбореактивный двигатель от истребителя F-15 сообщал штурмовику сверхзвуковую скорость. В удлиненном на 1,36 м фюзеляже расположили современное оборудование. Летные испытания начались в 1989 году; новое обозначение самолета - YA-7F. Машина могла летать ночью с огибанием рельефа местности на высоте 60 м. Фирма предложилв флоту модернизировать все палубные штурмовики в вариант A-7F, однако в связи с принятием на вооружение истребителей-штурмовиков F/A-18А получила отказ. С 1990 года по программе самолета YA-7F работы не ведутся.

А-7Е «Корсар-2» сняли с вооружения после окончания боевых действий в районе Персидского залива, где штурмовики неплохо зарекомендовали себя. По официальным сообщениям, потерь среди них не было. Всего выпущено 1545 самолетов типа А-7.

Надо отметить, что командование ВМС никак не могло забыть старый добрый «Скайрейдер». Даже легкие реактивные «Скайхоки» оказались неспособны соперничать с А-1, который мог два часа «висеть» в зоне ожидания с бомбами и ракетами весом 2000 кг или «вывозить» с поля боя полдесятка раненых морских пехотинцев. Заранее предполагая, что и новый «Корсар» не сможет делать такие «чудеса», одновременно с программой VAL флот начал работы по специальному самолету, максимально близкому по своим боевым возможностям к штурмовику А-1. Условное название этого самолета COIN - COunter INsurgensu aircraft, или самолет дли борьбы с повстанцами. Разработкой такой машины с 1963 года занимались 22 американские фирмы. В 1964 году под давлением других видов вооруженных сил ВМС выбрали победители. Им оказалась фирма «Норт Америкэн» с самолетом NA-300. Первый полет он совершил в 1964 году. По своим возможностям NA-300 способен: взлетать с авианосцев или прифронтовых грунтовых аэродромов, вести непосредственную поддержку войсн, разведку, целеуказание, эскортировать вертолеты и перевозить грузы. Серийное производство «противопартизанского» самолета началось в 1967 году под обозначением OV-10А «Бронко». Машина, выполненная по двухбалочной схеме, имела два турбовинтовых двигатели и развивала снорость 452 км/ч, вооружалась четырьмя 12,7-мм пулеметами и различным вооружением на 7 узлах подвески (общий вес нагрузки 1630 кг). OV-10 приняли на вооружение ВМС и ВВС США, позже неоднократно модернизировали. Всего выпустили 353 самолета семи модификаций. Палубным «Бронко» так и не стал. Поставлялся в ВВС Тайланда, Индонезии, Венесуэлы и ФРГ. Во Вьетнаме самолеты «Бронко» морской авиации занимались блокированием судоходства в дельте реки Меконг; на их боевом счету множество потопленных джонок.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Самолет А-7 представляет собой моноплан классической схемы с высокорасположенным стреловидным крылом (35°) и однокилевым хвостовым оперением. Крыло оборудовано отклоняемыми носками, закрылками и элеронами. Для управления по крену совместно с элеронами используются интерцепторы. Система управления самолетом - гидравлическая, с разнесенней проводкой и трехкратным резервированием. При размещении самолета в ангаре авианосца консоли крыла складываются.

Двигатель TF41 расположен в хвостовой части фюзеляжа, снизу и сбоку он закрыт керамической броней, предохраняющей от огня стрелкового оружия. Воздухозаборник нерегулируемый. Топливо размещено в крыльевых и фюзеляжных протектированных баках.
Шасси самолета трехстоечное. Основные стойки убираются вперед, в нижнюю часть фюзеляжа. Передняя стойка с двумя колесами убирается назад.
В бронированной кабине установлено катапультируемое кресло. Подвижная часть фонаря кабины летчика откидывается назад. Оборудование самолета состоит из обзорной и навигационной РЛС, бортовой ЭВМ и автоматической системы посадки на авианосец. Блоки оборудования расположены в средней части фюзеляжа на уровне груди обслуживающего персонала. Обзорная бортовая РЛС ARG-126 может обнаруживать цели на земле и в воздухе. Имеется станция постановки активных помех радиолокационным средствам противника.

ВООРУЖЕНИЕ САМОЛЕТА

На штурмовике А-7А, -7В устанавливались две одноствольные 20-мм пушки Мк.12. А-7Е имеет одну 20-мм шестиствольную пушку «Вулкан» и 500 снарядов к ней в барабане для безленточной подачи боеприпасов (стреляные гильзы остаются на борту). На шести подкрыльевых узлах подвески могут размещаться обычные, ядерные бомбы и кассетное оружие. Самолет оснащается управляемыми ракетами и бомбами: УР «Мейверик», «Буллпап», «Гарпун», УАБ «Уоллай», УАБ серии GBU. По бортам фюзеляжа расположены два пилона для подвески УР «Сайдуиндер».

ВАРИАНТЫ ПОДВЕСКИ БОЕВОЙ НАГРУЗКИ НА ШТУРМОВИК «КОРСАР»

Площадь крыла 34,81 м2

Номера пилонов

УР «Сайдуиндер»

УР «Буллпап»

УР «Шрайкх

УР «Мейверик»

УР «Гарпун»

УАБ «Уоллай», GBU

Контейнеры с НУР

Подвесные баки - 1140 л

Подвесные баки - 1110 л

Контейнеры с пушками

Система FUR

Вес пустого самолета

нормальный взлетный

Максимальнав скорость

Практический потолок

Максимальный радиус

действие 750 км

Vought

Самолет Chance Vought (V-166) F4U Corsair был едва ли не лучшим палубным истребителем Второй мировой войны.

Проектирование этого самолета началось в 1938г. Компания Воут разработала самый маленький планер, какой только было возможно, и оснастила его самым мощным из имевшихся тогда двигателей - Pratt & Whitney XR-2800 Double Wasp. Было сконструировано сильно изогнутое складывающееся крыло типа чайка, благодаря чему стоики шасси не пришлось делать длинными. Остальные элементы планера были обычными.

Первые самолеты F4U-1 поднялись в воздух 25 июня 1942г., и вскоре Корсары F4U-1 были переданы ВМФ США. Но результаты палубных испытаний оказались неудовлетворительными, командование флота признало Корсар непригодным для использования в качестве палубного истребителя. В результате пришлось изменить конструкцию шасси и поднять кабину пилота для улучшения обзора. Серийные самолеты с этими изменениями получили наименование F4U-1A.

Эти истребители стали выпускаться компаниями Brewster под обозначением F3A-1 и Goodyear под обозначением FG-1. У последней модификации крыло не было складывающимся. Производство этого типа прекращено в декабре 1952г. Всего построен 12571 истребитель Корсар.

Истребители Корсар сражались в составе ВМФ США в Тихом океане, где с апреля 1944г. победили в не менее чем 2140 воздушных боях, потеряв 189 машин.

В настоящее время около 35 самолетов находится в летном состоянии.

Характеристики F4U-4
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла 12,5 м
Длина самолета 10,3 м
Height 4.90 м
Площадь крыла 29,17 м²
Силовая установка
18-цилиндровый радиальный Pratt & Whitney R-2800-18W 2,100 л.с. (1,567 kW) у земли
1,950 л.с. (1,455 kW) на высоте 7102 м
Масса
Пустого 4175 кг
Нормальная взлетная 5634 кг
Максимальная взлетная 6654 кг
Летные данные
Max скорость на высоте 7986 м 718 км/ч
Max скороподъемность 1180 м/мин
Практический потолок 12,649 м
Максимальная дальность 2510 км
Вооружение
4 X 12.7-мм пулемета или 4 X 20-мм пушки 4

Соперничество между ВМФ и ВВС США определило не объединение, а разделение усилий по созданию новой авиатехники. Исторически они имели свои собственные истребители, бомбардировщики, ударные самолеты. Одним из редких исключений из этого правила стал созданный для флота, но служивший и в частях ВВС легкий ударный самолет А-7 «Корсар» фирмы «Воут».

В начале 1960-х годов палубная авиация ВМФ США имела на вооружении великолепный легкий ударный самолет А-4 «Скайхок», но прогресс в то время был поистине молниеносным, и руководство флота задумалось о замене. Среди требований к преемнику было снижение расходов на разработку и испытания за счет максимального использования уже имеющихся самолетов. В этом конкурсе победителем стал проект «Воут», основанный на хорошо освоенном и заслужившем отличную репутацию палубном истребителе F-8 «Крусейдер». Однако новый самолет сохранил лишь сходство в компоновке и внешнем виде, в то время как практически все детали и узлы были в большей или меньшей степени переработаны.

ПЕРВЫЕ ВАРИАНТЫ А-7

И все же подход по переработке освоенной конструкции оказался совершенно верным — новый ударный самолет был создан в кратчайшие сроки. ТТТ были опубликованы в 1963 году, проект одобрен в феврале 1964-го, а уже 26 сентября 1965 года прототип ушел в первый полет. Если истребительный предок имел ТРД с форсажной камерой, то новому А-7 дальность была важнее скорости, и его одним из первых оснастили ТРДД «Пратт-Уитни»ТР30, который позже использовали такие примечательные самолеты, как F-111 и F-14.

Новые двигатели со сниженным расходом топлива заметно увеличили дальность, но еще большие перемены произошли в прицельном и навигационном оборудовании. По меркам середины 1960-х годов А-7 был машиной с революционной авионикой — с проецированием данных на лобовое стекло, прицельной системой, позволяющей сбрасывать бомбы с высокой точностью на большем, чем прежде, расстоянии от цели, с удобной «живой» картой и автоматической системой посадки на палубу!

Первые варианты самолета А-7А (выпущено 199 шт.) и А-7В (196 шт.) отличались лишь деталями оборудования и чуть более мощным двигателем на последнем.

МОДИФИКАЦИИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ВОЙСК

Вскоре А-7 оказались на жарких авиабазах Юго-Восточной Азии, и тут обнаружилось, что мощности двигателя при повышенных температурах совершенно недостаточно. И хотя по ТТХ самолет мог поднимать около 6800 кг боевой нагрузки, в реальности А-7 могли нести лишь около 5000 кг. При старте с катапульты авианосца ситуация была немногим лучше. «Корсару» явно недоставало мощности. И выход из этой ситуации нашелся благодаря ВВС.

Вскоре после начала Вьетнамской войны обнаружилось, что столь любимые руководством сверхзвуковые истребители-бомбардировщики слишком быстры и неповоротливы, чтобы осуществлять поддержку войск на поле боя. А сильно устаревший поршневой штурмовик А-1 был, напротив, слишком медленным и уязвимым. ВВС требовался новый самолет — с большой боевой нагрузкой, хорошим обзором и маневренностью, высокой скоростью на маршруте и низкой во время атаки. И несмотря на все попытки ВВС начать создавать самолет «с нуля», им пришлось довольствоваться модернизацией уже существующих моделей, из которых наиболее подходящим оказался как раз А-7.

Первым делом летчики ВВС потребовали значительно увеличить тягу двигателя. Затем заменить две 20-мм пушки на ставший уже привычным 6-ствольный «Вулкан». Естественно, несколько изменено было и оборудование (навигационная РЛС и РЛС огибания рельефа). Новый двигатель АллисонТР41 представлял собой выпускавшийся по лицензии британский «Роллс-Ройс Спей» с тягой около 6800 кгс, почти на тонну больше TF30.26 сентября 1968 года новый вариант, получивший обозначение A-7D, совершил первый полет. В 1970-м эти машины начали поступать на вооружение USAF (всего выпущено 459), а в 1972-м отправились на войну. Заметное улучшение боевых качеств A-7D не осталось без внимания флотских авиаторов. Они решили сделать аналогичную версию, помимо смены двигателя, снова немного изменив номенклатуру пилотажно-навигационного комплекса. Первые 67 машин выпустили с новым оборудованием и старым двигателем, их обозначили А-7С. А полноценный аналог варианта ВВС стал самым массовым (529 штук) и получил обозначение А-7Е. Кроме боевых, выпускались или переоборудовались и двухместные варианты -ТА-7С (ВМФ), А-7К (ВВС) и EA-7L (для имитации советских средств РЭБ).

В БОЯХ И НА ПОВСЕДНЕВНОЙ СЛУЖБЕ

Судьба «корсаров» в ВВС и во флоте сложилась по-разному. Если ВВС тяготились чуждой (как они считали) машиной и начали списывать свои A-7D в части Национальной гвардии уже в 1974 году, а в последующие 10 лет полностью заменили их совершенно иными по концепции А-10, то палубные А-7 успешно служили все 1970-е и 1980-е годы. За это время они успели принять участие во вторжении на Гренаду (1983), спустя месяц — в операции у берегов Ливана, и в марте-апреле 1986 года — в ударах по Ливии.

К началу 1990-х А-7 оставались на вооружении лишь двух эскадрилий флота, они участвовали в операциях «Щит пустыни» и «Буря в пустыне». В мае 1991 года флот расстался со своими последними «корсарами», спустя два года A-7D были сняты с вооружения авиации Национальной гвардии. Несколько зарубежных покупателей решили приобрести А-7: первым из них стали ВВС Греции в 1975 году, получившие 60 боевых А-7Н и 5 учебно-боевых ТА-7Н; в 1992-м поступили еще 36 А-7Е. В 1981 году обладателем А-7Р стали ВВС Португалии (всего 50 штук), а в 1995 году 18 машинами пополнилась авиация ВМФ Таиланда. В настоящий момент продолжают службу лишь греческие и таиландские «корсары».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ А-7Е

  • Тип: палубный ударный самолет
  • Двигатель: ТРДД Allison TF41-A-2 тягой 66,7 кН
  • Размеры, м:
    длина: 14,06
    высота: 4,9
    размах крыла: 11,8
  • Вес, кг:
    пустого: 8676
    максимальный взлетный: 19 050
  • Технические характеристики:
    максимальная скорость, км/ч: 1102
    потолок, м: 14 700
    дальность, км: 1981
  • Вооружение:
    — 20-мм 6-ствольная пушка М61 «Вулкан» (1030 снарядов)
    — 2 ракеты «воздух — воздух» AIM-9 «Сайдвиндер» на фюзеляжных пилонах
    — до 6800 кг боевой нагрузки на 6 подкрыльных узлах подвески (бомбы, КАБы, ракеты, НАР)
был мной переведен и значительно переработан. Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге за неоценимую помощь в редак­тировании данной статьи. Данный материал представляет собой фанфик к миру коллеги -я.

Истребитель Chance Vought F4U Corsair принадлежит к числу самолётов, оставивших заметный след в истории мировой авиации. Он принимал активное участие во Второй Мировой и Корейской войнах. Первый прототип «Корсара» поднялся в воздух 29 мая 1940 года, первый серийный – 25 июня 1942-го, а последняя машина модификации F4U-7 (специальный вариант для ВМС Франции) была передана заказчику 24 декабря 1952 года. Ни один другой американский истребитель с поршневым двигателем не находился в производстве так долго. За эти годы суммарный выпуск «Корсаров» достиг 12 571 машины в шестнадцати модификациях. 7788 из них были выпущены фирмой Vought, ещё 4050 под обозначением FG построила компания Goodyear, и 733 самолёта – Brewster (её «Корсары» имели обозначение F3A).

F4U Corsair был разработан в качестве палубного истребителя, однако из-за специфического поведения при посадке (самолёт часто «козлил», проскакивая тросы аэрофинишёра) и плохого обзора вперёд-вниз американский флот поначалу признал его непригодным для применения на авианосцах. Зато «Корсар» нашёл применение в авиации Корпуса морской пехоты США (US Marine Corps – USMC), где эти самолёты обычно действовали с береговых баз. Они также поставлялись ВВС Королевского флота Великобритании (Royal Navy Fleet Air Arm). Именно английским лётчикам удалось разработать новую методику посадки «Корсара» на авианосец – с заходом почти перпендикулярно курсу корабля и последующим поворотом на 90°. Такой необычный способ компенсировал отсутствие обзора и позволял быстро погасить скорость, уменьшая «прыгучесть» машины на палубе. Впоследствии эта методика была принята всеми лётчиками «Корсаров».

Решение проблемы посадки позволило оснащать истребителями F4U Corsair и палубные авиагруппы ВМС США. Однако «корсары» здесь не были на первых ролях – основным американским палубным истребителем до конца войны остался Grumman F6F Hellcat. Помимо британцев и американцев в годы Второй Мировой войны на истребителях F4U Corsair воевали многочисленные союзники США из стран Британского содружества: австралийцы, новозеландцы, южноафриканцы. Однако мало кому известно, что со странами оси также сражались и краснозвездные «корсары».

Как многим хорошо известно, принятый в марте 1941 года и действовавший до 21 августа 1945 года «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (Lend-Lease act; ленд-лиз) предусматривал поставку боеприпасов, техники, продовольствия, медицинского оборудования, лекарств и стратегического сырья любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для Соединенных Штатов. Первоначально в программу ленд-лиза вовлекались страны Британской Империи и Китай. С ноября 1941 года действие программы распространили на СССР, а к концу войны практически все союзники США стали её участниками. Всего поставки по ленд-лизу составили около 50,1 млрд. долларов США (612,88 млрд. долларов в ценах 2008 года), из которых 31,4 млрд. долларов пришлось на долю Великобритании, 11,3 млрд. – СССР (138,31 млрд. долларов в ценах 2008 года), 3,2 млрд. составили поставки во Францию и 1,6 млрд. – в Китайскую Республику.

В соответствии с законом о ленд-лизе в 1942 году начались поставки палубных самолетов для советской морской авиации. Сначала речь шла о перевооружении в Сан-Диего авианосца «Красный авиатор» на пикирующие бомбардировщики Douglas SBD Dauntless, торпедоносцы Douglas TBD Devastator и истребители Grumman F4F-3 Wildcat. Затем летом 1942 года американской матчастью был оснащен авианосец «Громов». В 1943 году советские авианосцы получили торпедоносцы Grumman TBF/TBM Avenger и истребители Grumman F6F Hellcat.

В 1944 году вступивший в строй авианосец «Чкалов» помимо ставших уже штатными торпедоносцев Avenger начал оснащаться более современными палубными самолетами: пикирующими бомбардировщиками Curtiss SB2C Helldiver и истребителями F4U Corsair. Помимо палубных «корсаров» Соединенными Штатами поставлялись и F4U наземного базирования в варианте истребителя-бомбардировщика. Сначала это были машины из подразделений Корпуса морской пехоты (КМП) США, действовавших на Тихоокеанском ТВД, но затем со второй половины 1944 года стали поступать и новые самолеты непосредственно с завода в Стратфорде, штат Коннектикут.

Поставка Соединенными Штатами палубных самолетов осуществлялась на кораблях через Тихий океан в Советскую Гавань, откуда ящики с самолетами доставлялись на авиационный завод №126. В Комсомольске-на-Амуре на авиазаводе с помощью американских специалистов были развернуты дополнительные производственные мощности, где производилась сборка и наладка ленд-лизовской техники. После сборки и облета наземные «корсары» передавались расквартированным на Дальнем Востоке истребительным и истребительно-бомбардировочным авиаполкам ВВС Тихоокеанского флота.

Как и остальные переданные по ленд-лизу американские палубные самолеты, советские «корсары» несли американский темно-синий «морской» камуфляж. Опознавательные знаки КМП США закрашивались и поверх них наносились красные звезды. Затем с завода в Стратфорде стали поступать новые самолеты с уже нанесенными советскими опознавательными знаками. Также в истребительных и истребительно-бомбардировочных полках «корсары» дорабатывали под установку советских бомб и реактивных снарядов РС-82 и РС-132.

В мае 1945 года Советский Союз, верный союзническим обязательствам о начале войны с Японией через три месяца после разгрома нацистской Германии, начал боевые действия против японских сил в Манчжурии, Корее, на Курильских островах, Сахалине и Хоккайдо. Авианосец «Чкалов» в составе эскадры, включавшей тяжелый крейсер «Фрунзе» и шесть лидеров, совершил переход через Панамский канал на Тихоокеанский флот, где принял участие в войне против милитаристской Японии. «Корсары» из авиагруппы «Чкалова» выполняли задачи по изоляции Хоккайдо и поддерживали высадку советских десантов на этот остров.

Однако фактически советские «корсары» из числа самолетов наземного базирования вступили в бой с японцами значительно раньше. Одинаковый с американцами камуфляж приводил к ошибкам молодых японских пилотов, летавших с баз на Курильских островах и на Южном Сахалине. К счастью, подготовка японских пилотов была неважной, и в боях с ними давали себя знать превосходство советских пилотов довоенной подготовки и значительно более современная матчасть. Как следствие, советские пилоты на «корсарах» одержали немало побед над японскими Ki-27, Ki-43 и A5M4, A6M2.

Кроме того, на дворе стоял не 1941, а 1944 год. Поражение нацистской Германии было очевидным, и Япония, пытавшаяся заручиться помощью СССР в качестве посредника на переговорах с США и Великобританией, закрывала глаза на «излишне агрессивное» поведение советских пилотов. В свою очередь командование авиации Тихоокеанского флота «с пониманием» относилось к нарушению летчиками приказа «Огня не открывать!».

Первыми в войну с милитаристской Японией вступили советские «корсары» с баз на Камчатке и на Северном Сахалине. Ранним утром 8 мая 1945 года истребители-бомбардировщики F4U-1A в сопровождении «корсаров»-истребителей нанесли удары по японским аэродромам на Курильских островах и на Южном Сахалине. Однако удар пришелся фактически по пустому месту: хотя японские аэродромы в этом районе были рассчитаны на размещение не менее 800 самолетов, в марте 1945 года поредевшие авиачасти были отозваны на Японские острова для борьбы с американскими войсками.

С 11 мая «корсары» приняли участие в освобождении Сахалина, выполняя задачи по непосредственной авиационной поддержке частей 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта. Самолеты наносили удары по расположенному на советско-японской границе Котонскому укрепрайону и по японским резервам в тылу. К 13 мая советские войска вышли к Котону. Бои за город и станцию продолжились двое суток, и «корсары» приняли в них самое активное участие, выполняя удары по заявкам наземных войск.

На рассвете 16 мая после часовой артиллерийской и авиационной подготовки, в которой самое активное участие приняли и «корсары», советские войска начали штурм главной полосы японской обороны одновременно с фронта и тыла. К исходу 17 августа они расчленили войска противника на отдельные группы. К вечеру следующего дня, после овладения основным перевалом Харами-Тогэ, с укрепленным районом было покончено. Остатки японского гарнизона капитулировали.

Помимо поддержки сухопутного наступления «корсары» поддерживали высадку десантов на Сахалин. Утром 16 мая «корсары» нанесли серию ударов по порту и городу Торо (Шахтерск), после чего на деморализованного противника в атаку пошли десантники 365-го отдельного батальона морской пехоты и 2-го батальона 113-й стрелковой бригады. 20 мая «корсары» повторили свой успех, нанеся удары по порту Маока (Холмск), а 25 мая состоялся последний сахалинский десант. Советская авиация нанесла удар по японским кораблям в порту Отомари (Корсаков), и затем в порту высадились морские пехотинцы. К вечеру советские войска, помощь которым оказывали «корсары», сломили сопротивление японцев и освободили последний занимаемый ими на острове город.

Перелом в боях за остров Сахалин позволил приступить к освобождению Курильских остовов. 18 мая одновременно с обстрелом острова Шумшу по японским укреплениям нанесла удар советская авиация. Во время высадки «корсары» штурмовали японские позиции. Нанесенные ими точные удары резко снизили огонь японцев и тем самым способствовали снижению потерь советских десантников. К 9 часам утра десантники при поддержке авиации захватили две господствующие высоты.

Во второй половине дня японцы предприняли решающую атаку, бросив в бой все свои танки. Ценой больших потерь они продвинулись вперёд, но благодаря авиационной поддержке сбросить десант с высот не смогли. Хотя основная часть танков была уничтожена гранатами, противотанковыми ружьями и гранатометами (также по ним вела огонь корабельная артиллерия), пилоты претендовали на уничтожение сорока танков из шестидесяти (японцы признают потерю от советской авиации пяти танков).

19 мая советские войска на Шумшу перешли к тактике последовательного подавления огневых точек противника массированным артиллерийским огнём и ударами авиации. Потери войск резко снизились, но и темпы наступления – тоже. Около 18 часов командующий японскими войсками на Курильских островах прислал к командиру советского десанта П.И. Дьякову парламентёра с предложением начать переговоры о капитуляции. 20 мая боевые действия на северных Курильских островах были завершены, и японцы начали сдаваться в плен.

21-24 мая «корсары» принимали участие в освобождении островов южной Курильской гряды. С 1 июля советская авиация с баз на Сахалине и Кунашире приступили к изоляции Хоккайдо. «Корсары» истребительных полков сопровождали ударные машины в налетах на Вакканаи и Отару и уничтожении прибрежных японских конвоев. В этих боях противодействие японской авиации было минимальным, но, тем не менее, советские пилоты записали на свой счет несколько побед. 5 июля советские войска высадились на Хоккайдо, и на следующий день император согласился на капитуляцию Японии. 7 июля боевые действия прекратились.

На вооружении авиации Тихоокеанского флота «корсары» находились до 1949 года, после чего были списаны и отправлены на слом. На смену американским машинам пришли реактивные истребители МиГ-15.














































Истребитель-бомбардировщик Chance Vought F4U-1A Corsair (бортовой номер 51) из состава авиации Тихоокеанского флота, Петропавловск-Камчатский, июнь 1945 года

США Страна разработки

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

6× 12,7 мм (0,5 дюйма) пулемётов M2 по 400 патронов на ствол, установленные в крыле или

4× 20 мм пушки AN/M2 8× 127 мм ракет HVAR или

  • 2× 454 кг бомбы.

Chance Vought F4U Corsair (рус. Чанс-Воут F4U «Корсар» ) - одноместный палубный истребитель ВМС США времен Второй мировой войны. Спроектирован и строился фирмой Chance Vought .

История создания

В 1938 году ВМС США объявили конкурс среди авиационных фирм на проектирование нового палубного истребителя нового поколения, победу в котором одержала фирма Chance Vought . С фирмой был заключен договор на постройку прототипа нового самолета.

Было произведено изогнутое складывающееся крыло «обратная чайка» или как еще называют крыло «W», стойки убирающегося шасси были расположены в месте излома крыльев. 29 мая 1940 года летчик совершил первый полет на прототипе. На F4U Corsair впервые в авиастроении США была применена точечная электросварка, благодаря которой самолет стал легче. 3 июня 1941 года ВМС США заключил контракт с фирмой Chance Vought на поставку 580 самолетов.

Но результаты палубных испытаний оказались неудовлетворительными, командование флота признало F4U Corsair непригодным для использования в качестве палубного самолета. В результате пришлось изменить конструкцию шасси и поднять кабину пилота для улучшения обзора, после этих изменений военные одобрили проект.

Первая боевая эскадрилья ВМС США VF-12 была сформирована в октябре 1942 года. Эти истребители стали выпускаться компаниями Brewster под обозначением F3A-1 и компании Goodyear под обозначением FG-1 . У последней модификации крыло не было складывающимся.

Производство

Последняя демонстрация состоялась в начале 1941 года, и первый контракт на серийное производство 584 самолетов F4U Corsair был подписан в июне 1941 года. Первый самолет F4U-1 полетел годом позже и поступил в ВМС США 31 июля 1942 года. Самолет в разных модификациях производился с 1940 года до 1953.

Описание конструкции

Необычной W-образной формой крыла F4U обязан в первую очередь использованием винта диаметром около четырех метров. Это был самый большой винт из применявшихся на одномоторных истребителях. Поэтому при применении обычного крыла возникла бы необходимость существенного удлинения стоек шасси ценой снижения их прочности. В качестве альтернативы конструкторы Chance Vought решили использовать необычную форму крыла, которая позволяла сохранить обычную высоту стоек шасси. Конструкция была проверена в аэродинамической трубе и показала свою эффективность. Для уменьшения веса конструкции и улучшения аэродинамики была применена точечная сварка.

Вооружение

Вооружение самолета зависит от модификации самолета, на прототипе вооружение состояло из двух пулеметов калибра 12,7-мм в крыльях и двух синхронизированных калибра 7,62-мм над двигателем. Для борьбы с соединениями бомбардировщиков противника на XF4U-1 в крыльевых отсеках были размещены 20 бомб калибра 2,4 килограмма. Это это новаторское решение применить бомбы для уничтожения бомбардировщиков, не получило развитие и у уже на серийных образцах от этого отказались.

На серийных самолетах первых серий стояли шесть пулеметов калибра 12,7-мм по три в каждом крыле.

Модификации

Попытка превратить F4U-1 Corsair в палубный ночной истребитель. Самолет был вооружен пятью 12,7-мм пулеметами - один пулемет был убран с правого крыла и вместо него установлен радар Airborne Intercept (AI) , закрытый обтекателем. Так как компания Vought была загружена другими более важными проектами, то в F4U-2 переоборудовали только 32 самолета, находящихся на заводе Naval Aircraft Factory , и два F4U-1 из фронтовых частей. Эти самолеты использовала в начале 1944 года эскадрилья VF-101 на борту USS Enterprise и USS Intrepid , а также эскадрилья VF-75 на Соломоновых Островах и VMF-532 на Тараве.

Модификации самолета:

  • F4U-1B - обозначение самолетов, поставлявшихся в ВВС Великобритании.
  • F4U-1С - модификация с четырьмя 20-миллиметровыми пушками на крыльях вместо 6 пулеметов.
  • F4U-1D - модификация c двигателями R-2800-8W со впрыском воды и с измененным вооружением.
  • F4U-1P - модификация модели F4U-1 для разведывательной аэрофотосъемки.
  • F4U-2 - ночной истребитель, оборудован радаром А1, вооружение сокращено.
  • F4U-3 - высотный истребитель, первая пробная модель испытана после войны; построенные компанией Гудиер 13 самолетов использованы ВМФ США для исследовательских полетов на большой высоте.
  • F4U-4 - обозначение второй основной серийной модификации с двигателем R-2800-18W или R-2800-42W.
  • F4U-4C - модификация с четырьмя 20-миллиметровыми пушками.
  • F4U-4E - ночной истребитель с радаром APS-4 AI.
  • F4U-4N - ночной истребитель с радаром APS-5 или APS-6 AI.
  • F4U-4P - модификация для разведывательной аэрофотосъемки.
  • F4U-5 - послевоенный истребитель-бомбардировщик с двигателем R-2800-32W.
  • F4U-5N - ночной истребитель, модификация F4U-5.
  • F4U-5P - тактическая разведывательная модификация модели F4U-5.
  • XF4U-6 - пробная модель модификации с двигателем R-2800-83W, дополнительная бронезащита, усиленное вооружение; всего построено 110 машин под обозначением AU-1.
  • F4U-7 - последняя серийная модель, похожая на AU-1, но с двигателем R-2800-18W; всего построено 90 машин.

В ВМФ Великобритании самолеты F4U именовались Corsair

  • Corsair Мк.I - обозначение, принятое в ВМФ Великобритании для истребителей F4U-1.
  • Corsair Мк.II - обозначение, принятое в ВМФ Великобритании для истребителей F4U-1A.
  • Corsair Мк.III - обозначение, принятое в ВМФ Великобритании для истребителей F3A-1D.
  • Corsair Мк.IV - обозначение, принятое в ВМФ Великобритании для истребителей FG-1D.

Летно-технические характеристики

Максимальная скорость:

  • на высоте: 717 км/ч
  • у земли: 595 км/ч

Крейсерская скорость: 346 км/ч Боевой радиус: 990 км Практическая дальность полета: 1617 км Перегоночная дальность полета: 2510 Практический потолок: 12650 м Скороподъёмность: 19,7 м/с

Боевое применение

F4U Corsair дебютировали в бою в феврале 1943 года на острове Гуадалканал в составе эскадрильи морской пехоты VMF-124 . Первые боевые вылеты были совершены 14 февраля на сопровождение бомбардировщиков B-24 и оказались неудачными: F4U Corsair одержали одну воздушную победу при потере 2 самолетов. Несмотря на неудачный дебют летчики быстро освоили новый самолет и уже, за два месяца боев эскадрилья сбила 68 японских самолетов при потере 11 своих. Самолет был прост в эксплуатации и прощал много ошибок пилоту.

Высокие характеристики, прекрасная боевая живучесть и мощное вооружение обусловили рекордное для ВМС США соотношение сбитых и потерянных самолетов. В последний год войны соотношение побед и сбитых самолетов составляло 12:1 в боях с A6M , 7:1 в боях с Ki-84 , 13:1 в боях с N1K-J и 3:1 в боях с J2M . Стоит заметить, что к началу активного боевого применения F4U Corsair американцами, японцы уже потеряли многих опытных пилотов и асов, а японская промышленность не могла обеспечить качественными самолетами армию и флот, но противник был серьезным. За всю войну F4U совершили 64051 боевой вылет, сбив 2140 самолетов противника и сбросив 15621 тонну бомб. Потери составили 1624 самолета, в том числе:

В роли штурмовика над Окинавой:

в воздушных боях - 189 от зенитного огня - 349 потери в боевых миссиях - 230 не боевые потери в воздухе - 692 потери на земле и на авианосцах - 164

Самолетов первой серии было выпущено 758 штук, после чего последовал целый ряд различных его модификаций, завершившийся уже в 1951 году. Всего было выпущено около 12500 самолетов.

Самолет долго простоял на вооружении, он серийно выпускался в течение 11 лет, состоял на вооружении двух десятков стран, причем в Сальвадоре, Никарагуа и Аргентине его сняли с вооружения только в начале 1970-х годов, замен на реактивные самолеты.

F4U Corsair показал себя неплохим штурмовиком. Он брал на борт две 454-кг бомбы или напалмовых бака такой же массы и восемь 127-мм ракет HVAR . В ходе боев на Окинаве он был основным самолетом непосредственной поддержки наземных войск. После Второй мировой войны он активно использовался ВМС и Корпусом морской пехоты в Корейской войне.

Серия самолетов F4U Corsair их были типичные самолеты того времени они достаточно успешно противостояли японским самолетам к достоинствам машины можно отнести грозное вооружение (6 крупнокалиберных пулеметов с большим боезапасом) отличная скорость пикирования, средняя горизонтальная маневренность (из вероятных противников в горизонтальном вираже в бою могли "перекрутить" только «Зеро»), отличная скорость в горизонтальном полете. Недостатки машины: медленная скороподъемность примерно равная японским самолетам, достаточно слабая конструкция крыльев, не смотря на их цельнометаллическую конструкцию.