Маска hue saturation в фотошопе журавлев. Яркостные маски в Adobe Photoshop. Альтернативные способы создания маски насыщенности

до обработки

после обработки

1. Общие сведения

Маскирование как приём обработки изображения на первый взгляд кажется достаточно простым и даже примитивным инструментом. В плёночную эпоху оно действительно было таковым по причине ограниченности технических средств и трудоёмкости всего фотопроцесса в целом. Фотограф мог вырезать из бумаги некоторую фигуру и на какое-то время прикрыть ей лист экспонируемой бумаги, например. Или использовать для тех же целей собственную ладонь. Степень воздействия маски могла определяться как раз временем, в течение которого маскирующий предмет закрывал чувствительный слой.

Однако сейчас мы находимся в несколько иной ситуации. Фотография давно укрепила свои позиции в цифровой области. Возможности обработки существенно возросли. И если суть маскирования осталась той же: ограничение воздействия чего-либо на изображение, то набор доступных художественных средств стал гораздо более объёмным.

В данной статье я буду рассматривать Adobe Photoshop в качестве графического редактора. Сейчас это самый мощный программный комплекс такого рода. Вряд ли можно найти ему аналог.

В общем случае маска — это способ ограничить область воздействия на изображение чего угодно: фильтров, корректирующих слоёв, эффектов наложения слоёв, видимости слоёв. Со стороны пользователя маска представляет собой поле размером с изображение, заполненное цветами от белого до чёрного. Чистый белый означает стопроцентную степень воздействия на картинку, чистый чёрный - «маскирует» её. С помощью градаций серого возможно управление «плотностью» эффекта: чем светлее серый, тем сильнее изменяется изображение.

В текущей версии Adobe Photoshop CS4 умеет применять к слою не более одной маски. Однако при желании можно поместить слой внутрь группы (команда Layer - New - Group from Layers) и создать для неё отдельную маску. Обращаю ваше внимание на особенность интерфейса Photoshop CS4: при повторном нажатии на кнопку «Add layer mask» редактор «нарисует» в палитре слоёв ещё одну маску, что может ввести в заблуждение. Это действие создаёт для слоя векторную маску - Vector Mask.

Заполнение маски возможно либо вручную, либо автоматически на основе информации, содержащейся в изображении. Далее мы рассмотрим оба случая более подробно.

2. Способы применения масок

Маски настолько расширяют наши возможности при обработке цифрового изображения, что не использовать их просто глупо. Очень часто необходимо оказать различное воздействие на отдельные области изображения: осветлить, затемнить, поработать с контрастом, цветами, резкостью. Например, поднять резкость только на глазах и волосах при обработке портрета. Или поднять контраст только на переднем плане пейзажа. Во всех этих случаях нам помогут маски. Также они очень удобны при фотомонтаже, изготовлении коллажей.

Adobe Photoshop позволяет применять маски к слоям (Layers), корректирующим слоям (Adjustment layers) и группам слоёв (Groups).

Вопрос организации работы со слоями больше религиозный, чем практический. Я видел людей, которые категорически отказывались использовать корректирующие слои. На каждую операцию они создавали новую копию слоя. В принципе, с точки зрения скорости работы такой способ ничем не хуже любого другого. Минусы его заключаются в другом: невозможность производить неразрушающее редактирование и большой объём файла.

Лично я рекомендую всегда, когда это возможно, использовать корректирующие слои: вы в любой момент сможете «отключить» или откорректировать каждый шаг обработки. Тем более, в версии Adobe Photoshop CS4, благодаря изменениям интерфейса, работа с ними стала более удобной, чем раньше.

Объединение корректирующих слоёв в группу даёт возможность маскирования суммарного результата их воздействия.

3. Ручное «рисование» масок

Самый простой способ маскирования изображений. Для его реализации необходимо создать маску слоя, проследить, чтобы она была активна, выбрать инструмент «Brush Tool» («Кисть») или «Pencil Tool» («Карандаш») и начать рисовать.

По умолчанию созданная маска заполняется чистым белым цветом. То есть, изображение не маскируется, степень воздействия эффекта стопроцентна. Для того, чтобы полностью отменить эффект на тех областях, где он лишний, нужно закрасить их на маске чистым чёрным. Используйте мягкую кисть. Соответственно, вы можете совершить обратное действие: залить всю маску чёрным и после этого белым прорисовать области, в которых необходим данный эффект.

Для регулирования степени воздействия эффекта можно использовать градации серого. Но не выбирайте цвет для кисти из палитр Color или Swatches. Хотя, результат будет тем же, это просто неудобно. Выбирайте чистый чёрный и плавно изменяйте параметр Opacity инструмента Brush Tool. При желании можно поэкспериментировать с режимом Airbrush в CS4 или отдельным инструментом Airbrush («Аэрограф») в более ранних версиях. Отличие от кисти заключается в более «размытых» краях области рисования и более плавном нанесением краски. Кроме инструментов рисования вы можете использовать различные заливки. К примеру, очень удобно использовать градиентную заливку при обработке пейзажей для имитации градиентного фильтра.

Суть «градиентника» заключается в выравнивании динамического диапазона сцены при ярком небе и тёмной земле. Землю мы при этом снимаем через прозрачную часть фильтра, а небо - через притемнённую. Также существуют инверсные градиентные фильтры, затемняющие картинку в центре: полезно при съёмке закатов или рассветов, когда большая часть неба ещё или уже тёмная, а на горизонте - яркий свет.

Полностью проимитировать работу такого фильтра нам вряд ли удастся, но кое-что сделать можно. Естественно, обрабатываемый кадр должен быть изначально правильно проэкспонирован.

Такая методика легко может быть использована и для достижения каких-либо художественных эффектов. Всё зависит только от вашей фантазии.

В простом случае необходимо создать корректирующий слой, оказывающий необходимое воздействие на картинку, создать для него маску слоя и залить её чёрно-белым градиентом. Я часто использую этот приём для проработки неба на утренних или дневных пейзажах. Правильная съёмка с учётом принципа «экспонируй вправо», как правило, не даёт сразу красивого результата, но зато мы получаем кадр, содержащий максимум возможной информации и пригодный для дальнейшей обработки.



Отдельная обработка неба на пейзаже

Снимок, в принципе, сделан в неподходящее время: это уже день, яркое солнце, короткие тени. Но, тем не менее, обработкой можно попытаться что-нибудь из него вытянуть. Погода стояла дождливая, солнце показывалось редко, небо закрывали мощные дождевые облака. На исходной фотографии этого не видно. Посмотрим на гистограмму неба.


Гистограмма неба на исходном кадре

На гистограмме видны какие-то всплески в светах, но в общем она выглядит достаточно привлекательно: максимально смещена в правую сторону и не имеет заметных пересветов. Собственно, это и есть следствие соблюдения принципа «экспонируй вправо». В цифровой фотографии он даёт на выходе картинку с максимально возможным количеством информации для обработки.

Я хотел заметно притемнить небо, чтобы выявить структуру облаков. Для этого я перевёл изображение в пространство Lab и активно поработал с кривой в канале Lightness. В итоге небо получилось таким, какое изображено на рисунке 3.1. Но остальная часть изображения, что называется, скрылась во мраке. Тогда я просто создал для корректирующего слоя Curves маску и залил её чёрно-белым градиентом снизу вверх так, чтобы полностью замаскировать землю и лесопосадку на горизонте. Учитывая, что горизонт всё-таки неровный, маску необходимо было подкорректировать кистью.

Несколько отдельно в Photoshop стоят векторные маски (Vector Mask). Принцип её действия точно такой же, но границы маскирования определяются с помощью путей (Path). Для векторных масок характерны жёсткие края областей маскирования, поэтому область их применения более узкая. Векторные маски, как уже было сказано, могут применяться параллельно с масками слоёв. Подробнее о путях можно прочесть в статье Андрея Журавлёва «Работа с путями (Path) в Photoshop».

4. Использование масок в коллажах

В июле 2008 года компания «Sony» совместно с известнейшим пользователем Живого Журнала drugoi проводила конкурс «Пять эмоций». Необходимо было изобразить эти самые эмоции на одной работе. В ходе конкурса были представлены замечательные коллажи, посмотреть на которые можно на странице голосования фотоконкурса "Пять эмоций" : drugoi.livejournal.com . Видите постановочные сцены, где роль персонажей исполняет один и тот же человек? Нравится? Хотите сделать так же? В этом вам также помогут маски.

Вы, конечно, можете пойти другим путём и добиться того же результата с помощью классического метода коллажирования: вырезать необходимые элементы и «наклеивать» их на основу. Но при использовании масок времени на обработку уйдёт существенно меньше.

В любом случае основная часть работы будет выполняться во время съёмки. Строите мизансцену, ставите фотоаппарат на штатив - и начинаете снимать. Ваш персонаж в это время перемещается, принимая необходимые позы. Каждая поза - отдельный кадр. Затем вы открываете в Photoshop первый кадр и накладываете на него в виде слоёв все последующие. Добавляя каждый новый слой, вы создаёте для него маску, полностью залитую чёрным, и мягкой белой кистью прорисовываете то место, где находится персонаж. Поскольку параметры съёмки не менялись, вам не обязательно строго отслеживать границы объекта: фон обоих кадров будет полностью совпадать. Я не советую проводить предварительную обработку кадров, вы это сделаете потом.

В конце создаёте новый слой с результатом объединения всех нижележащих (комбинация клавиш Ctrl-Alt-Shift-E) и обрабатываете его как итоговую картинку.

5. Сохранение выделений

Кроме всего прочего, маски удобно использовать в качестве «слепка» созданного вами выделения. Для этого достаточно перейти на вкладку Channels и нажать кнопку «Save selection as channel». Вы увидите, что появится новый альфа-канал с чёрно-белым изображением. Теперь выделение можно снять. Полученную маску вы можете использовать в любой момент с помощью нажатия кнопки «Load channel as selection» в палитре «Channels» или кликнуть на альфа-канале с зажатой клавишей Ctrl.

6. Режим «Quick Mask»

Несмотря на наличие слова «Mask» в названии режима, к маскированию он прямого отношения не имеет и позиционируется как инструмент для быстрого создания выделений. Переключение между обычным режимом и «быстрой маской» осуществляется с помощью нажатия клавиши Q.

Работа осуществляется так же, как при ручном создании масок: рисованием чёрной и белой кистями. По большому счёту, в режиме «Quick Mask» мы имеем дело с монохромным изображением, преобразовывать которое можно по своему усмотрению. В итоге, после выхода из режима, должно получиться выделение некоторой степени сложности.

Лично я не люблю этот режим, не вижу в нём особого смысла и почти никогда его не использую.

7. Автоматическое создание масок

Методы автоматического создания масок во время обработки фотографий я использую постоянно и нахожу это гораздо более удобным и правильным, чем рисование их вручную. Как правило, изображение содержит достаточное количество информации для того, чтобы использовать её в маскировании. Важно точно представлять себе, какой именно результат вы хотите получить и какие способы его достижения можно применить.

Некоторые часто встречающиеся ситуации:

  • . пересветы или просто слишком яркие света в отдельных областях изображения;
  • «проваленные» тени;
  • наличие лишнего цвета в тенях;
  • области перенасыщенности;
  • области недостаточной насыщенности;
  • неудовлетворительный контраст в отдельных областях изображения;
  • наличие областей с неверным или эстетически непривлекательным оттенком.

Здесь мы снова сталкиваемся с некоторыми религиозными вопросами. В частности: какой формат выбрать при съёмке.

Лично я считаю, что всегда, когда это возможно, необходимо снимать в RAW. Если вы не журналист или репортёр, для которого скорость важнее качества, если вам не нужно очень-очень быстро отснять событие и тут же передать фотографии в редакцию, пока это не сделали конкуренты, у вас нет причин не использовать RAW. Вам просто нужно научиться его обрабатывать.

Современные RAW-конвертеры позволяют делать очень многое. Некоторые вообще не прибегают к помощи Photoshop, обходясь средствами конвертера: общая коррекция плюс проработка отдельных областей с помощью Adjustment Brush (так этот инструмент называется в Adobe Camera RAW) или аналогов. Определённая логика в этом, безусловно, есть: RAW содержит в себе абсолютно полную информацию об изображении, а конвертеры стали настолько «умными», что действительно позволяют на выходе получить готовую картинку. Но мне Photoshop всё-таки ближе. Поэтому для устранения перечисленных выше проблем я обычно использую корректирующие слои с масками.

7.1 Яркостная маска

Яркостную маску (Luminosity Mask) получить легче всего. Работая в пространстве RGB, достаточно перейти на палитру Channels и кликнуть на композитном канале, зажав клавишу Ctrl. В Photoshop CS4 можно также нажать комбинацию Ctrl-2.


Выделение светов

В итоге на изображении выделяются света и остаются невыделенными тени. Не спешите производить манипуляции. Сохраните полученное выделение в качестве альфа-канала, оно вам ещё пригодится. Назовите канал «Lights».

Аналогичным образом получается маска теней, которая представляет собой инвертированную маску светов: Ctrl-клик на композитном канале, Ctrl-Shift-I для инверсии выделения, «Save selection as channel». Назовите канал «Shadows».

Теперь мы имеем возможность производить раздельные операции над светами и тенями. Следует отметить, что маски, полученные таким образом, содержат в себе массу градаций серого и не имеют резких границ, что существенно облегчает дальнейшую работу.



Маски светов и теней

Палитра «Channels»/"Каналы"

Но это не самое интересное. Мы можем управлять степенью яркости светов и теней в маске. То есть, выделять самые яркие света и самые тёмные тени. Вот здесь и пригодится первое выделение, сохранённое в качестве альфа-канала.

Выделите света ещё раз, перейдите на вкладку «Channels», зажмите клавиши Ctrl-Alt-Shift и кликните на канале «Lights». Тем самым вы пересечёте выделение само с собой. Площадь его уменьшится и будет становиться всё меньше с каждым кликом - выделяются всё более и более яркие света. Полученное выделение можно сохранить как отдельный альфа-канал для дальнейшего использования.

Аналогичным образом происходит работа с маской теней. Ctrl-клик на альфа-канале «Shadows», Ctrl-Alt-Shift-клик на нём же, пока не будет достигнута требуемая площадь выделения.

Эта методика хорошо описана автором Tony Kuyper, но в своих статьях он уделяет слишком много внимания формализации масок. Так, у него фигурируют термины «Lights», «Bright Lights», «Super Lights». Я совершенно не вижу смысла в умножении сущностей. Работа с выделением светов и теней для каждого изображения индивидуальна. Одна картинка даст нам десять «градаций» светов, другая - всего две. Так же и с тенями.

Тем же способом можно получить маску полутонов. Для этого необходимо создать маски светов и теней как минимум второй градации (Ctrl-клик на канале RGB, Ctrl-Shift-I для теней, «Save selection as channel», Ctrl-Alt-Shift-клик на новом альфа-канале, «Save selection as channel», удалить первый альфа-канал) и последовательно вычесть их из общего выделения: Ctrl-A, Ctrl-Alt-клик на канале «Lights», Ctrl-Alt-клик на канале «Shadows». На основе итогового выделения создаётся маска полутонов.

Обращаю ваше внимание, что для «уточнения» маски полутонов методы светов и теней не используются, то есть, её нельзя пересекать саму с собой. Её нужно создавать на основе более «точных» масок светов и теней.

Для использования полученных масок в дальнейшем достаточно загрузить альфа-канал как выделение и создать корректирующий слой. Выделение будет снято автоматически и на его основе сформируется маска канала. Это самый удобный способ.

7.2 Маска насыщенности

Маска насыщенности (Saturation Mask) - вещь более сложная, интересная и необходимая. Я, например, вообще не пытаюсь корректировать насыщенность изображения без этой маски.

Способов её создания несколько. По сути Saturation Mask представляет собой карту распределения насыщенностей в изображении для всех цветов. Напомню, что существует три составляющих цвета: тон (Hue), насыщенность (Saturation) и светлота (Luminosity). Для светлоты мы создавали маску в предыдущем параграфе.

Один из методов создания маски насыщенности описан у Александра Войтеховича в статье «Изменение цветовой насыщенности» (она же: «Повесть о цветовой насыщенности»).Метод прост, всё делается буквально за один шаг. Но я пользуюсь другой методикой, описанной Ричардом Линчем и адаптированной мною для Adobe Photoshop:

  1. Создаём копию изображения в новом документе.
  2. Переводим его в пространство Lab.
  3. Удаляем канал Lightness.
  4. Делаем оба цветовых канала (a и b) видимыми, всё это выделяем, копируем в буфер обмена. Новый документ можно закрыть, он больше не понадобится.
  5. В документе с исходным изображением копируем оригинальный слой.
  6. Поверх него вставляем содержимое буфера (цветовой слой).
  7. Для цветового слоя ставим режим смешивания Difference.
  8. Сливаем его с копией оригинального слоя (Ctrl-E). Это нужно для того, чтобы режим смешивания стал Normal.
  9. Image - Adjustments - Hue/Saturation. Saturation = -100.
  10. Image - Adjustments - Levels. Правый ползунок (белый) ставим на уровень 128. Теперь всё, что находится после уровня 128, будет считаться белым.

Суть метода основывается на разделении цветовой и яркостной информации, для этого и выполняются манипуляции с удалением канала Lightness в пространстве Lab. После этого вычисляется «разница» между исходным изображением и его цветовой составляющей, что даёт нам более-менее точную картину распределения насыщенности на изображении. Следующий шаг: коррекция с помощью инструмента Levels. Я достаточно часто использую указанное значение 128, но вы можете проводить собственные эксперименты и подбирать подходящие вам индивидуальные настройки. Общий принцип: чем дальше влево сдвигается ползунок, тем более насыщенные области будут замаскированы. В этой реализации метод даёт маску, по которой можно повышать насыщенность.


исходное изображение

Примеры повышения насыщенности

На рисунке выше изображены примеры повышения насыщенности изображения с маской и без. Я просто создал корректирующий слой Vibrance с маской насыщенности, где вывел движок Saturation в крайнее правое положение. Как видите, даже при таких экстремальных параметрах маска насыщенности позволяет получить более приятный результат.

Несколько отступая от темы, хочу заметить, что параметр Saturation в корректирующих слоях Vibrance и Hue/Saturation работает по-разному. Первый появился только в версии CS4, до этого инструмент Vibrance был доступен только в RAW-конвертерах. Подробнее о том, чем одно отличается от другого, можно прочесть в статье Павла Косенко «Vibrance vs Saturation».

7.3 Color Range

Мы рассмотрели создание масок на основе двух компонентов цвета: яркости и насыщенности. Остался тон (Hue).

Достаточно часто мы сталкиваемся с тем, что некоторый цвет на фотографии невыразителен. Это может быть, например, небо или растительность. Обычно в пейзажной съёмке фотографы стараются затемнить небо, что не всегда приводит к хорошим результатам: если выше горизонта у вас получилось нечто блеклое с голубым оттенком, то затемнение не даст ничего, кроме образования голубоватой грязи.

Естественно, не стоит рассчитывать на некую волшебную палочку, которая моментально вернёт живость вашему пейзажу. Вы можете попытаться «вставить» небо из другой фотографии, но я не сторонник подобных мер. К тому же, при таких манипуляциях результат часто получается неестественным в силу разного освещения на донорском и основном снимках, и приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы это исправить.

Кое-что можно попытаться сделать, используя маску на основе цвета. В этом нам поможет инструмент Select / Color Range.


Внешний вид интерфейса Color Range

Пипеткой мы указываем область изображения, цвет которой необходимо использовать в качестве основы для выделения. Параметр Fuzziness регулирует «разбег» между указанной областью и остальным изображением. То есть, чем он выше, чем больший диапазон цветов, начиная с указанного, будет охвачен.

Ключ «Localized Color Clusters» позволяет инструменту предположить, что не вся указанная область попадает в нужный диапазон цветов. То есть, в выделение попадают меньшие площади изображения. Включается дополнительный параметр «Range», который регулирует размер этих площадей.

Использование ключа «Localized Color Clusters»

На рисунке видно, как выделяется только часть неба. Я указал пипеткой на изображении, где должен находиться центр области, параметром Range отрегулировал его площадь: выделится центр и близкие по цвету «окрестности».

После установки параметров нажимаем «Ok» и получаем выделение, которое можно сохранить в качестве альфа-канала или использовать сразу: не снимая его, создать какой-нибудь корректирующий слой (например, Curves). В этом случае автоматически будет создана маска слоя на основе этого выделения. Дальше всё зависит только от вашего мастерства и фантазии.

Справедливости ради следует заметить, что маска, созданная с помощью инструмента Color Range, не является Hue-маской в чистом виде. Всё-таки она использует в качестве основы именно цвет, а не одну из его составляющих. Но тем не менее, это единственный из рассмотренных трёх способов автоматического создания масок, который учитывает тон.

7.4 Выделение границ

Выделение границ объектов может пригодиться, к примеру, при повышении резкости изображения. Мне больше всего нравится методика, использующая фильтр Glowing Edges (Filter / Stylize / Glowing Edges).

Обращаю ваше внимание: этот фильтр вносит разрушающее изменение в слой, поэтому обязательно создавайте копию перед использованием.

Фильтр имеет три параметра:

  • . Edge Width - толщина линий подсветки границ.

  • . Edge Brightness - их яркость.

  • . Smoothness - степень смягчения.

В зависимости от ваших целей, вы выбираете оптимальную комбинацию этих трёх параметров так, чтобы подсветить нужные границы и не захватить лишние. Поэкспериментируйте. Я не хочу указывать какие-либо конкретные значения, потому что для каждого изображения их нужно подбирать индивидуально.

После того, как фильт отработает, необходимо перейти на палитру «Channels» и кликнуть на композитном канале с зажатой клавишей Ctrl. Полученное выделение - сохранить в качестве альфа-канала. Маска границ готова.

Естественно, любая автоматически созданная маска может быть подкорректирована вручную.

8. Палитра «Masks»

Adobe Photoshop CS4 обладает интересным усовершенствованием интерфейса: палитрой Masks. Её параметры становятся доступными после создания первой маски слоя или векторной маски.

Параметры палитры:

Density - «плотность» маски, степень её воздействия. То же самое, что параметр Opacity кисти при ручном «рисовании».
Feather - степень дополнительного размытия маски.

Также на палитре находится кнопка «Mask Edge», предоставляющая доступ к палитре «Refine Mask» со своими параметрами, управляющими границами областей маски.

Contrast - регулирует контраст на границах маски.
Smooth - смягчает границы маски.
Feather - размытие на границах.
Contract/Expand - увеличивает/уменьшает границы незамаскированной области; работает так же, как аналогичная команда по отношению к выделениям.
Radius - по всей видимости, регулирует толщину области, которая считается границей области на маске.

9. Заключение

Помните, что Adobe Photoshop предоставляет массу удобных инструментов для обработки, но это только инструменты, и основная задача: научиться пользоваться ими эффективно и по назначению. Маски существенно расширяют наши художественные возможности. Пробуйте, экспериментируйте, находите новые и более удобные способы их применения.

В 2002 году в институте Макса Планка был проведён эксперимент по исследованию связи между способностью человека запоминать визуальную информацию и способами подачи этой информации. Участникам эксперимента показывали различные фотографии ландшафтов, после чего просили вспомнить как можно больше деталей из изображённого на снимках. Независимо от возраста, способности различать цвета и политических убеждений, люди гораздо легче запоминали изображённое на цветных фотографиях, чем информацию, переданную с помощью чёрно-белых фотографий.

Цветные фотографии дают нам возможность передать идею как через распределение яркостей, так и через цвет. Мы можем создать гармоничное настроение на фотографии спокойными цветами, близкими по тональности, внести напряжение с помощью комплиментарных цветов или привлечь внимание к определённым участкам мотива различием цветовой насыщенности. О способах изменения насыщенности цвета в обработке снимков и способах её применения для определённых целей и пойдёт речь в этой статье.

1. Общие сведения и всякие умные мысли

Прирождённые гуманитарии могут с чистой совестью пропустить следующий раздел и продолжить чтение с части 1.2, а то мне намекнули, что такие технические подробности могут негативно сказаться на гуманитарно настроенных умах.

1.1. Что такое насыщенность

Насыщенностью или интенсивностью цветового оттенка называют чистоту цвета, то есть его отличие от равного по яркости серого цвета. Графические редакторы, работающие с цветовой моделью HSL, используют для вычисления насыщенности формулу

где L - яркость, которую обычно вычисляют как среднее арифметическое значений двух каналов (max rgb + min rgb)/2 или всех трёх. В этих формулах используется диапазон значений каналов , а не привычный пользователям Фотошопа .

В редакторах, работающих с цветовой моделью HSV(HSB), яркостью, то есть значением V(B), считается максимальное значение из трёх каналов: max rgb . Для вычисления насыщенности в этом цветовом пространстве используется формула:

Как можно увидеть из таблицы ниже, значения цветового оттенка в моделях HSL и HSB совпадают, но представление о насыщенности и яркости (в процентах) заметно различаются.

Цвет в различных цветовых моделях.

Если работать в Фотошопе, использующем модель HSB, то можно сказать, что максимальной насыщенностью обладает любой цвет, в котором значения одного из каналов RGB равно нулю. Два остальных значения будут определять цветовую тональность, а максимальное значение будет определять яркость цвета.

При переводе изображения в оттенки серого с помощью Hue/Saturation становится очевидно,
что представление яркости в модели HSL больше соответствует визуальному восприятию человека,
в то время как нашему восприятию насыщенности более точно соответствует насыщенность в модели HSB.

1.2. Какое значение имеет цветовая насыщенность для фотографа

Изменение цветовой насыщенности может оказать большое влияние на то, как будет восприниматься фотография. Яркие, насыщенные цвета создают радостное настроение, такие снимки скорее побуждают к действию, чем к созерцанию. В то же время спокойные, приглушённые цвета вызывают у зрителя желание рассмотреть мотив внимательней, углубиться в изображённое на снимке. Спокойные цвета создают настроение, в зависимости от оттенка, от солнечных жёлтых до меланхоличных синих тонов.

Влияние цвета на фотографии зависит также и от того, где проживает зритель. Жители южных стран любят яркие краски, сочетание комплиментарных цветов, в то время как люди в северных широтах предпочитают спокойные цвета, сочетания оттенков, лежащих близко на цветовом круге. Однако, если речь идёт об отпуске, с южными странами северные жители также ассоциируют насыщенные цвета. Поэтому фотограф должен решить, что он хочет сказать своим снимком, какова его целевая группа, какие эмоции он хочет вызвать у зрителя, - желание скорее купить изображённое на снимке, побывать там, где был сделан этот снимок, или же рассмотреть фотографию внимательней, погрузиться в неё.

Известно, что равномерное распределение цветовой насыщенности создаёт гармоничное изображение, независимо от того, насколько сильна насыщенность цвета на фотографии. В то же время усиление цвета для какого-то определённого объекта или части мотива создаёт напряжение в снимке, заставляет зрителя сконцентрироваться на этом предмете или участке фотографии.

Во многих случаях для следования этим правилам может пригодиться избирательная насыщенность. Рассмотрим, как действует этот метод в Фотошопе, в каких случаях изменение насыщенности может помочь фотографу улучшить снимок, и какую роль при этом играет избирательное увеличение насыщенности. Изменения насыщенности в примерах немного преувеличены, чтобы сделать эффект всех манипуляций более явным.

2. Избирательная насыщенность

Простое увеличение насыщенности для всей фотографии и всех цветовых оттенков далеко не всегда приводит к улучшению изображения. Некоторые ненасыщеные оттенки на снимке не бросаются в глаза и не мешают восприятию сюжета, например, синеватые тени на осенней красно-жёлтой фотографии. При увеличении насыщенности всего изображения эти "лишние" оттенки могут принять более яркий цвет и заметно испортить настроение фотографии. В то же время изменение насыщенности только определённых цветовых оттенков может привести к тому, что некоторые изначально яркие цвета станут менее заметными, например синяя скамейка или небо, видимое среди ветвей, если говорить об упомянутом осеннем примере. Решить эту проблему можно, если увеличить насыщенность только участков снимка с насыщенным цветом, а части изображения с малой насыщенностью оставить без изменений. Для этой цели и может пригодиться избирательная насыщенность.

2.1. Создание маски насыщенности

Рассмотрим процесс создания маски насыщенности на примере этого снимка.

Создадим копию слоя (Ctrl+J). Вызвав диалог Image->Adjustment->Selective Color , отметим опцию Absolute и во всех цветах от красного до пурупрного поставим значение чёрного на -100

Для трёх последних опций - белого, серого и чёрного - установим значение чёрного на +100.

Получившееся изображение довольно точно воспроизводит распределение насыщенности на снимке. В некоторых местах заметны малопривлекательные пятна и резкие переходы. Но не следует пытаться избавиться от них, заблюрив маску. Можете, конечно, попробовать, но в большинстве случаев это приведёт к нехорошим результатам позднее, при изменении насыщенности.

Теперь превратим это изображение в выделение. Это можно сделать, перейдя в список каналов и нажав кнопку "Load channel as selection" на нижней панели. Скорее всего, вы не увидите привычных контуров выделения, так называемых "бегущих муравьёв", поскольку маска насыщенности обычно очень тёмная, а значит и выбранные светлые области довольно малы. Не обращайте на это внимания, маска всё же была выбрана.

Другой способ - в том же списке каналов кликнуть на верхний, общий слой RGB, удерживая клавишу Ctrl.

Теперь используем эти выделенные области, в которых цвета фотографии наиболее насыщены. Выделение можно сохранить для дальнейшего использования через "Select->Save Selection..." .

Информация сохранится в дополнительном канале и её можно будет потом на любом этапе обработки фотографии выбрать, кликнув на этот канал, удерживая Ctrl.

Выделенные области можно также сразу использовать, не сохраняя в дополнительном канале. Для этого следует создать корректирующий слой Hue/Saturation и поставить значение насыщенности на максимум. Выделение автоматически превратится в маску корректирующего слоя.

Теперь, когда чёрно-белый слой распределения насыщенности сослужил свою службу, его можно с чистой совестью удалить. Как видим, в изображении увеличилась насыщенность только тех цветов, которые были насыщены сильнее остальных.

Теперь можно поэкспериментировать с различными значениями насыщенности в корректирующем слое, с изменением насыщености отдельных цветовых оттенков, увеличить или уменьшить эффект этого слоя, выбрав маску и меняя яркость средних тонов кривыми или уровнями. Для менее выраженного эффекта усиления насыщенности можно попробовать поменять режим перекрытия корректирующего слоя на Saturation.

В этом примере контраст маски был усилен уровнями, и увеличение насыщенности стало более явным.

Одновременно с увеличением насыщенности ярких цветов можно приглушить ненасыщенные цвета. Для этого делаем копию корректирующего слоя, убираем в нём насыщенность и инвертируем маску слоя (Ctrl+I). После этого затемним маску уровнями или кривыми, изменяя положение среднего участка кривой.

2.2 Использование избирательной насыщенности

Пример 1

Каждый, кто побывал на Канарских островах или в Андалузии, знает, что даже яркие насыщенные цвета не всегда могут передать красоту тех мест. Простое увеличение насыщенности на этой фотографии усиливает также и розоватый цвет тротуара, что нам совсем не нужно. Если создать корректрующий слой Hue/Saturation и поменять режим перекрытия на Saturation, этот эффект немного ослабится, но недостаточно. Если же воспользоваться методом избирательной насыщенности, мы можем усилить только краски на стене дома и цветов в верхней части фотографии, не затрагивая остальные участки снимка.

Слева направо: исходная фотография, простое и избирательное увеличение насыщенности.

Пример 2

В этом случае оперение никобарского голубя было достаточно красочным само по себе, но жёлтая стена, не представляющая интереса, отвлекает внимание от птицы. Как известно из теории цвета, синие оттенки должны быть либо ярче, либо занимать больше места на изображении, чтобы они могли привлечь столько же внимания, сколько жёлтые и зелёные цвета.

В данном случае уменьшение насыщенности всего изображения, кроме голубя, привело бы к тому, что и некоторые участки на заднем фоне стали бы просто серыми. Поэтому оптимальным решением было избирательное уменьшение насыщенности только ярких участков стены и травы на заднем плане. После создания маски и корректирующего слоя Hue/Saturation с отрицательным значением насыщенности, я чёрной кистью закрасил голубя, чтобы не изменить цвет его перьев.

Пример 3

Не менее интересна маска насыщенности для восстановления перенасыщенных, так называемых "выбитых" участков. Думаю, что многим доводилось делать фотографии ярко-красных цветов или одежды, которые на снимке превратились в сплошное алое пятно, лишённое структуры.

Из гистограммы яркости видно, что не вся информация поместилась в динамический диапазон, а при проверке гистограмм каналов можно обнаружить, что именно красные цвета были пересвечены.

Если перенасыщенность цвета не очень велика, то исправить её можно даже в JPG-файле. Для этого создаём корректирующий слой Hue/Saturation с маской насыщенности и уменьшаем насыщенность "выбитых" участков, возвращая им структуру. Не исключено, что во многих случаях нужно будет уменьшить насыщенность не всех, а только проблемных цветовых оттенков. Эти оттенки можно задать в диалоговом окне Hue/Saturation или в разделе "HSL" в Lightroom.

Mаска насыщенности и версия с уменьшенной насыщеностью в выбитых участках

В тех же случаях, когда перенасыщенность слишком велика, восстановить эти участки можно, только если съёмка велась в RAW-формате. Для этого создадим из RAW два файла, лучше всего 16-битных TIFF. Один - с обычными параметрами, второй - с уменьшенным значением насыщенности в RAW-конвертере, чтобы проявилась структура. Теперь из обычного изображения создаётся маска насыщенности, второе изображение, с уменьшенной насыщенностью, копируется в виде слоя на первое, и к нему добавляется эта маска. Теперь можно по мере необходимости менять яркость маски или прозрачность верхнего слоя. Таким образом мы сохраняем и цвета изображения, и структуру.

Кроме вышеупомянутых областей применения маски насыщенности, с её помощью можно изменять яркость и контраст насыщенных участков кривыми или уровнями, придавать им определённый цветовой оттенок корректирующим слоем Photo Filter или Hue/Saturation с отмеченной опцией Colorize.

2.3 Альтернативные способы создания маски насыщенности

Кроме описанного способа создания маски насыщенности, существуют ещё некоторые, дающие более-менее качественные результаты. Для полноты раскрытия темы вкратце опишу и эти способы.

2.3.1 Режим перекрытия слоёв

Во втором способе используются режимы перекрытия слоёв.

1. Создаём новый слой и заполняем его любым цветом. Выбранный цвет не обязательно должен быть насыщенным, главное, чтобы в нём был хоть небольшой цветовой оттенок.
2. Создаём копию изображения с режимом перекрытия Saturation и помещаем её над созданным до этого слоем.
3. Соединяем два верхних слоя (Ctrl+E) в один.
4. Делаем копию этого слоя и меняем режим перекрытия на Difference.
5. Убираем насыщенность верхнего слоя через Desaturate или Hue/Saturation.
6. Соединяем два верхних слоя в один и убираем его насыщенность.

Получившаяся таким образом маска малоконтрастна и подходит для небольших увеличений насыщенности. Если возникнет желание усилить эффект, нужно увеличить контраст маски уровнями или кривыми.

2.3.2 Перевод изображения в HSL/HSB

Некоторые плагины Фотошопа позволяют переводить изображения из RGB или Lab в HSL или HSB режимы. При этом в зелёном канале сохраняется интересующее нас распределение насыщенности, в синем - распределение яркости, а в красном канале сохраняется информация о цветовом оттенке. Последнее значение, конечно же, приблизительно, поскольку на 360 цветовых оттенков в 8-битном изображении приходится всего 256 значений серого, которые может отобразить один канал.

Один из таких плагинов не устанавливается по умолчанию, но его можно найти на исталляционном диске Фотошопа CS в папке "Photoshop CS\Goodies\Optional Plug-Ins\Photoshop Only\HSL&HSB Filter" . После того, как он будет скопирован в папку с плагинами, его можно вызвать через "Filter->Other->HSL&HSB" . Напомню, что по умолчанию Фотошоп ищет плагины в папке "где-у-вас-установлен-Фотошоп\Plug-Ins" и во всех папках внутри неё. Туда и следует копировать плагины. Если у вас вдруг немецкая версия Фотошопа, то папка с плагинами называется Zusatzmodule . Если же у вас китайская версия, то напишите, пожалуйста, мне - очень посмотреть хочется.

Ещё один плагин, позволяющий конвертировать из одного цветового пространства в другое, - Color Converter .

2.3.3 Расчёт каналов RGB

Ещё один способ, использующий расчёт информации из каждого RGB канала отдельно описан . Маска, сделанная этим методом, в некоторой степени включает в себя информацию о цветовых оттенках, как можно увидеть ниже на примерах.

2.3.4 Режим перекрытия слоёв - 2

Существует ещё один часто упоминающийся способ создания маски насыщенности. Он, к сожалению, не совсем правильный, поскольку учитывает не только насыщенность цвета, но и цветовой оттенок.

1. Создадим копию исходного слоя (Ctl+J) и поменяем режим перекрытия на Color.
2. Под ней создадим два слоя, заполненных нейтральным серым цветом (128/128/128 или #808080). Легче всего это сделать, создав новый слой, после чего вызвать через Edit->Fill (Shift+F5) диалоговое окно заполнения и выбрать 50% Grey. Назовём верхний серый слой Grey1, нижний - Grey2.
3. Выбрем самый верхний слой, то есть копию исходного изображения и сложим её с Grey1 (Ctrl+E).
4. Поменяем режим перекрытия получившегося слоя на Difference, сделаем его активным слоем и сложим с Grey2 (Ctrl+E).
5. Уберём насыщенность с помощью Desaturate и кривыми или уровнями увеличим контраст.

2.3.5 Сравнение результатов

Посмотрим, насколько хорошо работают эти способы создания маски насыщенности. Для этого я заполнил изображение градиентом Spectrum, содержащим все цветовые оттенки с максимальной насыщенностью. Затем я создал корректирующий слой Hue/Saturation, убрал насыщенность, залил маску слоя чёрным цветом и убрал части корректирующего слоя. В левой части я сделал небольшой чёрно-белый градиент, который должен стать чёрным на маске насыщенности.

Градиент и созданная для него маска насыщенности.
В идеальном случае маска насыщенности должна полностью соответствовать нарисованной мной маске, может чуть темнее или светлее.

Насколько хорошо описанные методы справляются с созданием маски насыщенности, можно увидеть на этих примерах, сравнив их с исходной маской.

Слева направо: основной метод с Selective Color и методы, описанные в частях 2.3.1, 2.3.2 плагином Color Converter, 2.3.3 и 2.3.4.

2.4 Избирательная насыщенность в Lab.

В Lab также можно делать избирательную насыщенность. Для этого кривые хроматических каналов следует сделать более пологими ближе к центру кривой, то есть там, где насыщенность цвета невелика, а края кривой сделать круче, увеличив насыщенность. Режим перекрытия корректирующего слоя важно поставить на Saturation, поскольку цветовой оттенок в этом случае чаще всего меняется. Способ, в принципе, интересный, но добиться им толковых результатов бывает не так легко, как с помощью маски насыщенности.

3. Способы увеличения насыщенности.

Все способы увеличения насыщенности базируются на уменьшении в цветах тех оттенков, которые им комплиментарны. Делать это можно как уже существующими инструментами, так и изменением информации в каждом канале RGB-модели по отдельности.

3.1. Hue/Saturation

Самый простой и известный способ изменения насыщенности - через диалоговое окно Hue/Saturation. Наряду с изменением общей насыщенности изображения, в нём есть возможность выбирать цвет, который будет затрагивать изменения. Что именно подразумевается под тем или иным цветом, можно увидеть на цветовой шкале в нижней части диалога и при необходимости изменить диапазон цветового оттенка.

По умолчанию шкала ограничена голубым цветом, но при необходимости это можно изменить. Для этого следует при нажатой клавише Ctrl кликнуть на шкалу и передвинуть её в более удобное положение.

За и против : удобство этого метода в том, что он позволяет изменять насыщенность отдельных цветовых оттенков и определять, какие именно оттенки будут лежать в диапазоне, затронутом изменениями. Недостаток метода в том, что в режиме RGB изменяется также и яркость цветов, например, синие оттенки становятся темнее, а зелёные - светлее. Исправить это можно, изменив режим перекрытия корректирующего слоя на Saturation.

3.2. Selective Color

Этот способ учитывает тот факт, что насыщенность цвета увеличивается, если уменьшить в нём количество серого, то есть составную часть комплиментарного цвета. Создадим новый корректирующий слой и для цианового, пурпурного и жёлтого увеличим значение соответствующего цвета, а для остальных уменьшим значение комплиментарного цвета: для красного - циановый, для зелёного - пурпурный, для синего - жёлтый.

Чтобы не изменить цветовой оттенок изображения, поменяем режим перекрытия корректирующего слоя на Saturation. Если насыщенность увеличилась недостаточно сильно, можно создать копию или несколько копий корректирующего слоя.

За и против : результаты применения этого метода во многих случаях выглядят приятней, чем Hue/Saturation. В отличие от предыдущего метода, все оттенки в режиме RGB становятся светлее. При желании можно изменить яркость определённых цветовых оттенков параметром "Black". Недостаток этого способа в том, что одновременно с насыщенностью цвета изменяется и его оттенок. Исправить это можно, как и в предыдущем способе, изменив режим перекрытия корректирующего слоя на Saturation.

3.3. Режимы перекрытия слоёв

Этот способ подходит для изменения насыщенности в средних тонах. Интересен он в первую очередь для 16-битных изображений, поскольку в 8-битном режиме могут образовываться малопривлекательные переходы от насыщенной к ненасыщенной областям.

Сделаем копию изображения и поменяем режим перекрытия на Overlay или Soft Light. При этом тёмные тона затемняются ещё больше, а светлые осветляются и насыщенность цвета в них может уменьшиться. Чтобы нейтрализовать этот эффект, откроем свойства слоя двойным кликом на слой и разделим каретки видимости, удерживая Alt, пока не будем довольны результатом.

Если получющееся увеличение контраста нежелательно, то можно сделать копию исходного слоя, переместить её на самый верх всех слоёв и поменять режим перекрытия на Lightness.

За и против : для изменения насыщенности я лично пользуюсь этим способом крайне редко. Гораздо чаще использую его для изменения цвета и контраста тех фотографий, где светлые и тёмные тона достаточно выражены и лежат на границах гистограммы, а средние тона слишком невнятны и малоконтрастны. Увеличивая контраст и насыщенность только в середине гистограмы, можно оживить подобные фотографии. Недостаток этого способа в его проблематичности для 8-битных изображений и в том, что при неаккуратном применении он может приводить к странным переходам от насыщенных к ненасыщенным областям.

3.4. Channel Mixer

Для этого способа изменения насыщенности используется увеличение контраста каждого канала по отдельности. Создадим корректирующий слой Channel Mixer. В красном канале увеличим влияние информации этого канала, например до 160%. Чтобы избавиться от появившегося красного оттенка, в зелёном и синем поставим -30%. Сумма всех значений должна быть 100, если только вы не хотите, чтобы в фотографии присутствовал дополнительный цветовой оттенок. Теперь для зелёного и синего каналов повторим это действие, увеличивая их влияние на то же значение и уменьшая влияние двух других каналов.

Теперь при желании можно попробовать изменить прозрачность корректирующего слоя или изменить его режим перекрытия на Saturation.

За и против : этот способ может быть привлекателен в первую очередь для тех пользователей, которые чувствуют себя среди каналов RGB как в своих четырёх, простите, трёх стенах. Зная информацию каждого канала, можно очень точно управлять его влиянием на насыщенность изображения. Недостаток этого способа в том, что людей, способных точно оценить результат работы Channel Mixera-а с одного взгляда на информацию в каналах, очень мало. Для большинства, в том числе и для меня, работа этого инструмента по большей части состоит из экспериментирования с различными настройками. Это может давать интересные реультаты при переводе изображения в чёрно-белое, но измененять насыщенность другими способами всё же легче и быстрей. Зачем же я о нём писал? Да так, чтобы было.

3.5. Увеличение насыщенности в Lab

Достаточно подробно о корректировке цвета и изменении насыщенности написано в книге Д.Маргулиса "Photoshop LAB Color". Если очень коротко, то увеличить цветовую насыщенность фотографий в Lab можно, создав корректирующий слой Curves и сделав кривые цветовых каналов a и b более крутыми, удалив крайние точки на одинаковое значение от их исходных положений. Чтобы быть уверенным в том, что при этом не изменился цветовой оттенок, нужно не забыть поставить одну точку в середине кривой со значениями 0/0. Также можно поменять режим перекрытия корректирующего слоя на Saturation.

Другой способ увеличения насыщенности в Lab - наложение хроматических каналов самих на себя в режиме Overlay. Для начала выберем канал "a" из списка каналов, либо через Ctrl+2. Откроем диалог Image->Apply Image и в режиме перекрытия поставим Overlay или Soft Light. Таким образом мы усилили пурпурные и зелёные оттенки. Теперь выберем канал "b" в списке каналов, либо через Ctrl+3 и проделаем ту же процедуру с тем же режимом перекрытия.

Если цвета измененяются при этом сильнее, чем хотелось бы, можно попробовать использовать режим перекрытия Soft Light, либо проделать все операции на копии слоя и уменьшить потом её прозрачность.

Несмотря на все преимущества Lab, при плавных переходах от насыщенной к ненасыщенной области это цветовое пространство может показать и свои отрицательные стороны. Поэкспериментируем с уже знакомым нам градиентом. На этом примере можно увидеть особенности изменения насыщенности в Lab. К счастью, на реальных фотографиях очень редко встречаются подобные переходы насыщенности и оттенков. Если встречаются вообще.

Увеличение насыщенности по первому способу - кривыми, по второму способу - через Apply Image,
через Hue/Saturation в Lab и в RGB со значением насыщенности +80

За и против : преимущество этого метода, как и любая работа с цветом в Lab - раздельное управление цветом и яркостью. Результаты изменений цвета в этом цветовом пространстве выглядят более гармонично, чем в RGB. Для тех, кто привык работать в Lab, недостатков у этого способа практически нет, если не считать показанных выше искажений цветового оттенка. Для тех же, кто работает в RGB, этот способ может быть проблематичен, поскольку при переводе из одного цветового пространства в другое нельзя сохранить корректирующие слои. Решением этой проблемы может быть создание нового слоя, объединяющего все существующие слои (Alt+Ctrl+Shift+E), копирование его в новый документ в пространстве Lab, работа с цветом и заключительное копирование в исходный документ.

3.6. Плагины Фотошопа

Некоторые программы предлагают довольно качественные возможности изменения насыщенности, например, параметр Vibrance в Lightroom, который увеличивает насыщенность, минимизируя при этом выход информации в каналах за пределы гистограммы. Программы, использующие цветовую модель HSL, как Paint Shop Pro, также аккуратней обращаются с цветовой насыщенностью и увеличивают её, не изменяя яркость цвета.

Но и не покидая Фотошоп, можно использовать плагины, позволяющие изменять насыщенность как всего изображения, так и отдельных цветовых оттенков. Среди них стоит обратить внимание на Power Retouche (Saturation Editor) , Curvemeister или на требующий некоторого привыкания плагин Selective Saturation .

Также плагин SF Maskerade позволяет делать довольно точную маску насыщенности с возможностью учитывать различные параметры. Тем, у кого есть время и желание разбираться в принципе работы этого плагина, советую обратить на него внимание.

За и против : что хорошего и плохого есть в этих плагинах, каждый может решить для себя, немного поработав с ними. Для себя я не нашёл пока ни одного плагина, дающего лучшие результаты, чем то, что возможно сделать инструментами Фотошопа. Если говорить о других программах, то мне очень нравится параметр Vibrance в Lightroom. Не сомневаюсь, что он будет встроен в следующую версию Фотошопа.

5. Ещё один забавный способ манипуляции насыщенностью

Этот способ работы с цветом может быть интересен любителям сюрреалистичных, ярких изображений. Он даёт возможность усиливать насыщенность определённых цветов, делать их темнее или светлее, создавая красочные фотографии, больше напоминающие картинки в детских книжках. Для этого способа лучше брать яркие снимки с большим количеством различных цветов.

1. Создадим копию слоя и с помощью Select->Color Range выберем какой-нибудь цвет. Параметр Fuzziness лучше не делать очень большим, чтобы не затронуть много соседних оттенков.
2. Создадим маску слоя, которая сразу скроет всё части фотографии, которые не были выбраны.
3. Изменим режим перекрытия на Overlay или Soft Light.
4. Теперь можно попробовать усилить контраст этого слоя кривыми, сделать его светлее или темнее.

Таким образом поступить с остальными цветами на избражении. Реалистичной такую фотографию, пожалуй, не назовёшь, но в качестве картинки на упаковку леденцов она вполне может пригодиться.

Послесловие

В том эксперименте, который упоминался в начале статьи, запоминаемость цветных изображений была намного выше чёрно-белых. Но это было верно только до тех пор, пока на демонстрируемых фотографиях были естественные цвета. В тех случаях, когда цвета на фотографии искажались, где трава была синей, а люди - зелёными, запоминаемость фотографий падала до уровня чёрно-белых. Фотографам, обрабатывающим свои снимки в графических редакторах, стоит, пожалуй, вспоминать этот факт всегда, когда они беруться за создание очередного творения. Я, конечно же, не исключение. Но не вспоминаю - склероз.

Приложение

Для некоторых способов создания маски насыщенности я написал набор скриптов, который можно скачать . Эти скрипты создают новый корректирующий слой Hue/Saturation с уже применённой маской насыщенности. Чтобы усилить эффект, нужно выбрать маску и осветлить её уровнями (Ctrl+L) или кривыми (Ctrl+M). Если вы работаете с несколькими слоями, то перед запуском этих скриптов необходимо сделать штамп видимых слоёв (Alt+Ctrl+Shift+E) или выбрать тот слой, с которым хотите работать.

При некоторых изображениях с небольшим количеством насыщеных цветов, на каком-то этапе создания маски Фотошоп может жаловаться, что выбран слишком малый участок. Не обращайте внимания, это нормально.

В набор входят:
saturation_mask_sc - создание маски по основному способу, через Selective Color .
saturation_mask_l1 - создание маски по способу из части 2.3.1.
saturation_mask_l2 - создание маски по способу из части 2.3.4. Хотя этот способ и неправильный, но для экспериментов может пригодиться.

Также в наборе есть несколько скриптов, увеличивающих насыщенность различными способами. Эти скрипты создают новый слой с увеличенной насыщенностью. После этого прозрачность нового слоя можно уменьшить и/или поменять его режим перекрытия на Saturation , также можно создать маску насыщенности и добавить её к этому новому слою.

more_saturation_cm - увеличение насыщенности по способу из части 3.2.
more_saturation_overlay - увеличение насыщенности по способу из части 3.3, с созданием двух слоёв и режимом перекрытия Saturation .
more_saturation_sc - увеличение насыщенности по способу из части 3.4.
more_saturation_lab - увеличение насыщенности по способу из части 3.5 с Apply Image и методом перекрытия Overlay

Вот и всё. Успехов Вам, да и мне тоже.

2008 © Александр Войтехович aka Blyg. Все фото автора. Ну и, ясное дело, права на статью принадлежат автору, полное или частичное воспроизведение только с разрешения автора. А иначе карма испортится, обидится и убежит.

В этой статье я расскажу о масках, которые наиболее часто применяются при обработке изображений.

Надеюсь, что те, кто читают данный материал, уже знают, что такое маска, а также умеют создавать простейшие маски из каналов изображения. При необходимости эти моменты можно вспомнить, проштудировав следующие уроки: и

Маска светов

Вот один из способов ее создания, на мой взгляд, самый гибкий. Сначала создать нужный корректирующий слой, белая маска при этом создается автоматически.

Затем кликнуть по маске, сделав ее активной и перейти в меню Изображение - Внешний канал (Image - Apply Image) . В общем случае в качестве источника для маски выбирается композит RGB, но также можно выбрать любой из каналов изображения. Предварительно желательно просмотреть каналы и определить, какой из них лучше подойдет для решения поставленной задачи.

Приведу несколько примеров, чтобы вам легче было определиться с выбором канала в той или иной ситуации:

  • Кожа самая светлая в красном канале, средняя по яркости в зеленом и самая темная в синем.
  • Ясное небо самое темное в красном канале, среднее по яркости в зеленом и самое светлое в синем. Если небо в облаках, то, как правило, оно самое проработанное в красном канале.
  • Зеленая растительность самая темная в синем канале, средняя по яркости в красном канале и самая светлая в зеленом.

Созданная из композита RGB маска светов имеет следующий вид

Исходное изображение

При воздействии на изображение через данную маску наибольшая интенсивность будет наблюдаться в светах, меньшая в средних тонах, минимальная в тенях.

Маска теней

Это инвертированная маска светов. Алгоритм ее создания практически тот же, за исключением того, что в диалоговом окне команды Внешний канал нужно поставить галочку в чекбоксе Инвертировать.

Получаемая при этом маска является обратной к маске светов, то есть, негативным изображением в градациях серого.

При воздействии на изображение через маску теней наибольшая интенсивность будет приходиться на самые глубокие тени, меньшая на средние тона, минимальная на света.

Маска насыщенности

Существует много способов ее создания. С появлением в последней версии Photoshop CC 2014.1 фильтра HSB/HSL все стало намного проще. Данный фильтр находится в меню Фильтр - Другое - HSB/HSL (Filter - Other - HSB/HSL) . Раньше этот фильтр входил в набор дополнительных инструментов для Photoshop от Adobe, а теперь его включили в число стандартных.

Для создания маски насыщенности нужно сделать копию слоя и применить к ней фильтр HSB/HSL со следующими настройками. Данный фильтр замещает красный, зеленый и синий каналы каналами цветовой модели HSL или HSB. Также можно делать и обратное преобразование.

Можно также выбрать во второй колонке параметр HSL, тогда получим несколько другую маску. Заготовка для маски находится в зеленом канале изображения.

Маска насыщенности может применяться в следующих случаях:

  • Для защиты нейтральных областей изображения при проведении поканальной коррекции с помощью кривых.
  • Для защиты насыщенных областей. Для этого используют инвертированную маску насыщенности.

В статье использовано фото

Цель пейзажной фотографии — передать красоту окружающего мира. И желательно сделать это так, как воспринимал все фотограф в момент съемки. Но тут сложность в том, что человеческий глаз и мозг намного совершеннее самого совершенного фотоаппарата. Например — мы видим резко и предметы вблизи и вдали (конечно, если у нас все в порядке со зрением), даже в яркий солнечный день мы видим детали и на облаках и в тени, а ночью, после небольшой адаптации, мы все-таки можем рассмотреть детали.

И для того чтобы передать пейзаж так, как его воспринимало зрение фотографа приходится идти на некоторые ухищрения. И, пожалуй, основное из них это расширение динамического диапазона — прием который позволяет передать на фотографии и детали в светах и в тенях.

Основной смысл этого приема сводится к следующему — фотограф делает два снимка (самый простой вариант) — один с экспозицией по светам, а второй с экспозицией по теням. После этого, в графическом редакторе два снимка объединяются и мы получаем кадр с деталями в светах и в тенях.

Методов обработки подобных снимков довольно много — в самом простом случае, можно ограничится восстановлением информации из одного рав-файла, иногда можно обойтись градиентами в редакторе или градиентными фильтрами. Мы же рассмотрим более сложный (и вместе с тем, более универсальный) метод — яркостные маски.

Яркостные маски

Самый простой способ объединить в Adobe Photoshop темное и светлое изображения — наложить их друг на друга в виде слоев и по маске скрыть часть одного изображения (про работу с масками можно прочитать в статье — ). Но иногда композиция такая сложная, что рисовать маску вручную слишком долго и сложно. Самый простой пример — дерево на фоне яркого неба. Чтобы было видно и детали на стволе дерева и на небе, надо будет прорисовать все веточки дерева.

Но есть один секрет. В пейзажной фотографии чаще всего закрывать маской надо пересвеченные области чтобы выровнять освещенность, а значит нам будет нужен механизм который автоматически позволяет выделять области на основе их яркости. Именно это и называется яркостными масками.

Давайте разбираться с ними по шагам на примере.

Для простоты и наглядности будем совмещать два кадра, хотя в реальной жизни кадров может быть 3 или 5, все зависит от тональных переходов в снимаемой сцене и от возможностей матрицы камеры.

Светлый снимок. Хорошо проработан передний план, но потеряны детали в области солнца


Темный снимок, деталей на переднем плане не видно, но зато хорошо проработана область вокруг солнца

Основная задача выделить яркие области вокруг солнца на светлом кадре и заменить их областями с темного.

Помещаем оба снимка на отдельные слои в Photoshop и совмещаем с помощью Edit/Редактирование -> Auto Align Layers/Автоматически выравнивать слои…

Пункт с автоматическим выравниванием можно пропустить, если съемка велась со штатива.

При необходимости, после выравнивания кадров друг относительно друга можно “обрезать края”.

В Photoshop нет никаких инструментов и команд для создания яркостных масок, но все описываемые ниже действия вы можете сохранить в виде Action/Операции и применять автоматически к другим изображениям — алгоритм работы не зависит от того что изображено на фотографии, он ориентируется только на яркость тех или иных пикселей.

Для наглядности работы отключаем видимость верхнего темного слоя и кликаем по нижнему светлому. Именно он будет использоваться для поиска светлых участков.

После этого переходим в панель Channels/Каналы и Command+клик на композитном RGB канале. Это создаст выделение вокруг ярких областей изображения.

Получившееся выделение уже можно использовать, но более правильно будет создать маски для разных по яркости областей.

Щелкните иконку Save Selection as Channel/Сохранить выделенную область в новом канале внизу панели Channels/Каналы. Это создаст новый канал, автоматически названный Alpha. Переименуем его его в Highlights.

Для того чтобы выделить более яркие участки изображения нужно необходимо сделать пересечение этого выделения с самим собой. Удерживая нажатыми Command+Alt+Shift, кликаем по миниатюре канала Highlights. Таким образом выделяются более светлые участки предыдущего выделения. Новое выделение снова сохраняем как канал с именем Highlights 1.

Эту операцию с пересечением каналов яркостей самих с собой можно проделать еще несколько раз получая аккуратные выделения разных по яркости областей. Чем больше мы пересекает первоначальное выделение друг с другом, тем более яркие области выделяются.

У нас получилось вот так:

Таким образом, мы получили выделения с пятью уровнями яркости.

Для обработки фотографии из нашего примера понадобится выделение только ярких областей, но для наглядности и общности рассмотрим как создать аналогичные выделения для темных участков изображения.

Снова загрузите выделение Highlights, Ctrl+кликнув на одноименный канал. Затем выберите Select/Выделение > Inverse/Инвертировать (Shift+Ctrl+I) — эта команда изменит выделение на обратное. Это означает, что теперь вместо светлых участков в выделение попали тени. Сохраните выделение как новый канал с именем Shadows.

Для того чтобы создать каналы на которых выделены более плотные тени используйте аналогичную технику самопересечения с нажатием клавиш Command+Alt+Shift и кликом по каналу Shadows. После пяти итераций мы получим пять каналов с масками для разных по темноте областей

Теперь пришло время воспользоваться этими каналами для того чтобы создать маску на темном слое. Нам нужно сделать так, чтобы выбранный канал добавился в качестве маски слоя.

Нам надо сделать маску таким образом чтобы на темном варианте снимка остались только области вокруг солнца. В данном случае, больше всего подходит канал с названием Highlights 1, именно там выделены самые яркие области (они белые).

Загружаем его в виде выделения кликая на канале с нажатой клавишей Command

После этого делаем активным композитный RGB канал (нужно кликнуть по нему), переключаемся в панель Layers/Слои, активируем и включаем видимость темного слоя и добавляем к нему маску, кликнув на пиктограмму добавления маски внизу панели слоев.

Наше выделение сразу же станет маской этого слоя и фотография преобразится.

Темные части маски делают области слоя непрозрачными, а белые наоборот проявляются. Получается, что области вокруг солнца на недоэкспонированном слое перекроют пересвеченные, но передний план останется с более светлого снимка.

Вместе пересвета на небе мы получили участок с хорошими цветами детализацией. И для этого нам не пришлось вручную рисовать маски и обводить контуры корабля.

При необходимости маски можно доработать с помощью инструмента Levels или Curves, а также просто кистью.


Исходная яркостная маска


После доработки с помощью кисти

Аналогичным способом, но использую каналы Shadows, в которых мы выделяли тени можно немного осветлить камни на переднем плане, не затрагивая небо.

Выбираем подходящий канал

И применяем его в виде маски к корректирующему слою с кривыми:

После того как мы получили выровненный по яркости снимок без провалах в тенях и светах можно уже проводить работу с цветом и контрастом, с помощью Dodge & Burn расставлять акценты, добавлять солнечные блики и прочие эффекты.

Чтобы доработать цвета и освещение на снимке воспользуемся плагином Nik Color Efex:

После небольшой цветокоррекции с помощью кривых получим вот такой результат:

Яркостные маски можно использовать не только для того чтобы совместить несколько экспозиций в одном снимке. Они отлично подойдут для того чтобы заменить небо на пересвеченным снимке. Пересвет — это очень яркий участок, а значит его будет очень просто выделить с помощью яркостных масок и потом на это место вставить небо с какого-то другого кадра.

В статье мы рассказали о ручном создании яркостных масок — это хорошо для того чтобы понять смысл процесса, но при ежедневной обработке фотографии может быть несколько долго и непродуктивно.

Есть несколько способов автоматизировать процеcc:

  1. Использования специального набора Actions. Бесплатно такой набор могут скачать все подписчики фотошколы . Эти экшены помогут автоматически создать каналы с выделениями светов и теней, а также наборы из кривых и уровней с примененными к ним яркостными масками. После запуска экшена вам просто надо будет оставить видимым нужный слой с кривыми или уровнями (как удобнее) и откорректировать настройки. Скачать можно тут —
  2. Панель ArcPanel . Более громоздкое, но и более универсальное решением чем использование отдельных экшенов. Позволяет наглядно создавать выделения на основе яркости с помощью кнопок на панели.

Создание хорошего выделения без видимых швов в программе Adobe Photoshop может оказаться довольно-таки медленным и сложным процессом. Тем не менее, программа имеет множество инструментов, посвящённых созданию выделения, которые делают эту задачу лучше, быстрее и проще.

В этом простом уроке я покажу вам один из самых простых и самых полезных способов создания выделения, основываясь на значениях яркости пикселей на изображении. Данный способ позволяет очень легко редактировать световые блики, тени и средние тона.

Данная техника выделения позволяет провести профессиональную ретушь фотографии, что было бы крайне сложно при использовании другой техники. Данная техника также создает края на выделениях, которые выглядят без видимых швов. И это всё без единого касания даже одного инструмента выделения!

Примечание переводчика: Яркостная маска - техника, которая позволяет выделять пиксели в зависимости от значений яркости изображения. Вы можете выделять света, тени и средние тона с помощью каналов, а затем редактировать и проводить ретушь фотографии. Также вы можете управлять степенью яркости светов и теней с помощью яркостной маски.

1. Создаём выделения

Техника выделения, которая представлена в этом уроке, работает на любом изображении, единственное, для выполнения данного урока и дальнейшей ретуши, вам понадобится скачать исходное изображение по ссылке в начале этого урока.

Шаг 1

Первое выделение связано с выделением ярких пикселей на изображении. Создание данного выделения является основополагающим для этой техники, т.к. другие выделения отталкиваются от него.

Примечание переводчика: автор создаёт несколько выделений, сохраняя каждое выделение в качестве нового канала.

Важно то, что ни в меню, ни в инструментах этого нет. Это почти как секретное рукопожатие в Photoshop. Чтобы преобразовать канал маски в контур выделения, используйте горячие клавиши (Alt+Control+2). До версии CS5, комбинация клавиш была (Alt+Control+ ~) (да, это тильда!) Но самый простой способ создания выделения - это перейти в закладку Каналы (Channels) и удерживая клавишу (Ctrl)+щёлкнуть по композитному RGB каналу. Таким образом, мы создадим выделение вокруг ярких пикселей или светлых участков на изображении.

Шаг 2

Нажмите кнопку Сохраняет выделенную область в новом канале (Save Selection as Channel) в нижней панели инструментов палитры Каналы (Channels). Таким образом, мы создадим новый канал, который будет автоматически называться Альфа 1 (Alpha 1). Переименуйте этот канал в Световые блики (Highlights).

Шаг 3

Далее, мы проведём пересечение выделения. Для этого, перейдите на канал Световые блики (Highlights) и, удерживая клавиши (Ctrl+Alt+Shift) + щёлкните по миниатюре канала Световые блики (Highlights). После пересечения выделения, мы выделим подгруппу ярких пикселей. Сохраните выделение в качестве нового канала, назовите его Яркие световые блики (Bright Highlights).

Примечание переводчика: с помощью пересечения выделения, автор создал новый канал, выделив более яркие пиксели, т.е. с помощью пересечения, автор отсекает менее яркие пиксели, сохраняя более яркие пиксели. Таким образом, автор создал два канала со световыми бликами с разной степенью яркости. Далее, автор повторит Шаг 3 и создаст уже третий канал с наиболее яркими пикселями.

Шаг 4

Далее, мы проведём пересечение выделения Ярких световых бликов (Bright Highlights), (то же самое, нажмите клавиши (Ctrl+Alt+Shift) + щёлкните по миниатюре канала). Сохраните выделение в качестве нового канала, назовите его Самые яркие световые блики (Brightest Highlights).

Таким образом, мы создали три разных канала с тремя различными уровнями яркости, с которыми мы будем работать. Вы могли бы продолжить и дальше создавать новые каналы, используя пересечение выделения, но я не вижу в этом необходимости, трёх каналов будет достаточно. Теперь пришло время обратить своё внимание на тени.

Шаг 5

Создайте новое выделение со Световыми бликами (Highlights), для этого, удерживая клавишу (Ctrl)+щёлкните по данному каналу (примечание переводчика: по каналу Световые блики (Highlights) ). Далее, идём Выделение - Инверсия (Select > Inverse) (Shift+Ctrl+I)—мы проведём инверсию выделенных участков. Это означает, что вместо выделенных светлых участков, мы выделим тени. Сохраните выделение в качестве нового канала, назовите его Тени (Shadows).

Шаг 6

Используя ту же самую технику пересечения выделения, создайте ещё два канала с градацией тёмных тонов. Назовите эти каналы Тёмные тени (Darker Shadows) и Самые тёмные тени (Darkest Shadows) соответственно.

Шаг 7

Итак, у нас есть три канала со световыми бликами и три канала с тенями, что осталось? Конечно же, средние тона! Вначале выделите всё изображение, идём Выделение - Всё (Select > All) или нажмите клавиши (Ctrl+A), далее, мы вычтем световые блики из активного выделения, для этого, удерживая клавиши (Ctrl+Alt)+щёлкните по каналу Световые блики (Highlights). Далее, мы вычтем тени из активного выделения, используя ту же самую технику (примечание переводчика: но на этот раз щёлкните по каналу Тени (Shadows) ).

На этом этапе, программа Photoshop может дать предупреждение про невидимые края выделения, потому что Не выделено пикселей больше, чем 50 % (no pixels are more than 50% selected). Это означает, что выделение будет активно и что вокруг выделенных участков не будет пунктирных линий.

Сохраните выделение в качестве нового канала, назовите его Средние тона (Midtones). Здесь нет необходимости проводить пересечение данного канала, т.к. он создаёт пустое выделение.

После завершения работы с каналами, всегда переходите на композитный RGB канал до того, как перейти в закладку Слои (Layers). Вышеуказанная техника применяется к любой фотографии вне зависимости, что изображено на ней. Вы можете записать Экшен (Action), чтобы воссоздать работу с каналами, особенно, если вы проводите много времени за редактированием и обработкой фотографий.

2. Используем Выделения

Сейчас у нас есть выделенные яркие пиксели, которые аккуратно сохранены в палитре Каналы (Channels). Итак, какую пользу они могут принести? Почему мы так себя утруждали, когда создавали их? Потому что они позволят нам провести целенаправленную коррекцию, хотя, это было бы сложно, или почти невозможно, если мы использовали другие методы выделения.

Шаг 1

Удерживая клавишу (Ctrl)+щёлкните по каналу Световые блики (Highlights), чтобы создать выделение. Далее, возвращаемся обратно в палитру Слои (Layers), и добавляем корректирующий слой Кривые (Curves) для этого идём Слой - Новый корректирующий слой - Кривые (Layer > New Adjustment Layer > Curves). Программа Photoshop автоматически использует выделение в качестве маски на корректирующем слое. Итак, потяните среднюю точку кривой верх, что усилит яркость только световых бликов на изображении, сохранив средние тона и тени.

Шаг 2

Загрузите выделение теней, удерживая клавишу (Ctrl)+щёлкните по каналу Тени (Shadows), далее, добавьте новый корректирующий слой Кривые (Curves). Но на этот раз, потяните среднюю точку кривой немного вниз, в зависимости от теней.

Шаг 3

Выделение средних тонов может быть использовано для создания красивого и нежного светового эффекта, не беспокоясь о воздействии на световые блики и тени. Загрузите выделение средних тонов, удерживая клавишу (Ctrl)+щёлкните по каналу Средние тона (Midtones), добавьте корректирующий слой Цветовой тон / Насыщенность (Hue/Saturation). Поставьте галочку в окошке Тонирование (Colorize), установите настройки цвета на своё усмотрение. Настройки, которые я использовал, указаны ниже.

  • Цветовой тон (Hue): 33
  • Насыщенность (Saturation): 46
  • Яркость (Lightness): +8

Просто в качестве наглядного примера, попробуйте, удерживая клавишу (Shift)+щёлкнуть по слой-маске, чтобы временно отключить маску. Вы видите, насколько насыщенный эффект тонирования без маски? Фу, как страшно! Теперь представьте, сколько уйдёт времени, чтобы прокрасить участки световых бликов и теней вручную! Данный пример показывает, насколько полезна эта техника. Не забудьте включить снова маску, удерживая клавишу (Shift)+щёлкните по маске.

Шаг 4

Создайте новый слой (Ctrl+Shift+N) поверх всех слоёв, назовите этот слой Осветление светлых бликов (Highlights Dodge). Далее, идём Редактирование - Выполнить заливку (Edit > Fill) и в меню Содержимое (Contents), выберите опцию Серый 50% (50% Gray), нажмите кнопку OK. Поменяйте режим наложения для данного слоя на Перекрытие (Overlay), чтобы скрыть серые тона. Выберите инструмент Осветлитель (Dodge Tool), установите Диапазон (Range) на Средние тона (Midtones), а значение Экспозиции (Exposure) на 9%. Теперь, аккуратно прокрасьте поверх участков со световыми бликами, чтобы усилить их.

Шаг 5

Загрузите выделение Световых бликов (Highlights), а затем используйте выделение в качестве слой-маски, чтобы применить осветление только к участкам световых бликов. Далее, перейдите в палитру Свойства (Properties), чтобы уменьшить Плотность (Density) маски до 60%, чтобы немного приглушить данное ограничение.

Примечание переводчика: 1. Загрузите выделение световых бликов через соответствующий канал, а затем добавьте слой-маску к слою с серой заливкой 2. Данная техника, которая описана в Шагах 4-5-6, предназначена для создания световых эффектов с помощью инструментов осветления и затемнения, используя яркостную маску 3. Новая панель Свойства (Properties) появилась в программе Photoshop CS6.

Шаг 6

Используйте ту же самую технику, чтобы создать слой с затемнением теней. Только на этот раз, используйте инструмент Затемнитель (Burn tool), чтобы усилить участки с тенями. Используйте выделение Теней (Shadow) для создания слой-маски.

Шаг 7

Теперь, создайте объединённый слой поверх всех слоёв (Ctrl+Alt+Shift+E). Далее, идём Фильтр - Резкость - Умная резкость (Filter > Sharpen > Smart Sharpen), примените настройки, чтобы немного добавить резкости. Настройки, которые я использовал для данного изображения, указаны ниже:

  • Эффект (Amount): 207%
  • Радиус (Radius): 0.9 px
  • Уменьшить шум (Reduce Noise): 7%

Шаг 8

Загрузите выделения Ярких световых бликов (Brighter Highlights) и используйте выделение в качестве слой-маски на объёдинённом слое с резкостью. Это ограничит эффект резкости и применит его только пикселям ярких световых бликов. Немного уменьшите данное ограничение путём уменьшения Плотности (Density) маски до 81%.

И мы завершили урок!

Итоговый результат вы можете увидеть на скриншоте ниже. Мы создали контраст световых бликов, теней и средних тонов, который можно редактировать, откорректировали цвет освещения, не делая его неприятным, добавили стильные эффекты осветления и затемнения и применили эффект резкости только к участкам, которые нам были нужны. Всё это без применения даже одного инструмента выделения! Вот это удивительная сила Яркостной маски!