Как составить план темы. План текста — простой, сложный, тезисный. План по улучшению в течение четырёх недель

И напрасно, ведь это — действительно полезный навык, который пригодится не только при написании изложений и сочинений, но и на других предметах. Грамотно составленный план поможет освежить в памяти ключевые моменты и логические связи, лучше понять материал.

Определение

План представляет собой перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними. Проще говоря, это короткие заметки, взглянув на которые, вы сможете легко восстановить текст в памяти, а в идеале — пересказать, ничего не перепутав. План часто называют "скелетом" произведения — то, что остаётся, если убрать все лишние детали, подробности и художественные приёмы.

Виды плана

Итак, наша задача — передать суть текста. Однако записать ключевые мысли можно по-разному: своими словами или с помощью цитат, односложно или более развёрнуто. С учётом этого принято выделять 5 видов плана текста.

Тип Особенности Пример
Тезисный Сжато передаёт смысл каждой части текста. Содержит большое количество глаголов.
  1. Три поросёнка построили себе по дому.
  2. Пришёл волк и сдул домики из соломы и хвороста.
  3. Поросята спрятались у брата, который не ленился и сделал дом из камня.
  4. Волк не смог сломать третий дом, обжёгся в дымоходе и убежал.
Назывной Основан на коротких тезисах с большим количеством существительных и прилагательных.
  1. Дома трёх поросят.
  2. Нападение волка. Уничтожение домиков из соломы и веток.
  3. Спасение в каменном доме.
  4. Победа над волком.
Вопросный Каждый пункт представляет собой вопрос к определённой части текста. Ответив на них, можно полностью восстановить содержание.
  1. Какие домики были у трёх поросят?
  2. Почему волк легко сломал два дома?
  3. Как поросятам удалось спастись?
Опорная схема Мини-конспект из ключевых слов и отрывков предложений, которые помогают передать смысл текста.
  1. Три поросёнка строят домики: из соломы (Ниф-Ниф), веток (Нуф-Нуф) и камня (Наф-Наф).
  2. Встреча с голодным волком в лесу, погоня.
  3. Волк ломает дома из соломы и веток (дует).
  4. Убежище в каменной “крепости” Наф-Нафа.
  5. Волк не может сломать, хочет пролезть в дымоход.
  6. Победа над волком (нагревают котёл, волк обжигается и убегает).
Комбинированный Объединяет несколько типов.
  1. Поросята строят домики (солома, хворост, камень). Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф смеялись над Наф-Нафом?
  2. Встреча с волком.
  3. Что произошло с домами Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа?
  4. Поросята убегают к Наф-Нафу и прячутся у него (“Никакой на свете зверь не откроет эту дверь”).
  5. Волк не может разрушить каменный дом и решает: “Проберусь в дом через трубу”.
  6. Поросята нагревают котёл. Волк обжигается, вылетает обратно и убегает в лес.

Говоря о том, как составлять план текста, в первую очередь нужно определиться с его видом. Для устного пересказа, например, больше подходят тезисы и опорные схемы, а для сочинения или анализа можно смело использовать вопросы.

Простые и сложные планы

Следующий вопрос, который нужно себе задать, — насколько важны подробности? Если их можно опустить, а суть материала передать своими словами, можно ограничиться простым планом из 3-5 пунктов.

А как составлять план текста, чтобы воссоздать полную картину, максимально раскрыть сюжет и все нюансы? В этом случае каждый из основных блоков следует дополнительно разбить на 3-4 подпункта. Вот как это выглядит:

Простой план Сложный план

2) Подготовка мачехи и сестёр к балу.

3) Появление феи-крёстной.

4) Золушка во дворце. Встреча с принцем.

5) Побег из замка. Потеря хрустальной туфельки.

6) Принц в поисках Золушки.

7) Развязка. Встреча влюблённых. Свадьба Золушки и принца.

1) Жизнь Золушки в новой семье.

  • Почему отец героини решил жениться снова?
  • Отношение мачехи и к девушке.
  • Как появилось прозвище “Золушка”?
2) Подготовка к балу.
  • Почему сёстры хотели попасть на бал.
  • Что сделала мачеха, чтобы Золушка не “бездельничала”?
  • Мысли героини, когда она осталась одна.

3) Появление феи-крёстной… и т. д.

Учимся составлять план текста на примере сказки

На самом деле самое сложное — научиться разбивать цельный рассказ на смысловые блоки. текста? Давайте разберём этот процесс на примере сказки "Гадкий утёнок" Г. Х. Андерсена.

1. Внимательно прочитайте материал.

2. Выделите и кратко запишите основную мысль произведения.

Пример:

"Все вокруг смеялись и издевались над гадким утёнком, но он выдержал все испытания и превратился в прекрасного лебедя, оставив их позади".

3. Разделите текст на логические блоки. Удобнее всего отметить их границы карандашом.

4. Перечитайте первую часть и выделите ключевые события/факты/мысли. Постарайтесь передать суть одним предложением.

Пример:

"Молодая утка высиживает яйца. Вместе с утятами вылупляется огромный некрасивый птенец".

5. Точно так же проанализируйте и озаглавьте каждый смысловой отрезок текста.

Примеры:

  • "Семья и другие птицы издеваются над не похожим на всех утёнком".
  • "Побег со двора и жизнь на болоте. Знакомство с дикими утками и гусаками".
  • "Встреча с охотниками" и т. д.

6. Выпишите все тезисы в столбик и перечитайте. Убедитесь, что план точно передаёт содержание текста, а вы не пропустили какой-то эпизод.

Понять, как составить план текста, нетрудно. Но для того, чтобы научиться писать их правильно, умещать в коротких тезисах максимум информации.

Анализ плана

Следующий момент, на котором нужно остановиться, чтобы разобраться, как составить план текста, — примеры самых распространённых ошибок, которые допускают ученики. Обязательно просмотрите свою работу. На что обратить внимание?

  1. Информативность . Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто "Гадкий утёнок" вам ни о чём не скажет).
  2. Длина . Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.
  3. Пропорциональность . Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми.
  4. Структура . В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.
  5. Последовательность . Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего.
  6. Формулировки . Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.
  7. Логика . Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками ("Из-за… случилось…, что привело к…").

Лучшая проверка — дать плану "отдохнуть" пару дней (или хотя бы часов), а затем, пользуясь только им, попробовать пересказать текст максимально близко к оригиналу.

Теперь, когда вы знаете, как составлять план текста по русскому языку, пора рассказать о небольших хитростях, которые помогут справиться с заданием быстрее и лучше.

  • Чтобы выделить смысловые блоки, ориентируйтесь на абзацы — как правило, в каждом содержится одна законченная мысль.
  • Выделяйте яркие образы, которые запомнились больше всего, и старайтесь использовать их в заголовках.
  • Поработайте над оформлением. Для основных пунктов обычно используется простая нумерация (1, 2, 3), а для подпунктов — двойная (1.1, 1.2, 1.3) или буквы (a, b, c).
  • Если не получается придумать заголовок, посмотрите, какие слова/термины используются в данном фрагменте чаще всего и отталкивайтесь от этого.
  • Черновой вариант план нужно набросать уже при первом чтении, когда вы следите за мыслью автора более внимательно и замечаете границы мыслей.

Помните, что многое зависит от того, для чего вы пишете план. На контрольной можно просто перечислить основные темы, которые раскрываются в тексте. Но если вы делаете это для себя, чтобы лучше усвоить и запомнить материал, лучше не полениться и сделать сложный план, отметив важные детали.

Все процессы, понятия или предметы с чего-то начинаются. Этот момент начала произошел несколько дней или лет назад, и все выглядело по-другому – не так, как сейчас. Смотря, например, на машину, мы понимаем, что в самом начале она не была такой: сначала появилась идея, затем эта идея была донесена другим людям, что вызвало обсуждение; к работе подключились дизайнеры, был запущен процесс сборки и многое другое.

Описанное выше – незначительный пример. Но он отлично объясняет суть – у всего есть начало.

Управление проектами – не исключение. Будучи сложной цепочкой задач и процессов, оно также с чего-то начинается. Этим первым шагом является план проекта .

В этой статье мы поговорим о плане и процессе планирования, а также разъясним моменты, связанные с вопросом «Как создать такой план». Мы выделили 7 шагов.

Что же такое план проекта?

Вы могли заметить, что мы помимо плана упомянули и процесс планирования . Какая между ними разница? Все очень просто.

Планирование – это процесс, обсуждение. Во время него выясняется объем работ, цели и пути, необходимые для их достижения.

План же – это официальный документ, содержащий все решения по планированию, утвержденный объем, затраты. Его главные функции – контроль, оказание содействия общению между участниками и составление графика.

Создавая план проекта, менеджер уже должен обладать ключевыми знаниями и умениями. Это повышает шансы на успешную его реализацию. Кроме того, подготовленный план поможет предвидеть и избежать необязательных ошибок и принятия неверных решений, а также поспособствует экономии времени и уменьшению затрат.

Цели плана проекта

Хорошо подготовленный план должен отвечать на следующие вопросы.

Почему?

Должны быть выяснены причины, почему на проект выделяются средства; какая проблема должна быть решена.

Вопрос касается работы, которая должна быть выполнена для достижения результата и конечных целей.

Вопрос о вовлеченных людях, их ролях и ответственности; о том, как они должны быть организованны.

Когда?

Здесь речь идет о графике/продолжительности проекта.

Как составить план проекта?

Перед тем как заняться составлением, менеджер должен быть осведомлен о большом количестве вопросов, которые будут возникать на протяжении всего проекта, и ответов на них. Каждый вопрос можно выделить отдельно. Но все же лучше определить общие характерные шаблоны и модели. Итак, что же необходимо делать менеджеру для составления плана проекта.

1. Общайтесь

Первым шагом к успеху является общение с командой о целях, участниках, задачах, т.д. Менеджер должен знать, кто и за какую задачу ответственен, о сроках, а также просто обо всем, что происходит в проекте.

Стоит добавить, что общение – это не только первый шаг. Общаться стоит на протяжении всего проекта – это ключ к успеху.

2. Определите участников и цели

Определение всех участников проекта иногда вызывает сложности: их может быть очень много. Более того, они прямо или косвенно, в большей или меньшей степени могут оказывать влияние на проект. Именно поэтому важно определить всех тех, кто напрямую влияет на составление плана и серьезно отнестись к их пожеланиям.

Кто может быть участником проекта:

  • Заказчик – человек, непосредственно финансирующий и утверждающий работу;
  • Менеджер проекта – человек, занимающийся планированием с последующим созданием, исполнением и контролем над проектом;
  • Команда проекта , которая создает конечный продукт. Члены команды участвуют во многих важных процессах, среди которых разработка, обеспечение качества, работа над дизайном и т.д. Как правило, они не утверждают проект;
  • Конечный пользователь ;
  • Другие . В этот список могут входить самые разнообразные люди: риск-аналитики, специалисты по снабжению и т.д.

Что можно сделать на этой стадии? Проведите интервью с ключевыми участниками. Так вы поймете, какие требования ставятся, и какие цели стоит достигнуть. Наиболее эффективным способом достижения целей является SMART методика постановки целей.

Проведение интервью также позволяет менеджеру осознать, какую проблему решает проект, и почему вообще он финансируется.

Это наш почему вопрос.

3. Определите весь объем работ

Несомненно, самая важная часть любого планирования. Все ключевые моменты выделяются и обсуждаются здесь: обоснование, описание продукта, критерии соответствия, цели и результаты, ограничения, предположения, стоимостная оценка и некоторые другие. Все участники проекта должны прийти к полному пониманию и соглашению на этой стадии. Как только обсуждение заканчивается, все важное заносится в документ, в котором фиксируются описание содержания и объема проекта.

На этой стадии также уменьшаются риски недопонимания, которые могут привести к масштабов проекта.

Это наш что вопрос.

4. Определите роли и ответственности

Одна из важнейших задач менеджера – распределение задач между членами команды. Они должны знать свои роли и сферу ответственности. И, конечно же, не следует забывать, что команды – это сформированные единицы с определенным числом участников.

Это наш кто вопрос.


5. Составьте график проекта

Этот пункт – непосредственное продолжение предыдущего. Как только роли и ответственность будут распределены, следующим шагом будет установление продолжительности работы для каждого ресурса с датами начала/окончания.

Это наш когда вопрос.

На этой же стадии менеджер устанавливает ключевые события, критический путь – в общем, имеет дело с графиком выполнения работ.

Какой же инструмент для работы с проектом выбрать?

6. Визуализируйте план проекта при помощи диаграммы Ганта

Заметим, что некоторые люди, говоря о графике, подразумевают весь проект. Это не совсем так. Визуализированный график – это всего лишь часть планирования и плана как такового. Весь проект представляет собой более сложную структуру.

Воспользуйтесь GanttPRO – онлайн инструментом для . С его помощью менеджер может:

  • Создавать и распределять задачи;
  • Устанавливать их продолжительность с датами начала и окончания.
  • Устанавливать зависимости между задачами. Менеджер следит за всеми событиями и знает, когда завершающаяся задача дает начало следующей;
  • Следить за прогрессом отдельно взятых событий и проекта в целом;
  • Определять ресурсы, необходимые для выполнения задач;
  • Устанавливать стоимость ресурсов;
  • Взаимодействовать с членами команды и просматривать все сделанные ими изменения;
  • Следить за ключевыми событиями;
  • Визуализировать критический путь – наиболее короткий промежуток времени, необходимый для завершения проекта.

С диаграммами Ганта GanttPRO легко управлять процессами планирования и составлять проект.

7. Управляйте рисками

Все стадии проекта могут подвергаться рискам. Поэтому управление ими – один из важнейших моментов в планировании.

Опытный менеджер способен не только оценивать и предвидеть такие ситуации, но и создавать план со способами их решения. Команда, в свою очередь, также должна знать, как реагировать на любые перемены.

Какие риски могут возникнуть?

  • Оптимистичные ожидания о времени и затратах;
  • Плохо обозначенные требования и пожелания;
  • Плохо обозначенные роли и ответственности;
  • Перемены в требованиях;
  • Новые требования;
  • Сокращение бюджета;
  • Плохое взаимодействие.

Подытожим

Идентичных проектов не существует. Один может быть отлично реализован без рисков и перенесенных сроков. Другой может провалиться, даже если в нем будут те же участники, затраты, график и цели. Риски и перемены в проекте неизбежны. Но все же облегчить само планирование и составить план помогут грамотно распланированные объем работ, график, оцененные риски и отличная командная работа. В таком случае даже трудные проекты могут приносить удовольствие.

А у вас есть опыт планирования проектов?

8 мин. чтения

Обновлено: 08/10/2018

В Америке президент правит четыре года, а журналисты - бессрочно. (Оскар Уайльд, английский писатель)

Статья, основанная на структуре – логична, понятна и полностью раскрывает суть вопроса. Статья без структуры (плана) – хаотична, мысли в ней перескакивают с одного на другое, из-за чего теряется нить повествования или рассуждения. Структура наводит порядок в статье. Она задает направление движения из пункта А в пункт Б. Статья без структуры может быть интересна, захватывать читателя, но из-за отсутствия логики и последовательности, может запутать читателя.

План статьи - это железобетонный каркас здания. Без структуры повествование будет скакать, читатель заблудится и уйдет. Знания о структуре отличают любителя от профессионала: любитель пишет как бог на душу положит, профессионал строит каркас. Благодаря хорошей структуре читатель легко охватывает статью. Если у текста хорошая структура, его удобно и интересно читать, по нему легко искать, он не требует расшифровки. © Максим Ильяхов

Структура статьи встречает нас в тексте в виде содержания. Идеальная структура это когда статья рассказывает о себе до того, как вы ее читаете. Пробежав глазами по содержанию уже можно понять суть статьи. Пример содержания статьи “Как обналичить материнский капитал:

Посмотрев на это содержание читателю сразу же становится ясным о чем будет эта статья. Если с какими-то моментами он знаком и у него нет возможности читать весь текст, то с помощью содержания он может сразу же переместиться к нужному разделу статьи.

Классическая формула

Помните по какому плану вы писали сочинения в школе?

Введение – основная часть – заключение.

Классика, которую никто не отменял при написании обычной статьи. Этот план можно расширять или дополнять какими-то пунктами. Например, для сайта Мой рубль в этот план мы включаем, если это необходимо, еще такие пункты:

  • Введение
  • Основная часть (объясняем суть вопроса, расшифровываем термины и формулировки)
  • Сложности и трудности с которыми может столкнуться читатель
  • Пошаговый план действий по решению трудностей
    • Шаг 1
    • Шаг 2
    • Шаг 3
  • Плюсы и минусы рассматриваемой темы
  • Ответы на часто задаваемые вопросы
  • Заключение

Введение

Во Введении описываем о чем будет данная статья. Можно дать какую-то подводящую историю из-за которой возникла тема статьи. Или описать боль читателя, его проблему, которая заставила его открыть интернет и пуститься на поиски ее решения.

Пример, человек живущий где-нибудь на периферии решил приехать в Москву, чтобы купить авто. Прежде чем ехать в Москву он решил почитать что об этом пишут в интернетах. Так как основная боль статьи – это возможная потеря денег, то лучше с этого и начать во Введении.

Можно найти историю какого-нибудь человека, который сильно обжегся на этом и рассказать что произошло:

“Иван Федоров увидел на Авито дешевый Форд Фокус, который продавался в Москве. Такие в его родном городе стоили на 30% дороже. Уже вечером он ехал в поезде, мечтая о своей будущей ласточке. В тот момент он не знал, что этот самый Форд Фокус, в итоге, обойдется ему не на 30% дешевле, а на 50% дороже. Вот что было…”

Если мы пишем статью, которая объясняет какой-то термин или понятие, то начать статью лучше всего с определения этого термина. Вот примеры таких статей:

Если мы пишем биографию выдающейся личности, то начать лучше всего с того, что описываем кто этот человек (писатель, бизнесмен, политики), дату и место рождения, основные заслуги.

По этой теме читайте также:

3 человек)

Часть 1

Планирование плана

    Выберите тему. Независимо от того, будет ли ваша работа продуманной, убедительной, содержательной, основанной на исследованиях, или будет включать в себя комбинацию данных элементов, вы должны выбрать общею идею, чтоб помочь вашим мыслям оставаться на нужной волне.

    • На данном этапе будет нормально выбирать широкую тему, а не пытаться сжать ее до ваших конкретных тезисов. Например, когда вы только начинаете, вместо того, чтобы сузить свою тему до "отношение французов к борцам сопротивления Маки во время второй мировой войны", вы можете узнать о различных сторонах жизни французов во время немецкой оккупации.
    • Также вы можете составить план для чего-то творческого, например для романа. Вы, конечно, захотите сфокусироваться на теме (стимпанковское прочтение Гамлета), но у вас не будет тезиса, поэтому план будет похож на структуру романа (например, будет включать важные события).
  1. Определите общую цель вашей работы. Выбрав конечную цель, вы не только сможете определить направления вашей темы, но и создадите логическую структуру вашей работы. Если вы пишете эссе, напишите несколько тезисов, суммирующих вашу цель, иначе как вы определите, чего вы хотите добиться своей работой?

  2. Соберите вспомогательные материалы. Это могут быть цитаты, статистика, теории, фотографии, сюжетные моменты, или личные размышления в зависимости от характера вашей работы. Удостоверьтесь, что все это поддерживает то, что вы пишете. Если вы видите, что вы нашли что-то, не совпадающее с доказательствами, или с высказываемыми идеями, вам необходимо указать, почему то, что вы нашли неверно. Нельзя это просто игнорировать.

    • Добавьте к вашим утверждениям доказательства, подтверждения и примеры. Включите доказательства в ваш план, чтобы усилить стержень вашей работы, и определить потенциальные пробелы в вашем исследовании.
    • Если вы ищете дополнительную информацию для романа (так как она немного отличается от плана для академической статьи), будет неплохо изучить информацию о стиле жизни, героях, одежде, еде, и т.д. Вы же хотите, чтобы в вашу историю поверили.
    • Удостоверьтесь, что когда вы записываете информацию для своего плана, вы не забываете указывать номера страниц в книгах, где можно найти эту информацию. Тогда вам будет проще вернуться при необходимости, а также выполнить первоначальный набросок плана.
  3. Выберите тип плана. Общий план использует короткие общие фразы, и может быть полезен, если ваш план должен быть очень гибким; бывают планы, использующие полные предложения, они являются сложными и детальными.

    • Рассмотрите вариант, когда ваш план будет общим, чтобы у него была структурная гибкость, а затем, в процессе работы, вы преобразуете его в сложный и детальный план.
    • Между этими двумя видами планов нет особой разницы, кроме того, что предложения из плана второго типа вы потом сможете скопировать в свою статью или презентацию.

    Часть 2

    Пишем ваш план
    1. Решите, в каком порядке расположить ваши доказательства. Вы должны быть уверены, что они поддерживают вашу глобальную цель. Вы должны быть уверены, что они расположены самым эффективным образом. Это означает, что во-первых, сначала идут самые сильные части доказательства, а во-вторых, что одно доказательство плавно переходит в другое.

      • Например, если вы представляете исторический обзор, вы можете расположить все хронологически; если вы представляете литературную интерпретацию, вы можете расположить все согласно темам; если вы взвешиваете аргументы двух сторон, прежде чем принять позицию, сначала представьте доказательства, которые противоречат вашей позиции, а затем разбейте их контрдоводами, чтобы закончить на убедительной ноте.
    2. Определите основные категории. Учитывая основную цель вашей работы и характер вспомогательных материалов, которые вы нашли, определите, как лучше разбить вашу основную тематику на логические категории. Это образует первый уровень вашего плана, который традиционно нумеруется римскими цифрами (I, II, III, IV и т.д.).

      • При написании эссе, обычно каждой категории посвящается один абзац: I.Вступительный абзац, II. Первый абзац содержания работы и так далее.
      • Например, при написании исторического очерка о появлении автомобиля, каждый абзац может охватывать основные эпохи истории автомобиля.
    3. Обдумайте хотя бы два пункта для каждой категории. Выберите эти подпункты на основании цели вашей работы и списка вспомогательных материалов, которые вы собрали ранее. Это будет служить вторым уровнем вашего плана, который традиционно нумеруется буквами английского алфавита (A, B, C, D и т.д.).

      • Расположите второй уровень вашего плана, отступив на 0,5 - 1 дюйма (1,25 - 2,5 сантиметров) от первого уровня.
      • Например, при написании исторического очерка о появлении автомобиля, каждый пункт может отобразить типичную модель двигателя во время описываемой эпохи.
    4. Разбейте ваши пункты на подпункты, если необходимо. Это максимально усилит логическое обоснование вашей работы. Отобразите их в третьем уровне вашего плана, который традиционно нумеруется цифрами (1, 2, 3, 4 и т.д.).

      • Если вам необходимо еще большее разделение вашего плана используйте маленькие римские цифры (i, ii, iii, iv, и т.д.), затем маленькие буквы (a, b, c, d и т.д.), и, наконец, вновь переключитесь на цифры (1, 2, 3, 4 и т.д.).
      • Маловероятно, что вам потребуется более 4 уровней вашего плана. В случае необходимости подумайте об объединении пунктов.
      • Например, при написании исторического очерка о появлении автомобиля, в каждом подпункте можно было бы раскрыть технологические инновации для данной модели двигателя.
    • Будьте кратки и выражайтесь по существу в вашем плане. Он не должен быть обязательно написан совершенным языком; он просто должен отобразить вашу точку зрения.
    • Не бойтесь удалять ненужную информацию по мере проведения дополнительных исследований по вашей теме и сужайте область, на которой вы бы хотели сосредоточиться.
    • Используйте план как инструмент для запоминания. Выберите краткие выражения, для подчеркивания основной концепции.
    • Используйте компьютер. Существует много программ по составлению планов. Они быстро добавляют, удаляют и упорядочивают информацию.
    • Отступите на 0,5 - 1 дюйма (1,25-2,5 сантиметров) при переходе на новый уровень вашего плана
    • При составлении плана в Microsoft Word, используйте имеющуюся функцию автоматического отступа, накладываемую на ваш план. Если вы предпочитаете работать с вашей собственной системой отступов, прочитайте статью «Как составить текст плана в программе Word»
    • Используйте один и тот же размер отступа при переходе на новый уровень; не отступайте сначала на 0,5 сантиметра, затем на 1 сантиметр, потом на 0,75 сантиметра и т.д.

    Предупреждения

    • Ваш план не должен полностью воспроизводить ваше эссе. Включите в план только основные положения или ссылки на конкретные детали/примеры с основными слоганами. Ваш план должен быть кратким.
    • Отнеситесь к своему плану серьезно, так как на протяжении долгого времени он будет помогать вам логически строить вашу работу. Многие эссе были неудачными из-за слабой организации и общей структуры.
    • Как правило, вам следует избегать наличия лишь одного пункта или подпункта на любом уровне плана. Если вы сказали А, то вероятно вы должны сказать Б, чтобы ваш план представлял законченную структуру.

Пытаясь разобраться в вашей жизни, вы столкнулись с проблемой. А может, вы просто хотите упорядочить ваш день. И это всего лишь пара примеров, когда вам нужен план. На самом деле причин может быть бесконечное множество. На первый взгляд, составление плана может показаться очень сложной задачей. Но немного трудолюбия, небольшое количество творчества, и вы сможете составить хороший план для достижения своих целей.

Метод первый. Создайте план на день

1. Сядьте с листом бумаги

Это может быть блокнот, тетрадь или . Выберите то, что удобно вам. Составьте список того, что вам нужно выполнить за день. Включите в список каждую встречу и договорённости, которые у вас есть. Какие у вас цели на день? Желаете вы заняться спортом, или же, наоборот, это день релаксации? Какие задачи вам нужно абсолютно точно закончить?

2. Составьте себе расписание

Во сколько вы должны покончить с вашим первым заданием или проектом? Запишите каждую мелочь, начиная с той, которую нужно выполнить сначала, затем следующую и так напишите на целый день. Убедитесь, что вы ничего не забыли. Конечно же, каждый день разный, и поэтому каждый день план будет другим. Базовый план может выглядеть, например, так:

  • 09:00– 10:00 - добраться до офиса, проверить почту, ответить на письма.
  • 10:00– 11:30 - встреча с Максом и Катей.
  • 11:30– 12:30 - проект № 1.
  • 12:30– 13:15 - обед (здоровая пища!).
  • 13:15– 14:30 - анализ проекта № 1, встретиться с Сергеем и обсудить проект № 1.
  • 14:30– 16:00 - проект № 2.
  • 16:00– 17:00 - начать проект № 3, подготовить вещи на завтра.
  • 17:00– 18:30 - уйти из офиса, зайти в спортзал.
  • 18:30– 19:00 - зайти за продуктами.
  • 19:00– 20:30 - приготовить ужин, отдых.
  • 20:30– … - в кино с Машей.

3. Переориентируйте себя каждый час

Очень важно воспользоваться удобным моментом после определённого времени, чтобы проанализировать, насколько продуктивным вы были на протяжении этого времени. Сделали ли вы всё, что вам нужно было сделать? Затем дайте себе минутку для перезагрузки, закройте глаза и расслабьтесь. Так вы сможете эффективно перейти к следующей задаче, которую вам нужно выполнить.

4. Проанализируйте ваш день

Когда вы покончите с большей частью вашего дня, найдите минутку, чтобы посмотреть, придерживаетесь ли вы вашего плана. Закончили ли вы всё, что было запланировано? Где вы сделали ошибку? Что сработало, а что нет? Что вас отвлекает, и как вы можете бороться с отвлекающим вас фактором в будущем?

Метод второй. Создайте план на жизнь

1. Создайте общие цели, которые вы хотите достичь в вашей жизни

Как вы хотите развиваться? Чего вы хотите добиться в своей жизни? Думайте об этом, как о «списке жизни». Помните фильм «Достучаться до небес»? Вот именно это и есть список жизни. Это должны быть именно те цели, которые вы действительно хотите достичь, а не те, которые вы считаете нужными. Иногда бывает полезным разбить цели на категории для лучшей визуализации. Категории могут быть, например, такими:

  • карьера;
  • путешествия;
  • семья/друзья;
  • здоровье;
  • финансы;
  • знание;
  • духовность.

Цели могут быть, например, такими:

  • Написать и издать книгу.
  • Побывать на каждом континенте.
  • Создать семью.
  • Похудеть на 10 килограмм.
  • Накопить денег на образование моих детей.
  • Закончить институт.
  • Узнать больше о буддизме.

2. Создайте некоторые конкретные цели с определённой датой выполнения

Теперь, когда у вас есть общие цели, которые вы хотите достичь в своей жизни, пора создать некоторые определённые цели. И обязательно назначить дату выполнения цели. Пара примеров:

  • Отправить книгу 30 изданиям до июня 2016 года.
  • Отправиться в путешествие в Южную Америку в 2015 году, а в Азию - в 2016-м.
  • Иметь вес 70 килограмм в январе 2015 года.

3. Оцените вашу реальность и где вы находитесь прямо сейчас

Будьте честны сами с собой и реально оцените вашу нынешнюю жизнь. С помощью целей, список которых вы составили, оцените точку, в которой вы находитесь прямо сейчас. Например, ваша цель - издать книгу, а конкретно - отправить её издателям в июне 2016 года. А сейчас у вас есть только половина рукописи, и вы не уверены, что вам нравится первая половина.

4. Определитесь с тем, как вы будете достигать своих целей

Какие шаги вы предпримете, чтобы быть в состоянии достичь своих целей? Определите шаги, которые вам нужно сделать, и запишите их. Например, для нашей книги с сегодняшнего дня и до ноября 2014 года нам нужно:

  • повторно прочитать первую половину книги;
  • закончить писать свою книгу;
  • переработать аспекты книги, которые мне не нравятся;
  • правка грамматики, пунктуации, орфографии и т. д.;
  • дать почитать привередливым друзьям;
  • найти издателей, которые рассмотрят мою книгу;
  • отослать рукопись издателям.

5. Запишите шаги для достижения ваших целей

Вы можете сделать это в любом формате, который вам больше нравится, - написать от руки, на компьютере или нарисовать. Поздравляю! Вы только что создали свой жизненный план.

6. Пересматривайте свой план и корректируйте его

Как и всё в этом мире, ваша жизнь изменится, и ваши цели тоже могут измениться. То, что было важно для вас в 12 лет, может быть не так важно, когда вам 22 или 42 года. И это нормально - менять ваш жизненный план, потому что это показывает, что вы в курсе изменений, которые происходят в вашей жизни.



docstockmedia/Shutterstock.com

Метод третий. Решайте проблемы с помощью плана

Часть первая: определение проблемы

1. Осознайте проблему, с которой вы столкнулись

Иногда самой сложной частью создания плана является то, что вы не знаете, в чём проблема. Часто проблема, с которой мы столкнулись, создаёт ещё несколько проблем. Беда, как говорится, не приходит одна. То, что вам нужно сделать, - найти источник проблемы. И это именно то, с чем вам нужно разобраться.

Ваша мама не позволяет вам провести четыре недели у друга в горной хижине. Это проблема, но где же источник этой проблемы? Вы получили двойку по алгебре. И именно это является причиной, почему ваша мама не отпускает вас к другу на каникулы. И эта двойка - именно та проблема, которую вам нужно решить.

2. Определите, какого результата вы надеетесь добиться, решив вашу проблему

Какой цели вы надеетесь достичь, решая проблему? Сосредоточьтесь на достижении вашей цели. Остальное придёт само собой.

Вашей целью является улучшение вашей оценки по математике хотя бы до четвёрки. Параллельно с этим, улучшив свои познания в математике, вы надеетесь, что ваша мама отпустит вас к другу на каникулы.

3. Выясните, почему возникает эта проблема

Какие из ваших привычек поспособствовали возникновению проблемы? Выделите немного времени, чтобы проанализировать причины возникновения проблемы.

Ваша проблема состоит в том, что вы получили тройку по математике. Подумайте, что могло привести к этому: может, вы много разговаривали с другом на уроке. Или же не делали домашнее задание по вечерам из-за тренировок по футболу, например.

4. Рассмотрите внешние факторы, способствующие возникновению проблемы

Многие проблемы возникают из-за каких-либо ваших действий. Но не стоит забывать и о внешних факторах, работающих против вас. Рассмотрим пример. Вы получили по математике плохую оценку, которую необходимо исправить. Причиной тому может быть непонимание объяснений преподавателя по этой теме, а не то, что вы говорили с другом.

Часть вторая: найдите решение и создайте план

1. Найдите несколько возможных решений вашей проблемы

Вы можете просто записать все возможные варианты на клочке бумаги или воспользоваться одним из методов мозгового штурма. Таким, например, как ментальная карта. Какой бы способ вы ни выбрали, вы должны учесть обе возможности возникновения проблемы: ваша вина и факторы, не зависящие от вас.

Решение проблемы общения с другом на уроке:

  • Сидите на уроках как можно дальше от ваших друзей.
  • Объясните вашим друзьям, что вы не усваиваете информацию на уроке и получаете плохие оценки. Так что вам нужно сосредоточиться на уроке.
  • Если вы сидите на закреплённом за вами месте, попросите учителя пересадить вас, чтобы вы могли лучше сосредоточиться.

Решение проблемы невыполненного домашнего задания из-за тренировки по футболу:

  • Сделайте часть домашнего задания во время обеда или во время перерыва. Так вам останется меньше работы на вечер.
  • Придерживайтесь распорядка. После тренировки вы должны поужинать и сделать домашнее задание. Поощрите себя просмотром телевизора после того, как сделаете уроки.

Решение проблемы непонимания алгебры:

  • Пусть вам поможет одноклассник, который может прояснить все непонятные для вас моменты.
  • Попросите помощи у учителя. Объясните, что вы не понимаете материал и нуждаетесь в дополнительном объяснении.
  • Займитесь математикой с репетитором.

2. Создайте план

Итак, вы провели мозговой штурм и поняли, в чём ваша проблема. Теперь выберите наиболее действенные, по вашему мнению, решения проблемы и запишите план для себя. Повесьте план где-нибудь, где он чаще всего будет попадаться вам на глаза. Ваш план улучшения вашего уровня по математике должен выглядеть так:

План по улучшению в течение четырёх недель

  1. Сказать Кате, что на уроках я не могу с ней говорить. Если это не поможет, то пересесть от неё.
  2. Каждые вторник и четверг делать уроки во время обеда. Так у меня останется меньше заданий, которые нужно сделать после тренировки.
  3. Каждые понедельник и среду посещать факультатив по математике. Цель: через четыре недели улучшить свой уровень с тройки минимум до четвёрки.

3. Проанализируйте первую неделю

Сделали ли вы всё, что планировали? Добились ли вы успеха? Какие ошибки вы допустили? Сделав хороший анализ, вы сможете избежать ошибок в дальнейшем.

4. Не теряйте мотивацию

Придерживайтесь своего плана до тех пор, пока не достигнете цели. Не стоит останавливаться на полпути. Если один день вы не придерживались плана, проследите, чтобы это не повторилось снова. Если же вы видите, что этот план не работает, подумайте, что же с ним не так, и напишите новый план.