Методика обоснования эффективности бизнес-плана. Современные проблемы науки и образования

Методы - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.

Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:

методологию управленческого решения;

методы разработки управленческих решений;

организацию разработки управленческого решения;

оценку качества управленческих решений.

Попытаемся коротко рассмотреть инструментарий и понятийный аппарат менеджера.

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.

Число всевозможных методов почти также велико, как и число проблем, для разрешения которых они были разработаны. Самые распространенные будут описаны ниже.

Методы экспертных оценок

Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме.

Экспертные оценки бывают индивидуальные и коллективные. Индивидуальные оценки - это оценки одного специалиста. Например, преподаватель единолично ставит отметку студенту, а врач - диагноз больному. Но в сложных случаях заболевания или угрозе отчисления студента за плохую учебу обращаются к коллективному мнению - симпозиуму врачей или комиссии преподавателей. Аналогичная ситуация - в армии. Обычно командующий принимает решение единолично. Но в сложных и ответственных ситуациях проводят военный совет. Один из наиболее известных примеров такого рода - военный совет 1812 г. в Филях, на котором под председательством М.И. Кутузова решался вопрос: «Давать или не давать французам сражение под Москвой?»

Наиболее распространен метод экспертных оценок «мозговой штурм», или «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).

Если предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие «мозгового штурма» - это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

Несколько в стороне от основного русла экспертных оценок лежит метод сценариев, применяемый прежде всего для экспертного прогнозирования. Рассмотрим основные идеи технологии сценарных экспертных прогнозов. Экологическое или социально-экономическое прогнозирование, как и любое прогнозирование вообще, может быть успешным лишь при некоторой стабильности условий. Однако решения органов власти, отдельных лиц, иные события меняют условия, и события развиваются по-иному, чем ранее предполагалось.

Метод сценариев необходим не только в социально-экономической или экологической области. Например, при разработке методологического, программного и информационного обеспечения анализа риска химико-технологических проектов необходимо составить детальный каталог сценариев аварий, связанных с утечками токсических химических веществ. Каждый из таких сценариев описывает аварию своего типа, со своим индивидуальным происхождением, развитием, последствиями, возможностями предупреждения.

Таким образом, метод сценариев - это метод декомпозиции задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития. При этом каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценариев должно быть обозримо.

Количественные методы принятия решений

В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путём обработки (с помощью ЭВМ) больших массивов информации.

В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

  • - линейное программирование - используются линейные зависимости;
  • - динамическое программирование - позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;
  • - вероятностные и статистические модели - реализуются в методах теории массового обслуживания;
  • - теорию игр - моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;
  • - имитационные модели - позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

Наиболее распространен метод линейного программирования. Рассмотрим его подробнее.

Линейное программирование является подходящем методом для моделирования распределения ресурсов, если цель и ограничения на ресурсы можно выразить количественно в форме линейных взаимосвязей между переменными. Этот метод включает в себя ряд шагов:

  • 1. Необходимо осуществить математическую формализацию задачи линейного программирования. Это означает, что нужно идентифицировать управляемые переменные и цель задачи. Затем с помощью этих переменных цель и ограничения на ресурсы описываются в форме линейных соотношений.
  • 2. После завершения формулировки задачи линейного программирования рассматриваются все допустимые сочетания переменных. Из них выбирается то, которое оптимизирует целевую функцию задачи. Если исследуемая задача содержит только две переменные, ее можно решить графически. Однако в случае исследования задачи со многими переменными необходимо прибегнуть к одному из алгебраических методов решения задач линейного программирования, для использования которых существуют пакеты прикладных программ.

Целью методики обоснования бизнес-плана является создание комплекса правил, на основание которых можно делать вывод об эффективности разработанного бизнес-плана для конкретного предприятия (организации). Методика обоснования бизнес-плана заключается в разработке критериев соответствия созданного бизнес-плана типовому и определении его эффективности.

Эффективность созданного бизнес-плана следует определять начиная с оценки его структуры. Как известно, типовой бизнес-план включает в себя не менее десяти разделов. Следует проверить, как составленный бизнес-план отвечает этим требованиям, т. е. отражены ли в разработанном бизнес-плане основные разделы. Рекомендуется использовать такой показатель, как коэффициент соответствия по разделам. Этот показатель может быть рассчитан как отношение числа разделов представленного бизнес-плана и стандартного набора разделов:

Кс = К/с,

где Кс - коэффициент соответствия;

К - число разделов разработанного бизнес-плана; с - стандартное число разделов бизнес-плана.

После этого необходимо наметить, разделы бизнес-плана, которые отвечают требованиям типового бизнес-плана. Первым разделом бизнес-плана является резюме. В этом разделе необходимо

выделить такие данные, как цель проекта, показатели и гарантия возврата средств. При анализе цели создаваемого бизнес-плана следует обратить внимание на то, как цель бизнес-плана отвечает концепции развития организации (предприятия), достигается ли эта цель за счет создания нового продукта (технологий). Целями создания бизнес-плана могут быть выход на рынок с новым или модернизированным продуктом (технологией), повышение возможностей укрепления своих позиций на рынке данного продукта или технологий.

Для определения эффективности созданного бизнес-плана следует выделить основные структуры этого плана: информационную, социальную, технологическую и экономическую.

Для анализа наличия перечисленных структур рекомендуется использовать коэффициент наличия, определяемый по формуле

К„ = Сп/Сс,

где Кн - коэффициент наличия;

Сп - структуры анализируемого бизнес-плана;

Сс - стандартный набор структур.

В информационную структуру входят такие сведения, как описание предприятия, описание нового или модернизированного продукта (технологии), основные показатели работы предприятия (организации). Так, при анализе резюме следует использовать такой показатель, как наличие в резюме основных стандартных положений, а именно: название, суть и цели бизнес-плана, основные показатели.

Показатель наличия (соответствия) стандартным требованиям к резюме может быть представлен как:

Кнм = Д.Р./пср,

где Кнм - коэффициент соответствия требованиям резюме;

Д.Р. - наличие показателей в бизнес-плане;

пер - стандартное число показателей, содержащихся в резюме.

В описании предприятия должны содержаться такие сведенья, как возраст предприятия, его размеры, основные экономические показатели за последние 3-5 лет.

По возрасту предприятия можно разделить на новые (до 10 лет), средние - от 10 до 30, старые - от 30 до 50 и очень старые - более 50 лет.

По размерам в соответствии с принятой классификацией на крупное предприятие требуется более 250 занятых, на среднее - от 100 до 250 занятых, на малое - менее 100 занятых.

По структуре - на наличие цехов (цеховая структура) или на наличие только участков (как правило, для малых предприятий).

По активным и пассивным основным фондам предприятия делятся на доли активных и пассивных (в динамике за последние 3-5 лет).

По возрастной структуре для активной части основных фондов следует выделить такие показатели, как доля новейшего оборудования со сроком службы до 5 лет в общем количестве оборудования, доля сравнительно нового оборудования со сроком службы от 5 до 10 лет в общем количестве оборудования, доля устаревающего оборудования со сроком службы от 10 до 15 лет в общем количестве оборудования, доля старого оборудования со сроком службы от 15 до 20 лет в общем количестве оборудования, доля очень старого оборудования со сроком службы более 20 лет в общем количестве оборудования.

По возрастной структуре для пассивной части основных фондов можно выделить такие показатели, как доля сравнительно новых пассивных основных фондов со сроком службы до 20 лет в общей массе этих фондов, доля таких фондов со средним сроком службы - от 20 до 50 лет в общей массе этих фондов и доля старых пассивных основных фондов со сроком службы более 50 лет в общей массе указанных фондов.

Из показателей использования основных фондов следует выделить наиболее важные, а именно:

  • - рентабельность;
  • - фондоотдача;
  • - фондоемкость;
  • - коэффициент сменности.

Рентабельность основных фондов определяется как отношение средней величины прибыли за год к среднегодовой величине основных фондов:

Роф = Пр/Соф,

где Роф - рентабельность основных фондов;

П Р - прибыль за год;

Соф - среднегодовая величина основных фондов.

Этот же показатель следует рассчитывать и по активности части основных фондов. Желательно представить этот показатель в динамике за последние 3-5 лет.

Фондоотдача рассчитывается как отношение объема продукции за год (в стоимостном измерении) к среднегодовой величине основных фондов:

ГТф = Пр/Соф,

где Пф - показатель фондоотдачи;

П Р - продукция за год.

Продукция за год может быть представлена как валовая, товарная, реализованная, условно-чистая и чистая продукция. В условиях рыночной экономики предпочтение следует отдать товарной продукции.

Фондоемкость является показателем, обратным фондоотдаче.

Коэффициент сменности применяется только в дискретном производстве. Он рассчитывается как отношение количества оборудования, работавшего в течение суток, к количеству оборудования, работавшего в первую смену:

Кс = Коб/Кпс,

где Кс - коэффициент сменности;

Коб - количество оборудования, работавшего в течение суток; Кпс - количество оборудования, работавшего в первую смену.

В современных условиях хозяйствования следует уменьшить значение фактора морального износа. Поэтому очень важно, чтобы новейшее оборудование использовалось максимально интенсивно. Для анализа эффективности использования новейшего и нового оборудования предлагается использовать несколько измененный показатель коэффициента сменности, а именно:

Кси= К„/К„п

где Кси - измененный коэффициент сменности;

Кн - количество нового и новейшего оборудования (срок службы до 10 лет), работавшего в первую смену.

Не меньшее значение, чем использование основных фондов, имеет применение оборотных фондов. Для анализа эффективности использования этих фондов важнейшее значение имеют показатели обшей и удельной материалоемкости. Общая материалоемкость определяется суммарным количеством материальных ресур-

сов, затраченных на получение товарной продукции. Но в условиях рыночной экономики и конкурентной борьбы более важное значение приобретает показатель удельной материалоемкости, который показывает расход материальных ресурсов на единицу продукции или на единицу технической характеристики. Последнее весьма важно для сравнения продукции предприятия с продукцией отечественных и зарубежных фирм. Однако такое сравнение будет только по чистой массе, т.к. величина отходов и потерь при изготовлении продукции является коммерческой тайной.

Важнейшее значение имеют показатели, характеризующие продукцию. Для этого рекомендуется несколько показателей:

  • доля продукции, соответствующая требованиям мировых стандартов, в общем объеме продукции предприятия;
  • соответствие нового продукта (технологии) требованиям мировых стандартов.

Для продукции машиностроительных предприятий важное значение имеет показатель стандартизации, т. е. доля стандартных деталей и узлов в изделии. Чем больше таких деталей и узлов, тем это выгоднее производителю и потребителю, т.к. у последнего облегчается организация ремонтных работ.

В обязательном порядке должны быть отражены затраты на изготовление продукции. Если одна и та же продукция выпускалась несколько лет, то желательно отразить динамику издержек. Так как бизнес-план является обоснованием для выпуска новой или модернизированной продукции, для этого продукта необходимо указать следующее:

  • соответствует ли данный продукт требованиям мировых стандартов или превосходит их;
  • является оригинальным;
  • ожидаемый уровень издержек на единицу продукции;
  • ожидаемая величина прибыли на единицу продукции.

Для анализа социальной структуры предлагается использовать следующие показатели:

  • структуру персонала по возрасту;
  • долю лиц с высшим образованием;
  • динамику средней заработной платы за последние 3-5 лет;
  • показатель текучести кадров;
  • организацию подготовки и переподготовки работников.

Для анализа технологической структуры следует использовать

следующие показатели:

  • отношение количества деталей собственного производства к общему количеству деталей в изделии;
  • отношение количества импортных деталей и узлов к общему количеству деталей и узлов в изделии;
  • долю деталей и узлов, полученных в результате механической обработки, к общему количеству деталей и узлов в изделии.

В результате анализа литературных источников по проблеме психологических особенностей личности осужденных нам представляется наиболее актуальным исследование акцентуаций характера и психических состояний данной категории лиц с применением метода арт-терапии.

Подбирая методический инструментарий для эмпирического исследования поставленной нами проблемы, мы руководствовались такими методами, как наблюдение, беседа, также учитывался характер требований вербальных методик: опросника определения личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгарда), 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттела. Помимо вербальных методик нами использовалась и невербальная методика (Мандала), которая не провоцирует реакции защитного характера, дает возможность сделать более глубокий анализ личности осужденного, а также изучить из психические состояния.

Наблюдение. Этот метод, как известно, является наиболее старый и распространенный метод изучения личности осужденного, его рассматривают как обязательный метод для всех без исключения категорий осужденный. К примеру, если мы проводим беседу с осужденным, то наблюдая за его поведением, эмоциями, психическим состоянием, вегетативными проявлениями, мы можем составить первичный психологический портрет осужденного, установить соответствие между внешними актами и внутренним настроем, соответственно делать выводы о полученной информации.

Каждое психическое состояние, это, прежде всего переживание, и очень важно знать, как человек сам понимает свое переживание и какое у него к этому отношение. В данном случае уместно говорить о самонаблюдении Психодиагностика пенитенциарного психолога. М., 1998. Инструментарий пенитенциарного психолога. Уфа, 1997г. С.74

Беседа . Данный метод в изучении психологических особенностей осужденных отряда хозяйственного обеспечения является для нас наиболее предпочтительным способом получения информации. Применяя метод беседы мы можем получить информацию, которая недоступна другими применяемыми нами методами. Интерпретация тона осужденного при разговоре, его поведения, мимики, жестов, пантомимики, темпа и скорости речи при беседе имеет само по себе огромное значение само по себе.

Беседа- это метод сбора информации в процессе личностного общения исследователя с испытуемым по специальной схеме. Исправительно-трудовая психология/ Под. Ред. К.К.Платонова, А.Д. Глоточкина, К.Е. Игошева., Рязань.: 1985 г. С.40

Проведение беседы содержит в себе три взаимосвязанных этапа: 1) подготовка исследователя и испытуемого к беседе; 2) непосредственно проведение беседы; 3) анализ полученных данных и составление выводов.

Подготовка к беседе включает:

1) формулирование цели и программы исследования и разработку вопросов;

2) установление последовательности предъявления вопросов испытуемому;

3) подготовка косвенных, дополнительных вопросов, помогающих установить уровень достоверности предъявляемых ответов;

4) выбор места и времени проведения беседы;

5) создание располагающих к откровенности условий для осужденного, психологическая подготовка к беседе и снятие у них настороженности.

Проведение беседы содержит в себе:

1) установление психологического контакта с обследуемым;

2) доведение до них цели проводимой беседы;

3) предъявление вопросов и выслушивание ответа на них;

4) фиксация получаемой информации;

5) наблюдение за поведением осужденного в процессе беседы.

Анализ полученных результатов проводится непосредственно вслед за беседой, и он должен включать в себя:

1) сравнение и сопоставление ответов, полученных на задаваемые прямые и косвенные вопросы;

2) сопоставление реакций осужденного на задаваемые вопросы;

3) составление выводов, и формулирование рекомендаций.

16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттела. Данный опросник является одним из самых распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности, как за рубежом, так и в нашей стране. Метод этот был разработан под руководством Р. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально- личностных отношений.

Предъявляемый опросник Кеттела (Форма C) содержит в себе 105 вопросов, где испытуемому нужно будет выбрать один из трех предложенных ответов.

Данный тест направлен на выявление и оценку индивидуально-психологических особенностей личности. Он состоит из 16 шкал: замкнутость-общительность; конкретное мышление - абстрактное мышление; эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность; подчиненность - доминантность; сдержанность - экспрессивность; низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения; робость - смелость; реализм - чувствительность; подозрительность - доверчивость; практичность - мечтательность; прямолинейность - проницательность; спокойствие - тревожность; консерватизм - радикализм; зависимость от группы - самостоятельность; низкий самоконтроль - высокий самоконтроль; расслабленность - эмоциональная напряженность.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в итоге к тем или иным факторам.

Чтобы результаты были достоверными следует их подтвердить с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.

Результаты применения данной методики помогают определить психологическое своеобразие проявления черт характера и темперамента. Также, отдельно взятые факторы можно разделить на блоки в трех направлениях:

Интеллектуальный блок: факторы: В - показатель общего уровня интеллекта, M - показатель уровня развитости воображения, Q 1 - восприимчивость к новому радикализму.

Эмоционально - волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость, O - уровень тревожности, Q3 - наличие внутриличностной напряженности, Q 4 - степень развитости самоконтроля, G - уровень социальной нормированности и организованности.

Коммуникативный блок: факторы: A - открытость- замкнутость, H - смелость, L - отношение к людям, E - уровень доминирования- подчиненности, Q 2 - зависимость от группы, N - динамичность.

Опросник определения личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгарда) . Акцентуация характера это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющиеся в избирательном отношении личности к определенного рода психологическим воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуации характера. Знание этих типов и умение их опознать, диагностировать позволяет сделать воспитательное воздействие более адекватным, целенаправленным, а значит, и более эффективным

Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард (К. Leonhard).

Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая - склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая - о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая - силу и выраженность эмоционального реагирования.

Краткое описание акцентуаций:

Демонстративный тип.

Главная особенность демонстративной личности - потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении часто нарочито демонстративном. Элементами этого поведения являются самовосхваление, рассказы о себе или событиях. В которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, авантюризму. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда власти, похвалы со стороны окружающих. Может раздражать окружающих своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забывать то, о чем не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

Застревающий тип:

Его отличает умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость к людям, чувствителен к обидам, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает произошедшее, не способен легко «отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов.

Педантичный тип:

Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелым переживанием травмирующих событий в конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив. С охотой уступает лидерство другим людям.

Возбудимый тип:

Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, трениям и конфликтам, в которых сам является провоцирующей стороной. Раздражителен и вспыльчив. Низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Равнодушен к будущему. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

Гипертимный тип:

Людей этого типа отличает большая подвижность, болтливость, выраженность жестов, мимики и пантомимики. Повышенная самооценка, легкомысленность, поверхностность, изобретательность. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают, терпят неудачу, противодействие. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству.

Дистимический тип:

Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью. Для него характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, низкая контактность, молчаливость.

Тревожный тип:

Людям этого тип свойственны низкая контактность, неуверенность в себе. Неумение постоять за себя. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль. Вследствие своей беззащитности нередко служат мишенями для злых шуток, «козлами отпущения».

Экзальтированный тип:

Людям этого типа свойственны высокая контактность, словоохотливость. Они часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали.

Эмотивный тип:

Этот тип близок к эмотивному, но проявления его не столь сильны.

Циклотимный тип:

Характеризуется сменой гипертмных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а так же зависимость от внешних событий. В зависимости от этого меняется их манера общения с окружающими.

Арт-терапия «Мандала».

Создание мандал может использоваться как с психодиагностической, так и психокоррекционной целью.

Инструкция по созданию мандала следующая: «необходимо взять лист размером 30 на 45 см и тарелку 27 см в диаметре и обвести ее простым карандашом».

Взять цветной пастельный мелок или краски и нарисовать что - нибудь в центре круга, выбрав тот цвет, который в наибольшей степени приятен осужденному в данный момент.

Внешние границы круга не должны являться для него непреодолимым препятствием.

Когда будет закончен рисунок нужно будет подписать его и поставить дату, а также указать, где находится верхняя часть изображения.

С помощью «Мандалы» мы можем диагностировать наличие определенной проблемы у осужденного, которая в дальнейшем приведет его к кризисной ситуации.

Принципиальное отличие мандалы от других рисуночных методик - изображение создается в очертании круга. Понятие мандалы было введено Юнгом, который связывал ее с циркулярными образами (сновидениями, визуализациями). Мандала отражает процесс, направленный на формирование психической целостности. Процесс усиливается при переживании человеком психологического кризиса. В этом случае создаваемая мандала отражает формирование новой психической сущности вслед за утратой старой. В раннем детстве в психической жизни человека преобладает бессознательное, и лишь во второй половине жизни происходит сближение сознательного и бессознательного, что ведет к состоянию большой целостности.

Работа с мандалами может способствовать сознательному достижению более целостного состояния психики в разные возрастные периоды и при наличии таких серьезных проблем, как заведомо неизлечимое заболевание. «Такая психотерапия гибка. Процесс заключается не в том, что психолог ищет, что с клиентом «не так», и затем говорит об этом, а в том, что пациент сам рассказывает о своей жизни. Суть в том, что психолог не пытается что - то узнать о клиенте и затем его чему - то научить, но показывает клиенту, как, являясь живым организмом, он должен функционировать, причем эта демонстрация, по сути, невербализуема» (Перлз).

Вербальная инструкция по технике создания мандал в большинстве случаев заключается в кратком сообщении того, что нужно сначала начертить круг, а затем, начав с центра, заполнить изображением все его внутреннее пространство. Если клиент не имеет достаточной мотивации, даже такая простая инструкция будет им проигнорирована. В арт. - терапии считается приемлемой любая созданная клиентом продукция. Ведущий группы не учит участников рисовать, а помогает им найти свой уникальный способ коммуникации.

Создание мандалы, как правило, успокаивает осужденных, они на время погружаются в состояние созерцания и творчества.

Когда осужденные делятся своими впечатлениями от работ, в группе воцаряется доверительная атмосфера. Сравнение своей и чужих работ изменяет их восприятие, в том, что раньше им казалось безобразным, они видят красоту.

Занятие продолжается до тех пор, пока участники не разместят свои законченные работы на стене. Большинство клиентов охотно вывешивают свои рисунки, особенно после объяснения, что таким образом создается групповое «я», в котором каждый участник представляет собой живую клетку, обладающую уникальной структурой и сознанием.

На первый взгляд может показаться, что никакой психокоррекции не происходит, но это не так. Дело в том, что в арт - терапии работа происходит на тех уровнях сознания, содержание которых бывает сложно вербализировать. Эта работа включает утверждение ценности каждого и стимуляцию членов группы к тому, чтобы они воспринимали свои работы как зеркало своего состояния и воздерживались от критических оценок.

Благодаря глубокому сосредоточению, которое достигается участниками в процессе создания мандал, у них могут развиться измененные состояния сознания, в частности состояние, близкое к гипнотическому. При этом велика вероятность проявления неосознаваемого материала, который позже, в процессе обсуждения, может быть, подвергнут сознательной оценке.

В ходе создания мандалы задействуются как активные, так и рецептивные аспекты психики и проявляются те ее качества, которые обычно не проявлены.

Мандала терапия может быть использована как самостоятельный метод арт - терапевтического воздействия, когда в течение ряда встреч с группой рисуются мандалы на разные, заданные ведущим темы. Можно посвящать этой работе лишь отдельные занятия, а также использовать мандалы в начале работы вновь созданной группы и на завершении с целью психодиагностики.

Вывод по первой главе.

В данной главе мы изучили различные подходы к исследованию проблемы применения арт-терапии в местах лишения свободы, определили объект, предмет, цели и задачи исследования.

А так же подробно рассмотрена актуальность применения арт-терапии в работе пенитенциарного психолога с осужденными, так как она удобна в применении и может осуществляться в форме индивидуальных и групповых занятий, помимо этого не требует особых затрат. Арт-терапию можно применять в качестве диагностики и психокоррекции. У нее нет противопоказаний возрастных, интеллектуальных, клинических ограничений.

Применение методов арт-терапии в исправительных учреждениях является очень эффективным в различных направлениях работы с осужденными мужского пола: в период адаптации осужденного в условиях изоляции от общества; в психокоррекционной работе с лицами, состоящими на профилактическом учете в учреждении; при индивидуальной и групповой психокоррекционной работе; в улучшении эмоционального состояния осужденного, а также подготовке его к освобождению.

В качестве диагностики личностных особенностей и психических состояний мы выбрали такие методы и методики, как наблюдение, беседа, опросник определения личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгарда), метод арт-терапии Мандала, 16PF (16 факторный личностный опросник Кеттела).

Методы обоснования решений

При обосновании управленческих решений могут использоваться различные рациональные методы, которые можно разделить на две группы:

1) формализованные или алгоритмы;

2) неформализованные или эвристики.

Такое разделение является достаточно условным, поскольку при использовании формализованных методов всегда остается место для творчества, а в использовании эвристических методов всегда можно выделит формализованные процедуры.

Формализованные методы обоснования решений. В зависимости от полноты имеющейся информации формализованные методы обоснования решений подразделяются на детерминантные и недетерминантные.

Детерминантные методы применяются в тех случаях, когда известны все условия проблемной ситуации, т.е. стоящая перед руководителем задача не имеет неопределенностей. Данные методы подразделяются на:

прямые (или методы прямого счета), которые призваны ответить на вопрос “Что будет, если принять какую-либо альтернативу из всего множества альтернатив?”;

обратные, которые призваны ответить на вопрос “Какую альтернативу из всего множества альтернатив необходимо принять для того, чтобы критерий эффективности принял свое экстремальное (минимальное или максимальное значение)?”.

Используя математическую символику можно сказать, что прямые методы позволяют определить чему будет равен показатель эффективности W при принятии некоторого решения x?X, где X- множество альтернатив, а обратные методы позволяют найти x?X, при котором показатель эффективности W принимает экстремальное (минимальное или максимальное) значение.

Среди обратных методов выделяют:

перебор, используемый в тех случаях, когда множество альтернатив невелико и для каждого X сначала вычисляются значения W, а затем сравниваются полученные результаты, выбирая наилучший;

линейные методы, когда зависимость W=W(a,x) имеет вид линейной функции, при этом а - множество условий проблемной ситуации, известных руководителю;

нелинейные методы, когда зависимость W=W(a,x) имеет вид нелинейной функции;

динамические методы, применяемые для принятия решений в многоэтапных проблемных ситуациях.

Однако, в большинстве задач, реально стоящих перед руководителями помимо известных условий а и элементов решения x еще присутствуют некоторые неизвестные ему факторы?.

Именно для решения задач такого типа и предназначены недетерминантные методы обоснования решений, которые подразделяются на:

стохастические;

адаптивные;

компрамиссные;

методы экспертных оценок.

При применении недетерминантных методов следует считать, что поскольку критерий эффективности зависит от неизвестных параметров, то он в принципе не может быть вычислен. Поэтому недетерминантные методы в принципе не позволяют находить оптимальные решения и речь может идти только о нахождении альтернатив, дающих решения в той или иной степени близкие к оптимальным. Иначе можно сказать, что эти методы способны давать плохие ответы на практические вопросы в тех ситуациях, когда другие методы дают еще худшие ответы.

Основным критерием выбора недетерминантных методов является природа неизвестных факторов?. Наиболее простой случай имеет место тогда, когда факторы? представляют собой случайные величины, вероятностные характеристики которых известны. При этом под вероятностными характеристиками понимаются математическое ожидание, дисперсия и закон распределения. В этом случае используются стохастические методы обоснования решений, которые подразделяются на стохастические методы без ограничений и на стохастические методы с ограничениями.

Наиболее простыми являются стохастические методы без ограничений, которые применяются в тех случаях, когда ситуация позволяет заменить случайные величины их математическими ожиданиями.

Совершенно иная ситуация возникает в том случае, если необходимо определить количество машин скорой помощи. Здесь уже недостаточно в качестве критерия эффективности рассматривать математическое ожидание, равного, например, 15 мин., поскольку ранний приезд к одному больному не может компенсировать 30-минутное опоздание к другому. И в этом случае еще вводится ограничение, т.е. при математическом ожидании в 15 мин. наиболее позднее время приезда должно составлять, например, 20 мин. И методы, решающие такие задачи являются стохастическими методами с ограничениями.

При использовании стохастических методов необходимо иметь в виду, что они могут быть применимы только в условиях повторяющихся ситуаций. Но их нельзя применять, если случай в каком-то смысле является уникальным.

Суть адаптивных методов заключается в возможности определить те элементы рассматриваемых альтернатив, которые в течении некоторого времени могут оставаться неизменными или общими для всех альтернатив. Это делается для того, чтобы в последующем, при реализации решения целенаправленно придавать свободным элементам определенные значения, которые позволяют увеличивать эффективность решения.

Компромиссные методы обоснования решений заключаются в нахождении альтернатив не столько приводящих к оптимальному решению, сколько позволяющих удовлетворить все имеющиеся ограничения.

Метод экспертных оценок применяется в том случае, когда суждениям отдельных людей (экспертов) необходимо придать цифровое выражение.

Эвристические методы в принятии решений. В настоящее время большинство решений по управлению субъектами экономических отношений принимается в условиях неопределенности. По этой причине единственной базой обоснования подавляющего большинства организационно-экономических решений остается интуиция руководителя и его умение обрабатывать неструктурированную информацию, т.е. принятие таких решений все в большей степени становится искусством.

Как и в любом виде искусства, здесь можно выделить две составляющих: ремесло и вдохновение. Если ремеслу, при желании, можно научиться, то вдохновение при принятии управленческих решений может прийти только путем:

во-первых, осознания руководителем необходимости совместной коллективной деятельности для достижения цели,

во-вторых, принятия им на себя ответственности за результаты этой деятельности; возможно именно этим искусство управления отличается от других видов искусств.

Синтез ремесла и вдохновения при принятии управленческих решений находит свое выражение в эвристических методах или эвристиках. Под эвристическим методом понимается последовательность предписаний и процедур обработки и выработки новой информации, целенаправленно выполняемых для поиска новых, более рациональных альтернатив и выбора наилучших из них.



При этом применение одного и того же эвристического метода разными людьми при наличии одной и той же информации может привести к обоснованию и принятию разных решений. Т.е. данные методы не позволяют вырабатывать оптимальных решений. Но это нельзя отнести к их недостаткам, поскольку в условиях неопределенности доказать или опровергнуть оптимальность принятого решения просто невозможно. Можно отметить, что в каждой, требующей творческого начала, области человеческой деятельности, например конструирование и математика, существует свой набор успешно применяемых эвристических методов.

1

В данной статье представлены результаты исследований по формированию методики обоснования рационального состава комплекса средств технического диагностирования (ТД) критичных элементов оборудования стартовых комплексов. Основное внимание уделяется методам построения математической модели обоснования рационального варианта построения комплекса средств технического диагностирования наземного технологического оборудования (НТО) ракетно-космических комплексов (РКК) в условиях неопределенности с учетом особенностей формирования полного множества вариантов построения; уточнением основных типов частных показателей и их физической природы; выбором способа оценивания значений коэффициентов важности частных показателей; анализом возможных способов формирования оценок частных показателей. Показано, что при построении математической модели многокритериальной целочисленной оптимизации с использовани-ем нечетких исходных данных о характеристиках объектов, средств и условий диагностирования существенным преимуществом по сравнению с известными обладают модели, разработанные с использованием метода ранжирования по максимальному удалению (РМУ) и его модификаций.

методы ранжирования

ракетно-космические комплексы

техническое диагностирование

1. Айзерман М.А., Алескеров Ф.Т. Выбор вариантов: основы теории. - М. : Наука, 1990. - 240 с.

2. Алексеев А.В. Интерпретация и определение функций принадлежности нечётких множеств // Методы и системы принятия решений / Рижск. политехн. инст. - Рига: Изд-во РПИ, 1979. - С. 42-50.

3. Борисов А.Н., Вульф Г.Н., Осис Я.Я. Методика оценки функций принадлежности элементов размытого множества // Кибернетика и диагностика. - Рига: Знание, 1970. - Вып. 4. - С. 125-134.

4. Борисов А.Н., Крумберг О.А., Федоров И.П. Принятие решений на основе нечетких моделей: примеры использования. - Рига: Зинатне, 1990. - 184 с.

5. Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечёткой исходной информации. - М. : Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1981. - 208 с.

Введение

При организации и осуществлении мониторинга технического состояния образцов ракетно-космической техники и составных частей объектов наземной космической инфраструктуры возникает необходимость выявления разнообразных дефектов в элементах оборудования.

Под дефектом понимается каждое отдельное несоответствие продукции требованиям нормативно-технической документации [ГОСТ 17-102].

Постановка задачи исследования

Представим множество вариантов решений по формированию рационального состава комплекса средств технического диагностирования отдельно взятого элемента наземного технологического оборудования ракетно-космического комплекса в виде некоторого конечного множества альтернатив:

A { n } = {a 1 , ..., a n }. (1)

Сравнительную предпочтительность альтернатив будем оценивать с помощью частных показателей K 1 , ..., K s , s > 1. Тогда s -мерная оценка каждой альтернативы a i , i Î {1, ..., n } может быть представлена вектором:

X i < s > = (x i 1 , ..., x is ). (2)

При сравнении альтернатив могут возникать следующие ситуации:

1) альтернатива a i не менее a j (a i a j ), если X i < s > ≥ X j < s > , т.е. x iv x jv , v {1, ..., s };

2) альтернатива a i более предпочтительна, чем альтернатива a j (a i » a j ), если X i < s > > X j < s > , т.е. x iv x jv , и хотя бы для одного v x iv > x jv ;

3) альтернатива a i недоминируема , если не существует альтернативы a j {a 1 , ..., a n } такой, что a j » a i .

Естественно, что наиболее предпочтительная среди альтернатив a 1 , ..., a n относится к числу недоминируемых. Недоминируемые альтернативы образуют так называемое множество Парето .

Методы ранжирования недоминируемых альтернатив

При выборе наиболее предпочтительных альтернатив, как правило, недостаточно ограничиться указанием множества Парето, которому может принадлежать слишком много альтернатив. Поэтому необходимо использовать другие дополнительные методы сравнительной оценки альтернатив, связанные с построением на множестве Парето отношения предпочтения. Данные методы можно условно разделить по способу ранжирования на три группы (рис. 1).

Рис. 1. Основные методы ранжирования недоминируемых альтернатив.

Метод лексикографического упорядочения целесообразно использовать, когда частные показатели K 1 , ..., K s , характеризующие альтернативы, таковы, что их относительная важность измерима в порядковых шкалах, причем K 1 существенно важнее всех остальных частных показателей, K 2 - всех остальных, за исключением K 1 , и т.д.

В этом случае, если a i » a j по K 1 , то a i » a j независимо от оценок по остальным частным показателям K 2 , ..., K s . Если же оценки альтернатив совпадают по первым r частным показателям и различаются по (r +1)-му частному показателю, то более предпочтительной в этом случае является альтернатива, более предпочтительная по (r +1)-му частному показателю.

Легко заметить, что при лексикографическом упорядочении все альтернативы являются строго проранжированными. Одинаково предпочтительными могут оказаться лишь альтернативы с совпадающими векторами оценок. В случае лексикографического упорядочения оказывается легко решаемой задача выбора заданного числа наилучших альтернатив. Для этого достаточно выбрать нужное число первых альтернатив в их лексикографическом упорядочении.

Однако далеко не всегда частные показатели оценивания альтернатив K 1 , ..., K s настолько неравноценны, настолько несоизмеримы по важности. Более типична ситуация, когда важность частных показателей является сопоставимой. В этом случае целесообразно применить различные методы свёртки - построения обобщённого критерия либо, если обобщённый критерий нельзя построить, методы упорядочения без обобщённого критерия.

Методы упорядочения с обобщённым критерием отличаются по способам формирования обобщённого критерия. Наиболее распространены линейные обобщённые критерии, которые строятся в предположении об аддитивности, однородности частных показателей, сопоставимости их по относительной важности и независимости.

Предположение об аддитивности частных показателей означает, что более предпочтительной является альтернатива, у которой выше значение суммы значений частных показателей. В этом случае предполагается, что для лица, принимающего решение, существенным обстоятельством является факт суммарного превосходства альтернативы по всей совокупности рассматриваемых показателей. Однородными считаются показатели, измеряющие интенсивность свойств одной и той же природы. В случае когда показатели таковыми не являются, их необходимо преобразовать в однородные. Сопоставимость по относительной важности для частных показателей означает, что их важность может быть сравнима с использованием количественных шкал (в отличие от порядковых при лексикографическом упорядочении).

Одним из наиболее важных предположений о характере частных показателей при использовании обобщённого критерия является предположение об их независимости.

При соблюдении указанных предположений процедура сравнительной оценки многокритериальных альтернатив сводится к построению обобщённого линейного критерия:

, (3)

где α 1 , ..., α s - есть весовые коэффициенты частных показателей K 1 , ..., K s , отражающие результаты сравнительной оценки частных показателей по важности.

Лучшей признаётся альтернатива a i , для которой

Если необходимо выбрать k лучших альтернатив, то ими будут k альтернатив, получивших наибольшие оценки по критерию (3).

Несмотря на достаточную наглядность критерия (3) и простоту его применения на практике, линейный обобщённый критерий не всегда может быть сформирован. В частности, при решении задач выбора вариантов построения комплекса средств ТД некоторые показатели эффективности комплекса являются зависимыми (например, ресурсоемкость в общем случае косвенно зависит от значений показателей результативности и оперативности). Кроме того, не всегда обоснованным представляется применение в этих задачах принципа аддитивности частных показателей.

Отсутствие обобщённого критерия существенно усложняет сравнительную оценку предпочтительности многомерных альтернатив. В этом случае обычно применяются методы упорядочения без обобщённого критерия.

Одним из известных методов из этой группы является так называемый метод ЭЛЕКТРА . В данном методе предлагается определять предпочтения экспертов на множестве многомерных альтернатив, не выясняя структуры и вида обобщённого критерия, а используя дополнительную функцию порогового характера о согласии и несогласии экспертов с результирующим отношением предпочтения альтернатив.

Рассмотрим произвольную пару альтернатив a i и a j . Обозначим класс частных показателей, согласно которым a i не менее предпочтительна, чем a j , как C (a i , a j ), а класс, по которому действует обратное предпочтение, как D (a i , a j ). Пусть известны коэффициенты a i , ..., a s , характеризующие относительную важность предпочтений по каждому из частных показателей. В методе ЭЛЕКТРА вводится индекс согласия , характеризующий согласие эксперта с порядком предпочтений a i » a j :

(5)

и индекс несогласия :

(6)

где m - максимально возможная разность между оценками x iv и x jv .

Считается, что альтернатива a i предпочтительней a j , только если

c (a i , a j ) ≥ c 0 и d (a i , a j ) ≤ d 0 ,

где c 0 и d 0 - специально вводимые пороговые значения индексов (5) и (6).

Недостатком данного метода и его модификаций является эвристический характер процедур формирования классов C (a i , a j ) и D (a i , a j ), требующий привлечения экспертов для попарного сравнения альтернатив a i и a j , недостаточно обоснованный способ задания пороговых значений c 0 и d 0 , а также принципиальная возможность получения вариантов упорядочений с нарушением принципа транзитивности при ранжировании альтернатив, т.е. может быть, что

a i » a j , a j » a k и a k »a i , (7)

что, конечно, противоречит здравому смыслу при использовании метода в инженерных приложениях.

Решение

Исходя из этого, рассмотрим альтернативный метод выбора наилучшего варианта построения комплекса средств ТД, основанный на решении оптимизационных задач.

Пусть для каждого частного показателя K v можно указать пороговое значение L v такое, что альтернативы, оценки которых по показателю K v ниже, чем L v , крайне нежелательны. Более предпочтительными считаются альтернативы, оценки которых по частным показателям как можно дальше отстоят от критических значений L v . Исходя из сущности подхода к ранжированию, данный метод можно назвать методом ранжирования по максимальному удалению от критических значений частных показателей или, сокращённо, методом ранжирования по максимальному удалению (РМУ) .

Представим математическую модель, лежащую в основе метода РМУ, в формализованном виде следующим образом.

Пусть альтернативы A = {a 1 , ..., a n } оцениваются по s частным критериям K 1 , ..., K s и X i < s > = (x i 1 , ..., x is ) - вектор оценок альтернативы a i , i {1, ..., n }. Альтернативу a i будем считать более предпочтительной, чем a j , если

min{x i 1 -L 1 , ..., x is -L s } > min{x j 1 -L 1 , ..., x js -L s }.

Тогда выбор наилучшей альтернативы a * осуществляется как решение задачи

. (8)

Задача (8) может быть решена как задача линейного программирования

при ограничениях x iv - L v - z iv 0, v {1, ..., s }, a i A .

При небольшом числе альтернатив задача может быть решена непосредственным расчётом значений и выбором альтернативы с максимальным значением данного критерия.

Обобщим правило (8) на случай, когда частные показатели K v , v {1, ..., s } различны по важности. В данной постановке это означает, что удаление оценок альтернатив от критических значений по одним частным показателям важнее, чем по другим. Например, важнее обеспечить более высокие значения показателя результативности по сравнению с показателями ресурсоемкости и оперативности. Или в большей степени можно уступить по показателям результативности целевого применения, зато увеличить показатели оперативности и снизить затраты.

Анализ составляющих выражения (10) позволяет выделить следующие аспекты, подлежащие уточнённому исследованию.

Рецензенты

Смагин Владимир Александрович, д.техн.н., профессор кафедры Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург.

Садин Дмитрий Викторович, д.техн.н., профессор, начальник кафедры Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Новиков А.Н. МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НАЗЕМНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5963 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»