С каких слов начинаются цель. Правила, которым должна удовлетворять Цель. Правильная формулировка цели

После обоснования актуальности научной работы обычно формулируют ее цель и задачи. Очень часто начинающие исследователи не разграничивают этих понятий.

Цель работы - этосовокупный конечный ее результат, это то, чего мы хотим достичь. Но цель достигается поэтапным выполнением определенныхзадач. Например, для того чтобы построить улей (цель работы ), необходимо выполнить ряд задач: подобрать соответствующую конструкцию, подготовить инструменты, материалы, выполнить ряд плотнических работ и др., вследствие чего достигнем цели – будет построена квартира для пчел – улей.

Задачи исследования содержат в себе требования, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

Перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы. С количеством формулируемых задач сообразуется количество подразделов (параграфов) основной части работы.

В научных произведениях каждая мысль формулируется очень скрупулезно, так, чтобы она звучала однозначно и точно. Ключевыми словами в формулировке цели выступают или глагол в неопределенной форме (исследовать, описать, осуществить, выучить, раскрыть и т.п.), или соответствующие отглагольные существительные(исследование, описание и т.п.). Поскольку цель – это понятие более широкое, чем задача, здесь часто употребляются определения комплексный, всесторонний (комплексное исследование, всестороннее изучение), монографический. Старайтесь формулировать цель по возможности компактнее, желательно, чтобы в ней просматривалась основная мысль научного исследования, а при определении задач не приходилосьдругими словами повторять уже сказанное – цель.

Задачи необходимо не только правильно, четко сформулировать, но и ставить их в определенном порядке, так, чтобы перед читателем разворачивалась программа действий автора работы. Наблюдения показывают, что в научных исследованиях обычно выделяются задачи, которые можно разделить на четыре группы.

Первая группа задач связана с рассмотрением состояния исследуемой проблемы в теории и практике, выработке теоретических основ исследования.Вторая группа задач направлена уточнение предмета и объекта изучения. Задачитретьей группы (их, как правило, несколько) имеют в большинстве случаев процессуальный характер – это непосредственный анализ изучаемых единиц. Задачичетвертой группы обобщающего, подытоживающего типа. Теперь рассмотрим эти задачи детальнее.

Любая исследовательская работа начинается с изучения научной литературы по проблеме – это вопрос техники работы. Поэтому не следует формулировать первую задачу, как это иногда бывает, так:изучить и проанализировать литературу по проблеме (называется проблема).

Исследование может начинаться с анализа разных теорий, на базе чего строится собственное понимание предмета анализа, концепция работы. Наиболее приемлемый вид имеют задачи, которые начинаются словами разработать теоретические основы (указывается чего),выяснить статус (природу) определенных единиц, категорий и т.п.,определить понятие (называется объект),определить природу (называются единицы, явления и т.п.),обосновать (принципы, подходы, методику и т.п.).

Для науки часто бывает очень важным выявление круга тех явлений, которые будут исследоваться. Поэтому нередко формулирование второй задачи может начинаться словосочетаниями

    выявить состав (модели, языковые единицы),

    определить корпус,

    определить (уточнить) границы распространения,

    очертить совокупность и др.

Выполнения этой задачи, с одной стороны, даст возможность получить более широкое представление об объекте и предмете исследования, с другой – во многих случаях, особенно там, где объект исследования выделяется впервые, определение количества тех единиц языка, которые должны изучаться, – это уже весомый результат работы.

Если задачи первой и второй группы в филологических исследованиях могут не очерчиваться (когда в этом нет необходимости), то без задач третьей группы нельзя обойтись, ведь их выполнение – это основа работы, это непосредственный анализ собранных фактов. Начинается формулировка этих задач словами

    выяснить значение (происхождение, семантику, генезис, причины, пути появления, особенности, природу, роль, место, специфику, частотность, факторы и т.п.);

    исследовать (характер, характеристики, факторы, свойства, происхождение, связи, потенциал, средства, механизмы, функции, соотношение, единицы, историю, структуру, явление);

    выявить (признаки, причины, распространение, отношения, пути, средства, специфику, факторы, типы, соотношение, структуру);

    изучить (возможности, специфику, функционирование, потенциал),

    проанализировать (структуру, семантику, характер, зависимость, особенности, реализацию);

    описать (функционирование, способ);

    обосновать (понятие, статус);

    определить (объем, типы, модели, структуру, потенциал, функции, средства, систему, группы, общее и единичное);

    установить (взаимосвязь, взаимодействие, функции, степень производительности, мотивы, влияние, типы, признаки, особенности, связи, роль, критерии);

    осуществить (анализ, описание);

    проследить (функционирование, особенности, зависимость, средства, развитие, глубину, эволюцию, соотношение);

    определить (динамику, возможности, процессы, границы, специфику, место, роль, принадлежность);

    показать (связь);

    описать (особенности, группы, средства, механизмы, значение, конструкции);

    сопоставить (формы);

    раскрыть (характер, статус, функции, особенности, содержание, влияние);

    рассмотреть (взаимодействие, средства);

    охарактеризовать (особенности, средства, типы, специфику, приемы);

    уточнить (хронологию, границы, этимологию);

    осветить (взаимодействие) и т.п.

Задачи четвертой группы не обязательно ставить в конце работы, хотя, в большинстве случаев, им там стоять «логичнее»: они базируются на выполнении предыдущих задач. К ним можно отнести следующее:

    определить (очертить) место и роль;

    выявить (установить) тенденции развития;

    выяснить закономерности создания;

    разработать практические рекомендации.

На сегодняшний день, как считает Манфред Ке де Ври, один из ведущих мировых экспертов по вопросам лидерства и стратегического управления, организации, в которых преобладали контроль, послушание и иерархия (три C: control, compliance, compartmentalization), уступили место организациям, сосредоточенным на идеях, информации и взаимодействии (три I: ideas, information, interaction). Соответственно, изменились и цели, которые преследуют люди, эти организации составляющие.

Раньше основной ценностью компании для подавляющего большинства людей, и владельцев и работников, была стабильность. Владельцы хотели передать своим наследникам четко работающую машину по добыванию денег, а работникам, в обмен на свою лояльность к работодателю нужна была гарантия занятости и перспектива получать по окончании трудового периода хорошую пенсию.

Современный бизнес, при всем желании, обеспечить такой ценностью никого не может. Те компании, которые начинают стремиться к стабильности, очень быстро становятся неконкурентоспособными. Вместо потерявшей актуальность «стабильности» на сцене появляются «достижение» и «возможности».

А «облуживание» таких ценностей требует совершенно других инструментов, тех, которых и в помине не было (за очень редким исключением) во время индустриального периода развития экономических отношений. Так, на предыдущем этапе, когда организации были долгоживущими и стабильными, нужда в четком понимании и внешнем и внутреннем пиаре корпоративной Цели просто отсутствовала, основный устремлением любой организации было экстенсивное развитие, стремление стать больше. «Перспективы» и «возможности», которые вынуждены предлагать своим сотрудникам современные организации, требуют несколько иного подхода.

Цель.

Скажи мне, куда ты идешь, и я скажу, кто ты.

Постановка Цели – это не только способ пообещать своим сотрудникам перспективы и удовлетворение от достижения, не только средство координации усилий всех подразделений и работников, но и ключевой элемент сегментации и позиционирования компании. Это как раз тот самый случай, когда «цель определяет средства». Если из существующей формулировки цели позиционирование компании не является очевидным, то будет вполне логично дополнить ее парой слов, которые устранят этот недостаток. Согласитесь, это гораздо легче, чем выдумывать и, главное, продвигать формулировку позиционирования как еще один стратегический инструмент, как еще один элемент корпоративной культуры.

Чтобы предотвратить размывание, цель должна быть сформулирована предельно четко и ясно, и сделано это должно быть письменно.

Но это в том случае, если Цель уже есть. А если ее нет? Как правильно сформулировать цель организации? В качестве одного из вариантов для решения этой проблемы можно использовать не сложную технологию, опробованную нами уже на десятках организаций.

Для начала нужно понять, чего же все-таки от организации хочется в принципе. И «понимать» это должны не только владельцы компании, но и как можно большее количество сотрудников. По крайней мере, топ-менеджмент – обязательно. Существенно проще, конечно, это сделать, когда фирма организуется «с нуля». Тогда корпоративный кодекс формирует инициативная группа, и при последующем наборе сотрудников уже идет отсев по принципу «когерентности» целей потенциального сотрудника и заявленной корпоративной Цели.

Первый этап, этап выяснения намерений, всегда самый сложный. Всегда трудно понять, чего именно хочется от организации. Так как все понимают, что Цель должна быть достаточно глобальной, то часто скатываются к декларациям стремлений к достижению неких идеальных состояний, типа «мир во всем мире» или «все счастливы». Другой крайностью является фиксация на сумме прибыли. Вряд ли читателям стоит напоминать, что деньги в данном случае следствие, а не причина.

Проводя подобные «фирмообразующие» мероприятия, мы обычно поступаем следующим образом: сначала участникам предлагается определить какие задачи организация должна решить в ближайшие полгода-год (в зависимости от специфики деятельности организации и от ее «темпа»). Если участников много, то такая работа происходит в группах. Потом результаты работы всех групп соединяются в единый «котел задач». Обычно в таком котле оказывается достаточно много задач. Затем видение ближайшего будущего «утрясается» - путем взаимных переговоров в режиме «круглого стола». Это происходит путем отсева тех задач, которые попали в этот список случайно, и «слиянием» остальных: часто выполнение одних задач приводит к автоматическому выполнению других. В результате в списке остается 3-4 наиболее важные и глобальные задачи.

После этого логично сдвинуть горизонт видения и проделать ту же самую операцию, целясь уже на 3 года. И еще раз, намечая результаты пяти или десятилетней работы. Иногда разумно проделать и еще один цикл рассуждений, определив задачи организации на 20-тилетний период. В принципе, если выражаться языком геометрии, то простейший прогноз будущего развития организации можно было бы составить, используя только две точки: начальное (сегодняшнее) состояние и положение, которого планируется достигнуть в конце первого временного периода (полгода-год). Очевидно, что это была бы прямая. К сожалению, развитие современного бизнеса редко удается описать с помощью столь простой аппроксимации. Поэтому и необходимо путем последовательных итераций «добраться» до более отдаленных во времени состояний.

Первый «волшебный» результат заключается в том, что, учитывая, что средний срок жизни современных организаций составляет 10-20 лет и постоянно сокращается, выполнение задач наиболее отдаленного горизонта планирования как раз и можно считать Целью организации. Второй «волшебный» эффект состоит в том, что чем более далекое время мы рассматриваем, тем проще приводить первичный список задач к единому знаменателю. Что весьма нам на руку, ведь в конечном итоге нам нужно выбрать наиболее одну, наиболее глобальную, главную задачу. Выполнение которой вполне логично и объявить Целью Компании.

Третий эффект проявляется в том, что чем дальше мы будем забираться по времени, тем больше формулировки задач будут смещаться от неких количественных показателей в сторону качественных параметров. То есть, мы естественным образом будем переходить от числовой конкретики, свойственной рабочим задачам, к определению качественных состояний, свойственному стратегическому планированию.

Четвертый эффект будет выражаться в том, что двигаясь в планировании успехов организации последовательно по времени, мы избегнем основной ошибки, которую обычно допускают на этом этапе планирования: мы, естественным образом, выполним функцию самоограничения, избегнув соблазна покуситься на решение слишком глобальных и малоосуществимых задач.

Теперь, когда мы определили, чего же на самом деле хочет компания (по крайней мере, сегодня), то мы можем переходить ко второму, лексическому, этапу.

Основная работа на этом «лексическом» этапе – игра с различными словесными формулировками. Для того, чтобы использование Цели было максимально эффективно, мы должны, держа в фокусе ключевой смысл, выделенный на предыдущем этапе, подобрать такое его словесное выражение, которое будет удовлетворять ряду необходимых условий.

Правила, которым должна удовлетворять Цель

Чтобы создать цель, дающую «харизматическую силу », необходимо выполнить следующие условия:

  • Цель должна быть сформулирована в терминах достижения. То есть основную роль в ней должен играть глагол в действительном залоге. Например, «сделать», «достигнуть», «стать».
  • Достижение цели сделает компанию и людей, в ней работающих, абсолютно уникальными. Этому правилу, например, отвечает цель «стать абсолютным лидером в каком-то сегменте рынка».
  • Цель достижима «в принципе».
  • Цель не противоречит моральным ценностям сотрудников. Именно поэтому такая высокая текучка кадров в таких сегментах бизнеса, как сетевой маркетинг и продажа тайм-шеров (тайм-шер – продажа в собственность какой-либо недвижимости, обычно апартаментов в курортных местах, по принципу «разделённого времени»).
  • Цель нравится людям, они считают её достойной.

Получив формулировку, удовлетворяющую всем этим критериям, нужно еще раз проверить ее на то, присутствует ли в ней, хотя бы в общих чертах, путь, которым предполагается этой цели достигнуть. То есть, правильно ли и определено ли вообще в этой формулировке позиционирование фирмы и сегмент (рынок), на котором она будет работать и достигать поставленных целей. И, если это не сделано или сделано недостаточно четко, добавить недостающие звенья в определения.

Так, в одной фирме, которая занималась исключительно торговлей средствами для бритья, цепочка этих рассуждений выглядела следующим образом:

1 год: «Войти в число ведущих московских игроков на рынке средств для бритья»
3 года: «Стать лидером российского бритвенного рынка»
5 лет: «Войти в пятерку крупнейших игроков парфюмерно-косметического рынка России»
10 лет: «Стать абсолютным лидером торговли парфюмерией и косметикой в России»

Анализ последней формулировки показал, что в ней не задан сегмент, на котором фирма собирается работать, то есть рынок определен слишком общо, стать лидером во всех сегментах этого рынка (крупный опт, средний и мелкий опт, розничная торговля) сразу просто не реально. А в части сегментов, например, в розничном, и бессмысленно, так как там есть настолько сильные конкуренты, что с экономической точки зрения смысла ввязываться в конкурентную борьбу там просто нет. Тогда появилась следующая формулировка:

«Стать абсолютным лидером в крупнооптовой торговле парфюмерией и косметикой в России».

Уже «теплее». Однако отсутствует еще одна деталь. В этом определении не содержится даже намека ответа на вопрос, каким образом фирма собирается достичь столь замечательных результатов. Путем длительной работы по анализу целевой клиентуры, особенностей современного российского крупнооптового парфюмерно-косметического рынка было выбрано несколько вариантов позиционирования, которые могли бы «в принципе» привести к такому успеху. Это:

  • Создание разветвленной филиальной сети.
  • Получение выделенного статуса (например, эксклюзивные права на дистрибьюцию на определенной территории) у ведущих западных производителей парфюмерии и косметики.
  • Жесткий ценовой прессинг.

По ряду причин, например, из-за отсутствия финансировать в достаточном объеме филиальную сеть, и из-за неготовности представительств основных западных производителей к долгосрочным отношениям с российскими партнерами (по крайней мере, на тот момент), фирма решила идти по последнему варианту. Окончательная формулировка Цели Компании, в результате, выглядела следующим образом:

«Стать абсолютным лидером в крупнооптовой торговле парфюмерией и косметикой в России за счет постоянно лучшего предложения (в порядке убывания важности: цена, ассортимент, сервис)».

Задачи

С фиксацией окончательной формулировки Цели, заканчивается стадия индукции – движения рассуждений от частного к общему. Следующая стадия, как не трудно догадаться, стадия дедукции – нужно пройти обратный путь, от общего к частному.

Сформулировав Цель, мы теперь должны зафиксировать основные промежуточные вехи, пройдя через которые мы, практически гарантированно, должны попасть в «рай», положение, где наша Цель достигнута.

Я обычно делю все множество задач, которые стоят перед организацией, на две части, принципиально отличающиеся друг от друга как по принципу постановки, так и по способам исполнения.

К первым относятся задачи «качественные». Для их постановки необходимо четко понять, каким конкретно способом, за счет каких методов и технологий организация собирается добиться воплощения своей Цели. Фактически, здесь нужно как можно полнее раскрыть тот смысл, который изначально был вложен в позиционирование и сегментирование компании. Потом следует разбить процесс освоения и/или внедрения этих методов и технологий на этапы, достижение которых, в свою очередь, и будет являться «качественными» задачами. Реально, выполнение «качественных» задач определяет «внутренние» успехи компании. Те успехи, которые не видны внешнему наблюдателю, но которые являются базой, фундаментом, для появления успехов внешних.

Для фирмы из предыдущего примера качественные задачи, в общих чертах, могли бы выглядеть примерно следующим образом:

  • Создание эффективной системы переработки грузов (логистика: транспорт и склад).
  • Создание эффективной системы обработки заказов.
  • Создание эффективной системы закупки.

Каждая из этих достаточно глобальных задач, чьей основной целью является обеспечение более низкой себестоимости единицы товара, чем у конкурентов, в свою очередь дробится на более мелкие этапы, связанные, например, с созданием или внедрением определенных технологий (начиная с наиболее простых, как, например ABC-анализ, и заканчивая сложными, вплоть до технологий собственной разработки), подготовкой сотрудников определенной квалификации и т.д.

Другой тип задач я называю «линейными». Такое определение им дано потому, что они отмечают линейное (надеюсь, поступательное) движение организации, достижение состояний, качество которых определяется внешними показателями, в основном, в сравнении с конкурентами и с общими показателями рынка.

В качестве таких задач очень подходит то, что было сформулировано во время мозгового штурма по определению Цели. Так, для организации из нашего примера, эти задачи подошли практически идеально. Однако не стоит забывать, что так бывает далеко не всегда. И эти задачи в любом случае необходимо проверить на соответствие «генеральной линии».

Основное правило и для линейных и для качественных промежуточных планов: чем ближе, тем конкретнее. Однако оптимальный горизонт планирования, на котором нужно сосредоточить основные аналитические усилия – 3 месяца. «Что нельзя сделать за 3 месяца, нельзя сделать в принципе».

Напоследок стоит заметить, что никакие планы, и даже сама Цель Компании, не должны быт догмой. По крайней мере, для самой верхушки управленческой иерархии компании. Внешний мир постоянно изменяется. И то, что было хорошо вчера, совсем не обязательно будет так же хорошо и сегодня. Не говоря уже про завтра. Всем планам, задачам и целям всех организаций необходимо постоянная корректировка. Эмпирически выведенная нами закономерность показывает, что наиболее эффективно описанную в этой статье процедуру проделывать с периодичностью раз в три месяца. По крайней мере, в ее «дедукционной» части. Озадачивать же себя тем, правильно ли задана глобальная Цель организации, нужно никак не реже, чем раз в год.

Николай Додонов

Бизнес-тренер, разработчик авторских тренингов и семинаров по тайм-менеджменту и управлению привычками для топ-менеджеров. Специалист по личной эффективности руководителя. Автор книги «АнтиТайм-менеджмент». Владелец и руководитель торговой компании «ЕТ-Россия» (компоненты для фрезерных станков). Основатель сервиса для учета личных финансов FastBudget.

Что такое цель? Упрощенно можно сказать, что это сложившийся в голове притягательный образ, который поможет нам избавиться от неудобств, проявить свою индивидуальность и реализовать себя. Затем обычно появляется стартовый импульс, некое «хочу», которое и формирует программу действий. А теперь простой вопрос: приготовленная чашка чая – это цель? С моей точки зрения, это неплохая цель, которая отлично раскладывается по SMART. Она конкретна, измерима, достижима, актуальна и ограничена во времени.

Цель – это искомый предмет или состояние. Он может быть простым, как чашка чая, или сложным и труднодостижимым, как новый бизнес или новая ступень карьеры. И то, и другое является целью. Разница в том, как мы ее ставим. Мы представили конечный результат, которого мы хотели бы достичь, то есть у нас сформировалась идея желаемого будущего, которого сейчас нет. Чашка чая, новый бизнес или отпуск. Также нас учат ставить цели с помощью цифровых показателей, поэтому мы привыкли формулировать их еще и в деньгах, днях, квадратных метрах или других параметрах. Похоже на правду?

Итак, мы ставим себе цель и начинаем много и усердно работать. Но если мы работаем без постоянного подкрепления, то начнем «выгорать» и терять мотивацию. У нас пропадает всякое желание что-либо делать. А причина в том, что цель была поставлена без учета индивидуальности. Она никак не резонирует с нашим складом ума, с нашей свободой воли, с нашими переживаниями.

Попробуем сформулировать цель с учетом своей индивидуальности. Чтобы нам заранее было интересно работать и чтобы нам доставлял удовольствие сам процесс, а не только некоторые результаты. Ведь по сути, цель - это результат в будущем, который мы хотим получить. Но когда мы думаем так, то сразу попадаем в заложники очень жесткого, существующего практически во всех культурах «правила взаимного обмена». Мы мыслим в стиле «забрать», что моментально сковывает наше мышление социокультурными нормами. И пространство для планирования сильно сужается, ограничивая наш выбор действий.

Так, например, в Америке в 1970-е годы кришнаиты резко увеличили сбор пожертвований, когда стали дарить прохожим цветок. Они дарили цветы, а людям было неловко, и они жертвовали деньги.

Вот что я имею в виду. Если мы хотим что-то «забрать» или какую-то цель «получить», то автоматически попадаем в заложники представления: «каким я должен быть, чтобы оказаться достойным этого?», «каким я должен быть, чтобы люди совершили со мной обмен?». И очень часто многие варианты действий отбрасываются, т.к. мы признаем, что пока не достойны так поступать. Получается замкнутый круг: чтобы достигнуть цели, я должен делать действия, но некоторые из них я считаю возможными только когда «стану их достоин», а сейчас я их «не достоин» и поэтому их не делаю. В итоге цель достигается со скрипом или не достигается вообще.

Состояние «я еще недостаточно хорош для моей цели» — широко распространенная причина того, что многие из нас не делают совершенно очевидные вещи. Более того, не то, что не делают, так еще даже и не включают их в список для рассмотрения! Так, когда мы хотим пойти на переговоры с крупным потенциальным клиентом, то ощущаем необходимость показать чуть более выгодное портфолио проектов, чем сейчас. Откладываем встречу до момента, когда будет чем похвастать. Так мы не говорим с начальником о повышении, пока не наработаем «еще чуть больше опыта», чтобы быть «чуть более достойным». Так мы не начинаем продажи нового продукта, потому что считаем компанию еще недостаточно готовой.

А сейчас представьте себя на каком-нибудь соревновании. У нас есть соперник, преимущества которого очевидны. И внутри нас появляются сомнения: «А вдруг он окажется лучше, сильнее, умнее?». И мы подсознательно подстраиваем свое поведение под это ощущение. Мы заранее видим себя проигравшими, боимся этого исхода. Мы заранее признаем поражение как единственный вариант, а не один из многих возможных.

Как это изменить? Ставить цель по-другому, по модели «интересно – дать – достоин». Мы должны спросить себя: что из того, чем мы занимаемся сейчас, нам интересно делать. Что приносит нам огромное удовольствие, когда мы делаем это и делаем хорошо? Затем мы спрашиваем себя, в каком объеме мы должны дать определенный результат, чтобы достигнуть своей цели. Если мы формулируем цели в парадигме «дать», то оказываемся полностью свободны от комплекса «недостойного». Мы ничего не забираем от людей, а делаем им благо и несем решение проблем. И последний вопрос, на который очень важно найти ответ: почему мы этого достойны? Ответ на него возникает автоматически - потому что есть проблема и есть ее решение - оно у меня в руках, я знаю, как ее решить.

Представим, например, начальника отдела логистики, который хочет удвоить доход через полгода. Абсолютно нормальная цель. Но его работа не приносит ему никаких положительных эмоций. Он просто работает. И для того, чтобы достигнуть своей цели, он может пойти к руководству и сказать: «Я хочу, чтобы вы удвоили мне зарплату». Но он должен быть готов к вопросу: «Почему? По какой причине мы должны это сделать?». И сотруднику нужно спросить себя самого: «Что мне в моей работе доставляет реальное удовольствие? Да, мне не нравится работать в отделе логистики, но что все-таки приносит положительные эмоции?».

Ответ может быть, например, таким: «Мне нравится, когда весь процесс в нашем отделе правильно выстроен: менеджер идеально принял заказ, курьер сразу уехал и вовремя доставил заказ, позвонил благодарный клиент и оставил отзыв. Мне доставляет огромное удовольствие, когда я вижу, что компания работает как часы. Но что я могу дать, какой результат принести, чтобы эта компания с радостью отдала удвоенный мной доход?».

Задав себе такой вопрос, мы начинаем думать в области «дать». А поскольку мы думаем в позитивном контексте, наше пространство вариантов освобождается от сдавливавших его условностей и выдуманных барьеров. Мы не зависим от «правила взаимного обмена». Это дает огромный простор планированию и невероятную уверенность в себе. И тогда начальник отдела логистики отвечает, что может построить все процессы внутри своего отдела и, например, отдела продаж. А почему он этого достоин? Потому что он знает эти процессы как никто другой, потому что каждый день их видит, потому что он сам отстраивал их. И еще тысяча «потому что». Ответ на этот вопрос всегда находится на уровне подсознания. Как только мы меняем целеполагание с «получить» на «дать», оковы падают и пространство вариантов становится необъятным.

И когда мы глубоко внутри себя понимаем, почему мы этого достойны, то идем к руководителю и говорим, что сделаем это, потому что знаем, как. А там, где не знаем, узнаем и выстроим. И любой нормальный руководитель будет рад такому инициативному и мотивированному сотруднику.

При постановке цели мало придумать цифру, которую мы хотим получить. Нам нужно понять, чем нам реально интересно заниматься, от чего мы действительно будем получать удовольствие. Потом нам важно понять, какой результат от этого занятия нам нужно дать и в каком объеме, чтобы получить конечную цифру. И ответить себе на вопрос, почему мы этого достойны.

Когда мы воспринимаем цель как ситуацию, которая находится в нашей картине мира, которая для нас естественна, но по каким-то причинам еще не стала реальностью, у нас пропадает ощущение возможного провала. Формулируя цель в виде «дать», мы устраняем ограничения в планировании, вызванные блоками «правила естественного обмена». А когда мы ставим ее в виде «интересно», исчезает опасность «выгореть». Зато появляется невероятная мотивация достичь поставленной цели.

Каждый из нас имеет какие-то цели в жизни и желания. Многие задают вопрос, почему одни желания сбываются, а вторые остаются мечтами? Ответ очень прост: мечта может сбыться только тогда, когда становится целью!

С точки зрения НЛП, разница между мечтой и целью достаточно большая. Мечта — это наше желание, а цель – это грамотно сформулированное желание, которое будет достигнуто в результате определенных действий. Определившись, что цель обязательно должна иметь формулировку, давайте рассмотрим, как правильно формулировать цель, с точки зрения НЛП.

Итак, чтобы цель была достигнута, она должна быть:

  1. Сформулирована позитивно

Очень часто мы говорим о том, чего мы не хотим, например: «Я не хочу делать рутинную работу». Такая формулировка неправильная, это не цель, а констатация факта. Зачем говорить о том, чего вы не хотите? Скажите о том, чего вы хотите, например: «Я хочу заниматься интересной работой, связанной с телевидением». Цель нужно формулировать позитивно, поэтому в формулировке слова «не, нет, прекращаю, отказываюсь и т.д.» должны отсутствовать. Связано это с тем, что мозг часто не воспринимает частицу «не» и формулировка типа: «Я не хочу провалить сделку », будет неудачной, лучше сформулируйте данное выражение как: «Я хочу закрыть сделку с прибылью в пять тысяч долларов»

  1. В описание должны присутствовать чувства восприятия (сенсорный язык)

Цель должна быть сформулирована не только словами, но и чувствами. Представьте себе, что вы будете чувствовать, когда цель будет достигнута. Важно, чтобы ощущение, восприятие, цвета и запахи были максимально приближены к реальности. Чем ярче и подробнее вы сможете представить картинку – тем лучше, на ней должно быть все вплоть до малейших мелочей и деталей.

  1. «Зачем мне это?» или экологичность

Прежде всего, задайте себе вопрос и ответьте на него предельно честно: зачем это Вам надо? Желания и цели имеют свойства сбываться, поэтому подумайте действительно ли вы хотите достигнуть этой цели и что она Вам принесет?

Мир устроен так, что для приобретения чего-то, мы должны чем-то пожертвовать, например: выходя замуж – мы ограничиваем свободу, получая должность ТОП-менеджера – мы теряем множество свободного времени и т.д. Поэтому, стоит задуматься, на какие жертвы мы готовы ради достижения цели.

  1. Ресурсы

Определите, какие ресурсы нужны Вам для достижения цели, также определите, имеете ли вы к ним доступ. Если доступа к каким-либо ресурсам нет, подумайте, что необходимо сделать, чтобы получить к ним доступ.

  1. Барьеры

Ответьте на вопрос, почему вы прямо сейчас не можете достигнуть цели? Что мешает Вам на пути к достижению цели, какие препятствия могут появиться в будущем? Нам это необходимо для того, чтобы сразу проанализировать, каким образом мы будем их преодалевать и какие ресурсы придется задействовать.

  1. Первый шаг

Определите первые шаги, которые вы сделаете для достижения цели. Обязательно укажите точное время и место.

Выполнив все условие, вы правильно сформулируете цель, что в свою очередь сэкономит ваши силы и время. Также для достижения цели рекомендую прочитать статьи из раздела НЛП: и .

Вы знали, что можете на порядок увеличить свою успешность в реализации поставленной только правильно формулируя саму цель? Правильно подбирая правильные слова для ее постановки?

Как обычно вы задаётесь целью? Мечта плавно превращается в желание, желание в намерение, которое уже и трансформируется в цель… Ну ладно, все проще: жизнь прижала – нужно добыть, достать или сделать нечто, и это нечто и есть цель. Как формулируем цель?

Обычная формулировка цели: С завтрашнего дня попытаюсь меньше есть, Постараюсь больше зарабатывать, Может быть в следующем году выучи английский…

При такой постановки цели – ваш равен нулю, достижение цели заранее обречено на провал!

Одно из правил : цель должна быть конкретной! Еще более мощное и важное уточнение: формулировка самой цели, так же должны быть конкретной!

Слова типа: попытаюсь, постараюсь, может быть, вроде бы, как бы … . и подобные, предполагают, что вы после первой же неудаче (а они будут, еще как будут) – опустите ручки.

Эти плохие слова для целеполагания означают, что вы заранее себя программируете на поражение…

Эти «неуверенные в себе слова», которые используют неуверенные в себе люди, скажут, что человек, который, возможно, и задается благородной целью: так же неверен, что не хватит ему , что не будет он стоек, что… (смысл вы поняли, надеюсь, вставьте свое)

Правильная формулировка цели

1. Это моя цель, это «Я…»

Позвольте вас спросить, чья это цель? Ваша, вы уверены? А где в этой цели обозначены вы?

Всегда в постановки и формулировке целей используйте местоимение: «Я »

Я – значит это ваша цель, Я –значит это вы будете выполнять ее.

Я достигну…, Я похудею, Я разбогатею, Я выучу…

2. Что? Где? Когда?

На вопросы «Что?» и «Где?» вы сами ответите, но …

Не устанавливать сроки – значит, не иметь мотивации выполнить свою цель. Одного желания на «авось» и «когда ни будь» – не достаточно.

Цель должна быть обозначена по срокам!

Я похудею на 20 кг к лету , я увеличу свои доходы на 20% к следующему кварталу

3. И главное правило формулировки цели: что я буду делать для этого? Сейчас?

Это глагол, который должен, обязан, и быть, в утвердительной форме.

Это глагол, который связывает ваше «Я » и Дату , когда цель будет выполнена.

Этот глагол должен обязывать безоговорочное твердое выполнение цели + проверочный вопросик самому себе.

Я дострою дом к лету! А что я делаю сейчас , чтоб его достроить!?

Я похудею к своему дню рождению! А что я делаю сейчас , чтоб это произошло!?

Я к 6.06.2012 выучу английский язык! А что я делаю сейчас , чтоб его выучить к этой дате!?

Грамотная формулировка цели повысит шансы успеха в разы! Чего вам и желаю!