Съемка концертов советы. Магистратура Nikon. Концертная съемка. Использование точечного экспозамера

Друзья, мы рады запустить новую Магистратуру Nikon! На этот раз обратимся к музыкальной теме. Весь февраль мы будем учиться снимать концерты и музыкантов! Каждому фотографу, хоть раз побывавшему на выступлении любимой рок-группы, наверняка хотелось запечатлеть весь драйв, который люди ловят на подобных мероприятиях. И наши эксперты Анна Ульянова, Юлия Раскова и Маргарита Фазылянова помогут вам разобраться в концертной фотографии от и до!

И традиционный конкурс: ждем ваши фото с концертов любимых исполнителей в комментариях! Напоминаем, что фото должны быть сделаны на Nikon - подписывайте, на что сделаны кадры:) И всем удачи!

Анна Ульянова :

Важнейшая задача концертной фотографии - передача эмоций и “эффект присутствия” на концерте. Для этого совершенно не достаточно просто снять крупный план артиста и общий план зала.


Lumen
Камера: Nikon D700
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/160
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 20 мм

1. Используйте все, что видите

Покажите динамику, ловите экспрессию и момент. Вот гитарист исполняет проникновенное соло, а барабанщик подбросил палочку, вокалист направил микрофон в зал. Из этих кадров и сложится настоящий концертный репортаж.


Lumen
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/125
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 20 мм

Как и в любом другом репортаже, не забывайте про общий, средний и крупный планы, снятые со всех доступных точек в клубе.


“Курара”
Камера: Nikon D700
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/160
ISO: 800
Фокусное расстояние: 180 мм

2. Подготовка

Не поленитесь потратить время и изучить, как ведет себя артист во время концерта (фото на официальном сайте, в социальных сетях, ролики на YouTube), чтобы быть готовым к прыжкам вокалиста в толпу, обливанию первых рядов бутафорской кровью или залпам конфетти.


Metallica
Камера: Nikon D700
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/250
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 85 мм

3. “3 песни без вспышки”
Часто на больших концертах действует ограничение по съемке для аккредитованных фотографов по времени съемки. То есть, за три песни вам надо сделать полноценный репортаж, удачно зафиксировать всех участников группы, зрителей в первых рядах и ловить моменты. Вспышка запрещена, чтобы не ослеплять артиста и сохранить световой рисунок шоу, ведь никому не нужны плоские картинки со вспышкой “в лоб”.


IOWA
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/800
ISO: 640
Фокусное расстояние: 20 мм

4. Старайтесь быть незаметным

Для кого-то это покажется новостью, но концерт сделан в первую очередь для зрителей и поклонников артиста, а не для фотографа. Не стоит (даже при большой дружбе с группой) находиться половину концерта на сцене, вставать перед вокалистом и делать селфи с участниками группы. Будьте незаметны, будьте быстры. Подумайте о внешнем виде: не стоит стоять на сцене (и в пресс-зоне) за музыкантами в футболках ярких кислотных цветов - вы лишь испортите коллегам кадры.

Не забывайте про поклонников музыкантов и зрительный зал, они как никто могут помочь в передаче настроения от шоу в кадрах.


“Пилот”
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/400
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 20 мм

5. Используйте все возможности камеры

Если вы (так же как и я) используете фиксы в репортаже, пользуйтесь возможностью максимально открыть диафрагму и получить больше глубины и “воздуха” в кадре.

Забудьте об автоматических режимах съемки, вы должны контролировать абсолютно все. Ваша задача - научиться использовать все возможности своей камеры для получения наиболее интересных снимков.


“Нервы”
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/400
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм

Помните, что чем длиннофокуснее объектив, тем короче выдержка, иначе “шевеленки” не избежать.

Не бойтесь экспериментировать: мультиэкспозиция, сверхширокие объективы, lensbaby - все это может разнообразить репортаж.

Перевод кадра в ч/б - не панацея. Ни одна изначально скучная фотография не станет лучше, если лишить ее цвета.


“ПсиХея”
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
Диафрагма: f/2
Выдержка: 1/400
ISO: 800
Фокусное расстояние: 50 мм

6. Выборка

Не перегружайте свой отчет с концерта: оптимальное количество снимков - 20-30, дальше глаз зрителя устанет и пролистает все остальное, особо не задерживаясь. К примеру, отобрав 50 технически удачных снимков, выберите из них 25 эмоциональных, удалив повторы, сомнительные по моменту кадры, кадры, где эмоция артиста больше похожа на кривляние, оставьте уникальные по ракурсу и моменту снимки.


Papa Roach
Камера: Nikon D700
Объектив: AF Zoom-NIKKOR 80-200mm f/2.8D ED
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/200
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 135 мм

7. Помните про актуальность

Не забывайте про актуальность фотографий. В нашем мире социальных медиа даже очень неплохие фотографии шоу не нужны никому спустя полгода.

Ищите свой стиль, изучайте и рассматривайте работы известных музыкальных фотографов, чаще ходите на концерты и слушайте хорошую музыку!”


“Мегаполис”
Камера: Nikon D700
Объектив: AF NIKKOR 180mm f/2.8D ED-IF
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/200
ISO: 200
Фокусное расстояние: 180 мм

Юлия Раскова :

“Концертная фотография должна рассказывать о концерте нечто большее, чем видно невооруженным глазом. Отличная концертная фотография может передать всё: атмосферу концерта, настроение зрителей, характер и черты личности самого музыканта. Задача фотографа - суметь поймать и соединить все это в одном кадре.

1. Подготовка к съемке

Лучше всего предварительно подготовиться к съемке, ознакомиться с составом группы, выделить постоянных участников и сессионных, посмотреть видеозаписи с концертных выступлений музыкантов в других городах, отметить, на какую часть зала преимущественно работает фронтмен, в какой руке держит микрофон, особенности поведения других участников на сцене. Конечно, немаловажно знать и чувствовать свою фототехнику на интуитивном уровне, знать примерные значения экспозиции, ведь условия освещения могут меняться каждые 10 секунд, и в этом случае важно быстро и точно выставить нужные значения диафрагмы, выдержки и ISO, чтобы не потерять момент и успеть сделать качественный кадр. Также можно заранее обдумать технические приемы, которые вы считаете подходящими для данного концерта: стар-фильтры, мультиэкспозиция, съемка с масштабированием и другие.


Korpiklaani
Камера: Nikon D610

Диафрагма: f/ 2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 24 мм


“Порнофильмы”
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 62 мм


Миша Родионов
Камера: Nikon D600

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
Фокусное расстояние: 200 мм

Освещение очень многое решает в концертной фотографии. Умение работать с исходными условиями освещения, ориентироваться в цветах, направлении света и использовать все это для создания образа музыканта очень важно в профессии концертного фотографа. Дополнительный свет на концертах, как правило, не используется по нескольким причинам: во-первых, на концертах обычно бывает красивый и разнообразный свет, который создает неповторимую атмосферу музыкального события, подчеркивает фактуру и колорит артистов. Во-вторых, вспышка может отвлекать музыкантов от работы на сцене, мешать зрителям. При этом все же замечу, что умение работать с дополнительными источниками света (там, где делать это разрешается организаторами) очень важно, потому что при грамотной работе с ними можно создавать замечательные кадры и решать вопросы недостаточного освещения. К примеру, на концертах небольших местных групп.


“ДДТ”
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
Фокусное расстояние: 200 мм


Дима Билан
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/500
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 122 мм

3. Поиск ракурса

Важно не нервничать и не совершать лишних телодвижений, которые помешают как вашим коллегам, работающим с вами в фотопите, так и вам самим. Порой лучшие кадры выходят тогда, когда вы стоите на одном месте, даже если вы стоите на нем полконцерта. Музыканты, как правило, эмоциональны и активны на сцене, свет часто меняется, поэтому даже если ваше передвижение ограничено, не стоит беспокоиться - всегда есть возможность сделать много разных кадров с одной точки съемки. К примеру, три кадра ниже сняты с одного места и ракурса.


Lumen
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
Фокусное расстояние: 50 мм


Lumen
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/800
Фокусное расстояние: 70 мм


Lumen
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/160
Фокусное расстояние: 24 мм

4. Локация

Условия освещения, стиль работы и выбор фототехники, конечно же, зависят от площадки, на которой проходит концерт. Это могут быть средние камерные залы, большие концертные площадки или маленький местный клуб. И если порой в огромном концертном зале, где много света, вполне можно обойтись стандартным телеобъективом, то для всех остальных площадок наличие широкоугольного светосильного объектива сильно облегчает жизнь и съемку. Но даже если в помещении, где проходит концерт, совсем мало света, не стоит расстраиваться - даже при таком освещении можно сделать атмосферные кадры с настроением, которые наверняка понравятся артистам.


“Мумий Тролль”
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 120 мм


“Крематорий”
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Фокусное расстояние: 200 мм


Lumen
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 120 мм

5. Взаимодействие со зрителями

Успех концерта на 50% и больше состоит из энергетики пришедших на него людей. Стоит приложить максимум усилий, чтобы не мешать людям наслаждаться концертом. Кроме того, во взаимодействии артистов со зрителями есть особенные моменты, благодаря которым можно сделать яркие запоминающиеся кадры.


30 Seconds to Mars, Джаред Лето
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/800
Фокусное расстояние: 200 мм


Eskimo Callboy
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
Фокусное расстояние: 58 мм


Eskimo Callboy
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
Фокусное расстояние: 24 мм

6. Постобработка

Как правило, после съемки кадры проходят коррекцию по яркости и контрастности, насыщенности, балансу белого, работе со светом и тенями, иногда - перевод в черно-белое или тонирование изображения там, где это уместно. При этом каждый раз первостепенное значение имеет исходный кадр, ведь никакая обработка не придаст истинной красоты кадру, если исходник не был композиционно цельным, или же в нем отсутствует момент, ради которого, собственно, фотограф и нажимал на кнопку. В этом случае при отборе снимков всегда важно отвечать себе на вопрос: чем примечателен тот или иной кадр, почему мы пропускаем его в итоговый отчет, который затем предоставляется на обозрение миллионам зрителей? Фоторедакторы же позволяют подчеркнуть преимущества фотографии. При этом существуют разные степени допустимого вмешательства в кадр. Если съемка производится по заказу, то степень такого вмешательства следует обсудить с заказчиком, у СМИ, как правило, свои требования к возможной корректировке изображения. Если же вы снимаете для собственного портфолио или вмешательство в кадр не ограничивается, то можно дать волю фантазии. Но не стоит забывать, что хорошая обработка - та, которая не бросается в глаза.


Диана Арбенина
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/400
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 145 мм


“Морэ&Рэльсы”
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
Фокусное расстояние: 36 мм

7. Определитесь с целью съемки

Конечно, ваша основная цель - передать атмосферу концерта, настроение и заряженность публики, талант артиста. Все это действительно можно сделать в одном кадре.
Концертная фотография - это все же вид репортажной фотосъемки и подчиняется всем законам этого жанра. Но вид совершенно исключительный, особенный, который обусловлен спецификой снимаемого события. Не стоит ждать, что вы придете с концерта с целой кипой отличных фотографий - большая удача, если с одного концерта вы можете отобрать себе в портфолио 1-5 фотографий”.


Sunsay
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 200 мм


“Крематорий”
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Фокусное расстояние: 24 мм


Natalia Oreiro
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Фокусное расстояние: 200 мм

Маргарита Фазылянова :

“Меня достаточно часто спрашивают, что мне дает концертная фотография. Это возможность поймать и передать эмоции, средство пережить и почувствовать ощущения заново, способ подарить окружающим «атмосферу» прошедшего концерта. Также я бы отметила, что данная разновидность съемки является одной из самых сложных в репортажной фотографии: свет, время, предоставленное пространство, да и сам объект съемки не контролируются вами. Не во власти концертного фотографа оспорить с организатором мероприятия или артистом количество времени, отведенного на съёмку, или размеры фотопита. Навряд ли вы договоритесь со светорежиссером о том, какой свет будет использован во время концерта. Ну и, в конце концов, вы никак не продиктуете музыканту, как ему следует двигаться на сцене, когда ему замереть и так далее.


Terror
Камера: Nikon D750

Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 85 мм

1. Аккредитация

С чего же начинается концертная фотография? Конечно, с получения аккредитации. Здесь есть несколько вариантов:
1) Найти интернет-портал, посвященный музыкальным событиям либо такого рода мероприятиям. Самое главное - установить контакт с редактором. Для этого у вас должно быть портфолио/наработки (необязательно в концертной сфере), по которым можно будет определить ваш уровень и принять решение касаемо сотрудничества. В этом варианте за вас всё сделает редактор;
2) Связи. Да, в концертной фотографии неформальные контакты тоже нужны, главное в этом случае - быть коммуникабельным и не бояться первым написать письмо. Этот вариант также предполагает наличие примеров работ. Вы можете выйти на участника группы/исполнителя, PR-менеджера группы/концертной площадки либо организатора мероприятия. Конечно же, всё зависит от популярности коллектива, а также места, где будет происходить концерт. В данной области нет какого-то определенного шаблона действий - с аккредитациями всё решается индивидуально.

Но что же делать, если портфолио отсутствует, и вы только начинаете свой путь? В самом начале я покупала билеты на небольшие концерты и училась ловить кадры, тренировалась обрабатывать фотографии с мероприятий и выкладывала на свою страницу в LiveJournal. Главное - не забыть уточнить у площадки касаемо возможности фотографирования без аккредитации, чтобы не произошло неприятной ситуации в виде изъятия техники на входе. Только после того как я получила определенный навык в концертной съемке и опыт работы в небольших клубах, я осмелилась выйти на контакт с редактором своего первого интернет-портала. Сменив пару музыкальных сайтов, с 2013 года я прочно обосновалась на Metalkings.


Андрей “Слесарь” Оплетаев, “ПсиХея”
Камера: Nikon D7000

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм

Вообще, подход к выбору концертного фотографа на каждом портале разный: где-то важно «забить» концерт раньше других, на некоторых ценится качество предоставляемого материала. Чтобы не рассчитывать на случай, лучше, конечно, стараться выходить непосредственно на музыкальные коллективы. Главное - озадачьтесь тем, где вы будете публиковать отснятый материал и на каких условиях группа предоставит вам аккредитацию (чаще всего взамен фотопаса вы должны будете предоставить материал группе и разрешить им опубликовать его в своих официальных сообществах и на сайте). Для публикации снимков существует большое многообразие ресурсов в Интернете, вплоть до написания собственного сайта: всё зависит от вашего желания и планов развития в этой сфере.
Важно. Если вы пришли на концерт по аккредитации, вам следует уточнить, сколько песен можно снимать группу/исполнителя. Как правило, многие зарубежные группы ограничивают съемку тремя песнями из фотопита либо из зала (опять-таки, всё зависит от площадки). После этого лучше убрать камеру, не нарушать выставленных условий, так как это может привести к тому, что впоследствии вам просто-напросто откажут в аккредитации.

В случае, если вы получали фотопас через группу, есть вероятность, что вам разрешат снимать весь концерт без ограничения пространства и времени.


“КняZZ”
Камера: Nikon D750

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/80
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 16 мм

2. Техника

Я снимала на разные камеры: Nikon D90, Nikon D7000, в данный момент это Nikon D750 (как видно, я заядлая «никонистка», очень уж легли камеры в руку с первого прикосновения). По поводу объективов - с самого начала я отдавала предпочтение светосильным объективам с фиксированным расстоянием. Решение касаемо того, какой выбрать объектив - с фиксированным расстоянием или зум, - зависит от вашего личного предпочтения: это дело удобства и привычки. Наиболее важной характеристикой остаётся светосила, ведь при концертной съемке зачастую недостаточно освещения.

Я использую AF NIKKOR 50mm f/1.4D, AF NIKKOR 24mm f/2.8D, AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G, AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D. В последнее время я отдаю свое предпочтение «рыбьему глазу», особенно в маленьких клубах: уж очень мне полюбились картинки, полученные при помощи него.


Али Табатабаи, Zebrahead
Камера: Nikon D750
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 16 мм

За три песни я успеваю несколько раз поменять объективы. Правило у меня одно - по 1-2 минуты на каждый объектив плюс как минимум успеть пройтись справа налево (слева направо) вдоль сцены хотя бы один раз. Если количество песен, разрешенных для фотографирования, ограничено, перед входом в фотопит вам необходимо подготовить всю имеющуюся технику: проверить настройки на «тушке» (я стандартно настраиваю ISO 1250, «накручиваю» 50 мм, выдержку и диафрагму выставляю соответственно на 1/160 и f/2.5), распаковать объективы (то есть раскрутить все крышечки) и поместить их в чехол для фотоаппарата (также я подкладываю мягкую ткань в чехол, чтобы минимизировать вероятность того, что объективы могут удариться друг о друга).

AF NIKKOR 50mm f/1.4D – один из наиболее ходовых объективов среди концертных фотографов. Он подходит для фотографирования средних планов; фишай и AF NIKKOR 24mm f/2.8D я использую для общих планов, а при помощи AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G можно умудриться снять крупный кадр (в том числе, этот объектив спасает при съемке из толпы, если можно снимать после трёх песен или на площадке не предусмотрено наличие фотопита).


Илья Черт, “Пилот”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF NIKKOR 50mm f/1.4D
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 50 мм


Никита Муравьев, “СЛОТ”
Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/160
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 85 мм

Касаемо зумов, наиболее часто используемые объективы - это 24-70/f2.8 и 70-200/f2.8.
Кстати, немного про карты памяти - у вас их должно быть как минимум несколько штук в кармане, особенно в том случае, если вы снимаете фестиваль.
Неплохо иметь в рюкзаке такие мелочи, как чистящий карандаш, который будет вашей палочкой-выручалочкой, если на объектив попадет вода или алкогольные напитки (особенно это касается рок-концертов, на которых музыканты не прочь покидаться бутылками с водой или спиртными напитками).

3. Подготовка к съёмке

Данный пункт я скорей бы отнесла к опционному совету. Некоторые концертные фотографы перед посещением мероприятия смотрят записи живых выступлений той группы, на которую планируют пойти. Это позволяет примерно оценить, какое освещение будет на концерте, а также ознакомиться с тем, как коллектив ведет себя на сцене, будут ли у музыкантов интересные костюмы и элементы шоу.
Ну и буквально одно предложение об одежде: главное в ней - удобство. Отдавайте предпочтение темным цветам, так как в ходе съемки вы можете испачкаться (такое бывает достаточно часто; на моей практике было и такое, что я пару раз рвала джинсы и футболки). Плюс неяркая одежда не будет отвлекать исполнителей и поклонников группы.


Дмитрий Процко, “Эпидемия”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/200
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм

4. JPEG или NEF?

Очень часто фотографы также задаются вопросом, в каком же формате лучше снимать концерты. Кто-то предпочитает JPEG, а кто-то NEF. Лично я руками и ногами за NEF, так он «тянется» намного лучше, чем JPEG, и позволяет осуществлять достаточно много действий по постобработке кадра (практически с самого начала я начала снимать в формате NEF). Стоит отметить, что у JPEG перед NEF есть очень большое преимущество - максимально насыщенные и сочные цвета. Как вариант, для сравнения вы можете выбрать в настройках NEF+JPEF (высокого разрешения), после чего определиться, в каком формате вам комфортнее осуществлять съемку.


Энди Марш, Try Art is Murder
Камера: Nikon D750
Объектив: AF NIKKOR 50mm f/1.4D
Диафрагма: f/2
Выдержка: 1/200
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 50mm

5. ISO, диафрагма и выдержка

Три составляющие, которые определят ваш снимок. Ни в коем случае не используйте автоматические настройки или режимы с приоритетом выдержки/диафрагмы. На концертах, да и не только, применимы только полностью ручные настройки (с приобретением опыта при взгляде на свет вы сможете настраивать подходящие параметры всё быстрее и быстрее).
Чаще всего я использую значения ISO от 800 до 1600. Чем больше значение ISO, тем больше шума будет у вашего изображения, и наоборот. Полноформатные камеры позволяют делать нешумные кадры на более высоких значениях ISO, чем «кропанутые» камеры, так что примите это к сведению, когда будете выбирать между приобретением светосильного объектива или новой камеры.

Для диафрагмы я предпочитаю значения от f/2 до f/2.8, “раскручивать” до предела я не считаю актуальным, так как картинка теряет глубину резкости.

Что касается выдержки, в большинстве случаев я делаю кадры на 1/160 секунды. При настройке данного параметра принимайте во внимание фокусное расстояние объектива. В целом, выдержка должна быть короче обратного фокусного расстояния как минимум в два раза (то есть при использовании объектива 50 mm выдержка должна составить как минимум 1/100, если не короче). От выдержки чуть ли не напрямую зависит четкость получаемого изображения.


Андрей “AZ” Зырянов, “ПсиХея”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм

6. Постобработка

Я пользуюсь двумя программами для постобработки - Lightroom и Photoshop. При помощи первой я осуществляю цветокоррекцию и основные моменты обработки. Вообще, лично для меня игра с цветом - моё всё! В данной программе я также подтягиваю яркость снимка, экспериментирую с тенями и светом или кривой, настраиваю контрастность изображения и насыщенность (обычно отдельно по цветам), то есть максимально стараюсь сделать кадр «вкусным».

Вторая помогает окончательно настроить резкость картинки, а также при использовании плагинов можно подчистить «шумные» фотографии.
Со временем вы можете отточить свой собственный стиль обработки, чтобы ваши отчеты выделялись на фоне других.


Ирина Сорокина, “КняZZ”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85mm

7. Подготовка фотоотчета

Какой фотоотчет покажется зрителю наиболее интересным? Во-первых, он должен быть максимально информативным. Постарайтесь по возможности снять всех участников группы. Проблемы обычно возникают с барабанщиками, так как они размещены в глубине сцены и спрятаны за многочисленными установками и примочками. Во-вторых, постарайтесь сделать разноплановые кадры: используйте разные объективы, точки съемки и ракурсы (если у вас «вездеход», то можно будет вдоволь разгуляться). В-третьих, немного об эстетической стороне кадра. У меня есть одно простое правило: перед тем как принять решение о том, будет ли фотография включена в отчет, я представляю себя на месте исполнителя и думаю, понравилось бы мне, если бы я где-то увидела такой свой снимок.


Дмитрий Кривенков, “Эпидемия”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/200
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм


Слава “Славон” Галашин, “ПсиХея”
Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 85 мм


“Тараканы!”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/100
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 16 мм

8. Взаимное уважение

В самом конце хотелось бы дать небольшой совет по поводу взаимного уважения:

Уважайте коллег. При съемке в фотопите старайтесь не мешать своим «коллегам»: не стоит расставлять широко руки и ноги, толкаться, пытаться протиснуться ближе к желаемому объекту. Помните, что не только вы хотите сделать качественные фотографии;
- уважайте музыкантов. При фотографировании не стоит поднимать руки очень высоко - поверьте, многих музыкантов это очень нервирует и раздражает. Если у вас есть возможность снимать со сцены, будьте аккуратны, не забывайте о том, что там располагается большое количество проводов от техники, неудачно задев которые, можно отключить аппаратуру. Не бегайте перед музыкантами в попытках снять «крутой» кадр. И да, вспышка. Старайтесь не прибегать к ней на концертах. Я общалась с исполнителями по этому поводу: во-первых, немного повторюсь, она действительно нервирует, а во-вторых, из-за постоянных вспышек музыкант может начать «слепнуть», это может привести и к плохому самочувствию (вы ведь не хотите стать причиной срыва концерта?). Кроме того, в большинстве случаев данный аксессуар, в принципе, запрещен. К тому же, по моему мнению, она искажает атмосферу концерта;
- уважайте поклонников. Вы пришли на концерт по аккредитации, вы всего лишь гость, скорее даже тень. Поклонники же заплатили за возможность не только услышать свою любимую группу, но и увидеть её: для некоторых это очень важно, и люди за несколько часов (бывает, даже и за сутки) занимают очередь, чтобы попасть в первые ряды.

Напоследок пара заключительных слов: самое главное - не сдавайтесь и не опускайте руки; учитесь и развивайтесь, старайтесь идти только вперёд, ориентируйтесь на «топовых» фотографов. Если вы загорелись концертной съемкой, не бойтесь спрашивать совета коллег, а также читайте как можно больше статей по данной тематике”.

Надеемся, вам понравились советы наших экспертов и фото! Делитесь своими концертными снимками в комментариях и выигрывайте призы - и конечно, не забывайте добавлять наш блог себе

«5 простых советов, как фотографировать …» - наша регулярная серия статей, в которой мы рассказываем, как правильно снимать те или иные объекты. Наши материалы посвящены пяти самым популярным сюжетным линиям. Мы расскажем вам, как правильно настроить камеру, и какое фотооборудование вам понадобится для получения хороших результатов.

Четвертая часть нашей серии статей посвящена особой области фотографирования людей: съемка участников концертов и вечеринок. Наконец-то окупятся ваши финансовые вложения в дорогие, качественные камеры и объективы. Потому что здесь счет идет на каждый фотон. Высокая светочувствительность и открытая диафрагма - о них вам нужно помнить обязательно! Но если вы будете знать пару хитростей, то даже с недорогим оборудованием у вас получатся хорошие результаты. Как? Об этом вы узнаете, прочитав наши пять советов.

Как фотографировать на вечеринках и концертах: Используя правильное оборудование, вы получите хорошие снимки даже в условиях плохого освещения.

1. Используйте подходящую технику

Вечеринки и концерты, как правило, имеют одну общую черту. Их объединяет отсутствие или, вернее, малое количество света. Помещения для вечеринок и концертов и сама сцена обычно освещены относительно слабо. Поэтому лучшим выбором будут светосильные фикс-объективы, а также стандартные и телезум-объективы со светосилой минимум F2,8 или больше. И лучше всего в сочетании с полнокадровой камерой, которая благодаря большому размеру матрицы даже при плохом освещении и соответственно высоких показателях ISO гарантирует получение «малошумных» и хорошо детализованных снимков.

К недорогим объективам, которые мы можем вам порекомендовать, относятся «фиксы» 50 мм F1,8 и 35 мм F1,8, а также APS-C стандартный зум 17-50 мм F2,8 от Sigma или Tamron. Среди системных фотоаппаратов мы можем особенно порекомендовать серию Fujifilms X, камеры которой даже при высоких значениях ISO до 6400 дают отличные результаты.

Чтобы во время концерта не менять объективы, что может быть довольно трудно, возьмите с собой две камеры с объективами с различным фокусным расстоянием. На вечеринках рекомендуем использовать небольшую системную вспышку. Как с ней работать, мы объясним в пункте 4.


Как фотографировать на вечеринках и концертах: Благодаря формату RAW при последующей обработке можно многое на снимке улучшить.

2. Настройте камеру

Снимайте в RAW-формате и полностью ручном режиме M. При этом максимально откройте диафрагму. И не переживайте по поводу глубины резкости изображения. Даже в оркестровой яме, а серьезно говоря прямо перед артистами, у вас хватит расстояния, чтобы сделать резкие фотографии участников группы.

Не забудьте при этом выставить выдержку на минимум 1/125 секунды, чтобы как будто «заморозить» движение. Поскольку свет, который дают световые установки, постоянно меняется, то лучше всего установить авто ISO. Если работаете без автоматики, то установите светочувствительность на 1600 или 3200 ISO. Так как вы будете снимать в RAW-формате, то при последующей обработке на компьютере вы сможете подправить слишком темные или слишком светлые участки снимка.

По тому же принципу снимайте на вечеринках: RAW-формат, выдержка минимум на 1/125 секунды или короче. Вот только диафрагму закройте до значений F2,8 ­ F4, так как вы находитесь ближе к объекту съемки, а поэтому нужно уменьшить глубину резкости.


Как фотографировать на вечеринках и концертах: Поработайте с разными перспективами, можете попробовать поснимать снизу, держа камеру прямо над полом.

3. Правильная подготовка

На концертах очень часто действуют следующие правила: снимать разрешено без вспышки, без штатива и только во время первых трех песен. Поэтому рекомендуем вам снимать в режиме серийной (репортажной) съемки, поставить автофокус в режим непрерывной фокусировки и не жалеть место на карте памяти.

Чтобы сделать разнообразные фотографии, приучите себя к следующему плану действий: сделайте хотя бы по одной фотографии в полный рост каждого участника группы, один портрет каждого и фотографии вместе с другими участниками группы. Не забудьте о групповых фото, фото веселящихся фанатов, экшн-фотографиях. Не плохо перед концертом посмотреть пару живых выступлений группы, чтобы подметить типичные позы участников группы, которые вы просто обязаны будете сфотографировать.


Как фотографировать на вечеринках и концертах: Кто не побоится, может поэкспериментировать с более длинными выдержками и создать за счет этого интересные эффекты.

4. Правильно компонуйте кадр

Вечеринки обычно менее хаотичны, чем концерты, так что можете потратить больше времени на правильную компоновку кадра. Используя вспышку, не направляйте ее непосредственно на человека. В качестве естественного отражателя можно использовать потолок (если он не выше трех метров). Или прикрепите на вспышку рассеиватель, например, такой как Gary Fong Lightsphere.

Забавные эффекты у вас могут получиться, если вы синхронизируете вспышку по второй шторке (эта функция обычно обозначается «Rear»), к примеру, снимая с низким показателем ISO и выдержкой в одну секунду, поводите камерой в разные стороны, «поймайте» разноцветные огни осветительных приборов, которые будут выглядеть как разноцветные световые нити. Незадолго до срабатывания вспышки направьте камеру на модель или объект съемки и подождите, пока сработает вспышка. Ваша модель на фотографии, несмотря на движения камеры до этого, получится ярко и резко.

Свет на концертах и вечеринках - один из основных факторов, создающих настроение. Даже если вам разрешено снимать со вспышкой, на концертах лучше откажитесь от нее. Поэтому хотя выступления на свежем воздухе при дневном свете выглядят менее впечатляюще, но зато на них вы можете попрактиковаться. Поиграйте с перспективой: сделайте несколько снимков, наклонив камеру, этим вы привнесете в кадр динамики.


Как фотографировать на вечеринках и концертах: С телезум-объективом вы и на расстоянии будете хорошо видеть всё, что происходит на сцене.

Небольшой совет напоследок: избегайте ловить в кадр красный свет. На снимках он будет полностью доминировать, и ваш объект будет выглядеть бледно. Даже лучшие программы-обработчики немногим вам помогут в коррекции таких снимков. Такие фотографии может спасти только конвертация изображения в черно-белое. Это одна из основных причин (помимо наличия большого количества шумов), почему многие фотографии с концертов переводят в монохромное изображение.

Пролистав сеть Интернет на тему фотосъемки концертов особо никакой толковой информации не нашел, в основном пишут про аккредитацию. Мне приходилось всего однажды писать запрос на аккредитацию съемки концерта Дельфина, да и то просто спросил разрешат ли фотографировать. Отправил администратору стандартный текст с ссылками на свои работы, написал о том, что не буду размещать неудачные кадры, никогда не пользуюсь вспышкой, что не нарушит комфорт исполнителя, и могу для утверждения прислать снимки. Ответили довольно быстро, что переживать не стоит, на концертах Андрея снимать разрешается всем.

Я напишу об собственноручно набитых шишках и сделанных выводах, что, надеюсь, поможет Вам в Вашем опыте концертных съемок и ответит на возможные Ваши вопросы.

1. Техника
Оптика должна быть максимально светосильной, а тушка максимально скорострельной.
Что касается тушки, это не такое критичное правило, как может показаться. Снимал я не хуже и на canon 450D, но обидно что много «вкусных» кадров пропускал из-за того, что фотоаппарат находился в состоянии "busy". Перейдя на canon 7D таких проблем не стало.
А вот оптика - это критично. Пробовал снимать со светосилой (диафрагмой) в 3,5-4,5ед.: получается ужасно, как будто концерт негров в угольной шахте. Поэтому использую "полтинник" canon 50/1,4. Думал перейти на 35/1,4, но на камере с кроп-фактором особого эффекта широкого угла не будет, так как в результате все равно выйдет "полтинник".
Так же очень важно наличие скоростных карт памяти. Медленная карточка сведет на нет всю прелесть современной тушки.

2. Настройки
По настройкам во время съемки всё есть в первой лекции нашей фото-школы. Отошел подальше от сцены - можно уменьшить значение диафрагмы, подошел поближе - не забывай чуть увеличить, а то кадр где нос артиста в фокусе и супер резкий, а остальное лицо в расфокусе - не комильфо. Вспышками не пользуюсь, это убивает весь свето-цветовой рисунок на сцене. К тому же вспышка может высветить не совсем новый задник сцены типа экрана для проектора с заплатками.

3. Свет
Свет на сцене часто бывает весьма хаотичный, движения артиста тоже не всегда можно предугадать (хотя с опытом многое начинаешь предвидеть), поэтому снимаю серийно. Это еще хорошо на длинных выдержках, делает кадры резче. На разных площадках свет разный: дорогой, хороший и сильный позволяет снимать с выдержкой 1/100 сек. и короче, а если слабый, то приходится довольствоваться 1/40-1/80 сек. со всеми вытекающими последствиями. ISO я ставлю 400-800ед., на кропе физический размер матрицы меньше и следовательно она больше «шумит». Был бы полный кадр, разошелся бы до 1600ед., а то и больше, но шум не критичен, современные «шумодавы» отлично с ним справляются, а иногда шум вносит некий шарм в кадры + разные режимы смешивания слоев могут дать неожиданно хороший результат.
Если за пультом грамотный световик, как правило, во время припева световой и цветовой рисунок повторяется, и можно первый припев не снимать, а посмотреть и запомнить, а на втором уже приступить к осмысленной съемке. Если используют дымовые машины, то кадры получаются во много раз интереснее. Вырисовывается буквально каждый луч от каждого источника света. Я стараюсь во время работы машин сделать максимально возможное количество снимков. В перерыве между группами всегда можно просмотреть и удалить не интересные.

4. О цвете
Синий цвет доставляет нам много неприятностей. Не знаю почему так сложилось, но большинство времени сцена залита синим светом. На разных площадках и на разных артистах. Само действо смотрится отлично, а вот для фотографа это ужасно, так как в кадре все лица оказываются синюшного оттенка. Если кадр удачный, можно перевести в ч/б микшированием каналов добившись максимально нормального оттенка, а потом еще и затонировать. Такой подход иногда спасает.
Еще есть небольшая хитрость: время от времени смотреть двумя глазами. Поясню: источники света типа «головы» крутятся по одному известному им и световику алгоритму, предугадать их движение сложно, но есть источники двигающиеся по одной определенной траектории. И даже когда синий свет на сцене, по артисту может пройтись белый или желтый луч. Когда один глаз смотрит в видоискатель, а второй видит общую картинку, то можно подобрать момент нажатия на затвор. Вот пример почти одного и того же кадра, но один во время заливки сцены синим светом, а второй с пойманным лучом на артиста:


5. Стробоскоп
Используют его не часто, обычно на одной-двух песнях во время припева. При нём можно смело поставить настройки «как в солнечный день» и как только стробоскоп начнет пыхать, надо снимать серийно. 1-2 кадра как правило попадают во вспышки. Получается довольно эффектно:

6. Контровый свет
Он тоже эффектно смотрится. Бывает, правда, стоят очень мощные источники. Но они медленно «затухают» и в этот момент надо снимать. Если снять когда они работают на полную мощность, то всё будет засвечено. Перенастроить камеру за 1 сек невозможно, а спустив кнопку затвора и выждав эту самую секунду, можно получить неплохой кадр.

7. Положение в зале во время концерта.
В идеале нужно передвигаться, выбирая разнообразные ракурсы. Поможет проходка на вип-ярус, что бы снять общий план с балкона. Но бывает так, что тебя зажали со всех сторон и двигаться нет никакой возможности. Ну что ж, тогда остается снимать только с одного ракурса. В обработке можно отразить зеркально и будет ощущение разнообразия)) Но тут надо обращать внимания на надписи как на артистах так и на сцене, они тоже станут зеркальными))
Вот неудачный пример из недавнего (надпись Cryoна рубашке артиста)

8. Формат
В каком формате снимать? Конечно в RAW. Это дает колоссальные возможности при обработке. Замерять экспозицию нереально, поэтому выставляешь значения по опыту, но из казалось бы темного RAW часто можно иногда вытянуть светлый JPG.

9. Звук
Он иногда очень громкий, прям до неприятных ощущений в ушах. Особенно на хэдлайнере (основной группе). Тут спасают либо беруши, либо наушники-вкладыши от плейера. А самые классные кадры как раз таки у кромки сцены и рядом с источниками звука.

10. Скорость
Технику свою надо знать наизусть и менять настройки ориентируясь на информацию в видоискателе. Иногда просто времени нет взглянуть на экран настроек, а иногда оказываешься зажат толпой настолько, что отодвинуть от себя фотоаппарат сложно.

11. Погодные нюансы
Зимой на концерты лучше приходить заранее, что бы не снимать прямо с мороза в теплом помещении, а летом температура в клубе и за его стенами практически не отличается.

12. Отбор фотографий
Я отбираю прежде всего по критериям эмоциональности момента, света, цвета, резкости, все как обычно, но именно в концертных фото можно запечатлеть просто бурю эмоций, очень ярких, так же море разнообразного света, чего нельзя добиться при постановочном фото. Все знания тут работают на полную катушку, и по композиции и по цвету. Мне, например, пришлось сдав четвертый этапв нашей фотошколе, вернуться к третьему и начать больше в обработке использовать фильтры, чтоб цвета друг с другом «дружили». А некоторые погрешности как то заваленный горизонт думаю простительны, учитывая условия съемки, а иногда работают в плюс.

13. Размещение фотографий
Помимо своего сайта или блога у всех групп есть свои странички в социальных сетях, есть свои фанклубы. Размещая там свои снимки, мы видим, что довольно быстро они расходятся по сети и отпадает вопрос аккредитации. И эти и другие артисты уже приглашают Вас на свои выступления как фотографа, если кадры достойного качества. А иногда могут пригласить поснимать саундчек. Получится 2 репортажа, концерт и бэкстейдж))

Вообще наверное концертная фотография сложный жанр, но вырабатывает очень полезные навыки, как то реакция, умение в слепую работать техникой, замечать все детали, предвидеть сюжет и много полезных навыков даже выносливость)))

Каждый фотограф со стажем знает о том, что перед съемкой концерта стоит разведать обстановку и условия работы. Следует определиться с тем, какую технику брать с собой и где её хранить. Нужно продумать места, с которых будет вестись съемка и будет ли возможность перемещаться по залу во время концерта. Если все эти вопросы не вызывают затруднений, тогда можно приступать к съемке.

Светосильные объективы для темных помещений

При съемке в закрытом зале обычно крайне мало света для съемки. Вспышка в таких случаях редко помогает. Выход один. Нужно использовать светосильные объективы. Такие объективы позволяют получать более светлую картинку, фотографировать на меньших значениях ISO, что позволяет избежать нежелательных шумов и производить более быструю фокусировку. Для съемки концертов хорошо подойдут объективы 70-200mm f/2.8 или 28-300мм f/3.5.

Использование точечного экспозамера

Перед началом съемки лучше сразу установить точечный экспозамер. Скорее всего, придется фотографировать портреты исполнителей, поэтому такой метод экспозамера будет наиболее выгоден. Точечный экспозамер подходит для такого вида съемки лучше всего потому, что при многозональном или центрально-взвешенном экспозамере камера будет компенсировать темные участки и объект съемки может оказаться пересвечен.

Автоматика или ручные настройки?

В быстро меняющемся неестественном освещении камера может давать существенные погрешности в экспонировании кадра. Объект съемки может оказываться пересвечен или теряться в тенях. Ручной режим позволит лучше контролировать всю ситуацию, но такой подход требует квалификации и сноровки.

Различные значения ISO

Перед началом съемки следует проверить, как работает камера с определенными значениями ISO. При съемке в темном помещении света будет не хватать, но увеличивать выдержку нельзя, так как все действия на сцене станут смазанными. Фотографировать часто приходится с выдержкой не более 1/60 секунды. Значение ISO напрямую влияет на выдержку, поэтому нужно найти баланс между снимками, которые безнадежно зашумлены и фотографиями, которые приемлемы для зрителя и не размыты. Достаточно неплохого результата можно добиться, снимая с настройками ISO 1600 и в режиме М (manual). Шум будет слишком отчетливо виден, но его можно подавить в RAW конвертере на компьютере.

Однако эти настройки не являются обязательными. В большей степени они зависят от самой камеры и объектива. Их лучше всего подбирать на месте съемки или потренироваться заранее, определившись с оптимальными установками.

Атмосфера и настроение

Настроение в фотографии создается, прежде всего, самим фотографом. Самое главное ловить интересные моменты. Следует фотографировать не только основные объекты, но и что-то необычное, что сможет передать атмосферу. Можно использовать игру световых эффектов и теней, толпу и интересные ракурсы для съемки артистов.

Широкий угол

Снимать концерт лучше несколькими объективами. Очень эффектно смотрятся снимки, сделанные широкоугольным объективом. Он позволяет снять всю группу сразу или захватить в кадр большую часть зала. Толпа всегда эффектно смотрится, единственное, что будет трудно сделать. так это поймать момент, когда освещение будет оптимальным.

Тщательная подготовка

Иногда появляется возможность заранее узнать программу концерта. В таком случае фотограф может заранее подготовиться к определенным событиям, которые произойдут во время выступления. Это позволит подготовиться к съемке, продумав очередность своих действий. Такой подход позволит получить максимальное количество хороших снимков.

Съемка исполнителей крупным планом

Ни одна съемка концерта не обходится без фотографирования исполнителей крупным планом. Обычно близко подойти не получается, поэтому следует пользоваться длиннофокусным объективом. Трудности могут возникнуть со съемкой барабанщика. Он обычно окружен огромным количеством оборудования и перед ним постоянно находятся другие исполнители. В таком случае нужно использовать зум, по возможности забраться повыше и ловить удачный момент.

Концерт фотографировать очень просто, хоть и немного сложнее любого другого мероприятия , так как это требует предварительной подготовки.

На концерт надо постараться попасть в танцевальный партер, если он там есть, конечно, чтобы быть ближе к сцене и иметь возможность перемещаться. Сидя на галёрке, вы ничего путного не сфотографируете.

Прийти на концерт надо заранее, хотя бы за час до начала, если концерт большой, чтобы можно было выбрать подходящую позицию, осмотреться, разобраться кто где будет стоять и на чём играть. В небольших клубах в этом нет необходимости.

Не надо фотографировать музыкантов, когда они рассказывают что-то смешное в перерывах между песнями, этого всё равно не будет видно на фотографии. Лучше сконцентрироваться на эмоциях в кульминационных моментах номеров.

Подумайте, с какого ракурса вы будете снимать музыкантов, потому что для каждого музыканта может понадобиться свой ракурс. Как то, снимая гитариста, важно, левша он или правша, от этого зависит, с какой стороны лучше стоять.

Вы можете снимать в любом режиме, какой вам нравится. Лично я предпочитаю выставить ИСО побольше, чтобы выдержка была покороче, насколько это возможно, чтобы не смазывались движения, обычно достаточно 1/250. Тип фокусировки при этом следящий по одной точке. Одна точка нужна, чтобы ваша камера не фокусировалась на руках из толпы, которые имеют свойство появляться в самый неподходящий момент.

Саму диафрагму и выдержку надо подбирать уже по ходу событий, сверяясь с результатом на экране. Когда неясно, какое освещение будет, либо оно очень сложное, выставляйте автоматический баланс белого . Если в освещении много жёлтого и красного, то имеет смысл установить баланс на лампу накаливания. В общем, придётся экспериментировать и искать, какие настройки работают лучше всего.

Помимо всего прочего, важно, чтобы вы знали репертуар и могли предсказать, что произойдёт в следующий момент.

Если вы с музыкой не знакомы, то скорей всего, самые интересные и неожиданные моменты вы просто пропустите.

Включите серийную съёмку и не жалейте кадры, потом лишнее всегда можно удалить. Тут важно, чтобы у вас была карточка побольше и побыстрее, а ещё лучше иметь запасную. 3000-4000 кадров за концерт – это обычное дело.

Иногда на концертах включают лазеры. Во-первых, избегайте прямого попадания лазера в глаза, это очень вредно для здоровья. Во-вторых, не увлекайтесь ловить объективом прямые лучи лазера, это может подпортить матрицу в вашей камере. Бояться не надо, надо знать. Если вы хотите красиво сфотографировать лазерные лучи, то вам придётся увеличить выдержку примерно до 1/30.

На некоторые концерты вас могут не пустить с камерой, либо попросят удалиться, если поймают во время представления. Заранее продумайте, что вы будете делать в таком случае.

Вот фотографии с некоторых концертов, чтобы вы могли вдохновиться:

Спасибо за внимание.