Основные направления внебюджетной деятельности образовательного учреждения. Внебюджетная деятельность образовательного учреждения: виды. Положение о внебюджетной деятельности

Внебюджетная деятельность в учреждения отдела образования организуется с целью получения дополнительных источников финансирования для развития и обновления материально-технической базы, для повышения заинтересованности работников в результатах своего труда за счет дополнительной оплаты труда и премирования, для развития индивидуальных и творческих способностей детей.

В отделе образования разработано и утверждено положение о внебюджетной деятельности учреждений Несвижского района. На основании этого положения каждому учреждению образования доводится план поступления доходов от внебюджетной деятельности, в том числе и платные услуги населению. Сфера платных услуг определяется наличием спроса у населения, интересами отдельных групп населения, реальными возможностями удовлетворения спроса (состоянием материально-технической)базы учреждений, наличием квалифицированных кадров и др.)Развитие внебюджетной деятельности не должно наносить ущерб или ухудшать качество предоставляемых бесплатных услуг, финансируемых из бюджета.

Внебюджетные средства учреждений образования формируется из следующих источников:

от оказания платных услуг, они подразделяются на следующие группы:

) платные образовательные услуги, связанные с выполнением основных функций отдела образования свыше нормативов;

) прочие платные услуги, связанные с использованием форм и методов работы, видов деятельности, не характерных для образовательных учреждений. В зависимости от сроков выполнения платных услуг они могут быть разовые и долгосрочные.

средства спонсоров, шефов, добровольных пожертвований юридических и физических лиц, предприятий, учреждений;

средства от пришкольного участка, подсобного хозяйства, за металлолом, макулатуру.

Во внебюджетной деятельности принимают участие работники учреждений образования:

изыскивают дополнительные источники финансирования;

организуют и выполняют платные услуги;

осуществляют контроль за внебюджетной деятельностью;

предоставляют сведения для составления смет, калькуляций, расчетов;

оформляют договора.

Учет поступивших внебюджетных средств осуществляется на текущем счете по внебюджетным средствам по месту нахождения основного счета. Занесение средств на спецсчет производится путем безналичных перечислений со счетов плательщиков на основании расчетно-кассовых документов, либо через кассу отдела образования при внесении платежей наличными деньгами.

В отделе образования составляются индивидуальные сметы доходов и расходов внебюджетных средств. В доходную часть сметы включаются планируемые поступления денежных средств по соответствующему виду деятельности. Остаток денежных средств, поэтому же виду деятельности на начало планируемого года в смету не включается. В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по этой деятельности с их распределением по кварталам, а также статьям, подстатьям и элементам бюджетной классификации. Расходы на заработную плату исчисляются в зависимости от объема деятельности, осуществляемой за счет внебюджетных средств, применительно к типовым штатам и штатным нормативам, нормам нагрузки, ставкам заработной платы (должностным окладам) и условиям оплаты труда работников органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям.

Расходы по остальным статьям, подстатьям и элементам сметы определяются исходя из норм, нормативов, тарифов, расценок и из расчета действительной потребности в соответствующих затратах в зависимости от вида деятельности, установленного законодательством, распространяющимся на органы (подразделения) по чрезвычайным ситуациям, и с учетом проведения мероприятий по экономии финансовых ресурсов.

В смете могут предусматриваться расходы на оплату коммунальных, транспортных услуг и услуг связи. В случаях, когда указанные расходы не могут быть определены исходя из действующих норм расходов и цен на данные виды оказываемых услуг, объем средств по указанным расходам определяется расчетным путем, пропорционально планируемым объемным показателям по видам приносящей доходы деятельности и аналогичной деятельности за счет средств бюджета или пропорционально сумме планируемых поступлений средств от деятельности, приносящей доходы, и плановому объему ассигнований из бюджета по соответствующим статьям бюджетной классификации. Кроме того, в расходной части сметы может предусматриваться направление внебюджетных средств на финансирование других бюджетных расходов в соответствии с законодательством.

При планировании расходов на приобретение оборудования и предметов длительного пользования к смете прилагаются их подробный перечень и обоснование необходимости закупки. К смете на расходы по капитальному ремонту прилагается проектно-сметная документация на проведение ремонта, утвержденная в установленном законодательством порядке, и другие документы, необходимые для проведения ремонтных работ.

При отсутствии норм, нормативов, тарифов, расценок суммы расходов по отдельным статьям, подстатьям и элементам сметы исчисляются по средним расходам, сложившимся по отчетным данным, с применением коэффициентов, определяемых расчетным путем на основании макроэкономических параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, утверждаемых в установленном законодательством порядке. Расходы по смете не могут превышать сумму, предусматриваемую в ее доходной части. В случае, если планируемая сумма доходов по конкретному виду деятельности превышает сумму расходов по этому виду деятельности, в смете определяется сумма превышения доходов над расходами.

План лекции

    Понятие внебюджетного финансирования

    Источники внебюджетных средств

    Порядок внебюджетного финансирования

    Совершенствование внебюджетной деятельности в образовании

7.1. Общие вопросы внебюджетного финансирования

Понятие ”внебюджетная деятельность“ применительно к сфере образования сложилось достаточно давно. Его содержание определялось исходя из того обстоятельства, что, наряду с деятельностью, финансируемой из бюджета, образовательное учреждение имеет возможность осуществлять ”дополнительную“ деятельность, что называется ”в свободное от основной работы время“ и с использованием своего кадрового и материального потенциала. Финансовое обеспечение этой деятельности осуществлялось, как правило, не из бюджета, поэтому и деятельность называлась и часто называется ”внебюджетной“.

Средства, поступающие от осуществления такой деятельности, принято называть внебюджетным финансированием, внебюджетными поступлениями, доходами от самостоятельной деятельности образовательного учреждения. Термины эти также сложились давно, используются, в основном, как синонимы, хотя и отражают разные отношения.

Что такое бюджетное финансирование, всем, очевидно, понятно, хотя бы из предыдущих лекций. Кроме того, это понятие на столько плотно вошло в жизнь, что у каждого есть и свое представление о нем. Напомним, что для рассмотрения экономических проблем образования удобно пользоваться этим термином, имея в виду, что это безвозмездное обеспечение деятельности образовательных учреждений средствами бюджета учредителя. Обычно понимается - государственного и муниципального. Следует добавить, что если это будет безвозмездное обеспечение средствами из коммерческой организации-учредителя (из прибыли после уплаты налогов), то это также может считаться бюджетным финансированием.

Можно ли в таком случае сказать, что внебюджетное (или небюджетное) финансирование - это все прочие поступления средств в учебное заведение? Обычно так и говорят.

Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае применяется так называемое ”негативное определение“, в качестве отличительного признака выбирается их ”непринадлежность“

к определенному источнику поступления - к бюджету, причем неважно, к какому именно бюджету. Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а термин имеет общепринятый характер. Таким образом, поступающие в учебное заведение средства делятся на бюджетные и внебюджетные (рис. 7.1). Было бы логично называть все поступающие в учебное заведение средства доходами, но применительно к бюджетным средствам этот термин обычно не используется, а применяется пока только к внебюджетным поступлениям.

Рис. 7.1. Средства, поступающие в учреждение из разных источников

Как было показано раньше, бюджетные средства, поступающие в учебное заведение в режиме финансирования, характеризуются двумя основными признаками:

Направлены на совершенно определенные расходы (в соответствии со сметой);

Поступают безвозмездно, т. е. взамен этих средств собственник не получает от учебного заведения эквивалента в виде товаров и (или) услуг.

Иногда говорят, правда, что государственный или муниципальный бюджет от имени общества оплачивает обучение молодежи, а общество получает эквивалент своих расходов в виде образованных людей. Но это вопрос, как минимум, дискуссионный. Ведь учат человека несколько лет, эквивалентность суммы полученных им знаний и навыков понесенным затратам на этот процесс является неочевидной, отдача обществу от подготовленного человека может не соответствовать затратам на подготовку, да ее и вовсе может не быть (человек уехал из страны) и т. д.

Это вовсе не означает, что бюджетные средства не могут поступать в образовательное учреждение иначе. Могут, конечно. Государство может, например, приобретать (покупать по рыночным ценам) для своих нужд товары и услуги. Поэтому для понимания финансирования необходимо ввести еще один важный признак: финансировать организацию может только ее учредитель собственник (по определению, данному в Гражданском кодексе Российской Федерации, ст. 120). Финансировать образовательное учреждение, таким образом, может государство или муниципальное образование, а может и частное лицо. Следует отметить, что наибольшее распространение получила точка зрения, что учредитель у учреждения может быть только один, поскольку финансироваться учреждение может только из бюджета учредителя, а не учредителей.

Конечно, можно подискутировать относительно средств спонсоров, отличающихся целевым характером и передающихся на безвозмездной основе (обычно). Поэтому их тоже можно неформально считать финансированием, хотя и не со стороны учредителя. Кроме того, известно понятие ”самофинансирования“, т.е. финансирования организацией своих собственных работ, выполняемых внутри организации, за счет средств, находящихся в собственности (распоряжении) этой организации. Результаты такой работы могут быть:

Потреблены этой же организацией, в этом случае самофинансирование представляется в виде возмещения собственных издержек по выполнению работы за собственный счет;

Получены в виде некоторого продукта, интеллектуального объекта и т. п., который может быть в дальнейшем реализован (продан, использован для производства товаров или услуг), что возместит (полностью, частично или с прибылью) понесенные издержки, или отложен ”в запас, в задел“, что должно увеличить активы организации.

Но поскольку оба эти варианта имеют в качестве конечного результата конкретный продукт, в том или ином виде использованный организацией, то, строго говоря, это финансированием не является. Скорее такой вариант следует отнести к приобретению организацией товаров, работ, услуг (хотя бы и у себя самой). Другой вопрос, если организация тратит свои средства на проведение, например, исследовательских работ, которые не приносят осязаемого результата (по крайней мере, на определенном отрезке времени), тогда это, наверное, можно считать самофинансированием.

Таким образом, финансирование может осуществляться из следующих источников:

Бюджет учредителя;

Спонсорские средства;

Собственные средства, находящиеся в самостоятельном распоряжении учреждения (организации).

И уж если быть еще более точным, следует указать, что на цели собственно финансирования могут быть использованы те средства организации, которые остаются у нее после погашения издержек, понесенных для получения этих средств, т.е. прибыль, да еще и после урегулирования отношений с налоговой системой.

Следовательно, для осуществления самофинансирования образовательное учреждение (по определению некоммерческая организация!) должно быть нацелено на получение прибыли, решать задачи коммерческой организации.

Вернемся к внебюджетным средствам и внебюджетному финансированию.

Основными источниками внебюджетных средств являются доходы от самостоятельной деятельности образовательного учреждения, осуществляемой за рамками той деятельности, которая финансируется из бюджета учредителя, а также различные пожертвования, не имеющие целевого характера. Перечень основных источников представлен в табл. 7.1.

Таблица 7.1. Внебюджетные средства и внебюджетное финансирование


Поэтому, когда говорят о внебюджетном финансировании, следует это понимать, как расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от ”неучредителей“, на возмещение расходов по необходимыми для деятельности организации видам деятельности.

Понимая основные черты внебюджетного финансирования, будем все же считать, что внебюджетным финансированием является получение и расходование образовательным учреждением средств из внебюджетных источников. Рассмотрение особенностей этого процесса и будет предметом данной лекции.

ЛЕКЦИЯ 5: ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие внебюджетной деятельности

Что такое «бюджетное финансирование», всем, очевидно, понятно, хотя бы из предыдущих лекций. Кроме того, это понятие настолько плотно вошло в жизнь, что у каждого есть и свое собственное представление о нем. Напомним, что для рассмотрения экономических проблем образования удобно пользоваться этим термином, имея в виду, что это безвозмездное

обеспечение деятельности образовательных учреждений средствами бюджета. Обычно понимается - государственного и муниципального. Следует добавить, что если это будет безвозмездное обеспечение средствами из коммерческой организации, то это также можно считать финансированием, но из бюджета организации (из прибыли после уплаты налогов). Можно ли в таком случае сказать, что внебюджетное (или небюджетное) финансирование - это все прочие поступления средств в учебное заведение? Обычно так и говорят, хотя, вообще-то, это не совсем верно. Попробуем разобраться. Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае отличительным признаком является их «непринадлежность» к источнику поступления, т.е. к бюджету (неважно, какому именно бюджету). Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а термин имеет общепринятый характер. Таким образом, источники поступления средств в учебное заведение делятся на бюджетные и внебюджетные. Было бы логично назвать поступающие в учебное заведение средства доходами, но применительно к бюджетным средствам этот термин не используется.

Средства, поступающие в учреждение из разных источников

Как было показано раньше, бюджетные средства поступают в учебное заведение в режиме финансирования, т.е.:

На совершенно определенные расходы;

Безвозмездно, т.е. взамен этих средств собственник не получает от учебного заведения эквивалента в виде товаров и/или услуг2.

Это вовсе не означает, что бюджетные средства не могут двигаться по схеме приобретения государством (собственником бюджетных средств) каких-либо товаров и услуг. Государство, естественно, может приобретать и то, и другое для своих нужд. Поэтому для понимания финансирования необходимо ввести еще один важный признак: финансировать организацию может только ее учредитель-собственник (по определению, данному в Гражданском кодексе Российской Федерации, статья 120).

Разумеется, можно сказать, что бюджет от имени общества оплачивает обучение молодежи, а общество получает эквивалент своих расходов в виде образованных людей. Но это вопрос, как минимум, дискуссионный. Ведь учат человека несколько лет, эквивалентность суммы полученных им знаний и навыков понесенным затратам на этот процесс еще нужно доказать, отдача обществу от подготовленного человека может не соответствовать затратам на подготовку, да ее и вовсе может не быть (человек уехал из страны) и т.д. Финансировать образовательное учреждение, таким образом, может государство или муниципальное образование, а может и частное лицо.

Конечно, можно подискутировать относительно средств спонсоров, так же отличающихся целевым характером и передающихся на безвозмездной основе (обычно). Поэтому их тоже можно считать финансированием, хотя и не со стороны учредителя. Кроме того, известно понятие «самофинансирова-ние». Самофинансирование - это финансирование организацией своих собственных работ (выполняемых внутри организации) за счет средств, находящихся в собственности (распоряжении) этой организации. Результаты такой работы могут быть:

Потреблены этой же организацией, в этом случае самофинансирование представляется в виде возмещения собственных издержек по выполнению работы за собственный счет;

Получены в виде некоторого продукта, интеллектуального объекта и т.п., который может быть в дальнейшем реализован, что возместит (полностью, частично или с прибылью) понесенные издержки, или отложен «в запас, в задел» и т.п.

Но поскольку оба эти варианта имеют в качестве конечного результата конкретный продукт, в том или ином виде использованный организацией, то, строго говоря, это финансированием не является. Скорее это следует отнести к приобретению организацией товаров, работ, услуг (хотя бы и у своих сотрудников). Другой вопрос, если организация тратит свои средства на проведение, например, исследовательских работ, которые не приносят осязаемого результата (по крайней мере, на определенном отрезке времени), тогда это, наверное, можно считать самофинансированием своих собственных работ. Таким образом, финансирование может осуществляться из следующих источников:

Бюджет учредителя;

Спонсорские средства;

Собственные средства, находящиеся в распоряжении (собственности).

И уж если быть еще более точным, следует указать, что на цели собственно финансирования могут быть использованы те средства организации, которые остаются у нее после погашения издержек, понесенных для получения этих средств, т.е. прибыль, да еще и после урегулирования отношений с налоговой системой. Следовательно, для осуществления самофинансирования образовательное учреждение (по определению некоммерческая организация!) должна быть нацелена на получение прибыли. Спрашивается, а является ли такая организация неком-

мерческой? Но это тема для самостоятельной дискуссии. Вернемся к внебюджетным средствам и внебюджетному финансированию. Отсюда можно считать, что внебюджетное финансирование - это расходование в режиме финансирования средств, поступающих из внебюджетных источников, за исключением возмещения расходов, связанных с получением этих средств.

Часть доходов, остающаяся в распоряжении образовательного учреждения после возмещения издержек, связанных с получением этих доходов, - ПРИБЫЛЬ. Поэтому, когда говорят о внебюджетном финансировании, следует это понимать как расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от «неучредителей», на возмещение расходов по тем видам деятельности, которые доходов не приносят, но по тем или иным причинам являются необходимыми для деятельности организации.

Основные направления и виды внебюджетной деятельности

образовательных учреждений

Теперь следует более пристально рассмотреть источники поступления внебюджетных средств. Их можно назвать три (основных, разумеется):

Доходы от реализации товаров, работ, услуг (доходы от осуществления различных видов деятельности);

Доходы от внереализационных мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);

Пожертвования (дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.п.)

Все эти источники поступления внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений. Начнем с того, что право ведения приносящей доходы деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:

Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 3, абзац 2): «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям». Противоречивый характер этой формулировки уже рассматривался в предыдущих лекциях. Важно, что образовательные учреждения, будучи некоммерческими организациями, могут осуществлять деятельность, приносящую доходы;

Статьей 43 (пункт 5) Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением». Добавим сразу, что действующая практика заключения договоров между собственником (например государством в лице Минобразования России) и образовательными учреждениями устанавливает небольшую долю, которую образовательные учреждения обязуются перечислять Министерству от получаемых доходов. Но широкого развития это положение пока не получило (очевидно, в связи с недостаточным финансированием учебных заведений из федерального бюджета). Следует также иметь в виду, что министерство собственником в полном смысле слова не является, а выполняет его полномочия, причем порядок выполнения этих полномочий не урегулирован, следовательно, полномочия и не реализуются. Собственник -

это государство, поэтому было бы логичнее часть дохода перечислять в бюджет, что, говоря формально, сейчас и делается, но, как всегда, «сплеча». В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам соответствующих бюджетов. Добавим сразу, что на эти средства в полном объеме распространяются положения Бюджетного кодекса, регламентирующие учет и движение бюджетных средств.

В качестве продолжения этого положения можно обсудить вопрос о том, может ли государственное образовательное учреждение вести какую-либо деятельность без использования объектов государственной собственности и кто в этом случае будет собственником доходов от этой деятельности. Законодательство подходит к классификации приносящей доходы деятельности с позиции соответствия этой деятельности тем задачам, которые решаются образовательными учреждениями, и тем целям, ради достижения которых они созданы. Вспомним Гражданский кодекс Российской Федерации, статью 50. Поэтому на первом месте стоит, разумеется, платная образовательная деятельность. Статьей 48 (пункт 8) Закона «Об образовании» образовательным учреждениям предоставлено право осуществления платной образовательной деятельности. «Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц». Более того, там же (в пункте 9) указано, что привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение его финансирования из средств учредителя. Интересная особенность государственного сектора среднего и высшего профессионального образования, обусловленная конституционными гарантиями доступности образования (на конкурсной основе бесплатно) данного уровня, состоит в разделении платных образовательных услуг на «основные» (если можно так выразиться) и «дополнительные».

Отвлечемся немного на понятие «услуга». Интуитивно в виде услуги каждый представляет некие действия, направленные к пользе получателя услуги, причем такие действия, результат которых представляется обычно в неосязаемой форме. Простые примеры - консультация, лечение, отдых в санатории, ну и, разумеется, обучение. Все эти и другие виды деятельности

объединяет одно - неочевидность, неосязаемость, неизмеримость, т.е. количественная и качественная неопределенность результата. В самом деле, что получилось в результате консультации у юриста с точки зрения результата? На сколько (именно так) изменилось состояние здоровья пациента? Сколько (!) осталось знаний в головах учащихся? Конечно, можно поспорить относительно возможности измерения отдельных характеристик такой деятельности. Однако обсуждение этого вопроса заведет в некоторый тупик, поскольку в конечном счете измеряться будет не результат, а деятельность по оказанию услуг. Собственно перед нами и не стоит задача на данном этапе определить содержание данного понятия. Достаточно обозначить некоторое представление о нем. Итак, образовательные услуги. Основные услуги (такого термина, правда, в законе нет, но иначе их назвать сложно) - обучение по программам общего и профессионального образования на тех местах, на которых учащиеся и студенты обучаются бесплатно за счет финансирования из средств государственного и муниципального бюджета. Сверх этого учебные заведения могут принимать учащихся на обучение по договорам (на платной основе). Разумеется, это относится к тем уровням образования, обучение на которых осуществляется на основе конкурсного отбора, т.е. на ограниченном числе мест в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Имеются ограничения на обучение по специальностям юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления. Прием на платной основе на эти специальности не должен превышать 25% общего приема на обучение по этим специальностям (бесплатного и по договорам). Попутно стоит обратить внимание, что ограничение приема имеет место по специальностям, пользующимся повышенным спросом. Вокруг этого ограничения сломано немало копий. Разумеется, в условиях отсутствия ограничений государствен-ные учебные заведения могли бы, в принципе, свернуть бесплатную подготовку по этим специальностям до минимума, если вообще не закрыть, и оставить только платное обучение.

Понятно, что это резко сократило бы доступ молодежи к получению образования и, возможно, понизило бы его уровень. Поставило бы образование на конвейер, а дальше - вал. Однако получилось, как всегда. Ограничили государственный сектор и породили ряд процессов:

Учебные заведения стали нарушать данное требование закона. Наказание за такое нарушение не предусмотрено, но ведь законы издаются не для того, чтобы их нарушали.

Для увеличения «платного» приема учебные заведения вынуждены расширять бесплатный прием по этим специальностям за счет других, ведь контрольные цифры приема растут медленно. Следовательно, идет реструктурирование подготовки, что, как минимум, неоднозначно. 3 Статья 41, пункт 10 Закона «Об образовании».

Открывается подготовка по «ходовым» специальностям в учебных заведениях, не имеющих для этого необходимых преподавателей, учебников, пособий, методических материалов. Идет накопление опыта «по ходу дела», качество подготовки страдает.

Для увеличения доходов учебные заведения вынуждены повышать цены за обучение.

Особенно это актуально в свете недостатка бюджетного финансирования. Это порождает определенную социальную напряженность среди учащихся и сокращает доступность образования. В результате создаются более благоприятные условия для негосударственных учебных заведений, на которые указанные ограничения не распространяются. «Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов».

«Дополнительные» образовательные услуги - довольно специфическое понятие, введенное специально для того, очевидно, чтобы создать основу для легализации взимания платы с обучающихся на «бесплатных» местах. Наличие такого понятия не так безобидно, как представляется на первый взгляд. По существу, это образовательные услуги, дополняющие программы обучения. Они не могут и не должны быть обязательными, не могут быть навязаны. Их отсутствие в принципе не должно влиять на уровень получаемого учащимися образования. Проще говоря - хорошо, если есть такие услуги, но если нет - тоже неплохо. Известно, что учебные заведения и раньше брали плату за некоторые виды образовательных услуг для покрытия дефицита финансирования. Были широко распространены платные подготовительные курсы, курсы по углубленному изучению иностранных языков, водительские курсы и т.д. Раньше такая деятельность носила строго регламентированный характер. В начале ХХ в. так называемые «специальные средства» составляли существенную часть финансовых поступлений российских университетов. Основным источником средств выступала плата за обучение, а их расходование регламентировалось соответствующими сметами. Средства направлялись на содержание высших учебных заведений, выплату гонораров профессорам. Постановлением ЦИК СССР от 12 июня 1929 г.6 было установлено, что прибыль подсобных предприятий после производства необходимых отчислений обращается на образование специальных (т.е. внебюджетных - прим. автора ) средств учреждений, при которых подсобные предприятия состоят. Постановление было направлено на научно-исследовательские и высшие технические учебные заведения и техникумы. Типовым уставом высшего учебного заведения (утвержден постановлением СНК СССР от 5 сентября 1938 г. № 9727) было установлено (пункт 53), что средства вуза составляются из бюджетных ассигнований и из специальных средств, составляемых из доходов научно-исследовательских и учебно-вспомогательных учреждений. Фактически это положение сохранилось вплоть до принятия Закона «Об образовании», да и в нем оно

сохранилось также. В 1940 г. постановлением СНК СССР от 2 октября № 18608 была введена платность обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях в дополнение к бюджетному финансированию. Плата была сравнительно небольшой (от 300 до 500 руб. в год в зависимости от места и вуза), но ее поступление было поставлено под жесткий контроль (при непоступлении платы студент подлежал отчислению). Разумеется, была создана широкая система льгот по оплате, ряд категорий учащихся был от нее освобожден. С 1 сентября 1948 г. постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1948 г. № 17299 была введена плата за обучение на подготовительных курсах и отделениях при высших и средних специальных учебных заведениях. Доходы от вносимой учащимися платы за обучение на курсах должны были проводиться по смете внебюджетных (специальных) средств соответствующего учебного заведения и направляться на содержа-

ние подготовительных курсов и отделений, в том числе на оплату труда преподавателей. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1966 г. № 729 (СП СССР, 1966 г., № 20, статья 176, пункт 22) «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» ректорам высших учебных заведений было предоставлено право использовать 75% суммы превышения доходов над расходами по научно-исследовательским работам, выполняемым по хозяйственным договорам, на расширение и укрепление материально-технической базы высших учебных заведений, сверх ассигнований по планам капитальных вложений. Тем самым ставилась задача, по сути, «закладывать в плановую себестоимость НИР» превышение доходов над расходами, т.е. прибыль. Сейчас права образовательных учреждений в этой части заметно расширены. Например, статья 45, пункт 1 Закона «Об образовании» гласит: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать населению, предпри9 Инструктивное письмо Минфина СССР от 21 июня 1948 г. № 388.

ятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами». Следует учесть, что самое сложное при классификации образовательных услуг - это обоснование их «непредусмотренности» соответствующими программами и стандартами, особенно при отсутствии последних (как было одно время). А ведь эта проблема весьма актуальна, поскольку тем же Законом «Об образовании» (статья 45, пункт 3) предусмотрена возможность изъятия этих средств учредителем: «Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суде». Из этого требования, между прочим, возникает много производных положений для размышления:

Можно ли брать деньги со студентов, обучающихся на бесплатных местах, за пересдачу экзаменов и зачетов;

Можно ли взимать плату за пользование информационными ресурсами (библиотекой, Интернетом);

Можно ли взимать плату за охрану и уборку школьного здания и т.д.

Для ответа на подобные вопросы (а они возникают даже слишком часто) нужно вспомнить, для чего создано учебное заведение и на какие цели ему выделяются бюджетные средства. Итак, мы установили, что главным источником (лучше сказать - первым) получения небюджетных средств является образовательная деятельность. Так должно быть и по жизни: обра-

зовательный потенциал системы и должен приносить ей доход. Однако, как известно, система образования велика и многообразна, а ее потенциал не является только образовательным. Система обладает материальным, финансовым, интеллектуальным потенциалами. Их тоже можно и нужно использовать, в том числе и для получения доходов. Поэтому законодательством предоставлено право учебным заведениям вести предпринимательскую деятельность, т.е. деятельность, направленную на по-

лучение дохода, превышающего расходы на его получение (прибыли!). Для обсуждения. В Гражданском кодексе понятие предпринимательской деятельности относится к типу деятельности, а понятие коммерческой - к типу организации. В чем здесь экономический смысл, или это просто ошибка? Предпринимательской деятельности образовательного учреждения посвящена статья 47 Закона «Об образовании». Можно процитировать ее дословно: «1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. 2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

Реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

Торговля покупными товарами, оборудованием;

Оказание посреднических услуг;

Долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

Приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по 5 н ним;

Ведение приносящих доходы иных внереализационных операций, непосред-ственно не связанных с собственным производством предусмотренных уста-вом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотрен-ных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу».

Таким образом, законодательство предоставляет образовательным учреждениям осуществлять практически любую деятельность.

Классификация внебюджетных доходов

Классификация внебюджетных доходов является основой для определения:

Направлений внебюджетной активности учебных заведений. Анализ активности позволяет оценивать «вектор» развития, коммерциализации и т.п. как отдельного образовательного учреждения, так и всей системы образования. Можно отметить, что в настоящее время, и на это начали обращать внимание, внебюджетные поступления в высшие учебные заведения стали вполне сопоставимы с бюджетным финансированием (по некоторым данным - уже превысили или вот-вот превысят объем бюджета) и активно растут. Отрадно, что растут они в первую очередь за счет:

Образовательной деятельности;

- организации учета и отчетности по внебюджетной деятельности;

- налоговых последствий ведения образовательными учреждениями тех или иных видов приносящей доходы деятельности.

Классифицировать внебюджетные поступления (доходы) можно, наверное, разными способами. Остановимся на некоторых. Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия. К этим группам относятся:

1. Основная деятельность:

Реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся (воспитанников);

Проведение научно-исследовательских работ;

Деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.

2. Прочая деятельность, включая иные поступления, т.е. иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.

1. Доходы от основной деятельности

1.1. Образовательные услуги :

Обучение российских и иностранных студентов;

Подготовка аспирантов и докторантов;

Обучение по второй (и последующим) специальностям;

Обучение на подготовительных курсах;

Тестирование школьников и абитуриентов;

Консультирование по учебным дисциплинам;

Репетиторство;

Обучение на курсах по отдельным дисциплинам;

Переподготовка и повышение квалификации;

Углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ;

Дополнительное образование, включая кружки, секции,

клубы, коллективы, и др.;

Обучение по индивидуальным планам, в том числе в специально созданных условиях;

Прочие образовательные услуги.

1.2. Научная (научно-техническая) деятельность :

Создание и передача научной (научно-технической) продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе иu1085 на экспорт;

Оказание услуг научного характера - консультирование, экспертиза, патентные работы, рецензирование и др.;

Образовательные учреждения в процессе своей деятельности вступают в экономические и договорные отношения с другими хозяйствующими субъектами (коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами – заказчиками образовательных услуг, другими экономическими партнерами), осуществляют различные сделки, используя материальные, финансовые, кадровые, информационные и другие ресурсы, которыми они располагают. При этом согласно Гражданскому кодексу РФ (далее – ГК РФ) и Закону РФ “О некоммерческих организациях” как некоммерческие организации ОУ могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Отнесение государственных и муниципальных ОУ к категории бюджетных (бюджетополучателей) приводит к четкой регламентации правил использования внебюджетных источников финансирования, связываемых с понятием предпринимательская и иная приносящая доход деятельность ОУ. В соответствии с приведенным в ГК РФ определением предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые разрешено вести ОУ, прописаны в ст. 47 Закона РФ “Об образовании”, где указано, что ОУ вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом. К ней относятся:

    торговля покупными товарами, оборудованием;

    оказание посреднических услуг;

    долевое участие в деятельности других учреждений (в т. ч. образовательных) и организаций;

    приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

    ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Перечисленные в законе виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не соответствуют общепринятой классификации, зафиксированной в Налоговом кодексе РФ (далее – НК РФ). В соответствии с ней все доходы подразделяются на две группы.

К первой группе относятся доходы от реализации товаров, работ и услуг. В ОУ такими доходами прежде всего являются доходы от реализации платных образовательных услуг. В эту же группу входят доходы от реализации товаров, например, учебно-методической литературы.

Типичными внереализационными доходами, относящимися ко второй группе, являются:

    доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду (в настоящее время упразднено право государственных и муниципальных образовательных учреждений на самостоятельное распоряжение имуществом, находящимся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении. Они не вправе продавать недвижимость, сдавать ее в аренду, использовать в виде залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал других организаций без согласия собственника . При заключении договоров на сдачу в аренду недвижимого имущества им отведена роль пассивного участника. Все договорные арендные отношения должны строиться не между ОУ и арендатором, а между владельцем основных средств – соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом и арендатором. Поэтому суммы арендной платы рассматриваются как неналоговые доходы бюджета и могут не поступать в распоряжение государственных и муниципальных ОУ. Однако в тех случаях, когда по решению собственника средства от аренды поступают в распоряжение образовательных учреждений, они должны отражаться в отдельной смете доходов и расходов и отдельно учитываться органами казначейства на лицевых счетах арендных платежей);

    плата кредитных организаций, начисляемая за размещение средств на расчетном счете (этот источник доходов возможен только в негосударственных школах);

    излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в ходе инвентаризации.

В совокупности все доходы первой и второй групп, приносящие экономическую выгоду ОУ, называются доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Органы казначейства четко определяют понятие средств, полученных от приносящей доход деятельности (п. 2 Инструкции № 46н), но перечень видов внебюджетных доходов ОУ зависит от специфики его деятельности, профиля, сменности работы, местоположения, наличия свободных площадей, согласия учредителя на организацию деятельности, приносящей доход, и т. п. Средства, полученные ОУ от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах внебюджетных средств, а учет кассовых операций со средствами, полученными из внебюджетных источников, осуществляется с предварительным санкционированием их финансовым органом на основе внебюджетной сметы ОУ.

На лицевых счетах по учету внебюджетных средств ОУ регистрируются:

    остаток средств, полученных из внебюджетных источников на начало текущего финансового года;

    операции по поступлению средств, полученных их внебюджетных источников;

    операции по выплатам за счет средств, полученных из внебюджетных источников;

    остаток средств, полученных из внебюджетных источников на отчетную дату.

Остаток средств на начало финансового года появляется на лицевом счете ОУ, если средства, полученные бюджетными ОУ от предпринимательской деятельности, не были использованы по состоянию на 31 декабря . В этом случае они отражаются на лицевых счетах по учету внебюджетных средств как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года (п. 19 Инструкции № 46н). Расчетные и кассовые документы при использовании внебюджетных и бюджетных средств оформляются идентично: согласно Положению ЦБ России и Минфина России от 13.12.2006 № 298-П/173н “Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства”. При этом в поле “Назначение платежа” платежного поручения дополнительно указывается наименование источника образования дохода или пункт разрешения , выданного учреждению