Куда делся лопота в а. Виталий Лопота: Нужно использовать энергию космоса! Космический распил в Роскосмосе

Владимир Баринов, Иван Сафронов

Вчера стало известно о домашнем аресте экс-президента Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Виталия Лопоты , обвиняемого в злоупотреблении полномочиями при реализации амбициозного проекта "Морской старт" . Следствие считает, что он нанес ущерб в размере 77 млн руб., предоставив займы компаниям, участвовавшим в проекте. Причем изначально в деле говорилось об 1 млрд руб. Сам Виталий Лопота вины не признает, а его защита намерена обжаловать арест.

По данным "Ъ", несколько дней назад Виталий Лопота был приглашен в главное следственное управление (ГСУ) СКР в Технический переулок для процедуры предъявления обвинения. 20 мая он официально сменил статус с подозреваемого на обвиняемого в злоупотреблении полномочиями, повлекшем тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК РФ). Сразу после этого экс-президента "Энергии" привезли в Басманный суд для избрания меры пресечения. "По ходатайству следствия Виталий Лопота был заключен под домашний арест на срок до 14 июля",- заявила "Ъ" представитель суда Анна Фадеева. По ее словам, обвиняемому запрещено покидать свой дом, пользоваться телефоном, почтой и интернетом, а для контроля за его перемещениями сотрудники ФСИН наденут на него электронный браслет. Отбывать арест Виталий Лопота будет в своем подмосковном доме. Надо отметить, что незадолго до заседания суда обвиняемый успел заявить "Ъ", что "аварии идут, вот потому и изолируют".

Адвокат экс-президента "Энергии" Николай Иванов заявил "Ъ", что считает предъявленное обвинение несостоятельным, а меру пресечения необоснованной. "У нас есть срок до понедельника для обжалования решения суда, и это обязательно будет сделано",- пояснил защитник.

Он сообщил, что уголовное дело было возбуждено еще 14 апреля прошлого года ГУ СКР по Центральному федеральному округу (сейчас оно называется 1-м управлением ГСУ СКР), когда Виталий Лопота еще занимал пост руководителя РКК. Через десять дней он единственный раз был допрошен в качестве подозреваемого. С тех пор следственных действий с ним практически не проводилось. "Все вызовы сводились к ознакомлению нас с новым составом следственной бригады, дело шесть раз переходило из рук в руки",- заявил господин Иванов. И лишь недавно их пригласили для изучения результатов экономической экспертизы, проведенной специалистами СКР.

По словам адвоката, поводом для расследования послужила проверка Роскосмоса, проведенная еще в 2013 году и касавшаяся проекта "Морской старт". Якобы при предоставлении заемных средств компаниям, задействованным в проекте, был причинен ущерб, который предварительно оценивался в сумму от 600 млн до 1 млрд руб. Материалы были переданы в ФСБ, а оттуда переправлены в СКР. "Позже ущерб сократился до 41 млн руб., но при предъявлении обвинения его снова пересчитали, и он составил уже 77 млн руб.",- заявил адвокат.

[Известия.ру, 21.05.2015, "Бывший глава РКК "Энергия" отправлен под домашний арест" : В 2010 году РКК «Энергия» оформила два кредита в коммерческих банках на 5,2 млрд рублей с процентной ставкой 8% годовых, 3,4 млрд из этих средств были переданы дочерней структуре «Энергии» - ЗАО «Завод экспериментального машиностроения РКК «Энергия» (ЗЭМ) - в качестве авансов по договорам на изготовление пилотируемых кораблей в рамках госконтрактов. Далее Лопота обязал директора ЗЭМ Александра Стрекалова заключить договор займа на 2,2 млрд рублей с ООО «Энергия-Оверсиз», через которую РКК владеет Sea Launch AG. Договор с «Энергия-Оверсиз» был заключен с процентной ставкой 4% плюс LIBOR. Точно так же был оформлен договор с еще одной дочкой «Энергии», участвующей в капитале Sea Launch AG, - ООО «Энергия-Лоджистикс». Ей был предоставлен заем на 1,174 млрд рублей. В результате «Энергия» за использование данных кредитных средств заплатила на 41 млн рублей больше, чем получила от «Энергия-Оверсиз» и «Энергия-Лоджистикс» - Врезка К.ру]

Морская платформа для пуска российско-украинских ракет "Зенит-3SL", известная как проект "Морской старт", давно имеет серьезные проблемы. В 2009 году компания Sea Launch столкнулась с финансовыми трудностями и подала заявление о банкротстве. Стоимость ее активов на тот момент составляла до $500 млн, а долг достигал $1 млрд. В 2010 году компания договорилась с РКК "Энергия" о выходе из процедуры банкротства: после реорганизации российская компания через "дочку" Energia Overseas Ltd получила контроль над 95% акций Sea Launch. Остальная доля распределилась между Boeing (3%) и Aker (2%). Запуски возобновились в 2011 году, однако ситуация лучше не стала: стоимость каждого запуска превышала $80 млн, а долги составляли, по разным оценкам, от $300 млн до $500 млн. Ситуация осложнялась тем, что днепропетровскому заводу "Южмаш" украинские власти запретили поставлять для нее ракеты, а неудачное расположение (запуски проводятся в экваториальных водах Тихого океана) не позволяет загружать ее военными пусками. Сейчас проект законсервирован, и его будущее пока остается неясным: рассматриваются варианты продажи его третьей стороне, санация или же присвоение статуса дотационного.

Адвокат Иванов утверждает, что, как и раньше, его подзащитный готов давать пояснения следствию и не намерен отказываться от дачи показаний, посетовав на то, что СКР "не стремится их слушать". Как уверяет защитник, следствие переводит "обычную правомерную хозяйственно-коммерческую деятельность в разряд уголовного дела". Он убежден, что перспектива уголовного дела при его объективном рассмотрении в суде "незавидна".

Виталий Лопота, напомним, возглавлял РКК "Энергия" с 2007 по 2014 год. Впервые вопрос об увольнении Виталия Лопоты ставил в 2012 году экс-руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин : в числе причин называлось тяжелое состояние предприятия, которое по факту выживало исключительно за счет создания пилотируемых и грузовых кораблей. Несмотря на проведенные Роскосмосом проверки, вскрывшие ряд нарушений, он на посту удержался. Увольнение состоялось только в августе 2014 года по инициативе главы Объединенной ракетно-космической корпорации Игоря Комарова, который сейчас возглавляет Роскосмос.

, Грозный , СССР) - известный российский учёный, член-корреспондент РАН (1997), заслуженный деятель науки РФ, Доктор технических наук , профессор , заведующий кафедрой сварка и лазерные технологии Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, заведующий кафедрой СМ-1 МГТУ им. Н. Э. Баумана , директор-главный конструктор ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (1991-2009), президент – генеральный конструктор РКК «Энергия» им. С. П. Королёва (2007-2014). Член Советов: при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию , по Грантам Президента РФ, НТС Совета Безопасности РФ, при Председателе Совета Федерации, по Премиям Правительства РФ в области науки и технологий, НТС ВПК Правительства РФ, НКС Минобрнауки РФ ФЦП ИР до 2025 года и в других.

Биография

Создание нового поколения средств робототехники и технической кибернетики космического, воздушного, наземного и морского базирования (мягкая посадка космических кораблей и беспилотных возвращаемых аппаратов, рентгеновские системы бесконтактного измерения воздушных параметров летательных аппаратов, контроль давления и герметичности космического применения, мобильные роботы специального назначения, роботов-манипуляторов для сборки и эксплуатации орбитальных платформ и космических станций, воздушная и наземная радиационная и оптико-электронная разведка, беспилотные ЛА, сверхмалые космические аппараты, включая их групповое применение и др.)

Стратегия и прогноз развития эффективной космической деятельности;

Идеология, прогноз и возможные программы международного освоения дальнего космоса (марсианская программа) до 2040-2050 гг., включая Луну с эффективным использованием орбит у точек Лагранжа;

Идеология, прогноз, исходные требования и возможные программы пилотируемой космонавтики на ближайшие десятилетия, включая: многоразовые транспортные корабли, межорбитальные комплексы, посадочно-взлетные системы, трансформируемые корабли и модули, и необходимые инфраструктуры (наземная, орбитальная у Земли, межорбитальная, орбитальная у планет и напланетная база обитания), в т.ч. проектные облики, бюджеты энергии и масс базовых элементов инфраструктуры;

Идеология, исходные требования и принципы реализации мехатронных технологий в ракетно-космической технике;

Исходные требования и необходимые космические технологии для перспективных космических систем;

Идеология, исходные требования и принципы создания легких и надежных конструкций для космических применений;

Идеология, технологии и инструментарий современного конструирования, проектные облики, программы создания современных многофункциональных и конкурентоспособных космических аппаратов (высокоэнергетических, телекоммуникационных, оптико-электронных и радиолокационных космических систем разведки в реальном масштабе времени);

Идеология космического мониторинга и проектный облик системы предупреждения астероидно-метеороидной опасности;

Идеология, проектные облики и программы создания эффективных и конкурентоспособных ракетных космических комплексов от среднего до сверхтяжелого классов для решения задач, необходимых для обороноспособности и безопасности России;

Идеология, проектные облики и технологии создания солнечных и ядерных межорбитальных космических буксиров;

Идеология и предложения эффективного реформирования ракетно-космической отрасли.

В период с 2007 по 2014 годы организовано ритмичное производство около 70 и запуски 56 космических кораблей серий Союз ТМА и ТМА-МС, Прогресс М и МС, создание и запуск в короткие сроки (менее 2-х лет) двух новых исследовательских модулей ("Поиск" и "Рассвет") и 2-х кораблей-модулей Прогресс М-МИМ, около 30 разгонных блоков ДМ. Разработаны и успешно выполнены программы 24 основных экспедиций и 5 экспедиций посещения МКС, включая работу на её борту 75 космонавтов и астронавтов, выполнена интеграция с российским сегментом МКС 4-х европейских грузовых кораблей ATV. Разработана и внедрена технология ускоренной (6 часовой) стыковки космических кораблей. Выведены на заданные орбиты около 30 КА различного назначения (в т/ч ГЛОНАСС). Для российских и зарубежных заказчиков созданы перспективные конкурентоспособные специализированные спутники на базе универсальной космической платформы. Разработаны технологии и спроектированны пилотируемый космический корабль нового поколения, научно-энергетический и трансформируемый модули, российско-американская лунная орбитальная станция, «линейка» модульных сверхтяжелых ракет-носителей «Энергия» различной грузоподъемности. Организован демо-учебный центр конструкторско-технологических решений при создании ракетно-космической техники. Разработаны и внедрены в производство современные технологии изготовления стыковочных агрегатов и высокоточных узлов для пилотируемых систем, базовые технологии специальных теплозащитных композитных покрытий для пилотируемых космических кораблей, высокопроизводительные отраслевые технологии заготовительных производств, роботизированный трубогибочный стан для обвязки трубами систем ракетно-космической техники и др.

За 7 лет руководства В.А. Лопоты Корпорацией доходы от реализации продукции выросли более чем в 3,5 раза (с ~8 млрд.руб в 2007г до ~29 млрд.руб в 2014 г), средняя зарплата сотрудников – почти в 3 раза (с ~18 тыс.руб в 2007 г до ~53 тыс.руб в 2014 г), а активы – почти в 8 раз (с ~11 млрд.руб в 2007 г до ~85 млрд.руб к 2014 г); ежегодная рентабельность обеспечивала существенную прибыль. При полном отсутствии госинвестиций, РКК «Энергия» продолжала оставаться наиболее успешным предприятием ракетно-космической отрасли России, имела лучшие финансово-экономические и социальные показатели, являлась ведущей на мировом космическом рынке.

Однако, несмотря на достигнутые научные, технологические и производственные результаты, вследствие административного давления вице-премьера Правительства РФ Д.О. Рогозина и его заместителя И.Н. Харченко, 21.07.2014 Росимущество выпустило директиву о приостановлении полномочий В.А. Лопоты как Президента РКК «Энергия» (источник Росимущество). В результате дальнейшего административного давления со стороны Гендиректора Объединенной ракетно-космической корпорации И.А. Комарова и Руководителя Российского Космического Агентства О.Н. Остапенко, а также оговоров, шантажа и уголовного преследования в августе 2014 года В.А. Лопота уволился из РКК «Энергия» по обоюдному согласию сторон (источник Роскосмос).

14 апреля 2014 года на основании специально искаженной в Роскосмосе информации и доносам (Поповкин В.А. и Фролов О.П.) против Виталия Лопоты было возбуждено уголовное дело по ст.201 УК РФ (использовании своих полномочий вопреки законным интересам организации). По домыслам Роскосмоса и следствия, Лопота действовал не в интересах РКК «Энергия», когда её дочерние структуры в 2010 г. приобрели и финансировали проект

«Морской старт » - уникальный в мировой практике космодром морского базирования, интегрировавший лучшие технологии: ракетно-космические России, кораблестроительные Норвегии и телекоммуникационные США. Действиями Лопоты В.А. были сохранены и развиты лучшие отечественные конкурентоспособные ракетно-космические технологии и обеспечена технологическая устойчивость стратегических производств.

С мая 2015 г. Лопота находится под домашним арестом.

Награды и звания

  • Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «Почета», «Серафима Саровского» и другими государственными и ведомственными наградами.
  • Заслуженный деятель науки РФ ( г).
  • Премия Правительства Российской Федерации (2009 г).

Напишите отзыв о статье "Лопота, Виталий Александрович"

Примечания

Ссылки

  • - статья в Лентапедии . 2012 год.
  • на официальном сайте РАН
  • Космонавтика в XXI веке. Вестник РАН. 2011. т.81, №9, с.771-782.
  • Выбор вектора развития космонавтики XXI века. Наука и технология в промышленности. 2012, №1, ч.2, с.20-29.
  • Космонавтика и XXI век. По материалам выездного заседания Президиума Российской Акаденмии Наук 13 апреля 2011 года. Научно-технические ведомости СПГПУ. 2012, №142, с.29-38.
  • Луна - шаг к технологиям освоения Солнечной системы / Под научной редакцией В. П. Легостаева и В. А. Лопоты.- М.: РКК «Энергия». 2011.- 584 стр.

Отрывок, характеризующий Лопота, Виталий Александрович

Из всех этих партий, в то самое время, как князь Андрей приехал к армии, собралась еще одна, девятая партия, начинавшая поднимать свой голос. Это была партия людей старых, разумных, государственно опытных и умевших, не разделяя ни одного из противоречащих мнений, отвлеченно посмотреть на все, что делалось при штабе главной квартиры, и обдумать средства к выходу из этой неопределенности, нерешительности, запутанности и слабости.
Люди этой партии говорили и думали, что все дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным двором при армии; что в армию перенесена та неопределенная, условная и колеблющаяся шаткость отношений, которая удобна при дворе, но вредна в армии; что государю нужно царствовать, а не управлять войском; что единственный выход из этого положения есть отъезд государя с его двором из армии; что одно присутствие государя парализует пятьдесят тысяч войска, нужных для обеспечения его личной безопасности; что самый плохой, но независимый главнокомандующий будет лучше самого лучшего, но связанного присутствием и властью государя.
В то самое время как князь Андрей жил без дела при Дриссе, Шишков, государственный секретарь, бывший одним из главных представителей этой партии, написал государю письмо, которое согласились подписать Балашев и Аракчеев. В письме этом, пользуясь данным ему от государя позволением рассуждать об общем ходе дел, он почтительно и под предлогом необходимости для государя воодушевить к войне народ в столице, предлагал государю оставить войско.
Одушевление государем народа и воззвание к нему для защиты отечества – то самое (насколько оно произведено было личным присутствием государя в Москве) одушевление народа, которое было главной причиной торжества России, было представлено государю и принято им как предлог для оставления армии.

Х
Письмо это еще не было подано государю, когда Барклай за обедом передал Болконскому, что государю лично угодно видеть князя Андрея, для того чтобы расспросить его о Турции, и что князь Андрей имеет явиться в квартиру Бенигсена в шесть часов вечера.
В этот же день в квартире государя было получено известие о новом движении Наполеона, могущем быть опасным для армии, – известие, впоследствии оказавшееся несправедливым. И в это же утро полковник Мишо, объезжая с государем дрисские укрепления, доказывал государю, что укрепленный лагерь этот, устроенный Пфулем и считавшийся до сих пор chef d"?uvr"ом тактики, долженствующим погубить Наполеона, – что лагерь этот есть бессмыслица и погибель русской армии.
Князь Андрей приехал в квартиру генерала Бенигсена, занимавшего небольшой помещичий дом на самом берегу реки. Ни Бенигсена, ни государя не было там, но Чернышев, флигель адъютант государя, принял Болконского и объявил ему, что государь поехал с генералом Бенигсеном и с маркизом Паулучи другой раз в нынешний день для объезда укреплений Дрисского лагеря, в удобности которого начинали сильно сомневаться.
Чернышев сидел с книгой французского романа у окна первой комнаты. Комната эта, вероятно, была прежде залой; в ней еще стоял орган, на который навалены были какие то ковры, и в одном углу стояла складная кровать адъютанта Бенигсена. Этот адъютант был тут. Он, видно, замученный пирушкой или делом, сидел на свернутой постеле и дремал. Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет. Из первой двери слышались голоса разговаривающих по немецки и изредка по французски. Там, в бывшей гостиной, были собраны, по желанию государя, не военный совет (государь любил неопределенность), но некоторые лица, которых мнение о предстоящих затруднениях он желал знать. Это не был военный совет, но как бы совет избранных для уяснения некоторых вопросов лично для государя. На этот полусовет были приглашены: шведский генерал Армфельд, генерал адъютант Вольцоген, Винцингероде, которого Наполеон называл беглым французским подданным, Мишо, Толь, вовсе не военный человек – граф Штейн и, наконец, сам Пфуль, который, как слышал князь Андрей, был la cheville ouvriere [основою] всего дела. Князь Андрей имел случай хорошо рассмотреть его, так как Пфуль вскоре после него приехал и прошел в гостиную, остановившись на минуту поговорить с Чернышевым.
Пфуль с первого взгляда, в своем русском генеральском дурно сшитом мундире, который нескладно, как на наряженном, сидел на нем, показался князю Андрею как будто знакомым, хотя он никогда не видал его. В нем был и Вейротер, и Мак, и Шмидт, и много других немецких теоретиков генералов, которых князю Андрею удалось видеть в 1805 м году; но он был типичнее всех их. Такого немца теоретика, соединявшего в себе все, что было в тех немцах, еще никогда не видал князь Андрей.
Пфуль был невысок ростом, очень худ, но ширококост, грубого, здорового сложения, с широким тазом и костлявыми лопатками. Лицо у него было очень морщинисто, с глубоко вставленными глазами. Волоса его спереди у висков, очевидно, торопливо были приглажены щеткой, сзади наивно торчали кисточками. Он, беспокойно и сердито оглядываясь, вошел в комнату, как будто он всего боялся в большой комнате, куда он вошел. Он, неловким движением придерживая шпагу, обратился к Чернышеву, спрашивая по немецки, где государь. Ему, видно, как можно скорее хотелось пройти комнаты, окончить поклоны и приветствия и сесть за дело перед картой, где он чувствовал себя на месте. Он поспешно кивал головой на слова Чернышева и иронически улыбался, слушая его слова о том, что государь осматривает укрепления, которые он, сам Пфуль, заложил по своей теории. Он что то басисто и круто, как говорят самоуверенные немцы, проворчал про себя: Dummkopf… или: zu Grunde die ganze Geschichte… или: s"wird was gescheites d"raus werden… [глупости… к черту все дело… (нем.) ] Князь Андрей не расслышал и хотел пройти, но Чернышев познакомил князя Андрея с Пфулем, заметив, что князь Андрей приехал из Турции, где так счастливо кончена война. Пфуль чуть взглянул не столько на князя Андрея, сколько через него, и проговорил смеясь: «Da muss ein schoner taktischcr Krieg gewesen sein». [«То то, должно быть, правильно тактическая была война.» (нем.) ] – И, засмеявшись презрительно, прошел в комнату, из которой слышались голоса.
Видно, Пфуль, уже всегда готовый на ироническое раздражение, нынче был особенно возбужден тем, что осмелились без него осматривать его лагерь и судить о нем. Князь Андрей по одному короткому этому свиданию с Пфулем благодаря своим аустерлицким воспоминаниям составил себе ясную характеристику этого человека. Пфуль был один из тех безнадежно, неизменно, до мученичества самоуверенных людей, которыми только бывают немцы, и именно потому, что только немцы бывают самоуверенными на основании отвлеченной идеи – науки, то есть мнимого знания совершенной истины. Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом, так и телом, непреодолимо обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего в мире государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что все, что он делает как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что нибудь. Немец самоуверен хуже всех, и тверже всех, и противнее всех, потому что он воображает, что знает истину, науку, которую он сам выдумал, но которая для него есть абсолютная истина. Таков, очевидно, был Пфуль. У него была наука – теория облического движения, выведенная им из истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей военной истории, казалось ему бессмыслицей, варварством, безобразным столкновением, в котором с обеих сторон было сделано столько ошибок, что войны эти не могли быть названы войнами: они не подходили под теорию и не могли служить предметом науки.
В 1806 м году Пфуль был одним из составителей плана войны, кончившейся Иеной и Ауерштетом; но в исходе этой войны он не видел ни малейшего доказательства неправильности своей теории. Напротив, сделанные отступления от его теории, по его понятиям, были единственной причиной всей неудачи, и он с свойственной ему радостной иронией говорил: «Ich sagte ja, daji die ganze Geschichte zum Teufel gehen wird». [Ведь я же говорил, что все дело пойдет к черту (нем.) ] Пфуль был один из тех теоретиков, которые так любят свою теорию, что забывают цель теории – приложение ее к практике; он в любви к теории ненавидел всякую практику и знать ее не хотел. Он даже радовался неуспеху, потому что неуспех, происходивший от отступления в практике от теории, доказывал ему только справедливость его теории.
Он сказал несколько слов с князем Андреем и Чернышевым о настоящей войне с выражением человека, который знает вперед, что все будет скверно и что даже не недоволен этим. Торчавшие на затылке непричесанные кисточки волос и торопливо прилизанные височки особенно красноречиво подтверждали это.
Он прошел в другую комнату, и оттуда тотчас же послышались басистые и ворчливые звуки его голоса.

Не успел князь Андрей проводить глазами Пфуля, как в комнату поспешно вошел граф Бенигсен и, кивнув головой Болконскому, не останавливаясь, прошел в кабинет, отдавая какие то приказания своему адъютанту. Государь ехал за ним, и Бенигсен поспешил вперед, чтобы приготовить кое что и успеть встретить государя. Чернышев и князь Андрей вышли на крыльцо. Государь с усталым видом слезал с лошади. Маркиз Паулучи что то говорил государю. Государь, склонив голову налево, с недовольным видом слушал Паулучи, говорившего с особенным жаром. Государь тронулся вперед, видимо, желая окончить разговор, но раскрасневшийся, взволнованный итальянец, забывая приличия, шел за ним, продолжая говорить:
– Quant a celui qui a conseille ce camp, le camp de Drissa, [Что же касается того, кто присоветовал Дрисский лагерь,] – говорил Паулучи, в то время как государь, входя на ступеньки и заметив князя Андрея, вглядывался в незнакомое ему лицо.
– Quant a celui. Sire, – продолжал Паулучи с отчаянностью, как будто не в силах удержаться, – qui a conseille le camp de Drissa, je ne vois pas d"autre alternative que la maison jaune ou le gibet. [Что же касается, государь, до того человека, который присоветовал лагерь при Дрисее, то для него, по моему мнению, есть только два места: желтый дом или виселица.] – Не дослушав и как будто не слыхав слов итальянца, государь, узнав Болконского, милостиво обратился к нему:
– Очень рад тебя видеть, пройди туда, где они собрались, и подожди меня. – Государь прошел в кабинет. За ним прошел князь Петр Михайлович Волконский, барон Штейн, и за ними затворились двери. Князь Андрей, пользуясь разрешением государя, прошел с Паулучи, которого он знал еще в Турции, в гостиную, где собрался совет.
Князь Петр Михайлович Волконский занимал должность как бы начальника штаба государя. Волконский вышел из кабинета и, принеся в гостиную карты и разложив их на столе, передал вопросы, на которые он желал слышать мнение собранных господ. Дело было в том, что в ночь было получено известие (впоследствии оказавшееся ложным) о движении французов в обход Дрисского лагеря.

Директор-главный конструктор Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК). Специалист в области машиностроения, лазерной техники и технологии. Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН по отделению проблем машиностроения, механики и процессов управления (машиностроение) с 30 мая 1997 г.


В 1978 г. окончил Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет им. Петра Великого, СПб ГПУ).

В 1984 г. организовал отраслевую (Миноборонпрома СССР) научно-исследовательскую лабораторию лазерной и электронно-лучевой технологий и с 1985 г. по 1991 г. являлся научным руководителем работ на предприятиях Миноборонпрома по лазерной технологии. В 1986 г. в СПб ГПУ им была основана кафедра "Лазерная технология", а в 1987 г. создан Центр лазерной технологии (ЦЛТ), обеспечивший реализацию многих крупных программ, выполняемых в интереса оборонных отраслей промышленности. В настоящее время ЦЛТ успешно работает на рынке, осуществляя серийные поставки лазерных технологических комплексов в промышленность.

С 23 декабря 1991 г. - директор-главный конструктор ЦНИИ РТК. За годы, в течение которых В.А. Лопота возглавляет институт, показал себя хорошим организатором научно-производственной деятельности - фактически вывел институт из кризиса и превратил в его в успешно функционирующий научный центр. В этот период в ЦНИИ РТК были созданы новые средства технической кибернетики и робототехники космического, воздушного и наземного базирования, а в тематику института вошли новые направления деятельности в области высокоскоростных технологий обработки и передачи данных для управления сложными системами и защиты информационных ресурсов в глобальных и локальных сетях, робототехники для экстремальных условий, включая концепцию робототизации Вооруженных Сил. Были созданы и поставлены в войска системы воздушной наземной радиолокационной разведки, включая роботы-разведчики и другую технику.

В этот же период новый импульс получили работы по традиционной тематике предприятия в ракетно-космической отрасли. Среди наиболее значимых работ последнего времени, которыми руководил В.А. Лопота:

Создание по заданию РКК "Энергия" кооперации предприятий ракетно-космической и судостроительной отраслей промышленности в рамках международного проекта "Морской старт";

Разработка роботов-манипуляторов, необходимых для сборки и эксплуатации тяжелых орбитальных платформ и космических станций, включая новое поколение систем мягкой стыковки;

Создание и внедрение в эксплуатацию систем нового поколения по управлению мягкой посадки пилотируемых кораблей и беспилотных возвращаемых аппаратов специального назначения. Именно эта система обеспечила 4 мая 2003 г. мягкое приземление российско-американского экипажа в экстремальной ситуации при баллистическом спуске космического корабля "Союз ТМА-1";

Разработка не имеющих аналогов рентгеновских систем бесконтактного измерения воздушных параметров летательных аппаратов на высотах вплоть до орбитальных и сверхзвуковых, гиперзвуковых и орбитальных скоростях;

Создание устройств для контроля герметичности отсеков КА в натурных условиях, индикации наличия утечки газовой среды в негерметичном отсеке и обнаружения мест дефектов в оболочке КА;

Создание средств контроля давления собственной атмосферы, предназначенного для обеспечения оперативного определения давления в негерметичном отсеке (НГО) космического аппарата (КА) с целью контроля условий эксплуатации бортовой аппаратуры КА на орбите;

Разработка технологии и принципов создания сверхмалых космических аппаратов, включая их групповое использование при выполнении общих задач.

В.А. Лопота входит в составы Совета главных конструкторов по различным направлениям ракетно-космической техники, в том числе в легендарный "королевский" Совет главных, где отвечает за системы контроля и управления полетом сложных орбитальных комплексов. Он также участвует в работе координационных советов и рабочих групп по различным аспектам функционирования космических средств.

"Заслуженный деятель науки РФ". Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени и другими наградами.

Виталий Саморуков

У постперестроечной России начала XXI века осталось не так много поводов для национальной гордости, объединяющей людей. Но пока, как и в советское время, словами классика – «еще мы делаем ракеты». И это – то немногое, что можно отнести к высокотехнологичной индустрии, которой не так богата наша углеводорододобывающая страна. Технологии освоения космоса, доставшиеся в наследство от великих советских ученых и организаторов производства, до сих пор позволяют стране на равных взаимодействовать с мировыми лидерами, оставаясь в этой узкой области полноправным членом элитного клуба космических держав.

Флагманом отрасли является отметившее недавно 65-летний юбилей ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им.С.П.Королева» (РКК) – головное предприятие Роскосмоса, получающее около 40% российского космического бюджета. Предприятие со славными традициями, обеспечившее в свое время лидерство СССР в освоении космоса – как беспилотного, так и пилотируемого.

Но это официальная «выставочная» часть. А что же происходит в реальности и в каком состоянии находится предприятие? Кто и как от имени государства (или от чьего-то иного имени) управляет флагманом? Каковы успехи или неудачи менеджмента РКК – явные или пока скрытые от глаз широкой общественности? Куда неумолимо движется флагман?

Попытаемся найти ответы хотя бы на часть этих вопросов.

Заморская "Энергия"

Для понимания качества менеджмента РКК показательней всего пример реализации проекта «Морской старт» – революционного по замыслу, по дерзости укрощения человеком сил природы, по масштабности и в полной мере международному характеру проекта, объединившему лучшие силы стран-лидеров в освоении космоса и земных водных пространств, не имеющего аналогов.

При этом насколько проект «Морской старт» является прорывным с научной и технической стороны, настолько же он с завидным постоянством оказывается экономически провальным.

Проект «Морской старт» представляет из себя альтернативу наземным космодромам с их неоптимальным с точки зрения эффективности запуска космических аппаратов расположением, со значительной капиталоемкой инфраструктурой, с большой задействованной площадью как под сам космодром, так и под полосу безопасности (куда падают отработавшие ступени ракет).

Комплекс «Морской старт» включает в себя плавучую стартовую платформу, сборочно-командное судно (СКС) и наземный сегмент, расположенный в базовом порту (г.Лонг-Бич, Калифорния, США).

Запуски космических аппаратов производятся с помощью российско-украинской ракеты «Зенит-3SL», 2 ступени которой изготавливаются на заводе «Южмаш» (г.Днепропетровск), а 3-я ступень – разгонный блок – в РКК «Энергия».

Проект «Морской старт» берет начало в 1995 г., когда ведущие предприятия 4-х стран решили объединить усилия для создания международной компании, предоставляющей услуги по коммерческому запуску тяжелых космических аппаратов. Участниками проекта стали американский «Боинг», российская РКК «Энергия», норвежский «Кварнер» и украинские «Южмаш» и КБ «Южное».

Первый пуск был удачно осуществлен в 1999 г. С тех пор Проект «Морской старт» имеет солидную историю успешных пусков – по сегодняшний день произведено 33 пуска, из них – 31 удачный.

Технология запусков уникальна. Самоходная стартовая платформа «Одиссей» (переоборудованная норвежским участником проекта – компанией «Кварнер» из газодобывающей платформы) – самостоятельно доходит до экваториальных нейтральных вод в Тихом океане, откуда и производится запуск ракеты-носителя с космическим аппаратом. Расположение на экваторе позволяет максимально использовать скорость вращения Земли, за счет чего возможно увеличение массы выводимого космического аппарата. Управление пуском осуществляется с борта сборочно-командного судна, сопровождающего платформу и имеющего кроме функции командного пункта еще и функцию плавучего цеха, где одновременно могут находиться и проходить предпусковые процедуры три ракеты-носителя с космическими аппаратами.

Но это, так сказать, техническая часть, а что же с экономикой?

Финансовый "космос" или "космическая" бездна

Начав свою историю в 1995 г. и осуществив первый успешный запуск в 1999-м, проект «Морской старт» к 2009 году подошел с 30-ю проведенными запусками в состоянии глубокого финансового кризиса. С долгами (в прессе указывались суммы до 1,5 млрд. долларов США), многократно превышавшими годовую выручку, и с пониманием невозможности самостоятельного выправления ситуации.

Кроме этого, «выкристаллизовались» и оформились финансовые разногласия между партнерами по проекту – Боинг подал в суд на РКК иск о взыскании долга в сумме 122 млн. долларов США. Сходная задолженность имелась у РКК и перед компанией «Кварнер».

Выход был либо в ликвидации предприятия и фиксации всеми участниками «заработанных» убытков, либо в попытке через санацию сохранить уникальный проект.

В результате в июне 2009 г. был подано заявление о добровольном банкротстве компании “Sea Launch” (юридического «лица» проекта) в соответствии с гл. 11 американского Кодекса о банкротстве. Соответственно, прекратилась и производственная деятельность – компания на несколько лет «выпала» из плотного конкурентного пула основных поставщиков услуг по коммерческому запуску тяжелых космических аппаратов (весом более 5 тонн), в который кроме нее входили европейская компания «Арианспейс» (с ракетой-носителем «Ариан-5») и международная компания с российским участием «Интернешнл Лонч Сервис» (с ракетой-носителем «Протон»).

После многомесячных переговоров, пройдя все необходимые этапы, в октябре 2010 г. компания, осуществлявшая проект, вышла из процедуры банкротства в соответствии с принятым кредиторами и утвержденным американским судом Планом реорганизации. План предусматривал появление нового инвестора, который готов инвестировать единовременно более 155 млн.долларов США, большая часть из которых должна была пойти на расчеты с кредиторами.

Новым инвестором (опосредованно – через специально созданные «дочерние» и «внучатые» компании) и фактическим лидером проекта «Морской старт», осуществлявшим интеграцию всех составных частей и участников, стала РКК.

Для РКК успешная реализация возобновленного проекта, кроме укрепления престижа отечественной космонавтики, означала еще и возможность урегулирования претензий Боинга, а также загрузку как собственных производственных мощностей, так и мощностей многочисленных смежников.

При этом менеджеры РКК смело приняли на себя ответственность не только за судьбу непосредственно своего предприятия и его дочерних обществ, но и за будущее многотысячных коллективов смежников, которым заказы по проекту «Морской старт» позволяли поддерживать производство, платить зарплату и обеспечивать занятость высококвалифицированным работникам.

Но, как показывает реальность, ноша оказалась слишком тяжела – не «по зубам». Лихие атаки менеджмента РКК с целью взятия новой высоты вместо «виктории» привели к очередной «конфузии».

А дело было за малым – необходимо было выполнить План реорганизации, составной частью которого были определенные обязательства по показателям бизнеса – в т.ч. количество и сроки оплаченных заказчиками запусков космических аппаратов.

При этом экономический смысл (т.е. прибыльность) проект «Морской старт» имел только если число запусков в год превышало 4, что и было зафиксировано в Плане реорганизации.

Однако, взявшись за спасение проекта, руководящий менеджмент РКК фактически провалил работу по формированию портфеля твердых заказов – так называемого «манифеста запусков». Исходный манифест, являвшийся частью Плана реорганизации, постоянно корректировался – причем всегда в сторону уменьшения. А каждый непроданный запуск «весит» более 100 млн. долларов США. Сейчас же вместо планировавшихся 4-5 запусков в год – фактически в 2011 г. по проекту «Морской старт» был осуществлен 1 запуск, на 2012-2013 г. есть твердые заказы только на 4 запуска (два из них осуществлены в 2012 г.). Таким образом, за 3 года вместо планировавшихся 10, есть шанс запустить только 5 космических аппаратов, а дальше – «полная тишина и неизвестность».

А нет заказчиков – нет и финансирования. «Финансовая дыра» от пяти непроданных запусков – около 500 млн. долларов США. И вот уже РКК бодро залазит в долговую яму, чтобы с учетом длительного (до 2-ух лет) производственного цикла оплачивать матчасть еще не проданных (и неизвестно – будут ли, а если будут проданы - то когда) услуг по запуску космических аппаратов.

Причем эта долговая яма сейчас в значительной мере еще не явная, а скрытая. Так как заемщиком выступала в основном не сама РКК, а её «дочки» и «внучки», за которых РКК поручался перед кредиторами. И в своей официальной отчетности РКК показывать эти долги не спешит.

При этом срок перехода этой скрытой задолженности в явную, учитывая описанную выше ситуацию с заказами, неумолимо приближается и наступит, когда «дочки» и «внучки» не смогут вернуть кредиты и займы, и платить придется РКК. А пока менеджмент РКК занимается «бегом по льдинкам во время ледохода» - закрывая один краткосрочный кредит новым кредитом на большую (с учетом процентов) сумму, наращивая как снежный ком кредиторскую задолженность.

Это означает, что менеджмент РКК азартно построил финансовую пирамиду, каждый новый виток которой все глубже погружает флагман в финансовую бездну, выбраться из которой самостоятельно (и это уже давно очевидно – наверняка, и самым оптимистичным и среднепрофессиональным представителям менеджмента РКК) предприятие не в состоянии. При этом текущие решения менеджмента стали исключительно тактическими, подчиняющимися логике пирамиды. Прервать цепь этих решений, а значит признать все скрытые пока еще ошибки и принять за них ответственность, имеющийся менеджмент, которому стечением обстоятельств довелось «порулить» на время флагманом, может быть в силу своего «масштаба» или каких иных причин - не может.

А что же предпринимает руководящий менеджмент РКК, какие чудодейственные меры?

Руководство РКК устраивает кадровую чехарду в компаниях, непосредственно реализующих проект, вызывающую недоумение как у партнеров-смежников, так и у заказчиков (и без того – с учетом истории проекта «Морской старт» - испытывающих определенную неуверенность).

В последнее время среди руководящего менеджмента РКК царят панические настроения – принимаются хаотичные управленческие решения (переназначаются ответственные, перераспределяются полномочия, ставятся заведомо невыполнимые задачи), обусловленные, вероятно, предчувствием (или, возможно, уже и рациональным осознанием) неотвратимо надвигающегося фиаско проекта, влекущего за собой массу «замороженных» пока проблем, за которые придется отвечать.

Но это еще далеко не всё.

Двигатель "Энергии"

Нельзя не заметить, что у руководящего менеджмента РКК сильна тяга к миссионерству. Своя «площадка» им мала для реализации управленческих талантов. И они предпринимают тактику расширения зон влияния – при такой тактике можно какое-то время отбиваться от назойливых вопросов об эффективности управления наличием грандиозных задач и оставленных предыдущим поколением «завалов». А там, глядишь, еще какие-нибудь возможности откроются и «война план покажет».

В указанную тактику полностью укладывается передача в 2010 г. под управление РКК еще одного флагмана – на этот раз – мирового ракетного двигателестроения – ОАО «НПО Энергомаш им. академика В.П.Глушко». В последние годы двигатели разработки или производства «НПО Энергомаш» использовались более чем на 45% ракет-носителей, запускаемых во всем мире, включая американские ракеты семейства «Атлас». Однако само предприятие в силу ряда причин (в том числе освещенных в материалах проверок Счетной палаты) находилось далеко не в лучшем финансово-экономическом состоянии.

И каков же итог управленческой экспансии РКК? С учетом того, что менеджмент РКК по привычке берется в основном за глобальные задачи, то и итоги получаются масштабными. Как и непосредственно в РКК, результат управления «НПО Энергомаш» не менее печален и экономически впечатляющ – по итогам 2011 года предприятие зафиксировало чистый убыток в размере более 830 млн. руб. Годом ранее убыток был 441 млн. руб. Так что тенденция, как говорится, налицо.

И государственное предприятие (а в собственности Российской Федерации находятся более 86% акций «НПО Энергомаш») фактически наносит ущерб основному акционеру, принося государству убытки.

При этом производственная деятельность «НПО Энергомаш» неизменно убыточна – в том числе убыточно производство двигателей РД-171М (для ракет-носителей «Зенит») и РД-180 (для ракет-носителей «Атлас»). И, увеличивая программу выпуска (что само по себе при рентабельной работе могло бы быть положительным фактором), предприятие наращивает убытки, увеличивая финансовую «дыру», вероятно, в инфантильной надежде на помощь государства.

Однако в мире все взаимосвязано, и принимая на себя убытки (за счет низких цен реализации производимых двигателей), предприятие тем самым финансово помогает всем (или некоторым) участникам цепочки, ведущей к конечному потребителю, оплачивающему услуги по запуску космических аппаратов.

То есть, руководящий менеджмент РКК, опять-таки, управляя «НПО Энергомаш», фактически принимает решение за всех добросовестных российских налогоплательщиков (налоги которых формируют государственную помощь предприятию) – кому бы помочь деньгами за счет Государства Российского!

И это опять же еще не всё.

Почем "Энергия"?

А сколько же сейчас «стоит» флагман? Как его оценивает «рынок»? С точки зрения эффективности работы менеджмента РКК показательным является динамика стоимости акций предприятия, ее сравнение со среднерыночной динамикой. Это необходимо, чтобы при оценке максимально исключить влияние объективных глобальных факторов, мировых кризисов. Так, искусство управления экипажа кораблем, плывущим в сильном течении, объективней оценивать в сравнении не с кораблем, стоящим у причала, а с флотилией, маневрирующей в этом же течении. На фондовом рынке роль течения играют глобальные общемировые факторы, а мастерство «флотилии» характеризуется динамикой индексов – в нашем случае показателен индекс ММВБ, показывающий усредненную динамику стоимости акций 30 крупнейших российских предприятий.

Текущая «цена» (капитализация) флагмана составляет 4,8 млрд.руб., в то время как, например, в 2010 году с апреля по декабрь она превышала 13 млрд.руб. Таким образом, капитализация РКК уменьшилась в 2,8 раза. И это только в текущих ценах – без учета инфляции.

Каков же «вклад» менеджмента РКК в это уменьшение? Для этого надо посмотреть на динамику индекса ММВБ за тот же период. За это время индекс ММВБ не только не снизился, а вырос на 10%. Это означает, что менеджеры РКК «науправляли» предприятием почти в 3 раза хуже своих коллег.

На этом государство – как основной акционер с долей в 38% от общего количества акций, щедро помогавшее флагману деньгами, только на снижении капитализации фактически потеряло более 3 млрд. руб. И продолжает терять дальше. При этом «профессиональные» действия руководящих менеджеров РКК не позволяют надеяться на изменение этой негативной тенденции.

Чьих будете?

Немаловажный вопрос – а кто сегодня владеет флагманом?

Для ответа на него достаточно обратиться к публикуемой РКК официальной регулярной отчетности, ознакомившись с которой, можно сделать интересный вывод – оказывается, до сих пор значительная доля (более 20%) акций предприятия опосредованно принадлежит самому предприятию (находится на балансе полностью подконтрольных ему 100%-ных дочерних фирм – ООО «ИК «Открытие» и ЗАО «ЗЭМ»), т.е. фактически этими акциями (правами, которыми наделены владельцы этих акций) управляет доблестный менеджмент РКК.

Подобная схема – известная под термином «закольцовка» - широко применялась, начиная со «штормовых» 90-х годов прошлого века, на ряде крупных (и вроде бы государственных – в сознании широкой общественности) предприятиях.

Наибольшую известность и широкое освещение в прессе в свое время получила «закольцовка» владения акциями другого флагмана отечественного машиностроения (на этот раз – автомобилестроения) – Волжского автозавода (ОАО «АвтоВАЗ»).

Доставшаяся в наследство от известного, а ныне опального и живущего вдалеке от вскормившей его Родины бизнесмена, проблема ОАО «АвтоВАЗ» состояла в сложности ответа на простой вопрос – а кто же является хозяином завода, которому (как заводу, так и фактически его хозяину) в сложные годы помогала вся страна – а значит и каждый добросовестный налогоплательщик?

«Закольцовка» делала фактическими хозяевами предприятия управлявший им менеджмент.

Впоследствии ушло немалое время и значительные средства на ликвидацию порочной кольцевой схемы владения, так как это было необходимым условием установления юридического контроля над предприятием со стороны государства и последующей значительной финансовой государственной поддержки.

Так почему же, с таким трудом ликвидировав «закольцовку» на ОАО «АвтоВАЗ», государство никак не проявляет интерес к такой же проблеме на РКК, которое получало, получает и рассчитывает и дальше получать гораздо большие государственные деньги? На чем базируется и чем подкрепляется вера государства в действующий менеджмент РКК? Какими заслугами этот менеджмент заслужил и укрепил эту веру?

Промежуточный итог

Так каковы же экономические промежуточные результаты деятельности руководящего менеджмента РКК?

В официальной отчетности РКК по российской системе бухгалтерского учета за 2011 год показана прибыль в сумме около 39 млн. долларов США (укажем в долларах для удобства сопоставления). При этом за год отраженная кредиторская задолженность выросла больше чем на треть – до 1 млрд. долларов США.

Но это только обозначенная выше явная часть. В скрытой же пока от акционеров части (только по проекту «Морской старт») находится следующее:

– по итогам 2011 года чистый убыток, полученный по проекту «Морской старт» составил более 46 млн. долларов США;
– суммарная задолженность РКК только по проекту «Морской старт» (так как кредиты и займы получались в том или ином виде под поручительство РКК) – более 300 млн. долларов США;
– источник погашения задолженности в рамках проекта «Морской старт» (кроме как погружение в новые долги) отсутствует;
– финансовые претензии Боинга к РКК – 122 млн. долларов США.

То есть, уже по итогам 2011 года по консолидированной отчетности – а именно таковой она должна быть по международной системе финансовой отчетности - с учетом только проекта «Морской старт» деятельность РКК убыточна (есть еще ОАО «НПО «Энергомаш» с убытком более 26 млн. долларов США). А дальше – финансовая пропасть размером более 500 млн. долларов США (и это только текущая оценка, а пропасть фактически ежедневно увеличивается).

Таким образом, руководящий менеджмент РКК семимильными шагами, наступая на всевозможные (и совсем даже не обязательные) грабли ведет предприятие как поводырь цепочку слепцов к неминуемому финалу. Необычно в этой удручающей картине только то, что это не просто рядовое предприятие (с которыми у нас случается подобное «сплошь и рядом»), а флагман отечественной космонавтики.

А это означает только одно – с целью недопустить скандального исчезновения одного из последних высокотехнологичных оплотов отечественной экономики государство вынуждено будет в очередной раз оказывать флагману глобальную (по размерам) финансовую помощь. Т.е. каждый добросовестный российский налогоплательщик своими деньгами профинансирует очередные промахи руководящих менеджеров РКК.

Заключение. "Автора!!!"

Так кто же те люди, вышеобозначенные под нейтральным термином «руководящий» (или же просто) «менеджмент РКК», волею судьбы оказавшиеся на ключевых позициях отечественной космонавтики начала XXI века.

Оказывается, что уже более 5 лет всеми процессами «рулит» единоличный руководитель РКК – Виталий Александрович Лопота, президент и председатель правления РКК, а также член совета директоров РКК, председатель совета директоров ОАО «НПО «Энергомаш», а также председатель советов директоров упоминавшихся выше «дочек» и «внучек» РКК, участвующих в проекте «Морской старт».

Виталий Лопота, в силу уставных документов, обладает (и фактически пользуется) всей полнотой власти и в полной мере ответственен за упоминавшиеся выше катастрофические результаты (при этом надо учесть, что выше упоминались далеко не все направления деятельности РКК). Не только за уже наступившие, но и за те многочисленные заложенные финансовые «мины», которые неумолимо начнут сотрясать корпус флагмана в ближайшее время.

Виталий Александрович Лопота

Трудовую деятельность начал в г. Грозном слесарем на нефтемаслозаводе, закончил Грозненский химико-технологический техникум. После службы в армии в 1972 году поступил на физико-металлургический факультет Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина, который окончил в 1978 году по специальности «Металлургия и технология сварочного производства».

В 1981 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме «Исследование сварочных характеристик мощного лазерного луча», в 1990 защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук по теме «Физико-технологические основы сварки материалов мощным лазерным лучом».

После окончания в 1981 г. аспирантуры и защиты диссертации прошёл путь от младшего научного сотрудника до профессора, заведующего кафедрой и руководителя отраслевой научно-исследовательской лаборатории Миноборонпрома СССР, директора «Центра лазерных технологий». Один из основоположников технологического и специального применения мощных лазеров. Основал в 1985 году в ЛПИ кафедру «Лазерные технологии», а в 2009 году Российско-германский центр лазерных технологий.

С 1991 г. по 2009 г. – директор, главный конструктор Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК), руководитель центра микроробототехники и технической кибернетики (ЦСТ ФСБ РФ). Реформировал деятельность ЦНИИ РТК, вывел его из кризиса, развил новые научно-технические направления деятельности, в результате чего в 1994 году институт получил статус Государственного научного центра России. Под его руководством созданы специальные средства робототехники и технической кибернетики космического, воздушного и наземного базирования. Внедрены системы эффективного обеспечения антитеррористических и специальных операций (ЦСТ ФСБ РФ). Созданы и поставлены на вооружение и снабжение Вооруженных сил РФ системы разведки и другой спецтехники.

С июля 2007 г. по сентябрь 2014 г. – Президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва, Генеральный конструктор пилотируемых и специальных космических программ РФ, заместитель председателя Госкомиссии, технический руководитель по лётным испытаниям пилотируемых космических комплексов. РКК «Энергия» им. С.П. Королёва – головная организация по созданию и эксплуатации пилотируемых ракетно-космических комплексов и специальных систем, средств выведения и автоматических космических аппаратов различного целевого назначения.

Под руководством Лопоты В.А. была стабилизирована экономическая деятельность Корпорации, успешно выполнялись программы развития и технического перевооружения, социальной поддержки и строительства льготного жилья для сотрудников предприятия. Развивались работы Корпорации, направленные на создание отечественных ракетно-космических систем и средств выведения мирового технологического уровня. Для российских и зарубежных заказчиков велись разработки конкурентоспособных целевых космических аппаратов. Сохранены и развивались ракетно-космические технологии РН «Энергия», включая космодром морского базирования «Морской старт». Обеспечивалось развитие и технологическая устойчивость отечественных стратегических производств ракетно-космических технологий и компонентов, определяющих создание в России средств выведения сверхтяжелого класса для обеспечения безопасности государства.

Развивалась королёвская школа создания отечественной ракетно-космической техники. По инициативе Лопоты В.А. в Корпорации открылись аспирантура и Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. Проводимая социальная и кадровая политика позволила в период 2009–2014 гг. принять на работу около 4 тыс. молодых специалистов в возрасте до 35 лет.

С сентября 2014 г. – Вице-президент Объединенной ракетно-космической Корпорации по технологическому развитию отрасли (ОРКК – управляет промышленными предприятиями ракетно-космической отрасли России).

Лопота В.А. – активный инициатор внедрения методов проектного управления при создании ракетно-космических комплексов и систем, компьютерных технологий конструирования и инженерного анализа на всем жизненном цикле изделий (создание-эксплуатация-утилизация). Им развиваются мехатронные принципы построения робототехнических компонентов на основе унификации и модульности, широко внедряются оптоэлектронные и фотонные технологии, разрабатываются технологии и высокоскоростные системы управления в сложной и неопределенной обстановке в реальном времени. Внедряются в производство роботизированные технологические процессы, в том числе, с применением мощных лазеров.

Член Советов: по присуждению Грантов Президента РФ; НТС Совета Безопасности РФ; генеральных и главных конструкторов, ведущих учёных и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики при Правительстве РФ; по присуждению Премий Правительства РФ в области науки и техники (председатель секции «Авиация и Космос»); координационного НТС ФСБ РФ; КНТС Минобрнауки РФ; КНТС Роскосмоса и ряда экспертных советов федерального и региональных уровней, учёных, диссертационных и научно-технических советов.

Заведующий кафедрами в МГТУ им. Баумана и в СПбГПУ. Член-корреспондент РАН, доктор технических наук. Имеет свыше 300 научных трудов, более 60 патентов на изобретения.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, награждён орденами «За заслуги перед отечеством» IV степени, «Почета» и другими наградами, включая Премию Правительства РФ в области науки и техники 2012 года.