Что интересно, ранее (в частности, до 1 января 2009 года) организации и индивидуальные предприниматели могли воспользоваться правом преимущественного выкупа арендуемых ими помещений только если им было направлено уведомление о предстоящей приватизации такого помещения с предложением его выкупа. На сегодняшний они вправе по своей инициативе обратиться за реализацией права преимущественного выкупа недвижимого имущества, которое арендуют.
Дело в том, что имущество у города можно купить только на торгах. Такой порядок установлен законодательством о защите конкуренции (ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Однако ФЗ № 159 позволяет приобрести помещение у города без участия в торгах. Более того, на торгах стоимость помещения будет лишь увеличиваться, а на основании преимущественного права выкупа можно приобрести помещение по максимально низкой цене, предложенной городом.
В ФЗ № 159 указано три основных критерия, которые должны быть соблюдены для осуществления преимущественного права выкупа помещения у города:
Обращаем внимание, что в законе существуют и иные условия, но они специфичны, относятся далеко не ко всем желающим выкупить помещение. Общие же правила перечислены выше.
Также обращаем внимание на то, что в случае, если заявление подает представитель, то необходима доверенность. Для подачи заявления и консультации специалиста достаточно простой доверенности на бланке организации. В дальнейшем, при общении с Фондом имущества Санкт-Петербурга, в частности, для подписания договора и получения свидетельства о праве собственности в Росреестре, понадобится нотариальная доверенность.
Итак, заявление подано. С момента подачи заявления в течение 2-3 месяцев будет осуществляться проверка преимущественного права выкупа, организации/индивидуального предпринимателя-заявителя, самого помещения. В частности, госорган обязан будет произвести следующие действия:
В двухмесячный срок со дня получения заявления заключить договор на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества.
В течение двух недель с даты принятия отчета об оценке принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества. В десятидневный срок пос
В десятидневный срок после утверждения такого решения направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества.
Следует иметь в виду, что предприниматель при несогласии с результатами оценки стоимости помещения вправе обжаловать их в судебном порядке. При этом 30-дневный срок на заключение договора купли-продажи приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
Когда проверка пройдет, будет вынесено Распоряжение КИО либо об одобрении заявления, либо об отказе. В случае, если заявление не одобрено, у потенциального покупателя есть законное право на его обжалование.
Зато, если заявление одобрено – вам прямая дорога в Фонд имущества Санкт-Петербурга. Данный орган уполномочен городом на заключение договоров купли-продажи помещений от его имени. У заявителя есть 30 дней на заключение договора купли-продажи.
После подписания договора заявитель полноправно может считать себя собственником помещения. Он также вправе получить в Росреестре свидетельство о праве собственности на помещение (даже несмотря на то, что выкупная стоимость еще не оплачена полностью).
Начислению процентов нужно уделить пристальное внимание, поскольку иногда они начисляются неправильно. Например, в Постановлении ФАС СЗО от 10.07.2013 № А66-5536/2012 судьи признали неправомерным начисление процентов на всю сумму, эквивалентную цене продажи объекта по договору, при этом проценты должны были начисляться на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка. А вот если покупатель будет допускать просрочку исполнения обязательств по внесению платежей, по условиям договора купли-продажи ему может быть начислена неустойка, и не только на выкупные платежи, но и на проценты (например, Постановление ФАС МО от 20.01.2014 № Ф05-15603/2013).
При покупке имущества в рассрочку оно находится в залоге у продавца до полной его оплаты (и если в договоре пропишут, что данное правило не применяется, это условие будет являться ничтожным). Это говорит о том, что когда будет получено заявление о праве собственности, то в нем будет сделана отметка о наличии обременения в виде залога.
Отдельно заметим, что если арендодатель направил письмо с решением о приватизации и проектом договора купли-продажи, отдельные условия которого не устраивают предпринимателя, то последнему следует в течение 30 дней со дня получения письма направить арендодателю протокол разногласий. Если арендодатель откажется их принимать, рекомендуем не быть столь настойчивыми, а согласиться на условия города. Дело в том, что при отказе от заключения договора в установленный срок право на преимущественный выкуп помещения будет считаться утраченным (постановление ФАС ВВО от 5 сентября 2012 г. № Ф01-3820/12 по делу N А39-4221/2011). Одновременно с подписанием договора покупатель вправе воспользоваться правом на обжалование отказа в условиях, указанных им в протоколе разногласий.
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, арендующие помещение у города, вправе воспользоваться преимущественным правом на выкуп данного помещения. Безусловно, не все желающие обладают этим правом. Но, если необходимые условия ими выполняются, то стоит задуматься. На данный момент возможность выкупа помещения по преимущественному праву продлена до июля 2018 года. Рекомендуем все же воспользоваться ей своевременно. Кто знает? Может быть, следующий раз продления не будет - ведь закон отнюдь не бессрочен.
Еще в 2008 году был принят закон, который должен был облегчить жизнь малому и среднему бизнесу.
Однако на практике, полученное ими право выкупать арендуемые у государства нежилые помещения не принесло положительных плодов. «Расчет» расскажет вам обо всех шероховатостях данных нововведений.
Начнем по порядку: бизнесмены, которые хоть раз пытались воспользоваться предоставленной возможностью, уже столкнулись с тем, что сделать это практически невозможно. Множественные противоречия законодательства и старания чиновников на местах привели к «параличу» полезной для бизнеса инициативы.
Государство впервые серьезно задумалось о поддержке развивающегося бизнеса еще за год до финансового кризиса 2008 года. Так, 24 июля 2007 года вступил в силу 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нем давалась одна из характеристик – средняя численность работников за предшествующий календарный год – в соответствии с которой коммерсанты могли претендовать на ряд льгот и привилегий. Пункт 1 статьи 4 устанавливал, что для малого бизнеса этот показатель не должен превышать ста, а для средних предприятий – 250 человек. Выделил закон и микропредприятия, в которых трудится около 15 работников.
Желание поддержать небольшие компании было омрачено особенностями работы чиновников на местах, которым дана полная свобода действий при передаче помещений в аренду.
Кроме того, в документе имелись ссылки на второй критерий для получения льгот, который должно было определить правительство, – максимальный размер выручки от реализации товаров (работ или услуг) за предшествующий год без учета НДС. 22 июля 2008 года постановлением правительства № 556 были установлены его следующие значения: для микропредприятий – 60 млн. руб., для малых предприятий – 400 млн. руб., а для среднего бизнеса – 1 млрд. руб. Таким образом, соответствуя этим двум критериям, малое и среднее предпринимательство могло претендовать на облегченные условия ведения бизнеса.
Поблажки, которые были обещаны коммерсантам, устанавливались в 7 статье 209-ФЗ. Самым главным подарком для бизнес-сообщества стал шанс получить в аренду недвижимость, принадлежащую государству или муниципалитету, на льготных условиях. Конкретизировать, какое имущество могло передаваться в пользование коммерсантам, исполнительная власть должна была сама. Для этого 8 статья 209-ФЗ наделяла правом федеральные и органы субъектов Федерации, муниципалитеты составлять специальные перечни имущества. Статья 4.2 того же закона четко устанавливала невозможность приватизации помещений, включенных в эти списки. Все, казалось бы, логично: есть площади для льготной аренды, которые не могут быть проданы кому-либо, чтобы малый или средний бизнес в любое время мог иметь крышу над головой.
Государство впервые серьезно задумалось о поддержке развивающегося бизнеса еще за год до финансового кризиса 2008 года.
Желание поддержать небольшие компании было омрачено особенностями работы чиновников на местах, которым дана полная свобода действий при передаче помещений в аренду. В некоторых регионах месячная плата на льготные площади взлетела до небес. «Повышенная ставка за недвижимость становится возможной при использовании схемы с посредниками, когда дружественные власти компании становятся прямыми арендаторами. При таком раскладе малый бизнес вынужден заключать договоры субаренды. Например, в Хакасии ежемесячные платежи доходят до совсем не провинциальных 3 тыс. рублей за кв. м.», – говорит руководитель регионального отделения по Республике Хакасия «Центра противодействию коррупции в органах государственной власти» Валерий Послед.
Осознав сложности, с которым столкнулся малый и средний бизнес, государство решило подумать о возможности приватизации нежилых помещений. Для этого депутаты разработали законопроект «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», который был внесен в Госдуму еще 1 июля 2005 года. В нем говорилось о приоритетном праве на приватизацию компаний, которые арендуют государственное помещение не менее трех лет, при этом площадь помещения не должна превышать 300 метров. Именно в таком виде 14 сентября 2007 года документ был принят в первом чтении.
Напомним, что к этому моменту уже вступил в силу 209-ФЗ, который вводил перечни недвижимого имущества, предназначенного только для сдачи в аренду. Для того чтобы помещение можно было приватизировать, оно должно отсутствовать в этих списках. С этим положением 22 июля 2008 года 159-ФЗ вступил в силу. Вывод напрашивается только один: не все нововведения, которые внедряет наше правительство, оказывают позитивное влияние на общество.
Многие предприниматели, арендующие муниципальное помещение для ведения малого и среднего бизнеса, были бы совсем не против узнать о том, как выкупить муниципальное помещение, с тем, чтобы приобрести его в собственность. И согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ с поправками от 2 июля 2013 года, у них есть для этого преимущественное право, которым они могут воспользоваться при соблюдении определенных условий.
В каких случаях можно выкупить муниципальное помещение
Действующее законодательство устанавливает, чтопредставители малого и среднего бизнеса, пользующиеся на правах аренды муниципальными помещениями или же помещениями, находящимися в государственной собственности, имеют преимущественные права на то, чтобы выкупить это помещение по его рыночной стоимости, которая будет определена независимым приглашенным оценщиком.
Статья 3 Федерального закона № 159-ФЗ определяет условия, при которых можно реализовать это право, а именно:
Под Перечнем здесь понимается «Перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства». Однако, поправки, принятые к этому закону в 2013 году, теперь дают возможность выкупить и то муниципальное помещение, которое было включено в данный Перечень, в случае, если:
Кто может выкупить муниципальное помещение
Сначала давайте посмотрим, кто же может выкупить муниципальное помещение. Согласно законодательству, вы имеете на это право в случае, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим соответствующую регистрацию в едином реестре, или не имеющим ее, но с ежегодным доходом от 100 до 400 млн. рублей и количеством работников не менее 100 человек и не более 250 человек. Также выкупить муниципальное помещение могут предприятия малого и среднего бизнеса. Те предприниматели ил юридические лица, которые не удовлетворяют условиям, перечисленным в Федеральном законе № 159-ФЗ также могут подать заявку на выкуп муниципального помещения, но делать это им уже придется на основе торгов.
Как выкупить муниципальное помещение в приоритетном порядке
Если вы обладаете необходимыми признаками для преимущественной покупки муниципального помещения, то вам нужно поступить следующим образом.
Согласно действующему на сегодняшний день законодательству, выкупить муниципальное помещение в приоритетном порядке можно до 1 июля 20015 года. Так что если у вас есть подобное желание, имеет смысл поторопиться.
Существует два способа получить имущество в пользование: заключить договор аренды или сделать его личной собственностью по договору купли-продажи. Однако есть и третий вариант это оформление в договоре аренды возможности на право выкупа. Сделать это можно путем изначального включения данного условия в тело документа, либо составить и подписать дополнительное соглашение в любое время действия договора аренды помещения.
Рассмотрим вариант, когда право на выкуп арендуемого имущества внесено в договор на первоначальном этапе. Согласно статьям Гражданского кодекса Российской Федерации в теле документа должны быть четко определены условиях, на которых помещение, за которое платится арендная плата, впоследствии становится собственностью нанимателя. Законодательство предусматривает несколько вариантов на выбор:
— Срок аренды вышел, и арендатор полностью погасил все платежи, включая оплату выкупной цены, тогда собственник передает имущество в его владение.
— Срок аренды не вышел, но арендатор внес все тело выкупной цены до окончания срока.
Важным фактором здесь становится указание размера выкупной стоимости, порядок и сроки ее оплаты.
Если, подписывая договор аренды имущества, возможность выкупа не была указана по определенным причинам, но в итоге обе стороны согласны с таким желанием, необходимо заключить дополнительное соглашение, которое будет регулировать данный вопрос. Ранее выплаченную арендную плату можно зачесть в выкупную стоимость помещения, при условии, что право на это будет внесено в договор по обоюдному согласию сторон.
Такие действия подтверждаются Гражданским кодексом РФ. В том случае, если вы собираетесь заключить подобное соглашение, необходимо учесть, что оно должно быть составлено в форме, удовлетворяющей всем требованиям, что применяются к оформлению договора купли-продажи с поправками на определенный вид имущества.
Из этого следует, что арендатор автоматически превращается в собственника, только в том случае, если выкуп был предусмотрен в теле договора и выполнены все условия влекущие выкуп. Таким образом возвращать имущество арендодателю не требуется. Купленное имущество необходимо поставить на свой баланс. Если в договоре не было никаких уточнений по поводу права выкупа, то процедура остается такой же, но необходимо будет заключить дополнительное соглашение.
В Гражданском кодексе не содержится никаких предписаний по вопросу регистрации смены владельца и права собственности. Следует заметить, что пункт 2 в статье 223 этого государственного документа гласит: право собственности у приобретателя возникает только тогда, когда произошла государственная регистрация отчуждения имущества, если другое не подтверждено соответствующим законом. Здесь наблюдается ситуация, когда есть закон «подтверждающий другое», но более точных указаний нет. То есть можно ориентироваться на условия перехода права собственности на имущество, прописанные в договоре.
Чтобы выкупить арендуемое имущество, право на собственно которого принадлежит муниципальным органам или государственному предприятию, необходимо руководствоваться положениями ФЗ от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В настоящее время, в данном законе нет положений о возможной приватизации арендуемого имущества, путем выкупа. Но для малых и средних предпринимателей до 2013 года в такой ситуации есть свои плюсы.
И так, полное право на выкуп муниципального имущества в собственность, если:
— на протяжении трех лет вы непрерывно используете арендуемое помещение
— площадь арендуемого имущества не больше пределов, что установило региональное законодательство
— точно в сроки вносите плату за аренду
— вы являетесь представителем малого предпринимательства, а средняя численность работников не превышает 100 человек, балансовая стоимость активов за прошедший не больше 400 миллионов рублей, сюда же входит выручка от реализации(без учета НДС)
— вы предприниматель среднего звена, количество сотрудников не более 250 человек, балансовая стоимость активов и выручки от реализации (НДС не включается) за прошедший год не превышает 1000 миллиона рублей.
Для начала следует подготовить заявление, которое подтвердит, что вы соответствуете предъявляемым требованиям и ваше намерение выкупить имущество, взятое в аренду. Данное заявление подается в государственное или муниципальное учреждение, которое является арендодателем. После того, как получен положительный ответ, потребуется еще два месяца ожидания, за которые будет проведена проверка и рассчитана реальная рыночная стоимость выкупаемого имущества, а так же условия соглашения.
Когда будет принято решение, вы получите проект договора купли-продажи. Данный договор должен пройти процедуру государственной регистрации. Рассрочка платежа может предоставляться на срок от одного года до пяти лет.