Китайские традиционные ремесла. Китайские народные промыслы и ремесла. Плетение и изготовление бумажных изделий

Благородными искусствами в Китае всегда считалась каллиграфия, рисование, поэзия и музыка, тогда как прикладное искусство рассматривалось просто как достойное уважения ремесло. Тем не менее, искусные изделия китайских ремесленников издавна вызывали на Западе восхищение. И так как уж сложилось, что когда думают о Китае, то всегда вспоминают шелк, нефрит и фарфор.

Начало разведению шелковичного червя было положено, как полагают, в ІІІ в. до н.э. О возникновении искусства возделывать шелк в Китае существует красивая легенда. Согласно ей жена Великого Желтого Императора Ши Хуан-Ди - Лэй Цзу сидела под тенистой кроной тутовника, наслаждаясь отваром из трав. Неожиданно в ароматный напиток упал кокон шелкопряда. Раздосадованная императрица извлекла кокон из чаши и обнаружила, что он начал разматываться, нить все тянулась и тянулась… В тот миг прекрасная Лэй Цзу догадалась, что из этой нити можно получить чудесное волокно для пряжи… С тех пор императрицу нарекли «Божеством Шелка». По праздникам в ее честь на алтари храмов возлагали подношения в виде коконов шелкопряда.

История же гласит, что первые коконы тутового шелкопряда и их удивительные свойства были обнаружены китайцами почти пять тысяч лет назад. При раскопках в разных районах Китая коконы тутового шелкопряда были обнаружены в культурных слоях, относящихся к III тысячелетию до н. э. На черепашьих панцирях и костях были обнаружены надписи и содержали иероглифы, обозначающие понятия «шелкопряд», «тутовник», «шелк» и «шелковая материя».

Долгое время шелк играл роль денег. Гражданским и военным чиновникам, как и послам иностранных держав, часто платили (или одаривали) рулонами шелка. Драгоценный материал, следуя «шелковым путем», попадал на Средний Восток и в Римскую империю.

Но, несмотря на развитие торговли, китайцы еще в течение нескольких веков строго хранили секрет производства шелка - любая попытка вывезти бабочек, гусениц или яйца за границу каралась смертной казнью. Китайцы удерживали монополию на изготовление шелковых тканей примерно до 200 г. до н.э., пока секрет его производства не стал известен в Корее и Японии. На западе (в частности, в Византийской империи) эти сведения стали известны лишь в VI в. н.э.

Попыток объяснить происхождение шелка было очень много. Знатные европейские вельможи, любуясь матовым блеском чудо-ткани, никак не могли взять в толк, из чего она сделана. Римский поэт Вергилий полагал, что шелк вычесывают из листьев, греческий историк Дионисий думал, что его получают из цветов.

Также европейцы верили, что блестящие мягкие нити «произрастают» на особых деревьях или что шелк как паутину производят гигантские жуки. Другие уверяли, что шелк - это пух особых птиц. А Аммианус Марцеплинус, римский историк IV века, даже заявил: «Шелковые ткани производятся из земли! В Китае земля мягкая, как шерсть, - утверждал он - После поливки и особой культивации ее можно использовать для формирования шелковых нитей!»

Фарфор

Фарфор был изобретен в Китае в VII в., т.е. за тысячу лет до того, как это было сделано в Европе. История же изготовления художественной керамики восходит к временам неолита. В долинах рек Хуанхэ (желтая река) и Янцзы (Чанцзян) были найдены керамические сосуды, возраст которых VII - VIII тыс. лет. Они сделаны из красной и черной глины, с рисунком в виде скребницы и веревки. Культуры Яншао и Луншань, относящиеся к периоду V-II-го тысячелетий до н.э., включают находки керамических сосудов - с разнообразными рисунками красной, черной или коричневой расцветки. Позднее появились типичные для периода Хань легкие серые изделия, покрытые глазурью зеленого цвета, получившие известность как посуда Юэ (по названию города Юэчжоу, где находились печи для их обжога).

Наиболее распространённым древней китайской фарфоровидной керамики является селадон. Смесь железа с глазурью при обжоге придает изделию характерный зеленоватый оттенок. Керамика саньцай, т.е. керамика с трехцветной глазурью периода династии Тан, получила мировую известность. Цвет глазури был преимущественно темно-зеленым, желтым и коричневым. Предметы, относящиеся к керамике саньцай были обнаружены в захоронениях танского периода в виде фигурок животных или людей.

Еще в юанский период для подглазурной окраски изделий в синий цвет - кобальт (эти изделия известны под названием «минская керамика») - использовались технические приемы, завезенные из Персии. Начиная с ХІV в. крупным центром фарфорового производства для нужд двора и для вывоза становится город Цзиндэчжень. В наши дни сравнительно недорогой фарфор можно приобрести в Китае везде. Однако, найти образец древнего фарфора трудно, поскольку продажа фарфоровых изделий, изготовленных в период до «опиумных» войн, запрещена правительством Китая.

Жадеит и нефрит относятся к минералам, которые благодаря их мягкому блеску и богатейшей гамме окраски очень высоко ценятся в Китае. С глубокой древности под общим названием «жад» они почитались как священные камни.

Издревле нефрит сравнивают с чистейшим первоначалом ян, с семенем небесного дракона, с совершенством. Нефрит — это ценность духовная, а золото материальная — считают китайцы. По этому поводу у них есть высказывание: «Золото имеет цену, а нефрит это — ценность без цены»

Этот загадочный минерал, является выражением небесной чистоты, отраженной в земной материи и ему приписывают самые высшие достоинства. Неспроста небесный владыка носит имя Юй Ди (Нефритовый Император).

Неспешно рождаясь в священных горах Куньлунь, камень впитывает в себя силу времен, передавая ее затем тому, кто соприкасается с ним. Через призму нефрита, вглядываясь в глубокую вечность, улавливаешь там свое отражение, как частицы незыблемого бытия. С помощью него разговариваешь с древностью.

Другой особенностью нефрита является проводимость и концентрация чистейших потоков небесной силы Ци, он устраняет отрицательные воздействия, выравнивая их, из-за чего рекомендуется постоянно носить нефрит при себе.

Нефрит завоевал особенно большую популярность среди китайцев в ХVIII в. В течение ХVIII в. нефрит в громадных объемах добывался из карьеров в горах Куньлунь. Для него характерны разные оттенки зеленого цвета (но без светящейся и искрящейся зелени жадеита). Встречается также белый, желтый и почти черный нефрит. Самые ранние находки изделий из нефрита относятся к культуре «хемаду» эпохи неолита (около пятого тысячелетия до н.э.). Эти изделия, по всей вероятности, имели ритуальное значение. Спустя столетия тела умерших высокопоставленных чиновников заворачивали в плащ, сделанные из двух тысяч тончайших пластинок нефрита, скрепленных золотой проволокой. Начиная с ХІ в. в религии даосизма распространяется поклонение «нефритовому» императору как высшему божеству. Круглый диск, символизирующий небесный свод, до сих пор носят в Китае как талисман, а браслеты из нефрита, как полагают, защищают от ревматизма.

В современном Китае в мастерских по обработке нефрита используется до 30 его разновидностей. Особенно славятся мастерские в Цинтяне (провинция Чжэцзян), Шоушане (провинция Фуцзянь) и Лояне (провинция Хунань).

Время — это безграничная гладь бытия, безупречное зеркало вечности. Мирская суета, создавая рябь на его поверхности, искажает наше отражение в нем. Нефрит же, возвращает нас к вечным первоистокам, к истинным корням.

Изделия из лака

Лаковые изделия не только привлекательны для глаза, но и приятны на ощупь, никакой другой материал так не хочется потрогать руками. Кора лакового дерева, произрастающего в Центральном и Южном Китае, выделяет через надрезы млечный сок, который загустевает во влажном воздухе, высыхает и приобретает коричневый цвет. Сухой слой такого лака непроницаем для влаги, кислоты, устойчив к удару и царапинам, а потом служит идеальной защитой для многих материалов - дерева, бамбука и даже папье-маше.

Нелегким был труд мастеров, изготовлявших изделия из лака. Ядовитые испарения этой жидкости вредно действовали на глаза. Работать приходилось в сырых помещениях. Этого требовали свойства лака, который в сухом воздухе покрывался трещинами. Нужно было соблюдать строжайшую чистоту: малейшая соринка могла испортить гладкую поверхность вещи.

Китайцы изготовляли лак трех видов: резной, расписной и инкрустированный.

Очень сложной была техника изготовления резного лака. Сначала на деревянную основу вещи мастер наносил первый слой лака. Несколько часов или дней приходилось ждать, пока высохнет первый слой. Затем изделие покрывали лаком во второй раз. И опять мастер ждал. Так, слой за слоем, изделие покрывали лаком.

На лаковую поверхность краской наносился рисунок. Затем мастер острым резцом вырезал по нему птиц, фантастических животных, а иногда и пейзажи, и жанровые сцены. Из красного резного лака делали мебель, блюда, вазы, коробки для драгоценностей.

Расписным лаком славился город Фучжоу. Мастера выезжали в открытое море, где воздух был влажен и свободен от пыли, и там работали в лодках.

Сначала мастер действовал так же, как при изготовлении резных лаковых вещей. Но рисунок не вырезали — его наносили цветными лаками. А когда роспись высыхала, все изделие покрывали бесцветным лаком и тщательно полировали.

Очень красивы вещи из инкрустированного лака. На лаковой поверхности вырезали узор и заполняли его лаком другого цвета, кусочками перламутра, слоновой кости, а иногда и нефрита. А в XVIII веке стали создавать декоративные вещи, используя и красный резной лак, и инкрустацию: шкатулки, украшенные и резьбой и нефритом; экраны, одну сторону которых украшал пейзаж, составленный из кусочков слоновой кости, другую — цветущая ветка из нефрита, а рама экрана была изготовлена из резного лака и т. д.

Слоновая кость

Китайская традиция резьбы по кости известна с каменного века, когда на равнине реки Хуанхэ, покрытой субтропическими лесами, водились слоны. К середине 1-го тыс. до н.э. слоны были истреблены, и с тех пор слоновьи бивни завозили из стран Южных морей. Древние китайские резчики работали также с моржовыми клыками, прозванными «рыбной костью», и с рогом носорога. Из слоновой кости вырезали веера, скипетры, заколки, палочки для еды, рукоятки ножей, чаши, декоративные решетки, украшения мебели и т.д. Из нее делали также статуэтки божеств, святых подвижников и других персонажей.

Наибольшего расцвета искусство резьбы по кости достигло в эпоху династии Мин (1368-1644), когда китайская скульптура приобрела ярко выраженный декоративный характер. Тогда же расширился ассортимент изделий: из кости начали вырезать всевозможные шкатулки, подносы, рамки для картин, курительные трубки, нюхательные бутылочки, клетки для птиц и сверчков и т.п. Готовые изделия полировали, покрывали лаком и раскрашивали или сохраняли матовую белизну природного материала. Особенно славились своим виртуозным мастерством резчики из Гуанчжоу, вырезавшие из одного куска кости до двадцати вложенных друг в друга вращающихся шаров. При этом мастера обходились самым простым, не изменившимся с древности набором инструментов: пилкой, резцом, абразивной пылью и протирочной тканью .

В настоящее время основными центрами резьбы по кости являются Пекин, Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь и Нанкин. Причем каждая школа имеет свои отличительные особенности. Например, в Пекине изготовляются статуэтки и другие изделия, сохраняющие естественный оттенок материала. В Гуанчжоу изготовляют т.н. мячики из слоновой кости, или как их еще называют «шары в шаре». Они выполняются так, что внутри костяного шарика, помещаются несколько других шариков. Только гуанчоуские мастера могли вырезать из целого куска кости до двадцати вложенных друг в друга шаров. Эта работа требовала от умельцев огромного терпения и безупречной точности руки.

Редактор: Nevadyaasha

сайт
Полное или частичное использование материала без указания копирайта и разрешения администрации сайта запрещено.


Древний Китай славился своими ремеслами. С времен неолита здесь достигли высокого мастерства в обработке камня, кости, дерева. Большое развитие получило гончарное дело. В стране было много высококачественной белой глины - каолина. Сначала керамические изделия лепились руками ленточным способом - глиняные ленты клались по спирали. Позже стали применять гончарный круг. Глиняные сосуды делались различной формы. Их высота достигала одного метра. Это свидетельствует о высоком искусстве мастеров. Результатом развития этого мастерства стало изобретение в Китае фарфора.
Уже в первых китайских государствах правители придавали большое значение развитию ремесел. Для этого создавались государственные мастерские, где применялся наемный и рабский труд. Мастерскими ведали особые чиновники. Талантливые мастера и изобретатели высоко ценились и поощрялись. Все это способствовало изобретательству, развитию техники. Именно Древний Китай дал миру ряд научных открытий и технических изобретений, оказавших большое влияние на развитие науки, техники и экономики.
Больших успехов добились китайские ремесленники в области металлургии. Высокохудожественные и качественные изделия из бронзы древних китайских мастеров и сегодня восхищают мир.
Изобретение в Китае технологии получения шелковых нитей дало толчок к резкому повышению уровня ткачества. Тонкая шелковая нить требовала изменения технологии ткацкого дела. Китайские мастера изобрели ткацкий станок, работающий на основе водяного колеса. Этот станок мог одновременно ткать 32 нитки. К X в. до н. э. китайский шелк стал поступать в страны Запада и в Египет. Китай был мировым шелковым монополистом, так как в тайне держал технологию производства шелковых нитей и ткачества. Лишь в Средние века удалось контрабандным путем вывезти гусениц тутового шелкопряда в Византию. Китайцы также были первыми в изготовлении ткани из асбеста, не горящей в огне. Эта ткань использовалась для изготовления фитилей для ламп.

Для ремесел необходимо было сырье, что требовало развития горнорудного дела. Добывали не только руды металлов, но и уголь. Уже во времена государства Хань в Китае были угольные шахты глубиной до 50 м, имеющие боковые штреки. Уголь использовался в мастерских, кузницах.
Другим энергоносителем был природный газ. Впервые китайцы стали применять природный газ в производстве соли. В целях безопасности газ смешивался с воздухом и использовался как топливо для выпаривания соляного рассола. Уже в 500 г. до н. э. китайцы стали вести буровые работы в поисках подземных соляных растворов. В IV в. н. э. велись буровые работы на поиск и добычу газа. Сначала копался котлован до твердой горной породы, затем велись буровые работы с помощью бура с чугунной головкой. Соляной промысел был государственной монополией.
Газ использовался не только в производстве соли, но и для отопления. Для этого из бамбука делались трубопроводы. Например, в провинции Сычуань в IV в. н. э. газ доставлялся таким образом на расстояние «дня пути от колодца».

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Согласно археологическим раскопкам, от миллиона до 400-500 тыс. лет назад на территории Китая уже были первобытные люди.

Много лет спустя, приблизительно в ХХI в. до н.э., появилась первая в китайской истории династия – Ся.

В 221 г. до н.э. император Циньшихуан объединил под своей властью разрозненные, воевавшие между собой царства и образовал первое в истории Китая централизованное многонациональное государство – империю Цинь.

В 1911 г. в Китае произошла революция, которой руководил Сунь Ятсен. В результате была свергнута Цинская династия. Так завершилась более чем двухтысячелетняя история правления императорских династий и было образовано Временное правительство Китайской Республики.

В 1921 г. в Шанхае состоялся 1 Всекитайский съезд коммунистических кружков, который провозгласил создание Коммунистической партии Китая (КПК). КПК возглавила борьбу китайского народа за освобождение, которая делилась на четыре этапа: Северный поход (1924-1927), Аграрная революционная война (1927-1937), Война Сопротивления японским захватчикам (1937-1945) и Освободительная война (1945-1949). В 1949 г. было свергнуто гоминьдановское правительство во главе с Чан Кайши и 1 октября 1949 г. на центральной площади Пекина Тяньаньмень было торжественно объявлено о создании Китайской Народной Республики.

Культура Китая

Необыкновенно насыщена и глубока культура Китая. Тысячи востоковедов из всех стан мира посвящают свои жизни изучению только одной из ее граней, огромное количество книг написано на тему исследования ускользающей и массивной, загадочной и такой реальной, пронизанной вековыми традициями культуры Китая.

Письменность
Китайская письменность - явление уникальное среди различных народностей мира. Будучи одной их древнейших на земле, она насчитывает свыше трех с половиной тысячелетий, а некоторые ученые считают, что иероглифы существуют уже около 6000 лет.

Живопись
Китайская живопись тесно связана с каллиграфией. Самыми простыми линиями китайские живописцы создают произведения высокого художественного совершенства. Символический язык, недосказанность рисунка пробуждает у зрителя множество чувств. За простотой и лаконичностью скрывается тонкое понимание ускользающей и изменчивой красоты. Литература. Бережное отношение китайцев к своему наследию дало нам возможность насладиться произведениями, хранящими в себе долгий путь мысли и потому побуждающими к долгим размышлениям. Как и в живописи, писатели и поэты древности лаконичными и выразительными строками раскрывают перед нами скрытую гармонию бытия.

Театральное искусство
Китайская драма примерно в современной форме существовала еще в эпоху династии Сун (960-1279 гг. н.э.). Каждый китайский актер, обучаясь, помнит народную поговорку: «Учитель дает тебе ключ; от тебя зависит, как его использовать». Красочные костюмы, символичные движения, характерный грим, музыка и выразительное пение артистов создают необыкновенную атмосферу на сцене и надолго запоминаются каждому путешественнику своим национальным колоритом и тревожащей душу остротой чувств играющих на сцене артистов.

Народные промыслы
Китайские народные промыслы зародились в глубокой древности. На протяжении длительной истории сложились их прекрасные традиции. Более двух тысячелетий назад по знаменитому «шелковому пути» вывозились китайские шелковые изделия. На весь мир славится и китайский фарфор.

Вышивание – одно из традиционных занятий женщин в Китае. Особенно знамениты ханчжоуская и сучжоуская двусторонние вышивки по шелку.

Ковры – китайские ковры изготовляются ручным способом и известны своим качеством, мягкими тонами и национальным орнаментом.

Плетение. Техника плетения в Китае имеет истоки еще более древние, чем керамика. На юге сырьем для плетения являются бамбук, лоза, кокосовая пальма, на севере – солома пшеницы, ивовые прутья, волокна луба и прочий растительный материал.

Камнерезные изделия – резьба по камню еще один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Китая. Излюбленный камень – нефрит, минерал, обладающий большой твердостью и требующий особых приемов обработки.

Резьба по дереву , резьба по слоновой кости ведет свое начало со времен каменного века.

Лепные изделия из глины и муки являются одним из наиболее распространенных видов народного творчества в городах и селах Китая.

Лаковые изделия – уже в период Сражающихся царств в Китае появились лаковые изделия. Этот вид декоративного искусства пользовался большим спросом при дворе императоров за сочетание изысканности узоров и форм и прочности изготовления. Лаковые изделия не боятся сырости, стойки к повышенной температуре, кислоте и щелочи, отличаются долговечностью полировки и красок.

Удивительны и разнообразны изделия китайских мастеров, в которых глубина вековых традиций переплетена с красотой современного мира.

Китай: ближайшие туры

Ремесла и промышленность

Древний Китай славился своими ремеслами. С времен неолита здесь достигли высокого мастерства в обработке камня, кости, дерева. Большое развитие получило гончарное дело. В стране было много высококачественной белой глины - каолина. Сначала керамические изделия лепились руками ленточным способом - глиняные ленты клались по спирали. Позже стали применять гончарный круг. Глиняные сосуды делались различной формы. Их высота достигала одного метра. Это свидетельствует о высоком искусстве мастеров. Результатом развития этого мастерства стало изобретение в Китае фарфора.

Уже в первых китайских государствах правители придавали большое значение развитию ремесел. Для этого создавались государственные мастерские, где применялся наемный и рабский труд. Мастерскими ведали особые чиновники. Талантливые мастера и изобретатели высоко ценились и поощрялись. Все это способствовало изобретательству, развитию техники. Именно Древний Китай дал миру ряд научных открытий и технических изобретений, оказавших большое влияние на развитие науки, техники и экономики.

Больших успехов добились китайские ремесленники в области металлургии. Высокохудожественные и качественные изделия из бронзы древних китайских мастеров и сегодня восхищают мир.

Изобретение в Китае технологии получения шелковых нитей дало толчок к резкому повышению уровня ткачества. Тонкая шелковая нить требовала изменения технологии ткацкого дела. Китайские мастера изобрели ткацкий станок, работающий на основе водяного колеса. Этот станок мог одновременно ткать 32 нитки. К X в. до н. э. китайский шелк стал поступать в страны Запада и в Египет. Китай был мировым шелковым монополистом, так как в тайне держал технологию производства шелковых нитей и ткачества. Лишь в Средние века удалось контрабандным путем вывезти гусениц тутового шелкопряда в Византию. Китайцы также были первыми в изготовлении ткани из асбеста, не горящей в огне. Эта ткань использовалась для изготовления фитилей для ламп.

Женщины, собирающие листья тутовника для питания шелковичных гусениц

Для ремесел необходимо было сырье, что требовало развития горнорудного дела. Добывали не только руды металлов, но и уголь. Уже во времена государства Хань в Китае были угольные шахты глубиной до 50 м, имеющие боковые штреки. Уголь использовался в мастерских, кузницах.

Другим энергоносителем был природный газ. Впервые китайцы стали применять природный газ в производстве соли. В целях безопасности газ смешивался с воздухом и использовался как топливо для выпаривания соляного рассола. Уже в 500 г. до н. э. китайцы стали вести буровые работы в поисках подземных соляных растворов. В IV в. н. э. велись буровые работы на поиск и добычу газа. Сначала копался котлован до твердой горной породы, затем велись буровые работы с помощью бура с чугунной головкой. Соляной промысел был государственной монополией.

Газ использовался не только в производстве соли, но и для отопления. Для этого из бамбука делались трубопроводы. Например, в провинции Сычуань в IV в. н. э. газ доставлялся таким образом на расстояние «дня пути от колодца».

Торговля

Рост объема избыточного продукта привел к появлению сначала меновой торговли, а затем и денежной. Развитие внутренней торговли обусловливалось не только разделением сельскохозяйственного и ремесленного производства, но и обособлением скотоводческих и земледельческих районов. В качестве денег в эпоху Шан сначала использовались привозимые из южных стран раковины моллюска кауры. Затем появились металлические деньги.

Следует отметить, что в Китае были впервые сделаны попытки по замене металлических денег на казначейские билеты. В эпоху династии Хань в результате постоянных войн с гуннами казна опустела и император У-Ди стал выпускать денежные знаки из шкуры редкого белого оленя в виде квадратов с рисунками. Каждый квадрат был равен 400 тысячам медных монет. Позднее эта идея была возрождена в Китае примерно в 800 г. н. э., когда стали печатать денежные знаки из бумаги. Для сравнения можно заметить, что в Европе первые бумажные деньги появились в 1601 г. в Швеции.

В каждом городе были рынки. Государство регламентировало торговлю. Государственными актами устанавливались качество и цены товаров. Рынки были строго разделены на кварталы по видам товаров. За организацию и контроль работы рынков отвечали особые чиновники. Рыночная торговля облагалась государственными сборами.

Будучи страной с высокоразвитым ремесленным производством и мировым монополистом в изготовлении ряда товаров (шелк, фарфор), Китай вел обширную торговлю с соседними странами.

Китайские караваны доставляли товары в Среднюю Азию. Оттуда - в Сирию и Римскую империю. На востоке китайцы торговали с Кореей, государствами Индокитайского полуострова. В Китай ввозились драгоценные металлы и камни, ковры, лошади, верблюды, медь, кораллы и др. Внешняя торговля была важным источником доходов как государственной казны, так и развитого слоя купечества.

Строительство

Развитие ремесел и торговли обусловливало рост городов. Города создавались как административные центры, крепости. Со временем они становились экономическими центрами страны. Накапливаемые в казне средства позволяли вести обширные государственные строительные работы.

Таких масштабов строительства дорог, как в Китае, не знало ни одно государство Древнего мира. Если в конце III в. до н. э. общая длина государственных дорог составляла примерно 6500 км, то к 200 г. н. э. их протяженность возросла до 32 тыс. км.

В стране велись большие работы по строительству ирригационных сооружений. Они были предназначены не только для орошения и защиты от наводнений, но и в качестве транспортных магистралей. Уже в V в. до н. э. реки Хуанхэ и Янцзы были соединены каналом длиной более 400 км. В III в. до н. э. был прорыт через горную цепь 200-км канал, соединивший север и юг страны. Он стал началом 2000-км непрерывного водного пути. В 70 г. н. э. началось строительство «Великого канала». Он опоясал весь Восточный Китай, а его длина превысила 1700 км при ширине до 30 м и глубине до 9 м.

Но, естественно, самым грандиозным не только в Китае, но и во всем Древнем мире было сооружение Великой Китайской стены , строительство которой началось в IV в. до н. э. с целью защиты северных границ страны от кочевников. Сначала это были земляные валы, затем кирпичные стены и башни. Протяженность Великой Китайской стены 3400 км, длина боковых ответвлений 2700 км. Ширина стены до 5 м, а высота до 12 м. В стене встроено 25 тыс. башен.

Китайское ремесло имеет многовековую историю, замечательные национальные традиции и глубоко народный характер, будучи тесно связано с жизнью и бытом простого народа. Основными отличительными чертами китайского ремесла является наличие множества отраслей, большое многообразие форм изделий и высокая техника исполнения. Зародившись в далеком прошлом, китайское ремесло, в том числе художественное, на протяжении многих тысячелетий развивалось и обогащалось трудами талантливых народных мастеров, создавших традиционные виды ремесла и своеобразный национальный стиль. С незапамятных времен изделия китайских ремесленников славятся на весь мир. Уже с III тысячелетия до н. э. древние китайцы умели создавать замечательные изделия из глины, а позднее из бронзы и слоновой кости.

История развития ремесла

Во II тысячелетии до н. э. иньским ремесленникам было известно производство шелка, лаковых изделий, однако большего совершенства достигли они в производстве черной и белой керамики, а также в технике отливки бронзы. О высоком развитии ремесла свидетельствует и факт производственной специализации отдельных областей еще в период формирования централизованного китайского государства (V-III вв. до н. э.).

Дальнейшее более быстрое развитие получило ремесло с утверждением в Китае феодальных производственных отношений. Тогда такие продукты т РУДа ремесленников, как шелк, парча, железо, белая керамика и лакированные изделия, Китай начал вывозить по Великому шелковому пути далеко на запад, ведя торговлю ими даже со странами Средиземноморья. В VII - IX в. было уже много крупных городов, ставших центрами феодального ремесленного производства.

Расцвет ремесленного производства падает на XIV-XVII в., когда оно стало играть преобладающую роль в производстве промышленных товаров. В это время возникли новые отрасли производства, большого совершенства достигло художественное ремесло. Тогда в Китае насчитывалось уже свыше 50 городов с населением более 100 тыс. человек, а такие города, как Чанъань (ныне Сиань), Лоян, Пекин, Нанкин, Кайфын, Ханчжоу, имели свыше миллиона жителей.

Со второй половины XIX в. начинается кризис китайского ремесла, вызванный ввозом дешевых промышленных товаров из капиталистических стран, появлением капиталистических предприятий и превращением Ки< тая в полуколониальную страну.

Во время господства реакционного гоминьдановского режима ремесла Китая все больше приходили в упадок, многие замечательные мастера вынуждены были менять профессию и заниматься случайной работой. Однако ремесло и домашняя промышленность продолжали существовать наряду с капиталистическим производством. Почти все предметы широкого потребления и домашнего обихода, а также примитивные орудия труда для сельского хозяйства, охоты, рыболовства и средства передвижения являлись продуктами ручного труда многочисленных ремеслен- ников-кустарей.

Если после первой мировой войны индустриальных рабочих насчитывалось около 2 млн человек, то в кустарно-ремесленных предприятиях рабочих было 8-12 млн человек. Даже в таких индустриальных городах* как Шанхай, Гуанчжоу, ремесло уживалось рядом с технически превосходящей его крупной промышленностью. Еще больший удельный вес имело ремесло в районах, удаленных от центров крупной промышленности. Во многих провинциях Китая более 50% китайских крестьян для повышения своих доходов занимались кустарными ремеслами. Наиболее распространенными подсобными занятиями являлись ткачество и плетение.

Даже в экспорте товары ремесленного производства составляли значительный процент. Большую роль играл вывоз циновок, соломенных шляп г волосяных сеток для причесок, кружевных изделий, вышивок, вееров и других кустарных изделий.

Цехи и гильдии. Организация ремесленного производства в прошлом

Основной формой объединения ремесленников были цехи. Возникновение гильдий и цеховых организаций ремесленников по традиции относят к середине или концу I тысячелетия до н. э. Однако письменные уставы цехов и гильдий сохранились только с танского времени (VII-X вв).

Для цехового ремесленного производства было характерно детальное разделение труда. Ему была присуща сложная иерархия: низший слой составляли подсобные рабочие и ученики; затем шли подмастерья, мастера низшей категории и, наконец, мастера высшей категории, хранители производственных секретов; в последнее время до победы революции значительная часть их фактически превратилась в хозяйчиков.

Условия работы ремесленника и организация сбыта его изделий имели в старом Китае несколько форм. Наиболее распространенной формой была мастерская-лавка, в которой изготовлялись изделия для продажи. Другой формой была работа на заказ, при которой требовалось приспособление ремесленника к индивидуальным потребностям заказчика. В данном случае ремесленники, например портные, ювелиры, граверы, работали или у себя в мастерской, или на дому у заказчика. Работая на дому, они чаще всего получали весь необходимый материал от заказчика, а труд оплачивался частично натурой, частично деньгами. Третьей формой являлась работа странствующих ремесленников, занимавшихся в основном починкой. Неся на коромысле свою крошечную мастерскую, они ходили по улицам сел и городов, привлекая внимание населения либо разнообразными выкриками, либо звуками музыкальных инструментов. В числе бродячих ремесленников были сапожники, починщики фаянсовой и фарфоровой посуды, точильщики, уличные парикмахеры, слесари и столяры.

Иной характер носило домашнее деревенское ремесло. В силу того, что сельское хозяйство давно уже не могло полностью обеспечить средств к существованию для преобладающего большинства крестьянства, значительное развитие получили домашние ремесла.

Огромная армия кустарей и ремесленников была всецело во власти торгово-ростовщического капитала, перекупщиков и спекулянтов. Широкие массы ремесленников находились в крайне тяжелом положении. Продолжительность рабочего дня в ремесленных мастерских, где царила губительная для здоровья антисанитарная обстановка и ремесленнику приходилось не только работать, но есть и даже спать, составляла от 12 до 14-16 час. в сутки. Большая часть ремесленников работала от восхода до заката солнца, не имея выходных дней. Отдыхали они только во время больших национальных праздников, в общей сложности около двух недель в году. Заработная плата ремесленников нередко была ниже среднего прожиточного минимума.

Кооперация ремесленников в КНР

После образования КНР сельские и городские ремесленники были объединены в различного рода кооперативы.

В кооперативном движении кустарей и ремесленников Китая существовали три организационные формы. Простейшей формой были снабженческо-сбытовые производственные группы, где средства производства оставались в частной собственности членов группы, но они уже получали поддержку от государства. Наряду с этим создавались сбыто-снабженческие артели, которые организовывались ремесленниками для совместной закупки сырья и сбыта продукции. Высшей формой кооперативного строительства были производственные кооперативы, носившие социалистический характер, где средства производства являлись коллективной собственностью его членов. Доходы распределялись в таких кооперативах в зависимости от количества и качества затраченного труда.

В 1955 г. насчитывалось около 20 млн человек, занимавшихся кустарно-ремесленным трудом (из них 10 млн составляли крестьяне) и объединенных в кооперативы различных типов; для них ремесло, как и промыслы, являлось главным занятием.

Существующие в настоящее время кооперативы подразделяются на три основных типа. К первому типу относятся кооперативы, вырабатывающие промышленную продукцию. Как правило, они технически лучше оснащены, чем остальные, и по возможности механизируются. Ко второму типу относятся кооперативы, производящие ремонтные работы. Из них одни представляют собой стационарные мастерские, осуществляющие сложный технический ремонт, другие - мелкие передвижные мастерские, обслуживающие население на дому. Работники этих мастерских обычно переходят с места на место по улицам городов и деревень, как например точильщики, реставраторы посуды, сапожники. К третьему типу относятся кооперативы, изготовляющие предметы прикладного искусства. Продукция их очень разнообразна и носит массовый характер. Работники таких кооперативов территориально разбросаны, и в них широко применяется труд на дому. Изделия, изготовляемые в этих кооперативах, представляют собой большую художественную ценность.

Определенное значение для развития кустарного производства имело создание Центрального совета кустарной промышленности. Центральный совет провел большую работу по розыску старых мастеров и восстановлению ряда производств. Старые мастера, прежде ревниво сберегавшие секреты производства, сейчас стали охотно передавать свой опыт и секреты ученикам. Центральный совет периодически организует выставки кустарной продукции. Советом созданы художественные лаборатории, в которых обобщаются и развиваются традиционные методы работы китайских мастеров.

Начиная с 1958 г. подавляющая часть производственных кооперативов, укрепляясь путем объединения с родственными производствами, стала государственными предприятиями местного подчинения. Это движение охватило в основном кооперативы, занимающиеся резьбой по камню, дереву, слоновой кости и лаку, а также предприятия, изготовляющие перегородчатую эмаль, ювелирные изделия и др. Так, например, Пекинское государственное предприятие нефритовых изделий было создано в ноябре 1958 г. путем объединения трех производственных кооперативов и одной государственно-частной фабрики.

В шелкоткацком и ковровом производствах можно было наблюдать другой путь объединения, когда мелкие частные мастерские, объединяясь, становились смешанными государственно-частными предприятиями. Так, например, Тяньцзинская государственно-частная ковровая фабрика образовалась путем объединения 53 мелких частных предприятий. Одновременно шел процесс превращения государственно-частных предприятий в государственные. Только незначительная часть ремесленных производств, как например мастерские, изготовлявшие бумажные и шелковые цветы, вырезки из бумаги, вышитые скатерти, чехлы для диванов, наволочки и пр., до сих пор являются производственными кооперативами.

Плетение и изготовление бумажных изделий

Хотя невозможно хронологически точно определить появление плетения, несомненно, оно относится к числу древнейших китайских ремесел. Плетение и в настоящее время очень широко распространено по всему Китаю. Умело используются самые разнообразные местные материалы: бамбук, солома, камыш, тростник, листья пальмы. Многие ремесленники занимаются и художественным плетением, особенно в провинции Сычуань (центр этого вида ремесла - г. Цзыгун).Это изумительно тонкой работы плетения - полотна из волокон бамбука, на которых пишутся традиционные китайские картины, веера, подстаканники, коробочки, сумочки, корзины для цветов, судки для пищи и т. д. Из одного и того же материала мастер делает самые различные вещи. Широко используют цветную соломку. Из травы хуанцао изготовляют более 200 видов изделий: веера, подстаканники, тарелки для фруктов, сумки, шляпы, тапочки* корзинки. В уезде Енань провинции Шаньдун из соломенной тесьмы делают более 100 разных видов продукции (шляпы, веера и другие предметы). .Плетеные изделия находят широкий сбыт как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Ко II в. до н. э. относится изобретение бумаги. Бумагу изготовляли из отходов коконов шелкопряда, а также из волокнистого материала растительного происхождения (соломы, стеблей бамбука, древесной коры и т. д.). Используя подобные материалы, применяя своеобразные методы переработки, китайские мастера-бумагоделы достигли большого совершенства, особенно в изготовлении художественно выделанной бумаги, конвертов, пригласительных карточек, книжных заставок и т. д.