К числу специалистов составляющих управленческий персонал относятся. Кто входит в административный персонал в компании? Административный персонал по электробезопасности

Любая организация имеет две системы управления: объект управления и субъект управления. К объекту управления относятся рабочий персонал, внутриорганизационные отношения, экономические механизмы, структуры, маркетинг, информация и многое другое. Субъектом управления является управленческий персонал, осуществляющий все действия в отношении объекта управления.

Определение

Управленческий персонал – это сотрудники аппарата управления, служащие, входящие в администрацию предприятия, организации, конторские работники, дирекция предприятий и учреждений. Основной задачей управленческого персонала является обеспечение скоординированной, целенаправленной деятельности и отдельных участков работы, и всего коллектива в целом.

Достижение цели осуществляется путем подготовки и реализации совокупности решений, принятых управленческим персоналом. Таким образом, управленческое решение представляет собой специфический продукт управленческого труда. Это говорит, об информационной природе управленческого труда.

  1. Функциональное разделение – выделение функций, закрепленных производством за определенными работниками или подразделениями аппарата управления.
  2. Иерархическое – распределение работ согласно уровням управления.
  3. Технологическое – дифференциация процессов управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации.
  4. Профессиональное – дифференциация управленческих работников на основе их профессиональной подготовки.
  5. Квалификационное – распределение работ в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями.
  6. Должностное – распределение управленческих сотрудников в соответствии с их компетенцией.

В рамках данного категориального деления управленческий персонал можно также разделить на руководителей, специалистов и технический исполнителей. Это наиболее распространенный подход. Таким образом, деятельность управленческого персонала – это специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации общественного труда.

Особенности деятельности управленческого персонала

Как известно, главную роль в управлении компанией играет руководитель (менеджер, администратор, начальник), стоящий во главе коллектива. Руководителя отличает наделение его необходимыми полномочиями для принятий решения по возникающим ситуациям, конкретным видам деятельности компании, а также несет за свое руководство полную ответственность. В первой категории управленческого персонала, т. е. менеджера, можно выделить несколько уровней по месту в систему управления компанией: высший, средний и низовой. Содержанием деятельности менеджеров различного уровня является процесс реализации функций управления : планирование, организация, координация, мотивация и контроль.

Вторая категория – это специалисты, выполняющие определенные функции управления. В их задачи входит анализ собранной информации, необходимой для руководителей соответствующего уровня, для совместного с ними принятия решения по поставленной задаче. К этой категории можно отнести: экономистов, бухгалтеров, финансистов, аналитиков, юристов и т. д. Главной особенностью деятельности специалистов является жесткая регламентация их работы. В своих действиях они опираются на приказы и распоряжения руководителей, технологических и юридических нормативов. Также им присущи четкие квалификационные требования и наличие специальных знаний по осуществлению логических операций.

Третья категория – это технические исполнители, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей, выполняющие информационно-технические операции с целью разгрузить руководителей и специалистов от трудоемкой работы. К этой категории можно отнести секретарей, машинисток, младших техников и др. Особенности их деятельности – выполнение стандартных процедур и операций, преимущественно поддаются нормированию. Также как и у сотрудников предыдущей категории управленческого персонала, доминируют логические и технические операции (см. табл.):

Роли управленческого персонала

Каждому сотруднику управленческого состава могут быть присущи определенные роли в организации. Перечислим их:

  1. Межличностные роли:
  • главный руководитель;
  • лидер;
  • связующее звено.
  • Информационные роли:
    • приемник информации;
    • распределитель информации;
    • представитель.
  • Решенческие роли:
    • предприниматель;
    • устраняющий нарушения;
    • распределитель ресурсов;
    • ведущий переговоры.

    Любой сотрудник из любой категории управленческого персонала работает со своими помощниками, со своей командой, тем самым, обеспечивая определенную функцию, выполняя определенную роль. Реализация общих функций и ролей управленческого персонала определяет успех управленческой деятельности и ведет к достижению заявленных результатов организации.

    Вывод

    Таким образом, управление осуществляется посредством разделения и кооперации управленческого труда, представляющего собой объективный процесс обособления отдельных видов в самостоятельные сферы управленческого труда.

    Процесс управления сегодня подвержен изменениям, связанным, прежде всего, с тем, что персонал рассматривается как основной ресурс организации. И при этом в процесс принятия управленческих решений вовлекаются не только менеджеры, но и весь персонал. В этих условиях менеджер работает в управленческой команде и в качестве лидера, и в качестве участника команды, что, в свою очередь, повышает требования к его деловым и личностным качествам.

    Тесты с ответами управление персоналом.

    1 Тест. Какое управленческое действие не относится к функциям менеджмента персонала?

    а) планирование;

    б) прогнозирование;

    в) мотивация;

    г) составление отчетов;

    д) организация.

    2. Управленческий персонал включает:

    а) вспомогательных рабочих;

    б) сезонных рабочих;

    в) младший обслуживающий персонал;

    г) руководителей, специалистов;

    д) основных рабочих.

    Тест 3. Японскому менеджменту персонала не относится:

    а) пожизненный наем на работу;

    б) принципы старшинства при оплате и назначении;

    в) коллективная ответственность;

    г) неформальный контроль;

    д) продвижение по карьерной иерархии зависит от профессионализма и успешно выполненных задач, а не от возраста рабочего или стажа.

    4. С какими дисциплинами не связана система наук о труде и персонале?

    а) «Экономика труда»;

    б) «Транспортные системы»;

    в) «Психология»;

    г) «Физиология труда»;

    д) «Социология труда».

    5 Тест. Должностная инструкция на предприятии разрабатывается с целью:

    а) определение определенных квалификационных требований, обязанностей, прав и ответственности персонала предприятия;

    б) найма рабочих на предприятие;

    в) отбора персонала для занимания определенной должности;

    г) согласно действующему законодательству;

    д) достижения стратегических целей предприятия.

    6. Изучение кадровой политики предприятий-конкурентов направленно:

    а) на разработку новых видов продукции;

    б) на определение стратегического курса развития предприятия;

    в) на создание дополнительных рабочих мест;

    г) на перепрофилирование деятельности предприятия;

    д) на разработку эффективной кадровой политики своего предприятия.

    7. Что включает инвестирование в человеческий капитал?

    а) вкладывание средств в производство;

    б) вкладывание средств в новые технологии;

    в) расходы на повышение квалификации персонала;

    г) вкладывание средств в строительство новых сооружений.

    д) вкладывание средств в совершенствование организационной структуры предприятия.

    8. Человеческий капитал - это:

    а) форма инвестирования в человека, т. е. затраты на общее и специальное образование, накопление суммы здоровья от рождения и через систему воспитания до работоспособного возраста, а также на экономически значимую мобильность.

    б) вкладывание средств в средства производства;

    в) нематериальные активы предприятия.

    г) материальные активы предприятия;

    д) это совокупность форм и методов работы администрации, обеспечивающих эффективный результат.

    9. Функции управления персоналом представляют собой:

    а) комплекс направлений и подходов работы в с кадрами, ориентированный на удовлетворение производственных и социальных потребностей предприятия;

    б) комплекс направлений и подходов по повышению эффективности функционирования предприятия;

    в) комплекс направлений и подходов по увеличению уставного фонда организации;

    г) комплекс направлений и подходов по совершенствованию стратегии предприятия;

    д) комплекс направлений и мероприятий по снижению себестоимости продукции.

    10. Потенциал специалиста – это:

    а) совокупность возможностей, знаний, опыта, устремлений и потребностей;

    б) здоровье человека;

    в) способность адаптироваться к новым условиям;

    г) способность повышать квалификацию без отрыва от производства;

    д) способность человека производить продукцию

    11. Горизонтальное перемещение рабочего предусматривает такую ситуацию:

    а) переведение с одной работы на другую с изменением заработной платы или уровня ответственности;

    б) переведение с одной работы на другую без изменения заработной ты или уровня ответственности;

    в) освобождение рабочего;

    г) понижение рабочего в должности;

    д) повышение рабочего в должности.

    12. Профессиограмма - это:

    а) перечень прав и обязанностей работников;

    б) описание общетрудовых и специальных умений каждого работника на предприятии;

    в) это описание особенностей определенной профес­сии, раскрывающее содержание профессионального труда, а также требова­ния, предъявляемые к человеку.

    г) перечень профессий, которыми может овладеть работник в пределах его компетенции;

    д) перечень всех профессий.

    13. Какой раздел не содержит должностная инструкция?

    а) «Общие положения»;

    б) «Основные задачи»;

    в) «Должностные обязанности»;

    г) «Управленческие полномочия»;

    д) «Выводы».

    14. Интеллектуальные конфликты основаны:

    а) на столкновении приблизительно равных по силе, но противоположно направленных нужд, мотивов, интересов и увлечений в одного и того человека;

    б) на столкновенье вооруженных групп людей;

    в) на борьбе идей в науке, единстве и столкновении таких противоположностей, как истинное и ошибочное;

    г) на противостоянии добра и зла, обязанностей и совести;

    д) на противостоянии справедливости и несправедливости.

    15. Конфликтная ситуация - это:

    а) столкновенье интересов разных людей с агрессивными действиями;

    б) предметы, люди, явления, события, отношения, которые необходимо привести к определенному равновесию для обеспечения комфортного состояния индивидов, которые находятся в поле этой ситуации;

    в) состояние переговоров в ходе конфликта;

    г) определение стадий конфликта;

    д) противоречивые позиции сторон по поводу решения каких-либо вопросов.

    16. На какой стадии конфликта появляется явное (визуальное) проявление острых разногласий, достигнутое в процессе конфликта:

    а) начало;

    б) развитие;

    в) кульминация;

    г) окончание;

    д) . послеконфликтный синдром как психологический опыт.

    17. Латентный период конфликта характеризуется такой особенностью:

    а) стороны еще не заявили о своих претензиях друг к другу;

    б) одна из сторон признает себя побежденной или достигается перемирие;

    в) публичное выявление антагонизма как для самих сторон конфликта, так и для посторонних наблюдателей;

    г) крайнее агрессивное недовольство, блокирование стремлений, продолжительное отрицательное эмоциональное переживание, которое дезорганизует сознание и деятельность;

    д) отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия.

    18. Стиль поведения в конфликтной ситуации, характеризующийся активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей – это:

    а) приспособление, уступчивость;

    б) уклонение;

    в) противоборство, конкуренция;

    г) сотрудничество;

    д) компромисс.

    19. Комплексная оценка работы - это:

    а) оценка профессиональных знаний и умений с помощью контрольных вопросов;

    б) определение совокупности оценочных показателей качества, сложности и эффективности работы и сравнение с предыдущими периодами с помощью весовых коэффициентов;

    в) оценка профессиональных знаний, привычек и уровня интеллекта с помощью контрольных вопросов;

    г) определение профессиональных знаний и привычек с помощью специальных тестов с их дальнейшей расшифровкой.

    д) оценка профессиональных знаний, привычек и уровня интеллекта с помощью социологических опросов.

    20. Коллегиальность в управлении - это ситуация, когда:

    а) персонал определенного подразделения - это коллеги по отношению друг к другу;

    б) только руководитель организации может управлять персоналом, но некоторые полномочия он может делегировать своим подчиненным;

    в) существует децентрализация управления организацией;

    г) работодатели работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, составляют управленческий штат.

    д) существует централизация управления организацией.

    21. Какая подсистема кадрового менеджмента направлена на разработку перспективной кадровой политики:

    а) функциональная;

    б) тактическая;

    в) управляющая;

    г) обеспечивающая;

    д) стратегическая.

    22. Целью какой школы было создание универсальных принципов управления:

    а) школа научного управления;

    г) школа науки о поведении;

    23. Кадровый потенциал предприятия – это:

    а) совокупность работающих специалистов, устраивающихся на работу, обучающихся и повышающих квалификацию с отрывом от производства;

    б) совокупность работающих специалистов;

    в) совокупность устраивающихся на работу;

    г) совокупность обучающихся и повышающих квалификацию с отрывом от производства;

    д) совокупность перемещающихся по служебной лестнице.

    24. Какое положение предусматривает теория приобретенных потребностей Д Мак-Кллеланда:

    б) распределение всех рабочих на желающий работать и тех, кто не желает работать;

    в) наличие у рабочего потребности в достижении, в соучастии, во власти;

    г) потребность человека быть справедливо вознагражденным;

    д) все потребности человека расположенные в определенной иерархии.

    25. Какая теория мотивации относится к процессуальным теориям?

    а) теория нужд А. Маслоу;

    б) теория ожидания В. Врума;

    в) теория приобретенных потребностей Д. МакКлеланда;

    г) теория существования, связи и роста К. Альдерфера;

    д) теория двух факторов Ф. Гецберга.

    26. Валентность согласно теории В. Врума - это:

    а) мера вознаграждения;

    б) мера ожидания;

    в) ожидание определенного вознаграждения в ответ на достижении результаты;

    г) мера ценности или приоритетности;

    д) ожидание желаемого результата от затраченных дополнительных усилий.

    27. Основным положением какой теории является то, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и соотносят с вознаграждением других людей?

    а) теории нужд А. Маслоу;

    б) теории ожидания В. Врума;

    в) расширенной модели ожидания Портера - Лоулера;

    г) теории приобретенных потребностей Д. Мак-Кллеланда;

    д) теории равенства С. Адамса.

    Тест - 28. Теория усиления Б. Ф. Скиннера основанная на таком положении:

    а) выделение гигиеничных и мотивирующих факторов;

    б) поведение людей обусловлено последствиями их деятельности в подобной ситуации в прошлом;

    в) все потребности человека расположенные в определенной иерархии;

    г) потребность человека основана на справедливом вознаграждении;

    д) наличие у рабочего потребности в достижении, в соучастии, во власти;

    а) Б. Ф. Скиннера;

    б) С. Адамса;

    в) В. Врума;

    г) модель Портера - Лоулера;

    д) Ф. Герцберга.

    30. Какое положение относится к теории мотивации Портера-Лоулера:

    а) результативный труд ведет к удовлетворению работников;

    б) человек ответственный;

    в) поведение людей обусловлено последствиями их деятельности в подобной ситуации в прошлом;

    г) человек стремится делегировать полномочия;

    д) человек удовлетворен лишь экономическим стимулированием.

    31. Какие потребности в теории А. Маслоу являются базовыми(находящиеся на нижнем уровне иерархии потребностей)?

    а) физиологические;

    б) защищенности и безопасности;

    в) принадлежности и причастности;

    г) признание и уважение;

    д) самовыражение.

    32. Какое положение не относится к теории мотивации Ф. Герцберга:

    а) отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом;

    б) наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены;

    в) в обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивационного воздействия;

    г) максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены;

    д) максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при отсутствии факторов гигиены;

    33. Какое количество групп потребностей выделяет теоретическая модель мотивации К. Альдерфера:

    в) четыре;

    34. Средний уровень зарплаты одного работника рассчитывается:

    а) как отношение качественной продукции к общему объему товарной продукции;

    б) как отношение прибыли к себестоимости произведенной продукции;

    в) как отношение себестоимости к стоимости товарной продукции;

    г) как отношение объема произведенной продукции к общей численности работников;

    д) как отношение общего фонда оплаты труда к общей численности персонала.

    35. Какой стиль руководства не включает модель, описывающая зависимость стиля руководства от ситуации, предложенная Т. Митчелом и Р. Хаусом?

    а) «стиль поддержки»;

    б) «инструментальный» стиль;

    в) стиль ориентированный «на достижение»;

    г) стиль руководства, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений;

    д) стиль «предлагать».

    36. Какой стиль лидерства не включает теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара?

    а) стиль «давать указания»;

    б) «продавать указания»;

    в) «информировать».

    г) «участвовать»;

    д) «делегировать»;

    37.Тест. Какое количество вариантов руководства выделяет модель стилей руководства Врума-Йеттона:

    б) четыре;

    38. Какой из пяти основных стилей руководства, согласно двухмерной модели поведения руководителя (управленческая решетка Блейка и Мутона), является самым эффективным?

    а) «страх перед бедностью»;

    б) «Команда»(групповое управление) ;

    в) «Дом отдыха – загородный клуб»;

    г) «Власть – подчинение – задача»;

    д) «Посредине пути»;

    39. Какой вид власти подразумевает веру исполнителя в то, что влияющий имеет возможность удовлетворять его потребности:

    в) экспертная власть;

    г) эталонная власть;

    д) законная власть.

    40. .Какой вид власти подразумевает веру исполнителя в то, что влияющий имеет возможность заставлять и полное право наказывать:

    а) власть, основанная на принуждении;

    б) власть, основанная на вознаграждении;

    в) экспертная власть;

    г) эталонная власть;

    д) законная власть.

    41. Какой вид власти подразумевает веру исполнителя в то, что руководитель обладает специальными знаниями и компетенцией, которые позволят удовлетворить его потребности:

    а) власть, основанная на принуждении;

    б) власть, основанная на вознаграждении;

    в) экспертная власть;

    г) эталонная власть;

    д) законная власть.

    42. Какой вид власти подразумевает веру исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг подчиняться им:

    а) власть, основанная на принуждении;

    б) власть, основанная на вознаграждении;

    в) экспертная власть;

    г) эталонная власть;

    д) законная власть.

    43 При каком виде власти характеристики и свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же как влияющий:

    а) власть, основанная на принуждении;

    б) власть, основанная на вознаграждении;

    в) экспертная власть;

    г) эталонная власть;

    д) законная власть.

    44 Определение квалификации специалиста, уровня знаний либо отзыв о его способностях, деловых и иных качествах:

    а) аттестация;

    г) должностная инструкция;

    д) апробация.

    45 Руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязывать свою волю исполнителям.

    а) автократичный руководитель;

    б) демократичный руководитель;

    в) либеральный руководитель;

    г) консультативный руководитель;

    д) инструментальный руководитель.

    46 Конфликты в зависимости от способа разрешения, делятся на:

    а) социальные, национальные, этнические, межнациональные, организационные, эмоциональные;

    б) антагонистические, компромиссные;

    в) вертикальные, горизонтальные;

    г) открытые, скрытые, потенциальные;

    д) внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые.

    47 Затраты на здравоохранение, воспитание, физическое формирование, интеллектуальное развитие, получение общего образования, приобретение специальности – это:

    а) инвестиции в строительство спортивных комплексов;

    б) инвестиции в человеческий капитал;

    в) инвестиции в новые технологии;

    г) инвестиции в производство;

    д) инвестиции в учебно-оздоровительные комплексы.

    48 Показатель, характеризуется изменением индексов цен на товары и услуги, которые входят в состав потребительских корзин минимального потребительского бюджета:

    а) индексы цен;

    б) индекс стоимости жизни;

    в) индексы продукции сельского хозяйства;

    г) индексы продукции животноводства;

    д) индексы продукции растениеводства.

    49 Неосязаемая личная собственность: продукт интеллектуальной деятельности, который проявляется в эффекте ис­пользования в различных сферах жизни общества:

    а) нематериальная собственность;

    б) интеллектуальная собственность;

    в) радиочастотный ресурс;

    г) материальная собственность;

    д) аэрокосмические разработки.

    50 Регулирует взаи­моотношения между работодателями, т. е. покупателями продуктов интеллек­туального труда и самими субъектами интеллектуальной деятельности по по­воду формирования цены интеллектуального труда:

    а) инфраструктура финансового рынка;

    б) аграрные биржи;

    в) инфраструктура рынка интеллектуального труда;

    г) фонды содей­ствия предпринимательству;

    д) собственники интеллектуального труда.

    51 Что не включает инфраструктура рынка интеллектуального труда:

    а) бир­жи труда;

    б) аграрные биржи;

    в) фонды и центры занятости;

    г) центры, институты переподготовки и повышения квалификации специалистов;

    д) электронные рынки труда (автоматизированные банки данных);

    52 Навыки, необходимые для того, чтобы правильно понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними:

    а) семантические;

    б) коммуникативные;

    в) невербальные;

    г) вербальные;

    д) профессиональные.

    53 Какой признак характерен для формальной группы (коллектива) в организации:

    а) объединение по интересам и целям;

    б) отсутствует четкая ролевая структура – разделение труда и управления;

    в) признак социальной общности (например, по национальным признакам, признакам социального происхождения);

    г) группы имеют различную социальную значимость в обществе, на предприятии– положительной или отрицательной направленности;

    д) структура коллективов и групп определяется соответствующими официальными документами, предусматривающими круг обязанностей и прав как всего коллектива, так и отдельных, входящих в ее состав работников.

    54 Расчетный пока­затель, учитывающий логическое мышление, способность добиваться по­ставленной цели, объективность самооценки, умение формулировать обо­снованные суждения:

    а) коэффициент интеллектуального развития (IQ);

    б) коэффициент тарифной сетки;

    в) производительность труда;

    г) годовая заработная плата;

    д) величина человеческого капитала.

    55 Какой компонент не включает трудовой потенциал человека:

    а) здоровье человека;

    б) образование;

    в) профессионализм;

    г) творческий потенциал (умение работать, мыслить по новому);

    д) депозитные счета в банках.

    56 Что такое адаптация персонала?

    а) совершенствование теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, усвоение ими передовой техники, технологии, средств производства;

    б) деятельность, которая проводится осознанно для улучшения способностей персонала, которые необходимы для выполнения работы или для развития потенциала работников;

    в) участие в найме и отборе персонала с учетом требований конкретных профессий и рабочих мест с целью наилучшей профориентации работников;

    г) взаимоотношения работника и организации, которые основываются на постепенном приспособлении сотрудников к новым профессиональным, социальных и организационно-экономических условий работы;

    д) участие персонала в аттестации.

    57 Разделение труда предусматривает:

    а) выполнение одним работником всех функций и действий по изготовлению конкретного изделия;

    б) разделение труда согласно систематизированным трудовым функциям;

    в) тщательный расчет расходов работы на производство продукции и услуг.

    г) выполнение одним работником всех функций и действий по изготовлению комплекса изделий;

    д) выполнение несколькими работниками одной функции по изготовлению комплексного изделия.

    58 Нормированное рабочее время включает:

    а) все расходы времени, которые объективно необходимые для выполнения конкретной задачи;

    б) общую продолжительность рабочей смены, на протяжении которой работник осуществляет трудовые функции;

    в) время подготовительно-заготовительных работ для выполнения задачи;

    г) время обслуживания рабочего места;

    д) а) все расходы времени, которые объективно необходимые для выполнения всех задач.

    59 Норма выработки основана:

    а) на установлении норм расходов времени;

    б) на определении количества продукции, которая должна быть изготовлена одним работником;

    в) на установлении норм расходов работы;

    г) на времени обслуживания рабочего места;

    д) на необходимом количестве рабочих мест, размере производственных площадей и других производственных объектов, закрепленных для обслуживания за одним работником или бригадой.

    60 Метод оценки персонала, предусматривающий беседу с работником в режиме «вопрос–ответ» по заранее составленной схеме или без таковой для получения дополнительных сведений о человеке – это метод:

    а) интервьюирования;

    б) анкетирования;

    в) социологического опроса;

    г) тестирования;

    д) наблюдения.

    61 Осознанное побуждение личности к определенному действию – это:

    б) потребности;

    в) притязания;

    г) ожидания;

    д) стимулы.

    62 Блага, материальные ценности, на получение которых направлена трудовая деятельность человека – это:

    б) потребности;

    в) притязания;

    г) ожидания;

    д) стимулы.

    63 Методы предполагающие передачу сотрудникам сведений, которые позволяют им самостоятельно организовывать свое поведение и свою деятельность – это:

    а) различные методы стимулирования;

    б) методы информирования;

    в) методы убеждения;

    г) методы административного принуждения;

    д) экономические методы.

    64 Среди качественных показателей эффективности системы управления выделите количественный показатель:

    а) уровень квалификации работников аппарата управления;

    б) обоснованность и своевременность принятия решений управленческим персоналом;

    в) уровень использования научных методов, организационной и вычислительной техники;

    г) уровень организационной культуры;

    д) величина затрат на содержание управленческого аппарата в общем фонде заработной платы персонала.

    65 Отношение прироста производительности труда к приросту средней заработной платы - это:

    а) уровень текучести кадров;

    б) рентабельность производства;

    в) фонд оплаты труда;

    г) уровень трудовой дисциплины;

    д) отношение темпов увеличения производительности труда к заработной плате.

    66 Отношением числа уволенных работников к общей численности персонала рассчитывается:

    а) уровень трудовой дисциплины;

    б) надежность работы персонала;

    в) текучесть кадров;

    г) социально-психологический климат в коллективе;

    д) коэффициент трудового вклада.

    67. Тест. Отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительной дисциплины к общей численности персонала – это показатель:

    а) надежности работы персонала;

    б) уровня трудовой дисциплины;

    в) текучести кадров;

    г) социально-психологического климата в коллективе;

    д) коэффициента трудового вклада.

    68 Какой вид безработицы характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способный достаточно оперативно совершать межотраслевые перемещения в зависимости от колебания спроса и предложения рабочей силы?

    а) структурная безработица;

    б) технологическая безработица;

    в) естественная безработица;

    г) экономическая безработица;

    д) вынужденная безработица.

    69 Создатели какой школы управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения?

    а) классическая школа или школа административного управления;

    б) школа человеческих отношений;

    в) школа науки о поведении;

    г) школа научного управления;

    д) школа науки управления или количественных методов.

    70 Ученые какой школы управления впервые определили менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»?

    а) школа научного управления;

    б) классическая школа или школа административного управления;

    в) школа человеческих отношений;

    г) школа науки о поведении;

    д) школа науки управления или количественных методов.

    71 Исследователи какой школы управления рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе?

    а) школа научного управления;

    б) классическая школа или школа административного управления;

    в) школа науки о поведении;

    г) школа человеческих отношений;

    д) школа науки управления или количественных методов.

    72 Исследователи какой школы управления изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни?

    а) школа научного управления;

    б) классическая школа или школа административного управления;

    в) школа человеческих отношений;

    г) школа науки о поведении;

    д) школа науки управления или количественных методов.

    73 Ключевой характеристикой какой школы управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями?

    а) школа научного управления;

    б) классическая школа или школа административного управления;

    в) школа человеческих отношений;

    г) школа науки о поведении;

    д) школа науки управления или количественных методов.

    74 Какой из 14 принципов управлении, выделенных Анри Файолем, позволит добиться более высоких результатов при том же объеме усилий:

    а) единовластие(единоначалие);

    б) разделение труда(специализация);

    в) единство направления и единый план работы;

    г) скалярная цепочка управления;

    д) стабильность рабочего места для персонала.

    75 Согласно какому принципу, выделенному Анри Файолем, человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему?

    а) единоначалие;

    б) скалярная цепочка управления;

    в) порядок;

    г) инициатива;

    76 Какая из школ в теории развития кадрового менеджмента сформулировала функции управления:

    а) школа научного управления;

    б) классическая школа или школа административного управления;

    в) школа человеческих отношений;

    г) школа науки о поведении;

    д) школа науки управления или количественных методов.

    Тест - 77 Какой из подходов помогает интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и прак­тике управления:

    а) ситуационный подход;

    б) процессный подход;

    в) системный подход?

    78 Модель "Z" содержит в себе основные идеи американского и японского менеджмента и большинством специалистов рас­ценивается как идеальная. В ней сочетаются система индиви­дуальных ценностей и групповые формы взаимодействия. Ка­кая из перечисленных идей характерна для американского менеджмента:

    а) долгосрочная работа на предприятии;

    б) принятие стратегических и управленческих решений, ос­нованных на принципе консенсуса;

    в) индивидуальная ответственность;

    г) медленное должностное продвижение, что позволяет точ­но оценить способности сотрудников;

    д) повышенное внимание к личности работника, его семейным и бытовым заботам.

    79 Какой из представленных факторов эффективности деятель­ности предприятия больше всего способствует стимулирова­нию деятельности работников:

    а) стратегическая цель;

    б) информация;

    в) методы управления;

    г) система мотивации;

    д) подбор кадров.

    а) установить осмысленные стандарты, воспринимаемые со­трудниками;

    б) установить двухстороннее общение;

    в) избегать чрезмерного контроля;

    г) установить жесткие, но достижимые стандарты;

    д) вознаграждать за достижение стандарта.

    81 Существует четыре основных типа поведения человека, формирование которых происходит на основе отношения лю­дей к нормам поведения и ценностям предприятия. Для како­го типа поведения характерна высокая надежность:

    а) преданный и дисциплинированный (полностью принима­ет ценности и нормы поведения, его действия не вступают в противоречие с интересами организации);

    б) "оригинал" (приемлет ценности предприятия, но не прием­лет существующие на нем нормы поведения, порождает много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством);

    в) "приспособленец" (не приемлет ценностей предприятия, старается вести себя, полностью следуя нормам и формам пове­дения, принятым на предприятии);

    г) "бунтарь" (не приемлет ни норм поведения, ни ценностей предприятия, все время входит в противоречие с окружением и создает конфликтные ситуации).

    82 Согласно теории "X", руководитель должен:

    а) принуждать подчиненных;

    б) угрожать подчиненным;

    в) понять их и стимулировать работу;

    г) уважать подчиненных;

    д) выполнять работу за них.

    83 С точки зрения теории "Y" менеджер должен верить в по­тенциал человека и относиться к подчиненным как к ответ­ственным людям, стремящимся к полной самореализации. По этой теории:

    а) работа не противна природе человека;

    б) работа доставляет людям удовлетворение;

    в) работники пытаются получить от компании все, что можно;

    г) человек не любит работать;

    д) человек готов работать только за высокое материальное вознаграждение.

    84. Для того чтобы эффективно использовать деньги как мотиватор и избегать их воздействия как демотиватор, следует:

    а) платить конкурентную заработную плату для привлече­ния и удержания специалистов;

    б) платить такую заработную плату, которая отражает стои­мость работы для предприятия на основе справедливости;

    в) связать плату с качеством выполнения или результатом, чтобы награда была соизмерима с усилиями работника;

    г) заверить работника, что его усилия будут поощрены соответствующей наградой;

    д) платить заработную плату не менее прожиточного минимума.

    85. Согласно какому принципу, выделенному Анри Файолем, для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать плату за свою службу?

    а) единоначалие;

    б) скалярная цепь;

    в) порядок;

    г) вознаграждение персонала;

    д) полномочия и ответственность.

    86. Какой тип власти влияет на людей через привитые культу­рой ценности:

    а) власть, основанная на принуждении;

    б) власть, основанная на вознаграждении;

    в) традиционная или законная власть;

    г) экспертная власть;

    д) власть харизмы (влияние силой примера).

    87. Основным социально-психологическим фактором, влияю­щим на эффективность деятельности группы, является:

    б) структура (порядок организации группы - распределе­ние ролей его участников);

    в) культура (разработанные группой основные допущения относительно способов восприятия мыслей и чувств во время выполнения задания);

    г) процесс (способ взаимодействия работников при выполне­нии определенной задачи, например, процедура принятия ре­шения в группе).

    88. Укрепляя авторитет, менеджер должен следить за тем, что­бы он не подавлял, не сковывал инициативу подчиненных. Какой из приведенных разновидностей псевдоавторитета (ложного авторитета) лишает людей уверенности, инициативы, порождает перестраховку и даже нечестность:

    89. Какой тип роли в неформальной группе отводится человеку, вырабатывающему новые подходы к старым проблемам, предлагающему новые идеи и стратегии?

    а) координатор;

    б) креативщик;

    в) критик;

    г) исполнитель;

    д) администратор.

    90. Какая информация не относится к передаваемой по каналам неформальных коммуникаций:

    а) предстоящие сокращения производственных рабочих;

    б) грядущие перемещения и повышения;

    в) подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту;

    г) слухи о предстоящих изменениях в структуре организации;

    д) приказы и распоряжения генерального директора.

    91. Выделите основной тип поведения, характерный для харизматического лидера (харизма - личное обаяние):

    а) сосредоточение внимания на вопросах особой важности, концентрация коммуникаций на главных вопросах с целью привлече­ния других к анализу, решению проблем и планированию действий;

    б) способность идти на риск, но только основанный на тща­тельных расчетах шансов на успех, и таким образом, чтобы со­здать возможности участвовать другим;

    в) искусное взаимодействие с пониманием и сопереживани­ем, уверенность в том, что такое эффективное двустороннее взаимодействие получается только с помощью активного слу­шания и обратной связи;

    г) выражение активной заботы о людях, в том числе и о са­мом себе, моделирование, самоуважение и усиление в других чувства собственного достоинства, вовлечение людей в приня­тие важных решений;

    д) демонстрация последовательности и надежности в своем поведении, открытое выражение своих взглядов и следование им в практических делах.

    92. Какой из представленных стилей руководства необходимо применять в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях:

    в) либеральный;

    г) анархический;

    д)нейтральный.;

    93. Стиль руководства, при котором придерживаются принци­пов невмешательства, члены коллектива поощряются к твор­ческому самовыражению, - это:

    б) демократический;

    в) анархический;

    г) кооперативный;

    д) попустительский.

    94. Управленческая сетка, или решетка Р. Блейка и Д. Моутона, включает пять основных подходов руководства и представля­ет собой таблицу 9x9 позиций. Вертикаль (девять значений матричного кода) означает заботу о человеке. Девять значе­ний по горизонтали означают заботу о производстве. Какой из стилей является оптимальным для разработки стратегии в конфликтных ситуациях:

    б) социально-психологический (повышенное внимание к че­ловеческим потребностям создает дружественную атмосферу и соответствующий темп производства - код 1.9);

    в) либеральный (минимальное внимание к результатам про­изводства и человеку - код 1.1);

    г) кооперативный (высокие результаты получают заинтересо­ванные сотрудники, преследующие совместную цель - код 9.9);

    д) компромиссный (удовлетворительные результаты, средняя удовлетворенность работой, склонность к компромиссам и тра­дициям тормозят развитие оптимистического взгляда - код 5.5).

    95. Когда в процессе производственной деятельности сталки­ваются интересы разных людей или специальных групп, то основной причиной конфликта является:

    а) распределение ресурсов;

    б) неудовлетворенные коммуникации;

    в) различия в целях;

    г) различия в представлениях и ценностях;

    д) различие в манере поведения и жизненном опыте.

    96. Какой из стилей разрешения конфликтов направлен на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет.

    а) стиль конкуренции;

    б) стиль уклонения;

    г) стиль приспособления;

    д) стиль компромисса.

    97. Коммуникационные сети показывают:

    а) степень разделения труда на предприятии;

    б) уровень централизации полномочий;

    в) схему структуры деятельности предприятия;

    г) всю совокупность связей между элементами предприятия;

    д) горизонтальные коммуникации.

    98. Цена рабочей силы - это:

    а) это целесообразная деятельность человека (людей), направлен­ная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных благ и услуг (или) духовных ценностей;

    б) заработная плата и бенефиты, реально выплачи­ваемые работодателем с учетом государственного регулирования в этой области;

    в) мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Включает врожденные способнос­ти и талант, а также образование и приобретенную квалификацию.

    г) спрос и пред­ложение на интеллектуальный труд;

    д) совокупность его возможнос­тей к творческому труду.

    99. Что не является задачей системы управления персоналом?

    а) социально-психологическая диагностика персонала;

    б) планирование потребности в кадрах;

    в) анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений руководителя и подчиненных;

    г) маркетинг кадров;

    д) всё вышеперечисленное входит в задачи системы управления персоналом.

    100. Что не является функциями управления персоналом?

    а) прогнозирование и планирова­ние потребности и обеспеченности кадрами, мотивации и комплектования персонала;

    б) оформление и учет персонала; создание оптимальных условий труда; подготовка и движение персонала;

    в) нормирование труда; анализ и развитие способов стимулирования труда;

    г) оценка, координирование и контроль результатов деятельности;

    д) всё вышеперечисленное является функциями управления персоналом.

    Управленческий персонал.

    Согласно установившейся классификации, кадры управления делятся на три основные группы: руководители, специалисты и вспомогательный персонал.

    Руководители отбираются главным образом из числа специалистов. Существует также система повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов и руководителей. Потенциальный руководитель должен обладать прирожденными способностями управлять людьми. Поэтому при выборе руководителей может быть использован специальный набор тестов, определяющий их профессиональную пригодность.

    Для оценки характеристик кандидат на руководящие должности следует учитывать следующие личные качества: личные достижения, личные связи, лояльность, предприимчивость, лидерство, аналитичность, способность решения проблем, компетентность, видение перспективы, восприимчивость. Хороший руководитель – человек инициативный, энергичный, прогрессивный и физически выносливый; обладающий достаточно высоким уровнем квалификации в сфере своей деятельности. Он должен находить и выделять основные задачи и приоритеты управляемого объекта, уметь конкретизировать свои замыслы, аргументировано их обосновывать и отстаивать.

    Руководители подразделяются по рангам: высшего звена, среднего звена и низшего звена. На предприятие руководители высшего звена – директор и его заместители, руководители среднего звена – начальники цехов и отделов, руководители низшего звена – мастера и бригадиры.

    Специалисты – это экономисты, инженеры, юристы, программисты, которые подразделяются на главных, старших и просто специалистов.

    Задача специалистов – сбор и анализ информации, относящейся к управляемому объекту, подготовка планов и графиков работы предприятия, проектов распоряжений руководителей, разработка нормативов, организация контроля, подготовка и анализ отчетов, разработка технической документации и т.п.

    К категории вспомогательных работников относятся секретари, делопроизводители, учетчики, операторы машиносчетных операций, чертежники, экспедиторы, учетчики. Эти работники отвечают за своевременную обработку информации – ее упорядочение, учет, хранение и т.д.

    Конкретный состав кадров управления определяет его штатное расписание , т.е. перечень должностей, утвержденных в установленном порядке и соответствующих структуре данного органа.

    Руководители предприятий и специалисты должны овладеть навыками работы в условиях рынка. Они должны способствовать повышению гибкости внутренних подразделений (цехов, отделов, филиалов) и контролировать их способность адаптации к изменениям конъюктуры рынка. Изменение конъюктуры рынка требует от руководителей перестройки стратегии и внутренней идеологии организации предприятия. Стиль управления и образ мышления руководителей предприятия должны не замыкаться на решении внутренних проблем (кадровых, финансовых и т.д.), а придавать большое значение проблемам рынка и запросам обновляющейся внешней среды. Важное значение имеет четкое и правильное распределение функций структурных подразделений и персонала предприятия. Руководители предприятия должны систематически контролировать:

    · Степень информированности персонала о его прямых обязанностях, текущих и перспективных задачах;

    · Наличие необходимых технических средств, методик, инструкций, информации для оперативной работы персонала;

    · Степень освоения персоналом рабочих документов;

    · Возможность персонала оперативно получать необходимую в работе информацию;

    · Быстроту обработки информации.

    Применение информационных технологий в управлении предприятием предъявляют возрастающие требования к управляющему персоналу.

    Раздел V. Планирование на предприятии

    Глава 12. Стратегическое, текущее и оперативное.

    12.1. Сущность и основные принципы планирования.

    Планирование – это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдалённую перспективу.

    Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчёт предполагаемых значений основных технико-экономических показателей - всё это составляет содержание процесса планирования.

    Практически все системы хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Без планирования невозможно связать все этапы производственного процесса.

    Основными принципами планирования в условиях рынка являются:

    Принцип непрерывности (разработка долгосрочных, среднесрочных и годовых планов);

    Принцип гибкости;

    Принцип точности.

    Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться постоянно и планы непрерывно приходят на смену друг другу. Соблюдение этого принципа связано с неопределенностью и мобильностью внешней среды.

    Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в способности менять свою направленность в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, т.е. чтобы была возможность в планы вносить изменения.

    Принцип точности означает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы с учетом внешних и внутренних условий деятельности предприятия.

    Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Планирование включает в себя 4 фазы: анализ, прогноз, постановку целей и выработку программы. Правильно проведенный анализ предыдущих и текущих событий, связанных с деятельностью предприятия предопределяет успех планирования. В информацию для анализа могут включаться данные по количеству запасов сырья и материалов, сведения об объемах производства, о видах производимой продукции, об объемах нереализованной продукции, о величине доходов, прибыли и т.д. На основе полного анализа делают вывод о состоянии предприятия.

    Прогноз осуществляется за счет внешней среды (макроокружение, отрасль, конкуренты) и значений целевых показателей (возможный объем продаж, виды продукции, необходимые материалы и сырье).

    На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достижения целей. При выборе целей и определении степени их достижения существенную роль играют субъективные факторы.

    Планирование производства на предприятии - это точное предвидение и программирование на текущий период, и перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам. В плане с учетом специализации и кооперации труда устанавливается по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объема работ и расходование ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде и рабочему месту. В плане предусмотрена последовательность выполнения связанных между собой работ. С помощью плана связывается выпуск продукции на предприятии с потребностями рынка. План всегда устремлен вперед, в будущее.



    Система планирования производственной и сбытовой деятельности предприятия включает три взаимосвязанных подсистемы: стратегического, текущего и оперативного планирования.

    Эффективность управления зависит от следующих факторов:

    • - состава кадров руководителей и специалистов, по квалификации и профессиональной подготовленности способных своевременно решать постоянно возникающие проблемы и проводить необходимые преобразования;
    • - качества информационного обеспечения принятия решений;
    • - технической оснащенности работников аппарата управления.

    Кадры, занятые в управлении, делятся на три основные группы: руководители, специалисты и технические исполнители (рис. 18.3).

    Работа руководителей разделена но уровням управления и функциональным областям. Вертикальное разделение труда образует уровни управления. К линейному составу руководителей относятся начальники цехов, участков, мастера. Функциональные области деятельности образуют горизонтальное разделение труда: например, заместители руководителя по производству, финансам, коммерческой деятельности, маркетингу, персоналу. К функциональному составу руководителей относятся начальники функциональных отделов: технических, экономических, юридических, лабораторий и бюро.

    Руководители осуществляют управленческие функции и, как правило, подразделяются по рангам: высшего, среднего и низового звеньев.

    Руководители низового звена - мастера и бригадиры, составляют большую часть руководителей в организа

    Рис. 18.3.

    ции. В их обязанности входит выдача производственных заданий и осуществление контроля их выполнения, предоставление информации о правильности и своевременности выполнения этих заданий. Они отвечают за использование выделенных ресурсов па выполнение заданий (сырья, оборудования). Работа руководителя низового звена наполнена разнообразными действиями, с переходами от решения одной краткой задачи к другой за короткий промежуток времени, характеризуется напряженностью.

    На низовом уровне управления (производственного участка и бригады) профессиональная деятельность руководителя направлена на внедрение передовых методов труда рабочих, создание условий для повседневного выполнения производственных заданий, выпуска продукции высокого качества, полного использования рабочего времени работника и оборудования, поощрения творческой активности в процессе труда. Работа руководителя низового звена контролируется и координируется руководителями среднего звена.

    Руководители среднего звена - начальники цехов и отделов, главные специалисты (главный механик, главный энергетик, главный бухгалтер) и их заместители. Они готовят информацию для принятия решений высшими управляющими и передают принятые решения в виде конкретных заданий низовым руководителям. Характер их работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, которое они возглавляют, чем организации в целом. Их работа подвержена сильному влиянию изменений экономического и технологического характера, которые необходимы для приспособления функционирования организации к постоянно изменяющимся условиям.

    Область профессиональной деятельности руководителя на среднем уровне управления производственной единицы предприятия: решение задач постоянного совершенствования организации производства, обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов, создание условий для активизации творческой активности персонала.

    Руководители высшего звена - директор предприятия, его заместители - отвечают за принятие важнейших для организации решений. Пределы, которые ограничивают их деятельность в организации, определяются функциональными группами процессов: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учет и анализ хозяйственной деятельности.

    В профессиональную деятельность руководителей высшего звена управления предприятием входят: работа по непрерывному совершенствованию организации производства, рассмотрение и утверждение проектов и планов реструктуризации производства и реорганизации управления им, привлечение научных учреждений для решения организационно-производственных задач, руководство работой по подготовке кадров, управление продвижением сотрудников по службе, политика в области качества продукции и др. Эти менеджеры руководят разработкой стратегии, перспективных планов, адаптацией организации к изменениям внешней среды, управлением отношениями между организацией и окружающей средой.

    Как правило, на предприятиях назначаются заместители директора по отдельным видам работы: по текущим вопросам управления производством, по коммерческим вопросам, экономике, инженерно-техническим вопросам, кадрам. Так, заместителю директора по производству, как правило, функционально подчинены основные производственные цехи, а также производственно-диспетчерский отдел. Подчиненность эта носит не всеобъемлющий, а избирательный, функциональный характер. Заместитель директора по производству решает вопросы, связанные исключительно с изготовлением и сдачей па склад готовой продукции. Другие стороны работы цехов (экономическая, инженерно-техническая, кадровая) находятся в ведении других заместителей директора.

    Организация производства на предприятии относится к сфере деятельности линейных руководителей: директора, начальников производства, цеха, участка, мастера и бригадира, которые несут ответственность за состояние организации производства в соответствующих производственных подразделениях.

    Руководитель должен находить и выделять наиболее важные приоритеты и задачи управляемого объекта, уметь конкретизировать свои замыслы, аргументировано их обосновывать и отстаивать, добиваться поставленных целей с наименьшими затратами. Потенциальный руководитель должен обладать прирожденными способностями к управлению людьми, быстро и глубоко вникать в психологию других людей, определять способности работников, изменения взаимоотношений в коллективе. Эти способности должны быть подкреплены знаниями, чтобы эффективно их использовать в управлении.

    В менеджменте первостепенный интерес представляет человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

    Задача специалистов - сбор и анализ информации, относящейся к управляемому объекту, подготовка планов и графиков работы подразделений предприятия, проектов распоряжений руководителей, разработка нормативов, организация контроля, подготовка и анализ отчетов, разработка технической документации и т.д. Специалисты заняты видами деятельности, связанными с подготовкой производства, инженерным сопровождением хода производства и реализацией продукции.

    Технические исполнители осуществляют учет и контроль хода производства и реализации продукции, оформление документации, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, контролеры, делопроизводители, учетчики, чертежники, экспедиторы и др.). Они отвечают за своевременную техническую обработку информации -ее упорядочение, учет, хранение, выдачу, пересылку и т.д.

    Конкретный состав кадров управления того или иного подразделения определяет его штатное расписание, т.е. перечень должностей, утвержденных в установленном порядке и соответствующих структуре данного подразделения организации.

    АУП расшифровывается как «административно-управленческий персонал». Отнесение конкретных работников к АУП важно с точки зрения бухгалтерского учета, формирования затрат и налогообложения.

    АУП: расшифровка

    Действующим законодательством не раскрывается понятие АУП, единое для всех организаций. Однако в отдельных отраслевых нормативных документах можно найти определения АУП. Так, административно-управленческий персонал - это:

    • категория руководителей и специалистов, осуществляющих общее руководство, руководство структурными подразделениями, бухгалтерский учет, кадровое и делопроизводственное обеспечение (Приказ Росархива от 14.01.2004 № 9);
    • работники, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ), а также выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности (Приказ Минкультуры от 30.12.2015 № 3453);
    • руководители, работники финансовых, экономических, маркетинговых и иных служб (Письмо ФНС РФ от 25.06.2009 № ШС-22-3/507@);

    Приведенные определения АУП позволяют выявить общие характеристики таких работников. Так, к АУП можно отнести работников, которые осуществляют общее руководство организацией и ее структурными подразделениями, а также выполняют административные функции. Конкретный перечень структурных подразделений и работников, относящихся к АУП, организация может установить самостоятельно.

    Как учесть расходы на АУП

    Учет затрат на АУП (заработная плата, отчисления на социальные нужды, материальные расходы и иные затраты) отражаются на счетах учета затрат, не связанных с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг. Как правило, для этого используется счет 26 «Общехозяйственные расходы» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), по дебету которого и собираются затраты, связанные с содержанием АУП.

    Отнесение тех или иных работников к АУП может влиять на величину себестоимости продукции (работ, услуг), если, например, общехозяйственные расходы напрямую относятся на счет учета продаж.

    В торговых организациях расходы на АУП могут отражаться на счете 44 «Расходы на продажу».

    Влияние АУП на налогообложение

    Особенно принципиальным вопрос об отнесении работников к АУП становится при совмещении разных налоговых режимов или ведении различных видов деятельности при ЕНВД, если величина налога при данном спецрежиме зависит от количества работников.

    Ведь отличительная особенность работников АУП в том, что они не связаны с конкретным видом деятельности организации. Следовательно, при ведении нескольких видов деятельности в рамках ЕНВД, когда физический показатель - это количество работников, сотрудников АУП необходимо распределять между видами деятельности пропорционально средней численности работников, непосредственно занятых в каждом из «вмененных» видов деятельности (