Движущих сил которые побуждают человека. Определение понятия мотивация. Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности. I. социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность



Сущность понятия мотивации и мотивационного процесса

Готовность и желание человека выполнять свою работу является одним из основных факторов успеха функционирования организации. Эффективное управление человеком непосредственно связано с его мотивацией. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий можно разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.

Мотивация - это совокупность внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентируют на достижение определённых целей.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определённым действиям путём пробуждения в нём определённых мотивов.

Мотив - это то, что вызывает определённые действия человека, находится внутри человека, имеет персональный характер и зависит от многих факторов.

Потребность - это осознанное отсутствие чего либо, вызывающее к побуждениям действий, т.е. вызывающее мотив.

Вознаграждение применяется для побуждения людей к эффективной деятельности. Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Оно бывает внутренним и внешним.

Мотивационный процесс состоит из шести стадий:

  • Возникновение потребности - проявляется виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает;
  • Поиск пути устранения потребности - человек ощущает возможность устранить потребность, т.е. удовлетворить, подавить её, не замечать;
  • Определение целей или направления действий - человек фиксирует что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того чтобы устранить потребность;
  • Осуществление действий - человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые должны дать возможность получить что-либо для устранения потребностей;
  • Получение вознаграждения за осуществлённые действия - на данной стадии выясняется, на сколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого мотивация к действию либо ослабляется, либо сохраняется, либо усиливается;
  • Устранение потребностей - в зависимости от того, стимулирует ли устранение потребностей ослабление или усиление мотивации к деятельности человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребностей.

Первоначальные теории мотивации

Психоаналитическая теория

Основатель этой теории, как и науки психоаналитики - Зигмунд Фрейд .
По Фрейду движущими силами человеческого поведения являются инстинкт жизни (эрос) и инстинкт агрессии и смерти (тонатос). Личность по Фрейду имеет три составляющие: ид (оно ), эго (Я ), супер эго (сверх Я ).
Основой психоанализа является бессознательность. Именно оно содержит в себе многие побудительные силы человека.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, психиатр и невролог. Наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство начала XX века. Воззрения Фрейда на природу поведения человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.
Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики, выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контр-переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.



Теория драйвов (теория влечений)

Основатель этой теории - Кларк Леонард Халл .
Действие, подкреплённое каким-либо событием, усиливающим реакцию на это действие, стойко закрепляется в психике человека, что настраивает его действовать по шаблону. В реальной практике это используется в процессе стимулирования работников на трудовую активность с помощью денег и различных вознаграждений.

Кларк Леонард Халл (1884-1952) - американский психолог, представитель необихевиоризма.
К. Халл разработал гипотетико-дедуктивный метод научного познания, а также является автором теории научения, считающейся одной из самых значительных теорий XX века.
С 1936 года К. Халл являлся президентом Американской психологической ассоциации. Он также являлся членом Американской ассоциации содействия развитию науки.

Гедоническая теория

Основатель гедонической теории - Карл Густов Юнг .
Человек стремится к тому, чтобы максимизировать удовольствие и минимизировать неудовольствие, дискомфорт, боль, т. е. удовольствие служит тем главным фактором, который определяет активность, направленность и организацию в поведении человека. Стимулом к поведению выступает эмоция. Если эта эмоция будет приятной, действие повторится, а если нет - не повторится.

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, - аналитической психологии. К. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга.

Теория условных рефлексов

Основатель теории условных рефлексов - российский ученый - Иван Петрович Павлов .
Главным концептуальным понятием выступает рефлекс, т.е. ответ организма на внешние раздражения. И условные и безусловные рефлексы служат базой мотивации. Сформированные на основе условных рефлексах стереотипы мышления и поведения являются психофизической основой установки, как центрального компонента мотивационной системы человека.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) - русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы.
Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.

Все более поздние теории мотивации можно разделить на две группы:

  • Содержательные - делают основной упор на определении перечня и структуры потребности.
  • Процессуальные - основываются на том, что заставляет человека действовать.
  • Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу;
  • Теория Клейтона Альдельфера;
  • Теория приобретённых потребностей Дэвида Макклелланда;
  • Теория двух факторов Фредерика Герцберга.

К процессуальным теориям мотивации относятся:

  • Теория ожиданий Врума;
  • Теория справедливости (равенства) Адамса;
  • Теория Портера и Лоулера


Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).

Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.

Понятия мотивация

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

  • почему и из-за чего человек действует;
  • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
  • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
  • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
  • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.

Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

  • вектор направленности действий;
  • собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
  • активность и напористость;
  • устойчивость избранных целей.

Потребность, мотив, цель

Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.

Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.

Виды мотивации

В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

Положительная и отрицательная

Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

Устойчивая и неустойчивая

Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

Дополнительная классификация

Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

Мотивы: движущая сила поведения людей

Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.

Мотив 1. Самоутверждение

Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.

Мотив 2. Идентификация

Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.

Мотив 3. Власть

Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

Мотив 4. Процессуально-содержательный

Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.

Мотив 5. Саморазвитие

Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».

Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.

Мотив 6. Достижения

Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

Мотив 7. Просоциальный

Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.

Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

  • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
  • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
  • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
  • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

Мотив 8. Аффилиация

Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:

  • значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
  • вера и надежда на выдающееся достижение;
  • субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
  • субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.

Способы мотивации

На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

  • Социальная – мотивация персонала;
  • Мотивация для обучения;

Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

Мотивация персонала

Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

  • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
  • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
  • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

  • экономические методы (материальная мотивация);
  • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
  • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

Мотивация учащихся

Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

  • создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
  • эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
  • сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
  • имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
  • позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
  • придание фактам элементов новизны;
  • актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
  • использование позитивной и негативной мотивации;
  • социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

Самомотивация

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

  • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
  • – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
  • биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
  • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
  • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

Мотивация - совокупность внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Мотивирование исполнителей - создание, поддержание и развитие мотивации работников. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций - например недостатки в планировании или в организации. Однако слабую мотивацию практически невозможно чем-либо компенсировать и восполнить.

Направленность личности -понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения. Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования. Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Вознаграждение – то, что человек считает для себя ценным. Оно бывает внутренним (его дает сама работа) и внешним (дается организацией). Любое поведение, любая форма трудовой деятельности всегда имеет в своей основе не какой-либо один, а несколько мотивов. Сама необходимость мотивирования является прямым следствием разделения труда в условиях совместной деятельности. В условиях строго индивидуальной деятельности, направленной на создание того или иного продукта, конечного результата этой деятельности, он сам и те блага, которые он принесет, являются достаточным мотиватором. Поэтому здесь нет необходимости в мотивировании как таковом. В совместной деятельности под влиянием разделения труда происходит отчуждение субъекта от конечного результата. Каждый член совместной деятельности превращается в частичного работника. Он работает не на конечный результат как средство удовлетворения своих потребностей, а совершенно по иным причинам.

Существует два исходных принципа создания систем мотивирования. üВо-первых, они должны быть ориентированы не только на часть всех потребностей работника, а на все присущие ему типы и виды потребностей; üВо-вторых, они должны адекватно выявлять и учитывать реальный вклад каждого исполнителя в итоговый результат и обеспечивать стимулирование, пропорциональное этому вкладу.

Концепции мотивации исполнительской деятельности персонала Выделяется три основных подхода к общей трактовке природы мотивации работника, к пониманию того, на какой основе должна реализовываться функция мотивирования. Эти теории получили условное обозначение «теория X» , «теория У» и «теория Z» (Д. Мак. Грегор, О. Шелдон, В. Оучи).

«Теория X» базируется на следующих положениях: üлюдям свойственно врожденное чувство неприязни к работе; она не выступает для них мотиватором и, если можно, они стараются ее избежать; üв силу этого людей необходимо принуждать к работе и контролировать их, в том числе - держать под угрозой наказания; ü «среднему человеку» присуще стремление избежать ответственности и желание, чтобы им руководили; üлюди мотивируются, в основном, экономическими потребностями и будут делать то, что дает им наибольшую экономическую выгоду; üлюди исходно пассивны, и их нужно стимулировать, заставлять работать.

«Теория У» , разработанная как своеобразный противовес «теории X» , основывается на совершенно иных тезисах: üлюдям изначально присуща потребность реализовывать умственные и физические усилия для выполнения какой-либо работы; это так же естественно, как отдыхать или играть; üконтроль и угроза - не единственные средства мобилизации усилий. Человеку своействен также и самоконтроль, и саморуководство; üцели деятельности, а не только вознаграждение мотивируют работу людей; üчеловеку свойственна потребность в ответственности и инициативе; üсамо содержание труда и интерес к нему также выступают мотиваторами деятельности; üлюди в основном мотивируются социальными потребностями и стремятся проявлять свою индивидуальность.

«Теория Z» в значительной мере является развитием «теории У» с учетом современного (особенно японского) опыта менеджмента. В ней формулируются следующие принципы максимально полного использования мотивационного потенциала работника: üгарантия занятости и создание обстановки доверительности; üсоздание атмосферы корпоративной общности, преданности фирме; üнеобходимость постоянного внимания руководства к исполнителям, максимально частые контакты между ними; üгласность внутрифирменной информации, общность целей и ценностей руководства и рядовых работников; üсоздание атмосферы общей ответственности; üпредоставление возможно большей свободы в выборе средств работы; создание «духа доверия» работнику; üособое внимание к социальным контактам исполнителей по «горизонтали» , т. е. к неформальным связям

Эти три теории задают очень различные ориентиры для осуществления функции мотивирования. Они апеллируют к разным категориям потребностей и мотивов человека. В связи с этим в теории управления принято считать, что выбор той или иной из них руководителем определяется общим стилем его деятельности. Авторитарный (директивный) стиль базируется на «теории Х» ; демократический - на «теории У» , «партисипативный» (соучаствующий) - на «теории Z» .

Мотивы можно разделить на 2 группы: экономические и неэкономические. Экономические мотивы могут быть прямыми (зарплата, премии, льготы) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, сокращенный рабочий день, гибкий график работ, увеличенный отпуск.) Неэкономические мотивы делятся на организационные (мотивация целями, привлечение к участию в делах организации, обогащение труда) и моральные (личное и публичное признание, похвала и критика).

Лекция Калина Виктория Владимировна Преподаватель Бизнес Факультета Новгородского Государственного университета им. Ярослава Мудрого Учебный Модуль – «Кадровый менеджмент» Бизнес Факультет Великий Новгород 2014

233

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности, направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Формирование мотивационной сферы у детей дошкольного возраста неразрывно связано с их игровой деятельностью, которая занимает центральное место в жизни ребенка этого возраста и представляет собой важнейшую форму его активности.

Ответ: 2

Иногда человека по жизни несет, иногда он ведет себя сам, чаще поведением человека управляют его мотивы. Мотив - внутреннее побуждение к действию на основе личного интереса. Мотив - объяснение ради чего человек делает то или иное, ответ на вопросы: "Что тебя побудило? Каков твой интерес?"

Мотивы многообразны, они подвижны, так как зависят от индивидуальных субъективных особенностей человека. Все мотивы объединены в две большие группы: мотивы-суждения и мотивы-побуждения. Мотивы-суждения объясняют себе и окружающим свое поведение. Мотивы-побуждения реально побуждают к активной трудовой деятельности, они являются внутренними, истинными мотивами.

Ответ: 2

Ответ: 4

У интровертного типа между восприятием объекта и

его собственным действием выдвигается его собственное субъективное мнение,

которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно

данному. Интровертное сознание видит внешние условия и тем не менее

выбирает в качестве решающей субъективную детерминанту. Этот тип

руководствуется, стало быть, тем фактором восприятия и познания, который

представляет собою субъективную предрасположенность, воспринимающую

чувственное раздражение.

Затрудненность общения-то коммуникативные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, за-труднения, помехи и собственно трудности.

^ Замкнутость-особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Импульсивность - необдуманное, мгновенное реагирование по первому внутреннему импульсу .

Раздражительность - склонность к неадекватным, чрезмерным реакциям на обычные раздражители внешней или внутренней среды.

Ответ: 2

Поня́тие - отображённое в мышлении единство существенных свойств , связей и отношений предметов или явлений ; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам .

Представле́ние - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике .

Ответ: 1,3,4.

Лидия Ильинична Божович (1908-1981) - отечественный психолог, ученица Л.С.Выготского. В основном занималась проблемами детской психологии: развитием личности ребенка, формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний.

Ответ: 2

Направленность личности - это система устойчиво характеризующих человека побуждений.

Подсознание (англ. subconsciousness ) - термин для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании и помимо сознательного управления. В науку термин введён в 1889 году Пьером Жане в философской диссертации.

Ответ: 1

Либи́до (лат. libido - похоть, влечение, желание, страсть, стремление) - одно из основных понятий психоанализа , разработанных Фрейдом . Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт.

Та́натос, ^ Та́нат , Фа́нат (. Ему посвящен LXXXVII орфический гимн. Действующее лицо трагедии Еврипида «Алкестида» (в переводе Анненского «Демон Смерти»).

Ответ: 3

Мышление наглядно-действенное - один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.

Ответ:3

Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула , способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений).

Ответ: 4

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека , рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-06-09

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Характеристика мотивации в системе управления.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и дают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование – это один из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Все существующие теории мотивации чаще всего подразделяют на две основные группы: содержательные и процессуальные.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2.1. Содержательные теории мотивации.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержательные теории мотивации ;font-family:"Roman PS";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют человека действовать определенным образом.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория иерархии потребностей А. Маслоу. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория Маслоу предполагает, что деятельность человека мотивирована многочисленными потребностями, существующими в определенном порядке. Маслоу выделив пять основных видов мотивирующих потребностей, представленных в порядке возрастания:

  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Физиологические потребности ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Это самые основные человеческие потребности, включающие пищу, воду и секс. В организации они отражены в потребности человека в тепле, воздухе и заработной плате, гарантирующей выживание.
  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Потребность в безопасности ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Это потребность в безопасной и здоровой физической и эмоциональной атмосфере без каких-либо угроз (общество, свободное от преступлений с действующими законами). В организации эта потребность отражена в потребности человека в безопасной работе, периодических поощрениях и гарантии работы.
  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Потребность принадлежности ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Эта потребность отражена в желании человека быть признанным коллегами, иметь друзей, быть членом группы, быть любимым. В организации данные потребности влияют на желание быть в хороших взаимоотношениях с коллегами и в положительном взаимоотношении с начальством.
  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Потребность в оценке ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Эта потребность относится к желанию создания собственного положительного образа, к получению внимания, признания и поощрения со стороны других. В организации потребность в оценке отражается в мотивации поощрения, увеличении ответственности, поднятия статуса и благодарности за внесенный вклад.
  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Потребность в самореализации. Это представляет собой потребность ;color:#000000;background:#ffffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в самовыражении, самореализации, наивысшую из потребностей. Эта потребность связана с полнейшим развитием потенциала человека, увеличением его конкурентоспособности, совершенствованием личности человека. В организации потребность в самореализации может быть удовлетворена предоставлением человеку возможности расти, проявлять инициативу, обучения для выполнения более сложных задач и для продвижения по служебной лестнице.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Согласно теории Маслоу, потребности нижнего уровня должны быть удовлетворены до появления потребностей высшего уровня. Потребности удовлетворяются в порядке очередности. Человек, нуждающийся в физической безопасности, будет прилагать все усилия для создания более безопасной атмосферы, игнорируя потребности в оценке или самореализации. Но как только одна потребность удовлетворена, появляется желание удовлетворить потребность более высокого уровня.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория приобретенных потребностей МакКлелланда. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000;background:#ffffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию.

  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Потребность достижения. Проявляется в стремлении достигать целей наиболее эффективно. Человек обычно выбирает умеренно сложные цели и задачи, ожидает немедленной обратной связи, готов браться за работу, когда ясная цель и результат быстро достижим. Потребность удовлетворяется процессом доведения работы до конца.
  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Потребность соучастия ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими, получить одобрение и поддержке. Человеку необходимо находится в постоянном взаимодействии как с коллегами, так и с клиентами. Руководитель для удовлетворения этой потребности не должен ограничивать межличностные отношения подчиненных.
  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Потребность во власти ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проявляется в стремлении контролировать ресурсы и процессы, находящиеся в окружении, оказывать влияние на поведение людей. Может проявляться в стремлении во власти ради самой власти, либо в стремлении к власти ради достижения групповых целей.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория двух факторов Фредерика Герцберга. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Герцберг разработал модель мотивации, основанную на потребностях. В этой модели он выделил две большие категории.

  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Гигиенические факторы ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(факторы “здоровья”) влияют на наличие или отсутствие неудовлетворенности – это внешние факторы, связанные с окружением, в котором осуществляется работа: заработная плата, условия труда, режим работы, стиль руководства, отношения с коллегами.
  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Мотивирующие факторы ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(мотиваторы) влияют на наличие или отсутствие удовлетворенности трудом. Это внутренние факторы, связанные с работой: достижение, признание, продвижение, работа как ценность сама по себе, возможность роста.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2.2. Процессуальные теории мотивации ;color:#000000" xml:lang="en-US" lang="en-US">.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Процессуальные теории мотивации основываются, в первую очередь, на том, как ведут себя люди в различных ситуациях. Процессуальные теории выходят за рамки отдельного работника и изучают влияние на мотивацию различных факторов внешней среды (внешние факторы). При этом учитываются такие факторы, как восприятие человеком ситуации, его способность к обучению и познанию окружающей действительности. Наиболее известны следующие теории, относящихся к этой группе:

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория справедливости С. Адамса ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">предполагает, что, оценивая вознаграждение за результаты труда, сотрудники стремятся к социальному равенству, т.е. если работник считает, что ему по сравнению с другими недоплачивают, он может потребовать повышения зарплаты, снизить эффективность работы или уволиться.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория ожидания Виктора Врума. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Согласно теории ожиданий, наличие потребности не является единственным необходимым условием для мотивации. Человек также должен надеяться (ожидать), что выбранный им тип поведения действительно приведёт к намеченной цели. Ожидания согласно этой модели можно расценивать как оценку вероятности события.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория мотивации Портера – Лоулера. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели, показанной, фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера – Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характера, а также от осознания им своей роли.