Общее руководство таможенным делом в рф осуществляет. Руководство таможенным делом. Таможенные органы РФ

Российской Федерации

    Общее руководство таможенным делом.

Организационная структура таможенных органов

    Функции управления в таможенных органах

    Процессный подход к управлению

в таможенных органах

    Особенности принятия управленческого решения

в таможенных органах

9.6. Процесс принятия управленческих решений

17. Особенности управления в таможенных органах Российской Федерации.

Проблемы управления в таможенных органах РФ приобре­ли в настоящее время особую актуальность. Это обусловливается рядом весьма существенных особенностей управления таможенными органами России.

Во-первых, управление в таможенной службе характеризуется высо­кой степенью централизации, которая является необходимой основой де­ятельности таможенных органов.

Во-вторых, таможенная управляемая система отличается большой ди­намичностью. Чтобы всегда отвечать постоянно изменяющимся услови­ям, в которых решается задача обеспечения экономической безопаснос­ти и защиты экономических интересов страны, таможенная организация должна быть гибкой, оперативно совершенствовать свою организацион­ную структуру. Естественно, что и система управления в таможенном организме призвана не только поспевать за этими изменениями, но и опе­режать их, предоставляя простор новому, сохраняя лучшее из старого.

В-третьих, управление в таможенных органах характеризуется высо­кой степенью социально-политической ответственности, которая возлага­ется на органы управления и руководителей, за принятые решения, за так называемый управленческий акт.

Ошибки в управлении таможенным делом могут привести к серьез­ным экономическим и политическим последствиям.

Таким образом, управление в таможенных органах осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни.

Как и всякий сложный социальный объект, таможенная система вклю­чает в себя множество различных элементов, подсистем, которые нахо­дятся между собой в определенных отношениях и взаимодействуют друг с другом. Задача управления - поддержание их в оптимальном соответствии друг другу и задачам таможенной службы как социально-экономи­ческой организации, выполняющей специфические задачи - функции.

18. Общее руководство таможенным делом. Организационная структура таможенных органов.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Прави­тельство РФ. Применительно к таможенному делу термин «общее ру­ководство» включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления таможенного дела, определение его основных направлений, конкретных составных частей, координацию и контроль их развития, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельнос­ти, имеющих значение для экономического суверенитета и экономичес­кой безопасности России.

Круг субъектов общего руководства таможенным делом, согласно ТК РФ, включает, прежде всего, Правительство РФ. Но если толковать этот термин расширительно, то в него с определенной долей условности можно включить и деятельность в сфере таможенного дела Федерального Собрания РФ.

Президент РФ в силу своего конституционного положения также вы­полняет значительный объем функций и полномочий в сфере таможенно­го дела.

Правительство РФ активно действует в сфере нормативного правого регулирования многих вопросов экономической сферы таможенного дела, в частности таможенно-тарифных правил и др.

Под организационной структурой таможенного органа следует пони­мать совокупность составляющих его структурных подразделений, поря­док их подчиненности, а также формы распределения между ними функ­ций и полномочий.

Центральным органом, осуществляющим непосредственное руковод­ство таможенным делом в РФ, является федеральный орган исполни­тельной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - ФТС России.

Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководству­ется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства эконо­мического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ и Цент­рального банка РФ, а также соответствующим Положением.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства ФТС России за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органа­ми исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, обще­ственными объединениями и иными организациями.

Непосредственное руководство со стороны ФТС России заключается, в частности, в том, что все составные части таможенного дела постоян­но находятся в центре внимания руководства ФТС России, коллегии ФТС России, Центрального аппарата управлений и отделов, а также непосред­ственно подчиненных ему нижестоящих таможенных органов, функцио­нально и организационно взаимосвязанных и действующих под его руко­водством.

Одним из направлений руководства, помимо систематических органи­зационных мероприятий, является нормативная правовая деятельность, которая весьма обширна и охватывает, по существу, все элементы и участ­ки таможенного дела. Часть своих задач и функций Центральный аппарат ФТС России решает самостоятельно, а часть - через региональные та­моженные управления, таможни, таможенные посты и другие подведом­ственные организации и учреждения.

Региональные таможенные управления (РТУ) являются промежуточ­ным звеном между этим органом и таможнями.

РТУ входят в единую систему таможенных органов и осуществляют оперативное руководство таможенным делом па территории подведомст­венных регионов.

Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможен­ного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью под­ведомственных таможенных постов.

Организационная структура существенно сказывается на реализации таможенным органом своих функций, что определяется, главным обра­зом, степенью жесткости или устойчивости структуры. Так, орган управ­ления с большой степенью жесткости организационной структуры спосо­бен функционировать лишь в строго заданных параметрах.

Таким образом, в процессе проектирования таможенного органа пу­тем сознательного предвидения функций, для осуществления которых он предназначается, формируется его организационная структура.

В ФТС России, РТУ и таможнях, являющихся организационными структурами таможенной системы, в соответствии с осуществляемыми ими функциями существуют три вида структурных подразделений:

а) оперативные (таможенного оформления и таможенного контроля, экономической работы и правоохранительной деятельности и др.);

б) функциональные (кадровые, финансово-плановые, правовые, информационного и документационного обеспечения, хозяйственные, материально-технического снабжения и обеспечения и др.);

в) штабные (организационно-инспекторские, организационно-анали­тические и др.)

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации.

Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране является Государственный таможенный комитет (ГТК) Российской Федерации. Помимо Государственного таможенного комитета в единую таможенную систему стороны входят:

региональные таможенные управления РФ;

таможни РФ;

таможенные посты РФ.

Положение о Государственном таможенном комитете РФ утверждается Президентом или по его поручению Правительством РФ. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляется ГТК. Создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов осуществляется региональными таможенными управлениями.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утвержденных ГТК.

Таможенные органы страны участвуют в разработке таможенной политики государства, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства, принимают меры по защите прав и интересов граждан при осуществлении таможенного дела, обеспечивают в пределах Конституции экономическую безопасность страны, применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений.

В части таможенного регулирования таможенные органы взимают пошлины, налоги и иные таможенные платежи, обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, ведут борьбу с контрабандой, нарушителями таможенных правил и налогового законодательства по отношению к товарам, перемещаемым через таможенную границу и прочее.

Организационная структура ГТК определяется правительством РФ и Председателем ГТК. Руководит деятельностью ГТК его Председатель. Он назначается на должности и освобождается от занимаемой должности Президентом РФ.

Председатель ГТК имеет заместителей, назначение на должность и освобождение от занимаемой должности которых относится к компетенции Правительства РФ. Председатель ГТК распределяет обязанности между своими заместителями. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседании коллегии ГТК. Работу коллегии возглавляет Председатель ГТК, а в ее состав входят заместители Председателя и некоторые другие руководящие работники таможенной службы. Принимаемые решения коллегии оформляются приказами Председателя ГТК, которые обязательны для всех таможенных органов и служащих таможни. Организационная структура ГТК включает ряд функциональных управлений и отделов (таможенно-тарифное управление, управление федеральных таможенных доходов, управление организации таможенного контроля, отдел валютного контроля и другие).

Территориальными органами таможенной системы являются региональные таможенные управления, таможни и подчиняющиеся им таможенные посты.

Региональные таможенные управления создаются, реорганизуются и ликвидируются на основании приказов Председателя ГТК. В РФ созданы следующие региональные управления: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Дальневосточное (Владивосток), Северо-Кавказское (Ростов-на-Дону), Восточно-Сибирское (Иркутск), Поволжское (Нижний Новгород), Западно-Сибирское (Новосибирск). Границы таможенных регионов могут не совпадать с границами субъектов РФ и административно-териториальных единиц.

Для реализации поставленных задач региональные управления наделяются правом требовать от организаций и граждан предоставления документов и предметов, необходимых для осуществления таможенного контроля; проводить контрольно-ревизионное инспектирование местных таможен и постов, таможенные обследования; рассматривать в порядке надзора дела о нарушениях таможенных правил; отменять или заменять Постановления по этим делам, выносимые таможнями региона. Управление имеет право издавать в пределах своей компетенции Приказы и Распоряжения, вносить в ГТК предложения по совершенствованию таможенного контроля.

Непосредственный таможенный контроль, предотвращение контрабанды, сбор необходимых статистических данных некоторые другие функции возложены на таможни и таможенные посты. Территориальные границы таможни могут как совпадать, так и не совпадать с границами административно-территориального и национального деления регионов. Например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на территорию Архангельской области, в то время как юрисдикция Воронежской таможни распространяется на территорию трех областей - Воронежской, Липецкой, Тамбовской. Некоторые таможни территориально покрывают лишь часть районов одной области (Выборгская, Санкт-Петербургская таможни).

Систему таможенных органов составляют:

  • - Государственный таможенный комитет РФ;
  • - региональные таможенные управления РФ;
  • - таможни РФ;
  • - таможенные посты РФ;
  • - таможенные лаборатории;
  • - научно-исследовательские учреждения;
  • - учебные заведения, вычислительные центры и другие объекты, подведомственные Государственному таможенному комитету РФ.

Во главе системы таможенных органов стоит Государственный таможенный комитет (ГТК РФ), который является федеральным органом исполнительной власти, исполняющим непосредственное руководство таможенным делом Российской Федерации.

Руководство таможенным делом. Общее руководство таможенным делом осуществляется Правительством РФ. Общее руководство заключается в выборе стратегии и тактики осуществления таможенногодела, определение его направлений и конкретных составных частей; координации и контроля развития; акцентирования внимания на тех или иных сторонах и таможенной деятельности имеющие значение для экономическог

о суверенитета и экономической безопасности РФ. Непосредстенную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральная служба уполномоченная в области таможенного дела. В соответствии с таможенным кодексом 1993 года центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющее непосредственное руководство таможеннвм делом является Гос Таможенный Комитет РФ (ГТК РФ) В соответствии с указом президента от 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» после вступления в силу ГТК РФ преобразован в ФТС РФ и его функции по принятию нормативно-правовых актов передается Мин. Эконом. Развития и торговли РФ. Указом президента от 06густановлено что ркуоводство фед. там. службы осуществляет Праительство РФ. Функции мин.эконом.развития и торговли по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела передаются ФТС РФ.

Таможенные органы. Это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела и подчиненные ей таможенные органы РФ. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. (ФТС России; РТУ; Таможни; Таможенные посты) Центральным таможенным органом является ФТС России. Часть своих задач и функций ФТС РФ решает непосредственно, а часть через РТУ, таможни и таможенные посты. РТУ являются промежуточным звеном между ФТС и таможнями. Таможни РФ непосредственно решают часть задач в сфере таможенного дела. Подчиняются таможни тому РТУ в зоне деятельности которого находятся. Отдельные таможни родчинены ФТС РФ (Домодедово, Внуково). В оперативном подчинении таможни находятся расположенные на территории ее региона таможенные посты, которые являются первичным звеном системы таможен органов. Таможенные посты осуществляют свою деятельность под руководством таможни в состав которой входят. Создание, реорганизация и ликвидация РТУ и там. постов осуществляет ФТС РФ. Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению определенных функций, совершен. таможенных операций, а также регион деятельности определяет ФТС.

Производственный потенциал . Его образуют средства производства которые являются составной частью нац. богатства и эконом. потенциала страны. Средства производства образуют основные и оборотные фонды. Основные фонды – это общая сумма капит. товаров находящихся в распоряжении предприятия или отрасли экономики, с помощью которых производятся други етовары или услуги. Народное хоз-во России располагает огромным производственным потенциалом. Размещение основных производственных фондов складывается в соответствии с законами и факторами территориальной организации хаз-ва. Около? всех в т.ч. основных фондов приходится на европейскую часть РФ и только? на восточн р-ны Среди европейских регионов ведущ место занимают: уральские, поволжские, центральные, а на востоке - западно-сибирские. Таким образом размещение производственного потенциалапротивоположно размещению важных природных ресурсов,которые сосредоточены главным образом на востоке страны. В настоящее время основные производственные фонды устарели и требуют обнавления. Степень износа 35-40%, а в отрасли производящей товары еще больше. Таким износом отличаются фонды центр. черноземья, поволжья, урала и западной сибири. Это связанно с тем что в предреформенный период вводимые основные фондыпреимущественно пополняли новые мощности а не заменяли устаревшие. Отраслевая структура всех промышленных основных фондов по экон. районам определяется двумя показателями: 1. территориальная специализация производства 2. степень фондоемкости отраслей. Фондоемкость – стоимость производственных основн. фондов/ед. производственной продукции. Самый высокий удельный вес промышленности в фондах имеет Урал >40%, а самый низкий сев. кав около 27%,Самый высокий удельный вес с/х в фондах имеет черноземье>25%, самый низкий европейский север 7%. Переход к рынку выдвинул новые региональные проблемы технической реконструкции хозяйства. В ходе этой реконструкции целесообразноизменение размещения производственного потенциала, которое заключается во-первых в перепрофилировании крупных предприятий в соответствии с отрасливыми факторами, во-вторых в разумном дроблении технологических циклов с передислокацией их частей, в-третьих в выведении из крупных городов вредных в экономическом отношении предприятий.

Научный и инновационный потенциал. Н. Потенциал составляет сеть научных организаций, функционирующих в целях произ-ва, распространения и внедрения в практику, научных знаний. К научному потенциалу организации относятся: научно-исследовательские, конструкторские и проектные институты,а также исследовательские подразделения ВУЗов. Россия располагает достаточно крупным научным потенциалом. В сфере науки трудится 3% всех занятых, а вместе с отраслью образования и культуры около 14%. Однако научная база ослаблена по сравнению с СССР, а расходы на науку по сравнению с США ниже. Научно-технические, культурные и организационные знания – это интеллектуальный потенциал, который выступает в рыночной экономике важными факторами конкурентной среды. По некоторым данным для большинства компаний соотношение его цены к физ. капиталу колеблется от 5:1 до 16:1. Инновац. потенциал – способность различных отраслей народного хоз-ва, производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка. Инновационный потенциал включает в себя: 1. научные, проектные и конструкторские разработки. 2. Мощности эксперементальных услуг связанные с подготовкой нового производства. 3. Средства технологического контроля. Как и производственный потенциал в большей степени научный потенциал сконцентрирован в европейских районах. Здесь размещены свыше 4/5 научных кадров, в том числе более половины в северо-западных и центральных районах. Наличие крупной научной базы в регионе это серьезная предпосылка размещения в нем новых и развития действующих предприятий соответствующих отраслей, а также высших и средне-спец. учреждений. Региональная структура научных учреждений разного профиля имеет свою специфику. Для институтов специализир. на исследованиях теоретического профиля, важным условием размещения является наличие крупных научно-инфю ВУЗам. А для институтов занимающихся прикладными разработками, ведущим условием является близость к ведущим предприятиям отрасли и органам управления ими. Поэтому научно-иссл. учреждения занятые фундаментальными разработками концентрируются в крупных экономических и культурных центрах (Москва, СПБ, Новосибирск)

Природный потенциал. Саставляет прородные ресурсы территории РФ. Природные ресурсы – компоненты природной среды природные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии продуктов производства, предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Земля и водные рес-сы не только самые большие из естественных, но они как и рабочая сила и производственые фонды имеют многоцелевое направление, использ. во всех отраслях и сфераххозяйства. К сфере природных ресурсов относятся: земли, воды, недра, ресурсы животного и растительного мира имеющие общегосударственное значение. Россия самая богатая землей страна. Земельный фонд составляет 1707 млн. га 51% относится к лесному фонду, 38% с/х земли, 7% земли гос. запаса, +1% промышленность, транспорт, воен. объекты, +1% природные заповедники, +1% населенные пункты. Практически используется 2/5. Региональное распределение земельных ресурсов отличается резкой неравномерностью. Разрыв в землеобеспечении между европейской и азиац. частями страны достигает 11-кратной величины а между экономическими районами центр – дальний восток, разрыв составл. 51 раз. Все европейские районы кроме северного бедны земельными ресурсами зато восток распологает коллосальным земелным фондом, обеспеченность землей до 7 раз больше чем в среднем. Поверхностно-водные ресурсы РФ оцениваются ы 41,6 тыс. куб км. В основном в бассейнах рек (Лена, Волга) на 1-го человека приходится ок 30тыс куб м в год. Кроме этого учитываются запасы подземных вод.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Система таможенных органов включает:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба);

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Положение о Федеральной таможенной службе утверждено Правительством Российской Федерации 21 августа 2004 г. № 429, которое возложило на Федеральную таможенную службу непосредственное руководство таможенным делом в стране. Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба обеспечивает ведение и опубликование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, подготовку, утверждение и опубликование решений по вопросам, связанным с толкованием Товарной номенклатуры. Федеральная таможенная служба имеет таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ, а также Положением о Федеральной таможенной службе. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.



Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

Осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

Обеспечивает соблюдение установленных в соответствии и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

Осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

Осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

Принимает решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и обеспечивает опубликование таких решений и др. функции.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица. В Российской Федерации, например, созданы следующие региональные таможенные управления: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Дальневосточное (Владивосток), Северо-Кавказское (Ростов-на-Дону), Восточно-Сибирское (Иркутск), Поволжское (Нижний Новгород), Западно-Сибирское (Новосибирск). Границ таможенных регионов могут не совпадать с границами субъектов РФ и административно-территориальных единиц. Непосредственный таможенный контроль, предотвращение контрабанды, сбор необходимых статических данных и некоторые другие функции возложены на таможни и таможенные посты. Территориальные границы таможни могут как совпадать, так и не совпадать с границами административно-территориального и национального деления регионов.

Например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на территорию Архангельской области, в то время как юрисдикция Воронежской таможни распространяется на территорию трех областей - Воронежской, Липецкой и Тамбовской. Некоторые таможни территориально покрывают лишь часть районов одной области (Кингисепская, Выборгская, Санкт-Петербургская таможни).

В зависимости от географического расположения могут быть выделены следующие таможни:

● пограничные (Белгородская, Дагестанская, Сочинская и др.);

● внутренние (Московская региональная, Шереметьевская региональная и др.).

Внутренние таможни осуществляют основной объем работы по проведению таможенного контроля - досмотр, проверка таможенных деклараций, товаросопроводительных и платежных документов.

Пограничные таможни, как правило, проверяют сохранность таможенных обеспечений, контролируют правильность заполнения деклараций, наличие необходимых документов, подтверждающих законность перемещения товаров через таможенную границу.

Таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни, территориально удаленный от администрации таможни и имеющий статус юридического лица. Таможенный пост находится на территории, подпадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост. Деятельность поста в основном распространяется на один-два района области (края), объекты транспортной инфраструктуры (небольшие речные порты, аэропорты, железнодорожные станции).

Как правило, таможенные посты создаются вдоль государственной границы почти в каждом пункте пересечения границы. Таможенный пост может быть создан и на крупном промышленном предприятии.

После распада СССР и перехода к рыночным отношениям важной тенденцией развития таможенной инфраструктуры стало перенесение пунктов таможенного контроля в глубь страны. Вплоть до начала 1990 г. большинство пунктов таможенного контроля располагались в приграничной зоне и тяготели к транспортным узлам (портам, приграничным железнодорожным станциям, аэропортам и т. д.). Либерализация внешнеэкономических связей привела к созданию внутренних таможен.

В зависимости от специфики таможенных операций различают сухопутные, морские, воздушные и речные таможни.

К воздушным таможням относятся Внуковская (аэропорт “Внуково”, г. Москва), Шереметьевская региональная (аэропорт “Шереметьево”, “Домодедово”, г. Москва), Пулковская (аэропорт “Пулково”, г. Санкт-Петербург) и др.

Морскими таможнями считаются, например, Балтийская (порт Санкт-Петербург), Корсаковская (порт Корсаков Сахалинской области) и др.