Принципиальное решение повысить пенсионный возраст для россиян принято, сообщили «Известиям» два источника, близких к правительству. Сейчас дискуссии ведутся о том, когда объявлять об этом решении, а также о конкретных параметрах повышения пенсионного возраста с учетом детального анализа социально-экономических последствий. Существует несколько позиций по этому вопросу, сообщили источники «Известий». В частности, пока превалирует идея не выравнивать пенсионный возраст для мужчин и женщин.
На совещаниях в правительстве уже не обсуждают, повышать ли пенсионный возраст или нет, сообщили «Известиям» несколько участников экспертных совещаний. Обсуждение перешло в технологическую плоскость, то есть определяется, насколько именно повысить возраст выхода на пенсию и каким категориям граждан. Эту информацию подтвердили два источника, близких к правительству.
Сам вопрос о повышении уже концептуально решен, - сказал один из них.
По словам собеседника «Известий», сейчас на повестке два других вопроса - когда объявлять о повышении пенсионного возраста и параметры реформы. Один из источников «Известий» напомнил, что в «Основных направлениях деятельности правительства на период до 2018 года» поставлена задача проработать и обсудить на различных общественных площадках проблему повышения пенсионного возраста, возможные параметры и риски.
Источник «Известий», близкий к правительству, говорит о том, что объявить о решении могут в 2018 году, когда будет сформировано новое правительство. Представитель экспертного сообщества, хорошо знакомый с обсуждением вопроса, добавляет, что, скорее всего, заявление будет синхронизировано с обнародованием основных направлений стратегии долгосрочного социально-экономического развития, которая готовится Центром стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина.
Полагаю, что этот процесс могут разбить на две части. Одну часть обнародовать уже в этом году, другую, которая связана с повышением пенсионного возраста, перенести на период после выборов 2018 года, - сказал он.
Бывший министр финансов Алексей Кудрин уже давно известен своей последовательной позицией относительно повышения пенсионного возраста. В январе этого года на Гайдаровском форуме он обозначил ее в качестве основы прогноза ЦСР.
Что касается параметров повышения, то пока окончательного решения по этому вопросу нет, отмечают собеседники «Известий». Но есть несколько основных вариантов, которые сейчас обсуждаются в правительстве.
Так, один из проектов предполагает повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет, для мужчин - до 65 лет. Причем процесс должен быть постепенным - с шагом на шесть месяцев в год.
Еще один вариант - выровнять пенсионный возраст для мужчин и женщин, повысив его до 63 лет, рассказали источники «Известий».
В то же время социальный блок, который публично выступает против повышения пенсионного возраста, уже подготовил расчеты, исходя из повышения пенсионного возраста для мужчин до 65 лет и женщин до 60 лет, рассказал «Известиям» один из участников правительственных совещаний.
В конце прошлого года эти расчеты во время выступления в Финансовом университете при правительстве представил глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов. По его данным, если с 2019 года власти будут постепенно повышать пенсионный возраст и одновременно увеличат возраст для выплат социальной пенсии, это позволит снизить расходы бюджета на пенсионные выплаты пенсионерам с 2030 года почти на 640 млрд рублей.
Соцблок и дальше будет выступать публично против повышения пенсионного возраста, однако они понимают, что принципиально решение уже принято, и решили подстраховаться расчетами, - пояснил источник «Известий», близкий к правительству.
В пресс-службе Минтруда «Известиям» заявили, что решение относительно повышения пенсионного возраста еще не принято. Это подтвердил пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец, которая курирует соцблок. В пресс-службе Минтруда подчеркнули, что позиция министерства остается по этому вопросу неизменной, и напомнили о заявлении главы ведомства Максима Топилина, который говорил ранее, что время для повышения пенсионного возраста еще не пришло.
Хотя бы потому, что у нас пока не настолько продолжительный период получения пенсии и население к такому решению не готово, - отметил Максим Топилин.
Участники правительственных совещаний сообщили, что для представителей соцблока в случае повышения пенсионного возраста есть принципиальный момент - чтобы оставалась привычная разница в пять лет между женщинами и мужчинами.
В этом нет никакого демографического смысла, - отмечает источник, близкий к финансовому блоку. - Во-первых, средняя продолжительность жизни женщин выше, чем у мужчин. Во-вторых, если раньше женщины на пенсии сидели с внуками, то сейчас эта традиция во многом ушла в прошлое.
Кроме того, добавляет один из собеседников «Известий», средняя зарплата у женщин ниже, поэтому, чтобы преодолеть разрыв в пенсиях между представителями разных полов, нужно увеличить время трудового стажа.
Действительно, по данным Росстата, ожидаемая продолжительность жизни мужчин, достигших 60 лет, - 16 лет, женщин, достигших 55 лет, - более 25,5 года. При этом доля представительниц слабого пола в общем количестве людей на заслуженном отдыхе составляет почти 67%. То есть большинство пенсионеров - женщины. При этом они получают пенсии в среднем примерно на 4,5% меньше, чем мужчины.
Лучшая зарубежная практика свидетельствует о правильности подхода выравнивания пенсионного возраста для мужчин и для женщин. На мой взгляд, 63 года для представителей обоих полов с повышением на шесть месяцев за год - оптимальный вариант. Дело в том, что 63 года - ожидаемая продолжительность здоровой жизни. Кроме того, если процесс растянется на 16 лет, то это нормальный горизонт планирования, достаточный, чтобы понять, что будет с рынком труда и продолжительностью жизни, - отметил директор Научно-исследовательского финансового института Владимир Назаров.
Возможно, за основу будет принят опыт госслужащих, предполагает один из собеседников «Известий». Напомним, что с 1 января 2017 года вступил в силу закон, в соответствии с которым изменяются правила выхода на пенсию для федеральных государственных гражданских служащих (изменения коснутся, по расчетам ПФР, около 70 тыс. чиновников, которые в ближайшее время должны будут выйти на пенсию). Требуемый возраст для назначения им страховой пенсии будет увеличен к 2026 году до 65 лет для мужчин и к 2032 году до 63 лет для женщин. При этом повышение пенсионного возраста будет происходить постепенно - на шесть месяцев в год.
В соответствии с действующим в РФ законодательством, право на назначение страховой пенсии по старости у женщин наступает на 5 лет раньше, чем у мужчин.
В случае, если трудовая деятельность проходила в условиях производств с наличием вредных и опасных факторов , то срок страхового стажа, который потребуется для выхода на пенсию досрочно , также у женщин будет несколько ниже, например:
Стаж на вредных производствах по списку №1 и №2 для мужчин | Возраст досрочного выхода на пенсию мужчин | Стаж на вредных производствах по списку №1 и №2 для женщин | Возраст досрочного выхода на пенсию женщин |
---|---|---|---|
5 лет | 55 лет | Не менее 3 лет 9 месяцев | 52 года |
6 лет | 54 года | 4 года | 51 год |
7 лет | 53 года | 5 лет | 50 лет |
8 лет | 52 года | 6 лет | 49 лет |
9 лет | 51 год | 7 лет | 48 лет |
10 лет | 50 лет | 7 лет 6 месяцев | 45 лет |
Женщины, имеющие 12 летний трудовой стаж в РКС, родившие двоих и более детей, а также работницы текстильной промышленности, при наличии 20 лет страхового стажа пользуются правом выхода на пенсию в 50 лет .
Действующим пенсионным законодательством для отдельных категорий граждан предусмотрен выход на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Право досрочного выхода на заслуженный отдых устанавливается положениями главы 6 ФЗ №400 от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».
Ранний выход на пенсию может быть обусловлен либо профессиональной деятельностью в особых условиях, либо социальными причинами.
Перечень профессий и производств с вредными или опасными условиями труда, содержащийся в списках №1 и №2 , утвержден Постановлением Правительства СССР №10 от 26 января 1991 года и в настоящее время применяется в соответствии с положениями статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 №400 в порядке, установленном Постановлением Кабинета Министров РФ №665 .
При досрочном назначении страховой пенсии необходимо соблюдение следующих условий :
Педагогические и медицинские работники , которые в процессе своей деятельности подвергаются высоким психофизическим нагрузкам, также пользуются правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
К особым условиям труда, дающим право на льготную пенсию, относится и работа в условиях Крайнего Севера и районах к нему приравненных.
В связи с проводимой в нашей стране пенсионной реформой, изменился порядок расчета страховой пенсии по старости. Согласно требованиям Федерального закона №400 от 28 декабря 2013 года расчет пенсии производится в баллах , которые при ее назначении переводятся в рубли. При полном сохранении всех пенсионных прав граждан происходит их конвертация в ИПК.
Пенсионные права граждан, полученные ими до 2015 года, конвертируются в ИПК следующим образом:
С начала 2015 года сумма пенсионных баллов рассчитывается, исходя из суммы взносов поступивших от работодателя на счет лица, застрахованного в системе ОПС.
Формула расчета страховой пенсии по старости выглядит так:
СП = ИПК × СПК × К + ФВ × К,
Клара Давидовна собирается выйти на пенсию в декабре 2016 года.
ФВ в 2016 году была установлена в размере 4 559 рублей, стоимость одного балла - 74,27 рубля.
Поскольку для применения повышающих коэффициентов, ни к фиксированной выплате, ни к страховой пенсии не имеется никаких оснований, применяем стандартную формулу расчета:
СП = 101 × 74,27 + 4559 = 12 134,54 рубля.
Таким образом, при выходе на заслуженный отдых Клара Моисеевна получит пенсию в размере 12 134,54 рубля.
Порядок назначения и выплаты страховых пенсий устанавливается положениями ст. 21 ФЗ №400 «О страховых пенсиях» . Права на страховое пенсионное обеспечение получают граждане по достижении ими пенсионного возраста, наличии определенного страхового стажа и достаточного количества пенсионных баллов.
Для назначения пенсии необходимо обратиться не менее, чем за месяц до предполагаемого выхода на пенсию, с заявлением в отделение Пенсионного фонда, МФЦ или в кадровую службу по месту работы. Заявление может быть отправлено также через «Почту России» или в электронном виде через «Личный кабинет» на сайте ПФР.
Рассмотрение заявления, при условии представления всех требуемых документов, согласно требованиям внутреннего регламента ПФР, составляет 10 рабочих дней . Выплата назначенной страховой пенсии производится за текущий месяц.
Перечень основных документов необходимых для оформления пенсии, которые обязательно потребуются при обращении в ПФР:
Иностранным гражданам, постоянно проживающим в РФ, необходимо иметь оригинал паспорта , вид на жительство и их нотариально заверенные копии с переводом этих документов на русский язык.
При обращении в ПФР за назначением пенсии нужно быть готовым к тому, что специалисты Фонда могут потребовать дополнительные документы .
Пенсионеру предоставляется право самостоятельного выбора способа доставки пенсии из следующих вариантов:
Допускается получение пенсионных выплат за пенсионера доверенным лицом при условии наличия нотариально заверенной доверенности. В случае, если срок действия ее превышает один год, то потребуется ежегодно подтверждать факт регистрации доверителя по месту получения пенсии.
При принятии пенсионером решения о смене организации-доставщика или способа доставки, необходимо в письменной форме уведомить об этом территориальный орган ПФР.
С 2015 года была прекращена выдача пенсионных удостоверений и теперь вместо них подразделениями Пенсионного фонда выдаются справки , которые содержат всю необходимую информацию, которая ранее содержалась в пенсионном удостоверении.
В справке имеются следующие данные о пенсионере :
На бланке справки стоит подпись начальника отделения ПФ, печать и указывается, что она выдана взамен удостоверения.
В процессе трудовой деятельности работающие граждане в целях обеспечения соблюдения своих пенсионных прав в полном объеме должны проявлять интерес к формированию своей будущей пенсии , отслеживая регулярность и полноту уплаты страховых взносов их работодателями, а также следить за изменениями в пенсионном законодательстве, подвергающемся непрерывному реформированию, чтобы, имея четкое представление о своих правах и возможностях, осознанно принимать оптимальные решения, касающиеся пенсионного обеспечения.
О сборе всех необходимых для оформления пенсии документов нужно позаботиться заранее , предварительно проконсультировавшись у специалистов Пенсионного фонда.
Большинство российского населения задаются вопросом: продолжать трудиться или уйти на заслуженный отдых? На первый взгляд, отложить уход на пенсию - выгодно для гражданина, но при более детальном рассмотрении, выгода становится не столь явной.
Однако в итоге по статистике треть общего числа пенсионеров (около 15,2 млн. человек) продолжают работать, даже после появления права на пенсию после достижения пенсионного возраста .
Возможно, такие показатели связаны с небольшим размером пенсии , которая не может удовлетворить все необходимые и желаемые потребности гражданина.
При расчете пенсии по старости, основными составляющим и являются:
Количество баллов у каждого гражданина рассчитывается индивидуально , а людям, которые трудились до принятия новой реформы, пенсионный коэффициент устанавливают исходя из среднемесячной зарплаты.
Размер фиксированной выплаты у некоторых граждан может быть выше, это зависит от имеющегося специального трудового стажа , возраста, числа иждивенцев на попечении, а также от места проживания.
Таким образом, в соответствии со статьей 15 закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и согласно вышеизложенного, определяется формула расчета пенсии по старости :
СП ст = ИПК × 74,27 + 4558,83,
Как указывалось выше, треть получателей пенсии продолжает совершать трудовую деятельность при ее назначении. При этом стоит рассмотреть насколько это выгодно.
Страховы платежи в Пенсионный Фонд за работающего пенсионера начисляются по общим правилам, так как он является застрахованным лицом, трудящимся по договору, а суммы страховых взносов отражаются на личном счете .
Никаких исключений в вопросах зачисления страховых взносов за зарплату работающих пенсионеров пенсионное законодательство не предусматривает.
Если работодатель не относится к списку плательщиков, для которых установлен пониженный тариф , что отражено в статьях и 58.1 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС» , то при расчете страховых платежей в 2014-2018 годах, применяются тарифы, установленные статьей 33.1 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Общий тариф страховых взносов за работника составляет 22%, из них 6% - солидарная часть (не учитывается при установлении пенсии), а 16% - индивидуальная. Из них:
Страховые платежи в Пенсионный Фонд, направленные за работающего пенсионера, дают ему право на перерасчет страховой пенсии .
Также, при отказе от страховой пенсии по старости на определенный срок, согласно Приложению 2 к закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» , за каждый год отсрочки обращения за назначением, предусмотрен коэффициент повышения фиксированной выплаты .
Период отсрочки, лет | Коэффициент увеличения фиксированной выплаты |
---|---|
до года | 1 |
1 | 1,056 |
2 | 1,12 |
3 | 1,19 |
4 | 1,27 |
5 | 1,36 |
6 | 1,46 |
7 | 1,58 |
8 | 1,73 |
9 | 1,90 |
10 | 2,11 |
На повышение фиксированной выплаты, также, как и страховой, могут претендовать граждане, имеющие право на выплату страховой пенсии по старости досрочно.