Возраст для получения пенсии по старости. Социальная пенсия — что это такое

Это ежемесячная выплата материальной помощи нетрудоспособным гражданам, у которых отсутствует страховой стаж. Целью данного пенсионного обеспечения является материальная помощь лицам, у которых нет иных источников доходов.

Важно отметить, что средства на социальное пенсионное обеспечение поступают из государственного бюджета , а не из страховых взносов, что собственно и отличает ее от страхового пенсионного обеспечения .

Основные положения социальной выплаты регламентируются Федеральным законом от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» .

Виды социального пенсионного обеспечения граждан

На основании Федерального закона от 15. 2.2001 N 166-ФЗ выделяют следующие виды пенсий:

Следует также отметить, что все указанные виды выплат назначаются на разный срок . Так пенсионное обеспечение по старости устанавливается до конца жизни. Пенсия у инвалидов устанавливается на срок, в течении которого лицо признано инвалидом, хотя возможны случаи бессрочного установления выплаты. Материальные перечисления по случаю потери кормильца устанавливается до достижения ребенком совершеннолетия (или до достижения 23 лет при очном обучении в образовательных учреждениях).

Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию

Социальная пенсия назначается социально незащищенным слоям населения и, в зависимости от ее вида, выделяют несколько категорий получателей денежных выплат:

  1. инвалиды 1,2 и 3 группы;
  2. дети, оставшиеся без попечительства родителей, дети-сироты, а также дети-инвалиды;
  3. жители районов Крайнего Севера;
  4. граждане РФ, достигшие определенного возраста, и, у которых отсутствует право на получение другого пенсионного обеспечения.

Для всех категорий получателей общим условием для назначения социальной пенсии является отсутствие права на пенсию по обязательному пенсионному страхованию (страховую).

Пенсия инвалидам 1, 2 и 3 группы

Социальное пособие детям, у которых погибли один или оба родителя, выплачивается в полном объеме вне зависимости от количества иждивенцев в семье.

При отсутствии права на страховую пенсию по старости

Главным условием для назначения данного вида пенсии является наступление «нетрудоспособности», т.е. достижение мужчинами возраста 65 лет, а женщинами - 60 лет. Право на выплату по старости имеют:

  1. граждане Российской Федерации , достигшие указанного возраста;
  2. иностранные граждане , которые проживают на территории России не менее 15 лет и достигшие установленного законом возраста.

Кроме этого социальное пенсионное обеспечение по возрасту не выплачивают во время осуществления трудовой деятельности, в период которой граждане застрахованы в системе ОПС соответствии с законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» .

Пенсионное обеспечение народов Крайнего Севера

Особое место выделяется жителям районов Крайнего Севера, которые не имеют трудового стажа. Для назначения пенсионного обеспечения таким гражданам необходимо выполнение всего двух условий:

  1. Постоянное проживание в местностях Крайнего Севера.
  2. Достижение мужчинами возраста 55 лет, а женщинами - 50.

К малочисленным народам Севера относятся только те граждане, которые постоянно проживают на территории Крайнего Севера, в областях расселения своих предков и ведут традиционные для тех мест образ жизни и промысел.

Постановлением правительства Российской Федерации №1049 были утверждены перечни малочисленных народов Севера (к их числу относятся эскимосы, чукчи, ламуты, кереки).

Размеры социальных пенсий и индексация в 2017 году

Размеры социальных пенсионных выплат разнятся и зависят от вида назначаемой пенсии и категории их получателей. Размеры пенсий, установленные до 1 апреля 2017 года, приведены в таблице ниже.

Категория получателей Размер, руб.
По инвалидности
Дети-инвалиды и инвалиды с детства 1 группы 11903,51
Инвалиды 1 группы и инвалиды с детства 2 группы 9919,73
Инвалиды 2 группы 4959,85
Инвалиды 3 группы 4215,90
По случаю потери кормильца
Круглые сироты до достижения 18 лет и при обучении на очном отделении не дольше 23 лет 9919,73
Дети до 18 лет (до 23 при очном обучении) потерявшие одного из родителей 4959,85
По старости
Мужчины и женщины, достигшие возраста 65 лет и 60 лет соответственно и граждане из числа малочисленных «северных» народов 4959,85

Размеры пенсионных выплат каждый год должны индексироваться на уровень фактический инфляции предыдущего года. Если конечный размер выплат оказывается ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания, то получателям может быть назначена социальная доплата.

Пенсия для жителей Севера повышаются на районный коэффициент на весь срок проживания в данном месте. При выезде пенсионера за пределы «северных» территорий коэффициент аннулируется.

Порядок назначения и выплат

Для назначения социальной пенсии гражданам необходимо предоставить:

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. заявление;
  3. документы необходимые для подтверждения различных обстоятельств, которые у различных категорий получателей могут отличаться.

Необходимый перечень бумаг можно подать в любое время, после наступления права на данный вид пенсионного обеспечения. Обратиться за назначением выплат можно в многофункциональный центр (МФЦ) или в территориальный орган (по месту жительства) Пенсионного фонда России (ПФР ). Причем документы предоставляются как лично, так и через законного представителя. Заявление о назначении можно подать через личный кабинет на официальном сайте ПФР.

Выплата назначается с 1 числа месяца, в котором гражданин за ней обратился, но не ранее дня наступления права на нее. Выплаты производятся ежемесячно.

Получатель пенсионного обеспечения вправе сам выбрать организацию и способ доставки пенсионного обеспечения . Таких организаций несколько - это могут быть Почта России, банковские отделения или организация, занимающаяся доставкой пенсии.

Что касается способов получения выплат , то их также несколько:

  1. на дому;
  2. лично в отделении организации;
  3. на карту банка.

Также на получение пенсионных средств можно оформить доверенность. Составить ее можно самостоятельно, но она требует заверения у нотариуса или непосредственно в той организации, где пенсионер получает выплаты. Для этого в данные отделения необходимо самому получателю и доверенному лицу обратиться с документами, удостоверяющими личность (паспортом).

Навигация по статье

Трудовой стаж для начисления пенсии

Как известно с принятием нового закона «О страховых пенсиях» понятие, как такового, трудового стажа уходит из пенсионного законодательства - теперь основным условием для назначения пенсионной выплаты является наличие именно . Такое понятие включает в себя периоды работы, за которые были начислены и в ПФР, а также иные периоды.

С введением пенсионной реформы было решено увеличить минимальный стаж для выхода на пенсию - с привычных 5 лет от будет ежегодно повышаться до 15 лет в 2024 году . Таким образом, в 2017 году стаж для назначения пенсии составляет 8 лет.

Однако при оценке пенсионных прав граждан до 2002 года понятие общего трудового стажа, как суммарной продолжительности трудовой деятельности и иной общественно-полезной работы, будет продолжать существовать. Именно от длительности трудового стажа зависит размер пенсионных начислений на 1 января 2002 года. Позже этой даты расчет основывается на сумме перечисленных страховых взносов на индивидуальный счет гражданина.

Право на досрочное пенсионное обеспечение по старости

В рамках действующего в нашей стране законодательства гражданин имеет право уйти на пенсию и ранее установленного возраста, но при наличии определенных условий :

Вышеперечисленные требования позволяют отнести гражданина к определенной категории, установленной законом и позволяющей получать досрочное пенсионное обеспечение.

С принятием нового закона нормы определения права на досрочную пенсию сохранились. Списки вредных и опасных производств, равно как и другие списки, дающие право уйти на пенсию раньше обычного, остались неизменными .

Важно, что граждане, приобретающие право на досрочную пенсию, как и обычные граждане, могут обратиться за установлением выплаты позже для применения премиального коэффициента к расчету пенсии, увеличивающего причитающуюся пенсионеру сумму.

Выход на пенсию по вредности и в связи с тяжестью выполняемых работ

Граждане, чья работа связана с особыми видами трудовой деятельности, имеют право на досрочную пенсию по одному из оснований:

  • по Списку № 1 (пп. 1 п. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ);
  • по Списку № 2 (пп. 2 п. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ).

При этом требуемый возраст выхода на пенсию, отработавших под землей и в горячих цехах по Списку № 1, меньше общеустановленного на 10 лет, а для лиц, работавших в тяжелых условиях по Списку № 2 - на 5 лет.

Если граждане проработали на должностях по указанным выше Спискам не менее половины необходимого стажа на вредных и опасных производствах и имеют требуемое количество страхового стажа и пенсионных баллов, то выплата назначается им со снижением возраста пропорционально стажу на тяжелых работах.

Особенностью назначения таких выплат является определение права с учетом:

  • специальной оценки условий труда , то есть установление классов условий работы и перечисление страховых платежей по определенным тарифам;
  • уплата дополнительного тарифа до проведения вышеуказанной оценки.

Таким образом, если у работодателя отсутствуют результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест с вредными условиями труда или по результатам аттестации установлен допустимый класс опасности, то в льготный стаж будут засчитаны периоды при условии уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу.

Пенсия жителям Крайнего Севера и другим гражданам

Правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются граждане, живущие на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, а также лица, проживавшие в таких районах ранее, независимо от нынешней регистрации.

Возраст выхода на досрочную пенсию для «северян» составляет 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин , если они проработали 15 лет на самом Севере или 20 лет в приравненных к нему местностях. При этом страховой стаж должен составлять 25 и 20 лет соответственно.

Для уточнения прав на такой вид пенсии используется перечень районов , расположенных на Крайнем Севере. При этом год работы в северной местности (т.е. в районах, приравненных к Северу) 9 месяцам работы на самом Крайнем Севере.

Минимальный «северный» стаж для назначения досрочной выплаты по старости составляет 7 лет 6 месяцев . При этом пенсия назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный год работы на Севере.

Документы, необходимые для назначения пенсии по старости

Заключение

  • Общеустановленный возраст выхода на заслуженный отдых остается пока неизменным и составляет 60 лет для и 55 лет для .
  • Существуют определенные должности, работа в которых дает гражданам право уйти на пенсию по старости досрочно. Условием для снижения возраста является наличие стажа на соответствующих видах работ.
  • Сроки назначения и выплаты пенсий как обычным гражданам, так и досрочникам являются одинаковыми.
  • Кроме того, доля страховой выплаты по старости устанавливается и отдельным категориям граждан из числа , лиц, отработавших в МВД, МЧС, ФСИН и имеющим необходимый стаж на «гражданке».

Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.

Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.

3.2. Общие основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.

Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.

Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.

Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства-участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения».

Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.

3.3. Льготные основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:

1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;

3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;

6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;

7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;

8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;

10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;

12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;

13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;

14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;

17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;

19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.

Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;

2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;

3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;

4) инвалидам вследствие военной травмы;

5) инвалидам по зрению;

6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;

7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.

3.4. Размеры трудовых пенсий по старости

3.4.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)

Порядок определения размеров трудовых пенсий определяется гл. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Размеры трудовых пенсий по старости определяются ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Как говорилось выше, трудовая пенсия по старости состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной; ее размер определяется путем сложения этих трех частей.

Базовая часть представляет собой гарантированные и устанавливаемые государством ежемесячные выплаты в твердой денежной сумме. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 1 950 руб. в месяц. Для некоторых категорий лиц размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном по отношению к общему размере. Лица пожилого возраста и инвалиды постоянно нуждаются в постороннем уходе, что связано с дополнительными финансовыми затратами, поэтому этим категориям лиц базовая часть трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере. Размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, достигших 80-летнего возраста, составляет 3900 руб. в месяц.

В таком же размере (3900 руб. в месяц) устанавливается размер базовой части инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени.

Также повышенный размер базовой части трудовой пенсии устанавливается для лиц, имеющих на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении одного члена семьи размер базовой части составляет 2600 руб. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера двух членов семьи – 3 250 руб. в месяц, при наличии на его иждивении трех и более членов семьи – 3900 руб. в месяц.

Если пенсионер, на иждивении которого находятся члены семьи, достиг 80-летнего возраста или является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, то устанавливается еще более высокий размер базовой части пенсии.

При наличии одного члена семьи на иждивении пенсионера, достигшего 80-летнего возраста или имеющего ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии выплачивается ему в размере 4550 руб. в месяц. Если на иждивении такого пенсионера находится два члена семьи, то размер базовой части составляет 5200 руб. в месяц, если три или более членов семьи, то размер базовой части составляет 5850 руб. в месяц.

В повышенном размере устанавливается размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим или работавшим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, размер базовой части увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Данные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ и в зависимости от района проживания. Если пенсионер выезжает на новое место жительства, то размер базовой части его пенсии устанавливается в соответствии с коэффициентами нового места жительства либо без учета коэффициентов, если новое место жительства не относится к категории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Лицам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 2925 руб. в месяц, за исключением случаев, когда эти лица достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени или имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении этой категории лиц одного нетрудоспособного члена семьи базовая часть пенсии выплачивается в размере 3900 руб. в месяц, при наличии на их иждивении двух членов семьи – 4875 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи – 5850 руб. в месяц.

Пенсионерам этой категории, достигшим 80-летнего возраста или имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии устанавливается в размере 5850 руб. в месяц. Если же пенсионеры этой категории достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то размер базовой части трудовой пенсии будет составлять: при наличии на иждивении одного члена семьи – 6825 руб. в месяц, при наличии на иждивении двух членов семьи – 7800 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи размер базовой части будет составлять 8775 руб. в месяц.

Также в повышенном размере устанавливается базовая часть трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условии, если они имеют страховой стаж не менее 20–25 лет. Этой категории лиц базовая часть устанавливается в размере 2535 руб. в месяц. Если лица этой категории достигли возраста 80 лет или имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части составляет 5070 руб. в месяц. Если на их иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, то при наличии одного такого члена семьи размер базовой части будет составлять 3380 руб. 60 коп. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера этой категории двух членов семьи сумма базовой части составляет 4225 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи базовая часть выплачивается в сумме 5070 руб. в месяц. Если же пенсионер этой категории достиг 80-летнего возраста или имеет ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеет на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то при наличии одного члена семьи базовая часть выплачивается им в размере 5915 руб. в месяц, при наличии двух членов семьи им выплачивают 6760 руб. в месяц, при наличии трех или более членов семьи – 7605 руб. в месяц.

3.4.2. Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этой формулой страховая часть трудовой пенсии по старости определяется как соотношение расчетного пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты трудовой пенсии в месяцах.

СЧ = ПК/Т

Страховая часть = Пенсионный капитал / ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

Для того чтобы произвести расчет размера страховой части, необходимо определить размер расчетного пенсионного капитала и период выплаты трудовой пенсии.

Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает, что базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо. Поступающие в Пенсионный фонд РФ страховые взносы застрахованного лица учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Эти суммы, учтенные на индивидуальном лицевом счете, представляют собой расчетный пенсионный капитал. Кроме сумм страховых взносов и иных поступлений, поступающих на индивидуальный лицевой счет за застрахованное лицо, в расчетный капитал включаются пенсионные права лица, приобретенные им до 1 января 2002 г., в денежном выражении. Надо сказать, что индивидуальный лицевой счет лица делится на две части: общая часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и специальная часть этого страхового счета. В специальной части страхового счета учитываются суммы, за счет которых обеспечивается накопительная часть трудовой пенсии.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» составляет 19 лет, а поскольку он исчисляется в месяцах, то он определяется в количестве 228 месяцев. Но законодательство предусматривает установление ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) не с момента введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях», а поэтапно. Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, поэтапно увеличивается с 1 января 2001 по 1 января 2013 г. Таким образом, количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты в 2001 г., составляло 138 месяцев, в 2002 г. – 144 месяца, в 2003 г. – 150 месяцев, в 2004 г. – 156 месяцев, в 2005 г. – 162 месяца, в 2006 г. – 168 месяцев, в 2007 г. – 174 месяца, в 2008 г. – 180 месяцев, в 2009 г. – 186 месяцев, в 2010 г. – 192 месяца, в 2011 г. – 204 месяца, в 2012 г. – 216 месяцев, в 2013 г. и далее – 228 месяцев.

Пример исчисления страховой части трудовой пенсии по старости: расчетный пенсионный капитал составил 120 000 руб., а пенсия назначается с 1 января 2009 г. Для того чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, необходимо разделить сумму расчетного капитала на количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты на 2009 г. Таким образом, мы делим 120 000 руб. на 186 – количество месяцев ожидаемого периода в 2009 г. Мы получаем, что страховая часть трудовой пенсии в этом случае будет составлять 645 руб. 16 коп. Если та же пенсия будет назначена в 2010 г., то размер ее страховой части будет составлять 120 000 / 192 = 625 руб.

Так рассчитывается страховая часть пенсии.

Если трудовая пенсия по старости назначается мужчинам после 60 лет, а женщинам после 55 лет, то ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый год, истекший со дня достижения указанного возраста. Например, если мужчина получил право на назначение трудовой пенсии по старости в 2009 г. и его возраст в момент назначения пенсии составлял 61 год, то количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, будет составлять не 186 месяцев, как предусмотрено установленным законом правилом, а 174 месяца.

Законодательство устанавливает правило, согласно которому ожидаемый период выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Данное правило установлено в связи с тем, что не всегда момент наступления пенсионного возраста и момент обращения за пенсией совпадают. Чем позже гражданин обратится за назначением ему трудовой пенсии по старости, тем меньше будет ожидаемый период выплаты. Отметим, что данное правило не действует в отношении граждан, которые в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» имеют право на назначение пенсии по старости до наступления установленного законом возраста. Точно так же правило о сокращении ожидаемого периода выплаты не действует в отношении тех лиц, которые отказываются от страховой части пенсии после ее назначения.

Граждане имеют право отказаться от страховой части трудовой пенсии путем подачи заявления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ. Если гражданин отказывается от назначения страховой части пенсии в момент обращения за трудовой пенсией, то в отношении него сохраняется правило о сокращении ожидаемого периода выплаты.

Пример:

10 февраля 2007 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он подал письменное заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о назначении ему трудовой пенсии по старости. Вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости мужчина подал второе заявление об отказе от назначения страховой части трудовой пенсии. 10 февраля 2009 г. этот мужчина обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. С 1 января по 31 декабря 2009 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 186 месяцев. Поскольку гражданин обратился за назначением страховой части пенсии спустя два года после того, как ему была назначена трудовая пенсия по старости, он имеет право на сокращение ожидаемого периода выплаты, то его ожидаемый период выплаты сокращается на два года и составляет 164 месяца.

В тех случаях, когда пенсионер после назначения ему страховой части трудовой пенсии вновь начинает заниматься трудовой деятельностью или отказывается от страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии подлежит перерасчету после прекращения трудовой деятельности или после повторного обращения за назначением страховой части трудовой пенсии соответственно. В этих случаях ожидаемый период выплаты подлежит сокращению на один год за каждый полный год трудовой деятельности, осуществляемой после назначения трудовой пенсии по старости или на один год за каждый полный год, истекший с момента отказа от страховой части пенсии. При этом пенсионеры имеют право на отказ от страховой части пенсии неоднократно; каждый раз после того, как страховая часть пенсии вновь назначается, осуществляется перерасчет этой части пенсии.

Пример:

15 июня 2004 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он обратился за назначением ему трудовой пенсии по старости, но при этом отказался от назначения ему страховой части трудовой пенсии по старости. В 2006 г. мужчина обратился за назначением ему страховой части трудовой пенсии. В соответствии с законодательством в этом случае производится перерасчет страховой части пенсии. В данном случае страховая часть пенсии была назначена в 2006 г. Ожидаемый период выплаты пенсии в 2006 г. составлял 168 месяцев. Учитывая, что пенсионер в течение двух лет отказывался от получения страховой части пенсии, срок его ожидаемого периода выплаты пенсии сокращается на два года и составляет 144 месяца. После назначения ему страховой части трудовой пенсии пенсионер вновь начал заниматься трудовой деятельностью и продолжал ее с сентября 2006 г. до декабря 2008 г. В связи с этим пенсионер приобрел право на новый перерасчет страховой части трудовой пенсии. Предусмотренный законодательством ожидаемый период выплаты пенсии на 2008 г. составляет 180 месяцев. Этот период подлежит сокращению на 24 месяца, в течение которых пенсионер отказывался от назначения ему страховой части трудовой пенсии, и еще на два года, истекших с момента назначения страховой части пенсии до момента ее перерасчета, в течение которых пенсионер осуществлял трудовую деятельность. Таким образом, в данном случае ожидаемый период выплаты пенсии будет составлять 132 месяца.

3.4.3. Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)

Размер накопительной части трудовой пенсии, так же как и размер страховой ее части, исчисляется по математической формуле, в соответствии с которой накопительная часть трудовой пенсии определяется как отношение суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости, к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Установленная п. 9 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формула расчета накопительной части трудовой пенсии по старости выглядит следующим образом:

НЧ = ПН / Т , где

НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, который применяется для расчета накопительной части трудовой пенсии.

Исходя из смысла нормы, установленной п. 9 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях», расчет ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется по иным правилам, чем расчет ожидаемого периода выплаты страховой части пенсии. Указанный порядок расчета должен быть установлен федеральным законом. Но до настоящего времени такой порядок законодательство не определило. Таким образом, один из показателей, необходимых для расчета накопительной части трудовой пенсии, в настоящее время отсутствует.

Если в соответствии с действующим пенсионным законодательством трудовая пенсия подлежит перерасчету, а суммы, содержащиеся на индивидуальном лицевом счете или в специальной части индивидуального лицевого счета, уже однажды были учтены при назначении трудовой пенсии, то при осуществлении перерасчета трудовой пенсии, эти суммы не принимаются во внимание.

3.4.4. Общий размер трудовой пенсии по старости

Общий размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с установленной п. 11 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формулой расчета:

П = БЧ + СЧ + НЧ,

где П – размер трудовой пенсии;

БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости;

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Общий размер трудовой пенсии определяется путем сложения трех ее частей: базовой, страховой и накопительной.

Поскольку существуют различные жизненные ситуации, при которых граждане не могут осуществлять трудовую деятельность или достойны вознаграждения за определенные заслуги. Пенсия может назначаться даже в случаях, когда отсутствует трудовой стаж.

Определенным гражданам может назначаться сразу 2 вида пенсионного обеспечения (например, инвалидам, пострадавшим в результате ЧАЭС), но получать сразу две пенсии могут только определенные граждане, перечень которых строго определен в законодательных актах.

После реформы 2015 года, когда страховая и накопительная части пенсии стали самостоятельными видами, у граждан РФ появилась возможность выбирать, какой вид пенсионного обеспечения им формировать - только страховую или одновременно с ней еще и накопительную .

Виды пенсий в России

Согласно пенсионной модели Российской Федерации, существует несколько основных видов :

Ранее, до 2015 года, страховая и накопительная пенсия являлись частью трудовой, однако в связи с принятой новой реформой, с 2015 года это отдельные виды пенсии.

Какую пенсию выбрать: страховую или накопительную?

Следует отметить, что социальная выплата не будет назначена , если пенсионер проживает в России не постоянно, а также, если он продолжает вести трудовую деятельность.

Заключение

Для правильного выбора оптимального варианта пенсионного обеспечения, необходимо самостоятельно принять решение: какой наиболее выгодный, исходя из ее размера. В случае с выбором или пенсии, рекомендуется изучить все нюансы, ведь контролировать выплаты лично намного удобнее. Однако существуют некоторые риски, мошенники могут ввести в заблуждение или при неудачном инвестировании можно потерпеть убытки.

Если же страховая пенсия кажется более надежным и гарантированным вариантом, то необходимо иметь в виду, что отчисления на нее ведутся только с официальной заработной платы , поэтому при устройстве на работу необходимо точно знать, с какой суммы работодатель в Пенсионный фонд.

20 Сен 2010 09:01

Комментарий к статье 3 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации": Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом

1. В ст. 3 изложены общие условия назначения , которые касаются не только отдельных получателей пенсий, а всех пенсионеров.

Основное условие назначения государственной пенсии касается гражданства и проживания на территории РФ . Прежде всего пенсии вправе получать физические лица - граждане РФ.

Чтобы иметь право на пенсию, гражданам РФ не всегда обязательно постоянно проживать на территории России. В частности, российская пенсия может выплачиваться на территории Украины, Белоруссии. Для получения пенсии должны соблюдаться иные условия, предусмотренные комментируемым Законом для конкретного вида государственной пенсии. Принадлежность к гражданству и проживание (регистрация по месту жительства) подтверждаются паспортом гражданина РФ.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства первым условием для получения государственной пенсии является постоянное проживание на территории РФ . Гражданство иностранцев подтверждается паспортом иностранного гражданина. Право иностранных граждан и лиц без гражданства на постоянное проживание на территории Российской Федерации подтверждается видом на жительство.

Второе условие для иностранных граждан и апатридов - это отсутствие ограничения на получение пенсии, которое закреплено Законом о государственном пенсионном обеспечении либо международными договорами Российской Федерации. Действующие международные договоры РФ на сегодняшний день не содержат ограничений в части установления пенсий гражданам, прибывшим из государств, с которыми заключены договоры о пенсионном обеспечении. Поэтому второе условие для иностранцев и апатридов может иметь значение только после заключения и ратификации международных соглашений в будущем.

На практике Пенсионный фонд РФ иногда требовал от иностранных граждан и апатридов документы, подтверждающие наличие или отсутствие у них регистрационного учета по месту жительства. Однако, по мнению Конституционного Суда РФ, это требование является незаконным. В Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. N 146-О указано, что абзац третий п. 1 ст. 3 комментируемого Закона не содержит прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства. Факт постоянного проживания в РФ как основание назначения пенсии может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности пребывания на территории РФ и других обстоятельств дела.

2. По общему правилу гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору . Право на получение двух пенсий возникает только в том случае, если это прямо предусмотрено федеральным законом.

Имеется в виду, что одним лицом может быть реализовано право только на одну трудовую пенсию или государственную пенсию. Право выбора вида пенсии принадлежит лицу, обратившемуся за ней. Как правило, критерием выбора для граждан является размер пенсии, потому как пенсионер всегда может выбрать удобный для себя порядок выплаты.

Существуют несколько исключений из указанного правила. Право на одновременное получение двух пенсий имеют такие категории граждан, как :

1) инвалиды вследствие военной травмы, которым может устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участники Великой Отечественной войны (за исключением участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г.). Для лиц, принимавших непосредственное участие в боевых действиях или непосредственно находившихся в районе боевых действий, предусмотрен больший объем мер социальной поддержки, в том числе в области пенсионного обеспечения, по сравнению с другими участниками Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости ;

3) родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца). Во-первых, родители военнослужащих приобретают право на вторую пенсию по случаю потери кормильца, если смерть военнослужащего произошла в период прохождения военной службы независимо от причины смерти. Причина смерти может быть и не связана с исполнением обязанностей военной службы. Лишиться своего права родители военнослужащего могут только в случае, когда смерть произошла в результате противоправных действий военнослужащего. При этом суицид (самоубийство) не относится к противоправным действиям. Во-вторых, родители военнослужащих приобретают право на вторую пенсию по случаю потери кормильца, если смерть бывшего военнослужащего наступила после увольнения с военной службы вследствие военной травмы. Право на получение двух пенсий, одна из которых - пенсия по случаю потери кормильца, имеют родители военнослужащих, умерших после увольнения с военной службы, в том числе в течение трех месяцев, вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Второй пенсией родителей указанных военнослужащих может быть только трудовая пенсия по старости либо социальная пенсия.

Родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву либо умерших после увольнения с нее вследствие военной травмы, право на пенсию по случаю потери кормильца приобретают по достижении отцом и матерью соответственно возраста 55 и 50 лет. Факт нахождения их на иждивении кормильца на день его смерти не является обязательным условием;

4) вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца). Вступление в повторный брак, даже при последующем его расторжении, лишает женщину права на вторую пенсию. Факт нахождения супруги на иждивении мужа на день его смерти в данном случае значения не имеет.

На практике нормы о праве на две пенсии распространяются также на вдов военнослужащих, умерших в период Великой Отечественной войны вследствие ранения, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте, в том числе и в период пребывания в плену, а также пропавших без вести в годы войны;

5) граждане, являющиеся нетрудоспособными членами семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца). Право на две пенсии имеют и граждане, ставшие инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанного с аварией на производственном объединении "Маяк" в 1957 г.;

6) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

7) члены семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, которым может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости).

Порядок, установленный законодательством РФ для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, применяется к военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

Например, инвалид, имеющий причину инвалидности "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", при соблюдении прочих условий имеет право на получение двух пенсий - пенсию по инвалидности вследствие военной травмы и трудовую пенсию по старости. При этом причина инвалидности "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" не дает права для назначения второй пенсии по инвалидности (см. ст. 8 и комментарий к ней), поскольку эта причина инвалидности не связана с исполнением обязанностей военной службы.

Граждане из числа космонавтов имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости).

Граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и доли страховой части трудовой пенсии по старости исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за гражданина в ПФР.

2. По общему правилу, если гражданин имеет право на две пенсии, то он может выбрать одну из них, получать которую ему выгодно в текущий момент. Переходить с одной на другую пенсию можно в любое время и неограниченное количество раз.

Например, если пенсионер отвечает условиям получения и трудовой пенсии по случаю потери кормильца за умершего супруга, и условиям получения социальной пенсии, то он может перейти на социальную пенсию, размер которой выше.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости и выплачивается одновременно с ней. По сути, пенсия за выслугу лет не имеет самостоятельного характера, зависит от установления трудовой пенсии по старости и ее размера. Поэтому получатели пенсии за выслугу лет формально не отнесены к получателям двух пенсий.

О праве на получение трех пенсий в комментируемой статье ничего не сказано. До 1 января 2002 г. некоторые участники Великой Отечественной войны могли получать три пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца за сына - умершего военнослужащего по призыву, привлеченного в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. Но уже с 1 января 2002 г. действующее пенсионное законодательство не предусматривает права на получение участниками Великой Отечественной войны одновременно с пенсией по старости и других видов пенсий. Правда, если эти пенсии были назначены до вступления в силу комментируемого Закона и после произведенного пересчета пенсий с 1 января 2002 г. и сумма двух пенсий оказалась ниже получаемой ранее суммы трех пенсий, то выплата пенсий должна производиться в размере прежней суммы трех пенсий.

В своем Определении от 11 мая 2006 г. N 187-О "По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Конституционный Суд РФ указал, что в той части, в какой нормы п. п. 2 и 3 ст. 3 указанного Закона распространяются на обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой государственной пенсией страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующие нормам Конституции РФ.