Этапы интеграционных объединений. Этапы международной экономической интеграции стран. Основные этапы процесса интеграции

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИЯ - СУЩНОСТЬ, ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

1.1 Понятие, сущность и принципы интеграции

Интеграция (от лат. integratio - «соединение») представляет собой процесс объединения некоторых частей в единое целое. Термин применяется в самых разнообразных видах деятельности: от точных наук до общественно-политических направлений.

В настоящее время можно говорить о политической (согласование (родственные взаимоотношения, трудовая миграция и пр.); производственной (промышленные, транспортные, энергетические аспекты); экономической (зона свободной торговли, таможенный союз, тарифы, рынок труда и пр.); финансовой (инвестиционный климат, рынок капитала и пр.); обеспечении безопасности (борьба с организованной преступностью, военно-техническое сотрудничество, борьба с терроризмом, совместная охрана границ); культурной (языковое пространство, культурный обмен); научной и образовательной интеграций. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» №2, 2008. -

Применительно к анализу экономических явлений понятие «интеграция» стало широко использоваться во второй половине XX века, отражая уже шедший процесс экономической интеграции в Западной Европе. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика, 2013. - С. 703 В отличие от естественных наук, где интеграция как конечный результат ведет к формированию новой сущности взамен исчезающей или трансформирующейся «старой», экономическая интеграция, как один из социальных типов интеграции, не приводит «растворению» частей в новом едином целом.

Экономическая интеграция - это процесс взаимного сближения хозяйственных структур стран через переплетение производственно-экономических, финансовых, трудовых и иных связей. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика, 2013. - С. 704

На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимное приспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

Экономическая интеграция - это сложное историческое явление, которое в каждом случае имеет свои отличительные признаки, особенности. Однако сутью этого явления выступает формирование общности как следствие определенных целенаправленных действий государств, которые провозглашают своими целями:

1. учреждение экономической группы;

2. создание благоприятных условий для экономического сближения стран;

3. не только определение общих целей и задач, но и разработку детальных планов этапного строительства интегрированной группы, установление критериев общих основ экономической, бюджетной, налоговой, торговой, инвестиционной политики, направленной на достижение конкретных социальных целей общества.

Процесс интеграции, как и любой экономический процесс, должен строиться на основных правилах, признаваемых такими в силу того, что они устойчиво повторяются в массе случаев. Исходя из этого выделяют безусловные принципы экономической интеграции:

· принцип экономической целесообразности и научной обоснованности создания новой объединенной структуры. Данный принцип означает, что при формировании интегрированного объединения необходима предварительная работа по определению будущего экономического эффекта такого объединения, строящаяся на использовании научных подходов оценки;

· принцип социально-экономической направленности деятельности новой объединенной структуры. Данный принцип подразумевает, что структура при реализации собственных целей должна одновременно участвовать в реализации региональных экономических и социальных программ, содействуя решению проблем занятости и увеличения доходов населения;

· принцип демократии вхождения субъекта в новую объединенную структуру означает, что коллективная деятельность объединяющихся субъектов должна обеспечиваться определенными правами всех участников. Формирование интегрированных систем требует выполнения условий, которые в первую очередь определяются необходимостью достижения объединяющимися предприятиями цели, которая вытекает из обеспечения относительно равных экономических условий участникам процесса и согласованного развития всех технологических звеньев производства конечного продукта;

· принцип обеспечения взаимной заинтересованности участников интегрированного объединения заключается в том, что его деятельность не может реализовать цели лишь одного субъекта, исключая интересы другого, так как в этом случае будет нарушен принцип демократии;

· принцип исключения экономически неоправданных посредников между партнерами. Сущность данного принципа заключается в том, что цель интегрированного объединения состоит в углублении взаимодействия между участниками для укрепления их связей. Следовательно, любое лицо, выступающее посредником, будет нарушать связность субъектов и таким образом нарушать цель создания интегрированного объединения;

· принцип недопущения монопольного положения объединенной структуры на рынке. Данный принцип вытекает из объективного требования рынка, которое, как правило, имеет правовую основу в виде законодательства, направленного на борьбу с монополиями.

Основными признаками интеграции являются:

· взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

· структурные изменения в экономике стран-участниц;

· необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

Развитие экономической интеграции проявляется в нескольких уровнях. Интеграция на локальном уровне протекает в рамках одной микроэкономической единицы. На микроуровне проявляется через взаимодействие капитала отдельных фирм, предприятий путем формирования экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На региональном уровне - в форме комплекса взаимодействующих субъектов в определенном регионе внутри государства. На национальном уровне проявляется через взаимодействие секторов нескольких региональных комплексов в рамках государства. На мезорегиональном уровне - в форме взаимодействующих секторов региональных комплексов в рамках нескольких приграничных государств. На макроуровне - взаимодействие национальных комплексов в определенном регионе планеты. На мегауровне осуществляется на основе объединения в масштабах глобального экономического пространства.

Наряду со всеми экономическими явлениями международная экономическая интеграция позволяет странам получать определенные преимущества и недостатки.

При вступлении в экономическую интеграцию страна может получить следующие преимущества:

· широкий доступ к ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к технологиям в масштабах всего региона, а также возможность производить продукцию в расчете на рынок всей интеграционной группировки;

· экономическое сближение стран создает привилегированные условия для фирм стран - участниц интеграции, защищая их от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

· углубление международного разделения труда (МРТ) способствует сокращению затрат на продукцию и обеспечивает экономическую эффективность;

· расширение экономического пространства, между предприятиями объединяющихся стран, усиление конкурентной борьбы, которая стимулирует их и приводит к повышению эффективности производства;

· создание более стабильной ситуации для развития взаимной торговли, а также выступления от лица блока более весомы и дают лучшие результаты в области международной торговой политики;

· возможность использовать преимущества национальных экономик для расширения масштабов рынка сбыта, поддерживать своих производителей, сокращать межгосударственные торговые издержки;

· создание благоприятной внешнеполитической среды, усиление сотрудничества стран не только в экономической, но и политической, культурной и других областях.

Отрицательными последствиями для стран, вступивших в экономическую интеграцию, являются следующие:

· для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных конкурентов;

· олигопольный сговор ТНК стран-участниц, который способствует повышению цен;

· эффект потерь от увеличения масштаба производства.

Таким образом, интеграция представляет собой процесс взаимного сближения хозяйственных структур стран через переплетение производственно-экономических, финансовых, трудовых и других связей, её сутью является формирование общности как следствие определенных целенаправленных действий государств. Имея определенные принципы, интеграционные процессы способствуют тому, что отдельные группы стран формируют для себя более благоприятные условия для торговли, для перемещения капиталов и рабочей силы, чем для всех других стран. При этом у стран, входящих в определенную интеграционную группировки должен быть примерно одинаковый уровень развития и государства должны в той или иной мере защищать своих граждан и олигопольных сговоров ТНК стран - участниц.

1.2 Предпосылки интеграции

Со второй половины XX века вследствие быстрого экономического развития ведущих индустриальных стран и усовершенствования средств международного транспорта и коммуникаций произошло бурное развитие международной торговли товарами и услугами. Международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

Интеграционные процессы приводят к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли, а в ряде случаев и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. Но экономический регионализм, упрощая экономические связи между странами одной группы, не должен приводить к их усложнению со всеми остальными странами. До тех пор пока регионализм, по крайней мере, не ухудшает условия для торговли с остальным миром, он может считаться положительным фактором развития международной экономики.

Выделяют следующие предпосылки интеграции:

· Примерно одинаковый уровень социально-экономического развития и степени рыночной зрелости объединяющихся стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

· Географические расположение стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран - интеграционному ядру, ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.

· Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

· Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями.

· «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами.

Наиболее значимыми предпосылками интеграции принято считать примерно одинаковый уровень развития стран, наличие общих границ, свидетельствующих о сложившихся в течение ряда лет устойчивых связей между народами и наличие определенных внутренних проблем, решение которых возможно только совместными усилиями.

1.3 Этапы развития интеграции

Венгерский экономист Бела Балашша определил пять этапов, которых в своем развитии должно пройти любое интеграционное объединение. Данная схема была принята различными международными экономическими организациями и стала классической схемой этапов развития интеграционных группировок. Согласно ей, интеграция предполагает уничтожение дискриминации и состоит из следующих форм:

1) зона свободной торговли - зона, свободная от таможенных, количественных и иных ограничений путем постепенной отмены таможенных пошлин. Происходит либерализация международной торговли, упрощение перемещения товаров. Негативные последствия - неблагоприятное действие импортных товаров, неконкурентоспособность внутреннего рынка и т. д.

В рамках зоны свободной торговли страны отказываются от таможенных ограничений только в отношениях со своими партнерами по интеграционному объединению, сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры;

2) таможенный союз подразумевает упразднение таможенных пошлин в торговле, унификация внешних тарифов, проведение единой внешнеторговой политики - участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Это приводит к рационализации производства и созданию стабильности внутри самого союза. Повышается необходимость в создании наднациональных органов. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Первые таможенные союзы появились еще в 19 в. (например, германский таможенный союз, Zollverein, объединявший в 1834-1871 ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. «Эра интеграции» началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации - постепенного «растворения» национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.

3) единый общий рынок подразумевает минимизацию внутренних пошлин, устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства - инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. То есть единый рынок предполагает решение пяти задач:

· упразднение таможенных пошлин между государствами-членами;

· выработка единой торговой политики по отношению к третьим странам;

· разработка общей политики развития приоритетных отраслей и секторов экономики;

· создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации;

· формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию.

Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства недостаточно свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого регионального рынка экономически объединившихся стран и следующим пунктом выступает экономический союз.

4) экономический союз предполагает совместное определение экономической политики стран-членов, осуществление единой политики развития отдельных отраслей экономики. Создаются наднациональные органы, законы которых обязательны для всех стран-членов. На данном этапе происходит унификация кредитной, налоговой, социальной политики;

5) экономический и валютный союз предусматривает проведение единой валютной политики, введение единой валюты, создание нового центрального банка. Единая валюта вводится исключительно в целях облегчения взаимных расчетов по международным торговым операциям, поэтому эта стадия интеграции считается необязательной;

6) политический союз подразумевает проведение согласованной внешней политики, согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции. Общим фактором для всех ступеней является отмена экономических барьеров.

Все ступени интеграционного развития прошел только ЕС, остальные интеграционные образования прошли первый, частично второй уровни.

При этом статистическими эффектами интеграции являются:

- «создание торговли», когда в результате создания зоны свободной торговли и таможенного союза происходит замещение дорогостоящего внутреннего продукта более дешевым импортом;

- «отвлечение торговли», если происходит замещение более дешевого импорта из третьих стран более дорогим импортом из страны-партнера.

Таким образом, согласно Б. Баласса любое интеграционное объединение в своем развитии должна проходить такие этапы, как зона свободной торговли, таможенный союз, единый рынок, экономический и валютный союз и политический союз. В настоящее время такой интеграционной группировкой является лишь Европейский Союз, а остальные объединения прошли первый, частично второй уровни.

Г ЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ГРУППИРОВОК АЗИИ

2.1 Азиатско-Тихоокеанское экономическое со трудничест во (АТЭС) как одно из основных интеграционных объединений Азиатско-Тихоокеанского региона

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - международный форум, созданный для сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона в области региональной торговли и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе, укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

Объединение образовано в 1989 году в городе Канберра по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые экономики должны осуществить либерализацию к 2010 году. В 1995 году, на Осакском саммите были определены более десяти приоритетных сфер деятельности АТЭС: торговые тарифы, нетарифные методы регулирования взаимной торговли, международные услуги, международные инвестиции, стандартизация товаров и услуг, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, конкурентная политика, распределение государственных заказов, правила, касающиеся происхождения товара, посредничество в спорах, мобильность бизнесов, сбор и анализ информации.

Основными принципами функционирования в рамках АТЭС являются:

1. Либерализация торговли и инвестиций. Этот принцип реализуется на основе односторонней либерализации, означающей, что каждый член АТЭС добровольно соглашается на либерализацию в определенной сфере торговли и инвестиций. АТЭС разработал базовый инструмент выполнения этого основного принципа - индивидуальные планы действий. Все страны АТЭС должны подготовить такой план и регулярно обновлять его;

2. Содействие по торговле. Нацелено на то, чтобы сделать ведение бизнеса в регионе более простым и менее затратным;

3. Экономическое и техническое сотрудничество. Целями являются достижение существенного роста и справедливого развития в рамках АТЭС, повышение экономического и социального благосостояния людей, углубление духа общности в АТЭС.

Первоначально в форум вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 году в АТЭС входили почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998 году, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. интеграция экономический регионализм объединительный

Критерием для членства считается то, что член является отдельной экономикой, а не страной, так в АТЭС принят термин экономики-участницы, а не страны-участницы. АТЭС включает экономики, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития (Приложение 1). Экономиками-участницами АТЭС являются: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа -- Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам.

В экономиках - участниц проживает около 40% мирового населения, на них приходится приблизительно 57% ВМП и 47% мировой торговли.

Таблица 1 Совокупный валовой продукт стран - участниц АТЭС*

ВВП, (млн долларов США)

Базисные темпы роста, (%)

Цепные темпы роста, (%)

Среднегодовой темп роста

Cовокупный валовой продукт стран АТЭС составляет на 2013 г. 42 760 622,3 млн долларов США (57% от ВМП). Темпы роста к 2009 г. в среднем составили 124,06%. А цепные темпы роста показывают, что в период 2009 - 2013 гг. совокупный валовой продукт увеличивался в среднем на 107%, но следует отметить, что если в 2010 г. темп роста составил 111,07%, то в 2013г. он составил всего 102,22%.

Успешные показатели экономического развития АТЭС способствовали росту экономической взаимозависимости между странами региона через рост внешней торговли. Усиление взаимозависимости во внешнеторговой сфере происходит во-первых, на уровне крупнейших субрегионов АТР (Восточная Азия и Океания, с одной стороны, и Северная и Южная Америка, с другой), во-вторых, растет доля взаимной торговли и между странами внутри этих двух крупных субрегионов.

Таблица 2 Объем внешней торговли стран - участниц АТЭС*

Экспорт, (млрд долларов США)

Базисные темпы роста, (%)

Цепные темпы роста, (%)

Импорт, (млрд долларов США)

Базисные темпы роста, (%)

Цепные темпы роста, (%)

Объемы внешней торговли стран-участниц АТЭС за последние 5 лет увеличились экспорт на 154,9%, а импорт на 159,5%. Но следует отметить, что с каждым годом темпы прироста объемов внешней торговли снижается, если прирост объемов экспорта в 2010 году был равен 25,7%, в 2011 году - 16,3%, то в 2012-2013 гг. он составил всего 2-3%. Темпы прироста объемов импорта также имеют тенденцию на снижение, если в 2010 году темпы прироста объемов импорта составили 26,2%, то спустя 3 года они равны 2,2%.

Таблица 3 Динамика доли внутрирегионального экспорта в общем экспорте стран - участниц АТЭС*

* Расчеты сделаны самостоятельно по данным

Если в начале 1980-х гг. удельный вес внутрирегионального экспорта составлял около 60% из общего объема экспорта, то за последние 5 лет он составил около 70%. Этот показатель за последние 5 лет ежегодно увеличивался на 1-2%, так, в 2009 году на долю стран-участниц приходилось 68,9%, в 2010 году - 70,2%, а за 2013 год удельный вес был равен 72,2%, этому способствовало снижение нетарифных и тарифных барьеров (Таблица 4).

Таблица 4 Динамика средних ставок таможенных пошлин и нетарифных барьеров в странах - участницах АТЭС*

В настоящее время форум АТЭС стал восприниматься как организация регулирующая справедливое экономическое сотрудничество. Участники АТЭС взяли на себя выработку новых правил международного экономического взаимодействия, которое подразумевало некое новое, вне политических рамок, восприятие сложившихся в АТР реалий.

АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, определяет главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в XIX веке и содействует частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития. В целом можно сказать, что вся деятельность АТЭС направлена на то, чтобы в плотном контакте с деловыми кругами определить возможные препятствия на пути торговых и инвестиционных потоков, а в дальнейшем - ликвидировать эти барьеры. Все это должно способствовать обеспечению минимальных затрат времени, денег и сил при осуществлении экономических операций.

АТЭС составляет почти половину мировой экономики. В начале ХХI века на страны форума приходилось 40% населения Земли и 47 % мирового товарооборота, а совокупный валовой продукт на сегодняшний день около 57% от общемировых показателей.

Хотя АТЭС является молодым экономическим интеграционным блоком, он стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. А высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в ХХI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

2.2 Функционирование Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии -- политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7.01.1984), Вьетнам (28.07.1995), Лаос и Мьянма (23.07.1997), Камбоджа (30.04.1999). На данный момент статус особого наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор.

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

· установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН;

· ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи;

· поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящий и координирующий механизм - регулярные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Постоянный комитет, возглавляемый министром иностранных дел страны - текущего председателя АСЕАН, которые сменяются в алфавитном порядке (в настоящее время - Таиланд). В Джакарте функционирует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. Генеральный Секретарь АСЕАН назначается сроком на пять лет.

В АСЕАН действует 11 специализированных комитетов, ежегодно проводится более 300 мероприятий, включая встречи министров экономики и торговли, руководителей правоохранительных органов и т.д.

Ежегодно проходят министерские Конференции АСЕАН, служащие форумом по обмену мнениями по вопросам безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе между АСЕАН и ее партнерами по диалогу (Австралией, Канадой, Европейским Союзом, Японией, Новой Зеландией, Южной Кореей и Соединенными Штатами Америки).

Экономическое сотрудничество в рамках АСЕАН концентрируется главным образом в сфере торговли и нацелено на создание зоны свободной торговли. Решение о зоне свободной торговли (АФТА) было принято на 4-м саммите Ассоциации в 1992 в Сингапуре. Оно рассматривалось как важный шаг в деле углубления регионального сотрудничества, начальный этап на пути экономической интеграции по подобию Европейского Союза (основными инициаторами АФТА выступали Сингапур и Малайзия, располагавшие наиболее развитыми торговыми связями в регионе).

Таблица 5 Основные характеристики АСЕАН*

Показатели

Население, (тысяч чел.)

Совокупный валовой продукт, (млн долларов США)

Базисные темпы роста ВВП, (%)

Цепные темпы роста ВВП, (%)

Внешнеторговый оборот, (млн долларов США)

1 240 388 *

* расчеты сделаны самостоятельно по данным

Численность населения стран-членов АСЕАН на 2013 год составила 625 млн человек, общая площадь 4,4 млн км2, их совокупный ВВП достигает около 2300 млрд долларов США.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема интеграции в мировом хозяйстве. Понятие интеграции и интеграционных процессов, их вертикальная и горизонтальная формы. Общая культура и история, создание единой валюты в основе интеграции европейских стран. Особенности евразийской интеграции.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2015

    Теоретические основы, сущность и причины возникновения экономических интеграционных процессов в Западной Европе, основные этапы развития. Современное состояние западноевропейской интеграции, её роль на мировой арене. Проблемы и перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2009

    Понятие и сущность интеграционных процессов, их классификация и функционирование. Рассмотрение крупнейших интеграционных центров. Роль и цели единого экономического простронства. Определение места России в процессах современной международной интеграции.

    реферат , добавлен 25.10.2014

    Основы экономической интеграции, её сущность и формы. Цели и предпосылки интеграционных процессов с СНГ. Направление внешнеэкономической деятельности РБ. Анализ дальнейших перспектив развития интеграции территории Республики Беларусь, её направления.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2015

    Место интеграции среди других глобальных факторов мирового развития, воздействие интеграционных тенденций на эволюцию международных отношений. Процессы региональной экономической интеграции в странах ЕС, США и Канаде, Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2016

    дипломная работа , добавлен 13.10.2014

    Сущность, формы и этапы, механизм и последствия международной экономической интеграции, предпосылки развития ее процессов. Европейский союз: причины создания, этапы интеграции. Политика экономического сотрудничества ЕС со странами восточной Европы.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2010

    Теоретические основы экономической интеграции: ее сущность и формы, предпосылки относительно стран СНГ. Состояние внешнеэкономических отношений России и СНГ. Анализ и оценка дальнейших перспектив развития интеграции на территории СНГ, ее направления.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Понятие, история и значение интеграции в мировой экономике. Основные формы интеграционных объединений. Предпосылки интеграции в латиноамериканском регионе. Наиболее крупные интеграционные блоки, их сильные и слабые стороны, взаимодействие с внешним миром.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2009

    Понятие, необходимость и историческая неизбежность международной экономической интеграции. Условия и предпосылки эффективной интеграции, ее теоретические концепции и школы. Экономическая интеграция в Западной Европе. Проблемы и перспективы развития ЕС.

международный экономический интеграционный

Переходу к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд стадий МЭИ, обусловленных количественными и качественными показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли -- экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия национальных экономик. В современной теории МЭИ различают пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов:

  • & зона свободной торговли;
  • & таможенный союз;
  • & единый или общий рынок;
  • & экономический союз;
  • & экономический и валютный союз.

Строго говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально все из указанных этапов -- ЕС. Другие интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы.

У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность - между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры, складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция, возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.

1. Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли (ЗСТ) - преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами.

К таким зонам относятся следующие интеграционные объединения - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - 1960 г., Европейская экономическая зона - 1994 г., Балтийская ЗСТ - 1993 г., Центральноевропейская ЗСТ - 1992 г., Североамериканская ЗСТ - 1994 г., Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН - 1992 г.. Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей - 1983 г., Бангкокское соглашение - 1993 г.

Страны-члены добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют своей экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы.

Конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к с.х. товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР).

К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран--участниц. Функционирование ЗСТ позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства, совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике.

К отрицательным чертам - усиление конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными импортными товарами. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты. Следует, однако, отметить, что возникает опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах "страны пребывания".

2. Таможенный союз (ТС) -- соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма.

К этому виду интеграции относятся: Ассоциация ЕС с Турцией - 1963 г., Арабский общий рынок - 1964г., Центральноамериканский общий рынок - 1961 г., Организация восточно-карибских государств -1991 г.

Таможенный союз предполагает снижение таможенных пошлин внутри союза и создание единого внешнего таможенного тарифа. Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения ЗСТ и ТС даются недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом случае предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-участницами. В ТС существует беспошлинная торговля между странами членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз.

ТС представляет собой более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру, так как происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц, возникает необходимость в формировании регулирующих институтах.

В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль. Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

3. Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР).

К нему относятся: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива - 1981 г., Андский общий рынок - 1990 г, Латиноамериканская интеграционная ассоциация - 1960 г., Общий рынок южного конуса (МЕРКОСУР) - 1991 г, Карибское сообщество и Карибский общий рынок - 1973 г.

К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС.

Перерастание ТС в единый рынок обусловливается экономическими и политическими факторами.

Задачи, решаемые при создании ЕР:

  • 1) разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт.
  • 2) создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.
  • 3) формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на удовлетворение "потребностей на местах", позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных процессов.

Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию, тем самым, предопределяя необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это -- Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и использования соответствующего инструментария.

4. Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени -- экономическому союзу (ЭС).

К таким союзам относятся: Европейские сообщества - 1957 г, Европейский союз - 1993 г., Экономический союз - Бенилюкс -1948 г., Союз арабского Магриба - 1989 г., Союз реки Ману - 1973 г., Западноафриканский экономический и валютный союз - 1994 г., Лагосский план действий -1973 г.

Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль.

Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа формирования ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой валюты -- ЕВРО, создание нового института -- Единого Центрального Банка, который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков стран, входящих в ЭВС.

Полная экономическая интеграция. В данном случае речь идет не просто о согласовании, а о проведении фактически единой экономической политики, требующей, в частности, унификации законодательной базы, опосредующей функционирование хозяйствующих субъектов стран-участниц. Наиболее очевидными моментами в этой связи являются:

  • - общая налоговая система, что предполагает существование идентичных ставок налогов во всех входящих в группировку странах;
  • - единые стандарты, касающиеся, например, разрешенных консервантов для продуктов питания, требований к токсичности выхлопных газов, размеров оборудования и т.п.;
  • - единые правила техники безопасности;
  • - единое трудовое законодательство, т.е. правила приема на работу и увольнения, единый пенсионный возраст;
  • - единый подход к правам профессиональных союзов и их членов;
  • - единая трактовка и единое отношение к различным формам слияния, поглощения и т.п.;
  • - единое антимонопольное законодательство и единая практика его применения;
  • - единые правила создания и регистрации новых фирм.

Важным компонентом торгово-экономического союза в форме полной экономической интеграции является унификация монетарной политики. Это предполагает создание валютного союза, предусматривающего наличие единого Центрального банка, единой региональной валютной системы с единой валютой или механизмом согласованного колебания валютных курсов. Вместе с тем нужно учитывать, что формирование основ валютного союза, но своей природе соответствует интеграционной группировке в форме экономического союза. Кроме того, важное значение имеет отказ в решениях, принимаемых соответствующими правительственными органами, от протекционизма и любых форм преференций в отношении национальных хозяйствующих субъектов. В частности, являясь крупным заказчиком товаров и услуг, государство в рамках полной экономической интеграции не должно иметь права при заключении соответствующих контрактов отдавать предпочтение отечественным фирмам, но обязано выбирать ту компанию, которая предложит наиболее выгодные условия выполнения контракта.

Основные факторы международного разделения труда

Какие факторы оказывают влияние на развитие международного разделения труда?
Прежде всего - необходимость повышения производительности труда, достижение наивысшей эффективности производства, стремление к снижению издержек производства,
Главное в процессе развития международного разделения труда - это то, что каждый участник этого процесса ищет и находит экономический интерес, выгоду от своего участия в международном разделении труда.
Реализация преимущества международного разделения труда в процессе международного обмена любой страны при благоприятных условиях дает: во-первых, получение разницы между международной и внутренней ценой экспортируемых товаров и услуг; во-вторых, экономию внутренних затрат из-за отказа от национального производства при использовании более дешевого импорта.
При рассмотрении мирового хозяйства как системы можно с полным основанием утверждать, что международное разделение труда является тем объединяющим началом, которое создало эту систему мирового хозяйства.
Тенденции развития международного разделения труда позволяют российским экономистам утверждать, что в перспективе МРТ будет постепенно углубляться, а на его основе опережающими темпами будет расти международный обмен товарами и услугами (см. табл. 1).
Предполагается, что производство промышленно развитых стран во все большей степени будет ориентироваться на внешних потребителей, а внутренний спрос - на импорт. В развивающихся странах предполагается сравнительно быстрое, По преимуществу экстенсивное, расширение внутреннего рынка.
Процесс развития международного разделения труда ставит проблему необходимости его измерения. Каковы показатели развития международного разделения труда?
Российские экономисты предлагают для измерения международного разделения труда ряд коэффициентов. Среди них: удельный вес экспорта в общем объеме произведенной продукции; удельный вес отрасли в общей стоимости экспорта; темпы роста отраслей специализации по сравнению с темпами роста всей промышленности страны.
В числе показателей развития международного разделения труда на региональном уровне выделяют: коэффициент опережения роста взаимного товарооборота по сравнению с ростом общественного производства взаимодействующих стран; долю взаимного товарооборота в общественном производстве этих стран; коэффициент опережения роста взаимного товарооборота по сравнению с ростом общего внешнеторгового оборота.
Некоторые экономисты основными показателями развития МРТ считают экспортную, импортную и, соответственно, внешнеторговую квоты; удельный вес страны в международной торговле по отдельным товарам; внешнеторговый оборот на душу населения и др.
Очевидно, каждый из названных показателей может быть использован для характеристики тех или иных аспектов участия страны во внешнеэкономических связях. В зависимости от степени важности того или иного аспекта в процессе конкретного анализа на первый план может выйти тот или иной показатель.



Вопрос 25.

Появление региональных экономических интеграционных объединений относится к середине XX в., а в настоящее время их насчитывается уже более 60.

Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.

Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками , которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

· взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;

· широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, НИОКР на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

· глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;

· целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц;

· региональностью пространственных масштабов интеграции, т.к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи.

Объединение в интеграционные группировки определялось рядом предпосылок :

· близостью уровней экономического развития и степенью рыночной зрелости интегрирующихся стран; за редким исключением (НАФТА , АТЭС ) межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми , либо между развивающимися странами ;

· географической близостью интегрирующихся стран, наличием в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;

· общностью экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.;

· демонстрационным эффектом - в странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги, оказывающие определенное психологическое воздействие на другие страны;

· «эффектом домино» - когда большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, и в результате также вынуждены вступить в интеграционное объединение.

Основными целями интеграции могут быть:

· использование преимуществ экономии масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек , прилив прямых иностранных инвестиций ;

· создание благоприятной внешнеполитической среды;

· решение задач торговой политики. Интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО;

· содействие структурной перестройке экономики;

· поддержка молодых отраслей национальной промышленности, т.к. для них возникает более широкий региональный рынок.

Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, наиболее значимые из которых:

· более широкий доступ хозяйствующих субъектов к различным ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям ;

· возможность производить продукцию в расчете на более емкий рынок;

· возможность оперировать на более широком рыночном пространстве;

· создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

· совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).

Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей.

Нашу библиотеку электронных курсов используют десятки вузов.Получи диплом в МИЭМП дистанционно

Интеграционный процесс обычно предваряется преференциальными торговыми соглашениями , которые заключаются на двусторонней основе, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам.

На первом этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли , предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами (всеми или большинством) и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него, согласовывая параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

Второй этап интеграции, таможенный союз , - отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Предполагается беспошлинная внутриинтеграционная торговля товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики .

На третьем этапе , общего рынка , - страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала , рабочей силы и технологий . Координация осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров. Одновременно создается постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС - Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат).

На четвертом , самом высоком, этапе происходит полная интеграция , предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки . Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов.

26. Международное разделение труда

высшая форма общественного территориального разделения труда; специализация производства отдельных стран на определённых видах продукции, которыми они обмениваются. Необходимость М. р. т. и его глубина определяются степенью развития производительных сил общества. На характер М. р. т., как и на другие формы экономических отношений между странами, решающее воздействие оказывают господствующие в них производственные отношения. М. р. т. лежит в основе расширения торговли между странами, составляет объективную базу развития мирового рынка (См. Мировой рынок).

Если на ранних этапах развития человеческого общества существовали лишь некоторые элементы М. р. т., связанные с различием природных условий в отдельных государствах, то появление развитых форм М. р. т. происходит в эпоху промышленного капитализма. Крупная машинная индустрия ведёт к углублению дифференциации производства (см. Разделение труда), развитию специализации и кооперации, выходящих за национальные границы. Кроме того, М. р. т. способствовал рост потребностей промышленных стран в огромных массах сырья и продовольствия, которые поставляли им экономически менее развитые государства. Крупная промышленность, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, «... впервые создала всемирную историю, поскольку поставила удовлетворение потребностей каждой цивилизованной страны и каждого индивида в ней в зависимость от всего мира и поскольку уничтожила прежнюю, естественно сложившуюся обособленность отдельных стран» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 3, с. 60).

Капиталистическое М. р. т. способствует подъёму производительных сил общества, более полному использованию материальных ресурсов стран на базе достижений науки и техники. Вместе с тем ему свойственны глубокие антагонистические противоречия, обусловленные эксплуататорской природой капитализма. Капиталистическое М. р. т. формируется стихийно. Регулятором процесса его развития выступает закон стоимости. Сравнение условий производства осуществляется в острой конкурентной борьбе между капиталистами разных стран на мировом рынке. При этом наиболее важен технический уровень, оказывающий существенное воздействие на издержки производства. Определённое значение для международной конкурентоспособности продукции имеют природные условия. Огромную роль в повышении конкурентоспособности товаров на мировом рынке играют меры буржуазного государства по форсированию экспорта, а также его политика по защите внутреннего рынка от притока извне более конкурентоспособных товаров (см. Протекционизм), направленная на создание относительно благоприятных условий для развития национального производства. Капиталистическое М. р. т. развивается в конкурентной борьбе, его направления неустойчивы.

На развитие М. р. т. в конце 19 века влияло то, что мелкое ремесленное производство во многих экономически менее развитых странах Азии, Африки и Латинской Америки, к тому же не защищенное национальным государством, не выдерживало конкуренции со стороны более дешёвых промышленных товаров из Западной Европы и разорялось, что придавало экономике этих стран всё более аграрно-сырьевую направленность. В эпоху империализма на М. р. т. существенное влияние оказывает Вывоз капиталаиз развитых капиталистических стран, который углубляет специализацию стран, отставших в своём экономическом развитии, на производстве сырья и продовольствия. Влияние на М. р. т. оказывают и Монополии международные, делящие между собой мировой капиталистический рынок. При капитализме М. р. т. складывается под воздействием не только экономических, но и внеэкономических факторов. Возникновение колониальной системы капитализма сопровождалось разрушением традиционной экономической структуры колоний, принудительным навязыванием этим странам производства преимущественно тех товаров, которые необходимы монополиям.

Уродливый характер капиталистического М. р. т. определяется тем, что, с одной стороны, образуется узкая группа империалистических держав, развитых в промышленном отношении. В этих странах возникает комплекс различных взаимосвязанных отраслей; в малых империалистических странах круг этих отраслей уже и они более специализированы в М. р. т. С другой стороны, выделяются страны, превращенные в аграрно-сырьевые придатки первых. Особенно уродливой является специализация экономики многих развивающихся стран на производстве одного-двух сельскохозяйственных или сырьевых товаров. Однобокая специализация отдельных стран служит тормозом экономического роста, ставит их в невыгодное положение на мировом капиталистическом рынке, способствует ограблению этих стран империалистическими державами с помощью неэквивалентного обмена. Капиталистическое М. р. т. выступает как объективный механизм установления отношений зависимости отсталых стран от промышленно развитых государств.

М. р. т. является орудием империалистической эксплуатации народов колониальных, полуколониальных и зависимых стран. Все выгоды от капиталистического М. р. т. присваивают монополии. Развитие капиталистического М. р. т., экономически связывая между собой различные страны, ведёт к интернационализации производства (См. Интернационализация производства), является важнейшим элементом формирования мирового капиталистического хозяйства.

Составной частью общего кризиса капитализма (См. Общий кризис капитализма) является кризис капиталистической системы М. р. т. От неё отпали страны, вступившие на путь строительства социализма. Возник новый тип М. р. т. - Международное социалистическое разделение труда. Новые элементы вносит в капиталистическое М. р. т. крах колониальной системы. Молодые суверенные государства прилагают усилия к созданию национальной экономики, развитию более разнообразной структуры хозяйства, его индустриализации. Изменилась роль освободившихся стран в М. р. т.: в условиях научно-технической революции на мировом рынке относительно снижается спрос, на сырьё и продовольствие, на производстве которых они специализированы. В начале 70-х годов на долю развивающихся стран, где проживает 2 / 3 населения капиталистического мира, приходилось около 1 / 10 его промышленного производства, однако эти страны давали почти 50 % добычи нефти и свыше 30 % добычи металлических руд. В экспорте развивающихся стран на сырьё и продовольствие приходится свыше 80 %. Учитывая новые тенденции на мировом рынке, монополии империалистических держав пытаются участвовать в создании отраслей обрабатывающей промышленности, новых и даже новейших производств в развивающихся странах, вкладывая в эти отрасли свои капиталы. Стремясь противостоять политике империалистических держав по сохранению их экономического господства над освободившимися странами, последние вступают на путь расширения экономических связей с социалистическими государствами, а также развивают взаимное экономическое сотрудничество. В ряде возникших интеграционных группировок развивающихся стран намечаются мероприятия по специализации и кооперированию производства, что содействует разделению труда между ними.

Углубляется М. р. т. между развитыми капиталистическими странами, вызванное дальнейшим ростом объёма производства, увеличением номенклатуры выпускаемой продукции. Если М. р. т. между развитыми и колониальными странами носило преимущественно межотраслевой характер, то разделение труда между промышленно развитыми странами происходит путём развития внутриотраслевой специализации. Этому способствуют рост миграции капитала; образование гигантских международных трестов, развивающих специализацию и кооперацию между своими предприятиями в разных странах мира; распространение соглашений о межфирменной специализации и кооперации производства. М. р. т. усиливается в рамках интеграционных группировок капиталистических стран, например в ЕЭС (см. Европейское экономическое сообщество).

Наряду с существованием двух типов М. р. т. - социалистического и капиталистического, развивается и всемирное разделение труда, охватывающее экономику стран, входящих в две мировые системы хозяйства. Для всемирного разделения труда важное значение имеет то, что в условиях научно-технической революции экономически эффективной становится специализация производства, выходящая за рамки не только отдельных государства, но двух противоположных мировых систем хозяйства. Кроме того, на него влияют также и географические факторы, в частности неравномерность распределения на земном шаре природных ресурсов, различия в климате и других условиях для ведения сельского хозяйства.

В Комплексной программе дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ указывается на то, что международное социалистическое разделение труда строится с учётом всемирного разделения труда. Страны - члены СЭВ будут продолжать развивать экономические и научно-технические связи с другими странами независимо от их общественного и государственного строя (см. Интеграция социалистическая экономическая). Расширение экономических отношений между социалистическими и развивающимися странами ведёт к углублению разделения труда между ними. В ряде развивающихся стран при содействии социалистических государств создаются производств, предприятия с учётом постоянных поставок их продукция в СССР и другие страны.

М. р. т. между социалистическими и капиталистическими странами получает развитие в связи с расширением взаимной торговли на базе долгосрочных контрактов. В конце 60 - начале 70-х годов СССР заключил контракты с рядом стран Западной Европы о поставках природного газа, с Японией - о разработке лесных ресурсов Дальнего Востока и другие. Сотрудничество подобного рода взаимовыгодно и порождает разделение труда между странами на сравнительно длительное время. Расширяется практика заключения соглашений между хозяйственными организациями социалистических стран и капиталистическими фирмами о специализации и кооперировании производства (см. Международное экономическое сотрудничество). Углубление экономических отношений между социалистическими и капиталистическими странами на базе развития всемирного разделения труда создаёт основу для мирного сосуществования.

27. Платёжный бала́нс - это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени» . Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение. Термин «платёжный баланс» впервые использовал Джеймс Денем-Стюарт в своей работе «Исследования о принципах политической экономии» (1767 г.) (Inquiry into the Principles of Political Economy). Стюарт определяет платёжный баланс как самостоятельное понятие, которое состоит из:

§ Расходов граждан за рубежом.

§ Платежей по долгам, основной суммы долга и процентов иностранцам.

§ Предоставления денежных займов другим странам. [источник не указан 474 дня ]

Таким образом, первоначально платёжный баланс отражал только совершённые платежи, а не все внешнеэкономические операции с материальными, финансовыми и интеллектуальными активами (внешнеэкономические операции - это операции между резидентамии нерезидентами).

В то же время надо отметить, что концептуальные основы, логика и структура построения современного платёжного баланса базируется на предыдущих представлениях о предназначении платёжного баланса.

Выделяют четыре вида (этапа) международной экономической интеграции, зону свободной торговли, таможенный союз, единый общий рынок, экономический и валютный союз.

Зона свободной торговли (ЗСТ) - первая интеграционная ступень, предусматривающая договоренность между государствами по поводу свободной от таможенных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами.

Положительными моментами создания ЗТС являются стабилизация и предсказуемость торговой политики государств - участниц такого альянса.

Отрицательные черты подобных соглашений состоят в том, что открытие границ определенного государства для импорта товаров и услуг из других стран может создать определенные трудности для отечественных производителей. Это связано с возможностью усиления конкуренции на внутреннем рынке и, как следствие - опасностью банкротств отечественных производителей из-за их не конкурентоспособности.

Таможенный союз (ТС) возникает на основе соглашений государств-участниц о полном упразднении таможенных пошлин при взаимообмене товарами и услугами. Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа. Как правило, единый тариф распространяется не на все виды товаров и услуг, а на часть из них. ТС является более совершенной интеграционной формой международного экономического сотрудничества, чем ЗСТ, поскольку не только ликвидирует таможенные ограничения, но и требует от стран-участниц проведения единой внешнеторговой политики.

Установление единого тарифа на определенные товары или услуги дает эффект потому, что либо позволяет защитить страны Союза от внешней зависимости, либо создает условия для стимулирования производства конкурентоспособной продукции внутри Союза, что благоприятно повлияет на внутри-союзный рынок и тем самым усилит развитие интеграционных процессов внутри ТС.

Единый рынок (ЕР) представляет более совершенную форму экономической интеграции, чем ЗСТ и ТС. Помимо всего, имевшего место на предыдущих уровнях, он предусматривает унификацию технических норм, единых экологических требований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзного предпринимательства.

Создание ЕР является длительным, сложным и противоречивым процессом. Особую трудность, как показал опыт создания Европейского общего рынка, представляет здесь проблема квот - т.е. установления долей в производстве, реализации и покупках товаров как внутри, так и за пределами каждой страны-участницы и единого рынка в целом.

Примером ЕР мог бы стать Союз между Россией и Белоруссией, а также альянс между Россией, Казахстаном и Киргизией. Однако пика эти Союзы реально малодейственны, а соглашения о свободной торговле к 2000 г. все еще не были ратифицированы парламентами этих стран (кроме случая между Россией и Белоруссией).

Экономический Союз (ЭС) - высшая форма современной межгосударственной интеграции.

Он представляет собой объединение государств на основе создания единого экономического, правового, военного и информационного пространства. ЭС, как правило, является составной частью межгосударственного союза.

В настоящее время в мире существует только один ЭС - Европейский Союз (ЕС). В рамках этого Союза, трансфрмировавшегося в 1993 г. из Европейского общего рынка, функционируют такие наднациональные органы управления, как Европейский парламент, Совет министров, Еврокомиссия, Суд и Европейский Совет.

В состав ЕС входят пока 15 европейских государств.

Экономическая часть Европейского Союза, хотя и реально существует, но все еще находится в стадии формирования. Этот процесс завершился созданием валютного Союза в 2001 г.

ЭС предполагает расширенную межгосударственную интеграцию, как в области производства, так и обращения. При этом естественным является то, что интересы (и не только экономические) стран - участниц Союза и Союза в целом не всегда могут совпадать. Более того, ЭС не только не ликвидирует межгосударственную конкуренцию, но и в ряде случаев может усиливать ее. Поэтому даже в рамках ЭС каждое отдельное государство-участник, поддерживая общесоюзный интерес, приоритетным для себя оставляет свой национальный интерес.

Так, Англия, являясь полноправным членом ЕС, в то же время пока воздерживается от подписания конвенции о свободном перемещении людей в общих границах Союза. Не торопится она и с переходом на единую общесоюзную валюту.

Не исключено, что в ряде случаев страны-участницы того или иного экономического альянса могут в определенной мере, и поступиться собственными национальными интересами.

Объединение отдельных государств в любого рода союзы не ликвидирует существующих между ними различий. В союзы могут входить как относительно богатые, так и бедные страны, экономически развитые и развивающиеся, великие державы и сравнительно малые государства.

Большая дифференциация стран, их неодинаковые возможности и различные интересы приводят к тому, что от реализации международных экономических связей они получают неодинаковый результат. Наибольшую выгоду от международной экономической интеграции получают, как правило, экономически развитые, богатые и политически стабильные государства. Это объясняется тем, что, во-первых, именно развитые страны производят сейчас наиболее прибыльную наукоемкую и трудоемкую продукцию и, во-вторых, экспорт капитала (которым, естественно, обладают богатые страны) является наиболее доходной формой современного бизнеса.

Страны-аутсайдеры различных международных экономических альянсов, вступив в них, также преследуют свой национальный экономический интерес. Не получая сверхвысоких доходов, они приобретают возможности и средства для более ускоренного чем ранее экономического роста, для достижения уровня экономически развитых и богатых стран. Таким путем прошли Япония, Австралия, Южная Корея и сейчас идут Сингапур, Тайвань и Малайзия.

Отстаивая собственные национальные интересы, страны-участницы мирохозяйственных связей усиливают конкурентную борьбу, поднимая ее на более высокий виток. Международная конкуренция сейчас ведется одновременно на двух уровнях: между странами-участницами любого экономического объединения и между отдельными экономическими ассоциациями (союзами) государств. Примерами внутрисоюзной конкуренции могут служить так называемые винные и мясные «войны» между Францией, Испанией, Италией и Германией в рамках ЕС, а также сахарная «война» между Россией и Украиной за рынки сбыта и квоты на территории стран СНГ.

Примером международной конкуренции другого уровня является борьба между США и Японией, с одной стороны, и стран ЕС за рынки на территориях России и государств СНГ.

Предпосылки и цели международной интеграции

Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Предпосылки интеграции :

1. Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующих стран;

2. Географическая близость интегрирующих стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;

3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.;

4. Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны;

5. «Эффект домино». После того как большинство стран какого-то региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают трудности, связанные с переориентацией интересов стран-членов объединения друг на друга.

Цели интеграции

    Использование преимуществ экономики масштаба. В результате расширения размеров рынка сокращаются издержки и извлекаются другие преимущества на основе теории экономики масштаба, а это позволяет привлечь иностранные прямые инвестиции на рынки значительных размеров. Эти цели особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки;

    Создание благоприятной внешнеполитической среды, т.е. укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и др. неэкономических областях (интеграционные объединения стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока);

    Решение задач в торговой политики. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран в ВТО при переговорах более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики (интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии);

    Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику, к региональным торговым соглашениям стран с высоким уровнем экономического развития, создает каналы для передачи рыночного опыта, с другой стороны, в результате рыночных реформ создаются новые полноценные и емкие рынки (подключение европейских стран к ЕС).

    Поддержка молодых отраслей национальной промышленности и с/х. Для местных производителей создается более широкий региональный рынок

Этапы интеграции и типы интеграционных объединений.

1-ый уровень . Между странами заключаются преференциальные торговые соглашения, Пример: соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и странами бывшего СССР. Преференциальные соглашения рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса и предусматривают:

1) снижение тарифных и иных барьеров во взаимной торговле;

3) никаких межгосударственных органов для управления торговым союзом не создаются.

2-ой уровень Страны создают зоны свободной торговли, предусматривающие:

1) отмену тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле (кроме продуктов с/х);

2) сохранение национальных тарифов в отношении 3-х стран;

3) свободу движения товаров и услуг между странами, вошедшими в зону (кроме продуктов с/х);

4) зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов. Пример: Североамериканская ЗСТ, 1994 г. создания. Страны-члены: Канада, США, Мексика.

3-ий уровень Образование таможенного союза (ТС), на основе которого осуществляется:

1) отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле;

2) единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении 3-х стран;

3) полная свобода перемещения между странами-членами товаров и услуг;

4) координация межгосударственным советом на уровне министров, опирающимся на секретариат. Пример: Ассоциация ЕС с Турцией, Арабский общий рынок, 1964: Египет, Ирак, Иордания, Ливия, Мавритания, Сирия, Йемен и др.

4-ый уровень Создание общего рынка. Интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства, что требует более высокого уровня межгосударственной координации: встречи глав государств, руководителей министерств финансов, Центральных Банков, других ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. Пример: в рамках ЕС - это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

5-ый уровень - интеграция превращается в экономический союз, который предусматривает: 1) единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении 3-х стран;

2) свободное межстрановое движение товаров, услуг и факторов производства;

3) координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной;

4) правительства отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов с целью обеспечения оперативного регулирования интеграционного объединения (в рамках ЕС - это комиссия ЕС). Принципиально возможно и существование и 6-го уровня интеграции –политического союза, который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношении с 3-ми странами надгосударственным органам. Однако ни одна интеграционная группировка такого уровня развития не достигла.

Замечание: Несмотря на быстрый рост числа интеграционных объединений большинство из них находятся на ранних стадиях становления.