Основные элементы хозяйственного механизма некоммерческой организации. Негосударственные пенсионные фонды в рф

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В 2012 году производятся первые выплаты по ОПС. Закон о выплатах накопительной части пенсии был принят Государственной Думой в конце 2011 года, однако он требует существенной доработки и принятия дополнительных нормативных актов. В доработке законодательства должны принимать участие все четыре ведомства, из чего следует, что существует высокая вероятность неготовности нормативной базы к положенному времени и риск срыва сроков выплат пенсий по закону. А проблемы с выплатой первых пенсий могут нанести серьёзный удар по репутации НПФ. Наличие единого профильного регулятора отрасли способствовало бы предотвращению ситуаций, подобных той, что возникла при принятии и доработке выплатного закона.

Споры по поводу целесообразности введения единого регулятора в пенсионном сегменте ведутся уже давно. Однако в последнее время управляющие НПФ преимущественно высказываются за его создание. Так, по итогам интерактивного опроса, проведенного рейтинговым агентством ЭкспертРА, в рамках IV ежегодной конференции «Будущее пенсионного рынка», подавляющее большинство руководителей пенсионных фондов (88%) были уверены, что для гармоничного развития пенсионному рынку необходим единый регулятор. При этом большинство участников интерактивного опроса считают, что профильным регулятором должна стать ФСФР или отдельный орган при ФСФР (67%) .

Демографический риск в деятельности НПФ обусловлен изменениями в состоянии демографической ситуации. Заметно нарастает численность населения пенсионного возраста. По прогнозам Росстата, в ближайшие 20 лет в полтора раза ухудшится соотношение между населением в рабочем и в пенсионном возрасте. К 2050 году, согласно прогнозам ООН, это соотношение снизится почти в 2,5 раза. Если посмотреть на 100-летнюю динамику с 1950 по 2050 год, можно заметить, что число пенсионеров на одного работника возросло в пять раз. По данным Росстата за 2011 год средняя продолжительность жизни в России составила 69 лет. Вместе с тем наблюдается тенденция неуклонного повышения продолжительности жизни в следствие улучшения ее качества и условий труда. К примеру, средняя продолжительность жизни женщины в РФ с 1940 года выросла на 44% с 42 до 74 лет. Ясно, что в таких условиях механизм пенсионной системы не может действовать без серьезных изменений. Поэтому в настоящее время встал вопрос о повышении пенсионного возраста в РФ. Это обстоятельство в свою очередь может существенно отразиться на деятельности НПФ.

Необходимо учитывать перечисленные риски, а также принимать во внимание возможность возникновения иных рисков. Исключение рисков из рассмотрения может привести к превышению размера принятых фондом обязательств по выплате пенсий над размером сформированных пенсионных резервов. Несмотря на то, что актуарные ошибки проявятся, возможно, далеко не в первые годы деятельности НПФ, они с большой вероятностью окажут негативное влияние на надежность фонда. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что достижение абсолютной надежности НПФ невозможно, однако, комплекс предпринимаемых мер, учитывающих все категории рисков, в значительной степени способствует повышению надежности НПФ.

НПФ уже создали социально значимую основу негосударственной системы накопительных пенсий. Для ее развития нужно изменить формат госрегулирования НПФ, внедрять стандартизацию и повысить надежность участников. Постепенный переход от строгой ограничительной политики в области размещения пенсионных средств к правилам разумного инвестирования, развитие собственных систем риск-менеджмента в фондах и УК, а также выстраивание более четких взаимоотношений с УК должны стать приоритетными направлениями совершенствования бизнес-процессов НПФ в целях укрепления их надежности.

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НПФ

3.1 Совершенствование деятельности отечественных негосударственных пенсионных фондов

Неоспоримым преимуществом НПФ по сравнению с коммерческими банками, страховыми компаниями и т.п. является их некоммерческий статус. Большая доля доходов, полученных ими от размещения средств пенсионных резервов, инвестирования пенсионных накоплений (через УК), иных видов деятельности (не противоречащих их правовому статусу) направляется на увеличение средств на пенсионных счетах участников/застрахованных лиц фонда в рамках НПО либо ОПС.

Нынешний статус НПФ создает ряд проблем, препятствующих дальнейшему развитию отрасли, в частности: нечетко закреплены права учредителей, возникают трудности при реорганизации (слияниях и поглощениях), у инвесторов отсутствуют стимулы к вложению средств в имущество для осуществления уставной деятельности (ИОУД) и др. По-видимому, изменение правового статуса НПФ способствовало бы их решению.

Вместе с тем превращение НПФ в коммерческую организацию повлекло бы за собой не только необходимость разработки и внедрения новой правовой базы, но и возникновение конфликта интересов владельцев фонда (чьей основной целью в данном случае станет получение прибыли), с одной стороны, и застрахованных лиц (заинтересованных в сохранении и приросте пенсионных средств для увеличения будущей пенсии) -- с другой. Таким образом, в изменении правового статуса НПФ на коммерческий потенциально заложено противоречие между целями коммерческой организации и социальной ориентированностью деятельности фондов.

В настоящее время в российском правительстве обсуждается вопрос об изменении правового статуса НПФ на статус хозяйственных обществ, что, по сути, равноценно изменению статуса НПФ на статус коммерческой организации, поскольку по ныне действующему законодательству хозяйственные общества существуют только в этом качестве. Причем прямое преобразование НПФ как некоммерческой организации в хозяйственное общество невозможно. Для этого необходимо фонды ликвидировать и создать новые в виде хозяйственных обществ. Это означает, что нельзя будет перевести уже сформированные накопления во вновь зарегистрированные организации. Новые организации надо будет регистрировать, оформлять лицензии и заново формировать капитал. Непонятно, что будет и с уже существующими в НПФ накоплениями. В соответствии с ФЗ РФ ”О негосударственных пенсионных фондах” ликвидация фонда подразумевает, что средства пенсионных накоплений застрахованных лиц в трехмесячный срок передаются в ПФР, который становится правопреемником фонда в части исполнения обязательств перед застрахованными лицами.

Учитывая огромную социальную значимость рассматриваемых организаций, их возрастающую роль в системе обязательного пенсионного страхования представляется необходимым сохранить нынешний статус НПФ как наиболее соответствующий их целям и задачам. Решить же указанные выше проблемы, можно посредством изменения организационно-правовой формы НПФ (например, выделив такие фонды в качестве самостоятельного вида некоммерческих организаций).

В настоящее время даже при нынешнем статусе НПФ как некоммерческой организации доверие населения к этому институту еще невелико. Так, проведенный исследовательской группой ”Человек и деньги” фонда ”Общественное мнение” в январе-феврале 2011 г. всероссийский опрос населения, показал, что 15% россиян не уверены в надежности НПФ и только 10% готовы вкладывать свои средства в фонды для формирования будущей пенсии. Полагаем, что изменение статуса НПФ на коммерческий увеличит степень недоверия россиян к этому финансовому институту.

В системе НПО фонды аккумулируют пенсионные взносы, организуют размещение пенсионных резервов, ведут учет пенсионных обязательств, назначение и выплату негосударственных пенсий своим участникам. Таким образом, НПФ -- это социально ориентированный институт, функционирующий в системе пенсионного обеспечения. При этом важно отметить, что в отличие от иных финансовых институтов НПФ принимают на себя долгосрочные обязательства (в среднем более чем на 15 лет) социально-страхового характера. Но поскольку фонды имеют право самостоятельно размещать пенсионные резервы, а через УК участвовать в инвестировании пенсионных накоплений, то их госрегулятор относит и к коллективным инвесторам.

Кроме того, НПФ нередко выступают в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Осуществление такой деятельности НПФ возможно в силу п.2 ст.7 и ст.24 ФЗ РФ ”О некоммерческих организациях”. Ограничения на деятельность НПФ перечислены только в ст.14 ФЗ РФ ”О негосударственных пенсионных фондах” и не предполагают запрета на осуществление фондами предпринимательской деятельности с использованием имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности. Вместе с тем такая деятельность сопряжена со значительными рисками. Вот почему в последнее время при принятии решений суды все чаще исходят из полного запрета предпринимательской деятельности для фондов.

3.2 Проблемы и пути решения НПФ

Опыт функционирования НПФ в России свидетельствует, что для полноценного развития требуется затратить еще достаточно много усилий государству, работодателям, работникам, самим фондам. О потенциальных возможностях рынка негосударственных пенсионных услуг говорит тот факт, что в промышленно-развитых странах вкладчиками в негосударственные пенсионные планы являются около 70% работающего населения. По данным Росстата численность экономически активного населения России в 2013 году составила примерно 75 млн. человек. Если ориентироваться на практику развитых стран, то вкладчиками НПФ могут стать около 50 млн. человек.

В нашей стране для дальнейшего развития частного пенсионного обеспечения настоятельно необходимо совершенствование операций, связанных с пенсионным обеспечением. В первую очередь это отмена налога на прибыль по доходу от размещения пенсионных резервов, а также предоставление налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при выплатах негосударственных пенсий, не превышающих десять тысяч рублей в месяц.

В накопительной части пенсионной системы России, включающей пенсионные накопления государственной и частных управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, а также пенсионные резервы НПФ сосредоточены значительные инвестиционные ресурсы, позволяющие решать долгосрочные стратегические задачи. К сожалению, этот инвестиционный потенциал в полной мере не реализуется. Управляющие компании фактически преобразуют долгосрочные ресурсы в краткосрочные активы: почти 70% активов НПФ размещены на сроки менее одного года, что обусловлено отсутствием надежных долгосрочных инструментов инвестирования.

Вместе с тем, потребность в долгосрочных инструментах испытывают как компании, реализующие инфраструктурные проекты, так и НПФ, нуждающиеся в надежном размещении «длинных» денег.

Необходимо незамедлительно улучшить сложившееся положение, перестроив сложившуюся систему инвестирования пенсионных резервов и накоплений. Совершенствование системы должно опираться на реализацию разумной финансовой политики и предполагать переход к широко распространенному в мире принципу «ответственного поведения», который позволяет НПФ более адекватно реагировать на рыночные вызовы при сохранении прозрачности и надежности инвестиций.

Для развития отрасли НПФ необходимо развитие финансового рынка, а именно создание долгосрочных инструментов с гарантированной доходностью (например, пенсионных облигаций).

Чтобы максимально защитить интересы вкладчиков, участников и застрахованных лиц фондов требуется создание системы риск-менеджмента в самих фондах. В настоящее время существуют две модели взаимодействия НПФ и УК в области контроля за осуществлением инвестиций. Первая -- предполагает создание в НПФ отдельного подразделения, отвечающего за управление финансовыми рисками (риск-менеджмент). При этом фонд самостоятельно разрабатывает свою инвестиционную стратегию и транслирует ее в УК, проводит жесткий аудит методик УК и осуществляет контроль за исполнением переданной в УК инвестиционной декларации. Однако в настоящее время существует небольшое количество фондов, где действует такая модель. Большинство фондов систему управления рисками перекладывает на УК -- вторая модель.

Для успешного развития НПФ необходимо усовершенствовать пенсионное законодательство в направлении модернизации накопительного компонента, определив гарантии и права собственности на средства пенсионных накоплений, принять, наконец, зависший на долгие годы закон, определяющий порядок расчета и выплаты накопительной части трудовой пенсии. Представляется целесообразным объединить в одном нормативном акте регулирование инвестирования средств накопительной части обязательной и добровольной пенсионных систем.

Широкие перспективы роста НПФ в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) у системы профессионального пенсионного страхования (ППС), где потенциальными застрахованными могут быть около 20% всех работающих. В отличие от ОПС, уже в начальном периоде становления профессионального пенсионного страхования НПФ смогут составить конкуренцию ПФР, поскольку им в настоящее время отводится ключевая роль в функционировании ППС.

На развитие частного сектора пенсионного обеспечения существенное влияние несомненно окажет становление в России культуры личного финансового планирования, его распространение на период всего жизненного цикла, развитие пенсионного планирования как его важнейшего (и, возможно, наиболее трудоемкого) элемента. Несмотря на то, что уровень финансовой грамотности в стране невысок, наблюдается тенденция к ее росту. Ряд представителей среднего класса перестает полагаться исключительно на государство и связывает свое пенсионное будущее с негосударственными пенсионными фондами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

негосударственный пенсионный фонд

В целом отрасль НПФ динамично развивается. В то же время население страны еще недостаточно вовлечено в систему НПО. Большая часть договоров НПО -- это корпоративные договоры. Население по-прежнему не доверяет финансовым институтам, в том числе и НПФ. Общее число участников системы НПО не превышает 9,3% занятых в экономике. В этой связи необходимы меры по государственному стимулированию как граждан, так и работодателей к формированию добровольных пенсионных накоплений (например, через создание стимулирующей системы налогообложения).

Проанализировав НПФ, можно отметить что явным лидером является НПФ «Газфонд»., объем собственного имущества которого составляет 21% от размера активов всех негосударственных пенсионных фондов.это говорит о его стабильности и надежности.

Одна из главных причин сложившейся ситуации на рынке НПО -- отсутствие механизмов, способных заинтересовать клиентов. Большинство фондов предлагают инвестиционную доходность по действующим продуктам ниже ставки банковского депозита. До принятия ФЗ РФ ”Об обязательном страховании банковских вкладов” это срабатывало: НПФ считались одними из самых надежных финансово-инвестиционных структур, соотношение риск/доходность было сбалансировано. Теперь банки могут обеспечить своим клиентам не менее высокую надежность по вкладам, и частные фонды на этом фоне явно проигрывают.

Во многом дальнейшее развитие отрасли НПФ связано с принятием тех решений, которые определят судьбу пенсионных накоплений в рамках системы ОПС. Динамика пенсионного рынка в 2011 г. подтвердила основные тенденции последних лет -- сегмент негосударственного пенсионного обеспечения развивается более медленными темпами, чем ОПС. Действительно, темпы увеличения пенсионных накоплений в фондах и количества застрахованных в них лиц гораздо выше, нежели динамика пенсионных резервов и количества участников, хотя ПР по-прежнему превосходят пенсионные накопления в денежном выражении. При этом рост НПО в 2013 г. составил примерно 10%. Вместе с тем стабилизировалась и клиентская база по НПО (в 2011 г. темп ее годового прироста -- 3%). Соответственно, можно говорить об относительном насыщении рынка НПО, основным фактором роста которого было создание корпоративных пенсионных программ.

Необходимо отметить, что дополнительное пенсионное обеспечение следует рассматривать как важную составляющую всей пенсионной системы, позволяющую реализовать право граждан на достаточный и регулируемый ими уровень пенсии и имеющую все предпосылки стать компенсатором невысокой государственной пенсионной страховки. Эффективное развитие негосударственного пенсионного обеспечения предполагает совершенствование защиты и обеспечения прав и интересов граждан в указанной сфере. Государству выгодно перенесение части пенсионных рисков граждан из системы государственного социального страхования в частную сферу, поэтому необходимо проводить работу по пропаганде дополнительного пенсионного страхования, разъясняя населению принципы и выгоды данного института. Кроме того, требует усовершенствования система управления рисками в НПФ и правовая база в области пенсионной системы, также целесообразно использовать механизм добровольного решения о выходе на пенсию, что позволит повысить трудовую защищенность граждан.

Список литературы

1. Бровчак С.В. Анализ рисков, возникающих при работе НПФ //Страховое дело URL: http://www.ins-education.ru/index.php/2011-01-26-11-45-23/4-2007/415-2011-10-28-23-27-49

2. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. - М.: Академия, 2009.

3. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. - М.: Академия, 2009.-С.39.

4. Горшков А.В. Право социального обеспечения. - М.: Омега-Л, 2009.

5. Горшков А.В. Право социального обеспечения. - М.: Омега-Л, 2009.-С.56.

6. Данилова, Т.Н. Негосударственные пенсионные фонды - институт коллективного инвестирования сбережений населения / Т.Н. Данилова, О.С. Смирнова // Финансы и кредит. - 2004. - N 21. - С. 18-22.

7. Денисова И.П. Социальная политика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

8. Денисова И.П. Социальная политика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. -С.114.

9. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения. Конспект лекций. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010.

10. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения. Конспект лекций. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010.-С.73.

11. Итоги интерактивного опроса на IV ежегодной конференции «Будущее пенсионного рынка» // Бюллетень ЭкспертРА. - 2012, 4 мая.

12. Куликова, Е.И. Оценка факторов участия на рынке ценных бумаг / Е.И. Куликова // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - N 1. - С. 156-166

13. Люлев Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования. //Вопросы экономики. - 2007. - №8.

14. Люлев Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования. //Вопросы экономики. - 2007. - №8.-С.12.

15. Медведик В.П. Пенсионная реформа и негосударственные пенсионные фонды // Каротажник. - 2006. - № 1.

16. Медведик В.П. Пенсионная реформа и негосударственные пенсионные фонды // Каротажник. - 2006. - № 1. -С.11.

17. Минкина П. О путях повышения эффективности инвестирования средств пенсионных фондов // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 5.

18. Минкина П. О путях повышения эффективности инвестирования средств пенсионных фондов // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 5.-С.16.

19. Минкина П. О путях повышения эффективности инвестирования средств пенсионных фондов // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 5.-С.14.

20. Михальчук В.Ю. Риски в деятельности НПФ и объединенные гарантийные фонды. Актуальные проблемы негосударственного пенсионного обеспечения // Сборник материалов комитета по пенсионным технологиям национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов. Вып.1. Опыт развития рынка. - М., 2003. - С.110-120.

21. Пенсионный рынок России по итогам 2011 года // Бюллетень ЭкспертРА. - 2012, 25 апреля.

22. Роик В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. - М.: МИК, 2007.

23. Роик В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. - М.: МИК, 2010.-С.56.

24. Роик В.Д. Пенсионная система России: вызовы XXI века и пути модернизации // Питер. - 2012. - С.249-256.

25. Сухорукова Е.В. Пенсионная система России: проблемы и перспективы реформирования // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2010. - № 5. - С.122-139.

26. Тарасова, Л.С. Негосударственные пенсионные фонды: как распорядиться накоплениями / Л.С. Тарасова // Справочник кадровика. - 2006. - N 7. - С. 95-111.

27. Тимофеева А.А. Совершенствование критериев отбора акций при инвестировании средств пенсионных накоплений частными управляющими компаниями // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - № 6. - С.80-83.

28. Федеральный закон от 24 июля 2002г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

29. Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

30. Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко, 2008.

31.Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко, 2008. -С.89.

32. Чеховских И.А. Управление персоналом. В вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2010.

33. Чеховских И.А. Управление персоналом. В вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2010. -С.18.

34. Шафигулин А.Р. Правовые основы пенсионной системы Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

35. Шафигулин А.Р. Правовые основы пенсионной системы Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-С.146.

36. Шибалкин Ю.А. Основы управления поведением персонала предприятия. Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2002.

37. http://www.pensiamarket.ru/Partners.aspx?type=npf&id=11

38. http://www.lukoil-garant.ru/

39. http://gazfond.ru/

40. http://npf.investfunds.ru/

41. http://www.pfrf.ru/non_state_pension_funds/

42. http://rating.rbc.ru/article.shtml?2010/09/21/32968984

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ нормативной базы, регламентирующей отношения в сфере деятельности негосударственных пенсионных фондов. Существующие проблемы в данной области и пути их разрешения. Развитие негосударственных форм пенсионного обеспечения, оценка перспектив.

    статья , добавлен 25.05.2016

    История развития, виды и принципы организации негосударственных пенсионных фондов в России, законодательное регулирование их деятельности. Международная практика пенсионного обеспечения. Налогообложение прибыли негосударственных пенсионных фондов.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Становление и развитие современной пенсионной системы в России. Организационно-правовая характеристика НПФ "Согласие". Формы участия НПФ в системе пенсионного обеспечения. Отличия негосударственного пенсионного фонда от государственного, преимущества НПФ.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2014

    Перспективы правового регулирования отношений по доверительному управлению пенсионными резервами. Анализ доходной и расходной частей бюджета пенсионного фонда. Роль участников инвестирования пенсионных накоплений в управлении бюджетом пенсионного фонда.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2009

    Основные понятия и сущность пенсионного страхования. Органы, осуществляющие пенсионное страхование. Анализ современного состояния Пенсионного фонда России. Перспективы развития пенсионных фондов. Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Понятие и значение негосударственных пенсионных фондов, нормативно-правовая основа их деятельности, права и обязанности. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения на современном этапе и пути их разрешения. Правовые проблемы исчисления пенсий.

    контрольная работа , добавлен 17.09.2011

    Основные направления деятельности негосударственных пенсионных фондов. Параметры, от которых зависит размер пенсии. Этапы реформирования пенсионной системы. Средний размер назначенных пенсий в России. Страховые принципы развития пенсионной системы РФ.

    доклад , добавлен 25.11.2011

    Теоретические основы социального страхования и пенсионного обеспечения. Механизмы социальной защиты. Развитие пенсионного обеспечения. Тенденция пенсионных выплат. Индексация пенсий в Российской Федерации. Перспективы развития пенсионного обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Понятие институционального инвестора и соотношение с иными видами инвесторов. Особенности организационно-правовой формы акционерных, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2017

    Ключевые этапы становления негосударственного пенсионного фонда. НПФ - организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Классификация пенсионных схем. Компетенция Совета фонда. Требования к размещению пенсионных резервов.

Взаимодействие органов социального обеспечения с органами исполнительной власти, профсоюзных и другими общественными организациями.

Взаимодействие органов социального обеспечения с Федеральной налоговой службой, Федеральным казначейством.

Следует различать «негосударственные пенсионные фонды» (НПФ), находящиеся в разных юрисдикциях - российской и украинской. Суть организаций - одна и та же, но имеются существенные отличия правового характера.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО); деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС); деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).

Таким образом негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму.

Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона.

На основании Указа в 1993-1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

К концу 1996 года. выдано 26 разрешений на осуществление некоммерческой деятельности по формированию активов путем привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме.

К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям.

До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.

В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательство РФ определяет как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля.

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим требованиям: стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 10 % общей стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в векселя, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Например: если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1.5 миллиона рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются; если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются.

С 2008 г. в целях стимулирования россиян к активному управлению своей пенсией, государство запустило программу софинансирования пенсии.

В рамках этой программы застрахованное лицо (то есть любой, у которого имеется Свидетельство государственного пенсионного страхования) после вступления в Программу и перечисления взносов на свой пенсионный счет получит равную сумму от государства.

С 2008 г. выдается материнский капитал семьям, в которых родился или был усыновлен второй (третий или последующий) ребенок. Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ.

Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему - некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно - через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев - в соответствии с договором - вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок ее получения.

Контроль за деятельностью НПФ:

Ежегодный: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам; Пенсионный фонд Российской Федерации; Независимый аудитор; Независимая актуарий; Счетная палата.

Ежеквартальный:Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам.

Ежемесячный: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам.

Еженедельный: Федеральная служба по финансовым рынкам; Пенсионный фонд Российской Федерации

Ежедневный: Специализированный депозитарий

5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных резервов по состоянию на 31.03.2010: НПФ Газфонд; НПФ Благосостояние; Ханты-Мансийский НПФ; НПФ Транснефть; НПФ электроэнергетики

5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных накоплений по состоянию на 31.03.2010: НПФ Благосостояние; НПФ Лукойл-Гарант; НПФ Норильский Никель; НПФ Газфонд; НПФ электроэнергетики

Исходя из характера развития фондов, можно условно выделить следующие типы НПФ:

Кэптивные - развивают преимущественно корпоративные пенсионные программы компаний - учредителей и их родственных структур. В портфеле активов под управлением значительно преобладают пенсионные резервы над пенсионными накоплениями. Пример: НПФ Транснефть.

Корпоративные (условно кэптивные) - деятельность таких фондов по-прежнему основывается на обслуживании корпоративных пенсионных программ своих учредителей. При этом с каждым годом доля пенсионных накоплений в портфеле активов возрастает. Преимущественно изменение статуса с кэптивного на корпоративный связано с привлечением пенсионных накоплений имеющихся по корпоративным программам клиентов. Пример: НПФ Благосостояние, НПФ Норильский Никель.

Территориальные - действуют преимущественно в рамках отдельного региона или группы регионов. В большинстве случаев такие Фонды были образованы при поддержке действующей законодательной и исполнительной властей. Пример: Ханты-Мансийский НПФ, НПФ Эрэл.

Открытые (универсальные) - будучи в большинстве случаев независимыми от крупных финансово-промышленных групп, строят свою деятельность на обслуживании максимально широкого круга как физических, так и юридических лиц. В активах обычно преобладают пенсионные накопления. Пример: НПФ Европейский пенсионный фонд, НПФ "Райффайзен19. Организация персонифицированного учета органами ПФ РФ.

Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ

Учет строится на принципах:

Единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в РФ

Всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;

Доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;

Использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ

Соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем

Осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству РФ

НПФ как некоммерческая организация

В настоящее время в большинстве развитых стран существует смешанная пенсионная система, которая включает три уровня пенсионного обеспечения граждан: государственное пенсионное страхование; государственное пенсионное обеспечение; дополнительное пенсионное страхование (обеспечение).

До недавнего времени в России господствовала государственная пенсионная система. Ее можно охарактеризовать как всеобщую распределительную систему, построенную на принципе «солидарности поколений». Такого рода пенсионная система практически не учитывает личный трудовой вклад работника в общественное производство, а также не гарантирует размер пенсии, позволяющий человеку обеспечить нормальные условия жизни. Поэтому в соответствии с концепцией реформы пенсионного обеспечения предполагается дополнить государственную пенсионную систему негосударственной.

Создание негосударственной пенсионной системы предполагает внедрение двух форм дополнительного пенсионного страхования: дополнительного пенсионного обеспечения профессиональных систем отдельных предприятий, территорий, отраслей, а также личного страхования граждан. Обе формы призваны «работать» на основе накопления средств физических и юридических лиц на персональных пенсионных счетах. Существенную роль в системе дополнительного пенсионного обеспечения занимают негосударственные пенсионные фонды.

– особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании одноименных договоров с вкладчиками фонда в пользу его участников. Законодательной базой для создания и функционирования НПФ в Российской Федерации являются Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ (ред. от 02.12.2004), Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 23.12.2003), другие федеральные законы.

Вкладчик НПФ юридическое или физическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу назначенных им участников.

Участник НПФ физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому в силу заключенного между вкладчиком и фондом пенсионного договора должны производиться или производятся выплаты негосударственных пенсий. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

Деятельность НПФ включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Учредителями (учредителем) фонда могут быть юридические и физические лица. Учредители (учредитель) не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является его собственностью.

Негосударственный пенсионный фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации. Фонд имеет право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению населения с даты получения разрешения (лицензии) на осуществление указанной деятельности.

Учредительными документами фонда являются устав и учредительный договор.

Негосударственные пенсионные фонды можно классифицировать на открытые и закрытые.

Негосударственный пенсионный фонд открытого типа – фонд, созданный для пенсионного обеспечения физических и юридических лиц, которые не являются учредителями фонда.

Негосударственный пенсионный фонд закрытого типа создается одним или несколькими юридическими лицами для обслуживания преимущественно сотрудников данной организации (организаций). НПФ закрытого типа также именуется «корпоративным фондом». Вкладчиками такого рода фондов являются обычно их учредители и (или) подконтрольные им фирмы. В то же время «корпоративный фонд» может работать и непосредственно с физическими лицами, которые являются сотрудниками этих фирм.

Деятельность НПФ

В процессе своей деятельности НПФ выполняет следующие функции:

Разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;

Заключает пенсионные договоры;

Аккумулирует пенсионные взносы;

Ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов;

Заключает договоры с управляющим (управляющими);

Формирует и размещает самостоятельно или через управляющего (управляющих) собственные средства, включая пенсионные резервы;

Ведет в установленном порядке бухгалтерский учет;

Осуществляет актуарные расчеты;

Производит выплаты негосударственных пенсий;

Осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;

Предоставляет в установленном государственным уполномоченным органом порядке информацию о своей деятельности.

Пенсионные правила фонда регулируют его деятельность. Правила НПФ – это документ, определяющий порядок и условия исполнения фондом обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Он разрабатывается фондом с учетом требований федерального законодательства, утверждается советом фонда и регистрируется в порядке, установленном государственным органом в области пенсионного обеспечения, на который Правительством РФ возложен контроль за деятельностью фондов.

Правила фонда должны содержать:

Перечень видов пенсионных схем, применяемых фондом, и их описание;

Положения об ответственности фонда перед вкладчиками и участниками и условия возникновения и прекращения обязательств фонда;

Положение о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов в фонд;

Положение о направлениях и порядке размещения пенсионных резервов;

Положение о порядке ведения пенсионных счетов и информирования об их состоянии вкладчиков и участников;

Перечень пенсионных оснований;

Положение о порядке и об условиях выплаты негосударственных пенсий;

Положение о порядке изменения или прекращения пенсионного договора;

Перечень прав и обязанностей вкладчиков, участников фонда;

Положение о порядке формирования пенсионных резервов;

Положение о порядке расчета выкупной суммы;

Положение о порядке предоставления вкладчикам и участникам информации об управляющем и о депозитарии, с которыми фондом заключены договоры на оказание услуг;

Методику осуществления актуарных расчетов обязательств фонда;

Нормативы определения размера оплаты услуг фонда, управляющего и депозитария;

Положение о порядке и об условиях внесения изменений и дополнений в правила фонда.

Пенсионные основания условия (условие) приобретения участником НПФ права на получение негосударственной пенсии.

Большая роль в деятельности НПФ отводится пенсионным схемам.

Пенсионная схема совокупность условий, определяющих порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий. Существует множество пенсионных схем. К наиболее распространенным из них относятся накопительные и бюджетные (распределительные) схемы.

Накопительныепенсионные схемы ставят размер пенсионных выплат в зависимость от числа участников НПФ, приращения их взносов за счет инвестирования. В зависимости от взаимоотношений пенсионного фонда с клиентами различают два вида накопительных схем: трастовые и страховые. Трастовая схема основана на том, что собственником денежных средств является участник фонда. Фонд распоряжается средствами на условиях доверительного управления. При трастовых схемах средства, находящиеся на пенсионных счетах, наследуются. Страховые схемы предполагают, что пенсионные накопления являются собственностью фонда.

Бюджетная пенсионная схема не подразумевает накопления средств. В этом случае взносы вкладчиков лишь перераспределяются. Как правило, бюджетная схема на практике широко не используется.

Отношения с вкладчиками НПФ строит на основании пенсионного договора. Последний представляет собой соглашение между фондом и его вкладчиком в пользу участника фонда, в силу которого вкладчик обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд в установленные сроки и в определенных размерах, а фонд обязуется выплачивать его участнику при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой негосударственную пенсию. Пенсионный договор должен содержать:

Наименование сторон;

Сведения о предмете договора;

Положение о правах и об обязанностях сторон;

Положение о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;

Вид пенсионной схемы;

Пенсионные основания;

Положение о порядке выплаты негосударственных пенсий;

Положение об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

Сроки действия и прекращения договора;

Положение о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;

Положение о порядке урегулирования споров;

Реквизиты сторон.

Негосударственный пенсионный фонд может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения уставных целей. Например, НПФ может осуществлять такие виды предпринимательской деятельности, как передача активов фонда в управление компаниям для получения дохода от инвестирования; извлечение дохода от использования имущества и средств, переданных фонду его учредителями, другими юридическими лицами, и др. Возможная прибыль от ведения предпринимательской деятельности должна быть направлена на реализацию уставных целей фонда.

Для НПФ характерны долгосрочность вложений средств, невозможность или очень ограниченная возможность для клиента изъять средства единовременно и досрочно. В результате НПФ является обладателем «длинных» денег, которые он может эффективно использовать как долгосрочные инвестиции.

Имущество НПФ

Собственное имущество НПФ подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы. Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности НПФ, образуется за счет:

Совокупного вклада учредителей (вклада учредителя);

Целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов, используемых для покрытия издержек фонда в соответствии с его правилами;

Дохода фонда от использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности;

Благотворительных взносов и других законных поступлений.

Пенсионные резервы совокупность средств, находящихся в собственности НПФ и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий. Они формируются за счет пенсионных взносов и дохода фонда от размещения этих взносов.

Для обеспечения устойчивого исполнения обязательств перед своими участниками фонд создает страховой резерв.

Размещение пенсионных резервов НПФ как некоммерческой организации производится исключительно в целях сохранения и прироста пенсионных резервов в интересах участников. Оно осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации.

Размещение пенсионных резервов НПФ осуществляет через управляющую компанию (управляющего).

Управляющая компания (управляющий) коммерческая организация в форме хозяйственного общества, получившая в установленном порядке необходимые разрешения (лицензии) и осуществляющая управление пенсионными резервами НПФ на основании заключенного с ним договора. Фонд оплачивает услуги компании в виде комиссионных, размеры и условия выплат которых устанавливаются в упомянутом договоре. Порядок принятия решения о заключении договора отражается в уставе фонда.

Деятельность фонда по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской. Доход, полученный от размещения пенсионных резервов, направляется на пополнение пенсионных резервов и покрытие расходов, связанных с обеспечением деятельности фонда в соответствии с его правилами.

Покрытие расходов, связанных с обеспечением деятельности фонда, осуществляется за счет использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и дохода, полученного от размещения пенсионных резервов. При этом Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» содержит некоторые количественные ограничения. В частности, отчисления на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, не должны превышать 20% дохода, полученного от размещения пенсионных резервов в первые три года деятельности фонда, и 15% дохода, полученного от размещения пенсионных резервов в дальнейшем.

Органы управления НПФ и контроль за его деятельностью

Структура органов управления НПФ в России определяется соответствующим законодательством и уставом фонда. Высшим органом управления НПФ является его совет. В совет фонда входят представители учредителей, участников и исполнительной (генеральной) дирекции фонда. В него также могут входить представители вкладчиков. Нормы представительства, порядок избрания и принятия решений определяются уставом фонда.

Оперативное управление деятельностью НПФ осуществляет исполнительная (генеральная) дирекция.

В целях контроля за деятельностью фонда и защиты интересов его вкладчиков и участников создается попечительский совет. В него входят полномочные представители вкладчиков и участников, которым при принятии решений принадлежит не менее половины голосов. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.

Учет и отчетность НПФ

При осуществлении бухгалтерского учета должно исключаться смешение имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и имущества, составляющего пенсионные резервы.

Бухгалтерская отчетность фонда по итогам года подтверждается заключением независимого аудитора. Заключение по результатам независимой аудиторской проверки является неотъемлемой частью годового отчета о деятельности НПФ.

Фонд обязан ежегодно по итогам финансового года проводить актуарное оценивание результатов деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и доходов от размещения пенсионных резервов.

Не реже одного раза в год НПФ должен публиковать отчет о своей деятельности в периодической печати.

Управляющий обязан вести раздельный учет имущества, составляющего пенсионные резервы, собственного имущества, а также иного имущества, находящегося в его управлении, не допуская их смешение. Такие же требования предъявляются к депозитарию, обслуживающему НПФ.

Деятельность российских НПФ

Как особый финансовый институт, НПФ сформировались в России лишь в последние годы. Эти фонды создаются в основном по инициативе крупного предприятия (группы предприятий) или банка, страховой компании, инвестиционного фонда. Таким образом, появление НПФ в России не является следствием спроса населения на услуги по дополнительному пенсионному обеспечению.

По состоянию на 1 октября 2001 г. Инспекцией НПФ было выдано 325 лицензий, из них 55 аннулировано. Подавляющая часть российских НПФ – это «корпоративные» фонды (НПФ «Сургутнефтегаз», НПФ «Газфонд», НПФ «ЛУКойл-Гарант» и др.). НПФ, непосредственно работающих с физическими лицами (так называемых розничных фондов), в России крайне мало (не более 10). Это объясняется прежде всего недоверием населения к частным финансовым институтам.

В настоящее время в России действуют государственный пенсионный фонд (ПФРФ) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Пенсионный фонд Российской Федерации - государственный внебюджетный целевой фонд, который формируется из отчислений предприятий, предпринимателей, организаций, и формирует по умолчанию в числе прочего накопительную часть пенсии для граждан России.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Негосударственные пенсионные фонды, осуществляя эффективное инвестирование пенсионных накоплений и резервов, позволяют гражданам по достижении пенсионного возраста значительно увеличить размер собственной пенсии Романова Е.В. Право социального обеспечения [Текст]:// Е.В. Романова // М.: Питер - 2011. -с. 45..

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости.

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. Управляющие компании обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

> Виды негосударственных пенсионных фондов

негосударственный пенсионный фонд инспекция

Негосударственные пенсионные фонды бывают трех видов: корпоративные, профессиональные и открытые.

Корпоративный фонд создается одним или несколькими юридическими лицами-работодателями, к которым могут присоединяться другие работодатели-плательщики.

Работодатель-плательщик не является учредителем корпоративного пенсионного фонда, но пользуется многими правами и обязанностями по отношению к обслуживанию своих работников в таком НПФ. Такой работодатель должен заключить договор об участии в корпоративном пенсионном фонде с советом этого фонду.

Участниками корпоративного НПФ могут быть исключительно физические лица, состоящие (состоявшие) в трудовых отношениях с работодателями-учредителями и работодателями-плательщиками этого фонда Галанов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. - М.:Кнорус,2009. - 160с..

Профессиональный фонд может быть основан объединением юридических лиц-работодателей, объединением физических лиц, включая профессиональные союзы (объединения профессиональных союзов), или физическими лицами, связанными по роду их профессиональной деятельности занятий.

Участниками такого фонда могут быть исключительно физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности (занятий), определенной в уставе НПФ.

Открытый фонд создается одним или несколькими юридическими лицами и является доступным для любых юридических и физических лиц как вкладчиков фонда.

Открытый негосударственный пенсионный фонд является приемлемым для всех. Главное, что отличает открытый фонд от других, это возможности:

Большей гибкости по размеру пенсионных взносов;

Участия в негосударственном пенсионном обеспечении только части коллектива работодателя в отличие от корпоративного фонда, где работодатель обязан перечислять средств в интересах всех без в исключения своих работников

Участия каких-либо физических лиц как вкладчиков в свою пользу или в пользу своих ближайших родственников;

Остаться участником фонда после прекращения трудовых отношений с работодателем

Принципы работы фондов:

Пенсионные активы, которые накапливаются в пенсионном фонде, управляющая компания вкладывает в различные виды ценных бумаг с целью получения прибыли. Инвестиционная прибыль распределяется между участниками пенсионного фонда пропорционально сумам, отображенным на их индивидуальных пенсионных счетах, на дату совершения распределения, которое происходит не реже одного раза в месяц.

Участие в каком-либо пенсионном фонде является добровольным, при этом физическое лицо может быть участником одного или нескольких пенсионных фондов. В то же время, если в открытом пенсионном фонде участники могут быть плательщиками в свою пользу, то в корпоративном и профессиональном фондах они могут быть участниками только при условии вступления их работодателя в фонд (корпоративный фонд) или принадлежности к определенной профессии (профессиональный фонд).

Участник негосударственного пенсионного фонда приобретает право на получение негосударственной пенсии по достижении пенсионного возраста, который может быть меньше или больше определенного Законом на 10 лет Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения [Текст]:// В.А. Ершов // М.: ГроссМедиа. - 2013 - с. 147. До достижения пенсионного возраста выплата пенсии из НПФ возможна при условии признания участника фонда инвалидом, медицински подтвержденного критического состояния здоровья, выезда участника фонда на постоянное местожительство за границу или смерти участника фонда.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» Вкладчики имеют право:

требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;

представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников;

обжаловать действия фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

требовать от фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором.

Вкладчики обязаны уплачивать взносы исключительно денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены пенсионными правилами фонда и пенсионным договором.

Вкладчики и участники обязаны сообщать в фонд об изменениях, влияющих на исполнение ими своих обязательств перед фондом.

Вкладчики и участники могут иметь иные права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пенсионными правилами фонда и пенсионными договорами.

Права и обязанности застрахованных лиц негосударственного пенсионного фонда определяются Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, страховыми правилами фонда и договором об обязательном пенсионном страховании.

Исключительными видами деятельности НПФ являются:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО);
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (ОПС);

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению

Деятельность негосударственных пенсионных фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения заключается в сборе пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов и выплате пенсий. На основании заключаемых договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, вкладчики - организации и частные лица - уплачивают пенсионные взносы. Фонд инвестирует эти средства, и когда человек, в чью пользу вносились взносы, получает право на получение пенсии, назначает ему дополнительную, негосударственную пенсию.

Деятельность по обязательному пенсионному страхованию

Деятельность негосударственных пенсионных фондов в области обязательного пенсионного страхования заключается в том, что НПФ являясь страховщиком по ОПС, аккумулирует взносы на накопительную часть трудовой пенсии граждан, инвестирует их через управляющие компании и, при назначении трудовой пенсии гражданину, выплачивает накопительную часть его трудовой пенсии. Деятельность по ОПС осуществляется на основании договора заключаемого между фондом и застрахованным лицом.

Оба вида деятельности осуществляются Фондом независимо друг от друга. Средства по негосударственному пенсионному обеспечению (пенсионные резервы) и обязательному пенсионному страхованию (пенсионные накопления) учитываются Фондом раздельно и не могут смешиваться. Это означает, что деньги граждан собранные по дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению не могут быть использованы для выплаты пенсии по обязательному пенсионному страхованию, и наоборот. Такое разделение позволяет повысить прозрачность финансовой структуры фонда .

Законодательство

Законодательные ограничения обеспечивают высокую надежность размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений. Четко регламентируются требования к составу и структуре активов Фонда. В целях охраны интересов вкладчиков Фонд не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами, отдавать в залог средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений, выпускать ценные бумаги, выступать в качестве учредителя в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителя.

На пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по любым долгам, за исключением долгов Фонда перед его участниками; к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества. На пенсионные накопления не может быть обращено взыскание по любым долгам, за исключением долгов Фонда перед застрахованными лицами; к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.