Социальное действие взаимодействие социальные связи отношения процессы. Социальные взаимодействия. Смотреть что такое "Социальное взаимодействие" в других словарях

Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми. Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, участвовать в совместной деятельности. После ряда взаимодействий с другими человек вступает в определенные отношения.

Социальные связи – это особый тип контактов между людьми. О наличии социальной связи можно говорить тогда, когда очевидны три признака: 1) личные обязательства каждого члена группы выполнять общие для группы нормы и оберегать общие ценности; 2) зависимость членов группы друг от друга, возникающая на почве общего интереса; 3) идентификация индивида с группой.

Основными элементами , из которых складывается социальная связь, являются контакты. Они могут быть пространственными, психологическими (заинтересованности), социальными (обмена).

Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество разных оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов. Формирование социальных связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. Развитие социальных связей приводит к социальным взаимодействиям. Измерение числа и направленности социальных контактов позволяет определить структуру социальных взаимодействий и характер социальных отношений.

Социальное взаимодействие (интеракция) – это форма социальной коммуникации ; процесс общения индивидов между собой, их воздействия и влияния друг на друга. Социальное взаимодействие складывается из отдельных социальных действий. Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий.

Типология. Взаимодействия могут быть как кратковременными, ситуационными, так и устойчивыми, многоразовыми или даже постоянными. По видам действий взаимодействия могут быть физическими, вербальными, жестовыми. Социальное взаимодействие, основанное на статусных системах, типологизируется по сферам, так как включает коммуникации людей в экономической, профессиональной, семейно-родственной, демографической, политической, религиозной, территориально-поселенческой сферах. Самыми общими формами социальных взаимодействий являются сотрудничество (кооперация), соперничество (конкуренция), конфликт (столкновение).

В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды социальных отношений между людьми.

Социальные отношения – это определенная устойчивая система связей и зависимостей индивидов, сложившаяся в процессе их повторяющихся взаимодействий друг с другом в условиях данного общества; это совокупность форм организации совместной жизни людей. Социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию, которые зависят от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, который сплачивает людей в обществе.

16. Национально-этнические общности и отношения

Древнегреческое слово «этнос» имеет около 10 значений: народ, толпа, племя, масса и т.д.

В этнографической литературе под «этносом» принято понимать устойчивую общность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющих свою самобытную культуру, язык, обладающих самосознанием. В советской социологии и этнографии традиционно считалось, что этническое деление есть разновидность социального и этносы представляют собой целостные системы, неразрывно связанные с социально-экономическими факторами. Следовательно, этнос - явление социальное.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этноса: естественно-биологический, социокультурный.

Истоки первого восходят к середине XIX века, и его представители относились к так называемой расово-антропологической школе в натуралистической социологии, о чем мы упоминали в наших предыдущих лекциях. Представители этого направления Ж.А. де Гобино, С. Аммон, Ж. Ляпуж считали, что этнокультурное разнообразие человечества обусловлено генетическими различиями.

Социологи долго искали те простейшие социальные элементы, при помощи которых они смогли бы описать и изучать общественную жизнь как совокупность бесконечно разнообразных событий, поступков, фактов, явлений и отношений. Необходимо было найти явления общественной жизни в простейшем виде, указать элементарный случай их проявления, сконструировать и воссоздать их упрошенную модель, изучая которую, социолог получил бы возможность рассматривать все более сложные факты как комбинацию этих простейших случаев или как усложненный до бесконечности образец этой модели. Социолог должен найти, говоря словами П.А. Сорокина, «социальную клетку», изучая которую, он получил бы знание основных свойств общественных явлений. Такой простейшей «социальной клеткой» выступает понятие «взаимодействие», или «интеракция», которое относится к основным понятиям социологии как науки о развитии общества. Взаимодействие, которое проявляется в конечном итоге как социальное поведение индивидов в обществе, стало предметом анализа в трудах таких выдающихся социологов XX в., как П.А. Сорокин, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Д. Хоманс и др.

Социальные взаимодействия людей в обществе

Социальные контакты

Проблемы формирования взаимосвязей в обществе от простых до самых сложных, механизм социального действия, специфика социального взаимодействия, само понятие «социальная система» подробно разработаны и изучаются на двух основных уровнях социологического исследования — микроуровне и макроуровне.

На микроуровне социальная интеракция (взаимодействие) есть любое поведение индивида, группы, общества в целом как в данный момент, так и в перспективе. Каждое действие вызывается предшествующим действием и в то же время выступает причиной последующего действия.представляет собой систему взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Межличностной интеракцией можно назвать взаимодействие на уровне двух или нескольких единиц межличностного общения (например, отец, хвалящий сына за хорошую учебу). На основе экспериментов и наблюдений социологи анализируют и пытаются объяснить некоторые типы поведения, характеризующие взаимодействие между индивидами.

На макроуровне изучение взаимодействия осуществляется на примере таких крупных структур, как классы, слои, армия, экономика и т.д. Но элементы обоих уровней взаимодействия переплетаются. Так, повседневное общение солдат одной роты осуществляется на микроуровне. Но армия является социальным институтом, который изучается на макроуровне. Например, если социолог изучает причины существования неуставных взаимоотношений в роте, то он не может адекватно исследовать вопрос, не обращаясь к состоянию дел в армии, в стране в целом.

Простым, элементарным уровнем взаимодействия являются пространственные контакты. Мы постоянно сталкиваемся с людьми и строим свое поведение в транспорте, магазине, на работе с учетом их интересов и поведения. Так, увидев пожилого человека, мы обычно уступаем ему дорогу при входе в магазин, освобождаем ему место в общественном транспорте. В социологии это называется «визуальный пространственный контакт » (поведение индивида изменяется под влиянием пассивного присутствия других людей).

Понятие «предполагаемый пространственный контакт» применяется для обозначения ситуации, в которой человек визуально не сталкивается с другими людьми, но предполагает, что они присутствуют в каком-либо другом месте. Так, если в квартире зимой стало холодно, мы звоним в жилищную контору и просим проверить подачу горячей воды; входя в лифт, мы точно знаем, что, если понадобится помощь дежурного, надо нажать кнопку на пульте управления и наш голос будет услышан, хотя мы не видим дежурного.

По мере развития цивилизации общество проявляет все больше внимания к человеку, чтобы в любых ситуациях он чувствовал присутствие других людей, готовых прийти на помощь. Скорая помощь, пожарная команда, полиция, автоинспекция, санэпидстанции, телефоны доверия, службы спасения, сервисные службы мобильных операторов, отделы технической полдержки компьютерной сети и другие организации созданы для того, чтобы обеспечивать и поддерживать социальный порядок в обществе, чтобы вселить в человека уверенность в безопасности и чувство социального комфорта. Все это с точки зрения социологии — формы проявления предполагаемых пространственных контактов.

Контакты, связанные с интересами людей, являются более сложным уровнем взаимодействия. Эти контакты обусловлены явно «нацеленными» потребностями индивидов. Если вы, будучи в гостях, знакомитесь с выдающимся футболистом, то вы можете испытать чувство простого любопытства как к известному человеку. Но если в компании присутствует представитель бизнеса, а вы с дипломом экономиста ищете работу, то в вашем сознании сразу возникает потребность в контакте, где присутствует интерес. Здесь актуализированный мотив и интерес вызван наличием потребности — завязать знакомство и, может быть, найти с его помощью хорошую работу. Этот контакт может продолжаться, но может и внезапно прерваться, если вы потеряли к нему интерес.

Если мотив - это непосредственное побуждение к деятельности, связанное с необходимостью удовлетворения потребности, то интерес - это осознанная форма проявления потребности, которая обеспечивает направленность личности на определенную деятельность. До того, как вы пошли в гости, вы попросили приятеля оказать содействие в поиске работы: представить вас бизнесмену, дать хорошую характеристику, поручиться за вашу репутацию и т.п. Возможно, что в будущем этот приятель в свою очередь попросит вас помочь ему в чем-либо.

В контактах обмена социальное взаимодействие усложняется. Это своеобразный вид контакта, в процессе которого индивидов интересуют не столько люди, сколько предметы обмена — информация, деньги и т.д. Напри ме р, когда вы покупаете билет в кино, вас не интересует кассир, вас интересует билет. На улице вы останавливаете первого встречного, чтобы справиться, как пройти к вокзалу, и менее всего вы обращаете внимание на то, старый или молодой, красивый или не очень этот человек, главное — получить ответ на свой вопрос. Жизнь современного человека наполнена подобными контактами обмена: он покупает товары в магазине и на рынке; платит за обучение, ходит на дискотеку, сделав предварительно прическу в парикмахерской; такси везет его по указанному адресу. В современном обществе контакты обмена все более усложняются. Например, состоятельные родители отправляют свою дочь учиться в престижное учебное заведение в Европе, полагая, что в обмен на деньги, которые они платят, работники учебного заведения возьмут на себя все заботы, связанные с социализацией, воспитанием и образованием их дочери.

Таким образом, под социальным контактом понимается кратковременный начальный этап взаимодействия между отдельными людьми или социальными группами. Социальный контакт, как правило, выступает в формах пространственного контакта, психического контакта и контакта обмена. Социальные контакты являются первым шагом в образовании социальных групп. Изучение социальных контактов позволяет выяснить место каждого индивида в системе социальных связей, его групповой статус. Измерив число и направление социальных контактов, социолог может определить структуру социальных взаимодействий и их характер.

Социальные действия

— следующий после контактов уровень сложных социальных взаимосвязей. Понятие «социальное действие» считается одним из центральных в социологии и представляет собой простейшую единицу любого вида поведения людей. Понятие «социальное действие» ввел в социологию и научно обосновал М. Вебер. Социальным действием он считал «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому приятию)... которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

Вебер исходил из того, что социальное действие — это осознанное действие и явно ориентированное на других. Напри- ме р, столкновение двух автомобилей может быть не более чем происшествием, но попытка избежать этого столкновения, брань, последовавшая за случившимся, нарастающий конфликт между водителями или мирное урегулирование ситуации, привлечение новых сторон (автоинспекция, аварийный комиссар, страховой агент) — это уже социальное действие.

Известную трудность представляет проведение четкой границы между социальными действиями и асоциальными (природными, естественными). Согласно Веберу, самоубийство не будет социальным действием, если его последствия не окажут влияния на поведение знакомых или родственников самоубийцы.

Рыбная ловля, охота сами но себе не представляются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей. Подобное толкование действий — одних как несоциальных, а других как социальных — не всегда оправданно. Так, самоубийство, даже если речь идет об одиноком, живущем вне социальных контактов человеке, есть факт общественный. Если следовать теории социального взаимодействия П.А. Сорокина, то любое явление, которое случается в обществе, не может быть изолировано от него и характеризует прежде всего данное общество (в таком случае самоубийство выступает как социальный индикатор неблагополучия общества). Весьма непросто определить и наличие или отсутствие осознанности в том или ином поступке индивида. По теории Вебера, действия нельзя считать социальными, если индивид поступал под влиянием аффекта — в состоянии гнева, раздражения, страха. Однако, как показывают исследования психологов, человек никогда не действует полностью осознанно, на его поведение оказывают влияние различные эмоции (симпатии, антипатии), физическое состояние (усталость или, наоборот, чувство подъема), склад характера и душевная организация (темперамент, оптимистичный настрой холерика или пессимизм флегматика), культура и интеллигентность и т.д.

В отличие от социальных контактов социальное действие — сложное явление. В структуре социального действия выделяют следующие составляющие:

  • индивид, который действует
  • потребность индивида в конкретном действии
  • цель действия
  • метод действия,
  • другой индивид, на которого направлено действие
  • результат действия.

Механизм социального действия наиболее полно разработал американский социолог Т. Парсонс («Структура социального действия»). Как и Сорокин, Парсонс считал взаимодействие тем базовым процессом, который делает возможным развитие культуры на уровне отдельного человека. Результатом взаимодействия является социальное поведение. Человек, включаясь в определенное сообщество, следует принятым в этом сообществе культурным образцам. Механизм социального действия включает потребность, мотивацию и собственно действие. Как правило, началом социального действия является возникновение потребности, которая имеет определенную направленность.

Например, молодой человек хочет научиться полить автомобиль. Побуждение к совершению действия называется мотивацией. Мотивы социального действия могут быть различными: в данном случае молодой человек или хочет отвлечь свою девушку от соперника, который хорошо водит машину, или ему нравится возить своих родителей на дачу, или он хочет «извозом» получать дополнительный доход.

Совершая социальные действия, индивид испытывает на себе воздействие других и сам в свою очередь хочет оказать воздействие на других. Так происходит обмен действиями, который выступает в качестве социального взаимодействия. В этом процессе важная роль принадлежит системе взаимных ожиданий, которая дает возможность оценивать поведение данного индивида с точки зрения общепринятых норм.

Представим, что, находясь в компании, молодой человек познакомился с девушкой и они договорились о встрече. У каждого из них возникает система ожиданий поведения, принятого в обществе или данной группе. Девушка может рассматривать молодого человека как потенциального жениха, поэтому для нес важно установить прочные отношения, закрепить знакомство, выяснить все о его взглядах на жизнь, интересах и привязанностях, его профессии, материальных возможностях. Молодой человек в свою очередь тоже размышляет о предстоящей встрече либо всерьез, либо как об очередном приключении.

Встреча может происходить по-разному. Один подъедет на иномарке и пригласит в ресторан с последующим заездом на пустующую дачу. Другой предложит сходить в кино или просто пройтись по парку. Но не исключено, что первый молодой человек вскоре исчезнет, а робкий юноша получит диплом, поступит на службу, станет добропорядочным мужем.

Формы социальных взаимодействий

Взаимные ожидания часто не оправдываются, и возникшие взаимосвязи разрушаются. Если взаимные ожидания оправдываются, приобретают предсказуемый, а главное, устойчивый вид, такие взаимодействия называют социальными отношениями. Социология различает три самых общих типа взаимодействий — сотрудничество, соперничество и конфликт.

Сотрудничество — такой тип взаимодействия, при котором люди осуществляют взаимосвязанные действия для достижения общих целей. Как правило, сотрудничество является выгодным для взаимодействующих сторон. Общие интересы сплачивают людей, вызывают у них чувства симпатии, благодарности. Взаимная польза побуждает людей к общению и в неформальной обстановке, способствует возникновению атмосферы доверия, морального комфорта, желанию уступить в споре, потерпеть какие-то неудобства для себя лично, если это необходимо для дела. Отношения сотрудничества имеют массу преимуществ и выгод для совместного дела, борьбы с конкурентами, повышения производительности труда, закрепления работников в организации и предотвращения текучести кадров.

Однако с течением времени взаимодействие на основе сотрудничества начинает приобретать консервативный характер. Люди, изучив возможности друг друга, особенности характера, представляют, чего следует ждать в конкретной ситуации от каждого. Возникают элементы рутины, стабильность отношений становится застоем, порождает потребность сохранения статус-кво. Члены группы начинают опасаться перемен и не хотят их. Они уже имеют набор стандартных, проверенных временем решений практически в любой ситуации, установили взаимосвязи со всей системой многосторонних отношений в обществе, знают своих поставщиков сырья, информаторов, проектировщиков, представителей властных структур. Новичкам в группу дороги нет, новые идеи не проникают в это заблокированное социальное пространство. Группа начинает деградировать.

Взаимодействие на основе соперничества (конкуренции) — это один из самых общих типов взаимодействия, противоположный сотрудничеству. Особенность соперничества в том, что люди имеют одни и те же цели, но преследуют различные интересы. Напри мер, несколько компаний претендует на получение заказа на строительство крупного моста через Волгу. Цель у них одна — получить заказ, но интересы разные. Двое молодых людей любят одну девушку, цель у них одна — добиться ее благосклонности, но интересы противоположны.

Соперничество, или конкуренция, — основа рыночных отношений. В этой борьбе за доход возникают чувства неприязни, озлобления к сопернику, ненависти, страха, а также желание во что бы то ни стало опередить его. Победа одного нередко означает катастрофу для другого, потерю престижа, хорошей работы, благосостояния. Зависть к удачливому сопернику бывает такой сильной, что человек совершает преступление — нанимает убийц для устранения конкурента, выкрадывает необходимые документы, т.е. идет на конфликт. Такие случаи — довольно распространенное явление, они широко представлены в литературе (Т. Драйзер, Дж. Голсуорси, В.Я. Шишков и другие писатели), о них пишут в газетах, их обсуждают на телевидении. Самое действенное средство ограничения такого рода конкуренции — принятие и исполнение соответствующих законов и соответствующее воспитание человека. В экономике — это принятие серии антимонопольных законов; в политике — принцип разделения властей и наличие оппозиции, свободной прессы; в сфере духовной жизни — распространение в обществе идеалов добра и милосердия, общечеловеческих нравственных ценностей. Однако дух соперничества является стимулом в бизнесе и вообще в любой работе, который не позволяет человеку успокаиваться на достигнутом.

— открытое, прямое противостояние, иногда вооруженное. В последнем случае речь может идти о революции, вооруженном восстании, бунте, массовых беспорядках. Например, после массовых беспорядков, охвативших Киши- нсв в 2009 г. и Бишкек в 2010 г., произошла смена правительства в Молдавии и Киргизии. Предотвращение насильственных конфликтов, борьбы, наносящей вред человеку и нарушающей общественный порядок, является задачей государства. Изучая проблему социального взаимодействия, социологи, в частности Т. Парсонс, разработали учение о равновесии социальной системы , которое выступает решающим условием сохранения системы, ее жизнеспособности. Система стабильна или находится в относительном равновесии, если отношения между ее структурой и процессами, протекающими внутри нее, и между ней и окружением таковы, что свойства и отношения оказываются неизменными.

Однако существует и другой взгляд, содержащий объяснение конфликта не только как негативного, но и как позитивного элемента общественной жизни.

Таким образом, социальное действие является таким действием человека, которое соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Социальное действие — это конституирующий элемент, «единица» социальной реальности. Множество социологов (например, М. Вебер, Т. Парсонс) усматривали в нем исходный пункт всей системы общественных отношений. Устойчивое и систематическое выполнение действий, подразумевающее обратную связь, называется социальным взаимодействием. Социальное взаимодействие, как правило, выражено в виде сотрудничества, соперничества или конфликта.

Проблема социальных взаимодействий наиболее основательно рассматривается в символическом интеракционизме, теории социального обмена и феноменологии. Основные положения теории социальных взаимодействий сводятся к следующему.

Социальное взаимодействие - один из видов социальной связи - взаимонаправленного процесса обмена социальными действиями между двумя и более индивидами.

Связь всегда взаимна, налична и осуществима (хотя бы в воображении).

Есть два типа связей : непосредственные (как правило, визуальные, межличностные) и опосредованные (когда связь осуществляется через посредников; при этом возникает явление деиндивидуализации - иллюзия, что все социальные отношения существуют независимо от воли и желания людей).

Виды связей :

1) социальный контакт (единичный или регулярный) - связь поверхностного, мимолетного характера при отсутствии сопряженных (взаимозависимых, взаимообусловленных) действий партнеров по отношению друг к другу (Вы спросили у прохожего: "Как пройти в аптеку?"; Вы регулярно ходите в булочную и вступаете в контакт с продавцом);

2) социальное взаимодействие (интеракционизм) - систематические, достаточно регулярные социальные действия индивидов, направленные друг на друга и имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера. При этом ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего (то есть возникает система действий партнеров по отношению друг к другу).

Черты социального взаимодействия :

1) сопряженность действий обоих партнеров;

2) возобновляемость действий;

3) устойчивый интерес к ответным действиям партнера;

4) координация действий партнеров.

Типы социальных взаимодействий :

1) жесткий обмен (обмен на основе определенных договоренностей (чаще всего в экономической сфере, во взаимоотношениях руководитель-подчиненный, в политической жизни));

2) диффузный (нежесткий) обмен (преимущественно в морально-этических взаимодействиях: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство);

3) прямые-косвенные интеракции (прямые - непосредственные (двусторонние) взаимодействия между индивидами, косвенные - сложные, опосредованные через 3-4 лица (в современном обществе преобладают косвенные интеракции));

4) индивидуальные-групповые интеракции (индивид-индивид, индивид-группа, группа-группа).

И. Гоффман в рамках феноменологической перспективы предлагает несколько иной взгляд на социальные взаимодействия. Для их анализа он использует "драматургический подход", основанный на посылке, что индивиды - это актеры, играющие социальные роли. Соответственно, интеракция - это "представление", "актерская игра", сконструированная актером с целью "произвести впечатление", соответствующее его целям. Действия актера, по мнению И. Гоффмана, соответствуют концепции "презентации себя и управления впечатлением". "Презентация себя" включает жесты, интонации, одежду, с помощью которых индивид стремится произвести на партнера определенное впечатление, вызвать у него ту или иную реакцию. При этом индивид в процессе интеракции, как правило, предоставляет о себе лишь избранную, частичную информацию, стремясь управлять впечатлением, которое он производит на других.

П. Блау, опираясь на теорию обмена и структурный функционализм, утверждает, что далеко не все социальные взаимодействия могут быть рассмотрены как процессы обмена. К последним можно отнести лишь те из них, которые ориентированы на достижение целей, реализация которых возможна только в процессе взаимодействия с другими людьми и для достижения которых необходимы средства, доступные и другим людям. Та часть поведения человека, которая управляется правилами обмена, лежит в основании образования социальных структур, но сами правила обмена недостаточны для объяснения сложных структур человеческого общества.

Тем не менее, именно социальный обмен в значительной степени определяет взаимодействия каждого индивида. Успех или неудача наших взаимодействий в конечном счете зависят от знания и умения (или незнания и неумения) практически использовать принципы их регуляции, сформулированные в рамках теории обмена.

Социальное взаимодействие

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов либо групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие - это любое поведение индивида либо группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает содержание и характер отношений между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экономической, политической и т. д.) имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или, шире, социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Под влиянием Зиммеля и особенно Сорокина взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием и американской социологии. Как писал Сорокин: «Взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социального явления: оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим тем самым на части самые сложные социальные явления». «Предметом социологии, — говорится в одном из американских учебных пособий по социологии, — является непосредственное вербальное и невербальное взаимодействие. Основная задача социологии — достижение систематического знания социальной риторики. Интервью как форма риторики является не просто социологическим инструментом, а частью своего предмета изучения».

Однако само по себе социальное взаимодействие еше ровно ничего не объясняет. Чтобы понять взаимодействие, надо выяснить свойства взаимодействующих сил, а эти свойства не могут найти объяснения в факте взаимодействий, как бы ни изменялись они благодаря ему. Сам факт взаимодействия знания не прибавляет. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон. Именно поэтому главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. В современной западно-европейской и американской социологии эта сторона социального взаимодействия рассматривается главным образом с позиций символического интеракционизма и этномстодологии. В первом случае любое социальное явление предстает как непосредственное взаимодействие людей, осуществляемое на основе восприятия и использования общих символов, значений и т. д.; вследствие этого объект социального познания рассматривается как совокупность символов человеческого окружения, включенных в определенную «поведенческую ситуацию». Во втором случае социальная реальность рассматривается как «процесс взаимодействия на основе обыденного опыта».

Повседневный опыт, значения и символы, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию, а иначе и быть не может, известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия — те реальные социальные явления и процессы, которые выступают для людей в виде значений, символов, повседневного опыта.

В результате социальная реальность и составляющие ее социальные объекты выступают как хаос взаимных действий, основывающихся на «интерпретирующей роли» индивида по «определению ситуации» или на обыденном сознании. Не отрицая семантическую, символическую и другие стороны процесса социального взаимодействия, надо признать, что генетическим источником его является труд, материальное производство, экономика. В свою очередь, все производное от базиса может оказать и оказывает обратное воздействие на базис.

Способ взаимодействия

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей.

Способ взаимодействия включает шесть аспектов: 1) передачу информации; 2) получение информации; 3) реакцию на полученную информацию; 4) переработанную информацию; 5) получение переработанной информации; 6) реакцию на эту информацию.

Социальные отношения

Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

Социальные общности

Для социальных общностей характерны: наличие условий жизнедеятельности (социально-экономического, социального положения, профессиональной подготовки и образования, интересов и потребностей и т. д.), общих для данной группы взаимодействующих индивидов (социальные категории); способ взаимодействия данной совокупности индивидов (нации, социальные классы, социально-профессиональные группы и др.), т. е. социальной группы; принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня, поселок), т. е. территориальные общности; степень ограничения функционирования социальных групп строго определенной системой социальных норм и ценностей, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т. п.).

Формирование социальных отношений

Социальное взаимодействие является неизменным и постоянным спутником человека, который живет среди людей и вынужден постоянно вступать в сложную сеть взаимосвязей с ними. Постепенно возникающие связи приобретают форму постоянно действующих и превращаются в социальные отношения — осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением. Социальные отношения как бы преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности как личные отношения.

Социальные отношения чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. Каждый человек по своему личному опыту знает, что отношения с другими складываются по-разному, что этот мир отношений вмещает пеструю палитру чувств — от любви и непреодолимой симпатии до ненависти, презрения, неприязни. Художественная литература как хороший помощник социолога отражает в своих произведениях неисчерпаемое богатство мира социальных отношений.

Классифицируя социальные отношения, их в первую очередь подразделяют на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения существуют тогда, когда партнеры по-разному воспринимают и оценивают друг друга.

Односторонние отношения встречаются довольно часто. Человек испытывает к другому чувство любви и предполагает, что подобное чувство испытывает и его партнер, и ориентирует свое поведение на это ожидание. Однако, когда, например, молодой человек сватается к девушке, он неожиданно для себя может получить отказ. Классическим примером односторонних социальных отношений являются отношения Христа и апостола Иуды, предавшего учителя. Мировая и отечественная художественная литература даст нам немало примеров трагических ситуаций, связанных с односторонними отношениями: Отелло — Яго, Моцарт — Сальери и т.д.

Социальные отношения, возникающие и существующие в человеческом обществе, настолько многообразны, что целесообразно рассмотреть какой-либо один их аспект, исходя из определенной системы ценностей и активности индивидов, направленной на ее достижение. Напомним, что в социологии под ценностями понимают разделяемые какой-либо общностью взгляды и убеждения относительно целей, к которым стремятся люди. Социальные взаимодействия становятся социальными отношениями именно благодаря ценностям, которых индивиды и группы людей хотели бы достичь. Таким образом, ценности выступают необходимым условием социальных отношений.

Для определения отношений индивидов используются два показателя:

  • ценностные ожидания (экспектации), которые характеризуют удовлетворенность ценностным образцом;
  • ценностные требования, которые выдвигает индивид в процессе распределения ценностей.

Реальная возможность достижения той или иной ценностной позиции составляет ценностный потенциал. Часто он остается лишь возможностью, поскольку индивид или группа не предпринимают активных действий для занятия ценностно более привлекательных позиций.

Условно все ценности подразделяют следующим образом:

  • ценности благосостояния, включающие в себя материальные и духовные блага, без которых невозможно поддержание нормальной жизнедеятельности индивидов, — богатство, здоровье, безопасность, профессиональное мастерство;
  • все прочие — власть как наиболее универсальная ценность, поскольку обладание ею позволяет приобретать другие ценности (уважение, статус, престиж, слава, репутация), моральные ценности (справедливость, доброта, порядочность и др.); любовь и дружба; выделяют также национальные ценности, идеологические и т.д.

Среди социальных отношений выделяются отношения социальной зависимости, поскольку они в той или иной степени присутствуют во всех остальных отношениях. Социальная зависимость есть социальное отношение, при котором социальная система S 1 , (индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия d 1 если социальная системаS 2 не совершит действий d 2 . При этом системаS 2 называется доминирующей, а системаS 1 — зависимой.

Предположим, что мэр города Лос-Анджелес не может выплатить заработную плату коммунальщикам, пока ему не выделит деньги губернатор Калифорнии, который распоряжается этими средствами. В этом случае мэрия является зависимой системой, а губернаторская администрация рассматривается как доминирующая система. На практике часто возни кают двойственные взаимозависимые отношения. Так, население американского города зависит от руководителя в части распределения средств, но и мэр зависит от избирателей, которые могут его не избрать на новый срок. Линия поведения зависимой системы должна быть предсказуема для доминирующей системы в области, которая касается отношений зависимости.

Социальная зависимость основывается также на различии статусов в группе, что характерно для организаций. Так, индивиды с низким статусом зависимы от индивидов или групп, которые имеют более высокий статус; подчиненные зависят от руководителя. Зависимость возникает из-за различий в обладании значимыми ценностями независимо от официального статуса. Так, руководитель может зависеть в денежном отношении от подчиненного, у которого он взял взаймы крупную сумму денег. Латентные , т.е. скрытые, зависимости играют важную роль в жизни организаций, коллективов, групп.

Часто в организации руководитель во всем полагается на мнение работающего здесь же родственника, в угоду ему нередко принимаются ошибочные сточки зрения интересов организации решения, за которые потом расплачивается весь коллектив. В старинном водевиле «Лев Гурыч Синичкин» вопрос о том, кто будет играть главную роль в премьерном спектакле вместо заболевшей актрисы, может решить только главный «меценат» театра (граф Зефиров). Кардинал Ришелье фактически правил Францией вместо короля. Иногда социологу, чтобы разобраться в конфликтной ситуации в коллективе, куда его пригласили в качестве эксперта, надо начинать с поиска «серого кардинала» — неформального лидера, который фактически обладает реальным влиянием в организации.

Властные отношения вызывают наибольший интерес среди исследователей социальной зависимости. Власть как способность одних контролировать действия других имеет определяющее значение в жизни человека и общества, однако до сих пор ученые не выработали единого мнения отом, как осуществляются властные отношения. Одни (М. Вебер) считают, что власть связана прежде всего с наличием способности контролировать действия других и преодолевать их сопротивление этому контролю. Другие (Т. Парсонс) исходят из того, что власть прежде всего должна быть узаконена, тогда личное положение руководителя заставляет других починяться ему, несмотря на личностные качества руководителя и подчиненных. Обе точки зрения имеют право на существование. Так, возникновение новой политической партии начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью объединить людей, создать организацию и начать руководить ею.

В случае если власть узаконена (легитимна), люди подчиняются ей как силе, сопротивляться которой бесполезно и небезопасно.

В обществе существуют и другие, не узаконенные аспекты проявления властной зависимости. Взаимодействие людей на личностном уровне нередко ведет к возникновению властных отношений, парадоксальных и не объяснимых с точки зрения здравого смысла. Человек по своей воле, не понукаемый никем, становится сторонником экзотических сект, иногда настоящим рабом своих страстей, которые заставляют его преступать закон, решаться на убийство или самоубийство. Непреодолимое влечение к азартным играм может лишить человека средств к существованию, но он вновь и вновь возвращается к рулетке или картам.

Таким образом, в ряде сфер жизнедеятельности постоянно повторяющиеся взаимодействия постепенно приобретают устойчивый, упорядоченный, предсказуемый характер. В процессе такого упорядочивания формируются особые связи, называемые социальными отношениями. Социальные отношении — это устойчивые связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (правовой, культурной) деятельности.

1)Что такое религия в широком и узком смысле слова? Можно ли, на ваш взгляд, дать такое её определение, которое одинаково устроит и людей верующих и

атеистов? Почему?

2)Охарактеризуйте роль религии в жизни человека,общества,государтсва. В чем состоит моральная сила религии?

3)Что такое мировая религия? В чем суть дискуссии о количестве мировых религий? Как вы думаете, из каких критериев исходят те специалисты, которые называют более трёх мировых религий?

4)Какую роль мировые религии играли и играют в истории человечества?

5)Какую роль играет религиозный фактор в современных конфликтах? Можно ли сказать, что зачастую он является лишь поводом для начала вооруженного противостояния?

Проверьте пожалуйста понимание проблемы и теоретическую аргументацию, а ещё помогите с аргументами) Что такое общество? Рассуждая об

этой проблеме, Эмиль Дюркгейм говорит: «Общество- не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией».

Данное высказывание Эмиля Дюркгейма означает, что общество это систематизированная, закономерная общность людей, а не просто сумма индивидов.

Из учебников все мы знаем, что общество - обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей. Это некая целостность людей, имеющая коллективный характер. Однако обязательно ли общество систематизировано?

Я думаю, что да: первоначально люди существовали вне общества, объединялись малыми группами, так же, как животные. Однако, в процессе антропосоциогенеза человек стал социальным существом. Образовались социумы: сначала это были племена, потом народы и нации. В них человек имеет набор социальных ролей, определяющих его место (сын, студент, русский и так далее). Общество, постепенно усложняясь, разделилось на страты, классы, сферы, которые так же делятся внутри себя. Всё это вместе образует сложную динамичную закономерную систему - общество.

1. Что такое духовная жизнь общества? Какие компоненты она включает в себя?

2. Что такое культура? Расскажите о происхождении этого понятия.

3. Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре?

4. Опишите основные функции культуры. На примере одного из явлений культуры раскройте её функции в обществе.

5. Какие вы знаете «культуры в культуре»? Опишите ситуацию, в которой проявилось бы взаимодействие нескольких культур.

6. Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и
взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания,
полученные в курсах истории и географии.

7. С чем связана интернационализация культуры? В чём её проблемы?

8. Опишите проявления народной культуры.

9. Что такое массовая культура? Расскажите о её признаках.

10. Какова роль средств массовой информации в современном обществе?
Какие проблемы и угрозы могут быть связаны с их распространением?

11. Что такое элитарная культура? Каким образом происходит её диалог с массовой?