Я был отличником в школе неудачник. Не пытаются понравиться. Думают не только об учебе

Если лет через десять после окончания школы вам никак не удается разыскать и собрать бывших одноклассников, попробуйте для начала найти главного хулигана и двоечника, а уж его служба безопасности в два счета отыщет остальных...

В этой популярной шутке содержится немалая доля истины. Если припомнить, кто из ваших друзей детства больше других преуспел в жизни, сумел крепко встать на ноги, приобрести влияние и капитал, то вряд ли это будут паиньки и отличники. Зато самые высокие оценки в «школе жизни», возможно, удалось заслужить тем, кто в детстве не блистал примерным поведением и усердием в учебе. Почему же так случается, что образцовые дети, якобы подававшие большие надежды, не всегда эти надежды оправдывают - вырастают посредственностями, тогда как те, кто доставлял родителям и учителям много беспокойства, порой преуспевают и свысока поглядывают на тех, кого им когда-то ставили в пример?

Испокон веку взрослые, прежде всего - родители, оценивают ребенка главным образом по тому, насколько он им удобен, то есть предсказуем и послушен. Хорошим мальчиком или девочкой считается тот (та), кто всегда ведет себя «правильно», то есть так, как этого ожидают и требуют старшие. Собственные интересы растущей, формирующейся личности при этом нередко упускаются из виду. А ведь успехи во взрослой жизни определяются не столько привычкой исполнять приказы и следовать правилам, сколько умением экспериментировать, рисковать, проторять собственный путь.

Верно, что человек создается обстоятельствами, но успешный человек - тот, кто сам создает выгодные себе обстоятельства. А это умение, как и большинство наших достоинств и слабостей, уходит корнями в детские годы. «История человечества начинается с акта непослушания», - говорил Эрих Фромм. При этом известный психоаналитик имел в виду библейское предание, согласно которому наши прародители Адам и Ева покинули райские кущи и начали земную жизнь после того как отважились на свой страх и риск нарушить строгий запрет и отведать плод с древа добра и зла. В жизни каждого человека происходит нечто подобное - личность начинает складываться тогда, когда ребенок решает поступить по-своему вопреки воле тех, кто дал ему жизнь.

Человеку с младенчества присуще стремление освоиться в окружающем мире, занять в нем свое достойное место. Ребенок, еще не имеющий жизненного опыта, учится соизмерять свои желания с реальностью методом проб и ошибок. При этом воспитание отчасти в том и состоит, чтобы удержать маленького человека от заведомо бесполезных и даже вредных попыток и уберечь его от опасных ошибок. Но малыш постепенно привыкает: чтобы заслужить одобрение старших, лучше вообще ничего не предпринимать самому, а просто следовать их указаниям. Он начинает опасаться не столько возможных ошибок, сколько самих попыток, и вырастает человеком, который всегда поступает «как положено», «как принято». Однако жизненного успеха практически невозможно достичь по шаблону, по правилам. Если бы такие правила существовали, все бы ими пользовались, и в мире было бы уже не протолкнуться от супер-звезд и миллиардеров. Но к успеху ведут другие пути.

Любой дурак знает, что до звезд не дотянуться. Но если кто и дотягивается, то отнюдь не дурак, а тот, кто все же отваживается попытаться. Большинство тренингов личностного роста как раз на то и направлены, чтобы устранить психологические барьеры, внутренние ограничения, мешающие дотянуться до звезд.

Какие выводы из этого следует сделать родителям? Ни в чем дитя не ограничивать - пускай набьет все положенные шишки и наберется необходимого опыта? Увы, это очень опасный путь. Опыт, действительно, - лучший учитель, но он порой слишком дорого берет за уроки. Пустив становление личности на самотек, мы рискуем получить в итоге не зрелую личность, а бесшабашного удальца «без тормозов», которого сама жизнь рано или поздно накажет за несоблюдение ее правил.

Взрослые просто должны понимать: нормально развивающийся ребенок не может быть паинькой 24 в сутки, шалости и проказы ему просто необходимы. Ограничения и запреты уместны тогда, когда взрослому с высоты своего опыта очевидно, что детское своеволие влечет опасные последствия. Родителям нужно научиться проявлять гибкость во всем, что касается воспитания. Надо не добиваться послушания любой ценой, а сочетать требования к ребенку с его потребностями и желаниями. Надо научиться поощрять собственные решения ребенка, даже если они идут вразрез с вашими. Конечно, это не касается ситуаций, потенциально опасных или наносящих вред здоровью. Но во всем остальном можно пойти навстречу. Какую одежду надеть, как поставить мебель в своей комнате - все это даже первоклассник может решить сам, а потому ваши советы не должны быть слишком уж настойчивыми. Ребенок тоже должен уметь говорить «нет». Не спорьте, если он отказывается от того, что не является принципиально важным.
Ваша любовь не должна зависеть от поведения ребенка. Она нужна детям постоянно - что бы ни случилось.

Взрослым надо отдавать себе отчет, что их главенствующее положение в семье не должно выливаться в жесткую диктатуру. Конечно, родители всегда лучше знают, как следует себя вести ребенку, но и у него самого есть собственное мнение на этот счет. В ряде случаев родителям необходимо настоять на своем, но абсолютно не принимать во внимание позицию ребенка недопустимо. Маленькому человеку нужен достаточный простор для самостоятельности, его жизнь не должна превращаться в бесконечное выполнение инструкций. Иначе, даже если на этом пути удается достигнуть успеха, мы рискуем воспитать безвольного конформиста, умеющего только подчиняться. Иными словами, в воспитании не обойтись без требований и запретов, но не надо ими чрезмерно увлекаться.

Слова родителей должны иметь вес, слово «нельзя» - особенно. А если оно звучит несколько раз в минуту, то неизбежно обращается для ребенка в пустой звук. И конечно, родителям надо позаботиться о согласовании своих требований. Когда одно и то же папа разрешает, а мама нет, то с какой стати слушаться маму?

Важное условие - постоянство требований. Если что-то сегодня разрешено, а завтра запрещено, то малыш может не слушаться, рассчитывая на смену требований. Запрещая что-то одно, желательно направить активность ребенка на нечто другое, удовлетворяя его потребность в разнообразной деятельности.

Если малыш поймет, что требования взрослых порождены не их капризом, настроением, произволом, а проводятся в жизнь по сложившимся законам существования семьи, ему просто не захочется противиться бесспорному авторитету, особенно когда остаются широкие возможности для проявления своей активности.

Бывает, правда, что своеволие ребенка являет собой форму пассивного протеста против сложившихся в семье отношений. В этом случае надо честно разобраться, чем вызван протест ребенка. Если он доволен своим местом в жизни и отношением к себе, то не станет подвергать это положение угрозе нежелательных перемен, на которые можно спровоцировать родителей шалостью и непослушанием.

Наверное, нет такого человека, которого родители не пугали бы в детстве фразой «Будешь плохо учиться - станешь дворником». Однако, как показывает практика, далеко не всегда хорошая учеба становится залогом успешной жизни. Как примеры – бизнесмен Ринат Ахметов, певица Алла Пугачева, поэт Осип Мандельштам, ученый Альберт Эйнштейн… Все они в школьной науке «звезд с неба не хватали», зато в своем деле каждый реализовал себя на 100 %.

Когда горе бывает от ума

Учителя уважают отличников, - говорит Татьяна, учительница одной из луганских школ. – Они ответственны, на них всегда можно положиться. Но с ними не так интересно, как с троечниками и хорошистами, от которых никогда не знаешь, чего ожидать. К тому же они, как правило, скованы в общении.

Это замечание сделано «не в бровь, а в глаз». Действительно, среди отличников много «зубрилок», которые работают на оценку. Но жизнь – это не школа, и кроме умения «зубрить», в жизни важно умение общаться, находить нестандартные решения, быстро решать задачи.

В моей группе есть несколько претендентов на красный диплом, - рассказывает студент 3 курса Евгений. – У них всегда можно взять конспекты лекций, и когда группа не подготовлена, они становятся палочками-выручалочками для всех.

Евгений подрабатывает со 2 курса, поэтому часто пропускает занятия в университете. На вопрос «работает ли кто-то из будущих краснодипломщиков», Евгений отвечает отрицательно. - Они же – гордость факультета, им некогда, - обосновал студент.

Евгений, сам того не ведая, показал главный недостаток отличников – пока другие постигают жизнь на практике, «всезнайки» грызут гранит теории. Без теоретических знаний, конечно, никуда, но и их надо подкреплять жизненным опытом.

В то же время, для многих работодателей цвет диплома (синий или красный) роли не играет.

Смотреть на оценки в дипломе? – фыркают работодатели. – Что нам, больше делать нечего? Мы смотрим на работу человека, и ставим свою оценку. Если человек работает на «5» и «4» – он у нас остается. Если на «2» – скатертью дорога.

Творческий подход вместо знаний

Впрочем, не лучше складываются дела и у двоечников. На всю жизнь они остаются заложниками чужого мнения. – Из тебя ничего не выйдет, - говорят учителя и родители, и двоечники начинают в это верить.

Троечники и хорошисты – это так называемая «золотая середина». В отличие от закомплексованных двоечников и отличников, они напрочь лишены каких-либо духовных терзаний. Зачастую они учат только то, что им нравится, поэтому не «вписываются» в многогранную школьную программу. Из-за этого их аттестаты и дипломы пестрят низкими оценками. Зато там, где требуется быстрая сообразительность и смекалка, жизненная хватка и творческий подход, середнячки могут обогнать отличников.

Многие знаменитости выросли как раз из середнячков. Так, учителя отмечали высокие умственные способности Эйнштейна. Но из-за природной рассеянности Эйнштейн не мог запомнить некоторых элементарных вещей. До конца своей жизни он пользовался шпаргалкой с таблицей умножения. Это не помешало ему сделать великие открытия, и увековечить свое имя, в отличие от современников.

Комментарий психолога

Лариса Петренко, психолог, бизнес-тренер, Центр психологии и психоанализа «Диалог»:

Отличники, как и троечники, бывают разные. Есть отличники, которые обладают генетическими задатками, разнообразными талантами, творческим подходом к решению проблем. Эти дети, если родители поведут себя правильно, смогут добиться больших успехов. Из них могут получиться классные менеджеры-исполнители или директора.

А есть отличники, которые «зубрят» и работают «на оценку». Они привыкли быть на высоте, и во всех случаях ориентируются на оценку учителя. Но общественная оценка кардинально отличается от учительского мнения. И может наступить в жизни момент, когда неприглядный сосед по парте добьется больших результатов. Для отличника это станет колоссальной травмой. Как это, ведь это ему говорили, что он самый лучший, а получилось по-другому.

Что касается троечников, то они добиваются хороших результатов в жизни, потому что свободно проявляют свое творчество и не боятся совершать ошибки.

Однако троечник может так и остаться троечником, если не найдет свое жизненное призвание.

По теме

Знаменитые неуспевающие:

Поэт Осип Мандельштам. Знакомые назвали его «ходячей энциклопедией», за поистине глубокие знания. Однако это не мешало Мандельштаму проваливать один за другим экзамены. Что послужило причиной – рассеянность или равнодушие к урокам – выяснят эксперты.

Нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн. Это сейчас каждый пятиклассник без запинки расскажет таблицу умножения. А Эйнштейн не смог осилить «цифирки» до самой смерти.

Бизнесмен Ринат Ахметов. По признанию миллиардера, в школе он уважал только спортивные занятия. А учителя отмечали еще фотографическую память Рината. Сейчас Ахметов – самый богатый человек Украины, владелец нескольких успешных бизнес-проектов.

Александр Стеценко, глава банка «Демарк». В его табелях были сплошные двойки и тройки. Мальчику из угольного края (г. Стаханов Луганской области) пророчили карьеру на шахте. Мол, вырастешь и пойдешь в забой. Но Стеценко удивил всех, и стал успешным банкиром.

Будь в курсе

Если Алла Пугачева со своими «тройками» смогла стать Примадонной эстрады, это еще не значит, что кому-то удастся повторить ее жизненный путь. На самом деле, многие известные люди жалели, что в свое время не учились, и в зрелом возрасте им пришлось наверстывать упущенное. Чтобы такого не произошло, «ГК» искренне желает всем детям учиться на «11» и «12», и достигнуть в жизни больших успехов благодаря школьным и институтским знаниям, а не вопреки им.

Газета "Городской курьер"

Почему безделье иногда жизненно необходимо ребёнку

«Будешь плохо учиться, станешь дворником», — и нас так родители стращали, и теперь мы пугаем своих детей безрадостным будущим. Родители считают, что успех в жизни ребёнка зависит от того, поступит ли он в правильную школу, выиграет ли олимпиаду, получит ли пятёрку по математике. Такая мотивация к учёбе работает не всегда. По мнению семейного психолога Ирины Лешковой, единственная мотивация для получения знаний — это личный интерес. А в состоянии стресса дети не только плохо соображают, но и вырастают неудачниками. О том, чем полезны безделье и лень, Лешкова рассказа Наталье Афанасьевой.

В нашем обществе главенствует тотальная установка на успешность, и этот социальный невроз проявляется и по отношению к детям. С самого раннего возраста мы настраиваем их, что нужно выжать максимум из учёбы, способностей, времени, учим рационально использовать каждую минуту и хвататься за любую возможность.

Родители, желая ребёнку добра, нашпиговывают его собственной тревогой. Ему дают установку: «От того, как ты сейчас постараешься, зависит вся твоя жизнь». Но ребёнок такой постановки вопроса элементарно не понимает.

Ребёнок не в состоянии увязать сегодняшний успех с успехом в будущем, у него нет такого жизненного опыта. Все угрозы про дворника для него пустой звук.

В результате такого давления ребёнок испытывает сильнейший стресс, от которого его интеллектуальные способности заметно сдают, Так уж устроен человек — в состоянии стресса он плохо соображает. Развитие ребёнка происходит из точки покоя, безопасности. Только так может проявиться естественный интерес к тому, что он делает. А невроз, страх, паника сильно снижают мотивацию.

Почему лучше быть неудачником

Если не получается взять высокую планку, то у ребёнка развивается чувство вины и ощущение бессилия. Что бы я ни делал, хоть разбился об стенку, ничего не получится — что толку дёргаться, если всё равно я не смогу. Лучше вырастить счастливого самоуверенного двоечника, чем закомплексованного неудачника.

Уж не говоря о том, что нигде, а тем более у нас, хорошее образование само по себе не гарантирует успеха. Мы все знаем множество примеров, когда отличники с красным дипломом ничего не добились, а те, кто перебивался с тройки на четвёрку, вдруг вырываются вперёд.

Нужно ли отдавать ребёнка в престижную школу

При малейших намёках на какие-то исключительные способности у ребёнка российские родители начинают нервничать. А вдруг среди «посредственностей» огонёк гениальности угаснет? Это совершенно ложные страхи — наличие любознательности и познавательная активность врождённы. Это естественная детская черта. И если не убивать её чрезмерными нагрузками и неврозом от постоянной конкуренции, то она будет развиваться сама собой.

Другое дело, что есть и объективные причины, почему родители хотят, чтобы их ребёнок учился в «хорошей» школе. Их пугает не только низкое качество образования в общеобразовательной школе, но и ощущение небезопасности. И физической, и интеллектуальной, и эмоциональной.

Это огромная проблема сегодняшней системы образования. Есть престижные школы, где талантливые учителя и адекватное окружение, но в которые почти невозможно попасть. И есть обычные школы, где никто не застрахован от агрессивной мракобесной и невежественной среды и средневековых педагогических методов. А середины нет.

Должна ли работа даваться с трудом

У нас в менталитете есть установка на страдание — страдать это ценно. А если ты живешь легко и получаешь удовольствие, то ты поверхностный и ленивый, жизни не видел. И работа, и учёба должна даваться с трудом. Если она доставляет удовольствие — значит, это не работа, а развлечение. А ты лентяй. В результате ребёнок со школы привыкает, что всё ценное происходит через боль, страх и отвращение. А те, кто испытывает радость от процесса, должны испытывать чувство вины. На самом деле ровно наоборот: любимую работу делать легко и приятно.

Почему иногда полезно побыть бездельником

Из-за постоянной конкуренции у родителей появилась безумная идея, что у детей не должно быть свободного времени, они должны быть всегда чем-то заняты.

Дети, которых мучили ранним развитием, сверхнагрузками, кружками, в подростковом возрасте ложатся на диван и говорят: я больше ничего не хочу.

Их развитие прекращается, они наелись знаниями. Мало того, в разные периоды жизни дети должны развивать определённые навыки. Например, в три года человек должен много общаться, учиться социальной адаптации. Если в это время ребёнка посадить за книжки, то способность к чтению мы не разовьём, а ценнейшее умение общаться убьём.

Как это происходит на Западе

В современной педагогике многих западных стран сейчас главенствует установка «не мешать, не гнать». Пусть ребёнок получает удовольствие от жизни, а не выживает и не гонится за успехом.

Возьмём, например, феномен финского образования, о котором в последнее время много говорят. Они объясняют его так: «Секрет нашего успеха в том, что дети у нас больше играют, чем ходят в школу». Это очень верно. Через игру развивается психика ребёнка, абстрактное мышление. Играя, он моделирует мир, развивается эмоциональная сфера. А ведь для успешного усвоения знаний очень важна именно эмоциональная сфера.

Мозг впитывает знания только в случае, если произошла эмоциональная включенность. А зазубривание бесполезно — как вошло, так и вышло.

Ребёнок периодически должен вообще ничего не делать: быть в тишине, медленно созерцать, впитывать из эфира полезные вещи. Безделье архиважно, просто жизненно необходимо, иной раз полезнее для развития, чем книжка или кружок. Дети, как губки, должны впитывать жизнь, запахи, звуки не через логику, а кожей.

Пять, пять, пять… А потом — большая черная двойка и подпись «Не знает своего места в жизни». Почему так получается?

В жизни отличники работают на троечников. Правда ли это?

Всем известна теория о том, что наибольших успехов в жизни чаще добиваются троечники или в лучшем случае хорошисты – но не двоечники и не отличники. С двоечниками все в общем понятно – хотя и там, конечно, бывают исключения. А вот в отличников-неудачников многие даже не верят с первого раза. Правда, потом оказывается, что эта теория действительно подтверждается на практике. Но почему?

Что такого делают отличники, что не дает им добиваться успеха в реальной жизни?

Кажется, в наших руках ответ на этот вопрос. Пять взаимосвязанных ошибок, которые реально способны перекрыть для человека путь к вершинам. Склонность к этим ошибкам действительно вырабатывается о отличников в школе. Впрочем, опасаться их надо не только отличникам.

Даже если вы всю дорогу честно перебивались с тройки на четверку, а сейчас уверенно идете к успеху, далеко обогнав всех отличников, которые чувствовали себя такими умными за соседними партами – это не значит, что вы не можете начать совершать эти ошибки теперь. Почему? Давайте разбираться.

Первая ошибка. Патологическое желание быть похваленным

Всех детей иногда хвалят. Отличников в среднем хвалят чаще и больше, чем остальных — как в школе, так и дома. Хвалящий, разумеется, считает, что он поступает правильно, вдохновляя нашего маленького отличника на новые свершения. Так-то оно так. Но есть здесь и побочный эффект.

Похвала – это наркотик.

Наш много и заслуженно хваленый маленький отличник подсаживается на него с намного большей вероятностью, чем лоботряс Вася с задней парты. И дальше его жизненный путь подчиняется желанию получить похвалу. К чему это ведет?

Наибольшая вероятность получить похвалу определенно ждет маленького отличника на проторенных путях. Но все мы знаем, что настоящего успеха добиваются те, кто либо не идет этими путями изначально, либо способен свернуть с них в нужный момент. Взрослый неудачник с синдромом отличника в терминальной стадии не сможет этого сделать. Но это бы еще полбеды.

NOTA BENE. Вот только не надо сейчас начинать игнорировать успехи ваших детей (если они у вас есть) от боязни перехвалить их. Не надо отвращать их от страсти добиваться нового. Просто необходимо также привить им несколько полезных особенностей троечников. Сочетание будет козырным в любой жизненной ситуации.

Вторая ошибка. Гипертрофированная боязнь провала

Итак, само по себе патологическое желание быть похваленным – это еще полбеды. Так что же тогда – целая беда?

Целой бедой является вторая ошибка нашего маленького отличника – гипертрофированная боязнь ошибки. Ведь после провала его не только не похвалят, но, может быть, даже задумаются, стоит ли хвалить потом.

Понятно, что никто не любит проигрывать. Но настоящая победа часто приходит за чередой поражений и является их логическим продолжением, она невозможна без них.


Волков бояться – в лес не ходить. Но не ходя в лес, вы не только не добудете медведя, но даже и сыроежек не соберете.

Третья ошибка. Неумение отступать

Из второй ошибки прорастает третья – неумение признать ошибку, которая уже сделана, отступить, перегруппироваться и попробовать заново.

Это уже клиника. Потому что здесь в синдром отличника вплетается склонность к самообману, которая в итоге может развиться в эскапизм – а дальше выбор широк: алкоголизм, телевизор, сонная одурь.

А для того, чтобы добиться успеха, часто бывает просто необходимо сделать шаг назад, отматывая последствия неверного выбора, и пойти другой дорогой, пользуясь накопленным опытом. И нет в этом ничего страшного или стыдного. Куда страшнее и постыднее . Но попробуйте объяснить это нашему маленькому отличнику.

Четвертая ошибка. Потерянность в выборе

Знаете, почему бразильцы так хорошо играют в футбол? Потому что для почти любого ребенка из бразильской глубинки футбол – это единственная возможность выбиться в люди. Как тут не заиграть?

Так вот – у отличника путей для самореализации обычно куда больше, чем у троечника. Еще бы – ведь у него по всем предметам пятерки. Но он ведь знает, что у него должна быть пятерка – причем с плюсом – по главному предмету, то есть по жизни. И вот на каком из этих путей он сможет добиться самого большого плюса после этой пятерки?

Так и тормозит, пока возможности не поотваливаются сами. Или идет на поводу у внешнего решающего фактора – мнения родителей, друзей, моды. И как знать, какой из этих вариантов хуже.

Пятая ошибка. Неспособность к долгим усилиям

Особенно сильно эта ошибка косит ряды тех маленьких отличников, которым в принципе не приходилось прилагать значительных усилий для того, чтобы добиваться похвалы во всех областях. Те, которым все давалось легко. Потому что все не может даваться легко до бесконечности. Рано или поздно все равно придется впахивать – и не сдаваться после первого, второго, десятого отсутствия результата.

Не все отличники умеют это. И это еще одна причина, по которой они проигрывают.

Итог

Все просто, господа отличники. Давайте отучим себя от этих ошибок, пока не поздно. Впрочем, всем остальным читателям этой статьи следовало бы хорошо просканировать себя на предмет этих ошибок. Дело в том, что у отличников в школе они вырабатываются легко и просто – поэтому в честь них и названы. Однако они могут вырабатываться и позже – особенно у тех, кому что-нибудь хорошо удается. Будем внимательными.