Ольге Голодец "обрубают концы"? Заместитель министра образования и науки рф

Узнав об этом, десятки столичных чиновников от образования разом выдохнули: «Наконец-то!» Ухода Каганова все ждали долго, впрочем, разве год с небольшим - это долго? Дело в том, что Вениамина Шаевича в разговорах и мыслях все провожали с поста ровно с того момента, как вице-премьером Правительства РФ стала Ольга Голодец, с которой Вениамина Шаевича связывают добрые отношения еще с той поры, когда он работал ректором корпоративного университета «Норильский никель», а она была видным сотрудником одноименной компании, занимаясь социальными программами, в том числе и корпоративным образованием. И если Ольгу Юрьевну кто-то называет по этому поводу человеком Прохорова, то Каганов явно человек Голодец. Поэтому ничего удивительного нет в том, что когда Ольга Юрьевна меняет место работы, вскоре меняет его и Вениамин Шаевич. Например, стала Ольга Юрьевна вице-мэром Москвы, и Вениамин Шаевич пришел в Департамент образования столицы на должность первого заместителя руководителя. Лично я такой подход одобряю - у каждого вышестоящего руководителя должен быть свой человек в нижестоящей организации - тут и информация будет из первых рук, и свою руку можно держать на пульсе, и на помощь рассчитывать. Так, собственно, оно и было. Вениамин Шаевич даже почти перебрался в кабинет в доме рядом с мэрией, а на совещаниях по образованию всегда сидел рядом с Ольгой Юрьевной. Ну а когда Ольга Голодец ушла в Правительство РФ, все тут же подумали, что и Каганов сразу же уйдет за ней. Вот только с должностью никак решить не могли в том смысле, возглавит Вениамин Шаевич Департамент образования в Аппарате Правительства РФ или станет министром образования и науки РФ. Правда, к тому времени ее уже занимал Дмитрий Ливанов, но министры быстро меняются, для назначения на эту должность, как показывает история, систему образования можно и не знать в подробностях, а Вениамин Каганов все-таки прошел стажировку в Москве у самого Исаака Калины. Но как бы там ни было, движуха (любимое слово Вениамина Шаевича) в биографии Каганова началась ровно с началом разговоров об отправлении Ливанова в отставку. Почти в это время он даже стал кое-каким людям прямо говорить, что, дескать, прощайте, скоро встретимся уже в другом кабинете, а по департаменту с новой силой поползли слухи, что первый заместитель уходит в Минобрнауки РФ.
Возможно, тот факт, что Каганов проработал два года под началом Калины, и повлиял на то, какой (для начала) будет его новая должность в Минобрнауки РФ - заместитель министра. Вот только все стали гадать, какую же сферу в направлении деятельности министерства ему поручат курировать. Сначала все решили, что Каганов будет вместо ушедшего в отставку и отвечавшего за науку Игоря Федюкина. Наверное, и сам Вениамин Шаевич так думал, потому что месяца два назад успешно защитил в негосударственном университете «Синергия» докторскую диссертацию на степень доктора экономических наук. Правда, некоторые злые языки в вузовском сообществе сразу заговорили, дескать, какая тут экономика в работе, посвященной корпоративным университетам. Но у Каганова, во-первых, и кандидатская была связана с экономикой - подготовкой профессиональных кадров для малого бизнеса, во-вторых, у него даже монографии есть на тему корпоративных университетов, а в-третьих, эти университеты работают на бизнес, готовят для него кадры, так что с экономикой связаны крепко. К тому же защищал докторскую Каганов легко, в бумаги не заглядывал, на множество вопросов отвечал играючи, потому как, что называется, в теме. (Корпоративный университет, где ректором был Вениамин Шаевич, в год готовил для «Норильского никеля» десятки тысяч специалистов и рабочих, за несколько лет превратившись из Учебно-курсового комбината в Центр подготовки персонала, а затем и в университет Горно-металлургической компании «Норильский никель».) На той упомянутой защите докторской кто-то даже справедливо заметил, что Каганов - представитель бизнеса в образовании, и это совершенная правда, ибо в образование Вениамин Шаевич как раз пришел из бизнеса, правда, бизнеса образовательного, но крепко связанного с традиционным.
Между тем с назначением уже собравшего чемоданы Каганова на место Федюкина наверху почему-то тянули, и все решили, что Каганов будет заместителем министра по какому-то другому направлению, тем более что молва стала отправлять в отставку другого заместителя Ливанова - Игоря Реморенко, курирующего общее образование. Тут все складывалось отлично, так как по неведомым причинам Игоря Михайловича та же молва отправила на работу в Москву, а Каганова упорно ставила на его место. Но тут все испортил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, заявивший, что расставаться с Реморенко не намерен. Как бы там ни было, но Каганов в Министерство образования и науки РФ все равно придет. Впрочем, ничего удивительного в этом абсолютно нет, потому что судьба Каганова ну просто точь-в-точь, как у многих комсомольских работников конца 80-х - начала 90-х годов.
В 2013 году Вениамину Шаевичу исполнилось пятьдесят пять лет, так на юбилее друзья и коллеги, многие из которых с легкой руки Каганова тоже перебрались из Карелии в Москву и устроились на работу в столичную систему образования или около нее (Каганов создавал Карельское землячество в Москве, которое успешно работает по сию пору, так как ему можно не радеть землякам), наверное, вспоминали, как карельский деревенский мальчик стал в результате выпускником физико-математического факультета Петрозаводского госуниверситета. Вениамин Каганов года три после получения диплома физика все же проработал по специальности в том же университете, но, видимо, уже тогда понял, что тут карьеры не будет, а потому сделал ставку на общественную деятельность. Впрочем, может, никаких ставок и не было, а была большая активность молодого инженера и ученого, спортсмена, общественника. С 1983 года по 1990 год Вениамин работал в Петрозаводском горкоме, а затем в обкоме комсомола Карелии. Судьба сделала зигзаг неожиданно, но интересно. В 1990 году он как-то приехал по делам в Москву и решил навестить знакомых в ЦК комсомола, а там ему вдруг предложили возглавить отдел внутрисоюзной работы. Три дня дали на размышление, а через неделю Каганов уже работал в ЦК. Такой был рисковый, энергичный молодой человек, такое ответственное решение принял, ведь комсомол уже тогда был, что называется, на излете. Да, решение было рискованным, но рисков Каганов, вероятно, никогда не боялся, всегда верно оценивая возможные перспективы. Как спортсмен, рассчитывающий только на победы, он и в самом деле не боится рискованных предприятий: кандидат в мастера спорта по самбо, он как-то прыгнул с высоты 3500 метров, причем 2000 метров пролетел, не раскрывая парашюта. Когда был в Департаменте образования Москвы, то с Ольгой Голодец на Поклонной горе проехал под прицелом камер на роликовых коньках, возглавил управленческую команду на лыжных гонках. Вполне вероятно, в нем подспудно существовала бизнес-жилка: каждое вложение должно приносить прибыль, во всяком случае он быстро стал секретарем ЦК комсомола, а через два года - бизнесменом.
В 1991 году, когда в стране произошли большие события и она волею судьбы вошла в рыночную экономику, Каганов сравнил это с плаванием в океане: кто-то прыгнул туда сам, кого-то толкнули, кто-то плавал хорошо, а кто-то плохо или не умел, но выплывать, то есть выживать, нужно было всем. Он-то сразу понял, что бизнесу, как и другим занятиям, тоже надо учиться, причем обучение должно быть направлено не на повышение общего уровня знаний, а на понимание конкретных задач и путей их решения, то есть нужны рецепты. В 1993-1994 годы он уже директор ООО «Центр» - «Возрождение предпринимательства», после этого проректор Академии менеджмента и рынка, учрежденной ведущими российскими экономическими и финансовыми учебными заведениями, затем директор учрежденного академией Института предпринимательства и инвестиций, потом снова академия, где проработал уже ректором до 2007 года.
В те годы жизнь Каганова была бурной, насыщенной и успешной - координатор Некоммерческого партнерства «Национальное содружество бизнес-инкубаторов», заместитель председателя Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты РФ, член Комиссии по малому предпринимательству Российского союза промышленников и предпринимателей. Где бы ни был и чем бы ни занимался Вениамин Шаевич, всегда генеральным направлением его деятельности было формирование системы комплексной поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, создание и развитие малого предпринимательства, содействие инвестиционной деятельности. Он создавал сеть бизнес-инкубаторов в России, был одним из разработчиков целевых государственных программ поддержки малого предпринимательства, руководителем международного проекта «Программа по инновационным технологиям в Самарской области (ИНТЕХ-Самара)», проекта в Томской области - ИНТЕХ-Томск и проекта «Реализация мер по поддержке развития малого и среднего бизнеса в России в рамках Российско-Американской рабочей группы по малому бизнесу». И так далее и тому подобное. Не случайно на него пал выбор, когда в 2007 году потребовался руководитель в образовательную структуру «Норильского никеля», в которой он проработал ректором до 2010 года.
В декабре 2010 года мэр Москвы Сергей Собянин назначает Ольгу Голодец своим заместителем по образованию и здравоохранению. Каганов в этом же году снова становится ректором Академии менеджмента и рынка и работает в этой должности до того момента, пока его не назначают первым заместителем руководителя Департамента образования Москвы. Трудно сказать, как к этому отнесся министр образования в правительстве Москвы и руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина, в принципе самостоятельно формировавший свою департаментскую команду. Во всяком случае видимого неудовольствия к ставленнику вице-мэра он не демонстрировал, более того, Каганов явно во многом, во всяком случае во имя вице-мэрства Ольги Юрьевны, был относительно свободным в реализации различных проектов и идей. Идей и проектов было, кстати, тоже много - московский профессиональный стандарт педагога, электронные учебники, конкурсное формирование кадрового резерва, информатизация, модернизация профессионального образования и так далее. Под каждую идею город выделял значительные средства, Каганов создавал центры под те или иные направления деятельности, решал вопросы выделения субсидий инновационным направлениям, щедро делился информацией со СМИ, одно время даже доминировал на департаментских пресс-конференциях - Калина при всей его открытости СМИ появлялся перед журналистами куда реже. Впрочем, между ними была разница - Калина всегда говорил только о том, что уже разворачивается или успешно реализуется, Каганов выходил на пресс-конференции, иногда только непосредственно перед ней обсудив с коллегами ту или иную идею, которую тут же выкладывал журналистам. Впрочем, в одной из анкет Каганов отметил, что самый ценный совет, который он получил в жизни: «Под лежачий камень вода не течет», что самое плохое для него быть ненужным, что главное для него в работе реализовывать свои идеи, чем, собственно говоря, он все время и занимается.
Такой неординарный и предприимчивый человек войдет в команду Дмитрия Ливанова. Работать в ней Вениамину Каганову будет сложно - нет опыта деятельности в образовании на федеральном уровне, нет должной информированности о российской системе образования, которая есть у тех, кто медленно, верно и последовательно поднимался в ней по иерархической управленческой лестнице. Есть большая ответственность, ведь и в министерстве он, конечно, будет человеком Ольги Голодец и по этому поводу на него могут косо смотреть в ведомстве, хотя помощь на уровне правительства обеспечит ему поддержку. Вне всякого сомнения, и в министерстве, как и в Департаменте образования Москвы, Вениамин Каганов найдет свою нишу и будет чрезвычайно полезен, так как не у всех чиновников от образования есть такой опыт работы в бизнесе и в бизнес-образовании. Станет ли он в результате министром образования и науки РФ? Об этом пока можно только гадать, все будет зависеть от того, как управленческая карта ляжет. Во всяком случае я искренне желаю ему успеха и реализации всех тех идей по части модернизации российского образования, которые, несомненно, у Вениамина Каганова появятся на его новом посту.

Чего ждут от людей, поставленных на первые роли в такой сложной для управления отрасли, как образование? Бережного отношения к традициям, взвешенных решений и при этом комплексного подхода к решению поставленных задач, знания основных тенденций. Этот сложный симбиоз подчас противоречивых качеств олицетворяет собой Каганов Вениамин Шаевич, прошедший непростую школу комсомольской работы во времена Советского Союза и сумевший найти себя в новых рыночных условиях в стране, решившей круто поменять вектор развития.

Не он ли является идеальным воплощением чиновника, прошедшего все ступени становления, как профессионала и управленца?

На просторах далекой Калерии

Родился Каганов Вениамин 23.04.1958 в республике белых ночей Карелии. Закончив Петрозаводский университет по специальности “физика”, он несколько лет трудился в альма-матер в научно-исследовательской группе. Однако в те времена (а дело происходило в далеком теперь начале 80-х годов) сделать карьеру было возможно, только являясь активным участником комсомольского движения. Вереница ответственных постов:

  • инструктор
  • второй секретарь
  • заведующий отделом
  • первый секретарь

комсомольских организаций местного уровня привела его в Москву в аппарат ЦК ЛКСМ РСФСР.

В 90-е Каганов Вениамин Шаевич приобретает новый опыт

Как и большинство молодых и активных людей Вениамин Шаевич с воодушевлением принимает происходящие в стране перемены, старается попробовать себя в разных областях. Ему покоряются руководящие должности в Центре возрождения предпринимательства и в Академии менеджмента и рынка. В поисках новой интересной работы он отправляется за Полярный круг и возглавляет там Корпоративный университет “Норильского никеля”.

Ничего нет удивительного в том, что перспективного ученого и организатора приглашают в 2011 году в правительство Москвы в качестве заместителя руководителя Департамента образования.

Укрепить российское образование проверенными кадрами

Став заметной фигурой в столичном образовательном сообществе, считается вполне естественным получить назначение на пост в федеральных органах власти. Так и получилось через два года поступило новое предложение. Теперь Каганов Вениамин Шаевич – Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.

Под его руководством проводится активная работа по реформированию дополнительного и разрабатывается соответствующий федеральный стандарт.

В Министерство Вениамин Шаевич принес свой статус доктора экономических наук, а также любовь к спортивным состязаниям. Он отважно прыгает с парашютом, причем 2000 км летит, не раскрывая его, катается на роликах и лыжах, показывая пример более молодым коллегам. Спортивное звание кандидата в мастера спорта по самбо характеризует Каганова как волевого человека, не боящегося риска и умеющего планировать собственные победы.

Заместитель министра женат и в недолгие свободные часы занимается воспитанием дочери.

Заместитель министра образования и науки РФ.

Родился 23 апреля 1958 года в г. Петрозаводск Карельской АССР.

Образование:
1980 г. Петрозаводский государственный университет им. О.В. Куусинена, специальность "Физика".
Доктор экономических наук.

Занимаемые должности:
С 2013 г. Заместитель министра образования и науки РФ.
2011-2013 гг. Первый заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы.
2010-2011 гг. Ректор Межрегиональной общественной организации "Академия менеджмента и рынка".
2007-2010 гг. Ректор НОУ ДПО "Корпоративный университет "Норильский Никель".
2003-2007 гг. Ректор Академии менеджмента и рынка, директор НОУ "Институт предпринимательства и инвестиций".
1994-2003 гг. Проректор Академии менеджмента и рынка.
1993-1994 гг. Генеральный директор ООО "Центр "Возрождение предпринимательства".
1990-1993 гг. Заведующий отделом, секретарь ЦК ЛКСМ РСФСР (ЦК РСМ).
1990 г. Секретарь Карельского обкома ВЛКСМ.
1987-1990 гг. Первый секретарь Петрозаводского горкома ВЛКСМ.
1986-1987 гг. Заведующий отделом Карельского обкома ВЛКСМ.
1985-1986 гг. Второй секретарь Ленинского обкома ВЛКСМ.
1983-1985 гг. Инструктор Карельского обкома ВЛКСМ.
1980-1983 гг. Инженер НИСа Петрозаводского государственного университета им. О.В. Куусинена.

27 февраля в помещении Постоянного представительства РФ при ООН в Женеве состоялся международный форум «Система обеспечения изучения русского языка: традиции и инновации».

 Форум проводил Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (известный в народе просто как Институт Пушкина) при поддержке Министерства образования и науки РФ. В нем приняли участие ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая, руководители ассоциаций русистов Германии, Испании, Польши, Румынии, Швейцарии, преподаватели зарубежных и российских университетов. Приехал в Женеву и заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Шаевич Каганов, с которым мы смогли побеседовать накануне мероприятия.

Для того, чтобы Вы могли оценить опыт и профессионализм нашего собеседника, сообщаем, что непосредственно до назначения в министерство (а соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации было подписано 25 июня 2013 года), этот выпускник Петрозаводского государственного университета имени О.В. Куусинена по специальности физик-преподаватель с 2011 по 2013 годы работал первым заместителем руководителя Департамента образования города Москвы, где отвечал за вопросы развития системы образования, курировал разработку первой государственной программы «Столичное образование» на период 2012-2016 годы, московского стандарта качества образования и другие инновационные направления и проекты.

Наша Газета.сh: Вениамин Шаевич, почему форум было решено проводить именно в Женеве, выбрав площадкой Российское постпредство, а не, например, Женевский университет, где уже более 50 лет работает русская кафедра?

Постпредство – структура, созданная и для поддержки интересов России, а потому такой выбор кажется мне логичным. На конференцию съехались люди не только из Швейцарии, но и из многих других стран, добираться до Женевы им было удобно. Кроме того, здесь множество международных организаций, где русский язык является рабочим, где трудятся владеющие им переводчики. Целью форума было не только рассказать о своем, но и услышать проблемы других.

Одним из главных вопросов форума стало повышение мотивации у детей-билингвов, детей из русскоязычных семей к изучению русского языка. Сама будучи мамой двух таких детей, я знаю, какой ценой дается русский в семьях, где один из супругов им не владеет. Также знаю из собственного опыта, что часто более сильной мотивацией становятся не занятия, даже самые интересные, а желание общаться со сверстниками, понимать мультики, фильмы, спектакли. Каким именно образом предлагаете повышать мотивацию Вы и Ваши коллеги?

Это вопрос скорее для педагогов и методистов, которые этим занимаются. Но я бы ответил так. Возьмем Вас – главное, что есть мотивация у Вас, без нее Ваши дети по-русски не говорили бы. Очень важно, чтобы хотя бы у одного члена семья была такая мотивация, ведь у самих детей ее нет и быть не может. Им хочется играть, общаться, и это нормально. Моя дочь до сих пор не может мне простить, что в определенный период мы не заставили ее учиться играть на пианино, хотя у нее очень хорошо получалось.

Мотивация родителей понятна, она разумна – ребенок получает дополнительную уникальную компетенцию. Знание русского языка – это не только дополнительная тренировка для мозга, но и возможность общения с будущими деловыми партнерами.

Я имела в виду немного другое: если в семье русская мама, то дети обычно владеют языком, а если папа, то нет. У пап не хватает терпения и настойчивости.

Ну что же мы тут можем поделать? (разводит руками) У кого-то не хватает. Как говорит академик Виталий Костомаров, родной язык – это язык матери, все остальные – благоприобретенные. Наша задача состоит не в том, чтобы каждого заставить учить детей русскому, а в том, чтобы создать условия для желающих, создать такие программы, методики, курсы, которые не отталкивали бы детей, а, наоборот, привлекали. В этом смысле ресурс Института Пушкина уникален, так как в игровой форме он «завлекает» ребенка, заставляет его идти дальше.

За пятнадцать лет «борьбы за русский язык» в моей отдельно взятой семье я сменила немало педагогов и, как ни странно, наибольшую пользу с наименьшей затратой нервов принесла учительница, не имеющая специального педагогического образования – она просто смогла найти правильный подход к детям, не отбить у них охоту. Где формируют учителей для билингвов? Есть ли вообще такая специальность?

Проблема, на мой взгляд, именно в том, что не хватает людей со специальными знаниями, ведь «русский как иностранный» и «русский для билингвов» - это совершенно разные вещи. Можно сказать, что язык тот же, но методика и технологии абсолютно иные. Даже те, кто изучал в университете, как преподавать язык русским детям, которые находятся в русскоязычной среде, не умеют, к сожалению, работать с билингвами. По мнению некоторых опытных педагогов, которым я доверяю, легче «преобразовать» в педагога для билингвов тех, у кого есть навык преподавания английского или французского как иностранного, поскольку они понимают подходы. Но понятно, что не может быть везде нужного числа специалистов.

Отвечая на Ваш вопрос – да, этому учат. Базовой организацией является Институт Пушкина, но есть кафедры и в других университетах нашей страны. Однако одно дело иметь эти умения в России, а другое – распространить их по всему миру. Тот образовательный ресурс, который представлен в Женеве, как раз и призван помочь переквалифицироваться тем, кто хочет работать с детьми-билингвами. Технология уже есть, нужно теперь сделать ее доступной для всех желающих и способных. Далеко не все это могут, поэтому Ваш личный опыт меня не удивляет, часто именно так и происходит, особенно если дома не все говорят на русском.

В Швейцарии, как и во многих других странах, существует Координационный совет соотечественников, на рассылку которого я тоже подписана. Порой диву даешься, читая безграмотные сообщения некоторых участников этого форума, причем часто – за подписью руководителей русских школ, детских групп и т.д. Это вообще как-то контролируется, или кто угодно может открыть русскую школу и претендовать на обучение языку, не обладая для этого компетенцией?

Те люди, у которых русский – родной, не всегда говорят правильно и красиво. Носителем языка быть недостаточно, надо постоянно об этом задумываться. К счастью, сейчас уделяется большое внимание правильному русскому языку в документах, в выступлениях. Это касается средств массовой информации, политиков, всех тех, кто влияет на другие аудитории. Мы всегда говорим, что красивый, правильный русский язык позволяет не только доносить нужную информацию, но и формировать мысли, добиваться какой-то общей гармонии, в том числе, и в делах.

Что касается школ, организуемых соотечественниками, конечно, нет органа, который бы их отслеживал и как-то наказывал. Думаю, это вопрос общей культуры. Люди не специально хотят делать ошибки. Я считаю, что бороться за чистоту русского языка нужно там, где есть средства массовой информации, влияние на аудиторию, среди педагогов, подающих пример другим. Это правильно. А там, где просто используют русский – спасибо им за то, что они вообще к этому стремятся. Нужно показывать им образцы лучших практик, может, им захочется им следовать.

Мне кажется, одна из проблем отторжения русского языка детьми – это очень неинтересные, архаичные, а то и просто кондовые тексты в учебниках. Невозможно заинтересовать ребенка, прочитавшего на английском Айзика Азимова, сказкой про репку. Вы согласны?

Учебники – это наша забота и наша боль. Что такое написать учебник, его представить и защитить? Это годы работы! А за эти годы все меняется – и сам язык, и отношение к нему детей. Но учебник невозможно создать за полгода и выбросить на рынок. Это очень сложная история, особенно в области языков. Математика – она и в Африке математика, а язык меняется, развивается. Поэтому, мне кажется, во-первых, работа над учебниками должна вестись всегда, во-вторых, она должна быть более активной и более привязанной к потенциальному пользователю. Портал «Образование на русском » содержит уникальный и, можно сказать, избыточный материал – более 4500 учебных часов. Это не значит, что все они всем нужны. Но у учителя есть выбор и, в зависимости от ребенка, он может подобрать подходящий материал. Если для одних трехлетних, а то и десятилетних, «Репка» – это хорошо, то другим она совершенно не подходит. Все зависит от уровня развития, начитанности. Эта проблема есть, но мы стараемся ее минимизировать за счет создания как раз открытых образовательных ресурсов, которыми может воспользоваться каждый заинтересованный человек – учитель, родитель и так далее.

Мы с Вами беседуем в Женеве, говорим о билингвах, но ведь, насколько я знаю, тревогу по поводу резкого падения уровня преподавания русского языка и владения им молодыми россиянами бьют и в России. Вряд ли снижение Рособрнадзором минимального порога по русскому для получения школьного аттестата улучшит ситуацию. Чем Вы объясняете такой, без преувеличения, кризис?

Знаете, ни в прошлом, ни в позапрошлом годах не произошло ничего, чего бы не было раньше. Мы совершенствовали ЕГЭ, он стал проводиться более честно, более правильно, а потому все проблемы стали более выпуклыми. Это не значит, что их не было раньше. Однако их наглядность четко показывает нам, с чем надо работать. Проблем несколько: мотивация детей, собственно методика, которая должна совершенствоваться. Как Вы правильно сказали, дети сейчас другие, и учиться по архаичным методикам большого смысла нет, но для перехода на новые необходимо приложить огромные усилия. И они прикладываются. За прошлый год показатель у нас вырос, честно вырос, пусть не в разы, но на несколько пунктов, что все же показывает позитивную тенденцию. Сейчас предпринимаются шаги, чтобы повысить квалификацию преподавателей, создать новые разработки. Думаю, в среднесрочной перспективе мы добьемся позитивных результатов.

Немаловажен и еще один фактор. Если вокруг ребенка родители, другие уважаемые им люди говорят неправильно, то что бы в школе ни говорили, у него будет свое отношение. Поэтому подход должен быть параллельным, одновременным.

Возможно, Вы слышали, что во Франции, до которой от Женевы рукой подать, собираются вводить некоторые – отменяют диактрический знак, например, и прочие «мелочи». Обосновывают это новшество именно желанием популяризировать французский, который кажется некоторым слишком сложным для детей и иностранцев. А в России ничего подобного не намечается?

Это очень тонкий вопрос. В настоящее время никаких изменений не рассматривается, хотя в министерстве есть специальная комиссия, в работе которой я тоже участвую. Думаю, пока мы еще не исчерпали все возможности, предлагаемые уже существующими методиками. Возникнет ли этот вопрос в будущем? Не исключено, ведь язык живет, развивается, меняется.


Не так давно я с интересом прочитала, что Вы ратуете за электронные формы обучения и даже не против «грамотного использования» гаджетов в школьном образовании. Для всех моих знакомых родителей эти самые гаджеты – бич. Что Вы называете их «грамотным использованием»?

Прогресс остановить невозможно. Можно к нему либо приспосабливаться, либо его возглавить и использовать. Думаю, что правильный путь – грамотно использовать. Почему гаджеты так раздражают родителей? Иногда они, родители, сами в этом виноваты. Нынешним ребенком нужно постоянно заниматься, в отличие от нашего поколения, умевшего как-то себя занять. А на постоянное внимание сил у родителей не хватает, вот и предлагают: «на, посмотри». Он посмотрел – ему понравилось. Даже когда трехлетки собираются вместе, они находят iPad и вместе смотрят.

Так что дело не в гаджетах, а в родителях и других окружающих ребенка людях, а также в наполнении, содержании. Нежелательное содержание будет всегда, это ясно. Но параллельно должно быть и качественное, привлекательное, конкурентоспособное желательное содержание. В частности, материалы портала «Образование на русском» переводятся сейчас в мобильные приложения, мне кажется, это правильный путь. Запретами мы ничего не добьемся.

Не думаете ли Вы, что именно использование гаджетов и свойственного им примитивного языка смс-сок и прочая негативно влияет на подрастающее поколение?

Это жизнь, я сам этим пользуюсь.

Но Вы-то наверняка грамотно смс-ки пишете, запятые расставляете.

Не уверен. Думаю, что запятые не ставлю и, более того, не обращаю внимания на ошибки, потому что функция тут другая. Я пытаюсь не продемонстрировать свои знания русского языка, а быстро донести какую-то информацию. И такая коммуникативная возможность мне очень нравится. Но когда я разговариваю с Вами, то стараюсь говорить правильно, расставлять акценты и так далее. Наверное, это немножко разный русский язык, но и функции разные. Если я начну выдержанно и правильно писать, например, в электронной почте, то на что-то другое у меня просто не хватит времени. Такое внутреннее послабление я считаю оправданным, потому что в данном случае мы решаем другие задачи. Но если мы говорим, пишем, оформляем документы, то здесь должен быть четкий, правильный русский язык, все остальное – это ошибка.


Предпоследний вопрос – профессиональный. Какую роль играют во всей этой ситуации СМИ, прежде всего, российские? Ведь порой с экрана телевизора или по радио услышишь такое, что профессор Д.Э. Розенталь и прочие мои бывшие прекрасные педагоги, наверное, переворачиваются в гробах.

Смотрите, что происходит в мире. Вы знаете, конечно, как Архимед работал со своими учениками, прогуливаясь по берегу моря и передавая информацию из уст в уста. В то время такое было возможно. Еще лет 40 назад далеко не все читали газеты, не всем это было нужно, да и не всем доступно. Телевидение – совсем другая категория, массовая. Да и интернет стал массовым. По мере развития массовости СМИ меняются законы и подходы. Иногда представители СМИ заведомо говорят неправильно, рассчитывая на определенную аудиторию, которая может это воспринять и одобрить.

Чистый популизм.

Да, популизм. Иногда это становится привычкой. Думаю, кардинально мы от этого не избавимся, поскольку всегда есть разные слои аудитории, с разными предпочтениями. Я думаю, что средства массовой информации должны быть внутренними цензорами хорошего языка. Год назад мы обратили внимание на эту тему вместе с нашими коллегами из минкомсвязи и провели в 2015 году анализ грамотности СМИ, взяв самых продвинутых представителей. Ничего личного, но этот рейтинг мы опубликовали. Совсем недавно, в феврале, составили рейтинг грамотности речи пятидесяти цитируемых российских политиков. Самыми грамотными оказались федеральные министры (одна ошибка в речи за 9 минут), а наименее грамотными – губернаторы (одна ошибка в две минуты). Мы взяли самых популярных, но имен их не называли, просто показали тенденцию. Ждали шквала возмущенных комментариев типа «кто вам позволил это делать?!» Но ничего подобного не было. Наоборот, все они как бы смогли посмотреть на себя со стороны, задумались, оценили полученную информацию. Эти усилия мы не оставим, но работа эта длительная.


Вот у нас прошел Год литературы, в котором очень активно участвовали все – дети, молодежь, педагоги. Стихи, постановки, чтения – самые разные мероприятия. Это формирует культуру, дает возможность показать хорошие примеры. Ведь дело не в том, что кто-то что-то сказал неправильно – возникали ситуация, когда кто-то говорил правильно, и это считалось чуть ли не неприличным! Какие-то положительные сдвиги уже есть, но работа еще предстоит большая.

То есть, Вы - оптимист, Вы считаете, что процесс утраты правильного литературного русского языка обратим?

Абсолютно! Я вижу, как это происходит. Не надо паниковать по поводу каких-то негативных вещей. Дети придумывают свои систему коммуникации, свой язык, как и взрослые компьютерщики. Есть данные, которые показывают, что ребенок, имеющий хорошие отметки по языку, лучше успевает и по математике, и по физике, потому что он понимает задачи, может на них быстро реагировать и излагать. Тоже самое происходит и в бизнесе. Люди, хорошо владеющие языком, могут управлять компаниями. Тоже самое в политике. Так что все процессы обратимы, надо только работать.

Родился 23 апреля 1958 года в г. Петрозаводске Карельской АССР.

Доктор экономических наук, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования «За цикл трудов «Методология и технологии вузовской подготовки обучающихся к инновационной деятельности».

Выпускник Петрозаводского государственного университета
им. О.В. Куусинена по специальности физик-преподаватель.

Трудовую деятельность начинал в качестве инженера научно-исследовательского института Петрозаводского государственного университета им. О.В. Куусинена.

С 1983 по 1990 год работал в выборных органах общественных молодежных организаций.

С 1991 по 2006 год занимался вопросами теории и практики подготовки кадров для малого бизнеса, развития инфраструктуры для инновационной деятельности.

С 2006 по 2011 год руководитель, основанного им, НОУ «Корпоративный университет «Норильский никель».

С 2011 по 2013 год как первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы отвечал за вопросы развития системы образования, курировал разработку первой государственной программы «Столичное образование» на период 2012-2016 годы, московского стандарта качества образования и другие инновационные направления и проекты.

25 июня 2013 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1062-р назначен на должность заместителя министра образования и науки Российской Федерации.

Является заместителем председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Российской Федерации, заместителем председателя Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России, заместителем председателя межведомственной комиссии по русскому языку, сопредседателем российско-японской комиссии по молодежным обменам, председателем ряда подкомиссий Межправительственных комиссий по сотрудничеству с зарубежными странами, председателем комиссии Минобрнауки России по международному сотрудничеству, сопредседателем межведомственного координационного совета по профессиональной ориентации молодежи, заместителем председателя межведомственной комиссии по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, членом Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России и др.

В настоящее время координирует работу Министерства в сфере дополнительного образования, воспитания детей и молодежи, в том числе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, а также в сфере формирования здорового образа жизни, поддержки и продвижения русского языка и образования на русском языке, в сфере опеки и попечительства, защиты прав детей, образования детей с особыми потребностями, профилактике асоциальных явлений в образовательной среде, организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по международной интеграции и сотрудничеству в образовании и науке и др.

Автор более 70 публикаций, в том числе монографий, по вопросам развития образования.