Нестандартность мышления. Развиваем нестандартное мышление. Развитие наглядно-образного мышления

Нестандартное мышление

Нестандартное мышление - способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности нестандартно мыслить - решение ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определённый образ, от которого надо суметь отойти при решении.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Нестандартное мышление" в других словарях:

    Нестандартное мышление это способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности нестандартно мыслить это решение ситуационных задач загадок.… … Википедия

    Типология мышления встречающаяся в психологической науке классификация видов и типов мышления. В различных концепциях и отраслях психологии встречается различные классификации и типологии мышления. Содержание 1 Классификация по психическим… … Википедия

    Менеджер - (Manager) Профессия менеджер, обязанности и инструкция менеджера, менеджер организации Информация о профессии менеджер, обязанности и инструкция менеджера, менеджер организации Содержание Содержание Профессия менеджер Общественные аспекты… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Боно (значения). Эдвард де Боно англ. Edward de Bono … Википедия

    Эдвард де Боно Эдвард де Боно (19 мая 1933, Мальта) Эдвард де Боно обучался в Колледже Святого Эдуарда (Мальта), после чего приступил к изучению медицины в Университете Мальты. Образование продолжил в колледже Крайст Черч Оксфордского… … Википедия

    Эдвард де Боно Эдвард де Боно (19 мая 1933, Мальта) Эдвард де Боно обучался в Колледже Святого Эдуарда (Мальта), после чего приступил к изучению медицины в Университете Мальты. Образование продолжил в колледже Крайст Черч Оксфордского… … Википедия

    Эдвард де Боно Эдвард де Боно (19 мая 1933, Мальта) Эдвард де Боно обучался в Колледже Святого Эдуарда (Мальта), после чего приступил к изучению медицины в Университете Мальты. Образование продолжил в колледже Крайст Черч Оксфордского… … Википедия

    - (19 мая 1933, Мальта) Эдвард де Боно обучался в Колледже Святого Эдуарда (Мальта), после чего приступил к изучению медицины в Университете Мальты. Образование продолжил в колледже Крайст Черч Оксфордского Университета и получил почетные степени в … Википедия

    Тест. Многоосевая клиническая методика Millon. Автор. Millon. Структура. Методика имеет оси: социальная изоляция и нестандартное мышление, импульсивность (со шкалами: наркомания, алкоголизм, протест против ограничений), тревожность (со шкалами:… … Психологический словарь

Книги

  • Нестандартное мышление , Эдвард де Боно. Мышление - это основной человеческий ресурс. Утверждение о том, что качество нашего будущего целиком зависит от качества нашего сегодняшнего мышления, справедливодля всех уровней - от…
  • Нестандартное мышление. Учебник , Эдвард де Боно. Мышление - это основной человеческий ресурс. Утверждение о том, что качество нашего будущего целиком зависит от качества нашего сегодняшнего мышления, справедливо для всех уровней - от…

Достаточно часто приходится слышать словосочетание «нестандартное мышление» в адрес успешных людей, достигших значительных результатов в своей области деятельности. Действительно, умение находить ответы за рамками типовых решений, применяемых в определенных ситуациях, помогает получить значительные преимущества.

Однако главная проблема заключается в том, что мозг человека устроен так, что он достаточно легко формирует стереотипы и воспринимает значительные отклонения от них, как признак неправильного поступка. Чтобы получить возможность нестандартно мыслить, необходимо отойти от стереотипного поведения и научиться использовать непривычные образы, не отторгая их.

Некоторые люди видят за определением «нестандартное мышление» отсутствие привычной для нас формальной логики, объединяющей группу методов получения информации на основании разобщенных данных. Это в корне неверно — различие кроется в умении находить причинно-следственные связи и просчитывать их действие наперед, прогнозируя последствия своих действий наперед.

Примером могут служить общеизвестные факты. Попробуйте подумать, почему в январе на улице холодно. Человек с шаблонным мышлением ответит, что наступила зима, в то время как тому есть более глубокое объяснение, содержащее астрономические причины, изменения климата и прочее.

Умение находить развернутые объяснения происходящему также выступают важными признаком нестандартного мышления.

Почему необходимо развивать нестандартное мышление самостоятельно — в чем кроется основная причина? Частично ответ дан выше — мозг человека формирует определенные стереотипы поведения и образа мыслей, которые неизбежно приводят к созданию шаблонов, переступить через которые бывает очень сложно.

Немаловажной причиной является прохождение через отечественную систему образования. Будучи жестко зафиксированной в течение 60-70 лет, она не способствует развитию в детях способности принимать самостоятельные решения и делать выводы из сложившихся ситуаций.

Также необходимо обратить внимание и на ее суть — молодежь лишена возможности проводить самостоятельные исследования, применять нестандартное мышление. Вместо этого формируются догматы, которые искусственно ограничивают кругозор и создают непоколебимую уверенность в правильности слов авторитетных источников.

Именно поэтому современное общество все больше принимает облик однородной безликой массы. Шансы достичь успеха у отдельных его членов минимальны — ведь их мышление заранее настроено на подчинение сильному лидеру, а также на соответствие общепринятым стандартам, не всегда соответствующим реальным потребностям человека.

Чтобы вырваться из подобного замкнутого круга, необходимо использовать специальные методики развития личностного потенциала. Получив нестандартное мышление, вы сможете видеть альтернативные выходы в ситуациях, которые ранее имели для вас только один путь решения, не всегда способствующий получению максимального количества преимуществ.

Упражнения для развития

Достаточно странным является то, что для развития способностей находить нетипичные выходы из ситуаций используются вполне стандартные задачки и вопросы. Однако стоит присмотреться внимательнее, и можно понять, что в них содержится особенность, которая позволяет выйти за рамки привычного и отойти от ранее используемых образов.

Задача 1

К примеру, типичной задачей нестандартного мышления является поиск возможности организовать освещение в комнате при выходе из строя электрической лампочки.

Здесь важно найти не наиболее быстрое, легкое и эффективное решение, а придумать максимальное число вариантов за ограниченное время. Хорошо подумайте, сможете ли вы назвать 10 способов за 5 минут — а после того, как вы запишете их на бумаге, постарайтесь проанализировать и за 5 минут назвать по три достоинства и недостатка каждого из них.

Кроме того, нестандартное мышление предполагает нахождение глубинной сущности явлений. Вслушайтесь в домашние звуки — тикают часы, мерно гудит холодильник, доносится тихий шум ветра извне. Задумайтесь, какова причина возникновения подобных звуков. Представьте устройство часов, холодильника, найдите источник ветра.

Если ваших знаний недостаточно, просмотрите специализированную литературу по электротехнике, механике, метеорологии. Научитесь не принимать на веру очевидные факты — нестандартное мышление научит вас искать первоисточник каждого действия и явления.

Осмотрите комнату и найдите предметы повседневного использования. Напишите на листике названия 10 предметов и постарайтесь найти для них как можно больше способов применения, используя одну минуту для каждого пункта списка. Представьте себе, что у вас появилось 100 тысяч долларов. За 5 минут распишите, как вы будете их использовать и постарайтесь выявить свою пользу от каждого направления расходования денег.

В результате развития нестандартного мышления вы научитесь искать возможную пользу для себя во всем, а также получите возможность детально объяснять преимущества и недостатки той или иной линии поведения.

Задача 2

Нестандартное мышление требует выхода за рамки повседневности. Старайтесь больше путешествовать, получать максимальный объем дополнительной интересной информации. Если подобной возможности нет, вспоминайте определенные точки планеты или города и старайтесь дать им как можно больше характеристик за ограниченное время.

Сыграйте в ролевую игру — представьте себя специалистом в определенной области. Подробно распишите распорядок дня сантехника, пожарного, бизнесмена, полицейского, врача, учителя, финансового аналитика и представителей других профессий.

В процессе развития нестандартного мышления у вас появится необходимость в получении большего количества сведений, что позволит узнать больше о ранее незнакомых сферах деятельности человечества.

Задача 3

Сыграйте в ассоциации — представьте себе известную личность и знакомого из своего круга общения.

Постарайтесь найти:

  • три общих черты в их внешности;
  • три — в характере;
  • три — в стиле речи;
  • три — в биографии.

Возьмите не связанные между собой предметы и проанализируйте их сущность. Что общего у ноутбука и старого свитера, висящего в шкафу? Принимаются любые ответы, для которых существует логическое обоснование. Результат откроет для вас нестандартное мышление и поможет вам находить больше скрытых свойств вещей, о которых ранее вы могли только догадываться, а также поможет видеть сущность определенных предметов или явлений.

Классические методики

Нестандартное мышление — предмет давнего исследования учеными, предметом интереса которых являются различные области человеческого познания. Они разработали ряд обобщенных советов, использование которых помогает значительно улучшить способность отходить от традиционных шаблонов и стереотипов.

http://youtu.be/-Eie2ZWJCQ4

Наиболее важная рекомендация — необходимость находить убедительные опровержения или доказательства любой высказанной точке зрения. Принятие на веру даже общеизвестных фактов является одним из способов шаблонного мышления, не позволяющего вам развиваться интеллектуально.

Действенным является упражнение на нестандартное мышление, которое предполагает нахождение опровержений любому бездоказательному утверждению.

Возьмите любой факт, правдивость которого подтверждена только тем, что «люди говорят», и найдите доказательства обратного. Критический подход является одной из основ научного познания окружающего мира.

Просмотрите определенное явление в динамике — например, изучите три состояния воды и опишите словами видимые изменения. Альтернативой могут служить общественные устои — прочитайте историю 15,19 веков и сравните положение людей с современностью.

Задачей, которая хорошо развивает нестандартное мышление, является использование случайного фактора. Откройте словарь наугад и возьмите пятое слово сверху на странице. Постарайтесь написать рассказ на одну страницу, в котором центральным моментом будет сущность данного понятия. Аналогичным образом откройте справочник и найдите первое попавшееся число, а затем постарайтесь вспомнить, где оно может встречаться в вашем непосредственном окружении.

Ключевым моментом является максимальное использование потенциала своего мозга — вам необходимо постоянно нагружать себя интеллектуальной работой, без которой невозможно развитие.

К мышлению исходит из трех источников. Впервые оно заинтересовало меня, когда я изучал в Оксфорде психологию. В курсе медицинских исследований я активно использовал компьютер для Фурье-анализа колебаний давления крови при расчете прочности легочной артерии. Я заинтересовался теми мыслительными функциями, которых не может выполнить компьютер, - то есть функциями творчества и . Продолжая свои медицинские исследования в Гарварде, я изучал сложный способ регуляции кровяного давления и общее взаимодействие систем организма. Это пробудило во мне интерес к самоорганизующимся системам вообще.

Три первоначальных интереса (мышление, восприятие, самоорганизующиеся системы) слились воедино, и я написал труд под названием «Другой вид мышления». «Другой» означало нелинейный, непоследовательный и нелогичный. Я пытался объяснить все это в интервью для журнала «Лондон лайф». В процессе объяснения я говорил о том, что для того, чтобы найти новый подход и новые варианты, необходимо «уйти в сторону». В тот же миг я понял, что нашел нужное мне слово. Я вернулся домой и заменил название «Другой вид мышления» на «Латеральное мышление».

Это было в 1967 году. Теперь термин «нестандартное мышление» занял официальное место в «Оксфордском английском словаре», который является эталоном английской лексики. В «Кратком оксфордском словаре» дается такое определение - «поиск решения проблем неортодоксальным и как будто нелогичным методом». Ключевое слово в этом определении - «как будто». Метод может казаться алогичным с точки нормальной логики, но он исходит из логики шаблонных систем, где, например, провокационная идея является необходимостью.

Проще всего описать нестандартное мышление так: «Нельзя выкопать яму в другом месте, копая одну и ту же яму глубже». Эта фраза усиливает необходимость поиска других подходов и других способов восприятия.

При «вертикальном мышлении» вы занимаете определенную позицию и затем начинаете надстраивать этот базис. Каждый следующий шаг зависит от того, где именно вы находитесь в данный момент. Каждое последующее движение определяется прямолинейной . Таким образом вы возводите здание концепции все выше или «копаете яму глубже», как показано на рисунке 1.14.

Используя нестандартный метод мышления, вы двигаетесь «прыжками», пробуя различные точки зрения, различные концепции, различные отправные точки. Для того чтобы изменить привычное направление мышления, можно использовать различные способы, включая метод выдвижения провокационной идеи.

Бабушка сидит и вяжет. Трехлетняя Сьюзан мешает ей, играя на полу с клубком ниток. Мать предлагает посадить малышку в манеж, чтобы та не мешала бабушке. Отец предлагает посадить в манеж бабушку, чтобы защитить ее от Сьюзан.

Точное описание принципа действия нестандартного мышления основано на понятии самоорганизующихся шаблонных систем - «движение в направлении, перпендикулярном шаблонам в самоорганизующихся информационных системах». Этот «ход конем», уводящий в сторону от шаблона, показан на рисунке 1.15, повторяющем базовую схему асимметричных шаблонных систем. Вместо того чтобы следовать проложенным маршрутом, мы стремимся пересечь его.

Нестандартное мышление тесно связано с восприятием. Здесь мы стремимся рассмотреть как можно больше точек зрения. Ни одна из них не является ошибочной, и все они могут сосуществовать. Точки зрения возникли независимо друг от друга. В этом смысле нестандартное мышление так же связано с исследованием окружающего мира, как и восприятие. Вы обходите здание вокруг и осматриваете его с разных точек. Все точки зрения равноценны.

Нормальная логика стремится определить, что истинно, а что - нет, и занимается настоящим. Нестандартное мышление, как и восприятие, рассматривает возможности и занимается будущим. Мы создаем всевозможные варианты будущего и время от времени получаем полезную картинку. Из-за отсутствия четких границ между истиной и ложью такой тип обработки информации получил в компьютерном мире название «размытая логика».

Итак, термин «нестандартное мышление» может быть использован в двух значениях - специальном и широком.

Специальное: ряд систематических приемов, используемых для изменения и генерации концепций и способов восприятия.

Широкое: исследование различных подходов и возможностей в отличие от прямолинейного движения по избранному пути.

Очевидно, что определения восприятия (мышления образами; мышления, связанного с восприятием) и нестандартного мышления в общем значении имеют много общего. В каком-то смысле нестандартное мышление - это , в отличие от логики мышления аналитического. К этому вопросу я вернусь в следующей главе.

Нестандартным мышлением обладают гении, люди одаренные, выдающиеся (мышление с выбрыками, в данной статье не рассматривается). Стандартным мышлением – мышлением «по правилам», по стереотипам, обладает большая часть людей. Человек, обладающий стандартным мышлением может стать инженером, предпринимателем, политиком, спортсменом…, но выдающимся человеком он стать не сможет, потому что возможности стандартного мышления ограничены. Оно слишком линейно и плохо перестраиваемо. Люди, мыслящие стандартно, нужны обществу, так как они хорошие исполнители, но не более того. Нестандартным делает мышление видение (разум, интуиция). Оно и без видения может быть нестандартным, но в этом случае, может не быть гармонии. Преуспев в чем-то одном, в другом человек может быть ущербным. Недавно по телевизору показали пример на сообразительность. Дали задание людям и обезьяне достать орешек из колбы. Люди не смогли решить задачу, а обезьяна, перепробовав несколько способов и не получив результата, налила в колбу воды, орешек всплыл и она его достала. Наглядный пример нестандартного мышления. Стандартное мышления лишает человека его настоящести, делает из него зомби. Многие используют при разговоре избитые выражения из западных фильмов или телесериалов, пытаясь таким образом выглядеть значимо и на уровне. Такому же стандартизированному человеку это понравится, так как он сам мыслит подобным образом, человек же с нестандартным мышлением, старается избегать шаблонов, иначе он потеряет способность свободно мыслить и свою индивидуальность. По правилам жить легче, но когда они ломаются, наступает катастрофа, которую непросто пережить. Человек же с нестандартным мышлением, легко перестраивается, так как у него изначально не было в голове установок на правильность «раз и навсегда». Способностью нестандартно мыслить должны обладать дипломаты, политики, бизнесмены, ученые, спортсмены, космонавты, военные…. В принципе, такое умение необходимо всем. Нестандартное мышление, базирующееся на видении, позволяет видеть суть, без проделывания огромной непроизводительной мыслительной работы. Чистое сознание, при полностью раскрепощенных эмоциях. Такое мышление препятствует образованию вредных привычек, комплексов, болезней. Без умения нестандартно мыслить не обойтись будущим покорителям других планет, на которых они будут находиться в совершенно незнакомой среде и не привычных условиях. Мышление «по правилам» не позволит быстро ориентироваться и принимать правильные решения. Нестандартному мышлению (разумному) надо обучать еще с садика, не подавляя личность, а способствуя ее раскрепощению. Сейчас много молодых (и не только) людей, которые набивают свою голову информацией, думая, что они от этого станут умней. А от этого набивания, они теряют свою настоящесть и запутываются в жизни, в том числе и в личной, так как каждый свой шаг начинают высчитывать. Бегите оттуда, где вас учат жить по правилам. Знания нужны, но они не должны превращаться в догмы, которым надо неукоснительно следовать. Например, надо знать, что через дорогу надо переходить на зеленый свет и что водители машин не имеют права выезжать на запрещающий знак светофора, но исходить надо из реальной обстановки и не терять бдительность. Вы будете думать, что никто правила не нарушит, а найдется такой, который нарушит и может быть беда. Поэтому, смотреть надо в оба. Видение позволяет каждый данный момент видеть оптимальный вариант решения проблемы, с учетом не только своих, но и чужих интересов. Проигнорируешь чужой интерес, где-то может вылезти боком…. Нестандартное мышление меньше затрачивает энергии для решения задач, по сравнению со стандартным мышлением, планы которого все время приходится перестраивать, чтобы подстроить их под постоянно меняющуюся реальность. При нем, чувства сохраняют свою первозданность. Оно позволяет все время находиться в расслабленном, комфортном для себя состоянии и в нужный момент точечно концентрироваться на решении проблем. Нестандартное мышление позволяет вырваться из рабской зависимости страха и стать успешным в любой сфере человеческой деятельности. Вы не будете суетиться, будете все успевать и видеть главные человеческие ценности и им следовать. Стандартное мышление сужает мировосприятие и препятствует целостному восприятию реальности. Оно дробит целое на части и из частей пытается воссоздать целое, в то время как нестандартное мышление охватывает сразу все и одновременно находится в любой конкретной точке, не теряя связь с целым. При нем, время становится единым. Чтобы мыслить нестандартно, внимание должно быть направлено в реальность, правде, страху в глаза, тогда страх не сможет захватить доминирующие позиции и подчинить себе разум. А потому, мысль обретет свободу и подвижность. При нестандартном мышлении, для решения задач задействуется весь творческий, умственный и энергетический потенциал, при минимальной затрате энергии. Детей в садиках, школах надо приучать к реализации желаемого в действительном, к переводу мысли в действие, чтобы не происходило отрыва от реальности на ранних стадиях обучения. То есть, школьник, например, должен видеть и понимать, каким образом ему смогут пригодиться в реальной жизни получаемые им знания. И надо разъяснять, что чем разносторонней будет начальное образование, тем в большей степени человек сможет преуспеть в жизни, потому что он будет лучше в ней ориентироваться. Как раз «специалисты по правилам» стремятся загнать школьников в узкие рамки, чтобы те учили лишь несколько предметов, которые они считают важными для себя. Нестандартное мышление противится узкой специализации, оно стремится развиваться во всех сферах, потому что ему интересно все. Человек, мыслящий стандартно, в упор не видит огромного количества информации, которая могла бы быть для него полезной. Потому что он разделяет информацию на «надо» и «не надо», в то время как нестандартное мышление ничего не отрицает и стремится задействовать при решении задач весь свой мыслительный потенциал, всю хранившуюся в голове информацию, которая может трактоваться нестандартно, не по общим правилам. Этот механизм хорошо просматривается в сновидениях, в которых могут при решении задач задействоваться самые фантастические образы, казалось бы, совершенно не связанные с темой решения вопроса. При более детальном рассмотрении оказывается, что отсутствие логики и способствует решению проблем. В сновидениях мозг стремится развалить, рассредоточить все понастроенные логические связи и осмыслить застрявшие в подсознания раздражения с помощью чувствования (видения). И здесь наблюдается нестандартное мышление. Как им овладеть, описано во многих статьях на страничке. 17.07.2016 г.

Нестандартное мышление как качество личности – с пособность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях; решать задачи и использовать идеи, которые невозможно получить, следуя обычной логике.

Однажды ученики отшельника попросили его преподать им какой-нибудь урок из «Высшей Мудрости». Тот согласился и попросил их поймать пауков. Отловленных пауков отшельник запустил в свою пещеру и несколько дней подряд обрывал всю паутину, сплетенную вертикально.

Спустя некоторое время в дальнем углу пещеры он увидел паутину, сплетённую горизонтально. Отшельник позвал своих учеников, и указав на эту паутину сказал им: — Запомните — под ударами жизненных ситуаций выживает тот, кто не следует слепо традициям и обычаям, а ищетнестандартные решения, слушая советы своего сердца и разума вопреки мнению большинства.

Нестандартное мышление – достояние оригинального, креативного ума, чуждого банальностей, шаблонов и штампов. В ком прописалась нестандартность, тот во всех сложных жизненных ситуациях проявляет оригинальность, самостоятельность, своеобразие, необычность и неизбитость.

Визитная карточка человека с нестандартным мышлением – индивидуальный и оригинальный образ мыслей, неординарный подход к решению любых вопросов.

Писатель Андрей Грей как-то сказал: «Все мы немного безумны, кто-то в глубине души, кто-то ближе к её поверхности. Я не считаю, что это плохо - напротив, так иногда легче жить, принимая нестандартные решения, из головы вон выходящие. Я вот, к примеру - в меру с сумасшедшинкой, и это помогает мне быть собой, не покрыться слоем банальных, обыденных действий. Не стать как многие. Быть собой, жить собой».

Иногда нестандартное мышление и творческий подход к делу даёт нам ключ к решению проблемы любой сложности.

Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, бурную ночь — и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди: 1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной; 2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь; 3. Женщина/мужчина вашей мечты. Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть ответ.

ОТВЕТ: Эта морально-этическая дилемма, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с женщиной моей мечты».

Обладая нестандартным мышлением, можно переступить через вредные ограничивающие убеждения, ложные психологические установки, предубеждения, стереотипы поведения и образа мыслей, неизбежно приводящие к созданию шаблонов.

Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике. Он собирался поставить самую низкую оценку на экзамене по физике одному из своих студентов, а тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба - преподаватель и студент - согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда.

Экзаменационный вопрос был такой: “Каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?”. Ответ студента был таким: “Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания!”.

По сути, ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области. Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и ему только осталось выбрать лучшее.

Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: “Нужно подняться с барометром на крышу и сбросить барометр вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислить высоту здания”.

Тут Резерфорд спросил своего коллегу — преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили осветить их. - Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, - начал студент. - Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.

Неплохо, - сказал Резерфорд. - Есть и другие способы? - Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и, умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.

Если вы хотите более сложный способ, - продолжал студент, - то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.

Наконец, - заключил студент, - среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: “Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания”.

Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но сказал, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Интересно, что студент этот был сам Нильс Бор (1885 - 1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г., один из основателей современной физики.

Петр Ковалев