Тема мягко говоря далеко не нова и как-то даже неудобно ее поднимать. Уже написано с вагон статей на тему фотобанков/фотостоков и стоковой фотографии в целом. Существуют специальные форумы, где новичок может найти ответ на любой вопрос. Но, тем не менее ко мне регулярно поступают вопросы о возможности заработка продажей своих фотографий и разных нюансов, связанных с этим. Причем часто эти вопросы основаны на слухах, мифах и распространенных в сети стереотипах. Каждый раз давая ответы на поступающие вопросы, я решил систематизировать свои ответы и составить список самых распространенных мифов. Итак, 7 мифов о стоковой фотографии.
Миф первый.
Стоковая фотография - это легко и просто. Ты снимаешь все, что тебе нравится, загружаешь на сток и просто сидишь и получаешь деньги. Друзья, такие времена уже прошли. Давно и безвозвратно. Все, золотой век стоковой фотографии закончился. И нам не повезло в нем жить. Это на заре появления фотобанков ты мог спокойно загружать снимки, сделанные на цифровую мыльницу, причем все в подряд и… это все продавалось! Люди зарабатывали таким образом себе на камеры, объективы, студийный свет. Теперь же база стоков насчитывает в среднем 20-25 млн. фотографий. Вдумайтесь в это количество и подумайте, что нового можете предложить вы. Про цифромыло можете забыть сразу. Теперь только зеркалка, только отличное качество картинки без шумов и артефактов, только продуманные коммерческие сюжеты, и только упорная работа. Причем, я хочу подчеркнуть слово работа - это уже перестало быть просто чем-то вроде хобби, если вы хотите хорошо зарабатывать, то нужно конкретно так вкалывать. Привыкайте к этой мысли сразу, если хотите чего-то достичь.
Миф второй.
Пейзаж на стоках не продается. Постоянно слышу эту фразу на фото-турах. Это не правда. Продается теоретически все. Вопрос в количестве продаж. Хорошо продаются пейзажные снимки, которые представляют так называемый «красивый мир» («beauty world»). Это идеально красивый пейзаж с яркими, насыщенными красками. Ну, т.е. идеально зеленая трава, ярко-голубое небо, солнышко в кадре и прочая не слишком настоящая красота. Вот, например, . Для наглядного представления так сказать. Но это не значит, что другой, «настоящий» пейзаж не продается. Продается. Тут следует учесть один важный момент: большинство покупателей - это страны Европы и Америки и покупают там в основном «родной» им пейзаж. Поэтому отлично снятая вами Говерла или Караул Оба для них, по сути, без надобности. Не рассчитывайте на очередь покупателей и большое количество продаж какой-то локальной достопримечательности. Отлично продаются пейзажи хорошо известных, раскрученных туристических мест: пляжи с пальмами и белоснежным песком, яркие и красочные морские пейзажи, красивые горные долины, известные архитектурные достопримечательности и прочее. Словом, то, что можно использовать для рекламы в сфере туризма. Пейзажи деревни Гадюкино, речки Кальмиус и т.п. малоинтересны с этой точки зрения.
Миф третий.
Я снимаю натюрморты/цветочки/птичек/улиток (нужное подчеркнуть), и оно не будет продаваться. Это, по сути, вариация мифа с пейзажем. Да, на стоках лучше продаются люди (в студии, на локации, в разных жизненных ситуациях, на производстве и т.д.), бизнес тематика, а также различные предметы, снятые на белом фоне (так называемые «изоляты»). Но это не значит, что ваши цветочки или натюрморты не будут продаваться. Важно то, как вы снимаете их. Нужны красивые креативные кадры с хорошим коммерческим потенциалом. Есть очень легкий метод: если сомневаетесь, стоит ли снимать что-то или будет ли продаваться ваш кадр, просто поищите это на стоках и посмотрите, как другие уже сняли это дол вас. Снимайте лучше, интересней, оригинальней и это будет продаваться!
Миф четвертый.
На стоках мало платят за продажу фотографий. Да, это так в случае с микростоками. Авторское отчисление за одну продажу там начинается от 20 центов. Все зависит от способа покупки изображения (подписка, поштучные продажи, продажи за кредиты и прочие схемы современных фотобанков) и лицензии (обычная, расширенная и т.д.). В среднем фотограф получает от 20 центов до нескольких десятков (иногда сотен) долларов за продажу. Другое дело, что одна фотография может продаваться неограниченное количество раз. Например, вот эти снимки у меня уже заработали на разных стоках больше тысячи долларов каждый:
Да, это не сразу, а за несколько лет продаж, но тем не менее показательный результат. Вывод: каждый сам решает продавать ему фотографии за такие деньги или нет.
Миф пятый.
Для работы на стоках требуется дорогое оборудование. И да, и нет. Да, профессиональное фотооборудование (камера, объективы, свет и т.д.) стоит дорого, но никто не запрещает начинать работу с тем, что уже имеете. Современная зеркальная камера даже начального уровня позволяет получать снимки достаточного качества. Начинать можно с любой, даже самой простой техникой, хотя конечно комфортней и результативней работать с профессиональной камерой и оборудованием.
Миф шестой.
Я не знаю английского языка, поэтому не смогу загружать фотографии на стоки. Ерунда. Большинство фотостоков имеет русскоязычный интерфейс, но даже без этого все довольно просто и понятно. Требуются лишь минимальные знания основ языка для проставления ключевых слов и категорий. Все. А вообще учите английский.
Миф седьмой.
Я плохо снимаю и у меня ничего не получится. Да у вас ничего никогда не получится, если вы будете так думать, и даже не попробуете начать. Все стоковые фотографы с чего-то начинали, все они когда-то не умели снимать, но попробовали. И у них получилось. На некоторые стоки нужно пройти экзамены, т.е. загрузит фотографии, которые показывают ваш уровень. И даже, если вы не сдали экзамен с первого раза, то это не значит, что не нужно пробовать. Дорогу осилит идущий!
Ну вроде бы все. Если есть вопросы, задавайте их в комментариях.Интересует эта тема? Пишите в комментариях, возможно сделаю на эту тему еще пару постов.
Другие мои статьи на тему фотографии.
Фотографии для микростоков должны соответствовать строгим требованиям: отсутствие каких-либо торговых марок или закопирайченых элементов, наличие модельных релизов для всех узнаваемых изображённых людей. Однако, некоторые, неподходящие под определение коммерческих, фотографии, всё-таки могут попасть в фотобанки. Речь идёт о «редакционных» (editorial) фотографиях. Такие фотографии рассказывают о персонажах или событиях и используются для иллюстрации соответствующих материалов в газетах и журналах. Например, фотографии митингов, происшествий, просто уличные сценки или даже фотографии туристических мест. Ведь фотографии некоторых объектов, например, памятники и современные авторские архитектурные здания, не принимаются ни в каком виде для коммерческого использования.
Редакционные изображения от коммерческих отличаются рядом аспектов. Во-первых, обработка должна быть очень умеренная. Во-вторых, кадрирование не должно искажать смысл изображаемого. В-третьих, люди в кадре не должны специально позировать. В-четвёртых, торговые марки и элементы авторского дизайна не нужно ретушировать и модельные релизы тоже не требуются, за исключением узнаваемых детей (ребёнок в составе группы детей — допустимо).
Но к редакционным изображениям предъявляются и особые требования. А именно, для каждой фотографии необходимо указать дату и время съёмки, место съёмки и описать изображённое событие или объект.
Редакционные фотографии принимают многие микростоки, вот и предоставляет теперь такую возможность. Приёмка начнётся в конце января, а продажи стартанут ещё до начала апреля. У покупателей появится возможность фильтровать фотографии по редакционному признаку, а авторам придётся не забывать указывать специальную категорию для подобных работ. Естественно, одну и ту же работу нельзя будет загрузить в дважды в разные категории, коммерческие не будут приниматься как эдиториал и наоборот, даже если вы заретушируете все логотипы. С другой стороны, хорошие, стоковые фотографии, которые не подошли в категорию коммерческих, сами по себе не перенесутся в редакционные, так как для них требуется намного более подробное заполнение выходных данных. Но такие фото можно будет перезагрузить, указав нужную информацию.
Однако, эдиториал-фотография тоже бывает разных жанров. Что характерно, iStock будет принимать далеко не все типы редакционного фото. Пока что будут приниматься фото в категории архитектура, достопримечательности, уклад жизни, путешествия, городская и общественная жизнь. Новостные фотографии, конференции, спорт, последствия бедствий Айсток не интересуют. Фотографам этих жанров рекомендуют обратиться напрямую в Getty Images. Видимо, Айс со своими микроценами не хочет отбирать кусок пищи у фотографов-журналистов. Ведь отчисления за эдиториал фотографии будут совершенно одинаковыми с остальными фото из банка.
Что из этого получится - покажет время, а у нас пока есть время подготовить пару десятков горячих фото.
Фотосток - одна из возможностей заработать. Но не стоит смотреть на процесс через розовые очки и питать иллюзии, считая его экспресс-заработком. Востребованы мастера, которые уже познакомились с особенностями этого бизнеса и подстроились под запросы покупателей. Здесь важно не столько творчество, сколько актуальность работ, их тематическая ценность.
Цветы, котики, облака на синем небе - все это следует оставить в личном архиве, загрузить в портфолио соцсетей. Хотите зарабатывать на фотостоках - учитесь превращать простое в нестандартное, предлагать интересное видение обычных явлений и процессов жизни, на которых строится бизнес. Люди, еда, автомобили, жизнь города... Здесь работают свои законы и правила. В статье дадим начинающим фотографам полезные советы и рекомендации, раскроем понятие стоковой фотографии и расскажем, как можно на этом заработать.
Хотите творить, экспериментировать с длинным выдержками, ловить молнии и игру теней студийного освещения - сток не для вас. Здесь все иначе. Задача стока - предоставить покупателю емкую базу фотографий, которые он может использовать для продажи своих товаров и услуг. Бизнес, не более того. Соответственно, задача фотографа - подстроиться под запросы потенциального потребителя, дать ему то, что повысит его продажи.
Покупатель фотостока заходит в галерею не для эстетического удовольствия, а чтобы выбрать изображение, максимально подходящее по определенным параметрам. Дизайнер или владелец интернет-магазина декоративной косметики будет искать яркие портреты, губы, глаза крупным планом. Для продажи кофе потребуются фотографии с утренним сюжетом: человек, чашка, дымок ароматного напитка. Для наполнения сайта ветеринарной клиники будут актуальны фото с домашними животными в обстановке комнаты, на улице, с грустными глазами и в игривом настроении.
Чтобы стать хорошим стоковым фотографом, вам нужно почувствовать себя покупателем, понять его. Работа с коммерческими снимками - это интеграция таланта, профессионализма и бизнес-чутья. Хотите зарабатывать - подстраивайтесь под запросы покупателя и создавайте интересный, бизнес-ориентированный фото-продукт.
В сети можно увидеть многообещающие статьи фотографов о том, как они заработали миллионы на фотостоках. Мастера рассказывают, что это совсем не сложно, достаточно лишь постоянно пополнять свое портфолио, продлевать подписки, расширять базу. Иногда советы профессионалов звучат как “снимайте все, что происходит вокруг себя”, “не стесняйтесь экспериментировать”, “смело творите”, “берите всегда с собой фотоаппарат - интересный снимок может родиться внезапно”. Так вот, это мифы.
Чтобы создать качественную стоковую фотографию, которая будет пользоваться спросом у покупателей, нужно годами оттачивать мастерство рекламной съемки. Если вы будете фотографировать пролетающих над головой птичек, букет из ромашек, свои новые кеды на зеленой травке - эти кадры не будут обладать бизнес-ценностью, уместны лишь для личного архива. Так вы не заработаете. Снимки, которые покупают, должны соответствовать запросам покупателей. И, кроме этого, должны быть интересными, в высоком качестве и с прямым информационным посылом.
Теперь о том, как происходит продажа. Хотите быстрых денег - снимайте свадьбы. На стоках заработок складывается постепенно, особенно у новичков. Да, безусловно, есть фотографы, для которых сток является основным источником дохода. Но поверьте, они к этому шли годами, инвестировали в свое успешное будущее значительные суммы на приобретение оборудования, открытие собственных студий. У них наработанная база моделей, визажистов, имиджмейкеров, которые создают образы под конкретный проект. Такие фотографии априори не могут стоить дешево.
Заливая свои работы на сток, не стоит надеяться на большой и быстрый заработок. Чтобы стать востребованным, нужно научиться делать коммерческие фотографии - а это время, профессионализм и денежные вложения. Идите к цели постепенно. Совершенствуйте мастерство, вникайте в стоковую направленность, изучайте своего покупателя.
Фотосток - кредитование в будущее. Знакомясь с этим направлением в фотографии, вы должны понимать, что потраченные деньги могут еще не скоро окупиться. Перечислим моменты, которые необходимо будет учесть с самого начала:
Составьте примерную сумму и подготовьте себя морально к тому, что она вернется не сразу. Бывают случаи, когда и вовсе не возвращается. Далеко не каждый фотограф становится стоковым.
Не передумали и хотите попробовать себя в коммерческой направленности - познакомьтесь с нашими рекомендациями, которые помогут в наработке опыта, профессиональной перезагрузке.
Основной вопрос, встающий перед начинающим фотографом, который регистрируется на стоковых сайтах - можно ли здесь хорошо заработать. Профессиональный ответ: да, если за вашими плечами годы работы с коммерческими проектами, и нет, если вы не имеете представление о том, как должна выглядеть продающая фотография.
Не стоит питать иллюзий по поводу быстрого заработка на фотостоке. Воспринимайте это направление как дополнительную возможность заявить о себе, привлечь внимание к своим работам, попробовать себя в новом амплуа. Но если вы
тогда работа на фотосток не для вас. Это направление носит исключительно коммерческий характер, ставит перед мастером определенные тематические и композиционные рамки. Снимки, размещенные в стоках, создаются для продажи. Творчество здесь на втором месте.
Решили попробовать - дерзайте и не забывайте о наших советах и рекомендациях. Успехов!
Итак, что такое расширенная лицензия, почему она опциональна и за что её некоторые фотографы обожают, а некоторые ненавидят?
Расширенная лицензия отличается от обычной тем, что
Глядя на те "вольности", которые покупатель может себе позволить, приобретая фото по расширенной лицензии, становится понятно, почему некоторые фотографы так не любят эти расширенные лицензии: не очень приятно видеть своё фото растиражированным вдоль и поперёк на чашках, блюдцах и ковриках для мыши.
Однако, реальность такова, что большинство авторов, тем не менее, ждут расширенной лицензии, как манны небесной. А всё потому, что одна такая продажа приносит дохода в 10-100 раз больше по сравнению с продажей обычной лицензии.
Фотобанк | Коммиссия в долларах$ | Особенности | Ссылка на детали |
iStockphoto | до 20 | Для эксклюзивных авторов в два раза больше | Extended License |
Shutterstock | 28 | У покупателей должна быть отдельная подписка | Enhanced License |
Dreamstime | 12.50 - 25 | Чуть больше для эксклюзивщиков. Включает в себя также продажу всех прав на фотографию. | Extended License |
Fotolia | до 100 | Авторы могут установить свою цену на расширенную лицензию в зависимости от своего уровня. | Licenses and Uses |
StockXpert | до 50 | Image License | |
BigStockPhoto | до 60 | 6 расширенных лицензий по 120 кредитов каждая | Special Licensing |
123rf | 45 | Включает в себя также resale | Extended License |
Расширенная лицензия может быть выключена. В некоторых агентствах выключение происходит для всех карточек, в некоторых - для каждой отдельной карточки. При этом некоторые авторы оставляют расширенную лицензию лишь в тех фотобанках, где за неё дают наивысшую комиссию (например, на фотолии, см. таблицу).
...не нужно никакой усидчивости, нужен правильный подход . Я давно проповедую бизнес-подход к работе на стоках . Кроме дохода, для меня стоки интересны именно возможностью реализовать идеи по организации бизнеса . Здесь много разных переменных, много участников делающих одно и то же разными способами, много рынков сбыта, и т.д. И естественно для оптимизации производства, я изучаю весь свой производственный процесс, и знаю сколько времени отнимает то или иное занятие . Как вы, например, решите стоит ли заниматься 123 или бигстоком? Можно конечно и на ощущениях, придти к решению, а можно и с обоснованием . Вообще, когда я принимаю какое-то решение для стоков, я в голове имею хорошее обоснование для него, как будто его критически будет проверять вышестоящее начальство ...
Editorial фото – вы наверняка слышали этот термин, даже если только-только начали свою карьеру фотостокера. Сегодня мы подробнее разберемся с этим понятием и расскажем об особенностях профессиональной репортажной съемки.
Editorial фото на фотостоках – это снимки, предназначенные для печати в различного рода СМИ, изображающие какое-нибудь известное место, памятки культуры, уличные сцены или, например, светское мероприятие, известного человека или просто толпу на митинге или концерте. Словом, это фотографии, имеющие узкую направленность (то есть приобретаются только для СМИ), но при этом не требующие релиза моделей, так как попробуйте взять согласие у сотни фанатов на рок концерте 🙂
Editorial фото, или как их еще называют – редакционные фотографии, в отличии от коммерческих (тех, что мы привыкли грузить и продавать на фотостоках) могут содержать логотипы, элементы авторских работ и т.п. Получают такие фотографии, как правило, во время профессиональных репортажных съемок.
Репортажная фотосъемка — один из увлекательных жанров фотографии. И лишь на первый взгляд это жанр кажется простым и доступным каждому. На самом деле он требует профессионализма и опыта работы. Для профессиональной репортажной фотосъемки характерно наличие сюжета, хронологическая и логическая последовательность, информативная визуализация сути происходящего, а также объективность.
Фотограф, снимающий репортаж, должен не только смотреть, но и видеть, эмоционально ярко воспринимать происходящее, моментально фиксировать его, одновременно и не вмешиваясь в происходящее, даже создавая порой некие сюжеты, не мешая при этом никому. Стиль съемки должен быть молниеносным и легким.
По имеющимся различиям условий, предъявляемых к фоторепортажу, принято выделять репортажную фотожурналистику и коммерческую репортажную съемку. Они различаются между собой тем, что в коммерческом репортаже заказчиком выдвигаются обязательные условия. Ну или в нашем случае заказчик – это фотосток, который также имеет свои требования и предпочтения.
В фотожурналистике выделяют несколько направлений:
В связи с наличием требований и условий, изначально выдвигаемых заказчиком, от коммерческой репортажной съемки обычно требуется подчеркнуть лучшие черты ее главных героев, эмоции других участников сюжета. Именно таковы коммерческие съемки семейных событий - свадеб и юбилеев, тренингов, мастер-классов, корпоративных вечеринок и презентаций, клубная съемка.
В репортажной фотосъемке каждое Editorial фото - это движение, физическая или эмоциональная динамика. Последняя часто не зависит от мнимой статичности персонажа в кадре, сделанном за доли секунды до начала его движения, демонстрирующем вырывающееся наружу стремление вот-вот совершить что-то. Сложно переоценить при этом способность фотографа заранее предвидеть действия, которые будут происходить.
Потому снимающий репортаж фотограф должен, еще даже не доставая камеры, определить, что и в каком ракурсе будет снимать. Ему необходимо заранее если и не знать, то хотя бы представить ход события, расположение персонажей и объектов съемки на месте и в зависимости от этого определить точки, фотографии с которых будут наиболее выигрышными.
Помня о том, что в основе каждой хорошей фотографии лежит правильная композиция, следует еще до начала мероприятия представить каждый кадр, понять, насколько уместны в нем попадающие предметы - экраны, светильники, плакаты, растяжки и другие объекты. В зависимости от выбранных точек съемки определить, какие объективы использовать.
Прежде всего, фотографу, снимающему Editorial фото, необходима светосильная оптика. Профессионалы обычно выбирают пару «родных» зум-объективов, работающих в интервале фокусных расстояний от 24 до 200 мм с диафрагмой 2,8. При наличии уверенности в том, что времени на съемку будет достаточно, можно использовать несколько объективов с фиксированным фокусом. Это улучшит качество редакционных фотографий, а малая глубина резкости передаст особую атмосферу события.
При выборе камеры для репортажной фотосъемки учитывают главные факторы - уровень шума при высоких значениях ISO и скорость серийной съемки. Фотографы, занимающиеся репортажной съемкой профессионально, предпочитают снимать в ручном режиме фокусировки, что позволяет выделить главный смысловой центр кадра. Безусловно, не самые простые условия требуют зачастую полного автоматизма во владении техникой, помимо умения сознательного и понятного выбора акцента снимка, выразительного его выстраивания, при котором содержание не разбивает кадр
Живой интерес каждого всегда вызывают снимки с закрытых мероприятий, на которых человек никогда не был или не может туда попасть. Кадры, иллюстрирующие действия, на которые в повседневной жизни не всякий способен, или таинственные, мистические и труднообъяснимые явления. Это свойство личности - стремиться узнавать что-то новое, любознательность, а порой и просто любопытство. Именно поэтому профессиональный фотограф-репортажник и должен пробуждать жажду знаний нового, помогать зрителю, преодолевая границу реальности, проникать в кажущееся недоступным.
Лишь обладая интуицией, чуткостью, чувственностью, а порой и даром предвидения, умея оказаться в подходящий момент в нужном месте, фотограф может стать профессиональным репортажником, способным не только донести до зрителя сухой отчет о происходящем, но и дать почувствовать атмосферу события, настроение его участников, вкус остановленных им мгновений жизни. А с таким подходом получить отличные качественные редакционные фотографии будет гораздо проще, а это несомненно отразится на уровне дохода фотографа, ориентирующегося на Editorial фото.