Тренинг для педагогов психологом в дошкольном учреждении. Тренинг для педагогов ДОУ «Тренинг позитивного решения педагогических конфликтов. Тренинги для педагогов и воспитателей - Тренинг для педагогов «На встречу к себе»

Психологический тренинг для педагогов «Все краски жизни»

Фролова Ирина Юрьевна, педагог – психолог, МБДОУ Д/С13 г. Белореченск Краснодарский край.
Описание материала: Предлагаю вам психологический тренинг для педагогов «Все краски жизни». Данный материал будет полезен педагогам – психологам детских садов, а также общеобразовательных школ.
Тренинг направлен на снятие психоэмоционального напряжения, эмоциональной устойчивости, сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата
- развитие умения работать в команде
- осознание каждым участником своей роли, функции в группе
- повысить коммуникативные навыки педагогов
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Необходимые материалы:
- листы формата А – 3 по числу участников, клей, ножницы глянцевые журналы, простые и цветные карандаши, фломастеры
- спокойная музыка для релаксации

Ход тренинга

Ведущий: педагог-психолог.
Приветствие
Ведущий приветствует всех участников тренинга и представляется им. Для создания благоприятной атмосферы, проводится процедура знакомства. Каждый участник пишет свое имя и символ подходящий его имени на небольшом листе бумаги и с помощью булавки прикрепляет его на груди.

Составление правил группы
Под руководством ведущего группа знакомится с правилами тренинга: конфиденциальность; доверие; «Я-высказывания»; возможность сказать «нет»; активность и др., и принимает их.

Разминка. Упражнение «Тайна моего имени»
Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена. Имена бывают различными. Словно дорогая оправа, подчеркивают девичью красоту имена. А вы знаете историю своего имени? Участники рассказывают истории своего имени. Ведущий предлагает рассказать или дополнить об их именах.
Людмила: это славянское имя означает «Милая людям».
Энергетика имени: рассудительность, самостоятельность, практичность.
Святые покровители Людмилы: Людмила Чешская (именины 16, 29 сентября). Людмила почитается как святая покровительница Чехии, является также покровительницей бабушек, матерей и христианских учителей.
Цвет имени: светло-зеленый, желтовато-коричневый.

Светлана: это славянское имя, произошедшее от слова «светлая», женский вариант мало кому известного мужского имени Светлан. Греческий аналог этого имени – Фотина, как правило, дающееся Светлане при крещении.
Энергетика имени Светлана: Оптимизм, общительность, легкость, эмоциональность.
Святые покровители Светланы: Святая преподобная Светлана (Фотина, Фотиния) Палестинская – покровительница женщин, носящих русское имя Светлана (именины 26 февраля) К святой обращаются с любыми житейскими проблемами, просят о здоровье и счастливой семейной жизни. Икона помогает избежать бед в поездке речным или морским транспортом.
Цвет имени: салатовый, иногда синий.

Ольга - русская форма скандинавского имени Хельга, которое означает «Священная». Энергетика имени Ольга: Активность, общительность, осмотрительность.
Святые покровители Ольги: Княгиня Ольга (именины 24 июля) первая правительница из русских принявшая христианство, и была предвестницей Крещения Руси. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.
Цвет имени: стальной, светло-зеленый.

Галина: В переводе с греческого имя означает «Спокойная», «Тихая», «Безмятежная». Галиной в греческой мифологии звали одну из морских нимф.
Энергетика имени Галина: Уравновешенность, рассудительность, чувствительность.
Святые покровители Галины: Галина Коринфская (именины 23 марта, 29 апреля) Ученица праведного старца Кондрата, Св. Галина приняла мученическую кончину за веру Христову вместе с другими его учениками в первый день Пасхи в 258 году. Имя Галина в переводе с греческого означает «тишина», «кротость» и символизирует гармонию, спокойствие, упорядоченность во всех делах.
Цвет имени: стальной, салатовый.

Наталья: В переводе с латыни имя означает «Родная».
Энергетика имени Наталья: Эмоциональность, увлеченность, импульсивность.
Святые покровители Натальи: Наталия Византийская (именины 8 сентября) Святая Наталия почитается в христианском мире, как образец любящей жены и ревностной христианки. До последнего часа она утешала и укрепляла молитвами своего мужа Адриана, бывшего гонителя христиан, принявшего веру Христову и за то жестоко казненного. Св. Наталье молятся о добрых отношениях в семье.
Цвет имени: коричневый, красный, салатовый.

Лариса: В переводе с греческого имя означает «Чайка». В греческой мифологии Лариссой звали фессалийскую (аргосскую) нимфу, внучку Посейдона и сестру Кирены.
Энергетика имени Лариса: Оптимизм, подвижность, чувствительность.
Святые покровители Ларисы: Лариса Готская (именины 8 апреля) жила в IV веке. Она приняла мученическую смерть от язычников, которые сжигали христианские церкви вместе со всеми людьми, находящимися там. Несмотря на юный возраст, она проявила стойкость. Святая Лариса предпочла умереть, но не отказалась от своих убеждений.
Цвет имени: салатовый, стальной, иногда красный.

Татьяна: В переводе с греческого имя означает «Поставленная», «Назначенная».
Энергетика имени Татьяна: Активность, практичность, импульсивность.
Святые покровители Татьяны: Татьяна Римская (именины 25 января) дочь благочестивого римского консула, диаконисса. Приняла мученическую кончину в годы преследования христиан. В день ее памяти 25 января был создан Московский университет (1755 г.). Храм при нем освятили в честь Св. Татианы. Впоследствии покровительство святой распространилось на все вузы России, а Татьянин день отмечается, как День студента.

Инна: В переводе с латыни имя означает «Происходящая из города Инесса». Предположительно корень этого имени имеет значение «Бурная».
Энергетика имени Инна: Эмоциональность, чувственность, импульсивность.
Святые покровители Инны: В наше время именем Инна крестят женщин, однако исторически это имя мужское, поэтому в святцах его можно найти не среди женских, а среди мужских имен. Иннам покровительствует Св. Инна Новодунский, славянин, ученик апостола Андрея, особо почитаемый в Крыму, в Форосе.
Цвет имени: коричневый, красный.

Упражнение «Комплименты»
Участники делятся на две подгруппы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круги стоят лицом друг к другу.
Ведущий: Сейчас мы будем делать комплименты друг другу. Для этого в течение одной минуты те, кто стоит во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив них участнику из внутреннего круга, а те, кто находятся во внутреннем круге будут благодарить. Через минуту участники, стоящие во внутреннем круге, скажут комплименты стоящим напротив. Затем внешний круг передвинется по часовой стрелке на одного человека, и задание повторится уже с другими партнерами. Внешний круг будет двигаться до тех пор, пока первые пары не совпадут.
Это упражнение повышает самооценку участников и актуализирует их личностные ресурсы.

Коллаж «То, что я люблю!»
Коллаж «То, что я люблю!» – это созданная вами картина, на которой изображено все, что вы любите и хотите в той реальности, о которой мечтаете. Такая картина помогает быстрее достичь желаемого, на ней хорошо видно, к чему нужно стремиться. Как же сделать свой коллаж таким, чтобы ваши желания исполнялись быстро и в точности так, как вы хотите?
Для начала необходимо составить список всего, что вы любите, чтобы определиться, что будет изображено на будущем коллаже. В этот список нужно включать только действительно важное и позитивное для вас.
Когда ваш список желаний наконец-то готов, приступайте к поиску подходящих изображений. Их можно найти в журналах, рекламных буклетах, а также подобрать в Интернете и распечатать на цветном принтере. К подбору картинок подходите ответственно, ведь от того насколько точно вы изобразите свои желания на коллаже, зависит их исполнение. И вот, коллаж ваших желаний полностью готов! Повесьте его на самое видное место, лучше около кровати, чтобы засыпая и просыпаясь, вы могли представлять себе исполнение ваших желаний. Помните, желания исполняются, если этого очень захотеть!

Упражнение «Спасибо, что ты есть»
Ведущий делит группу на две равные по количеству человек подгруппы. Участники образуют два круга - внутренний и внешний и поворачиваются лицом друг к другу.
Задача участников - посмотрев в глаза стоящему перед ними человеку, сказать ему, назвав по имени: «Спасибо, что ты есть», а участнику в ответ нужно улыбнуться.
Сначала эти слова произносит участник из внешнего круга, а затем - из внутреннего. При желании участники могут пожать друг другу руки или обняться. Затем стоящие во внешнем круге передвигаются на одного человека вправо, и упражнение повторяется снова, до тех пор, пока не встретятся участники, начинавшие друг с другом эту игру. По окончании упражнения члены группы возвращаются на свои места и делятся впечатлениями.

Рефлексия:
Что вы получили от тренинга? Какие эмоции вы испытывали во время выполнения упражнений? Какое у вас настроение? Оправдались ли ваши ожидания?
Спасибо всем участникам! До новых встреч!

Как научиться использовать эмоции и чувства в своей работе

Цель встречи: избавиться от негативных эмоций на работе.
Психолог:
Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка».
«От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга зажжется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется»
Приветствие «Улыбка».
В начале нашей встречи я предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе. Обращаясь к своему партнеру с улыбкой, скажите ему несколько приятных слов. И вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.
Один мудрый человек сказал: «Кто-то другой для нас не может быть ни другом, ни врагом, он может быть для нас только учителем».
Упражнение «Если бы не ты …»
Участники делятся на пары. Далее им предлагается по очереди рассказать про качества другого участника, начиная свой рассказ словами «Если бы не ты …»
Я хочу вам рассказать сказку, а вам, чтобы не было скучно, предлагаю «вжиться» в сюжет этой сказки, и желательно изображать героев сказки после того, как услышите слова «вот так».
Далеко-далеко есть одна замечательная поляна, которая носит название детский сад «Дельфин». Поляна большая и круглая. Над этой поляной небо бывает разным, бывает ясным, но иногда тучи нависают над этой замечательной поляной, вот так. А солнце согревает своими теплыми лучами эту поляну, вот так. На этой замечательной поляне, в детском саде «Дельфин» жили волшебники, похожие на вас. И на Вас …, и на вас…Волшебники были очень дружные и добрые. Они трудились и многое умели, вот так (педагоги перечисляют, что они умеют делать). А если у них что-то не получалось, они знали, что у них обязательно получится, пусть и не сразу. Любили волшебники веселиться, общаться друг с другом, а делали они это вот так. То и дело слышался их звонкий, веселый смех. А смеялись они вот так.
Но бывало волшебникам и грустно, и тогда они грустили вот так. Иногда им хотелось поплакать, и они позволяли себе это. Они плакали вот так. Огромные слезы катились по их щекам, а когда они падали на землю, то превращались в хрустальные бусинки. Звон от них был мелодичным и успокаивающим.
Волшебники любили придумывать разные чудеса с превращениями. Когда кто-нибудь превращался в кого-нибудь, то они удивлялись вот так.
И вот с вами произошло это чудо с превращением. Сейчас Вы все превратились в большущих слонов. У слона четыре мощные ноги. Он ходит важно, не спеша, вот так. Ставит ногу на всю ступню, как бы продавливая землю. Попробуйте ходить вот так.
Слон подошел к стройке, где маленькие волшебники строили дом. Наверное, для нас с вами. Слон – сильное животное, и он принялся помогать волшебникам, поднимать тяжелые камни, вот так Ему было нелегко, и он не скрывал этого. Тяжело дышал, вот так.
Но тут слона постигла неудача: тяжелый камень упал ему на ногу. Слон поднял ушибленную ногу и застонал, вот так
Слон очень разозлился. Он стал размахивать хоботом, вот так.
А затем слон пошел по городу, сотрясая воздух ревом, вот так.
Тут слон увидел газету. Он схватил ее и принялся мять. Он топтал ее ногами, рвал на части, вот так.
Постепенно чувство злости стало покидать слона, он закрыл глаза, расслабился, вот так.
Вскоре слон совсем успокоился, он огляделся вокруг, вот так.
Как хорошо: солнышко пригревает, небо голубое, трава зеленная, в речке вода течет. И ему стало спокойно и уютно. А о злости напоминали только разбросанные по земле обрывки бумаги. Давайте уберем эти остатки «злости», чтобы она нас больше не беспокоила, вот так.
Психолог:
Вот и закончилось наше «превращение». Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть слонами?
Какое чувство переживал слон, когда камень свалился ему на ногу?
Как он выражал свое чувство?
Вы заметили, что слон, несмотря на то, что был очень зол, никого не обижал. Слон – миролюбивое животное. Если вдруг вас когда-нибудь посетит чувство гнева, злости, вспомните слона.
Гнев, злость – это яркое проявление неудовольствия. Мы сердимся на тех, кто причинил нам боль, обидел или подвел нас. Иногда мы сердимся на самих себя. Иногда злость используется как маска, под которой прячется страх или обида. Гнев свойственен человеку, сердятся все без исключения. Гнев, злость съедает изнутри.
Обсуждение приемов освобождения от негативных эмоций.
Не позволяйте гневу заходить так далеко;
постарайтесь не распыляться и успокоиться, вдыхайте спокойствие и выдыхайте гнев;
важно понять, осознать причину гнева, задав себе вопрос: «Для чего мне гнев, злость? Какой будет исход, после того как я проявлю злость по отношению к кому-то или к себе?»;
можно письменно описать свое состояние, а затем ритуально выдохнуть, отрезать, порвать, выбросить;
можно высказать свой гнев своему обидчику, но только в том случае, если вы уверенны, что вас услышат и отнесутся к вас с пониманием и уважением.
Упражнение «Это состояние мне чуждо»
Психолог:
Предлагаю вам сейчас вспомнить последний случай, когда гнев и злость переполняли вас. Вы можете это описать на листе бумаги, можете сделать какие-то зарисовки.
А сейчас попрошу вас избавиться от этого состояния, используя обсуждаемые и предлагаемые ранее приемы.
Быть может, кто-то из вас хочет поделиться своим состоянием после «избавления от негатива»? (обсуждение проводится по желанию).
В такой деликатной сфере, как человеческие эмоции, только сам человек, в конечном счете, является для себя «настройщиком». Бывает и так, что раны слишком тяжелые. И разум, и советы, и время оказываются не в силах их вылечить. В таких случаях на вопрос, что делать, если не можешь никак о чем-то забыть, умные и много пережившие люди тоже имеют ответ: если не можешь забыть – помни.

Федеральное государственное казенное

дошкольное образовательное учреждение

«Детские ясли – сад «Сказка» МВД России»

Психологический тренинг для педагогов

«Я познаю себя»

Подготовил:

Педагог – психолог

Шай М.С.

г. Симферополь, 2016

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Цель:

Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности).

Задачи:

развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей

осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе

повысить коммуникативные навыки педагогов

повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех

развитие навыков общения, снятие телесных зажимов.

Необходимые материалы:

Листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

Спокойная музыка для релаксации

Подготовленные изображения с заданным рисунком для теста «Нарисуем свой характер»

Мягкая игрушка для приветствия.

Ход тренинга:

Участники сидят в кругу.

Педагог-психолог:

Мысль этой встречи сегодня нам с вами очень близка.

Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».

Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают.

Сегодня разговор будет идти больше о нас с вами - взрослых людях, и мы не будем забывать, что прежде всего мы с вами - МАМЫ, ЖЕНЩИНЫ. А наша профессия - это воспитание детей.

Упражнение « Приветствие ».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение «Я учусь у тебя».

Участники выходят в круг.

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Упражнение «Нарисуй свой характер».

Нарисуем свой характер.

Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению.

1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

5. Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

6. Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

7. Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

8. Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.

Заканчиваем тренинг ритуальным прощанием.

«Чему я научилась»

Цель: рефлексия.

Задание: Допишите незаконченные предложения.

Я научилась….

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что….

Мне понравилось…

Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….

Завершение.

Всем спасибо за активное участие!

Использованная литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.

4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

5. Интернет ресурс.

Настройка аудитории на восприятие информации, привлечение внимания.

Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Хочу представить свое игровое тренинговое занятие.

Для того, чтобы вам ясна была цель окунемся в историю.

Вступление

Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Самомотивация

Я приглашаю сюда тех кто испытывает что то подобное или хотел бы сберечь себя от этого состояния. Мне нужно 8 участниц.

Заметьте 16 столетий вспоминали императора. Для того чтобы вас вспоминали еще дольше и только добрым словом – позаботьтесь о себе прямо сейчас разминка.

Упражнение – энергизатор

Я рада вас всех приветствовать. Для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.

- «Постройтесь по росту», - «По размеру обуви», - «По цвету глаз начиная от светлых» (от светлых до темных), - по алфавиту отчества, - по дате рождения.

Вопросы для обсуждения упражнения:

  • Что помогло быстрее построиться?
  • Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

Вывод, к которому приходят ребята: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

Знакомство

Давайте познакомимся. Как правило в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество.

Встаньте в круг. По очереди назовите как бы вы хотели чтобы вас сегодня называли. Свое настроение, внутреннее состояние вам предстоит выразить по-разному. Вытяните карточки на них написано как вам нужно выразить себя (остальные угадывают).

Вывод: Иногда легче выразить себя с помощью образов, чем рассказать словами и найти подходящие слова. Почаще надо заглядывать в себя. В одних случаях это поможет вовремя себе помочь, в других – научит жить здесь и сейчас.

Прежде чем объявить вам цель нашей встречи хочу показать небольшой опыт.

Приглашаю вас присесть (участницы уже делятся на 2 команды пока садятся, стулья стоят вокруг 2 столиков на которых тоже есть вода, стакан, гуашь, кисточка, блеск, трубочки).

Проведём опыт. Перед вами стакан с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая.) С каким вашим внутренним состоянием можно сравнить? Мысли? Чувства? Эмоции? Настроение? Вам нравится, когда внутри вас все спокойно. (Что нам может помочь в этом.)

Добавляем блеск. Теперь что происходит с нами? (Блеск радости и счастья, говорят блеск в глазах) Нравится нам это состояние? (что нам может помочь в этом.)

Перед вами краски, кисточка, вода, трубочки и стакан. Покажите опытным путем состояние психоэмоционального напряжения. (Напомню - состояние психического, эмоционального и физического изнеможения сопровождается ощущением усталости, сопутствует бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.)

Объявляется цель занятия-тренинга:

Цель нашего занятия - создать модель, которая помогла сохранить наше психологическое здоровье.

Я приглашаю вас творческую мастерскую (педагоги садятся вокруг стола, на котором стоит соль).

Смотрите, на столах насыпана соль. Для чего ее можно использовать?

Мы сейчас попробуем соль жизни превратить в радость.

Несколько минут я предлагаю вам побыть наедине с собой и прислушаться к своим ощущениям. Спросите себя «Что я сейчас ощущаю, переживаю, думаю?». Можете на минутку закрыть глаза для того чтобы прислушаться к себе. Сосредоточьтесь на несколько секунд на этом вопросе и подумайте, с помощью каких цветов смогли бы отразить свое эмоциональное состояние.

Откройте глаза. Сейчас мы будем создавать вашу радугу настроений.

Перед вами соль и разноцветный мел. Выберите первый цвет соли который чем-то напоминает то что вы ощущали сейчас. (Дополнительно вы можете выбрать уже готовую окрашенную соль.)

Насыпаем немного соли на листок и начинаем ее окрашивать мелом. Высыпаем. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои песка, иначе вместо радуги в бутылке у вас получится песок грязно - коричневого цвета. Итак, приступаем

Закрутите крышку. Поделка готова!

Следующий цвет и т.д. пока вы не заполните ваш сосуд радужного настроения.

Можно взять проволочку и попытаться создать какой-либо рисунок очень аккуратно, чтобы не перемешать лишние слои. Вот так творят египетские мастера создавая творческие рисунки из песка.

Это можно делать в группах с детьми, красить соль можно с помощью мела.

Итог: Продемонстрируйте свой шедевр. Посмотрите на радугу в бутылочке (баночке) внимательно и скажите, что приходит вам в голову, когда вы на него смотрите - ассоциации. Имеет ли это с вашими ощущениями внутренним состоянием, что-то общее?

Как вы думаете, с помощью чего мы попытались с вами очистить наш стакан? (Соль, краски. пластилин, песок- это методы арт-терапии или творчества.)

Вывод: мы сейчас учились выражать свое внутреннее состояние, все что накопилось в душе с помощью творчества. Трудно бывает понять, а тем более выразить словами то, что чувствуешь – зато более легко изложить в творчестве, к тому же это снимает накопленное психическое напряжение, помогает успокоиться или просто сосредоточиться. Мы сейчас с помощью невидимого мостика соединили мир фантазий и мир реальности.

У вас отлично это получилось.

Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

Нас ждет второе испытание.

Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.

Конечно, на пути к счастью будут встречаться препятствия, но вы же в счастливых галошах.

Итак, разбиваемся на две команды, встали в шеренгу - рассчитайсь на кошечки и пантерочки. Кошечки вправо, пантерочки – влево.

Будем соревноваться. Ваша задача, надев калоши преодолеть все препятствия (демонстрирую как пройти эстафету):

  • (кочки) – преодолеваем кочки неприятных, преследующих мешающих, темных мыслей (идем в галошах по ним);
  • (дорожка) – это река тревожности, волнений, страхов. (по ней нужно пройти необычным способом, ни разу его не повторить);
  • (барьер) - ваша планка низкая самооценка (я не смогу, у меня не получится);
  • Болото (обруч) невежества окружающих. Подумайте как его перейти чтоб не увязнуть в этом же болоте;
  • впереди цель (пьедестал с медалью) – победа (здесь у вас минутка радости победы: ваши жесты, мимика, пантомимика, возгласы - которые помогут, вам передать ощущение победы) порадуйтесь немного;
  • Возвращаемся гордым победителем – передаем эстафету;
  • Бежит следующий участник.

Итог в форме интервью:


1. Как вам удалось так быстро преодолеть эти препятствия?

2. Что вы ощущаете?

3. Помогали ли вам ваших коллег?

4. Прибавилось ли у вас позитивных эмоций от победы, преодоления таких сложных препятствий?

5) Какие выводы вы для себя сделали?

7) А в жизни что вам помогает преодолевать препятствия на пути к цели?

8) В жизни, вам что труднее всего бывает преодолеть, с чем справиться?

(Открывается таз с рыбками наполненный водой.)

Перед нами таз с рыбками. У вас есть удочки. ваша задача – пока звучит музыка наловить в ведро как можно больше рыбок. Музыка смолкает вы подходите к аквариуму. Делаем все быстро, а то рыбки задохнуться без воды.

Подходим к аквариуму и выпускаем только тех рыбок, которые будут являться для нас запасами сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, то что помогает сохранить свою жизнестойкость.

Осталось угадать, как можно было назвать всех этих рыбок в аквариуме? (Можно применить мозговой штурм.)

Это наши ресурсы.

Каждому человеку нужны ресурсы – это источники запасов сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, то что помогает сохранить свою жизнестойкость.

Вывод: Вот так символическим языком мы попытались сегодня построить некую модель нашего психологического здоровья.

Нам всем вместе это удалось сделать в такой непринуждённой форме!

Рефлексия: Давайте по кругу выскажем своё мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас (каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения).

Какие чувства испытывали?
Что нового узнали, чему научились? Над чем вы задумались?
Как это пригодиться в будущем?

Ведущий подводит итог: умение снимать свое психологическое и эмоциональное напряжение, позитивное мышление, осознание и развитие своего ресурсного состояния, а также положительные эмоции которые мы сегодня получили от встречи могут помогли нам ощутить себя лучше, подняли наше настроение и самоощущение. А если в собственном доме царит мир и любовь, позитив, то мы можем творить, дарить, нести любовь в маленькие домики детских сердец.

Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог - здоровые дети.

Упражнение «Аплодисменты» (2мин)


Цель: поднять настроение и на позитиве завершить занятие в эмоциональном плане

Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей тренинговой группы и начинаю аплодировать. (Зал помогайте – молодчины же участницы столько преград преодолеть и сохранить позитив.) Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Анастасия Крылова
Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»

Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки » .

Цели :

Формирование благоприятного психологического климата ;

Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;

Профилактика профессионального выгорания;

Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;

Снятие эмоционального напряжения.

Целевая аудитория : педагоги ДОУ .

Форма проведения : тренинг .

Оборудование : аудитория с расставленными по кругу стульями (по количеству участников, мяч, магнитола, диск с медленными танцами, диск с музыкой для релаксации, тканевые повязки на глаза, листы бумаги, шариковые ручки по числу участников и фломастеры.

Ход проведения:

1. Приветствие

Цель :

Познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу.

Психолог : Здравствуйте, дорогие педагоги ! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались в нашем зале, чтобы немного отдохнуть, расслабиться, познакомиться немного поближе друг с другом. В начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам поздороваться необычным способом : каждый участник группы, мизинцами соединяется с рядом сидящим соседом, и по моей команде дружно, скажем «Здравствуйте» .

2. «Знакомство»

Цель :

Настроить каждого участника на работу в группе;

Вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Психолог : Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни – выбрать себе имя. Ведь часто бывает : кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени – Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Напишите его на бумажной карточке и прикрепите к одежде. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени".

А теперь, давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающее настроение или наше состояние (Катя – дружелюбная) .

3. Правила нашей группы.

Цель :

Обозначить правила поведения в группе на протяжении всего тренинга .

Мы начинаем наше тренинговое занятие . Любой тренинг имеет правила . Я считаю, что целесообразно обсудить и решить каких правил мы будем с вами придерживаться на протяжении тренинга .

Закон «ноль-ноль» , предусматривающий своевременное начало тренинга , его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.

Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества весьма желательно).

Работа «от и до» : человек, принявший решение об участии в тренинге , изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.

Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации . Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их сегодняшнего отношения к тем ситуациям и отношениям. Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, которые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить настоящее, взяв лучшее в будущее.

Все высказывания должны идти от своего имени : «я считаю.» , «я думаю.» , а не «все сейчас думают.» , «большинство из нас.» и т. д.

Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.

Активное участие в работе : если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием .

Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.

4. Упражнение «Интервью»

Цель :

Знакомство

Создание обстановки доверия

Психолог : Друзья, представьте, что вы участники пресс - конференции. Все пишут на листочке три вопроса. Задаём вопросы, которые касаются жизненных, профессиональных взглядов, интересов. Затем листочек отдается другому участнику. (например, 3-ему сидящему с правой стороны автора вопросов) . Далее проходят «пресс - конференции» . Все по очереди читают вопросы и отвечают на них.

5. Передача предметов по кругу

Цель :

Обмен настроениями, чувств по кругу

Психолог : Сейчас я предлагаю передавать по кругу из рук в руки :

1. цветок,

2. бусинку

После чего мы «моем» руки в чистом горном ручье и «брызгаем» друг на друга хрустально чистой водой. Это высвобождает групповую энергию, позволяет участникам расслабиться. Психогимнастика завершается еще одним кругом с описанием своего актуального состояния, ощущений, настроения.

6. Музыкальное упражнение «Танец вдвоем»

Цель :

Установить контакт на невербальном уровне, почувствовать доверие к партнеру и самому себе.

Психолог : А сейчас зазвучит приятная музыка. Все участники с закрытыми глазами (можно надеть тканевые повязки на глаза) начинают выполнять танцевальные движения, после чего вы должны найти себе пару и продолжить танец вдвоем. Как только музыка перестанет звучать – откройте глаза и поблагодарите своего партнера.

После упражнения участники делятся своими ощущениями. Важно выяснить, оправдались ли их ожидания от своего партнера, какие чувства они испытали, когда сняли темные очки.

7. Сеанс релаксации. «Руки»

Цель :

Снятие усталости, установление психического равновесия .

Психолог дает установку на расслабление, достижение внутреннего спокойствия , позитивный настрой. Играет спокойная мелодия.

Сядьте поудобнее. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей ваших рук на землю : вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете тяжёлую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.

8. Формулы психологической устойчивости

Психолог : Я хочу познакомить вас с формулами психологической устойчивости и рекомендую время от времени проговаривать себе этот текст. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам. Предлагаю по желанию произнести эти формулы. (участники получают распечатанные формулы) Приложение 1.

9. «Рефлексия»

Цель :

Получить обратную связь от участников группы.

Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.

Психолог : Давайте по кругу, передавая в руки мяч, выскажем свое мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения; что больше понравилось, что не понравилось; что выполнить было труднее всего, что легче; что удивило; ваши пожелания и т. д.

10. Заключительный этап.

Цель :

Получить обратную связь от участников группы

Получить информацию о том, какие вопросы хотят обсудить педагоги на дальнейших тренингах , какие формы работы им нравятся.

Психолог : сейчас я хочу раздать вам анкеты (приложение 2) . Вы заберете их с собой, через пару дней прошу вернуть заполненные бланки. Обработка результатов анкетирования (приложение 3) .

11.«Прощание» Мне было очень интересно и приятно работать с вами. Я предлагаю всем встать в круг, взяться за руки дружно и громко произнести «Всем-Всем-Всем спасибо за работу» .

Приложение 1.

Формулы психологической устойчивости

Устойчиво стою я на земле

Устойчиво стою я на земле. Вот так!

Несчастиям своим я дам под зад. Вот так!

Друзей моих я буду обнимать. Вот так!

Смеяться буду громко я. Вот так!

Только смеяться

Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться!

И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!

Формулы принятия несчастья

Что бы со мной ни случилось

Что бы со мной ни случилось, я совершенно спокоен,

Потому что я расслабляюсь, а потом, как дитя, улыбаюсь.

То, что в судьбе неизбежно

То, что в судьбе неизбежно, я легко принимаю.

Невозможно прожить без несчастий, это я хорошо понимаю.

Формулы позитивных мыслей

Начинается мой новый день

Начинается мой новый день ,

Начинается моя новая жизнь!

Загорается во мне новый свет,

И рождается во мне чудо-жизнь!

Здравствуй, новый мой прекрасный день !

Здравствуй, новая моя чудо жизнь!

Здравствуй, новый в сердце дивный свет!

Здравствуй, новая моя чудо – мысль!

Формула повышения самооценки

и позитивного восприятия окружающих

Я хороший

Я, я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.

Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный.

Я люблю тебя.

Приложение 2.

АНКЕТА «МОЙ ЗАПРОС НА ТРЕНИНГ »

Отметьте, пожалуйста, знаком «+» наиболее значимые для вас пункты относительно работы нашего тренинга и допишите свой личный запрос в рамках данной тематики (если он есть) :

Темы тренинга

Основные правила общения

Конфликты

Манипуляции

Как справиться с эмоциями

Формы работы с родителями

Стресс-менеджмент (управление стрессом)

Уверенное поведение в общении

Мой индивидуальный запрос в рамках данной тематики (если есть)

Формы работы на тренинге

Мини-лекции

Дискуссии

Упражнения на отработку навыков взаимодействия

Обмен опытом с участниками тренинга

Совместное обсуждение проблем

Организация работы

Самостоятельно

В подгруппах

Приложение 3.

БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ

РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ

встречаемости «+» Результат

Темы тренинга___

Основные правила общения

Особенности общения с родителями

Конфликты

Манипуляции

Как справиться с эмоциями

Формы работы с родителями

Стресс-менеджмент

(управление стрессом)

Уверенное поведение в общении

Количество индивидуальных запросов

Формы работы

Мини-лекции

Дискуссии

Упражнения на отработку

навыков взаимодействия

Обмен опытом с участниками тренинга

Совместное обсуждение проблем в кругу

Организация работы

Самостоятельно