Щедрый шельф: «Роснефть» обнаружила первое нефтяное месторождение в Восточной Арктике. Освоение шельфа восточной арктики начинается с хара-тумуса. Хатанга станет новым центром нефтедобычи

Нефтегазовая компания «Роснефть» сообщила об обнаружении в море Лаптевых первого месторождения углеводородов на шельфе Восточной Арктики. Российский нефтяной гигант ведёт бурение самой северной поисковой скважины на арктическом шельфе на основании комплексного геологического исследования.

«В процессе бурения скважины «Центрально-Ольгинская-1» с берега полуострова Хара-Тумус на шельфе Хатангского залива моря Лаптевых осуществлён троекратный отбор керна с глубин от 2305 до 2363 м, который показал высокое насыщение нефтью с преобладанием лёгких маслянистых фракций», — сообщили в компании.

В «Роснефти» заявили, что уже на основании первичных исследований можно сделать вывод об открытии нового месторождения нефти, объём ресурсного потенциала которого будет увеличиваться по мере продолжения буровых работ. При этом в компании отметили, что наличие углеводородов в поднятом образце подтверждает геологическую модель, разработанную специалистами «Роснефти».

«Полученный результат бурения на Хатангском лицензионном участке позволяет компании «Роснефть» считаться первооткрывателем месторождений на шельфе Восточной Арктики», — подчёркивается в сообщении.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев в беседе с RT рассказал, что официальная оценка объёма ресурсного потенциала нового месторождения появится не раньше осени, но компания получит предварительные результаты гораздо раньше, уже в течение месяца.

«У нас результаты превосходят ожидания. Есть официальная оценка <...> но своё представление о том, что мы имеем, мы получим быстрее. Надо ещё завершить бурения, отобрать пробы, керны, изучить их», — рассказал Леонтьев.

«Мы смогли всё это реализовать благодаря прогрессу геологической науки, профессиональной работе геологов и бурильщиков нашей компании», — отметил Леонтьев.

  • Reuters

В свою очередь, глава Минприроды России Сергей Донской поздравил компанию с открытием и заявил, что новое месторождение может стать крупнейшим на шельфе.

«Искренне поздравляю коллег! Уже можно говорить о существенном притоке нефти, а значит — об уникальном открытии, вполне возможно, крупнейшего месторождения на шельфе», — написал Донской на своей странице в Facebook.

Лицензия на разработку Хатангского участка была получена «Роснефтью» в ноябре 2015 года, а уже 3 апреля 2017 года компания приступила к бурению скважины «Центрально-Ольгинская-1».

Старт поисковому бурению в ходе телемоста дал президент России Владимир Путин, подчеркнувший значимость этого проекта.

«Фактически начинается работа по целой нефтегазоносной провинции, которая, даже по предварительным данным, содержит миллионы тонн условного топлива. Это сложная, высокотехнологичная операция, так называемое горизонтальное бурение. Это только первая скважина, а впереди — огромная работа» — заявил Путин.

Хатангский лицензионный участок находится в Хатангском заливе моря Лаптевых на севере Красноярского края. Глубина моря на территории участка достигает 32 м.

  • Путин - находящемуся в Арктике Сечину: «Хорошо выглядите, симпатично»

С 2014 года «Роснефть» провела в море Лаптевых беспрецедентные работы по геологоразведке, в результате которых было выявлено около 115 нефтегазоносных перспективных структур. При этом, по предварительным оценкам, общий ресурсный потенциал моря Лаптевых достигает 9,5 млрд тонн в нефтяном эквиваленте.

По оценкам специалистов, к 2050 году арктический шельф будет обеспечивать 20—30% всей российской нефтедобычи, что вызывает повышенный интерес к этому региону. Так, в 2018 году «Роснефть» продолжит свою поисково-разведочную деятельность в Баренцевом море, а в 2019 году — в Карском море.

В марте 2017 года глава Министерства природных ресурсов и экологии России Сергей Донской в рамках международного форума «Арктика — территория диалога» заявил, что нефтегазовые компании страны активизируют геологоразведочные работы на арктическом шельфе в 2018 году. По словам министра, речь, прежде всего, идёт о крупнейших компаниях-недропользователях — «Роснефти» и «Газпроме».

В последнее время арктический вопрос привлекает всё большее внимание сверхдержав. Так, во время майских переговоров в рамках заседания Арктического совета на Аляске его поднимали глава российского МИД Сергей Лавров и госсекретарь США Рекс Тиллерсон.

В апреле Минобороны России опубликовало фотографии военной базы «Арктический трилистник», расположенной на острове Земля Александры. Эта база является единственным в мире объектом капитального строительства, возведённым на 80-м градусе северной широты.

Россия также обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом и продолжает спускать на воду новые суда такого класса. В настоящее время российский ледокольный флот насчитывает 40 кораблей, тогда как США располагают только четырьмя такими судами, а Канада — шестью.

Международная конкуренция в Арктике не в последнюю очередь ведётся именно за колоссальные запасы углеводородов. После запуска бурения скважины «Центрально-Ольгинская-1» The Financial Times выпустила материал, в котором отмечалось, что пример реализации подобных проектов демонстрирует умение российских нефтегазовых компаний самостоятельно справляться с трудностями, связанными с санкционным режимом.

Ведь неслучайно под санкции стран Запада в 2014 году попали поставки в Россию оборудования для нефтегазового бурения, в том числе для бурения на арктическом шельфе.

В то же время первые лица государства, включая президента Владимира Путина и главу внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова, неоднократно заявляли, что Россия открыта для конструктивного сотрудничества с другими странами на территории Арктики в энергетической и других сферах.

ПАО «НК «Роснефть» на основании комплексного геологического исследования осуществляет бурение самой северной поисковой скважины на шельфе Восточной Арктики. В процессе бурения скважины «Центрально-Ольгинская-1» с берега полуострова Хара-Тумус на шельфе Хатангского залива моря Лаптевых осуществлен троекратный отбор керна с глубин от 2305 до 2363 метров, который показал высокое насыщение нефтью с преобладанием лёгких маслянистых фракций. Уже на основании первичных исследований можно сделать вывод об открытии нового месторождения нефти, объем ресурсного потенциала которого увеличивается по мере продолжения буровых работ. В настоящий момент отбор керна продолжается.

Наличие углеводородов в поднятом керне подтверждает геологическую модель, разработанную специалистами «Роснефти». Полученный результат бурения на Хатангском лицензионном участке позволяет Компании «Роснефть» считаться первооткрывателем месторождений на шельфе Восточной Арктики.


Лицензия на разработку Хатангского участка была получена «Роснефтью» в ноябре 2015 года. В кратчайшие сроки, продиктованные жесткими климатическими ограничениями, была проведена мобилизация и подготовка бурового оборудования. 3 апреля по команде Президента Российской Федерации Владимира Путина «Роснефть» приступила к бурению скважины «Центрально-Ольгинская-1». Значимость проекта «Роснефти» была подчеркнута Президентом РФ в ходе телемоста на старте бурения: «Фактически, начинается работа по целой нефтегазоносной провинции, которая, даже по предварительным данным, содержит миллионы тонн условного топлива. Это сложная, высокотехнологичная операция, так называемое горизонтальное бурение. Это только первая скважина. Впереди огромная работа. И я хочу пожелать Вам удачи и выразить надежду на успех этого начинания» — заявил Президент России.

Глава «Роснефти» в апреле докладывал Владимиру Путину, что подготовка к бурению была проведена в рекордные сроки: «Чуть больше года назад, при Вашей поддержке компания получила возможность работать на Хатангском лицензионном участке».


Справка:

«Центрально-Ольгинская-1» — это первая скважина, которая бурится в акватории моря Лаптевых.

Хатангский лицензионный участок расположен в Хатангском заливе моря Лаптевых на севере Красноярского края. Площадь участка — 17 217,5 кв. км, глубина моря — до 32 м.

В настоящее время «Роснефти» принадлежит 28 лицензионных участков на Арктическом шельфе с суммарными ресурсами 34 млрд т.н.э.

В море Лаптевых с 2014 г. Компанией были проведены беспрецедентные работы по геологоразведке: 21 тысяча погонных километров сейсморазведочных работ, выявивших порядка 114 нефтегазоносных перспективных структур. Общий ресурсный потенциал моря Лаптевых составляет, по предварительным оценкам, до 9,5 миллиарда тонн в нефтяном эквиваленте.

По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи.

С 2012 года инвестиции «Роснефти» в освоение арктического шельфа составили около 100 млрд рублей. Компания не собирается снижать темпы работ и с 2017 по 2021 год объемы инвестиций вырастут в два с половиной раза — до 250 млрд рублей.

В 2016 году «Роснефть» выполнила внушительный объем комплексных геолого-геофизических исследований в сложных арктических и субарктических условиях. Было выполнено более 35,5 тысяч пог. км сейсморазведочных работ 2Д, что превысило требования лицензионных обязательств более чем в 2 раза. Также Компания провела более 5 тыс. км2 сейсморазведочных работ методом 3Д, что в 2,5 раза превышает лицензионные обязательства. Объем аэрогеофизических исследований составил 207 тыс. км2. В результате проведенных геологоразведочных работ изучена площадь 0,8 млн. км2 арктического шельфа РФ.


На самой северной скважине на российском арктическом шельфе был дан старт бурению. Причем его дал президент России Владимир Путин посредством телемоста с главой нефтяной компании «Роснефть» Игорем Сечиным , который находился на берегу Хатангского залива.

«Впервые в истории бурение будет проводиться на континентальном шельфе Восточной Арктики. Ресурсный потенциал только по морю Лаптевых, по оценке специалистов, составляет 9,5 млрд тонн нефтяного эквивалента — доложил глава “Роснефти” Президенту страны. — По результатам сейсморазведочных работ в море Лаптевых выявлено в четыре раза больше перспективных структур, чем предполагалось ранее: 114 против 28». В компании рассчитывают, что бурение на Хатангском участке будет не менее успешным, чем в Карском море в 2014 году, где была открыта новая Карская нефтегазоносная провинция, что стало тогда главным событием в мировой нефтегазовой отрасли. «Инвестиции в добычу углеводородов в Арктике, создание соответствующей инфраструктуры дадут колоссальный мультипликативный эффект как для развития арктического региона, так и Северного морского пути как важнейшей мировой транспортной артерии», — отметил Игорь Сечин.

Владимир Путин особо отметил важность освоения Арктики государственными компаниями: «У нас на арктическом шельфе в море находится огромное количество еще нераспечатанных запасов. И исходя из огромной ценности и важности этих запасов углеводородного сырья, именно компаниям с преимущественным участием государства разрешено осуществлять соответствующую работу. Эти преимущества компания “Роснефть”, безусловно, должна использовать самым наилучшим образом».

История места

Хатангский лицензионный участок расположен в хатангском заливе моря Лаптевых на севере Красноярского края. По площади данный участок занимает 18 709 км, глубина моря здесь 32 м.

«Центрально-Ольгинская-1» представляет собой первую скважину, которая будет пробурена под акваторией моря Лаптевых. Бурение ведется с берега полуострова Хара-Тумус. А это, как утверждают эксперты и представители компании, поможет сэкономить на строительстве скважины. По проекту глубина ее должна составить до 5000 метров. Бурение шельфовых скважин с суши — это современная российская технология, впервые примененная «Роснефтью» на Сахалине. Сейчас технологии, которыми обладает «Роснефть, позволяют бурить шельфовые скважины с суши с отходом от вертикали до 15 км. По словам Игоря Сечина, это позволяет экономить значительные средства и минимизировать экологические риски, что особо актуально в условиях Арктики. Работы по бурению проводит собственное сервисное подразделение компании «РН-Бурение».

Стоит учитывать тот факт, что бурение скважины проходит в тяжелых климатических условиях: здесь аномально низкие температуры, вечная мерзлота, отсутствуют дороги и прочая инфраструктура. Ведь даже ближайший населенный пункт от места бурения — село Хатанга — находится в 350 км.

Рядом с полуостровом отсутствуют морские порты, сам же период навигации длится не более 2 месяцев за год. Но за это время подготовка велась активно — за летнюю навигацию в 2016 году из морского порта Архангельск сюда было доставлено свыше 8000 тонн грузов. В том числе, буровая установка, оборудование и различные материалы, необходимые для бурения, горюче-смазочные материалы, спецтехника и даже модульный жилой комплекс.

Перед началом работ компания выполнила весь необходимый комплекс исследований — как геологических, так и геофизических, которые проходили в сложных условиях Арктики.

В рекордные сроки было выполнено бурение параметрической скважины, а также проведена аэрогравимагниторазведка в объеме 20 000 погонных км и сейсморазведка 2D в объеме 83 погонных км. Для реализации проекта будут использоваться и результаты работы первой круглогодичной научной базы компании в Арктическом регионе, которая была открыта в 2016 году в Хатангском заливе.

Освоение шельфа

«Роснефти» сейчас принадлежит 28 лицензионных участков на шельфе Арктики, суммарные ресурсы 34 млрд тонн нефтяного эквивалента.

«Роснефть» активно развивает шельфовые проекты. С 2012 года на освоение арктического шельфа было инвестировано около 100 млрд рублей. И темпов своей работы нефтяной гигант снижать не намерен — объемы инвестиций в ближайшие 5 лет вырастут до 250 млрд рублей. До 2021 года «Роснефть» планирует пробурить 4 поисково-разведочные скважины в Восточной Арктике на шельфе моря Лаптевых и 8 скважин на наиболее перспективных структурах Западной Арктики — в Карском и Баренцевом морях.

Эксперты уже оценили перспективность арктического шельфа — по их данным, он будет обеспечивать 20-30% всей российской нефтедобычи к 2050 году.

По некоторым оценкам, освоение шельфа сформирует от 300 до 400 тысяч высококвалифицированных мест в различных отраслях российской экономики. Это приведет к развитию инноваций и разработке высокотехнологичной продукции. Деятельность компании по освоению шельфа даст мощный импульс для развития всей экономики России, науки, судостроения, машиностроения, металлургии, электроники, авиастроения, развития инфраструктуры.

С целью освоения Арктического шельфа «Роснефть» ведет активную работу по созданию уникальной производственной базы морской техники. Одним из направлений работ по решению этой задачи станет создание на базе ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» промышленного и судостроительного кластера на Дальнем Востоке России, ядром которого будет новая верфь — судостроительной комплекс «Звезда» в городе Большой Камень. В сентябре 2016 года состоялась торжественная церемония запуска первой очереди судостроительного комплекса «Звезда». Основу первой очереди составляют блок корпусных производств и тяжелый достроечный стапель, работы на котором ведутся с опережением ранее утверждённого графика. Проект обладает существенным мультипликативным эффектом, стимулирует развитие смежных отраслей и является одним из ключевых драйверов развития региона. Как подчеркнул на церемонии Владимир Путин: «У нас есть все основания полагать, что новое предприятие по уровню производительности труда будет не только передовым, а по многим показателям будет лучше, чем основные наши конкуренты в мире».

Научная деятельность

В прошлом году «Роснефть» открыла первую круглогодичную научно-опорную базу в Арктическом регионе, которая расположилась в Хатангском заливе моря Лаптевых. Это позволит ученым решать задачи по проведению зимних исследовательских экспедиций в пределах лицензионных участков Компании в море Лаптевых. В течение остального времени года база будет использоваться как научный полигон для апробации новых арктических технологий и материалов, в частности технологий управления ледовой обстановкой. На базе ведется круглогодичный мониторинг метеорологических, актинометрических, гидрологических и ледовых условий Хатангского залива. В составе научного оборудования работает метеостанция — одна из восьми, установленных в регионе в рамках экспедиционных исследований НК «Роснефть». Стоит отметить, что компания по итогам проведенных комплексных экспедиций практически полностью восстановила систему метеонаблюдений в Арктике.

«Роснефть» уже организовала в Арктике 12 научно-исследовательских экспедиций. За это время удалось накопить огромный пласт уникальных научных данных, представляющих особую ценность для всей мировой науки. Столь основательный научный фундамент «Роснефть» готовит для ведения экологически безопасной дальнейшей хозяйственной деятельности на лицензионных участках арктического шельфа.

Компания подходит к вопросу экологической безопасности системно и нацелена, прежде всего, на предотвращение нештатных ситуаций. В компании разработан комплекс мер, направленных на предупреждение экологических угроз в Арктике. НК «Роснефть» совместно с компанией Иннопрактика реализовала проект по созданию микробного препарата для северных морей (препарат разрабатывали ученые МГУ). Специалисты выделили около 100 микроорганизмов, способных при низких, в том числе и отрицательных, температурах разлагать нефть и нефтепродукты.

При реализации шельфовых проектов Компания планирует на постоянной основе проводить оценку состояния окружающей среды в акватории северных морей и на прилегающих территориях. «Роснефть» принимает активное участие в программах по мониторингу и изучению морских млекопитающих и птиц Арктики.

Президент России распорядился сегодня о начале бурения первой скважины на шельфе Восточной Арктики, что, безусловно, станет новым историческим этапом в освоении углеводородных месторождений РФ. В мировой нефтяной отрасли с российской Арктикой связывают огромные надежды.

Нефтяные пионеры

Масштабы Арктического региона РФ соответствуют масштабам самой большой страны мира. Площадь Арктического шельфа в границах, установленных международными соглашениями, составляет 4,1 миллиона квадратных километров. Для сравнения, общая площадь территории стран, входящих в , - 4,3 миллиона квадратных километров. После выхода Великобритании из ЕС, его площадь станет меньше площади Арктического шельфа России.

Арктический регион России по степени освоения делится на две части: западную и восточную. Они сопоставимы по площади, но Восточная Арктика все же больше. Граница между ними - Енисей и его продолжение в Северном Ледовитом океане.

Западный Арктический регион России освоен намного лучше, чем восточный. Если вдоль побережья Западной Арктики расположены такие города, как Мурманск, Архангельск, Салехард и другие, то в Восточной Арктике есть только Норильск. На восток от Таймыра до самой Чукотки на территории более 3 миллионов квадратных километров, включая острова и шельф, проживает около 2 тысяч человек. Восточная Арктика не освоена и безлюдна, как Антарктида. Здесь находится полюс холода Северного полушария Земли - Оймякон, и освоение этой части планеты по сложности сопоставимо с освоением Луны или Марса. Вам не хватает адреналина и нужна романтика пограничья? Тогда вам в Восточную Арктику! Убежден, что арктический проект может стать национальной идеей России, как когда-то для Великобритании такой идеей стало освоение Вест-Индии, а для США - экспансия пионеров на запад.

Суша Восточной Арктики постепенно осваивается. Добывают алмазы, понемногу восстанавливают и строят опорные базы Северного морского пути (СМП). В ближайшие годы именно СМП будет становым хребтом экономики Восточной Арктики. Но кораблям нужно топливо, а бункеровка судов - это самый выгодный бизнес в нефтяной промышленности. Только после обеспечения СМП и новых городов - баз промышленного производства и обслуживания СМП - из региона можно будет вывозить нефть и газ.

Для освоения Арктики России необходима научная, технологическая и производственная база. Эту базу создает » на базе верфей «Звезда» под Владивостоком и «Росляково» под Мурманском. Однако научно-производственная база - это только средство, а цель «Роснефти» - развитие нефтяного и газового бизнеса.

Лидер освоения шельфа

Из 4,1 миллионов квадратных километров Арктического шельфа России только 2 миллиона квадратных километров сейчас считаются перспективными с точки зрения добычи нефти и газа. На всю эту территорию выданы лицензии на поиск, разведку и разработку нефтегазовых месторождений. Лицензии на 78 процентов этой территории принадлежат «Роснефти».

За 2014-2016 годы методами сейсморазведки «Роснефть» изучила 0,8 миллионов квадратных километров Арктического шельфа. На шельфе Карского моря, в Западной Арктике было открыто новое нефтегазоконденсатное месторождение «Победа». Пришло время Восточной Арктики.

Первым «испытательным полигоном» в Восточной Арктике стало море Лаптевых. На начало сейсморазведочных работ «Роснефти» здесь было выявлено 28 перспективных в смысле нефти и газа структур. Сейчас их количество увеличилось до 114.

Хатангский полигон

Для бурения первой скважины на шельфе Восточной Арктики был выбран Хатангский лицензионный участок, перекрывающий акваторию Хатангского залива моря Лаптевых. Площадь участка - 18 709 квадратных километров, глубина моря - до 32 метров. Это идеальный «лягушатник» для испытания новых технологий и оборудования, предназначенного для разведки и освоения месторождений нефти и газа на Арктическом шельфе.

Промышленная нефтегазоносность района Хатангского залива давно доказана. Однако никаких геологоразведочных работ на нефть и газ на шельфе Хатангского залива никто еще не вел.

Лицензия на Хатангский участок была получена «Роснефтью» в конце 2015 года. В начале 2016-го на побережье Хатангского залива, на полуострове Хара-Тумус была создана круглогодичная научная база «Роснефти». Менее чем за полтора года «Роснефть» провела разведку Хатангского участка и выбрала Центрально-Ольгинскую перспективную структуру для бурения первой поисковой скважины.

В районе Хатангского залива никто не живет и нет никакой инфраструктуры. Поэтому в период навигации 2016 года, который продолжался немногим более двух месяцев, на место буровых работ было доставлено свыше восьми тысяч тонн грузов. Пришлось завозить абсолютно все, что требуется для жизни и работы в суровых условиях Восточной Арктики: модульный жилой комплекс, буровую установку, топливо, расходные материалы и многое другое. Все это привезли из Архангельска, за 3 600 километров отсюда.

Центрально-Ольгинская структура находится на шельфе Хатангского залива, но скважина Центрально-Ольгинская-1 будет заложена на суше, на берегу полуострова Хара-Тумус. Проектная глубина скважины - до 5000 метров с последующей боковой горизонтальной врезкой, которая пройдет под акваторией моря Лаптевых и вскроет отложения триаса Центрально-Ольгинской структуры, которые могут содержать нефть. По этой технологии «Роснефть», мировой лидер по ее применению, осваивает часть шельфовых месторождений Сахалина.

Освоение Хатангского участка на шельфе Восточной Арктики началось раньше с технически более простого освоения предшельфового Восточно-таймырского участка, лицензию на который получила в конце 2015 года частная . Однако ничего удивительного в этом нет: ведь «Лукойл», как известно, не настроен на реализацию стратегических национальных проектов, предпочитая вкладывать инвестиции в добычные активы за рубежом, а российские месторождения осваивает лишь формально, ставя их себе на баланс и повышая таким образом капитализацию.

В условиях падения цен на нефть все крупнейшие нефтяные компании мира свернули работы на шельфе. В этот сложный период «Роснефть» сохранила и расширила свою инвестиционную программу на шельфе Арктики, что утвердило Россию на позиции мирового лидера по освоению Арктического региона.

Стратегическая задача России на ближайшие годы - завершение обустройства Северного морского пути. Необходимо обеспечить топливом и энергией базы Севморпути и проходящие суда. Затем наступит этап разработки арктических месторождений для экспорта нефти, газа и нефтепродуктов.

Бурение первой скважины на шельфе Восточной Арктики - важный шаг в освоении огромного и пока не тронутого региона России. Возможно, это станет и шагом к осознанию освоения Арктики как национальной идеи России. Ведь это уже было: вспомним Главное управление Северного морского пути и его руководителей и Ивана Дмитриевича Папанина.